Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница31 из 37
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   37

хоровых ансамблей и звукоэффектов, рожденных сочетанием

различных по тембру голосов. Сопутствовавшее этому расширение

диапазона хоровых партий с соответствующим использованием

регистров голосов и преодоление возросших технических трудностей

вокализирования подготовили русских певчих к освоению

оперного искусства. Закреплению в России общеевропейской манеры

пения, с выработанными национальными особенностями,

способствовал подъем хорового творчества а сарреПа ряда русских

композиторов во главе с Бортнянским и вызванный этим взлет

исполнительского искусства Придворной певческой капеллы, а

также ряда других хоров.

Последующий качественный скачок хоровое исполнительское

искусство пережило под влиянием прогрессивных идей Глинки и

традиций «Новой русской музыкальной школы». Эстетические

принципы деятелей музыкальной культуры в обращении к

народному творчеству и древнерусским истокам профессиональной

музыки имели огромное значение для формирования реалистических

тенденций хорового исполнительства, для возрождения и

развития в новых исторических условиях основополагающих традиций

национального певческого искусства, накопленных веками.

Расцвет русской хоровой исполнительской школы

сопровождался усилением ее роли в европейской и особенно западно-сла-

еянской музыкальной культуре. Рассматривая вопрос

взаимовлияния, следует выделить главное — несомненную общность,

которая лежала в основе деятельности русских и славянских

,198

музыкантов, т. е. стремление к утверждению национального

своеобразия отечественной культуры.

В музыкальное наследие нового исторического периода,

начавшегося после Великой Октябрьской революции, передавалась

высочайшая исполнительская культура русских хоров,

базировавшаяся на репертуаре широкого диапазона. Он охватывал все

эпохи и стили западноевропейской и отечественной музыки. Важным

фактором профессионального роста хоров являлся постоянный

контакт с современным, в первую очередь — русским творчеством

для пения а сарреПа, накопление художественных ценностей и

развитие жанров хоровой музыки, расширение тематики и

утверждение основных видов хорового творчества, а также развитие

стилей хорового письма, т. е. история формирования системы жанров

хоровой музыки. В основу современной хоровой культуры легли

развитые формы хорового исполнительства и разновидности

хоровых коллективов, разнообразные стили, составляющие русскую

хоровую исполнительскую школу как единое художественное

направление, т. е. установившаяся национальная специфика

русского хорового искусства.

К достоинствам лучших хоровых коллективов современники

относили высокое профессиональное мастерство и

художественную дисциплину, виртуозное владение всеми приемами вокально-

хоровой техники, безукоризненную чистоту интонации, тончайший

ритмический ансамбль, ясность голосоведения и четкость дикции.

Ценнейшим наследием стало тембровое своеобразие и

эмоциональная насыщенность хорового звучания, осмысленность прочтения

певцами текста и рожденная этим естественность и

оправданность вокальной интонации. Наиболее характерной особенностью

русских хоров являлась распевность, идущая от песенной

раздельности, от фраз, обусловленных широким певческим дыханием.

А. Д. Кастальский так определил суть русского пения: «Роспев,

роспевание — вот это и есть главное, на чем зиждется русская

вокализация, а, впрочем, и русское голосоведение, а если глубже-

вслушаться, то и все русское в русской музыке» 2°3.

Значительную роль в утверждении реалистических тенденций,

какие наблюдались и во многих других областях русской

художественной культуры, сыграли связи хорового концертного

исполнительства с достижениями новой русской вокальной школы и

оперного театра, творческие контакты с выдающимися русскими

композиторами, дирижерами и музыкальными деятелями.

Усилилось общественное воздействие хоровой музыки благодаря не

только концертной деятельности профессиональных хоров и

любительских объединений, но и пропаганде зародившимися и

успешно развивающимися рабочими коллективами. Хоровое искусство

становится одним из действенных средств

музыкально-просветительной работы.

Новый вид — массовое пение, рожденное боевой пролетарской

песней, вырабатывает свои стилистические черты. Активные,

призывные интонации, свойственные большинству революционных пе-

199'

сен со светлой, мажорной ладовой окраской и четкой

ритмической пульсацией, находили адекватное выражение и в манере

пения, в характере хорового звучания. Традиции старых

революционных песен продолжены и развиты советской массовой песней

50-х годов. Специфический характер их исполнения стал одним

из элементов советского стиля хорового исполнения.

Расцвет хорового исполнительского искусства в значительной

мере связан с прогрессивными мероприятиями в области

хорового образования и воспитания, осуществленных передовыми

русскими музыкантами и педагогами. Их идеи и разработки

представляли собой фундаментальную базу для строительства в

новых условиях системы подготовки музыкантов, способных вести

разностороннюю деятельность в качестве дирижеров

профессиональных и любительских хоров, педагогов в высших и средних

учебных заведениях, учителей пения в школах. При этом важную

роль сыграл утвердившийся прогрессивный взгляд на хор как на

действенный инструмент просвещения и воспитания народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

ОТ АВТОРА

1 Беляев В. Древнерусская музыкальная письменность. — М., 1962;

Бражников М. Древнерусская теория музыки.— Л., 1972;

Бражников М. Статьи о древнерусской музыке. — Л., 1975; Браж инков М. Пути

развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII—XVIII веков. — М.;

Л., 1949; Металлов В. Азбука крюкового пения. Опыт систематического

руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева

периода киноварных помет. — М., 1899; Металлов В. Осмогласие знаменного

роспева. Опыт руководства к изучению осмогласия знаменного роспева по

гласовым попевкам. — М., 1900; Металлов В. Очерк истории православного

церковного пения в России. — М., 1915; Металлов В. Старинный трактат

по теории музыки 1679. — Спб., 1898; Преображенский А. Культовая

музыка в России. — Л., 1929; Разумовский Д. В. Церковное пение в

России, вып. 1—3. — М., 1967; Смоленский С. О древнерусских певческих

нотациях.— Спб., 1901; Смоленский С. Азбука знаменного пения. Извещение

о согласпейших пометах старца Александра Мезенца. — Казань, 1888;

Смоленский С. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. — «Памятники

древней письменности», вып. 128.—-Спб., 1910; Стасов В. Заметки о демест-

венном и троестрочном пении. — Избр. соч. М., 1952, т. 1, с. 123—140;

Успенский Н. Древнерусское певческое искусство.—М., 1965; Финдейзен Н.

Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII

века.— М., Л., 1928, т. 1, вып. 1—3. Работы советских музыковедов Г. Алексеевой,

А. Белоненко, Е. Бурилиной, 3. Гусейновой, С. Кравченко, А. Кручининой,

Е. Левашова, М. Рахмановой, Н. Серегиной, Б. Смолякова и др., посвященные

различным аспектам древнерусской музыки.

2 Андреева Л., Бондарь М. Николай Михайлович Данилин. — В кн.:

Искусство хорового пения. М., 1963, с. 5—52; Гусин Н., Ткачев Д.

Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. — Л., 1957; Ершов А.

Старейший русский хор. — Л., 1978; Казачков С. Два стиля — две

традиции. — Сов. музыка, 1971, № 2, с. 80—88; Локшин Д. Замечательные

русские хоры и их дирижеры. — М., 1963; Ломакин Г. Автобиографические

записки с примечаниями В. В. Стасова. — Русская старнна, 1886, №№ 3, 5, 6, 8;

Никольский А. Василий Сергеевич Орлов. — ¦ Хоровое и регентское дело,

1913, № 11, с. 172—177, № 12, с. 195—201; Памяти В. С. Орлова. 10 ноября

1907. —М„ 1907; Памяти Степана Васильевича Смоленского. — Спб., 1910;

Птица К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории. —

М., 1970; Романовский Н. Из прошлого русской хоровой культуры.— В

кн.: Хоровое искусство. Л., 1971, вып. 2, с._ 67 79; Ткачев Д. Александр

Андреевич Архангельский. — Л., 1974; Штейн пресс Б. Хоровой дирижер

Ю. Н. Голицын. —Сов. музыка, 1949, № 2, с. 82—85.

3 Гречанинов А. Моя музыкальная жизнь. — Париж, 1934;

Дмитревская К. Александр Дмитриевич Кастальский. В кн.: Русская советская

хоровая музыка. М., 1974, с. 7—42; Дмитревская К. Виктор Калинников

8 В. Ильин

201

(к 100-летню со дия рождения).— В кн.: Хоровое искусство. Л., 1971, вып. 2,

с. 53—67; Дмитревская К. Павел Григорьевич Чесноков. — В кн.: Русская

советская хоровая музыка. М., 1974, с. 45—67; Доброхотов Б. Александр

Алябьев. — М., 1966; Доброхотов Б. Е. И. Ф о м и н. — М., 1968; И в а-

кин М. Русская хоровая литература.—М., 1965; Крылов А. О хорах асар-

ре11а Чайковского. — В кн.: Хоровое искусство. Л., 1977, вып. 3, с. 114—128;

А. Д. Кастальский. Статьи. Воспоминания. Материалы. — М., 1960; Ольхов К.

Хоры а сарреПа С. Танеева. — В кн.: Хоровое искусство. Л., 1971, вып. 2,

с. 29—53; Романовский Н. Хоровые сочинения Глинки. — В кн.: Хоровое

искусство. Л., 1977, вып. 3, с. 99—113; Рыцарева М. Композитор Д. Борт-

нянский. — Л., 1979; Рыцарева М. О жизни и творчестве Максима

Березовского.— Сов. музыка, 1981, № 6, с. ПО—116; Скребков С. Д. С. Борт-

нянский — мастер хорового концерта. — Ежегодник Института истории

искусств, т. 2. М., 1948; Федоровская Л. Композитор Степан Давыдов. —

Л., 1977.

4 См. библиографию в кн.: Никол ьска я-Б ер его века я К. Развитие

школы хорового пения в России.—М., 1974; Ломакин Г. Краткая метода

пения. — Спб., 1837; Брянский Н. Метод обучения хоровому пению. — Спб.,

1883; Смоленский С. Курс хорового пення.— Казань, 1879; Булычев В.

Лекции и работы по теоретическим вопросам хорового пения. Хоровое пение

как искусство. Опыт общей теории постановки художественного хорового

пения. Вып. 1—2. — М., 1904—1910.

5 Асафьев Б. Русская музыка XIX и начала XX века. — Л., 1968;

Герасимов а-П ерсидская Н. Характерные композиционные черты

многоголосия партесных концертов XVII—XVIII ст. — Мпзка ап^иа Еигорае опеп1аН5.

Вус1^052С2, 1969; Г е р а с и м о в а-Пе р с и д с к а я Н. Народные истоки

партесного концерта. — Мизша агШяиа Еигорае опегйаНз. Вуё^озгсг, 1972;

Келдыш Ю. Проблемы стилей в русской музыке XVII—XVIII веков. — В кн.:

Очерки и исследования по истории русской музыки. М., 1978; Келдыш Ю.

Русская музыка XVIII века. — М., 1965; Ливанова Т. Очерки и материалы

по истории русской музыкальной культуры, вып. 1. — М., 1938;

Протопопов Вл. К 300-летию «Мусикийской грамматики Николая Дилецкого». — Сов.

музыка, 1978, № 1, с. 102—107; Протопопов Вл. О хоровой многоголосной

композиции XVII — начала XVIII века и Симеоне Пекалицком. — В кн.: Ук-

раТнське музикозиавство, вып. 6.— Киев, 1971; Протопопов Вл. Творение

Василия Титова — выдающегося русского композитора второй половины XVII —

начала XVIII века. К проблеме партесного пения. — Мизка апПдпа Еигорае

опеп!аП5. Вуёдозгсг, 1972; Скребков С. Русская хоровая музыка XVII —

начала XVIII века. — М., 1969; Скребков С. Эволюция стиля в русской

хоровой музыке XVIII века. — В кн.: Ми51са ап^иа. I. Шагзгатуа, 1966.

"Бобровский В. Песни и хоры Шостаковича. — М., 1962;

Дмитревская К. Александр Александрович Егоров. — В кн.: Русская советская

хоровая музыка. М., 1974, вып. 1, с. 71—86; Дмитревская К. Александр

Александрович Давидеико.—Там же, с. 89—128; Дмитревская К. Хоры

а сарреПа В. Шебалина в свете традиций русской хоровой классики. — В кн.:

Музыка и современность. М., 1971, вып. 7, с. 88—121; Живов В. Хоры а

сарреПа Свиридова. —В кн.: Георгий Свиридов. М„ 1Л\;

Житомирский Д. Александр Александров. — М., 1947; Ильин В. Ленинская тема в

вокально-симфонической и хоровой музыке советских композиторов. — В кн.:

Хоровое искусство. Л., 1971, вып. 2, с. 3—12; Коловский О. Пять хоров

без сопровождения Г. Свиридова. — В кн.: Хоровое искусство. Л., 1971, вып. 2,

с. 16—29; Коловский О. Хоровые циклы В. Салманова. — В кн.: Вопросы

теории и эстетики музыки. Л., 1969, вып. 9, с. 167—188; Коловский О.

Хоровые миниатюры В. Шебалина.—Там же, с. 189—204; Кручинина А.

Древнерусское в искусстве мастера. К изучению творчества Г. В.

Свиридова.—Сов. музыка, 1981, № 12, с. 32—35; Лева и до П. К вопросу об

изучении хорового стиля Д. Шостаковича. — В кн.: Становление и развитие

национальных традиций в русском хоровом искусстве. Л., 1982, с. 72—92; Л е-

вашев Ю. Десять поэм Шостаковича. — В кн.: Очерки по теоретическому

музыкознанию. Л., 1958; Локшин Д. Хоровое творчество Мариана

Коваля. — М., 1967; Мюллер Т. Хоры а сарреПа В. Шебалина. — В кн.: Виссари-

202

он Яковлевич Шебалин. М., 1970; Мартынов И Черты стиля хорового

творчества Давиденко. — В кн.: Из истории XX века М 1971; Николаев А.

Там неба светлый край. К изучению творчества Г В ' Свиридова. — Сов.

музыка, 1981, № 12, с. 28—31; Полякове кий Г Мариан Коваль. —М., 1968;

Попова Л. Традиции и новаторство хоров Р Щедрина. — В кн.: Труды

ГМПИ им. Гнесиных, вып. XXIII. М., 1975; Рогожина Н.

Вокально-симфонические произведения С. Прокофьева. М.; Л., 1964; Сохор А. Георгий

Свиридов.— М., 1972; Сохор А. Традиции и новаторство в творчестве

Свиридова. — В кн.: Вопросы теории и эстетики музыки. Л., 1971,-вып. 10, с. 60—100;

Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. — М., 1980; Хакимова А.

Новаторское прочтение жанра. К изучению творчества Р. Щедрина. — Сов.

музыка, 1980, № 11,с. 46—50.

'Дмитревская К. Георгий Александрович Дмитревский.— Л., 1959;

Ильин В. И. В. Немцев и музыкальная самодеятельность Ленинграда. — В

кн.: Могучее средство воспитания. Л., 1978, с. 35—54; Л ев а н до П. А. А.

Давиденко— хоровой дирижер и композитор.' —Там же, с. 131—143; Музыкант,

гражданин, человек. Памяти А. А. Юрлова, —Сов. музыка, 1974, № 3, с. 76—

84; Му зале веки й В. Михаил Георгиевич Климов, — Л., 1960; П о л я н о в-

ский Г. А. В. Александров. Очерк жизни и творчества. — М.; Л., 1945;

Свешников А. Сб. статей/Ред. К. Птица. — М., 1970; Шилов А.

А. В. Александров. — М., 1955.

8 Основные работы сосредоточены в книгах: Асафьев Б. О хоровом

искусстве.—'Л., 1980; Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном

просвещении и образовании.— М.; Л., 1965.

9 Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.— Л., 1971, с. 217.

10 Асафьев Б. Организация преподавания музыки в

общеобразовательной школе. — В кн.: Асафьев Б. О хоровом искусстве. Л., 1980, с. 162.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1 Древнерусская культура и современность (Беседа с лауреатом

Государственной премии, членом-корреспондентом АН СССР Д. С. Лихачевым).—

Вопр. философии, 1969, Л» 11, с. 130.

2 Бражников М. Древнерусская теория музыки. — Л., 1972, с. 251.

Осмогласие знаменного роспева — одна из сложнейших проблем

исторического музыкознания. Несмотря на разностороннее ее освещение в трудах русских

и советских исследователей (Д. Разумовского, В. Металлова, А.

Преображенского, С. Смоленского, М. Бражникова, Н. Успенского и др.), полного

представления о структуре данной теоретической системы мы еще не имеем.

3 Смоленский С. Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях

музыкально-певческих форм церковных песнопений в крюковом письме. —

Церковное пение. — Киев, 1909, № 3, с. 81.

4 Бражников М. Пути развития и задачи расшифровки знаменного

роспева XII—XVIII веков. — М., 1949, с. 58.

5 Греч. йотезНкоз — означает начальник — сан многих служащих

чиновников императорского двора, и, в частности, начальник певческого хора.

6 Из статьи В. В. Стасова «О церковных певцах и церковных хорах

древней России до Петра Великого». — ГПБ, отдел рукописей, ф. 738, № 10, л. 3.

Это подтверждает и историк Е. Голубинский, гороря: «Деместик, т. е. доместик

значит вовсе не певчий, а регент над певчими, головщик клироса». (Цит. по

ст.: Лисицын М. К вопросу о деместпенниках, клирошанах и о

первоначальном пении в русской церкви. — Муз. современник, 1917, № 7—8, с. 83—84).
1   ...   27   28   29   30   31   32   33   34   ...   37


написать администратору сайта