Главная страница
Навигация по странице:

  • Вопросы для контроля

  • Речев коммуникация2. Орфоэпические нормы языка 2 часа (Нурлыгаянова С. Н.). Орфоэпическая норма


    Скачать 0.64 Mb.
    НазваниеОрфоэпические нормы языка 2 часа (Нурлыгаянова С. Н.). Орфоэпическая норма
    АнкорРечев коммуникация2.docx
    Дата23.12.2017
    Размер0.64 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРечев коммуникация2.docx
    ТипДокументы
    #12645
    страница11 из 33
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33




    Основные правила оформления цитат

    – Цитата должна совпадать с текстом произведения.

    – Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно.

    Если цитируются не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты.

    – Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны:

    а) «Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь», – говорит князь Андрей Пьеру.
    б) Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни «только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь».
    В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы.

    – Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи.

    – После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: «…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…»

    – Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье).

    – Стихотворный текст можно цитировать двумя способами: а) Соблюдая графический облик строфы, например: «Чудная картина…» А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы:

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна…

    В этом случае текст приводится без кавычек.

    б) Одну-две строки можно цитировать «в строчку», например: «Чудная картина» А. Фета – зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: «Чудная картина, // Как ты мне родна…» В этом случае необходимы кавычки.

    – Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет:

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна…

    – Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж:

    Чудная картина,

    Как ты мне родна:

    Белая равнина,

    Полная луна…

    (А. Фет)

    Мчатся тучи,

    Вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна…

    (А. П.)

    Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках:

    Под голубыми небесами

    Великолепными коврами,

    Блестя на солнце, снег лежит…

    («Зимнее утро»)

    Мчатся тучи,

    Вьются тучи;

    Невидимкою луна

    Освещает снег летучий;

    Мутно небо, ночь мутна…

    («Бесы»)

    Вопросы для контроля
    Задания по теме





    Задание 1. Охарактеризуйте употребление знаков препинания в конце предложений. Обратите внимание на скопление вопросительных предложений. Найдите случаи членения предложений с помощью точек.
    Говорят, у каждого возраста свой любимый цвет, звук, запах... У каждого возраста и свой взгляд на лес. Этот взгляд меняется с годами. В детстве мы ищем в лесных зарослях сказку. Ждем: вдруг из чащи покажется медведь и заговорит человеческим голосом, выскочит Иван-царевич на Сером волке, засвистит Соловей-разбойник, заулюлюкает Леший, вылетит в своей ступе Баба-яга.

    Ищем сказку, а встречаем обыкновенных дятлов, синиц, белок, сорок. Но от этого не исчезает очарование леса. Где же быть сказке, как не в темных чащах? И детское воображение наделяет необыкновенных белок, и сорок, и синиц, и дятлов сказочными свойствами.

    Может, сорок прислала Баба-яга высмотреть, что на лесной поляне делается? Может, дятел подает сигнал Ивану-царевичу, а белки собирают орешки для русалок?

    В юности мы хорошо знаем, что белки собирают орешки не для русалок, а для себя, дятел не подает сигналы Ивану-царевичу, а ищет насекомых.

    Другие загадки леса, другие тайны волнуют в юности.

    Чьи клочки шерсти на коре дерева? Чья песня доносится из чащи? Кто оставил след у родника? Куда ведет эта едва приметная тропинка? Что за дальним сосновым бором, за сопками, за безымянным озером?

    Тысячи вопросов – и большинство из них остается в лесу без ответа.

    Порой обстоятельства заставляют нас не только любоваться лесом. Возникает потребительское к нему отношение: поймать, подстрелить, вывезти, найти, собрать...

    Все чаще я стал ощущать боль леса. Почему меня волнует судьба птиц и зверей, борьба растений с камнями, лета с осенью, желтых листьев с ветром? Может, оттого, что есть на свете непонятное состояние, когда нигде не болит, а больно? А может, это боль за людей?

    Я бродил по лесам, когда сизые метели со звоном хлестали стволы деревьев. Когда лунный свет переполнял рощи и боры и делал воздух весенней ночи густым и вязким. Когда летние рассветы не давали выспаться птицам и зверям. Когда грустные звуки ночного леса падали в синюю тишину и я уловил их, словно собирал с земли желтые листья.

    У каждого возраста свой взгляд на лес. Как мне хочется снова увидеть его глазами своего детства!(В. Бурлак)
    Задание 2. Раскройте смысл многоточий, стоящих в начале предложений.
    Дацарилл не появлялся.

    Поползли слухи, что он заболел и прыжок смерти будет отменен, а публике возвратят деньги. Поднялся ропот. Народ вовсе не желал получить обратно деньги. Народ жаждал зрелища, которое могло кончиться трагически. Стыдно признаться, но мы с Борей в самой глубине наших помертвевших душ жаждали, чтобы Дацарилл промахнулся, и в нашем воображении уже была картина мертвого тела, распростертого на ярко-зеленой траве, возле ямы с пылающим керосином.

    Пауза слишком затянулась, и администратор в котелке и с крашеными усами дал знак оркестру сыграть еще что-нибудь. Оркестр неохотно заиграл попурри из оперетки «Веселая вдова».

    ...Дацарилл не появлялся...

    Возле кассы и раздевалки для гонщиков замечалась какая-то растерянная беготня <...>, Оркестр грянул марш Тореадора из оперы «Кармен», и под его бодрые звуки на беговую дорожку циклодрома выехал парный экипаж, называемый в нашем городе штейгер, и провез вокруг циклодрома мимо трибун Дацарилла, закутанного в черный плащ, в черной полумаске. Дацарилл, стоя в экипаже, приветствовал публику мужественным жестом римского гладиатора, в то время как его пожилая жена в шляпке, съехавшей на затылок, горько рыдала, держа Дацарилла за свободную руку, иногда прижимая ее к губам <...>_

    Объехав под шум аплодисментов и восклицаний циклодром, Дацарилл не без труда вылез из штейгера, подошел к столбу и попробовал руками, крепко ли он держится.

    ... Затем началась драматическая сцена прощания Дацарилла с семьей, для описания которой у меня не хватает таланта.(В. Катаев)
    Задание 3. Объясните употребление знаков препинания, прерывающих высказывание.
    1. Алексей Иванович покачал головой. Поплевав, загасил окурок между пальцами, оглянулся, – куда? – бросил под койку (А. Т.). 2. Темнобровое лицо его, готовое на любое мгновенное решение, поворачивалось к этим людям у костра. «Разведчики? Белые?» И, не дожидаясь, он ткнул Кузьму Кузьмича прикладом (А. Т.). 3. Князев посмотрел на Кайгородова, и глаза его... в глазах его стояла серьезная мольба и тревога (В. Ш.). 4. – В среду, субботу, воскресенье, – опять трижды отстукал этот... вахтер, что ли, как их там называют (В. Ш.). 5. – До свиданья. Ц Приятно провести отпуск... среди народа. – Глеб победно усмехнулся (В. Ш.). 6. – Я капитан Ракеев, сударыня! Господин Ц Тургенев уже здесь? – Помолчав, Ракеев добавил: – Я к вам, госпожа Осипова, с недоброю вестию... Привез Александра Сергеевича... тело... по предписанию государя императора... – Вновь услышав страшные слова, Прасковья Александровна схватилась за голову, бросилась в комнаты с воплем: – Знаю, знаю... убили, господи, убили! (Гейч.). 7. На троих братьев – тринадцать (!) орденов и медалей, которые вручены им за мужество и героизм, проявленные при исполнении интернационального долга (газ.). 8. Атлет... на сцене (газ.). 9. Мода... за 300 лет (газ.). 10. Легко шагать... назад (газ.). 11. Стадион... раздора (газ.). 12. Главный конструктор правит... стихи (газ.). 13. Строить начали с ... крыши (газ.).
    Задание 4. Объясните употребление многоточия.
    Зубр не понимал, почему ни в Москве, ни в Ленинграде не устанавливают памятник Вернадскому. В школах должны были проходить Вернадского, должен быть музей Вернадского, должна быть премия Вернадского.

    Он никогда не мог в точности определить – за что же он преклонялся перед Вернадским:

    –...вселенский масштаб мышления, космический человек.

    –...интересовала всякая всячина: живопись, история, геохимия, минералогия.

    –...был ученым высшего типа, не лез в академики, в начальники.

    –... вокруг Вернадского никогда не было ни шума, ни крика, никто не нервничал, политикой после революции не занимался. Его либерально-демократическая натура объединяла многих порядочных людей <...>.(Д. Гранин)


    Задание 5. Объясните употребление тире. Почему отсутствует тире между подлежащим и сказуемым?
    1. Брови у него большие, как усы, он постоянно шевелил ими (М. Г.). 2. Война – это вроде подъема на крутую гору: победа там, на вершине, вот и идут, не рассуждая попусту о неизбежных трудностях пути, не мудрствуя лукаво. Собственные переживания у них на заднем плане, главное – добраться до вершины, добраться во что бы то ни стало! (Ш.). 3. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», – сказал когда-то Пушкин (Расп.). 4. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой (Расп.). 5. Дух Байкала – это нечто особенное, существующее, заставляющее верить в старые легенды и с мистической опаской задумываться, насколько волен человек в иных местах делать все, что ему заблагорассудится (Расп.). 6. В 18-м веке говорили: «Сибирь – наша Перу и Мексика». В 19-м: «Это наши соединенные штаты». В 20-м «Сибирь – источник колоссальной энергии», «край неограниченных возможностей» (Расп.). 7. Сибирь – это Сибирь, которая имеет свое имя, лежит на своем месте и выработала свой, ни на что другое не похожий характер (Расп.). 8. Весна у нас – это еще не весна, как ее принято всюду понимать, а добрых два месяца только раскачивание зимы (Расп.). 9. Но стоит ей засмеяться, как тотчас становилось ясно, что душа у этой стройной и строгой женщины нежная и прямая (Коз.). 10. Абсолютно строгая формальная система – это предел, к которому стремится реальная математика (Map.). 11. ...Понятие количества, через которое Аристотель определяет предмет математики, охватывает у него два не связанные друг с другом понятия – величины и числа. Величины – предмет геометрии, а числа – предмет арифметики (Map.). 12. Опера – дело особенно трудное (Кис.). 13. Дом на Садовой для Серова – это портреты Анджело Мазини, Ван-Занд, С.И. Мамонтова, Ф.И. Шаляпина (Кис.). 14. ...Флигель у дома на Садовой по проекту Михаила Александровича Врубеля – единственное строение из владений Мамонтовых, почти сохранившее свой внешний вид до наших дней (Кис.). 15. Казимеж не город, а старинная игрушка (Пауст.). 16. Это не вода плещет, меня не обманешь – это его длинные весла (Л.).
    Задание 6. Найдите главные члены предложения; определите способ их выражения. Объясните употребление тире между подлежащим и сказуемым (или его отсутствие). Сопоставьте это употребление с правилами: если есть отклонение от правил, попытайтесь дать ему обоснование.
    1. Чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море (Буч.). 2. Человек этот был высок и нагл, глаза у него были огромные, как у Нерукотворного Спаса, и голос – как большая медная труба, на которой играют солдаты в лагерях (М. Г.). 3. Я вот – злой, сильный, да и то среди вас – как слабая кошка среди крыс в темном погребе (М. Г.). 4. Мне хорошо среди вас... Это потому, что вы – люди труда, чье право на счастье не подлежит сомнению, хотя и не признается (М. Г.). 5. ...Ей хотелось убедить его, что она понимает значение его слов, она – не простая купеческая дочь, тряпичница и плясунья (М. Г.). 6. У них труд – почти культ... Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду (М. Г.). 7. Глубина там с лодки – четыре маховых, то есть шесть метров (Ш.). 8. Этакий маленький оборвыш – личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазки – как звездочки ночью после дождя! (Ш.). 9. Просто край открылся, край – дальше некуда (Расп.). 10. Сапожки – что тебе зеркала: начищены так, что смотреться в них можно (Крут.). 11. Мать от радости прослезились, а отец – хоть бы что! (Крут.). 12. Скучать с друзьями – ужасная вещь (Т.). 13. Избушка – так себе, амбар, рядов в тринадцать – четырнадцать, в одно оконце, без сеней, а то и без крыши (В. Ш.). 14. Михайловское для него – уже только вчера (Гейч.). 15. На русской музыкальной почве вырос роскошный цветок [опера «Руслан и Людмила»], он – ваша радость, ваша слава (Кис.). 16. Секретерьевское драматическое общество, встречи и работа в обществе с А.Н. Островским, где великий драматург играл в «Грозе» Дикого, Мамонтов – Кудряша, работа с режиссером А.Ф. Федоровым – одни из первых вех в артистическом образовании Саввы Мамонтова (Кис.). 17. Иметь контракт на ответственное... амплуа первой меццо-сопрано в серьезной опере – значит придется нести репертуар, массу новых ролей (Кис.). 18. В произведениях композиторов «Новой русской музыки» хор в опере – не сопровождение, это действующее лицо, это герой, отнюдь не второстепенный, а очень часто ведущий. Он – как бы та жизнь, на фоне которой развиваются судьбы отдельных личностей (Кис.). 19. Актер драматического театра – дело иное, тут считалось необходимым не только произносить слова, передвигаться по сцене, но и играть. В опере достаточно было петь (Кис.). 20. Опера – есть представление, соединяющее в себе чуть ли не все искусства (поэзию, музыку, пение, декламацию, пластику, живопись), поэтому она есть высшее проявление творчества (Кис.). 21. Парилку собирают из многослойных утепленных щитов по каркасу из брусьев, ее размеры 2x2 м (журн.).
    Задание 7. Перепишите, вставляя, где необходимо, тире между подлежащим и сказуемым.
    1. ...Самодовольный человек затвердевшая опухоль на груди общества (М. Г.). 2. Искусство всегда преодоление барьеров (Возн.). 3. Рана черна от гнуса. Скорость в пределах ста. Главное не оглянуться. Совесть моя чиста (Возн.). 4. Воюет с извечной дурью, для подвига рождена, отечественная литература отечественная война (Возн.). 5. И это [эксплуатация природных ресурсов] тоже, в разумных пределах. Чтобы не было окончательно загублено то, чему завтра не станет цены и что уже сегодня, на ясный ум, не опьяненный промышленным угаром, выдвигается поперед всех остальных богатств. Это воздух, вырабатываемый сибирскими лесами, которым можно дышать без вреда для легких; это чистая вода, в которой мир и сейчас испытывает огромную жажду, и это не зараженная и не истощенная земля, которая в состоянии усыновить и прокормить гораздо больше людей, чем она кормит теперь (Расп.). 6. Мягкие сумерки первый признак того, что сегодняшний день по звонкой и чистой мощи своей не повторится ни завтра, ни послезавтра, долго-долго (Расп.). 7. Поездка в город это три часа от порога до порога туда и столько же обратно (Расп.). 8. И для вопросов существуют границы, за которые не следует переходить. Это то же самое, что небо и вода, небо и земля, находящиеся в вечном продолжении и подчиняющиеся друг другу, и что из них вопрос и что ответ? (Расп.). 9. Вспоминать необыкновенно интересное занятие (Кав.). 10. Сруб розовый, облупившийся, по-деревенски маленький, покрытый зеленой железной крышей. Это дом Назимова (Кав.). 11. ...В пьесах Островского актеры старались сделать вид, что они обыкновенные переодетые люди (Кав.). 12. Так магический диккенсовский мир навсегда связался в моем сознании с ошеломившей меня серьезностью чтения. Впервые я увидел себя со стороны. Да, мы такие же, как все, но еще и другие. Мы особенные. В городе происходит то, и другое, и третье. Мы не участвуем в том, что происходит в городе. Мы читатели. Мы читаем (Кае.). 13. В этих воспоминаниях Ольга Сергеевна пишет: «Никита Тимофеевич курьер при опекунстве, старик лет 80-ти, еще живой» (Гейч.). 14. Когда ствол был положен на землю, дерево тщательно измерили. Установлено: высота 40,5 метра, диаметр 110 сантиметров, высота прикрепления сука 9,5 метра, протяженность капилляров в сторону ближайшего водоема 35,5 метра, ширина кроны 30 метров. Когда-то ветви дерева склонялись шатром до земли, поэтому хозяева Тригорского и дали ему название «ель-шатер» (Гейч.). 15. Общий тон Флоренции отсутствие современной лавки и фабричной красоты (Кис.).
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   ...   33


    написать администратору сайта