Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница28 из 37
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   37

отметил в «Дневнике»: «Вечером — лекция в зале о

«симфоническом хоре» В. А. Булычева, произведшая на меня весьма странное

впечатление чего-то недовинченного, многого на словах и весьма

малого по результатам. Беседа после лекции (участники: Танеев,.

Майкапар, Кастальский и др.). Автору досталось не мало

вразумительного» 148. Музыканты, поддерживая начинание Булычева,,

предложили ввести в капеллу преподавание специально певческих

и теоретических дисциплин, обучение игре на фортепиано и.

латинскому языку, необходимому для исполнения многих

полифонических произведений. Свои услуги в качестве педагогов;

предложили Р. Глиэр, В- Левченко, А. Метнер, позднее М. Ива-

нов-Борецкий. Большое участие в деятельности капеллы

принимал С. И. Танеев.

Художественный рост «Симфонической капеллы» шел

постепенно. После концертов, состоявшихся в сезоне 1908 года в зале-

Синодального училища и включавших произведения

композиторов Нидерландской школы, пресса отзывалась: «Нельзя отказать

в поучительности исполненной программы», но вместе с тем

отмечала, что исполнение «оставляло в техническом отношении

желать многого»149. Однако коллектив, зараженный энтузиазмом

своего руководителя, настойчиво шел к поставленной цели.

«В. А. Булычев упорно работает в Москве над своим

«Симфоническим хором» уже 13-й год, и дело его только теперь пошло &

ход и начинает завоевывать репутацию вполне делового и

культурного предприятия. Программы его в высшей степени серьезные

и свидетельствуют о его неутомимо-бескорыстной работе. Теперь

у него отличный хор в 50 человек и оркестр, с которыми он,

например, исполнил несколько раз Кеяшет Моцарта, Мессы С-йиг

Бетховена и Р-йиг Моцарта, массу произведений старых

контрапунктистов, вроде Орландо Лассо, Палестрины и других.

Работник во всех отношениях вполне почтенный»150. Разучиванием

ряда сочинений руководил С. И. Танеев, делая ценные указания1

относительно стиля исполнения.

Возросшее мастерство капеллы и накопленный дирижерский

опыт позволили Булычеву в 1910 году приступить к подготовке

сложнейшей хоровой партитуры — Мессы Ь-то11 Баха.

Напряженная репетиционная работа с участием С. И. Танеева

увенчалась успехом. Исполнение мессы тепло принималось московской

публикой. Месса повторялась в следующем сезоне. В отзыве на

концерт пресса так характеризовала деятельность Булычева:

«Его бескорыстная любовь к делу пропаганды старинной музыки,,

постановка ряда совершенно неизвестных здесь шедевров,

наконец, упорство и необычайная трудоспособность при достижении.

182

щели — все это заслуживает не только удивления, но и

уважения» ш.

В процессе работы над мессой возникла идея создать при

-«Симфонической капелле» баховскую группу, цель которой —

знакомить музыкальную общественность с творениями великого

композитора. Был объявлен дополнительный набор певцов, к

которым, как писалось в объявлении, предъявлялись «значительно

более высокие требования, чем при поступлении в хор капеллы...

Самое большое внимание будет обращаться на чтение с листа»152.

Цикл концертов сезона 1913/14 года, названный «Баховские

торжества» и охватывающий три вечера (камерный, органный и

большого хора, хора баховской группы), явился крупным

событием в музыкальной жизни Москвы. Пресса положительно

оценивала его успех, подчеркивая, что «лишь хор, поставленный так,

как у Булычева, — с листа ансамблем сольфеджирующий

труднейшие фуги, может выступить с такой программой»153. На

заключительном концерте были исполнены четыре кантаты, Ма&-

пШса! и мотет а сарреПа «Лези, тете Ргеийе».

Наряду с концертной деятельностью В. Булычев

популяризовал хоровое искусство в печатных работах. Его перу принадлежит

ряд музыкально-теоретических трудов, являющихся обобщением

прочитанных им публичных лекций по различным вопросам

хорового дела, а также посвященных анализу крупных форм

вокально-симфонической музыки154.

Пропаганду оперной хоровой музыки поставил своей целью

«Кружок любителей пения» под руководством хормейстера

Марианского театра Г. А. Казаченко. Высокий профессионализм

дирижера, наладившего в хоре последовательную

учебно-воспитательную работу, его заражающий энтузиазм позволили любителям

преодолеть значительные трудности в овладении сложными

оперными сценами. После одного из концертов «Русская музыкальная

газета» отозвалась: «Под руководством такого опытного дирижера,

как Казаченко, он достиг прекрасного ансамбля, передача хора

энергичная, музыкальная. Даже такая трудная пьеса, как

заключительная фуга интродукции «Жизни за царя» Глинки, прошла

уверенно и хорошо была повторена»155. «Кружок любителей»

совместно с хором РМО принял участие в чествовании Н. А. Рим-

ского-Корсакова A7 декабря 1900 г.I56.

Новым явлением в концертной жизни России 900-х годов стал

усиливающийся интерес демократической общественности к

серьезным, развитым формам хорового и' вокально-симфонического

искусства. Особенно знаменательно приобщение рабочих к

серьезной музыкальной литературе, которому способствовали хоровые

коллективы, возникавшие в их среде. Некоторые из хоров

достигали высокого профессионального уровня. К числу последних

относится хор И. И. Юхова A870—1942). Организованный в

1900 году из рабочих Мытищинского вагонного завода и фабрики

Рабепек в Щелкове под Москвой, хор вскоре вырос в известный

коллектив, пропагандировавший музыкальную классику в широ-

183

ких массах народа. Он давал много самостоятельных концертов

из произведений а сарреПа и выступал в различных

симфонических концертах, в частности, под управлением известного

дирижера С. А. Кусевицкого. Большую популярность хор завоевал

исполнением русских народных песен 157.

Замечательное явление представлял собой хор Пречистинских

рабочих курсов в Москве, руководимый в течение десяти лет

A904—1913) В. А. Булычевым. Энтузиазм дирижера и

участников хора, молодые и свежие голоса, упорная студийная работа,

охватывающая комплекс музыкально-образовательных дисциплин,

привели к успешным результатам. Коллектив выступал публично»

с исполнением больших и сложных классических произведений

(например, оратория Гайдна «Времена года»). О его

возможностях свидетельствует и посвящение ему С. И. Танеевым цикла

12 хоров а сарреПа на слова Я. Полонского, и участие певцов

в исполнении, совместно с «Симфонической капеллой», Мессы

Баха158.

Значительный вклад в музыкальное просвещение рабочих

Петербурга внесла энтузиастка хорового дела В. В. Певцова.

Исполнительскую деятельность она начала с небольшого

любительского хора, который организовала в 1904 году. С первых

выступлений хор обратил на себя внимание любителей хоровой

музыки. «Его исполнение, — писала после одного из концертов

«Русская музыкальная газета» — вообще живое, увлекательное,

теперь отличается тщательной отделкой деталей, особенно в

отношении вокального колорита. Хор и его учредительница имели

большой успех, повторяя едва ли не каждый номер» 159.

Программы концертов хора составлялись из произведений

русских композиторов и рассчитывались на демократическую

аудиторию. Тщательный подбор репертуара и детальная его

отработка, эффективная методика работы с хором, позволявшая в

относительно короткий срок добиваться высоких художественных

результатов, свидетельствовали о незаурядных дирижерских и

педагогических способностях В. Певцовой. В этом плане

интересен отзыв дирижера и композитора Н. С. Кленовского:

«Благодаря любви и дирижерскому таланту ее (Певцовой), хор поражает

слушателя как безупречною интонациею, звуковой мягкостью,

так и тонкостью нюансировки. Вера Васильевна играет на хоре,

точно виртуоз на инструменте: каждое движение ее рук,

выражение лица, вызывает соответствующую нюансировку... Все это

ясно указывает на ее специальное дирижерское дарование» 16°.

Летом 1911 года в одном из рабочих районов Петербурга

Певцова собрала хор в количестве 180 человек. После

непродолжительной, но интенсивной репетиционной работы хор дал

первый концерт, в котором наряду с хором поселян из оперы «Князь

Игорь», исполнялись русские народные песни в обработках

Гречанинова, Римского-Корсакова, Никольского. Сложность

программы свидетельствовала о серьезности творческих задач,

поставленных руководителем перед певцами любителями.

184

Хор послужил основой целой сети коллективов,

организованных Певцовой на рабочих окраинах города. К 1913 году общее

число их участников достигло тысячи человек. О большой

популярности рабочих хоров писала большевистская «Правда»,

регулярно печатавшая отзывы о концертах. В одной из заметок

говорилось: «Хор из двухсот человек. Программа концерта

составлена преимущественно из произведений русских композиторов.

Исполнение программы оставило самое хорошее впечатление»161.

О своей работе с хорами В. Певцова рассказывала:

«Контингент хоров — преимущественно рабочие. Люди в общем богато,

одаренные, с большой жаждой знания и неутомимостью в работе.

Три, три с половиной часа спевки-занятий, часто без перерыва,,

проходят совершенно незаметно как для меня, так и для хора.

Народ поет и народ слушает. Учатся сами и учат других

понимать и ценить лучшие образцы нашей родной хоровой

литературы»162. Вся сеть певческих хоров была тесно связана с

рабочими революционными и культурно-просветительными

организациями Петербурга.

Активизация хорового исполнительства не ограничивалась

Москвой и Петербургом. С конца 90-х годов начался, по

выражению Б. В. Асафьева, «расцвет музыкально-областных гнезд»163.

Популяризации хорового дела в провинции способствовала

исполнительская, педагогическая и методическая работа ряда

музыкальных деятелей, посвятивших себя просвещению народа.

Одним из первых народных музыкальных учителей этого периода

стал А. Н. Карасев A854—1914) 164. В ряде городов юга России

он организовал летние курсы хорового пения '(первоначально'

в Киеве в 1884 году). Наиболее многочисленными, с успешным

завершением хоровыми концертами были курсы в Новочеркасске

A890 год), в Липецке A895), в Екатеринодаре A896). На курсах

слушатели, наряду с усвоением ряда теоретических дисциплин,

приобретали навыки хорового пения и знакомились с хоровой

литературой.

Дело музыкального просвещения народа продолжил и развил

в еще больших масштабах А. Д. Городцов A857—1918) 165. «По

моему мнению, — писал он одному из музыкальных деятелей,—

без обучения нотной грамоте нельзя подвинуть пения; поэтому

надо воспользоваться всеми способами к распространению

нотной грамоты в народе»166. С этой целью в 1896 году он

организовал в Перми «Курсы певческой грамоты»,, на которые съезжались

люди самых различных сословий из многих губерний России. По

;окончании курсов в Пермской губернии возникло большое

количество хоров, руководили которыми ученики Городцова. Сам

ЦЪродцов регулярно посещал бывших воспитанников, помогая им

Цсоветами.

|; Широкий резонанс в Перми и за ее пределами имели

выступления смешанного хора слушателей курсов под управлением

Городцова. За время существования хора накопился богатый

репертуар (около двухсот произведений), изданный в шести сбор-

185

«иках. О первом выпуске пресса отозвалась: «Сборник дает

богатый материал разной степени трудности для народных, правильно

•организованных хоров, и появление такого полезного сборника

можно только приветствовать»ш. В дальнейшие сборники вошли

хоры Чайковского, Танеева, Даргомыжского, Гречанинова,

Рахманинова, Кастальского, Лядова, Чеснокова. Предпринятая

Городцовым поездка в Самарскую и Вятскую губернии с целью

•оказания методической помощи по организации певческих курсов

имела большое значение для развития хорового дела.

Расширению хорового исполнительства в провинции России

способствовала деятельность Певческого благотворительного

общества, созданного по инициативе А. А. Архангельского. Одной

лз полезных сторон деятельности общества стала организация

концертных выступлений объединенных хоровых коллективов.

С первого своего выступления в Петербурге C февраля 1902

года) объединенный хор, в котором участвовало более 500 певчих,

под управлением Архангельского, завоевывает симпатии

слушателей и признание музыкальной общественности высокой

исполнительской культурой. В дальнейшем ему посвятили свои

произведения многие композиторы, среди них Ц. Кюи и Э. Направник].

Регулярность выступлений объединенного хора, сложность

исполняемых им программ и тщательная их подготовка являлись

прекрасной школой для каждого из участвовавших в нем

коллективов. За шестнадцать лет существования Певческого

благотворительного общества его хор дал 62 концерта, в которых исполнил

125 сочинений русских композиторов.

Важным результатом полезной инициативы Архангельского

•было создание, при его непосредственном содействии, подобных

обществ во многих городах России. В том же 1902 году он

провел концерты объединенных хоров в Киеве, в Пензе, на

следующий год — в Ростове-на-Дону. Весной 1905 года оформились

подобные общества и состоялись концерты под управлением

Архангельского в Харькове и Чернигове, в марте 1906 года — в

Саратове, Симбирске и других городах.

Общественный подъем, всколыхнувший музыкальную жизнь

России, поставил перед музыкантами и хоровыми деятелями

задачу коренного обновления всей их деятельности и в первую

очередь внедрения в жизнь новых методов обучения и воспитания.

Насущнейшей проблемой хорового исполнительства являлся

вопрос повышения качества общего и специального образования

дирижеров-хоровиков, воспитания певческих кадров. «Нужно,

чтобы во главе хора стоял человек, — утверждал А. Гречанинов,—

понимающий искусство, понимающий свою задачу и громадную

-ответственность, которую он несет. Нужно, чтобы регентом был

художник, неустанно развивающий свой вкус, неустанно

работающий над собой. Наличность же такого художника во главе хора

неминуемо отразится на всем: на репертуаре исполняемых пьес,

на самом исполнении, на интеллигентности членов хора, на самой

жизни в хоре»168.

186

Главными учреждениями, где прогрессивные деятели

музыкального образования вели борьбу за уровень педагогической

работы, соответствовавший задачам подготовки всесторонне

образованных хоровых дирижеров и учителей пения, стали Регентский

класс Придворной капеллы и Синодальное училище.

Совершенствование учебного процесса шло параллельно в этих учебных

заведениях в 80-х годах прошлого века. Подготовка регентов началась-

к. того, что в 1837 году в придворную капеллу прислали нескольких

певчих хора кавалергардского корпуса для их обучения, а в-

11847 году прибыли певчие уже многих полков. Через год

определились условия для поступления в Регентский класс,

разделенный на три курса: «меньший, средний и высший». Поступающий

«не моложе 18—20 лет, должен быть снабжен приличною

одеждою, скрипкою со смычком, камертоном...»169, от него требовалось

знание нот и известный опыт в церковном хоровом пении.

В 1858 году утверждается Положение об инструментальном и-

регентском классах при Придворной певческой капелле.

Начиная с 50-х годов, Военное министерство уже регулярно

направляет певчих, после предварительного прослушивания

директором капеллы. Поступавшие обучались регентскому делу

у учителя пения придворного хора. Занятия носили характер

частных уроков, отсутствовали многие учебные предметы. По

окончании каждого курса учащиеся подвергались экзаменам и им

выдавались аттестаты различных степеней, в зависимости от

обнаруженных знаний. Подобные же свидетельства получали и лица,

выдержавшие установленный экзамен экстерном. Всего за время

с 1847 по 1884 год придворной капеллой было выдано 435
1   ...   24   25   26   27   28   29   30   31   ...   37


написать администратору сайта