Главная страница

Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой


Скачать 0.55 Mb.
НазваниеОчерки истории русской хоровой
АнкорИльин _Очерки.docx
Дата28.05.2018
Размер0.55 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИльин _Очерки.docx
ТипДокументы
#19752
страница36 из 37
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


А. В. Кольцова. — Русские ведомости, 1906, № 243.

14 ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 132, л. 144 об. Письмо А. Т. Гречанинова

к С. В. Смоленскому от 24 ноября 1902 года.

15 Там же, ед. хр. 173, № 38 об. Письмо П. Г. Чеснокова к С. В.

Смоленскому от 23 декабря 1904 года.

16 Там же, ед. хр. 174, л. 43 об. Письмо П. Г. Чеснокова к С. В.

Смоленскому от 24 марта 1905 года.

17 ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 173, л. 40 об. Письмо П. Г. Чеснокова к

С. В. Смоленскому (без даты). В то же время Танеев сообщал: «П. Г. Чесно-

ков показывает мне свои вещи и пишет по моему совету для струнного

квартета» (там же, ед. хр. 168, л. 35). Письмо С. И. Танеева к С. В. Смоленскому

от 10 марта 1905 г.

18 Среди рукописей С. И. Танеева есть двепадцатиголоспый контрапункт

C сопрано, 3 альта, 4 тенора и 2 баса) «Нидерландская фантазия на

русскую тему» в стиле нидерландских полифонистов

ХУ-ХУ1 вв.

19 Несколько церковных композиций Танеева, относящихся к раннему

периоду его творчества и нигде не опубликованных, носили характер

упражнений в овладении жанром а сарреИа.

20 См.: С. И. Танеев и русская опера. — М., 1946, с. 42—43.

21 Цит по ст.: Ольх о в К. Хоры а сарреИа С. 1апеева. — и кн.: Хоровое

искусство. Л., 1971, вып. 2, с. 47.

22 Т а н е е в С. Заметки об оратории. — Цит. по ст.: О л ь х о в К. Хоры

а сарреИа С. Танеева, с 51.

* Цит. по ст.: Попов С. О хоровом творчестве С И Танеева. - в кн.:

Русская хоровая литература. Очерки. М 1969 *ып Щ^ * ™ «день

Танеев писал Смоленскому: «присылаю нр" «м пии Синодального ^оа»

предвкушаю удовольствие услышать его в " п 1йоо гп.;л То „ хора»

Ш, ф 11У9, ед. хр. 168, \. 15). П"^^^1^™^^^

Г^льны'ми памГяТс°ДРеТалЯвПпеМ кое-какие изменения, „0СЛе ?0™"

221

его прослушал» (цит. по ст.: Ольхов К- Хоровое творчество С. Танеева.—

В изд.: Танеев С. Избранные хоры без сопровождения. Л., 1963, с. 3).

24 В своем «Дневнике» Смоленский отметил: «4 ноября... Танеев принес

хор «Альпы» — очень хороший во второй части» (ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, сд. хр. о,

л. 52).

25 ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 168, л. 6.

26 На слова А. С. Пушкина, не издан.— См. указ. ст. К. Ольхова. Хоры

а сарреПа С. И. Танеева, с. 50.

27 О р л о в а Е. Новаторские тенденции в тематике русского

музыкального искусства начала XX века. — В кн.: Русская музыка на рубеже XX века.

М; Л., 1966, с. 5—6.

28 Н. М. Потулов—автор «Руководства к практическому изучению

древнего богослужебного пения православной российской церкви» A872).

29 С-и й С. Об оздоровлении программ духовных концертов в Москве

(посвящается Александру Тихоновичу Гречанинову). — М, 1900, с. 4.

30 Из письма П. И. Чайковского к Н. Ф. Мекк (9 февраля 1878 года).—

Цит. по кн.: Материалы и документы по истории русской реалистической

музыкальной эстетики. М., 1956, т. 2, с. 471.

31 Преображенский А. Культовая музыка в России. — Л., 1929,

с. 112. Консервативно-клерикальные круги встретили «Литургию» Чайковского

яростной оппозицией. Директор Придворной капеллы и цензор

духовно-музыкальной литературы Н. Бахметьев потребовал конфискации изданного Юргенсо-

ном произведения, как содержащего «песнопения чисто оперные, лишенные

всякого церковного элемента».

32 ЦГИА, ф. 119, оп. 1, ед. хр. 77, л. 33-а-об. С радостью исследователя,

убеждающегося в огромной ценности древнерусской певческой культуры,

Смоленский писал Н. Ф. Финдейзепу: «Вообразите, что я достал из Ярославля не

более как 12 хорную D8-голоспую) обедню и к ней 2 концерта XVII конца

или начала XVIII. Вот каковы были русаки-то! (ГПБ, рукописный отдел, ф. 816,

оп. 2, № 1851, письмо от 24 марта 1898 года).

" Смоленский С. О колокольном звоне в России. — Русская

музыкальная газета, 1907, № 9—10, стлб. 281.

34 К а с т а л ь с к и Г: А. О моей музыкальной карьере и мои мысли о

церковной музыке. — Музыкальный современник, 1915, кн. 2, с. 35.

33 Б. Асафьев о себе. — В кн.: Воспоминания о Б. В. Асафьеве. Л., 1974,

с. 483.

36 Кастальский А. Простое искусство и его непростые задачи. —

Мелос, кн. 2. Пг., 1918, с. 123.

37 С 1886 года Кастальский бчл преподавателем фортепиано, затем

сольфеджио, гармонии, чтения хоровых партитур, основ контрапункта, с 1892 года —

помощник регента, в 1907—1910 годах—регент хора, а с 1910 г. — директор

училища.

36 Сознавая трудность исполнения своих обработок, Кастальский обычно

делал две редакции: для небольшого смешанного состава и для однородного

хора.

39 Из высказываний Б. В. Асафьева в кн.: А. Д. Кастальский. Статьи,

воспоминания, материалы. — М., 1960, с. 8.

40 Кастальский А. Практическое руководство к выразительному

чтению стихир при помощи различных гармонизаций. — М., 1909, с. 5.

41 Цит. изд.: А. Д. Кастальский. Статьи, воспоминания, материалы, с. 8.

42 Цит. по ст.: Страж ев А. К вопросу о церковности музыки. —

Хоровое и регентское дело, 1911, № 3, с. 1.

43 Цит. по заметке К. Казанского «Из жизни». — Хоровое и регентское

дело, 1912, № 5—6, с. 109.

44 Цит. по заметке «О новом направлении церковного пения». — Музыка

и жизнь. 1908, № 7, с. 9.

45 Кроме того композитор ввел две инструментальные интермедии:

японскую и индусскую.

46 Воспоминания о Б. В. Асафьеве. — Л., 1974, с. 484.

47 Поощряя их творчество, С. В. Смоленский предоставлял Синодальный

хор для первого исполнения произведений. В своем «Дневнике» он отметил как

222

важное соОытие концерт для профессоров м™ ,
ря 1898 года), в котором впервые про*™?, Овской консерватории A6 октяб-

правленпя М. Ипполитова-Иванова А и-, Духовные сочинения нового на-

рещепко, П. Чеснокова, А. Кастальского д ь"нск°го, А. Гольденвейзера А. Ко-

ед. хр. 5, Л° 2 об.). По поводу концепта п1 речанинова (ЦГИА, ф. П19, оп. 1,

ленский писал: «Скоро у нас будет копнем „«сьме к Н- ф- ФинДеизену Смо-

числе и мои... Я перемутил здесь всех мп,"? Т- М,ШГИХ К0МП03ИТ0Р°В. в том

ру...» (ГПБ, отдел рукописей, ф. 816, оп. 2 л \*г\< способных писать партиту-

48 Свящ. Дим. Аллемапов. Купе "йгт^ ''

М. ч. 1 с 99—100 ист°пни русского церковного пения.

49 См.: «Сугубую Ектинью» для ховя г

, *

«Искусство Шаляпина»). Р" С °РгаМ (из набора пластинок

50 См.: композицию Гречанинова «Хвалитр п™ /

го и смешанного), органа и симфонического оркестр ™* №У Р "

„„ ,951.Сг-:,<<ДВе картины» для смешанного в°сьми'голосного хора а сарреНа,

ор. 12 («Солнце скрылось» на стихи А. Хомякова и «Ночь» на стихн А.

Плещеева, а также Два хора а сарреНа на стихи А. Пушкина соч 149)

" Среди сочинений Гречанинова есть «Траурный гимн» «Вы жертвою

пали в борьбе роковой...» (памяти павших за свободу) — М 1905 Весь доход

с издания пошел в пользу нуждающихся рабочих. '

53 Из 60 опусов П. Г. Чеснокова примерно 40 (Более 400 произведений)

принадлежит к духовным сочинениям. Довольно большое внимание композитор

также уделял хоровым миниатюрам для женских или детских голосов с

сопровождением фортепиано (ор. 2, 4, 14, 34 — более двадцати хоров) Ряд хоров

светского содержания содержат опусы 13, 28, 29, 31, 32, 35 (по три хоровых

миниатюры для смешанного состава голосов а сарреНа).

"Дмитревская К- Павел Григорьевич Чеспоков. — В кн.: Русская

советская хоровая музыка, с. 47. Свои эстетические принципы композитора и

исполнителя П. Г. Чесноков позже изложил в книге «Хор и управление им»

A-е изд.—М., 1940, 2-е—М., 1952, 3-е — М., 1961).

55 В седьмой главе книги «Хор и управление им» Чесноков изложил

разработанные им принципы регистрово-тембровой системы, требующей

виртуозного дирижерского мастерства.

56 Музыкальное наследие В. С. Калинникова составляют концертная

увертюра (не издана), 15 хоров а сарреНа, созданных в период с 1901 по 1911 год,

ряд хоровых обработок народных песен и переложений романсов русских

композиторов для смешанного хора, детские песни с сопровождением фортепиано,

а также ряд духовных хоров.

57 См.: Кузнецов К- Творческая жизнь С. В. Рахманинова.— Сов.

музыка, сб. 4, 1945, с. 45. Среди сочинений С. В. Рахманинова— хоры а сарреНа:

«Пантелей — целитель» на стихи А. К. Толстого, хоровой концерт «В молитвах

неусыпающую», «На изложинах росистых» (фрагмент «Хора духов» из поэмы

«Дон-Жуан»), канон Беиз гпеиз, обработка украинской народной песни «Чо-

боты», шесть пьес для женского хора с сопровождением («Слава народу»,

«Ночка», «Сосна», «Задремали волны», «Неволя», «Ангел»).

58 Приступая к работе над Литургией, Рахманинов писал А. Д.

Кастальскому: «от всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге,

по которой Вы идете и которая только Вам одному " принадлежит» (См.:

Рахманинов С. Литературное наследие в 3-х томах. Сост./ред. с5. А. Апе-

тян.-М, 1980, т. 2, с. 14). Дальнейшая переписка Рахманинова с

Кастальским свидетельствует о том, что композитор обращался за советом к знатоку

хора по многим вопросам фактуры, голосоведения, текста и т. Д.

59 Рахманинов С. Литературное наследие, т. 2, с. 19- г

60 Об этом свидетельствует письмо С. Рахманинова М. л. ^овдву °т

13 июня 1910 года.-См.: Рахманинов С. Литературное наследие, т. д

с' '2т'™т «л /- п г. .,.,.,.,Кяльно-психологический

" Шагииян М. С. В. Рахманинов (Музыкалв

этюд). —Труды и дни, 1912, № 4—5, с. 107. „бывающего вечернюю

62 Главная тема обряда «Всенощное бдение», свн ™г0 особенностей —

службу с утренней, — стремление от тьмы к свету. Одна и ю на две части;

зажигание светильников. Обряд со светом делит всю цер*-м

223

ночную часть — с преобладанием умиротворения и покоя, и утреннюю —

оптимистического, жизнеутверждающего характера.

63 А с а ф ь е в Б. С. В. Рахманинов.—М., 1945, с. 12.

64 При исполнении этого песнопения в храме зажигается центральный

светильник.

65 Во время исполнения восьмого песнопения в храме вспыхивает весь

свет.

66 Определенную роль здесь играет и числовая символика. В сакральной

(священной) математике, которой церковь с древних времен придавала

большое значение, наряду с числами 3 и 7, значилось и число 12.

67 Тропарь и кондак — краткие песнопения в честь святого или праздника.

68 Асафьев Б. Русская музыка от начала XIX столетия, с. 134.

69 «Всенощная» Рахманинова. — Музыка, 1915, 14 марта, № 214, с. 179.

70 Первое издание «Всенощного бдения» («Российское музыкальное

издательство», Москва — Петроград, 1915) подразумевает исполнение его и обычным

смешанным составом (с женским хором). Особый тембр хора мальчиков вносил,

однако, неповторимый колорит, трудно воспроизводимый в современных

условиях исполнения смешанным хором с женским составом.

71 «Всенощная» Рахманинова.—Музыка, 1915, 14 марта, № 214, с. 79.

72 В письме к М. А. Слонову Рахманинов сообщал: «Антифоны» писал по

хорам (иногда даже соединяя их, что мне представляется несколько

рискованным)».— См.: Рахманинов С. Литературное наследие, т. 2, с. 17.

73 Асафьев Б. О хоровом искусстве. — Л., 1980, с. 25.

74 Чайковский П. Музыкально-критические статьи, с. 202.

75 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 3, л. 5 об. Об условиях работы хора С. В.

Смоленский писал: «На этот хор взвалено множество работы. Синодальные певчие

поют до 400 с небольшим служб в год. Если вспомнить, что каждая служба

тянется почти 3 часа и что необходимы приготовления к службе, то понятна

вся масса труда. Императорская капелла поет 100 служб, каждая из них

немного больше 1 часа и получают денег чуть лн не в 4 раза больше». — Там

же, л. 20.

76 Там же, л. 5 об.

77 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 3, л. 99.

78 ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 168, л. 1. Письмо от 22 июня 1894 года.

79 Там же, ед. хр. 5, л. 49.

60 ГПБ, отдел рукописей, ф. 816, оп. 2, № 1851, письмо от 4 ноября

1897 года.

81 Там же, письмо от 23 ноября 1897 года.

82 Из «Дневника» С. В. Смоленского. — ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 3,

л. 13.

83 С. В. Смоленский в письме к В. В. Стасову F января 1900 года)

писал, что «регента Орлова и его помощника Кастальского можно считать за

одних из лучших контрапунктистов России» (цит. по кн.: Л о к ш и и Д.

Замечательные русские хоры и их дирижеры, с. 34).

84 Чайковский П. Поли. собр. соч. —М„ 1971, т. 13, с. 288.

85Финдейзен Н. Синодальное училище церковного пения в его

прошлом и настоящем. — М., 1911, с. 43.

86 ЦГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 3, л. 67.

87 Степанов В. Василий Сергеевич Орлов (рукопись), с. 23. Хранится

дело, 1913, № 11, с. 174.

88 Степанов В. Василий Сергеевич Орлов (рукопись), с. 23. Хранится

в библиотеке Ленинградской государственной консерватории имени Н. А; Рим-

ского-Корсакова. Отдавая должное мастерству В. Орлова, музыкальный

критик С. Кругликов отмечал и негативные стороны в исполнении Синодального

хора. Он писал: «Это — прекрасное, многоголосное целое, чудесно звучащее,

отлично во всех отношениях и дисциплинированное... Исполнение его строго

музыкально, потому, что прежде всего, ритмично—громадная редкость среди

русских духовных хоров». Однако среди недостатков он отмечал часто

используемые акценты, переходящие в р1ат551то, а также сменяющие друг друга на

коротком расстоянии эффекты сгезс. и сНт. Излишества в подобных динамических

224

нюансах «делает исполнение пестрым, манерным, надуманным». Отрицательно

Кругликов относится и к «преувеличенно резкому отбиванию ритмических

фигур» (Кругликов С. После трех духовных концертов. — Семья 1897 № 4

с. 4—5). ' > - .

89 См.: Никольский Л. Василий Сергеевич Орлов.—Хоровое и пегепт

ское дело, 1913, № 12, с. 200. г V V регент-

90 Цит. по ст.: Концерт Московского Синодального хора в Вене.

Русская музыкальная газета, 1889, № 19, стлб. 549. Следует помнить, что в Вене

уже давно существовал и пользовался заслуженной славой хор мальчиков при

кафедральном соборе, в котором в свое время пели И. Гайдн и Ф. Шуберт.

91 А. Д. Кастальский в письме С. В. Смоленскому от 9 ноября 1901 года

писал: «Затевает между прочим начальство «домашний концерт» в 3-х

отделениях с тремя регентами («Состязание регентов на Никитской»). Орлов, Чесно-

ков и Аз многогрешный. Что-то будет!» (ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 146, л. 5).

92 ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 8, л. 67.

93 Сведения из письма А. Д. Кастальского С. В. Смоленскому от 9

ноября 1901 года (ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 164, л. 4 об.).

94 Из письма А. Д. Кастальского С. В. Смоленскому: «Василий Сергеевич

(Орлов) вкупе с Самаринским и Данилиным в обычном увлечении ритмикой »

(ЦГИА, ф. 1119, ед. хр. 146, л. 33). "

95 П т и ц а К. Мастера хорового искусства в Московской консерватории,

с. 25.

96 Помощниками Н. М. Данилина последовательно были И. С. Голованов

и В. П. Степанов.

97 Цит. по кн.: Птнца К. Мастера хорового искусства в Московской

консерватории, с. 21.

98 Цит. но очерку: Андреева Л., Бондарь М. Николай Михайлович

Данилнн. с. 9.

99 Цит. по кн.: Локшин Д. Замечательные русские хоры и их

дирижеры, с. 43—44.

юо цит по 0черку: Андреева Л., Бондарь М. Николай Михайлович

Данилин, с. 10—11,

!0! Прокофьев Гр. Опера и концерты в Москве. — РГМ, 1915, № 14,

стлб. 260.

102 Цит. но кн.: Птица К. Мастера хорового искусства в Московской

консерватории с. 16.

103 П р о к о ф ь е в Гр. Московские концерты. — Русская музыкальная

газета, 1916, № 15, с. 311.

104 После Октябрьской революции Синодальный хор был преобразован в

Народную хоровую академию, которая в 1923 году влилась в состав

Московской консерватории в виде хорового подотдела при инструкторско-педагогиче-

ском факультете. Продолжавшаяся плодотворная исполнительская и

педагогическая деятельность Н. М. Данилина оказала огромное влияние на развитие

советской хоровой культуры. .„_

105 Асафьев Б. Русская музыка XIX — начала XX века, с. \л.

юб Ос сов ск и й А. Н. А. Римский-Корсаков и русская культура. — сов.

музыка, сб. 3. М., 1945, с. 75—76.

1»' РМГ, 1905, № 48—49.

"в ЦГИА, ф. 1119 оп. 1, ед. хр. 3, л. 99 об. „ „„„„,„„_ „цоц„
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   37


написать администратору сайта