Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница37 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


1°9 ЦГИА,' ф. 1119, ед. хр. 7, л. 17. Здесь же Смоленский приводит мнение

одного из педагогов капеллы Е. Азеева: «Что там „и говорит а ^таки это

первый хор в мире. Как ни учите певчих, а все-таки па слу ^

лучше кого угодно; никаких там теории и никаких ооу 1епп

л. 4).

"о ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 7, л. 75. симфонических концер-

41 А. Зилоти редко использовал капеллу в свш1л

тах, называя ее «господи, помилуй».

42 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 8, л. 12.

из Там же, ед хр. 7, л. 180.

,14 Там же, ед. хр. 7, л. 133.

225

115 В 1918 году Придворная капелла была переименована п Народную

хоровую академию, а ее хор — в Государственную певческую капеллу. В 1922 году

коллектив получил новое название — Академическая капелла, а позже — имени

М. И. Глинки.

116 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 7, л. 175.

117 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 12, л. 29-30.

118 Цнт. по кн.: Музалевский В. Михаил Георгиевич Климов. Очерк

жизни н творческой деятельности. — Л., 1960, с. 12.

119 Дирижерский и организаторский талант М. Г. Климова со всей

полнотой раскрылся после Октябрьской революции. С его именем связан творческий

взлет Ленинградской академической капеллы, художественным руководителем

и главным дирижером которой он был с 1918 по 1937 год. С 1925 года в

течение ряда лет он был директором и дирижером Ленинградской филармонии.

120 Баян, 1888, № 11, с. 100.

121 См.: Музыкальное обозрение, 1888, № 12 и 14. Рецензии на концерты

хора русской оперы под управлением Беккера.

122 Р ы б а к о в С. Духовный концерт бесплатного хорового класса.—

РМГ, 1897, № 4, стлб. 556.

123 Этому предшествовали годы учебы Архангельского сначала в

Медицинской академии, затем в Технологическом институте, .самостоятельное

музыкальное образование, сдача экстерном экзаменов в Придворной капелле на

звание регента и работа в церквах Конногвардейского полка, Придворно-копюшен-

ной, Лейбгвардейского полка.

124 Среди церковных хоров Петербурга наиболее известными были:

Митрополичий хор (регент И. Я. Тернов), Хор Исаакиевского собора (регент

Г. Ф. Львовский), хор Елисеевской церкви (регент В. Г. Самсоненко), хор

регента К. К- Бирючева, хор служащих Экспедиции заготовления

государственных бумаг (регент В. А. Федоров).

125 Нувеллист, 1886, № 1, с. 3.

126 В е й м а р н П. Два духовных концерта хора Архангельского. — РМГ,

1895, № 1, стлб. 59.

127 Цит. по ст.: Круг ликов С. После трех духовных концертов. —

Семья, 1897, № 14, с. 3.

128 Первый светский концерт хора состоялся 24 февраля 1883 года, в зале

Петербургского кредитного общества. Однако для поддержания материального

положения певцов хор продолжал небольшими группами под управлением

регентов- помощников Архангельского вести службы в нескольких церквах.

129 Нововведение Архангельского нашло сторонников и повлекло за собой

подражание. Многие хоры столицы и на периферии постепенно следовали этому

примеру. Прн расширяющейся концертной деятельности хоров, требующей

постоянного и совершенствующегося состава с обширным репертуаром, труд

женщин оказался предпочтительнее. Эту идею поддерживали 11. Рниский-Корсаков,

А. Гречанинов, С. Смоленский. В то же время В. Орлов и А. Кастальский

высказывались за сохранение традиционного состава в таких специфических

коллективах, как Синодальный хор и Придворная капелла (См.: Музыкальный

труженик, 1907, № 11, 16).

130 Баян, 1889, № 2, с. 14.

131 Артист, 1891, № 17, с. 130—131.

132 цит по кп • Ткачев Д. Александр Андреевич Архангельский, с. 43.

133 Музыка и пение, 1902, № 2, с. 3.

134 Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века, с. 130. Хор

продолжал концертную деятельность и после Октябрьской революции под именем

Трудовой коммунальный хор, а затем как Государственный академический хор.

С 1922 по 1934 год им руководил И. В. Немцев.

135 См.: Ильин В. Искусство миллионов. — Л., 1967.

136 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 12, л. 245.

137 цит по к11: Локщип Д. Замечательные русские хоры и их

дирижеры, с. 67.

138 Там же, с. 69.

139 Цнт. по кн.: Юрке вич М. Д. А. Славянский в его четвертьвековой

художественной н политической деятельности. — М., 1889, с. 183—184.

226

«' 5?ЖТ ^.^^12^ % °Т 3° "°Я6Р* 197° Г°Да' °- 12'

'"Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века.-Л., 1979,

Л-е изд., с. 131).

•« Пасх а лов В М. П. Пятницкий н история возникновения его хора,-

Сов. музыка, сб. 2, 1944, с. 80. к

'"" Творческий подъем хора начался после Октябрьской революции.

Впоследствии он получил наименование «Государственный русский народный хор

имени М. Е. Пятницкого». уз

145 Евгения Эдуардовна Лннева — собирательница и исследовательница

народных песен, хоровой дирижер, общественный деятель Организовывала хоры

в Англии, США, с которыми исполняла русские народные песни и произведения

русской классической музыки.

'«Булычев В. Хоровое пение как искусство. — М., 1910, с. 37.

117 Свою хормейстерскую деятельность Булычев .-ачннал в качестве

помощника регента В. Г. Мальма в хоре Московского университета.

148 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 5, л. 50.

119 Музыка и жизнь, 1908, ,\° 11, с. 17

150 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 12, л. 205.

151 Музыка, 1911, № 18, с. 414.

152 Музыка, 1913, № 148, с. 599.

153 Музыка, 1913, № 162, с. 907.

154 См.: Булычев Б. Хоровое пенис в общеобразовательной школе.—

М., 1904.

155 РМГ, 1900, № и, стлб. 419.

156 См.: Письмо Г. А. Казаченко Н. Фипдейзепу -- ГПБ, рукописный

отдел, ф. 816, оп. 2, № 1426.

117 После Октябрьской революции хор под руководством И. И. Юхова

преобразуется в Первый государственный хор. Далее он послужил основой

Республиканской хоровой капеллы, которой позже было присвоено имя

А. А. Юрлова.

'-8 См. очерк в кн.: Локшин Д. Замечательные русские хоры и их

дирижеры, с. 84—85.

139 Русская музыкальная газета, 1904, № 47, стлб. 1123.

160 Сборник отзывов по поводу выступлений хора. — ГПБ, отдел

рукописей, ф. 816, оп. 3, № 2989.

161 Народный концерт В. Певцовой. — Правда, 9 февраля 1913 года.

,62 День, 3 февраля 1913 года.

163 Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века, с. 131.

164 Алексей Николаевич Карасев — педагог и методист, один из

организаторов и преподавателей Народной консерватории в Москве. Среди

методических трудов Карасева: «Учебник пения». — Пенза, 1881; Объяснение к учебнику

пения.— Пенза, 1893; Нотная грамота. — Спб., 1898; Уроки пения. В 2-х

частях. — М., 1901.

I63 Александр Дмитриевич Городцов — оперным певец, хоровой дирижер,

педагог, общественный деятель. С целью популяризации русской классической

музыки издал облегченные переложения хоровых сцеп из опер «Иван Сусанин»

Глинки и «Лскольдова могила» Верстовского.

166 Лебедев В. А. Д. Городцов — пионер музыкально-народного

образования. — РМГ, 1901, № 20—21, стлб. 526.

167 РМГ, 1908, ,\ъ 17, стлб. 21.

"¦'* Гречанинов А. Где и как пробивать брешь.—Хоровое и

регентское дело. 1909, № 1, с. 6. .. л л .„ ол

'«» Цпт. по письму Н. С. Клейновского к_И. Ф Фпидеизену 30 апреля

1904 пла.-Рукописный отдел ГПБ, ф. Фипдспзсма .V 818 оп. 2, л. 1463.

'¦« См.: Риме кип-Кор саков Н. Поли. собр. соч. Литературные

произведения и переписка. — М., 1963, т. 2, с. 147—ь">°-

,-, Т7 ,-, ,, ,, ., .. г и танцев. Письма. — М., 1951 с 60

1,1 Цит. по: П. И. Чайковский, С. П. '<" ,..„„ ..1ПГГ.„ пгш пп,,™

-'

.-„ *? ,, ' „ - прро^-тслом классе при придворной

'¦= См.: Извлечение из положения о РС1 ",.„.,.,„„ Спб 1Я09 ^ ,^-

,„к,1<-1<1 поогра.^ма.—^по., юу<; с. 15

певческой капелле и его музыкально-учеоп^м 'V '

227

173 Программы музыкальных предметов и истории искусства Московского

Синодального училища церковного пения. — М, 1911, с. 39.

174 См.: Отчет С. В. Смоленского по Синодальному училищу за 1891 —

1892 учебный год. — ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 77, л. 14—14 об.

175 Об этом свидетельствует запись в «Дневнике» Смоленского: 3 января

A894 года) в училище пел сказитель былин Иван Трофимович Рябинин.—

ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 3, л. 82.

176 В программах Регентского класса эта проблема не нашла отражения.

177 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 3, л. 32.

178 Там же, ед. хр. 5, л. 37.

179 цит по к11 ¦ Металлов В. Синодальное училище церковного пения

в его прошлом н настоящем. — М, 1911, с. 65.

160 Там же, с. 81.

161 Программа Регентского класса постановки голоса не предусматривала.

Кроме того, в капелле существовала возможность сдать экзамены на звание

регента экстерном, т. е. минуя долголетний опыт пения в квалифицированном

хоре.

182 ф и н д е й з е н Н. Синодальное училище церковного пения в Москве.—

РМГ, 1898, № 4, стлб. 348.

183 См. раздел «Об управлении хором» в кн.: Курс хорового церковного

пения, составленный для преподавания в Казанской учительской семинарии

С. В. Смоленским. — Спб., 1905, Изд. 6-е, с. 146.

,84 См.: Обязательная записка к программе дирижирования и совместной

игры. —М., 1911.

186 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 3, л. 112 об.

186 Брянский Н. Метод обучения хоровому пению, ч. 1. — 2-е изд.,

Спб., 1883, с. 46.

187 См.: Музей музыкальной культуры имени Глинки, ф. 95, № 447—450,

вырезки из газет.

186 В е б е р И. Краткий очерк современного состояния музыкального

образования в России. — М., 1885, с. 90.

189 См.: Смоленский С. О Регентском училище в г. С.-Петербурге.—

Хоровое и регентское дело, 1909, № 2, с. 35.

190 См.: 29 русских народных песен. Для класса изучения русской народной

песни в регентском училище, учрежденном С. В. Смоленским. — Спб., 1910

(ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 68, л. 1 — 10).

191 См.: Летние Регептско-учительские курсы в Москве. — Хоровое н ре-

гентпое дело, 1910, № 2, с. 44.

19а Борьба, 1905, № 3, с. 4.

193 Л е п е ш и н с к и й П. На повороте.— М., 1955, с. 73.

194 Там же, с. 109.

'"Луначарский Л. В. Предисловие к переводу статьи Э. Кен

«Облагораживание культуры». — Журчал «Правда», 1904, Л° 6, с. 219.

196 Правда, 1912, 7 июня.

197 См.: Путь правды, 1914, И апр.

198 Правда, 1914, 26 апр.

199 Правда, 1917, 24 марта.

200 Правда, 1917, 5 апр.

г»' Правда, 1917, 11 апр.

202 Правда, 1917, 20 мая.

203 Цит. по ст.: Асафьев Б. Из устных преданий и личных моих встреч-

бесед.— Сов. музыка, сб. 1. М., 1943, с. 20.

Содержание

ОТ АВТОРА ..... 9

ПРЕДИСЛОВИЕ . . 6

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVII — ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ XVIII ВЕКА .... 15

30-90-е ГОДЫ XVIII БЕКА . 26

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА . 55

30—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА . 7&

КОНЕЦ XIX-НАЧАЛО XX ВЕКА ._ 132

ПРИМЕЧАНИЯ ; 201

Ильин В.

И46 Очерки истории русской хоровой культуры. 4.1. —

М, «Сов. композитор», 1985. 232 с.

Работа посвящена наименее исследованной области хоровой культуры —

исполнительству, рассматриваемому в тесной связи с композиторским

творчеством.

Первая часть охватывает период со второй половины XVII до начала

XX века.

Для учащихся и преподавателей хоровых дисциплин и читателей,

интересующихся историей русской хоровой культуры.

„ 4905000000—255

И 396—85 78С1

082@2)-85

Валентин Петрович Ильин

ОЧЕРКИ ИСТОРИИ

РУССКОЙ ХОРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII-НАЧАЛА XX ВЕКА

Редактор И. Бобыкина.

Художник Е. Капустянский

Худож. редактор Л. Рабенау.

Техн. редактор Л. Агафонова.

Корректор Л. Юровская.

ИБ № 2012

Сдано в набор 11.04.84. Подп. к печ. 01.08.85. Форм,

бум. 60Х90'/|в. Бумага типографская № 1. Гарнитура

шрифта литературная. Печать высокая. Печ. л. 14.5.

Усл. печ. л. 14,5. Усл. кр.-отт. 15,0. Уч.-изд. л. 17,85.

Тираж 11600 экз. Изд. № 6968. Зак. 1378.

Цена 1 р. 30 кон.

Всесоюзное издательство «Советский композитор».

103006, Москва, К-6, Садовая-Триумфальиая ул., 14—12

Московская типография № 6 Союзполиграфпрома

при Государственном комитете СССР

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли,

109088, Москва, Ж-88. Южнопортовая ул., 21.
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта