Организация психики. Психические процессы Физиологические основы психических явлений
Скачать 208.51 Kb.
|
Составляющими «Я-концепции» являются: • реальное «Я» – представление о себе в настоящем времени, то, каким человек видит себя в настоящий момент; • идеальное «Я» – то, каким субъект должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы; • динамическое «Я» – то, каким субъект намерен стать; • фантастическое «Я» – то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным; • представляемое «Я» – маска, скрывающая «подлинные переживания» человека. «Я-концепция» – важный структурный компонент психологического облика личности, формирующийся в деятельности и общении. Формирование Я-концепции является результатом рефлексии, самопознания, а также появления образа «другого», в качестве которого чаще всего выступает сначала взрослый, а затем ровесник. С возрастом Я-концепция становится все более дифференцированной и индивидуализированной. Самооценка личности Самооценка – структурный компонент «Я-концепции», ценность, значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения. Синоним понятия «самооценка» - самоотношение Самооценка развивается и меняется в течение всей жизни Функции самооценки: Регуляторная (то, как воспринимаем мир) Защитная (независимость личности) Виды самооценки: Адекватная: позволяет отнестись к себе критически, более объективно; позволяет соотнести себя с задачами разной трудности, мнением людей Неадекватная: препятствует регуляторной функции Завышенная Заниженная Самоуверенность – уверенность без ресурса. СО = где: - УП (уровень притязания): то, на что мы претендуем - УД (уровень достижения) - СО (самооценка) Уровень достижения Достижений может быть мало Чтобы у ребёнка была нормальная (адекватная) самооценка, необходимо развивать уровень достижения Пример: дать условие ребёнку, чтобы он за определенный промежуток времени смог реализовать данное условие (ребёнок учится завязывать шнурки) Формирование самооценки Бернс: важную роль в формировании самооценки играет сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным, тем выше самооценка личности. человек склонен оценивать себя так, как по его мнению, его оценивают другие (интериоризация социальных реакций на данного индивида) на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. Чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, выше будет и ее самооценка. Самооценка всегда носит субъективный характер. Самооценка отражает и знания о себе, и отношения к себе. При этом в норме адекватность самооценки связана с ее когнитивной частью, т.е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным — люди должны достаточно полно осознавать свои реальные достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны. Самосознание как ядро личности По мнению В.В. Столина, самосознание есть комплекс психических процессов, позволяющих личности выделить себя из окружающего мира, выявить сущность личности, изменить свое отношение к прошлому, настоящему и будущему [25]. Когнитивная и эмоциональная форма самосознание детерминируют отношения к окружающим, стиль и характер общения с ними. Уровни и единицы самосознания: В.В. Столин: единицей самосознания личности является конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и деятельностей. Это столкновение осуществляется путем поступков, которые, таким образом, являются пусковым моментом образования противоречивого отношения к себе. В свою очередь, смысл «Я» запускает дальнейшую работу самосознания, проходящую в когнитивной и эмоциональной сферах. Таким образом, единица самосознания (конфликтный смысл «Я») — это не просто часть содержания самосознания, это процесс, внутреннее движение, внутренняя работа. В.С. Мерлин считал, что самосознаниеобусловлено системой мотивов. Развитие самосознания связано с преодолением различных трудностей, с поиском решения проблемных ситуаций, с разрешением разных противоречивых ситуаций в жизни, в выборе смысла жизни и деятельности [17]. Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин: сознание своей тождественности, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, осознание своих психических свойств и качеств, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему. И.И. Чеснокова, основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, предлагает следующее определение самосознания как сложный процесс познания человеком самого себя, который развернут во времени, связан с образованием единичных образов, возникающих в различных ситуациях, которые интегрируются в целостное образование - понятие «Я », субъекта отличающегося от других. Понятие «Я» формируется в интегральное образование - обобщенный образ «Я» [35]. Уровни самосознания: И.И.Чеснокова предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления "Я" и "другого человека". Сначала некоторое качество воспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках "Я и Я". Человек оперирует "уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными в разное время, в разных ситуациях". В качестве специфического внутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии в целом, своей общественной ценности, собственного достоинства [138, 95-100]. Структура самосознания: И.И. Чеснокова выделила трехкомпонентную структуру самосознания: самопознание (когнитивный компонент по Кону); эмоционально-ценностное отношение к себе (эмоциональный компонент по Кону); саморегуляция (поведенческий компонент по Кону) И.С. Кон понимает под самосознанием психический процесс, позволяющий не только формировать собственную индивидуальность, но осознавать ее как «некоторую устойчивую единицу, которая сохраняется независимо от меняющихся ситуаций. Самосознание - есть осознание своего внутреннего «Я» . Уровни самосознания: И.С.Кон несколько иначе формулирует уровневую концепцию образа "Я" [57]. Основания для этой концепции И.С.Кон находит в теории диспозиционной регуляции социального поведения В.А.Ядова [146]. В целом образ "Я" понимался как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень образа "Я" "составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с "самочувствием" и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и наконец, сам этот образ "Я" вписывается в общую систему ценностных ориентации личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей" [57, 72- 73]. И.С.Кон специально подчеркивает функциональную взаимосвязь и одновременно автономию уровней образа "Я", тот факт, что "высший уровень, меняя значение и удельный вес низших уровней иерархии "Я", не уничтожает их относительной автономии, так что между ними могут возникать противоречия и конфликты" [57,74]. Структура самосознания: По мнению И.С. Кона самосознание включает в себя самооценку, самоуважение, эмоциональное самочувствие, самоотношение, тесно взаимосвязанные между собой, коррелирующие, тем самым оказывающие влияние на социальное поведение индивида [25, С. 85] И.С. Кон выделил в структуре самосознания личности четыре уровня: первый (нижний) уровень - это неосознаваемые, только переживаемые установки, которые группируются в эмоциональное отношение к себе; второй уровень - это осознание и самооценка своих отдельных качеств личности; третий уровень - частные самооценки, которые формируют целостный образ Я; четвертый (высший) уровень - это «образ Я», представленный системой ценностных ориентаций личности, которые позволяют ему осознать цели жизнедеятельности личности и необходимые средства для их достижения [25]. В.В. Столин разделяет в процессе формирования самосознания содержание «Образ Я» и самоотношения. Самоотношение - это устойчивое чувство, которое пронизывает самовосприятие и «Образ Я». В содержании «Образа Я» В.В. Столин отмечает две составляющие: 1. Знания о тех общих чертах и характеристиках, объединяющих субъекта с другими людьми. Это присоединяющая образующая «Я-концепции», это система самоидентичности «Я-концепции». 2. Знания, которые выделяют «Я» субъекта при сравнении с другими людьми. Это дифференцирующая образующая «Я-концепции». Эта составляющая придает субъекту ощущение своей уникальности и неповторимости. Согласно В.В. Столину уровни самосознания детерминируются уровнями активности личности. Человек является одновременно биологическим объектом, социальным индивидом и личностью [25]. 15. Развитие личности. Понятие психического развития. Характеристики психического развития. Факторы психического развития. Теории развития. Периодизация психического развития: З.Фрейд, Э. Эриксона, Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Психическое развитие – необратимые, направленные, закономерные изменения психики человека. По содержанию в психическом развитии выделяют его количественные и качественные характеристики. Количественные характеристики: темп развития (нормальный, ускоренный, замедленный) Качественные характеристики: изменение структуры соотношения между разными психическими функциями, выражающееся в существовании сензитивных периодов. Факторы развития: биологический; социальный активность личности, субъектность. Предпосылки психического развития – биологические особенности организма. Источник психического развития – социальная среда. Движущие силы развития – возникновение и разрешение противоречий. Среди процессов развития выделяют два вида: а) возрастное – это развитие видов деятельности, отношений с окружающими, становление нового уровня отражения действительности, отношения к себе; б) функциональное развитие – происходит при усвоении ЗУНов, это развитие отдельных психических процессов и функций. Возраст – качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся только ему присущими особенностями. Хронологический возраст. Биологический возраст. Психологический возраст. Социальный возраст. Субъективный возраст. Выделяются нормы развития: среднестатистические; социокультурные; индивидуально-личностные; комбинированные Механизмы развития – понятие, описывающее конкретные процессы преобразования объекта развития (В.И. Слободчиков). Примеры изученных механизмов: интериоризация – как присвоение форм социальных отношений (Л.С. Выготский); подражание формам поведения другого; рефлексия как механизм «раздвоения», фиксации данной формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). В психологии описаны следующие закономерности психического развития: 1. Неравномерность; 2. Гетерохронность; 3. Неустойчивость развития; 4. Сензитивность развития; 5. Кумулятивность развития; 6. Дивергентность-конвергентность хода развития. Области развития: 1) Психофизическая – включает в себя внешние и внутренние изменения тела человека; 2) Психосоциальная – предусматривает изменения в эмоциональной и личностной сферах. 3) Когнитивная – включает все аспекты познавательного развития. Классический психоанализ З. Фрейда. В психической жизни З. Фрейд выделил три уровня: сознание; предсознательное; бессознательное. Он рассматривал их в единстве. В начале 20-х годов З. Фрейд описал три основные структуры личности: Ид, Эго, Супер-эго. Ид есть изначальная система личности. Включает все психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Эго – это организованная часть Ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их. Его основная функция – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды. Супер-эго – это моральная сила личности, оно представляет собой идеал. Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом. Супер-эго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Особенности развития по З. Фрейду: • Определяющим развитие человека является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной эрогенной зоны к другой в течение жизни человека. • Развитие – биологически детерминированная последовательность, развертывающаяся в определенном порядке. • Социальный опыт отражается в виде приобретенных установок, черт, ценностей. Теория психосоциального развития Э. Эриксона. Э. Эриксон - последователь З. Фрейда, он расширил фрейдовскую концепцию, вышел за ее рамки. Вслед за З. Фрейдом он принимает неосознанную мотивацию, но посвящает свои исследования главным образом процессу социализации, включению ребенка в общество. Эриксон, как и Фрейд считает, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Также, Эриксон признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций (расположение, распределение), а также принимает фрейдовскую структуру модель личности (ид, эго, суперэго). Центральным для созданной Эриксоном теории развития эго является положение о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), также, полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Последовательное развертывание жизненных стадий — результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосоциальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса (содержащий и позитивный и негативный компоненты) или решающий этап в жизни человека. Стадии психосоциального развития: 1) Младенчество (орально-сенсорная): базальное доверие — базальное недоверие; рождение –1год 2) Ранее детство (мышечно–анальная): автономия — стыд и сомнение; 1- 3 года 3) Возраст игры (локомоторно-генитальная): инициативность — вина; 3-6 лет 4) Школьный возраст (латентная): трудолюбие — неполноценность; 6-12 лет 5) Юность (подростковая): эго-идентичность — ролевое смешение; 12-19 лет 6) Ранняя зрелость: интимность — изоляция; 20-25 лет 7) Средняя зрелость: продуктивность — инертность, застой; 26-64 года 8) Поздняя зрелость: эго-интеграция — отчаяние; 65 лет – смерть Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии развития более адаптивной и зрелой личностью. |