Ильин _Очерки. Очерки истории русской хоровой
Скачать 0.55 Mb.
|
капеллу с бесплатной школой пения при ней. Несмотря на то, что для покрытия расходов он предоставлял церквам из своего хора небольшие, по 8—10 человек, ансамбли, капелла вскоре прекратила существование из-за финансовых 216 трудностей (см. письмо его брата, Б Н. Голицына напеЧИГ10 в газете «Сын отечества», 1872, 28 сентября, Л° 223, а Та „»»йтпр1»«Московских ведомостей», 1867, 15 октября, № 225). акже сооощ "Щ 90 См. сообщение о концерте в Большом трятое — Яновские ведомости, 12 апреля 1867, № 82. м театре; 'Щ 91 Московские ведомости, 20 июня 1855 № 134 $ 92 Голос, 1871, 6 августа, № 97. КонцС:рт' кп" ю ГолицйЙ- 93 Кюи Ц. Несколько слов о совремонных '0ПерныХ.' формах. — В кн.: Композиторы «Могучей кучки» об опере. М., 1955 с 45 ' 94 Этим объясняется почти полное отсутствие произведений ораториаль- ного жанра в русской музыке XIX века. 1]х единичные примеры не оставили заметного следа в истории. 95 Кюи Ц. М. П. Мусоргский.—Голос, 8 апреля 1881 96 Стасов В. Собр. соч. ¦— Спб., 1894, т. з, с. 785. 97 О стремлении композитора к преодолению оперной условности, к жизненности сценической ситуации свидетельствует его ремарка: «Народ (шепотом): «Божьи люди». 98 Использование хора мальчиков как самостоятельного хорового состава было новшеством в русской оперной литературе. "Асафьев Б. Русский народ, русские люди. — В ки.: Асафьев Б. Избр. труды, т. 4, с. 113. 100 Об интересе к историко-эпической теме Бородина свидетельствуют наброски его неоконченной оперы «Царская невеста» на сюжет драмы Мея, в том числе несколько «превосходных хоров», среди которых «самым замечательным был хор пирующих буйных опричников» (См: Стасов В. Биография (А. П. Бородина). — В кн.: Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. М., 1956, т. 2, с. 189—190). 101 Стасов В. Избр. соч. — М., 1952, т. 3, с. 733. 102 Письмо А. П. Бородина к Л. И. Кармаличой A9 января 1877). Цит. по кн.: Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. — М., 1956, т. 2, с. 357. 103 Письмо А. П. Бородина к Л. И. Кармалиной A июня 1876). — Там же, с. 356. 101 Письмо А. П. Бородина к Е. С. Бородиной A9 сентября 1875). — Там же, с. 353. 105 Письмо А. П. Бородина к В. В. Стасову A5 августа 1879). — Там же, с. 366. 106 Письмо А. П. Бородина к А. П. Дианину A2 августа 1878). —Там же, с. 363. 107 О глубоком проникновении Бородина в суть народной песни, позже А. Д. Кастальский скажет: «...но кто же из композиторской интеллигенции постиг, как сочиняет музыку русский народ... Уверяю вас, только Бородин в крестьянском хоре в «Игоре» инстинктивно почуял верную трону...». Б. Асафьев из устных преданий и личных моих встреч-бесед. — Сов. музыка, сб. I, 1943, с. 20. 108 См.: Н. А. Римский-Корсаков, Вагнер и Даргомыжский. Совокупные произведения двух искусств или музыкальная драма. — Мит. по кн.: Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики. М., 1956, т. 2, с. 636. ">9 Кюи Ц. Избр. ст., с. 429. 1,0 Кюи Ц. «Псковитянка», опера Римского-Корсакова. — В ки.: Кюи Ц. Избр. ст., с. 221. 111 Николай Андреевич Римскнй-Корсаков. Воспоминания В. В. Ястребце- ва. —М., 1959, т. 1, с. 165. 1,2 Римский-Корсаков Н. Основы оркестровки. — М., 1946, с. 99. 113 См.: Хроника Петербургских театров. — Спб., 1877, с. ПО, 113, 116. 114 Цит. по ст.: Ф и и д е й з е н Н Дютш — отец и сын.— РМГ, 1896, № 2, стлб. 183. О. И. Дютш (ок. 1825—1863) — композитор, дирижер, педагог. Родом из Дании. Окончил Лейпцигскую консерваторию под руководством Мендельсона и Шпейера. С 1852 года хормейстер и органист Мариинского театра. 217 115 э ф Направник (чех, 1839—1916). Приехал в Петербург в 1861 году по приглашению кн. Юсупова для управления его домашним оркестром. С 1863 — помощник капельмейстера оперного театра в Петербурге. 116 Весьма примечательно, что вместе с увеличением окладов хористам возросли и требования к качеству голосов, к уровню их теоретической подготовки. (См.: Театральный дневник С. Ф. Светлова A882). — В кн.: Бирюч петроградских государственных академических театров. Пг., 1920, с. 10). 117 О. О. Палечек A842—1915) — певец, впоследствии оперный режиссер, профессор Петербургской консерватории. 118 К. А. Кучера A849—1915)—второй дирижер Мариинского театра. И9 Т. А. Помазанский A846—1918) — артист оркестра, хоровой дирижер. 120 Е. С. Азеев A851—1918)—дирижер хора Придворной капеллы, педагог, композитор. 121 Артист, 1889, кн. 2, с. 30. 122 Русские ведомости, 1890, № 298. 123 Похитонов Д. Из прошлого русской оперы. — Л., 1949, с. 122. 124 Г. О. Дютш A857—1891)—дирижер, композитор, педагог. 125 К. К. Зике A850—1890)—пианист, дирижер, композитор. 126 Э. Ю. Гольдштейи A851—1887)—пианист, дирижер, музыкальный критик. 127 Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 1955, с. 158 128 С т а с о в В. По поводу постановки «Хованщины» и «Конец ли Хованщины?». — В кн.: Стасов В. Собр. соч. Спб., 1894, т. 3, стлб. 359, 362. В течение второй половины сезона 1885/86 года и первой половины 1886/87 года «Хованщина» прошла иа сцене кружка восемь раз. 129 Л. П. Штейнберг A870—1945)—дирижер, композитор. 130 РМГ, 1898, № 5—6, Хроника, стлб. 466. 131 В. Л. Тухолка — член Петербургского общества музыкальных собраний, хоровой дирижер, музыкальный критик. 132 С. М. Безносиков — дирижер, окончил Петербургскую консерваторию, где занимался композицией у Римского-Корсакова. 133 Чайковский П. Музыкально-критические статьи. — М., 1953, с. 34. 134 Там же, с. 148. 135 И. К. Альтани A846—1919) —русский дирижер. После окончания Петербургской консерватории в 1867 году некоторое время работал дирижером и хормейстером в Киеве. 136 В Большом театре в качестве главного хормейстера Авраиек проработал более полувека. Ему было присвоено звание народного артиста РСФСР. 137 Римски й-К орсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. 9-е изд., —М., 1982, с. 236. 138 См.: Келдыш Ю. Первая сцена страны. — Сов. музыка, 1976, № 3, с. 22. 139 Уже в свой дебют C сентября 1904 года) Рахманинов, в отличие от других дирижеров, занял место не у рампы, а у внешнего барьера оркестра и дирижировал стоя, обратись лицом к сцене. 140 Московские ведомости, 1904, № 245. 141 Русское слово, 1905, 28 сентября, № 264. 142 См.: Новости дня, 1904, № 7636. 143 В. И. Сук A861—1933)—чех. с 1880 года жил в России. Дирижер Большого театра A806—1933) и главный дирижер Оперного театра имени К. С. Станиславского (с 1927 года), народный артист РСФСР. 144 МаНоп, 1908, 20 мая. —Цит. по кн.: Гозенпуд А. Русский оперный театр между двух революций. 1905—1907. Л., 1975, с. 220. 145 Оаи1о[8, 1908, 20 мая. — Там же, с. 220. 146 Еспо Рапз., 1909, 27 мая. —Там же, с. 231. 147 РМГ, 1897, № 2, Хроника, стлб. 323. 148 Московские ведомости, 1903, № 21. 149 Голос Москвы, 1907, № 215. 150 К 1912 году в хоре было 82 певца, в оркестре — 64 музыканта. 218 151 ф. Б. Франкетти A855—1912). Музыкальное образование получил и Бухарестской консерватории, некоторое время обучался пению в Милане. В Москве начал свою деятельность со дня основания Оперы Мамонтова 152 РМГ, 1897, № 5—6, Хроника, стлб. 821—822. В. И. Сафонов A852— 1918) —пианист, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель. В 1889— 1906 годах профессор и директор Московской консерватории. 153 цит по ст . Липаев И. Музыкальное дело па Первом всероссийском съезде сценических деятелей. — РМГ, 1897, № 7—8, стлб. 900. 154 Музыкальный труженик, 1906, 15 октября, № 4, с. 7. 155 р^р) 1895, № 12. Музыка в провинции, стлб. 835 156 рмг, 1895, № 1, стлб. 77. 157 А. Н. Островский и русские композиторы. Письма. — М.; Л., 1937, с. 161. 158 Игорь Глебов (Б. Асафьев). Через прошлое к будущему. — Сов. музыка, сб. 1. М., 1943, с. 18. 159 См: Островский А. Поли. собр. соч. — М., т. 15, с. 13. 160 Каш кип Н. Воспоминания о П. И. Чайковском. — М., 1896, с. 86. 161 Ломакин Г. Автобиографические записки.—Цит. изд., с. 565. 162 С е р о в А. Залоги истинного музыкального образования в С.-Петербурге. —Избр. ст. М., 1957, т. 2, с. 169. 163 Стасов В. Три русских концерта. — С.-Петербургские ведомости, 30 апреля 1863, № 95. 164 Ломакин Г. Автобиографические записки. — Русская старица, 1886, май, с. 312. 165 Серов А. Залоги истинного музыкального образования в С.-Петербурге.— Цит. изд., с. 168. 166 К ю и Ц. Избр. ст., с 55, 366. 167 Там же, с. 70. 168 Нынешнее концертное расположение хора «за оркестром» было найдено не сразу. По традиции тех лет на первых концертах БМШ хор располагался перед оркестром, находясь за спиной дирижера. Во время исполнения оркестром дирижировал Балакирев, а хором — Ломакин (См.: К ю и Ц. Избр. ст., с. 19). 169 Л о м а к и н Г. Автобиографические записки. — Цит. изд., с. 318, 322. 170 Римски н-К орсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. — М., 1980. Изд. 8-е, с. 118—119, 123. 171 Дна трехголосных женских хора на слова М. Лермонтова, соч. 13, 4 вариации и фугетта на тему русской народной песни «Надоели ночи, надо- скучили», для четырехголосного женского хора, соч. 14; 6 хоров без сопровождения, соч. 16. 172 Римский-Корсаков Н. Летопись, с. 161. 173 Там же, с. 145. 174 В 1908 году его сменил композитор С. М. Ляпунов, возглавлявший школу до 1917 года. 175 Кюи Ц. Избр. ст., с. 369—371. 176 Сокальский П. Русское музыкальное общество и Бесплатная школа пения.—С.-Петербургские ведомости, 1863, 7 февраля, № 31. 177 С т а с о в В. Двадцатипятилетие музыкальной школы. — Избр. соч. М., 1952, т. 3, с. 77. 178 Одним из активных последователей идей Ломакина был М. А. Ьерман, организовавший в 1874 году в Петербурге мужской хор, известный под именем «Думский кружок». В репертуарном сборнике кружка («Думский кружок любителей хорового пения», 3 выпуска, изд. Юргенсона) впервые были напечатаны хоровые обработки М. П. Мусоргского («Ты взойди, солнце красное», «У ворот батюшкиных», «Скажи, девица милая»). 179 Л о м а к и н Г. Руководство к обучению пению в народных школах. — Спб., б/г., с. 14—15. 180 П. М. Воротников A810—1876)—хоровой дирижер, композитор, учитель пения в Придворной певческой капелле. 181 А. Рожнов — учитель пения в Придворной певческой капелле. 182 С е р о в А. Первый вечер русского музыкального общества. Театр и муз. вестник, 1859, 20 ноября, № 47. 219 183 О получении композитором П. Сокальским (Одесса) второй премии за кантату «Пир Петра Первого» (ГИАЛО, ф. 408, оп. 1, д. 10, л. 2—3 об., 28). 184 Отчет комитета хора РМО за 1875—1876 гг. — ГИАЛО, ф. 408, оп 1, д. 129, л. 91. 183 См.: Кюи Ц. Избр. ст., с. 10. 186 Из объявления Русского музыкального общества (август 1869).— ГИАЛО, ф. 408, оп. 1, д. 129, л. 4. 187 Выписка из журнала дирекции РМО от 17 июня 1890 года. — ГИАЛО, ф. 408, оп. 1, д. 129, л. 123. 188 День, 13 октября 1864, № 46. 189 Заметно выделялся в Петербурге хор консерватории, руководимый ее выпускником Г. М. Давидовским A866—1953). Будучи студентом, руководил хором рабочих Александровского чугунолитейного завода. Впоследствии организовывал украинские хоры в России и во Франции. Руководитель хоровой капеллы, украинский композитор, заслуженный артист УССР. 190 Среди учеников А. А. Ильинского по классу теории композиции был и выдающийся представитель русского хорового искусства А. В. Никольский. 191 Выдающийся воспитанник училища Л. В. Собинов с большой благодарностью отзывался о том благодатном влиянии, которое оказывало на его музыкальное воспитание участие в хоре. 192 П. А. Бларамберг A841—1907). В период учебы в Петербургском лицее управлял его ученическим хором и оркестром, брал уроки фортепиано у М. А. Балакирева. По окончании лицея дирижировал многими любительскими хорами в Петербурге. Первым крупным сочинением его была музыка к драме Островского «Воевода» A865). Наиболее известны — опера «Тушинцы» A895), кантата «Демон», музыкальная картина для хора и оркестра «На Волге» A880), хоры а сарреПа (премированные РМО), переложения народных песен. 193 См.: Петербургская газета, 31 января 1874, № 18, Петербургские отголоски. 194 Брянский Н. Метод обучения хоровому пеиию, ч. 1. — Спб., 1883, изд. 2-е, с. 8. 195 Там же, раздел «Практические приемы». 196 Ипполито в-И в а н о в М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934, с. 89. 197 В библиотеке РХО к концу двадцатипятилетия существования насчитывалось 2486 хоровых пьес 522 русских и иностранных авторов. — См.: Русское хоровое общество. М., 1905, с. 20. 198 Там же, с. 24. 199 РМГ, 1897, № 4. Хроника, стлб. 674. 200 рМГ_ 18981 № 2. Хроника, стлб. 200. 201 РМГ, 1900, № 13. Из Москвы, стлб. 381. 202 РМГ, 899, № 9. Хроника, стлб. 288. 203 К а ш к и н Н. Русское хоровое общество. — Московские ведомости, 19 марта 1900, № 78. КОНЕЦ XIX—НАЧАЛО XX ВЕКА 1 См.: Мазель Л., Цуккермаи В. Анализ музыкальных произведений.— М., 1967, с. 332. 2 Цит. по кн.: Л и в а п о в а Т. Педагогическая деятельность русских композиторов-классиков.— М.; Л., 1951, с. 81. 3 Цит. по ст.: Э н г е л ь Ю. По поводу ухода С. И. Танеева. — В кн.: Э н- гель Ю. Глазами современника. М., 1971, с. 151. 4 Первое исполнение кантаты состоялось в Петрограде 11 марта 1915 года (исп. хор Архангельского, дирижер С. Кусевицкий). В том же году она была повторена дважды. 5 Примечательно, что Рахманинов не пользуется в поэме законченными сольными вокальными формами, а трактует солистов в роли «корифеев», выделяя нх из общего хорового пласта. 6 Для достижения характера звучания, предписываемого авторами («с ос- 220 лепительным блеском»), хор должен преодолеть известную трудность связанную с низкой тесситурой голосов. 7 Группа музыкантов во главе с Н. Римскнм-Корсаковым, объединившихся в 80—90-х годах XIX века в Петербурге вокруг русского музыкального деятеля и издателя М. Ф. Беляева, и представлявших младшее поколение «Новой русской музыкальной школы». I Асафьев Б. Русская музыка XIX н начала XX века. — Л., \%8, с 138 9 Великолепные образцы развернутых хоровых композиций второй пото- внпы XVIII — начала XIX века — духовные концерты Березовского, Бортняп- ского, Дегтярева, Давыдова и других к этому времени уже рассматривались как памятники русской хоровой культуры и непосредственного влияния па формирование нового стиля не оказали. 10 В последние годы жизни Мусоргским были созданы четыре обработки русских народных песен для мужского хора: «Ты взойди, взойди, солнце красное», «У ворот, ворот батюшкиных», «Уж ты, воля, моя воля», «Скажи, чевица милая». Пятая обработка — «Плывет, восплывает»—осталась незавершенной. Рн.мскнй-Корсаков во второй половине 70-х годов создал обработки для хорового исполнения — «Пятнадцать русских народных песен для хора» ои 19 (изд. П. Юргепсопа, 1879). ' II Дальнейшим шагом в развитии жанра свободной обработки стала обработка А. К. Глазунова «Эй, ухнем» A905), созданная для смешанного хора с симфоническим оркестром. 12 Публикация хоровых обработок Лядова началась в конце 90-х годов. Основной материал был сосредоточен в четырех сборниках «10 русских народных песен. Переложение для женских голосов А. Лядова» (ор. 45), «А. Лядов. 15 русских народных песен для женских голосов» (без онуса), «15 русских народных песен» (ор. 59), «Пять песен русского народа, положенных на голоса для женского, мужского и смешанного хоров А. К. Лядовым». 13 Н. А. Римским-Корсаковым в период 1875—1876 годов было создано тринадцать хоров а сарреИа на стихи Л. С .Пушкина, М. Ю. Лермонтова и |