Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница33 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37

21 Придворный Камер-фурьерский журнал 22 августа 1766 года впервые

отметил имя отечественного композитора, указав, что «для пробы придворными

певчими пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским» (Цит. по кн.:

Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII века. — М. 1953, т. 2,

с. 405).

25 Полный список сочинений Д. Бортнянского см. в кн.: Рыцарева М.

Композитор Д. Бортнянскин. Жизнь и творчество, с. 243—248. Еще два

концерта для четырех хоров, существующие по данным статьи «Придворная

певческая капелль» в журнале «Отечественные записки» (ч. XIV, Спб., 1823, с. 245),

пока обнаружить не удалось.

26 ГБЛ, ф. 380, к. 1, ед. хр. 15.

27 Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 5, с. 218.

28 См.: Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество,

с. 104.

29 Берлиоз Г. Избр. ст. — М., 1956, с. 325.

30 Нельзя согласиться с определением этого жанра как переложение,

данным в статье М. Рыцаревой «Из творческого наследия Бортнянского» (кн.:

Страницы истории русской музыки. — Л., 1973), ибо налицо видоизменение

музыкального произведения не только путем аранжировки, по и гармонизации.

Автор статьи и сама приходит к такому выводу, говоря, что некоторые из них

по существу «совершенно самостоятельные оригинальные сочинения» (см. ук.

сб., с. 6). Данные сочинения представляют жанр хоровой обработки.

31 См.: Записки А. О. Смирновой. — Спб., 1895, с. 325.

32 См.: Записки М. А. Корфа.—-В кн.: Пушкин, его лицейские товарищи

и наставники. Статьи и материалы Я. Грота. Спб., 1899, с. 238.

33 Степан Иванович Давыдов A777—1825) был певчим Придворного

хора, учился у Сарти. Среди произведений Давыдова два балета, несколько

дивертисментов, музыка к трагедиям, большое число хоров а сарреПа (духовных

4-голоспых и двухорпых концертов, трио с хором и полная обедня па 4

голоса), русская песня с хором «Где ты, сокол, птица быстрая» (оркестровое

сопровождение в клавираусцуге). — См.: Федоровская Л. Г. Композитор

Степан Давыдов. — Л., 1977; а также: Полное собрание духовно-музыкальных

сочинений Ст. Давыдова. Под ред. К. Альбрехта. — М., 1890.

34 Смоленский С. Оратория С. А. Дегтярева Минин и Пожарский,

или Освобождение Москвы. — В кн.: Музыкальная старина. Под ред. II. Фин-

дейзена. Спб., 1907, вып. 4, с. 80—81. «Реестры» духовных и светских

музыкальных сочинений, исполнявшихся капеллой графа Шереметева,

свидетельствуют о большом количестве духовных произведений С. Дегтярева, в том числе о

семидесяти хоровых концертах (ЦГИА, фонд 1088, он. 3, ед. хр. 1732).

35 Автобиография композитора Верстовского. Сообщ. Б. Модзалевским. —

Бирюч петроградских государственных академических театров. Пг., 1920, вып. 2,

с. 237.

30 Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 5, с. 218.

37 Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX пека. — Л., 1968,

с. 119.

38 «Музыкальная карманная книжка па 1803 год», изданная Ю. и А. Вер-

денами в Германии. — Цит. по кн.: Оссовский А. Воспоминания.

Исследования. Л., 1968, с. 24.

208

30 Цит. по кн.: Дризен Н. Материалы к истории русского театра. — М.,

1913, с. 17.

4° Полное собрание законов Российской империи, т. X, Спб., 1830, с. 613—

614, Л» 7656. В 1728 году еще задолго до официального учреждения певческой

школы в Глухове, гетман Украины Д. Апостол посылает по требованию двора

«двух дишкантоп, а двух альтов», но, как видно из сопроводительного письма,

«еще к тому оные не обучены, ибо обученных сыскать теперь весьма трудно»

(цит. но ст.: Ефпмепко П. Школа для обучения певчих, назначавшихся к

двору. — Киевская старина, 1883, т. 6 (май), с. 170).

41 Цит. по кн.: В с е в о л о д с к и й-Г е р и г р о с с В. История театрального

образования в России. — Спб., 1913, т. 1, с. 408.

42 Набор в Киеве певчих для придворной капеллы в 1758 году. — Киевская

старина, 1891, № 32, с. 512—513.

43 Цит. по кн.: В с е в о л о д с к и й-Г е р н г р о с с В. История театрального

и, с. 409—411.

Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. — Л., 1959,

образования

44 Цит.

с. 409—411.

45 Цит.

Л.; М., 1929,

46 цит

в Роса

по кн.:

по кн.:

т. 2, с.

по кн.:

Финдейзен Н. Очерки по истории музыки в России. —

96.

Музыкальная эстетика России XI—XVIII веков, с. 183.

47 Из высказываний ученика Сумарокова, выдающегося русского актера и

педагога И. А. Дмитревского. — Цит. по ст.: Кони Ф. И. А. Дмитревский,

славнейший русский актер.— В ки.: Пантеон русского и всех европейских театров.

1840, ч. 1—2, с. 96.

48 Ми51каП$сЬег А1гпапасЬ Шг Оеи^зсЫапс! аиГ Йаз ЛаЬг 1784. Ье1р7д§.—

Цит. по кн.: Гозенпуд А. Музыкальный театр в России. Л., 1959, с. 64.

49 На это впервые обратил внимание А. Оссовский в работе «Музыкально-

эстетические воззрения, наука о музыке и музыкальная критика в России в

XVIII столетии». — См.: Оссовский А. Воспоминания, исследования,

с. 161—162.

50 Ломоносов М. Избр. философские соч. — М., 1940, с. 266—267.

51 М а п ф р е д и н и В. Правила гармонпческия н мелодический для

обучения всей музыки. — Спб., 1805. Первое издание в Венеции в 1797 г.,

переведено с итальянского на русский язык С. Дегтяревым.

52 См.: Столпянский П. Старый Петербург. Музыка и музицирование

в старом Петербурге. — Л., 1926, с. 9—11.

53 Архив дирекции императорских театров. Вып. 1, отдел 2, Документы

A746—1801). —Спб., 1892, с. 114.

54 Там же.

55 Цит. по кн.: Гозенпуд А. Музыкальный театр в России, с. 63—64.

56 Вестник Европы, 1815, ч. 79, ЛЬ 2, с. 148.

57 См.: Керн А. Воспоминания, дневники, переписка. — Л., 1974, с. 113—

115.

58 Разумовский Д. Церковное пение в России. — М., 1867, с. 227.

59 См. в кн.: Горбунов И. Поли. собр. соч., изд. 3-е.— Спб., 1904,

т 1 с 355

6° Цит. по кн.: Елизарова Н. Театры Шереметевых. — М., 1944,

с. 256—257.

61 Там же, с. 274—275.

62 О распространении музыки в провинциальном быту и, одновременно, о

широте интересов и знаний выдающегося полквводца А. В. Суворова говорят

его домашний театр и хор певчих. В селе Ундол (имение в 40 верстах от

Владимира) стояла усадьба А. В. Суворова с домашней церковью, певческим и

музыкантским зданиями. Находясь там, в короткие промежутки отдыха между

походами Суворов принимал живое участие в организации и

совершенствовании театра и хора, входя во все подробности: «...Валторн моим музыкантам

купи, — писал он адъютанту в Москву 10 сентября 1784 года, —а какой именно

спросись с добрыми людьми. Васюту Ерофеева старайся поскорее сюда прислать.

В нем там дела нет, а здесь фиол-бас. Купи еще полдюжины скрипок с

принадлежностями для здешних ребятишек...» (Письма А. Ь. У орова за 1784 и

1785 годы. —Цит. по ки.: Рыбкин Н. Генералиссимус Суворов. М., 1874,

209

с. 125). Уезжая из Ундола в мае 1785 года, Суворов отдавал распоряжение

управляющему, чтобы Иванов (вероятно, наиболее опытный певчий.—В. И.)

обучал певчих «с прилежанием по моему наставлению». Несколько позже ему же

писал: «Помни музыку нашу — вокальный и инструментальный хоры и чтобы

не уронить концертное...». О тонкости музыкального слуха Суворова и его

высоком вкусе говорит замечание: «А простое пение всегда было дурно и больше

кажется его испортил Бочкин, вельим гласом с кабацкого». О достаточно

высоком исполнительском уровне певчих А. В. Суворова можно судить по тому

факту, что они участвовали в совместном концерте с певчими князя А.

Голицына, пользовавшимися большой известностью. Говоря о репертуаре своего

хора, Суворов предписывал: «Когда они в Москве певали с голицинскими

певчими, сие надлежало давно обновить и того единажды держаться...» Там же,

с. 62,' 64.

63 Цит. по ст.: Дружинин А. Журнал Павла Болотова как материал

для истории русского музыкального быта XVIII века. — В кн.: Музыка и

музыкальный быт старой России. Л., 1927, с. 197.

64 Горбунов И. Поли. собр. соч. Т. 1. Изд. 3-е. — Спб., 1904, с. 352—

355.

65 Шсреметевский Н. Краткие исторические сведения о московском

хоре Чудовских певчих. — М., 1884, с. 2—3.

66 Концерты Рачинского не издавались, многие рукописи его хранились

в начале XX века в библиотеках Софийского собора и Михайловского

монастыря, среди них концерт «Возлюблю тя» с теноровым соло.

67 См.: Русский биографический словарь. — Спб., 1904.

68 См.: Кук В. Новые документальные данные о жизни А. Л. Веделя

(Ведельского )в Харькове. — В кн.: УкраТнське музикознавство, вып. 6. Киев,

1971. О сохранившихся в рукописях его 10 четырехголосных концертах, 2 дву-

хорных концертах, трио «Покаяния отверзи ми двери» и «На реках вавилонских»

см.: Петрушевский В. О личности и церковно-музыкальном творчестве

А. Л. Веделя. — Киев, 1901, с. 13. Кроме того изданы «Избранные

духовно-музыкальные сочинения А. Л. Веделя» под ред. В. Г. Петрушевского. Вып. 1.—

Киев, 1911.

69 Горчаков Н. Опыт вокальной или певческой музыки в России. —

М., 1808, с. 31, 36.

70 Разумовский Дим. Церковное пение в России. — М., 1867, с. 227.

71 О большом концерте певчих П. И. Бекетова сообщали «Московские

ведомости» A804, 18 марта, № 23).

72Страхов Н. Краткая история Академической гимназии, бывшей при

имп. Московском университете. — М., 1855, с. 22—23, 52.

ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА

1 См.: Асафьев Б. О хоровом искусстве, с. 18. О распространявшейся

практике объединения любителей пения в хоры можно судить по характерному

объявлению, помещенному в «Московских ведомостях» A836, 21 января, № 6):

«Тенорист, ученик г. Сольция, извещает почтенную публику, что приводит хор

певчих к лучшему согласию... Сыскать можно на Пречистенке, в доме генерал-

майора Г. И. Бибикова».

2 См.: Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 4, с. 41.

3 Асафьев Б. В. Избр. труды, т. 4, с. 41.

4 Цит. по кн., Доброхотов Б. Александр Алябьев. — М., 1966, с. 79.

5 Самый известный полонез Козловского. Некоторое время имел значение

русского национального гимна.

6 Даниил Никитич Кашин, русский композитор, пианист, дирижер,

педагог, собиратель народных песен, родился в семье крепостного в 1769 году.

В течение 30 лет был крепостным. Умер в 1841 году. Обширное творческое

наследие Кашина дошло до час в очень скудном объеме. Им написаны 5 опер, в

том числе историко-патриотические — «Наталья, боярская дочь» и «Ольга

Прекрасная», обе на текст С. Н. Глиики, пролог с хорами «Баян, песнопевец древ-

210

них славян», фортепианные пьесы. Выдающееся значение имел его сборник-

русских народных песен A833—1834 гг.).

7 Одоевский В. Музыкально-литературное наследие. — М., 1956.

с. 119.

8 В Государственном центральном музее музыкальной культуры

имени М. И. Глинки хранятся автографные партитуры этих хоров, записанные в

двух нотных тетрадях под общим заглавием «Собрание разных русских песен».

Дата создания партитуры—1839—1840 гг. Современное издание: Алябьев А.

Песни для хора без сопровождения. Под ред. Б. Доброхотова н Г. Киркора.

Изд. 1-е. —М., 1952, 2-е —М., 1956.

9 Первоначальный текст «Глазки, глазки голубые» (стихи А. Иванова)

заменен новым текстом, написанным А. Машистовым для современного издания.

10 Сборник лег в основу издания «Русские народные песни, собранные и

изданные для пения и фортепиано Даниилом Кашиным», под ред. В. Беляева. —

М, 1959.

11 Музыкальные увеселения. — М., 1774; Карманная книжка для любителя

музыки. — Спб., изд. Герстенберг, 1796. Более подробно см.: Лисовский Н.

Музыкальные альманахи XVIII столетия. — Спб., 1882.

12 Газеты и журналы: «Московский вестник», «Вестник Европы», «Северный

архив», «Московский телеграф».

13 Иван Алексеевич Рупин (псевдоним Рупипи) родился в 1792 году в

Костромской губернии, в поместье известного любителя музыки помещика

П. И. Юшкова. Рупин с детства пел в церковном хоре, а затем проходил

вокальное обучение в Москве у итальянского певца Пьетро Мускетти, который

воспитал его в лучших традициях Ье1 сагПо. Получив освобождение от

крепостной зависимости, Рупин переехал в Петербург, где под руководством

известного капельмейстера и композитора Т. В. Жучковского изучал гармонию и

контрапункт. В 20-х н 30-х годях вел большую концертную деятельность,

одновременно давал уроки пения (среди его учеников — М. И. Степанова, О. А.

Петров). Есть предположение, что он руководил русским народным хором

(«песельниками»). Рупин напнеал около пятидесяти вокальных произведений.

К числу лучших принадлежит песня «Вот мчится тройка удалая» на слова

Ф. Глинки. Им написана также, совместно с Жучковским, музыка к

интермедии— водевилю «Именины благодетельного помещика» A832). В 1843 году

занял место хормейстера итальянской оперы. Умер в 1850 году.

14 Цит. по ст.: Дризен Н. Нарышкинские певчие.— Столица и усадьба,

1914, № 14—15, с. 13.

15 Катерино Альбертович Кавос A775—1840)—композитор, дирижер и

вокальный педагог. С конца XVIII века работал в Петербурге. В дальнейшем

помощником К. А. Кавоса на посту дирижера и хормейстера стал его сын

Ж. К. Кавос A806—1861).

,6 Берлиоз Г. Мемуары. Изд. 2-е. — М., 1967, с. 591. Примечательно,

что консерватория в Париже с 1795 года получает название «музыки и

декламации».

17 Вольф А. Хроника петербургских театров с конца 1826 по 1855

годы.—Спб., 1877, с. 41.

18 Северная пчела, 3 марта 1836, № 51.

19 Одоевский В. Музыкально-литературное наследие, с. 91.

20 Шольц Ф. A787—1830) — композитор и дирижер. В 1811—1815

годах — дирижер Придворной певческой капеллы.

21 Испытания в искусствах воспитанников и воспитанниц школы им.

московского театра. — Москва, 1832, 15 апр. № 51.

22 А. Н. Островский о театре. Записки, речи и письма. Изд. 2-е. — М.; Л.,

1947, с. 168. .„ к„_

"Берлиоз Г. Мемуары. Изд. 2-е, с. 575, 586, Ьй/.

24 Дирижерами в тот период последовательно были: Фельдман, Иоганнис

(в прошлом скрипач). , _

25 Отделение оперного хора (Большого театра) от «водевильного» (Малого

театра) произошло в 1849 году. ... „_„

26 Оркестр 2-го карабинерного полка и пеРвЬ^7°^|?тР императорских

театров. — Хроника, журнал «Галатея», 1839, ч. А с. 149.

211

27 При возвращении из Италии Бортнянский получил назначение

капельмейстера Придворного певческого хора.

28 ЦГИА, ф. 1088, оп. 1, ед. хр. 376, л. 1—1 об.

20 Цит. но кн.: Государственная академическая капелла им. М. И.

Глинки.—Л., 1957, с. 29.

30 См.: «Придворная певческая капелль». — Отечественные записки, ч. XIV,

Спб., 1823, с. 419.

31 Смоленский С. Памяти Д. С. Бортнянского. — Спб., 1901, с. 13.

32 Д о л г о р у к и й И. Славны бубны за горами, или Путешествие мое

кое-куда 1810 года. — М., 1870, с. 317—318.

33 Предысторией создания филармонического общества явилось собрание

профессиональных музыкантов и любителей для совместного исполнения

оратории «Сотворение мира» еще в 1801 году. Определенный интерес

представляют несколько сообщений под рубрикой «Известия», помещенных в газете

«С.-Петербургские ведомости». В номере от 19 ноября 1801 (№ 95) газета,

желая отдать «славному Гайдену почесть», приглашала всех любителей

музыки, музыкантов и художников к «содействию в сыгрании снященной его оратории

под названием „Сотворение мира"» и обещала при этом, что «концерт сей сыгран

будет со всею музыкальною пышностью и возможным совершенством». В номере

от 29 ноября (№ 98) газета оповещала, что «господа любители музыки,

художники и музыканты, подписавшиеся для сыграния оратории Гайдена,

приглашаются через сие... явиться на репетицию с их инструментами». Устроители

концерта, отдавая себе отчет в сложности поставленной задачи, напоминали:

«Поелику музыка сия многотрудная в исполнении своем, не иначе может произвесть

надлежащее действие, как через согласие иаисовершеннейшее, для сего да не

сочтут себе упоминаемые любители неприятностию, сделав упущения в окурат-

ности присутствия на репетициях...». В номере от 20 декабря (№ 104)

говорилось об успехе двух концертов и о желании дирижера Эбсрля «сыграть в
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта