Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой
Скачать 0.55 Mb.
|
третий раз ораторию «Сотворение мира» с таковым же совершенством и таковыми приготовлениями» 28 декабря в зале у Лиона. Несмотря на отсутствие сведений об участии в этих концертах Придворной капеллы, этот факт вполне вероятен. 34 Также совместно с любителями (...азз1з1ее йез рппараих атахеигз).— С. Петербургские ведомости от 6 марта 1803, № 19. 35 Скрипач Г. А. Рачинский — сын известного регента А. Рачинского. 86 Русский инвалид, 4 апреля 1814, № 27. 37 Концерты, начавшиеся в 1813 году, стали ежегодными с 19 марта 1815 года в ознаменование вступления русских войск в Париж. 38 См.: Чернушенко В. Первый русский хор (история как легенда).— В кн.: Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982, с. 11. 39 По поводу исполнения Реквиема Моцарта. — Северная пчела, 3 апреля, 1826, № 40. 40 К е р у б и н и. По поводу исполнения Меззе зо1етпе11е. — Северная пчела, 1827, 17 марта. № 33. 41 Одоевский В. Музыкально-литературное наследие, с. 70, 112—113. 42 Из письма взрослых певчих к министру просвещения кн. Голицыну в 1818 году. — Цит. по кн.: Металлов В. М. Синодальные бывшие патриаршие певчие. Спб., 1901, вып. 2, с. 38. 43 Там же, с. 43. 44 Там же, с. 55. 45 Там же, с. 58—59. 46 Застольная песня «Кружка», музыка Трутовского (см.: примечание Я. Грота в кн.: Сочинения Державина. — Спб., 1864, т. 1. ч. 1, с. 46). 47 См.: Воспоминания Фаддея Булгарина. — Спб., 1846, ч. 2, с. 48—52. 48 ГИАЛО, ф. 2, оп. 1, дело 2618, № 3. Дело об определении учителя пения Жана Кавоса, 1829. Совет при Воспитательном обществе. 49 ГИАЛО, ф. 2, оп. 2, дело 1339, № 10—11. Формулярный список учителя пения Воспитательного общества Ф. Лииицкого. 50 См.: Краткое начертание учебных классов и вообще всего порядка, наблюдаемого при содержании вольного благородного пансиона, учрежденного при имп. Московском университете.—М., 1790. 212 51 На обложке сочиненного им в 1801 году хора читаем — «учитель музыки гимназии Московского университета». 52 Воспоминания Е. Ф. Тимковского. — Киевская старина, 1894 апрель с. 2. ' V > 53 московские ведомости, 21 марта 1806, № 23. Из Харькова. 54 Московские ведомости, 26 сентября 1808, № 78. Из Харькова- Спб ведомости, 9 октября 1808, № 81. 55 Северная пчела, 21 марта 1814, из Москвы. 56 Северная пчела, 29 июля 1814, № 60. 57 Северная пчела, 5 августа 1814, № 62. 58 Северная пчела, 24 июня 1814, № 50. 59 Архив братьев Тургеневых. Письма и дневник А И Тургенева. — Спб 1911, вып. 2, с. 268. ^ 60 Московские ведомости, 1804, 19 марта, № 23. Объявления. Спб. ведомости, 11 марта 1819, № 20. Первое прибавление. О концертах. 61 Дамский журнал, 1831, ч. 34, № 18, май, с. 77. 62 Дамский журнал, 1831, ч. 36, № 48, ноябрь, с. 114. 63 Цит. по кн.: Глумова А. Музыкальный мир Пушкина —М- Л 1950 с. 255—256. 64 «Евгений Онегин», гл. 1, строфа XIX. 63 С м о л е н с к и и С. 80 и 60 лет назад. — Спб., 1900, с. 27. 66 Одоевский В. Музыкально-литературное наследие, с. 146. 67 Там же, с. 498. 68 Там же, с. 500. 69 Цит. по кн.: Глумова А. Музыкальный мир Пушкина, с. 12. 30—90-е ГОДЫ XIX ВЕКА 2 Асафьев Б. Избр. труды, т. 4, с. 49. Там же, с. 70. 3 С т а с о в В. Статья в газете «Новости», 1903, № 316. 4 Находясь под впечатлением статичных хоров итальянских опер, Глиика говорил: «Уж мне эти хоры! Придут неизвестно зачем, пропоют неизвестно что, а потом и уйдут с тем же, с чем пришли...». С законной гордостью В. Ф. Одоевский писал: «Считаю одной из счастливейших минут в моей жизни, когда мне удалось убедить Глиику, что хоры могут быть выведены из избитой итальянской колеи, быть отдельным драматическим лицом, имеющим свои страсти, свои порывы, свой язык». (Цит. по кн.: Одоевский В. Музыкально-литературное наследие, с. 232—233). 5 Глинка М. Литературное наследие. — Л.; М., 1952, т. 1, с. 306. 6 Во времена Глиики альтовая партия этого хора_исполнялась мальчиками, а не женским контральто. Для первых представлений оперы специально приглашались малые певчие Преображенского полка. 7 Чяйковский П. Переписка с П. И. Юргенсоиом. — М., 1938, т. I, с. 277—278. 6 Стасов В. Михаил Иванович Глинка. — М., 1953, с. 151. 5 Чайковский П. Запись в дневнике 27 июня 1888 года (Гос. дом- музей П. И. Чайковского в Клииу). —Цит. по кн.: Протопопов Вл. «Иван Сусанин» Глинки. М., 1961, с. 158. 10 См.: Серов А. Опыт технической критики над музыкою Глинки.— В кн.: Серов А. Критические статьи, т. 2. Спб., 1892. 11 О художественной функции запева в былиие см. в кн.: Соколов Ю. Русский фольклор.— М., 1941, с. 233. 12 Кюи Ц. Первое и второе представления «Руслана и Людмилы». — Спб, ведомости, 1864, 16 сент. . п 10_п » Серов А. Избранные статьи, т. 2. —М.; л., 19оО, с. 52—53. ¦4 Его первая опера «Эсмеральда» A841) по роману В. Гюго, в которой также видное место занимают массовые сцены с оошириыми ансамблями и хорами, была написана под воздействием французской романтической оперной школы и относилась к периоду формирования опериого стиля Даргомыжского. 213 15 О том, как складывалось отношение композитора к хоровому ансамблю как элементу оперной драматургии, свидетельствует письмо Даргомыжского из Парижа к отцу (декабрь 1844), в котором он писал: «В «Гугенотах»... неистовство народное и злоба католицизма выражены — превосходно... но драматические сцены — шумны, замысловаты, а куда как далеки от натуры!» 16 А. Н. Серов в своей критической статье «Русалка» особо обращает внимание на этот эпизод, считая, что для «внимательного и разумеющего слушателя момент очень замечательный по гармоническому и ритмическому сочетанию» (цит. по кн.: Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики, т. 1. — М., 1954, с. 306). Критик высказал также плодотворные мысли, нацеливающие композитора на овладение гибкостью хоровой фактуры. Позже Ц. Кюи обратит внимание на разговор Мельника с девушками как на чрезвычайно жизненный и правдивый эпизод оперы (см.: Кюи Ц. Избр. ст. —Л., 1952, с. 397). 17 Своим «первым удачным опытом в вокальной музыке большого размера» Глинка считал кантату «Пролог на кончину императора Александра и вос- шестие на престол Николая Павловича». «Пролог» или кантата для соло и хора с сопродожденисм фортепиано и контрабаса в 4 частях: хор, терцет, ария и заключительный хор (см.: Глинка М. Литературное наследие, т. 1, с. 96). 18 Глинка М. Литературное наследие, т. 1, с. 178. 19 Там же, т. 2, с. 574. 20 Там Же, т. 1, с. 210. 21 Там же, с. 275. В своих «Заметках об инструментовке», говоря об оркестре «симфоническом или концертном», Глинка пишет: «...при участии человеческого голоса в хорах и соло оркестр уже всегда отодвигается на второй план, и употребление средств оркестра беспрестанно должно быть соображаемо- со средствами вокальными. Покрывать голоса оркестром — дело весьма не эстетическое» (цит. по кн.: Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики.—М., 1954, т. 1, с. 142). 22 Подробный отчет о празднике и текст кантаты, написанный «бывшим пажем», напечатаны в «Северной пчеле», 1838, 25 октября, № 241. 23 См.: Современник, 1856, т. 6. Петербургская жизнь, с. 73—75. ¦'| 21 Дягилев П. Музыка. — Северная пчела, 24 января 1836, № 19. 25 Глинка М. Литературное наследие, т. 1, с. 108—109. 26 См.: Северная пчела, 2 августа 1845, № 173; 18 августа 1848, № 184. "Даргомыжский А. Автобиография. Письма. Воспоминания современников. Изд. 2-е. — Пг., 1922, с. 33. 28 Письмо А. С. Даргомыжского к В. Г. Кастриото-Скандербеку B4 февраля 1852). — Цит. по кн.: Даргомыжский А. С. Автобиография. Письма. Воспоминания современников, с. 35. 29 Одоевский В. Русская музыка. — Русский, 1866, № 11—12. 30 Взгляды эти отражались во многих высказываниях Львова и в инструкции «О введении единообразного церковного пения в женских учебных заведениях» (ЦГИА СССР, ф. 759, оп. 21, ед. хр. 351, л. 14). 31 Из переписки В. Ф. Одоевского. — Музыкальная старина, 1907, вып. 4, с. 109. 32 Глинка М. Литературное наследие, т. 1, с. 175. 33 Цит. по кн.: Багадуров В. Очерки по истории вокальной педагогики, ч. 3, с. 20. 34 Глинка М. Упражнения для уравнения и усовершенствования гибкости голоса. — М., б/г, с. 2. 35Кармалина Л. Воспоминания о Глинке и Даргомыжском. — Русская старина, 1875, май, с. 270. 36 Замечания А. Ф. Львова, написанные со слов Его превосходительства. — ЦГИА СССР ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1749, л. 44. 37 Глинка М. Литературное наследие, т. 2, с. 652. 38 Там же, с. 113—114. Об удивительно одаренных детях, набранных Глинкой, с восторгом писал Г. Берлиоз в своей статье о Глинке в кн.: Гектор Берлиоз в России. — Спб., 1881. 39 Глинка М. Литературное наследие, т. 2, с. 133. 40 Г л и н к а М. Литературное наследие, т. 2, с. 652. 214 41 Репертуар русского театра, 1840, книга ТУ *я Ш^г «Одоевский В. Музыкалыю-литера *^ &*а Ж с. 335-336 -3 Из статьи Берлиоза о Глинке. — уКаз ^ное ? '^ЯД ¦ март,'ДбГ. ^^ Г АвТ°бИ0Графические''записки.-рЩя "*Рика, 1886, 1858," 3В° (°ДОеВСКИЙ)- Х°рНОе пе"ие в ИсаакиевскЩ с°боре. - Спб., тября>№азР6°си8Г" МуЗЫкаЛЫШе наб™Ден„и_Совр лет^№. .1880, 19 ок- 47 Там же, с. 9. |,1, « Ф. А. Багрецов A812-1874)-воспитанник хора ЧуДОвских певчих. Главный регент хора с 1840 года. В 1846 году получил диплом[регента от Придворной певческой капеллы. ,ООЯ? СМ^1 ПеРепискайм- А- Балакирева с Н А. Ри.мским-Корсаковым A862— 1898). —Музыкальный.современник, 1916, № 4, с. 56 Г Ф Львовский A802— 1893) — регент Александро-Невской лавры и Исаакиевского собора. 50 Одним из авторов обработок был певчий М Бибик получивший подготовку в Придворной певческой капелле. В фондах Придворной певческой капеллы (ЦГИА) хранится «Дело о казаке Быбыке», присланном в 1858 году для подготовки в регенты (ф. 499, оп. I, л. 1065). 51 Г. Я. Ломакин десятилетним мальчиком, обладавшим замечательным дискантом, из Борисовской вотчины Шереметевых был привезен в капеллу. Здесь, у крепостного музыканта из оркестра Шереметева он продолжил музыкальное образование, начатое в Борисовской певческой школе. Регентом хора Ломакин был назначен восемнадцатилетиим юношей в 1830 году. 24 сентября 1838 года от гр. Шереметева «Главной домовой конторе» последовало следующее предписание: «...Регенту Гавриле Ломакину за старание при исправлении своей обязанности и успехи, оказываемые певческим хором, дал я отпускную на вечную свободу...» (ЦГИА СССР, ф. 1088, ед. хр. 1639,'л. 5). 52 Ломакин Г. Автобиографические записки. —Русская старина, 1886, март, с. 647. 53 ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1751, л. 1. 51 Из «Инструкции хору».— ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1772, л. 20. 55 Там же, л. 1, об. 56 «Домовой моей канцелярии о набор».— ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 1735, л. 6. 57 Об этом свидетельствует ведомость с расписками певчих о прочтении ими очередного предписания. — Там же, ед. хр. 1744, лл. 5—6. 58 Стасов В. Концерт гг. певчих графа Шереметева.—Муз. и театр, вестник, 1856, 26 февраля, № 9. Цит. по изд.: Русская старина, 1886, март, с. 657—658. 59 Там же с. 656. 60 Там же, с. 660. 61 Там же, с. 657. О замечательном хормейстерском таланте Ломакина свидетельствует концерт, организованный Стасовым, Серовым и Ломакиным 30 апреля 1851 года, в котором были исполнены «Ауе уегшп» Моцарта, хор из оперы «Идоменей» Моцарта, Фантазия для фортепиано, хора и оркестра Бетховена (дирижер Маурер). В числе исполнителей был хор, составленный Ломакиным из лучших певчих четырех гвардейских полков. Предварительно каждая из групп певчих разучивала свои партии у себя дома, со своим регентом. Ломакин свел этот хор, добившись высокохудожественного целого со свойственным ему мастерством. 62 В. В. Стасов в статье «Концерт гг. певчих графа Шереметева». Русская старина, 1886, март, с. 656. 63 ЦГИА СССР, фонд гр. Шереметева, № 1088, оп. 3, ед. хр. 1732, лл. 20 об., 22, 23 39 об. в* Та'м же, лл. 28, 35—36, 37—38. 65 Из критической статьи, написанной Берлиозом на сочинение Юсупова «История церковной музыки в России». — Цит. по кн.: Гектор Берлиоз о России. Спб., 1881, с. 52. 215 66 С т а с о в В. Концерт гг. певчих графа Шереметева. — Муз. и театр, вестник, 1856, № 9, 26 февраля. 67Ломакии Г. Автобиографические записки. — Русская старина, 1886, март, с. 650. 68 Ломакин Г. Автобиографические записки — Русская старина, 1886, август, с. 474. 69 Там же, с. 469—470. 70 Цит. по кн.: Локшии Д. Замечательные русские хоры и их дирижеры, с. 54. 71 Н. М. Сафонов (Софопов, 1865—1922) — русский певец, хоровой дирижер, педагог. С 1900, вслед за Давыдовским, руководил церковным хором С.-Петербургской консерватории, затем дирижировал духовными концертами С.-Петербургской оперы. В 1919—1922 годах — хормейстер Музыкальной студии В. И. Немировича-Данченко в Москве. 72 М. И. Глинка в своих «Записках» писал: «Гавриил Екимович Ломакин собственным постоянным трудом и талантом достиг почетного места между преподавателями музыки и искренно любим и уважаем всеми, его знающими» (цит. по кн.: Глинка М. Литературное наследие, т. 1, с 162, примечание). 73 С т а с о в В. Примечание к «Автобиографическим запискам» Г. Я. Ломакина. — Русская старина, 1886, март, с. 646. 74 Систематического музыкального образования Голицын не получил. Его первым учителем пения в корпусе был Г. Я. Ломакин. Позже свои музыкальные познания он пополнял в общении с А. Н. Серовым, при поездке в Дрезден брал уроки у А. Рейхеля, в Лейпциге — у М. Гауптмана, был в Веймаре у Ф. Листа. Но основным было упорное самообразование. 75 В статье Б. Штейнпресса «Хоровой дирижер Голицын» (Сов. музыка, 1949, № 2) имеются сведения о знакомстве Ю. Н. Голицына с родом Рахманиновых. 76 Из письма Ю. Голицына корреспонденту газеты «Северная пчела», помещенному в № 247 от 7 ноября 1856 года. 77 Серов А. Критические статьи, т. 2. — Спб., 1892, с. 948. 76 Северная пчела, 12 октября 1956, № 225. Музыкальные беседы. 79 С е р о в А. Критические статьи, т. 2, с. 949. 80 Нами обнаружено любопытное письмо Ю. Н. Голицына к графу Шереметеву, относящееся к этому периоду (май 1857), в котором он, между прочим, пишет: «...Позвольте мне выразить свое неудовольствие на московского Вашего комиссионера Соловьева, который сманивает находящихся в моем хоре певчих». (ЦГИА СССР, ф. 1088, оп. 3, ед. хр. 507, лл. 1—1 об.) 81 Перевод А. Серова в статье «Концерт кн. Ю. Голицына в Дрездене». — Московские ведомости. Прибавления, 1858, 21 августа, № 100. Некоторые подробности об этом концерте сообщила газета «Северная пчела» 18 августа 1858 г., № 180: «За неимением русских низких басов, голоса сопровождались двумя контрабасами». 82 Герцен А. Собр. соч. — М., 1958, т. 14, с. 291. По свидетельству журнала «Всемирная иллюстрация» A870, т. 4, К° 92, с. 682), концерты Борт- няпского исполнялись сводным хором в количестве 1800 человек. 83 Ю. Н. Голицын является автором вокальных дуэтов, трио, романсов, инструментальных сочинений и хоровых обработок. 84 В «Письме из Лондона», напечатанном в «С.-Петербургских ведомостях» A7 февраля 1863, № 39) уже после отъезда Голицына из Англии писалось, что произведения Глинки стали непрерывной частью концертных программ, пользуясь правом «полного гражданства в английском музыкальном мире». 85 См. ук. ст. А. Серова «Концерт кн. Ю. Голицына». 86 К ю и Ц. Избр. ст., с. 48. 87 Цит. по ст.: Штейн пресс Б. Хоровой дирижер Голицын. — Сов. музыка, 1949, № 2, с. 84. 88 См.: «Петербургская летопись» в газете «Голос», 1870, 7 июля, № 148. 89 В 1867 году Ю. Н. Голицын сделал попытку снова сформировать |