вкр султанов. ВКР Султанов 07.05.2021. Организация внеурочной физкультурнооздоровительной деятельности учащихся основной школы на основе брейкданса
Скачать 286.64 Kb.
|
Техническая подготовленность В ходе формирования конкретных двигательных навыков перед тренером и его учениками стоят достаточно сложные задачи. Чтобы повысить техническую подготовленность танцоров на высокий уровень, нужно не только правильно обучать движениям, но и все время модернизировать и совершенствовать технику их выполнения. Исторически термин «техника» происходит от греческого слова «тэхнэ», которое переводится как «искусство» или «мастерство», под которым понимается совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности [24 с. 64]. В теории и практике спортивных танцев понятие «техническая подготовка» трактуется неоднозначно. В английских публикациях под техникой в основном подразумевается исполнение базовых танцевальных фигур в точном соответствии с их описанием. Как известно, техническая подготовленность спортсменов формируется содержанием и структурой показателей физического, технического, функционального и других компонентов, ориентированных на максимальную эффективность соревновательной деятельности По мнению Л.П. Матвеева, Н.Г. Озолина, В.Н. Платонова, В.П. Савина и других, техническая подготовка направлена на обучение спортсмена технике движений и доведение их до совершенства [23 с. 76]. Основным показателем совершенной техники является точность и красота выполняемых движений. Классическое (эталонное) исполнение элемента брейкинга (особенно power move) является основой обучения. Совершенствование техники элементов брейкинга должно выстраиваться тренером на основе индивидуального подхода. Необходимо отметить, что тренировочный процесс в брейкинге имеет определенную специфику. При обучении молодых танцоров упражнениям с высокой степенью концентрации и координационной сложностью важнейшее значение для успешного освоения имеет базовая подготовка [10, с. 33]. При организации и проведении занятий, особенно на этапе начальной подготовки, большую роль играют опыт, педагогическое мастерство и знания педагога (тренера). Среди тенденций, негативно влияющих на уровень технической подготовки юного спортсмена в брейк-дансе, являются: - недостаточное научно‐методическое обеспечение; - недостаточная материальная база, особенно в провинциях; - ограниченная возможность посещать соревнования в других городах; - большое количество детей в группах начальной подготовки, что снижает моторную плотность занятий и индивидуальный подход к каждому занимающемуся [11, с. 75]. В содержании технической подготовки выделяют: 1. Базовую подготовку. Обучение технике элементов разных направлений брейк-данса: - базовым видам шагов, вращениям, поворотам, прыжкам в «Top rock»; - базовым дорожкам в направлении «Footwork» (six step, sweep, CC’s, three step и т. д.); - базовым стойкам в направлении «Freeze» (turtle, baby freeze, air freeze, и т. д.); - базовым элементам направления «Power move» (windmill, swipes, flare’s, и т. д.) 2. Музыкально–двигательную. Музыкально-двигательная подготовка очень важна для современного танцора. Через танцевальное движение би-бой передает характер музыки, выразительность и акценты музыкального произведения. Основным стилистическим направлением в музыке для брейк-данса является «брейкбит» (breakbeat). Характеризуется данное музыкальное направление достаточно быстрым темпом. Также танцоры исполняют свои выходы под джазовые и фанковые композиции, где можно выполнять движения достаточно медленно, сохраняя поток движений (Flow). Танцоры должны достаточно хорошо разбираться в музыке, знать основы, чувствовать и уметь выразить движениями, что передает музыка. В брейк-дансе невозможно достичь больших успехов без хорошей музыкальной подготовки. Спортсмены с одной стороны должны выполнять сложные элементы на высоком техническом уровне, с другой – закон красоты движений требует от танцора легкости, выразительности и подачи стиля [30]. 3. Хореографическую подготовку. Изучение элементов различных видов танцев: классического, современного, народного, а также основ пантомимы и мимики. Хореография – это искусство и танцоры тесно связаны с ним. Би-бои в ходе своих занятий брейк-дансом учатся выражать эмоции, ощущать красоту движений. Хореографическая подготовка формирует правильное понимание красоты поз, линий, положений и движений тела, развивает культуру движений, а также воспитывает музыкальность ритмичность, эмоциональность и выразительность [25]. 4. Композиционно-исполнительскую. Создание танцевальной комбинации – это процесс творческий, требующий от исполнителя искусного подхода и огромной фантазии, что в свою очередь сочетается с индивидуальными возможностями каждого танцора. За счет, умелого слияния всех составляющих частей в единое целое, подчинения этой целостности эмоциональному содержанию музыки [26], би-бой или би-гёрл могут добиться огромных успехов. Сочетание трудности, композиции и исполнения в брейкинге является показателем профессионализма танцора. Выходы могут исполняться как одним, так и несколькими танцорами (освоение синхронных элементов хореографии в парах, тройках, группах). Музыка играет огромную роль в создании различных танцевальных композиций. Чем выше музыкальность танцора и его культура движений, тем выше шансы на победу в соревнованиях и турнирах. Брейк-данс один из немногих видов спорта в основе, которой лежит искусство движения. Техника должна обеспечить танцору красоту, выразительность и точность движений. Чтобы добиться высоких спортивных результатов, спортсмен должен обладать предельно развитыми физическими способностями, психической устойчивостью, харизмой и непосредственно высокой технической подготовкой. Предметом соревновательной оценки в брейк-дансе, в конечном итоге, является техника выполнения различных танцевальных и акробатических элементов. Поэтому техническая подготовка в брейк-дансе является одним из важнейших компонентов всех других видов подготовки – физической, психологической, тактической и др. Таким образом, подводя итог анализу технической подготовки в брейк-дансе. 1. Суть технической подготовки танцоров заключается в освоении возможно большего арсенала двигательных действий, которые характеризуются сложным сочетанием и координацией движений тела выполняемых на фоне музыкального сопровождения. 2. В содержание технической подготовки входят несколько видов подготовки: - базовая; - хореографическая; - музыкально-двигательная; - композиционно-исполнительская. 3. Структура технической подготовки включает в себя: - освоение базовых видов шагов, вращений, поворотов, прыжков в направлении «Top rock», - освоение базовых дорожек в направлении «Footwork» (six step, sweep, CC’s, three step и т. д.); - освоение базовых стоек в направлении «Freeze» (turtle, baby freeze, air freeze, и т. д.). - освоение базовых элементов направления «Power move» (windmill, swipes, flare’s, и т. д.) - освоение элементов музыкальной грамоты, развитие музыкальности; - составление и отработка танцевальных комбинаций и групповых композиций. В ходе исследования для оценки технической подготовленности учащихся 7 класса на этапе начальной подготовки использовались нормативы, представленные в таблице 10. Таблица 10 – Контрольные нормативы для оценки технической подготовленности учащихся 7 класса на занятиях брейк-дансом.
По сумме баллов, набранных по выполненным контрольным упражнениям, судят об уровне технической подготовленности, и оценивается интегральный уровень подготовленности обучающихся. Интегральная оценка уровня технической подготовленности представлена в таблице 11. Таблица 11 – Интегральная оценка уровня технической подготовленности.
Учащимся было предложено выполнить по одному элементу каждой трудности из четырех направлений (Top rock, Footwork, Power move, Freeze) и соответственно разной их стоимости (0,3; 0,4; 0,5 балла). Результаты экспертного оценивания технической подготовленности учащихся 7 класс на занятиях брейк-дансом представлены в таблице 12. Таблица 12 – Результаты экспертного оценивания технической подготовленности учащихся 7 класс на занятиях брейк-дансом.
После проведения экспертного оценивания, анализа и статистической обработки результатов выполнения контрольных упражнений технической подготовленности учащихся 7 класса были получены исходные показатели их технической подготовленности. Экспериментальные данные исходных показателей технической подготовленности представлены также в виде M±m, где M – это среднее арифметическое, а ±m – это стандартная ошибка среднего арифметического. Экспериментальные данные исходных показателей технической подготовленности мальчиков и девочек 7 класса представлены в таблице 13 и 14. Таблица 13 – Экспериментальные данные исходных показателей технической подготовленности мальчиков 7 класса.
Таблица 14 – Экспериментальные данные исходных показателей технической подготовленности девочек 7 класса.
Как видно из приведенных данных, к началу эксперимента все участники в 7 классе имели следующие показатели технической подготовленности: - 4 человек имеют высокий уровень технической подготовленности, из них 3 мальчика и 1 девочки; - 10 человек имеют средний уровень технической подготовленности, из них 5 мальчиков и 5 девочки; - 2 человека имеют низкий уровень технической подготовленности, 2 девочка. Мальчики имеют средний уровень технической подготовленности и набрали в среднем 3,65 балла, что соответствует качеству выполнения 76,04%. Девочки также имеют средний уровень технической подготовленности и набрали в среднем 3,16 балла, что соответствует качеству выполнения 65,83%. В среднем 7 класс имеет средний уровень технической подготовленности и учащиеся набрали 3,41 балла, что соответствует качеству выполнения 71,04%. |