Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница2 из 37
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

культовой музыки, являлся «произвол», или разновидность распевов

одних и тех же текстов. Новые варианты, связанные с личным

творчеством и различными певческими традициями, обозначались

как «ин перевод», «ин распев» (усольский или соловецкий,

«перевод Крестьянинов», «ин перевод Лукошков» и т. д.).

На протяжении веков церковная музыка испытывала влияние

народного песенного творчества. В развивавшемся параллельно с

профессиональной музыкой песенном фольклоре формировались

новые жанры, складывался новый стиль. Его ярким проявлением

стала в XVI веке многоголосная лирическая песня, одной из

характерных черт которой была подголосочная полифония.

Многоголосие, связанное с практикой народного хорового пения, нашло

отражение и в церковной музыке. Ранние сведения о нем

встречаются в «Чине церковном архиепископа Великого Новгорода и

Пскова», относящемся к 40-м годам XVI века 16.

Наибольшее влияние принципов народного многоголосия

прослеживается в так называемом строчном церковном пении.

Аналогично народному, в основном двух-трехголосному, фактура

строчного пения также двух-, трехголосна, при этом все голоса

мелодические. Голос, ведущий основную мелодию, обозначался

словом «путь», а его исполнители «путниками». Мелодия, лежащая

выше, — «верх», а ниже — «низ». Соответственно этому исполнители

именовались «вершниками» и «нижниками». Так излагался

наиболее распространенный вид строчного пения — «троестрочное».

Принципы построения фактуры строчного пения также

аналогичны складам народного многоголосия. Их два: «ленточное»

многоголосие, когда все голоса, сохраняя высотный и ритмический

контуры мелодии, движутся параллельно, и «под го л о сочное»

9

В полифоническом отношении наибольший интерес представляют

песнопения в подголосочном складе, где каждый из голосов,

образуя попевки, проявляет самостоятельность. Распространение

полифонически усложненных строчных песнопений стало возможным в

результате накопления певческого опыта.

Все виды древнерусской профессиональной музыки, были

подчинены практическим потребностям и непосредственно зависели от

«чина», регламентировавшего церковный и мирской быт. Уже со

второй половины XV века из основного богослужебного вида

профессиональной музыки выделяются внебогослужебные песнопения,

свидетельствуя об усиливающемся ее обмирщении. В певческих

рукописях того времени появляются песнопения к различным

«действам»— театрализованным монастырским обрядам,

изображавшим отдельные события священной истории, а также царские

многолетия, так называемые «заздравные чаши».

Относительно самостоятельный вид внебогослужебной музыки

составляли стихи покаянные — одни из ранних образцов

профессиональной лирики, где отразился интерес к художественной

стороне певческого искусства. На это указывает использование в

них демественного распева с торжественными оборотами,

отличающимися от знаменного распева и не входящими в осмогласную

систему. С XVII века покаянные стихн испытывают на себе

влияние элементов протяжной лирической песни 17.

Наряду с усилением светских тенденций в церковной музыке и

увеличением сферы ее применения, расширялись функции хорового

исполнительства, усложнялась структура хора, углублялась

профессионализация певчих. Со второй половины XV века

интенсивное развитие получает княжеский «клырос». Стремясь к

возвеличиванию своей власти, Иван III заботился о торжественности и

пышности церковных служб в Кремле. Особым вниманием

пользовался «клырос», переименованный при нем в хор государевых

певчих дьяков 18. Певчие дьяки, считаясь на придворной службе,

находились в привилегированном положении, выражавшемся в

отделении их от духовенства 'и в полусветском образе жизнн.

Значительно расширились исполнительские функции певчих: наряду с

основной — обслуживание церковной службы, они принимали

участие в дворцовых увеселениях, при выездах великого князя в

походы, на охоту и т. д.

Усложнилась структура хора, разделившегося на станицы,

в каждую из которых входило пять певчих. Самыми почетными

были первая и вторая («большие») станицы, располагавшиеся

соответственно на правом и левом церковном клиросе. В особо

торжественных случаях к ним присоединялись певчие третьей и

четвертой станиц. К пятой и шестой принадлежали малоопытные

певчие, служившие резервом. По установившейся традиции лучшие из

певчих первой станицы, обладавшие выдающимися голосами и

имевшие большой опыт пения, выдвигались в уставщики19.

¦В их обязанности входило обучение молодых певчих и

управление станицами. Хор, пользуясь вниманием царей, продолжал

яо

пополняться лучшими голосами. К концу XVII века, по данным

исследователя Разумовского, его численность достигла 70

человек 20.

Хоровое пение становится предметом увлечения царского двора

и знатных бояр. Среди первых московских мастеров церковных

песнопений мы находим имя самого Ивана Грозного, создавшего

две известные стихиры в честь митрополита Петра и Владимирской

иконы Богоматери. Все сочинительские опыты были тесно связаны

с церковной практикой хора государевых певчих дьяков. Нередко

Грозный сам становился в хор, поражая присутствующих в храме

«красным пением с своею станицею»21. До наших дней дошел

напев царя Федора Алексеевича «Достойно», также сочинявшего

музыку 22.

В конце XVI века, при учреждении в России патриаршества,

возник хор патриарших певчих дьяков A589). По примеру царя

и патриарха свои хоры заводили многие знатные бояре, среди них

боярин Н. Романов, известный покровитель искусств боярин

А. Матвеев. Видное место в певческой культуре вдали от Москвы

занимали хоры бояр Строгановых, о чем свидетельствовало

богатейшее собрание письменных певческих книг М. М. Строганова23.

Особенно благотворной стала деятельность строгановских хоров

во второй половине XVII века.

Из многих церковных, монастырских и боярских хоров

современники выделяли певчих соборной церкви митрополита

Новгородского (позже патриарха) Никона. По воспоминаниям его

слуги — монаха Ивана Шушерина, митрополит «проявлял большую

заботу о пении: и на славу собрав клиросы из предивных певцов

и редкостных голосов, создал одушевленное пение... и такого

пения, как у митрополита Никона, не было ни у кого»24. Во второй

половине XVII века хор сыграл значительную роль в

обновлении традиции певческой культуры.

Эволюция древнерусского певческого искусства включала и

усовершенствование крюкового письма. Не меняя самого

принципа записи, усовершенствование шло по пути добавления к

существующим знакам разного рода дополнений. Удачной оказалась

система дополнительных обозначений киноварью, разработанная

дьяком Иваном Шайдуровым в XVI веке. В период с 1655 по

1668 годы было предпринято дальнейшее усовершенствование

знаменной нотации, в которой принимал участие знаток певческого

искусства Александр Мсзснец, вызванный в Москву из Савво-Сто-

рожевского монастыря25. Все же крюковое письмо оставалось

сложным и составляло трудную науку для певчего, которую он

постигал, в значительной степени, в устной традиции.

Знаки древних песнопений содержали в себе удивительное

богатство информации. Кроме обозначения движения голоса по

ритму, относительной высоте и длительности звуков, они были

наглядным изображением, точно определявшим оттенки исполнения,

указывавшим внутреннюю логику построения напева. «Многие

знамена,— утверждает С. В. Смоленский, — совершенно тождественные

11

в нотном изложении, имеют совершенно различный смысл,

обуславливаемый ритмическим нахождением одних и тех же звуков в

разных местах напева; указывая одинаковое нотное движение,

знамена отличают его или в способе исполнения, или в семиографи-

ческо-музыкальном смысле. Эти свойства знамен особенно дороги

для музыканта, ибо дают ключ к уразумению частностей мело«

дики и ритмики русского пения. При такой тесной связи напева,

при таком совершенном его изложении крюками редакция

музыкальная отличается замечательною устойчивостью в исполнении и

в письменном изложении» 26. Выводы, сделанные одним из

авторитетных исследователей древней певческой культуры, позволяют

говорить о глубине и устойчивости ее традиции.

Закреплению традиций способствовала организация певческих

школ. Центрами музыкального образования становились

монастыри и княжеские дворы. Уже к XV веку немало певческих школ

было в Москве, Пскове и других городах. Московский собор

1551 года констатировал, что «прежде сего в российском царствии

на Москве и в Великом Новгороде и по иным городом многие

училища бывали. Грамоте и писати и пети и чести учили. И потому

тогда грамоте и писати и пети и чести гораздых много было. Но

певцы и чтецы и добры писцы славны были по всей земле до

днесь» 27.

Среди певческих школ издавна славились школы новгородские.

Они поставляли певчих во многие хоры, готовили выдающихся

мастеров церковного пения. Известными учениками, а затем и

учителями новгородских школ являлись братья Роговы. Василий

Рогов, впоследствии митрополит ростовский, «зело пети был горазд

знаменному и троестрочному и демественному пению был роспев-

щик и творец»28. Савва Рогов занимался, главным образом,

школьным преподаванием церковного пения. Его знаменитые

ученики Иван Нос и Федор Крестьянин основали школу у Ивана

Грозного в Александровской слободе, а Стефан Голыш — в

вотчине Строгановых в Усолье. Воспитанник этой школы Иван

Лукошко стал известным творцом роспевов.

Важным итогом развития древнерусской певческой культуры,

наряду с созданием музыкальных ценностей, упорядочиванием

структуры хоров и певческого образования, явилось формирование

основных исполнительских принципов, вытекавших из синтеза

своеобразных черт профессионального церковного пения и

традиций народного искусства. На исполнительский стиль церковных

хоров оказывал влияние стиль древних песнопений, под

воздействием которого вырабатывались требования, касавшиеся звукове-

дения, дикции, динамики, а также эстетической стороны

исполнения.

Исходя из сложившейся в церковной практике традиции, состав

хора был мужским, с использованием «малых певчих»

(«отроков») 29. Общий диапазон простирался от соль большой октавы до

ре первой. Основной упор делался на низкие голоса, обладавшие

звуками и контроктавы. Ограниченная тесситура отдельных строк

12

(квинта, секста, редко октава) делала доступным для

большинства певчих исполнения любой из них. Мальчики пели октавой

выше.

Певчие, так же как и народные певцы, начинали песнопение

с запева, в удобной для них «тональности», точнее — в примар-

ной зоне певческого диапазона тех голосов, которые преобладали

в данном, конкретном составе хора. Голоса, сопровождавшие

основную мелодию, возникали импровизационно, подобно

подголоскам народной песни, и не фиксировались при записи напевов.

Первые рукописные образцы строчного пения появились лишь в

середине XVII века.

К особенностям песнопений, оказавшим влияние на

формирование исполнительского стиля, следует отнести неспешные темпы,

равномерные ритмы, плавность и поступенность, широкое дыхание

мелодической линии. В сочетании с ограниченным звуковым

объемом эти свойства вырабатывали у певчих владение упругим

дыханием , а благодаря внутрислоговому распеванию, прививали

навыки вокализации. Опора на примарные тона голоса, пение в

унисон на длительном дыхании, с выдерживанием звука в

определенной, в основном спокойной динамике обеспечивали единую

манеру, чистоту строя и слитность хорового ансамбля.

Одним из важнейших требований церковного пения было

четкое произношение слов. Служители настаивали на осмысленном

распевании текста с сохранением логических ударений, иногда

даже в ущерб мелодии. «А если много нот придется на слова, —

писал протопоп Аввакум, — то их надо пропеть не искажая;

можно нарушить пение, только не искажай слова»30. На укрепление

традиций знаменного пения было направлено решение церковного

собора 1654 года о приведении напевов и текстов в соответствие

с традиционным произношением, об исправлении певческих книг

на речь. К этому времени в практике церковного пения

выработалась особая искусственная манера произношения, приводившая

к искажению слов. Это специфическое певческое произношение

получило наименование раздельноречия, в отличие от

традиционного истинноречия. Существенную особенность

заключал в себе большой знаменный роспев — высшая форма

древнерусского певческого искусства. В нем приоритет текста сменился

приоритетом музыки, а следовательно, вокализации. Это давало

повод к яркости и эмоциональности исполнения, о чем С.

Смоленский писал: «Без оттенков при исполнении всякий напев теряет

прежде всего свою живость; напев мертвен — так же как

безжизненна, бесчувственна всякая сонная, однообразная речь в

сравнении с ясною, одушевленною и выразительно сказанною

речью»31.

К середине XVII века профессиональное певческое искусство

как часть русской художественной культуры представляло

систему, складывавшуюся из видов творческой деятельности и

зачатков певческого образования. В ту эпоху господствовала

характеризуемая единством творчества и исполнительства коллективная

13

форма существования профессиональной музыки, целиком

ограниченной духовно-практической и прикладной функцией. В

содержании музыки и ее воспроизведении удерживалась строгая

традиционность и каноничность, сохраняемая системой крюковой

записи. В результате многовекового совершенствования

сложилось полное соответствие содержания песнопений и средств

выражения.

Вместе с тем, иные варианты песнопений на одни и те же

тексты,, излагавшиеся лучшими представителями общины — «рас-

певщиками» в разных роспевах, свидетельствовали о постоянных

поисках нового, о стремлении к избавлению от оков узкой

церковной догмы.

Внутренняя борьба культового и светского начал особенно

сказывалась в явном влиянии на профессиональное певческое

искусство народной песенности. Народное творчество,

проникавшее в культовую музыку как элемент художественности,

находилось в русле общекультурного процесса, подобно тому, как

«творческое народное начало может быть вскрыто в основе многих

литературных произведений, даже, в известной мере, в основе

некоторых произведений церковной литературы, поскольку в них

появлялись элементы живой литературности» й.

Признаком тенденций обмирщения культовой музыки явилось

использование некоторых ее разновидностей вне церковного

обряда. Однако представление об общей теме внебогослужебных

песнопений, об общности назначения и функции в художественной

жизни человека, то есть выделение в самостоятельный жанр

музыки, осознается позже.

Оригинальный, самобытный стиль древнерусской

профессиональной музыки повлиял на формирование хорового

исполнительства. Это сказалось на составе и структуре хоров, на манере

пения и певческой технике, на особом внимании к приемам звуко-

ведения, к выразительной окраске звука, к ясному и осознанному

произношению слова. В общепринятом мужском составе хоров с

эпизодическим подключением мальчишеских голосов не

предусматривалось деления на партии по тембровым признакам. По мере

расширения воздействия знаменного роспева на русский народ,

в нем возникло и укрепилось отношение к напевам как к

проводникам высоких чувств, выходивших за рамки служебно-церков-

ного содержания.

Самым значительным наследием певческого искусства

средневековья явилось «великое, всецело русское древнее звукоискусст-

во распевания»33, составившее существенную особенность

национального хорового исполнительского искусства.

Достигнув высокого уровня развития, певческое искусство
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37


написать администратору сайта