Главная страница
Навигация по странице:

  • ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ

  • 17. Журналистский текст: определение, свойства, структура

  • 18. Выразительные средства текстообразования в журналистике

  • 19. Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды

  • 20. Заголовочный комплекс: значение и способы образования

  • 21. Требования к заголовку, приемы повышения его выразительности

  • Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
    АнкорОсновы творческой деятельности журналиста
    Дата16.01.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOsnovy_tvorcheskoy_deyatelnosti_zhurnalista.pdf
    ТипЛитература
    #332154
    страница4 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    16. Факт в публицистических произведениях
    Рассмотрим теперь способы создания документального образа в художественно- публицистических жанрах, к которым относятся обозрение, очерк, фельетон, памфлет.
    Этой группе публицистики свойственны образность, типизация, насыщенность литературно- художественными изобразительными средствами, сплав понятия и образа. В основе художественно-публицистических жанров лежат документальные факты, но определяющим становится авторское впечатление от факта, авторская мысль. К способам
    предъявления фактического материала можно отнести типизацию, интерпретацию и образную трактовку.
    Типизация используется в художественно-публицистических жанрах с целью выявления типических черт, характеристик и свойств изучаемого объекта.

    Авторская интерпретация состоит в том, что, ничего не домысливая, публицист при описании жизни своего героя может, во-первых, подвергнуть факты собственному осмыслению; во-вторых, поделиться личными впечатлениями; в-третьих, выразить свое эмоциональное отношение к герою; в-четвертых, на основе имеющихся данных спрогнозировать развитие ситуации и т.д.
    В образной трактовке фактов большую роль играет авторское воображение. Если в аналитических произведениях основная задача - анализ жизненных явлений, то в художественно-публицистических жанрах важнее другое: создание документального образа через цепь ассоциативных связей и образных представлений.
    ХУДОЖЕСТВЕННО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - здесь конкретный документальный факт отходит на второй план. Главным становится авторское впечатление от факта, события, авторская мысль. Сам факт типизируется. Дается его образная трактовка.
    В очерке факты преломляются в свете личности автора. Важен не факт сам по себе, а его восприятие и трактовка героем или автором. Факт переосмыслен в образ. Очерк близок к малым формам художественной литературы, конкретен, построен на фактическом материале. Цель очерка – дать образное представление о людях, показать их в действии, раскрыть существо явления. Очерк бывает сюжетным (портрет, проблема) и описательным
    (событийный, путевой).
    Фельетон - это литературный материал, проникнутый духом острой злободневной критики, с особыми приемами изложения. Для фельетона обязательны: живость, легкость, образность, юмор, ирония, насмешка.
    Памфлетзлободневное публицистическое произведение, цель и пафос которого – конкретное гражданское, преимущественно социально-политическое обличение.
    17. Журналистский текст: определение, свойства, структура
    Текст – понятие сложное и многогранное.
    Основные категории текста:
    • Шрифтовой (письменные знаки или символы)
    • Иконический (иконические знаки)
    В системе современной коммуникации текст предстаёт перед нами в различных вариантах: как публицистическая статья, документ, письмо, прозаическое произведение.
    Понятие текста означает, прежде всего, словесное сочинение. При помощи знаков человек кодирует окружающую действительность.
    Журналистский текст – единое системное текстуальное образование, являющееся носителем информации.
    Основные качественные параметры журналистского текста по Рагеру (немецкий исследователь периодической печати):
    • Объективность

    • Форма подачи материала
    • Актуальность
    • Релевантность (соответствие того, что аудитория хотела, и того, что она получила)
    Текст – это последовательное знаковое построение (реализованное по правилам какой-либо знаковой системы), образующее целостное, завершённое сообщение. Основное его свойство – выраженность в знаках.
    Тексту свойственна ограниченность (начало и конец), позволяющая ему стать цельным произведением. Структурность (внутренняя организация) – ещё одно свойство текста, обеспечивающее его цельность.
    Идеологический аспект журналистского текста: независимо от того, в какой общественно- экономической формации создается журналистское произведение, оно всегда будет идеологически ориентировано. (По Мисонжникову)
    Главный признак журналистского текста – его актуализация.
    Диалектически с видовыми характеристиками письменных текстов связаны методы их построения. Само собой, тексты с различными жанровыми признаками и строиться будут различным образом. Например, заметка строится по принципу «перевернутой пирамиды»: от главного к второстепенному. В аналитических жанрах: проблема – аргументация – вывод. Эссе же зачастую имеет оригинальное, необычное строение по усмотрению автора.
    18. Выразительные средства текстообразования в журналистике
    Даже действуя в профессионально ограниченном текстовом пространстве, журналист имеет возможность создавать яркие, самобытные произведения. Но положительный результат будет достигнут только в том случае, если автор правильно выберет верное направление в моделировании материала.
    Письменные тексты в издательской практике классифицируют по способам изложения и видам следующим образом:
    • Повествование – последовательный рассказ о каких-либо событиях и фактах с отражением происходящего во времени.
    • Описание – воссоздание картины реальной жизни, возможно, с особо тщательной прорисовкой отдельных фрагментов и эпизодов.
    • Рассуждение – исследование предметов и явлений, обоснование каких-либо положений и утверждений путем аргументации.
    Диалектически с видовыми характеристиками письменных текстов связаны методы их построения. Само собой, тексты с различными жанровыми признаками и строиться будут различным образом.
    Так, публикации из группы информационных жанров, как правило, создаются с предельно рациональным и экономичным расходованием текстообразующего материала, ровной и умеренной стилевой организацией.

    Совсем иное дело – методы построения художественно-публицистических текстов. В этом случае могут вводиться и очень развернутые интертекстуальные образования, часто формируются подтексты различного уровня сложности, сюжетосложение почти никогда не бывает прямолинейным и упрощенным. Скорее наоборот: автор стремится располагать сюжетообразующие элементы оригинально, порой даже причудливо, если это способствует более полному раскрытию идейно-тематического содержания произведения.
    У методов построения аналитических текстов – иная специфика. Схема действий автора выглядит следующим образом: исходя из поставленной задачи написания журналистского текста, он выбирает перво-наперво соответствующий тип речевой деятельности. В данном случае единственно возможный вариант – язык повседневной коммуникации, без труда понимаемый читательской аудиторией. Затем, с учетом жанрового фактора, стремится в общих чертах наметить видовую модель будущего текста, что во многом обусловливается характером собранного эмпирического материала. Наконец, автор подыскивает подходящие варианты построения текста, определяет конкретный метод его конструирования.
    Произведение является журналистским, если оно выполнено как текст, рассчитанный на активное использование в коммуникативной деятельности, и представляет собой систему в том значении, которое возникает при подходе к тексту как информационному продукту, воплощенному в знаках.
    Большую роль играет правильный отбор лексического материала. Слово, ошибочно вовлеченное в процесс текстуализации, может ведь интонационно окрасить произведение неподобающим образом, создать впечатление фальшивости. К примеру, одно и то же слово может легко войти в повествовательную ткань корреспонденции или статьи и быть отторгнутым структурой очерка.
    С одной стороны, автор вынужден действовать в пределах, обусловленных строгими законами построения определенной текстовой модели, а с другой стороны, он в любом случае старается ввести в действие весь арсенал средств текстообразования, который помог бы ему выразить состояние его внутреннего мира с необходимой полнотой.
    В действие включается такой важный фактор, как текстовая модальность, которая отражает мироощущение автора и реализуется в субъективно-оценочной модальности высказывания. (По
    Мисонжникову)
    Модальность – это поле, в пределах которого автор делает то, что не противоречит установленным правилам, что можно делать, чтобы реализовать авторское волевое начало в его субъективном проявлении. И вот в границах действия текстовой модальности автор экспериментирует, подбирает средства построения текста, моделирует. Ведь его естественное желание – создать интересное, самобытное, «свое» произведение.
    19. Композиция журналистского текста: понятие и наиболее типичные виды
    Основополагающие признаки текста:
    • Самостоятельность
    • Целенаправленность
    • Целостность

    Всякому произведению присуща композиция.
    Композиция – последовательность расположения структурных частей речи. Композиция зависти от объема и жанра.
    Основные части текста:
    1) Заголовочный комплекс, ввод в проблему
    Заголовочный комплекс – неотъемлемая и важнейшая часть текста. Экспозиция служит для включения читательского внимания в тему предлагаемой публикации. В экспозиции содержится информационный повод публикации.
    2) Лид – лидер-абзац текста, содержащий самую важную информацию
    В лиде часто проявляется позиция автора. В качестве лида могут быть меткие высказывания, притчи, маленькие анекдоты, красноречивая статистика и т.д.
    Требования к лиду:
    • Краткость
    • Самодостаточность
    • Понятность
    • Смысловая завершенность
    • Синтаксическая простота
    3) Текст:
    • Завязка текста – постановка проблемы, ее фактическое состояние, актуальность, необходимость решения
    • Точка зрения на проблему, тезисы и антитезисы
    • Авторская точка зрения
    • Кульминация
    4) Концовка, заключение, вывод
    Виды концовок:
    • Дидактическая: навязывание определенного мнения, формулировка поучений
    • Предложение/приглашение к дискуссии: обычно не используется из-за дальнейшего внимания к читателям
    • Прием неустойчивой ноты: автор может выразить недоумение («неужели нельзя с этим ничего сделать?!»)
    • Предположение, сомнение
    Очень важно правильно выстраивать архитектонику журналистского текста.
    Архитектоника – соразмерность частей, оправданность сочетания различных формообразующих элементов с целью достижения гармонии.

    У каждого автора свои стилистические приёмы, своя манера изложения информации, своё чувство ритма и меры. Текст должен быть удобен для восприятия и доступен для большинства людей, этичен и эстетичен.
    Стоит разграничить понятия:
    • Внутренняя композиция – система образов, характеров.
    • Внешняя композиция – расчленение непрерывного текста на композиционные единицы.
    Тертычный выделяет несколько наиболее типичных видов композиции:
    1) Антикульминационное построение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент располагается в начале текста, а наиболее слабый – в конце. Другие аргументы по мере уменьшения их силы располагаются один за другим от начала текста к его концу. Наиболее эффективно, если аудитория не очень заинтересована в сообщении.
    2) Кульминационное расположение аргументации. При данной схеме в начале текста располагается наиболее слабый аргумент, за ним, по мере возрастания силы приводятся другие аргументы. В конце текста даётся наиболее сильный аргумент. Наиболее эффективно, если аудитория заинтересована в сообщении.
    3) Пирамидальное расположение аргументации. В этом случае наиболее сильный аргумент расположен в середине текста. В начале и в конце его располагаются аргументы меньшей силы.
    Такое построение уместно в публикациях, небольших по объёму, поскольку сильный аргумент достаточно легко замечается в данном случае читателем.
    4) Кольцевое расположение аргументации. Данное построение предусматривает расположение сильного аргумента в начале текста и примерно такого же по силе – в конце. В середине текста – наиболее слабые аргументы.
    20. Заголовочный комплекс: значение и способы образования
    Заголовочный комплекс – это элементы рамочного текста, сгруппированные вокруг заглавия произведения. Объединяет шапки, анонсы, рубрики, названия тематических полос, заголовки, подзаголовки, лиды.
    Заголовок – главный тезис любого материала.
    Функции заголовка:
    • Номинативная
    • Коммуникативная
    • Рекламная
    • Информативная (в информативном тексте)
    • Оценочная (в публицистическом тексте)
    Заголовки могут быть:
    • Цитатные
    • Краткий пересказ содержания

    • Каламбуры
    • Стихотворные
    • Парадоксальные
    Заголовки должны быть:
    • Информативными
    • Тождественными
    • Выразительными
    • Краткими и ясными
    Неточность заголовка понижает понимание текста. Информационная дезинформация может ввести читателя в заблуждение.
    Подзаголовок – это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком. Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать её, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.
    Важно: в подзаголовке и заголовке не следует прибегать к одинаковым словам.
    Лид – первый абзац. Выделяется из основного текста. Выполняет три задачи: отвечает на 6 вопросов: кто, что, когда, как, почему и где; максимально привлекает внимание читателя к теме материала; содержит в себе даты, фамилии и названия населённых пунктов, которые помогают читателю войти в тему.
    Шапка – заголовок нескольких публикаций в одном блоке, но при этом каждая из публикаций имеет свой заголовок.
    Рубрика – слово или словосочетание, располагающееся под заголовком. Рубрика служит ориентиром, указывает на жанр публикации, тематику. Рубрика может быть авторской и общередакционной.
    Создание заголовка
    Самый простой путь — начать с определения для себя сути явления, о котором пойдет речь в тексте.
    Окончательную оценку заголовку, без сомнения, выносит читатель. Поэтому очень важно ориентироваться на уровень, особенности его восприятия вещей, о которых вы ему рассказываете в своих текстах.
    Журналист считает, что при составлении заголовка главное — отразить в нем смысл статьи, причем сделать это красиво и с юмором. Заголовок должен быть таким, чтобы читатель захотел прочитать текст. Например, новость о том, что Владимир Путин сделал чиновников академиками, в «Коммерсанте»: «Акомедия наук».
    Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция
    Вспомогательные элементы заголовочного комплекса носят дополнительный характер, увеличивают информативность, выразительность, указывают на жанр.

    Заголовочный комплекс демонстрирует профессионализм того или иного издания. Сегодня тенденция к максимальному использованию заголовочного комплекса, который стал важным элементом концепции.
    Функции заголовочного комплекса: Рейтинговая ориентация читателя в потоке публикаций
    Рекламная активизация читательского внимания к тексту Выразительная презентация текста и авторской позиции
    В деловой прессе главная задача заголовка — точно передать проблемы, идеи, о которых идет речь в тексте. Рекламная роль – вторична.
    В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи — показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка являются одинаково приоритетными. Аудитория общественно- политического издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким.
    В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция заголовка: привлечь внимание максимально большого количества самых разных людей — это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке в первую очередь создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в названии публикации.
    Конечно, заголовки подобного рода до поры до времени привлекают внимание публики и повышают рейтинг конкретных материалов. Но если рекламное начало не будет продолжением содержательного, смыслового содержания заголовков (а то и будет противоречить им), то читатель может понять, что его дурачат, обманывают, дезориентируют. А значит, и журналист, и издание могут потерять авторитет у читателя, доверие к себе.
    Заголовок нельзя путать с тем, что называется хедлайном и выглядит внешне как заголовок.
    Хедлайн — это один из элементов особой организации новостного текста, выработанной в западной журналистике. Он существует в органичной взаимосвязи с такими элементами данного рода текстов, как лид и корпус: в хедлайне излагается суть новости, в лиде она углубляется, а в корпусе дополняется второстепенными деталями. Понятие хедлайн в западной журналистике существует параллельно с понятием заголовка, под которым, как правило, подразумевается то, что в нашей прессе называется рубрика.
    21. Требования к заголовку, приемы повышения его выразительности
    Заголовки периодических печатных изданий, прежде всего, выполняют функцию экономии усилий читателя в процессе нахождения интересующих его событий.
    Заголовок – главный тезис любого материала.
    Функции заголовка:

    • Номинативная
    • Коммуникативная
    • Рекламная
    • Информативная (в информативном тексте)
    • Оценочная (в публицистическом тексте)
    Заголовки должны быть:
    • Информативными
    • Тождественными
    • Выразительными
    • Краткими и ясными
    Неточность заголовка понижает понимание текста. Информационная дезинформация может ввести читателя в заблуждение.
    Придумать интересный, цепляющий заголовок – это уже половина успеха. Именно с него начинается знакомство с тексом.
    Заголовок, в некотором роде, - лицо, «фасад», одежка текста, основная функция которого – привлечь читателя, заинтересовать его и заставить пойти дальше – прочитать весь текст.
    Виды заголовков:
    1) Заголовок-хроника
    Такой заголовок – краткая форма изложения содержания заметки
    Пример: «На проспекте Просвещения затруднено движение из-за лопнувшей трубы»
    («Комсомольская правда»)
    Фактически, заголовок-хроника дублирует новость, вопреки мнению, что дубляж текста и заголовка никак допускать не следует. Новость должна побыстрее дойти до читателя любыми способами, в том числе и методом ее сообщения «поверх текста» (к примеру, когда усваивают, не читая, просто пробежавшись по заголовкам газеты).
    2) Заголовок-резюме
    Тогда заголовки-хронику использует, преимущественно, для жестких новостей, этот заголовок популярен в разных репортерских материалах. Он дает возможность репортеру, скрывающему прямые оценки, косвенно прокомментировать событие. Подается такой заголовок в спокойноповествовательной, «объективной», иногда чуть ироничной, или в игровой манере.
    Игровое резюме:
    Сегодня употребление пословиц и фразеологизмов в заголовках считается штампом, вместо них употребляют их обыгранные варианты.
    Пример: «В гриппе риска».
    Однако использовать ироничное, образное резюме в заголовке надо с осторожностью, этической тщательностью.

    Резюме с подчеркнутым комментарием:
    Появляется в изданиях, ведущих постоянный «диалог» с читателем посредством заголовков
    (например, в массовых изданиях деловой прессы, в спортивных газетах).
    Пример: «Банк «МЕНАТЕП» приостановил платежи. Так надо»
    Резюме с ироничной оговоркой:
    Эту форму, очень популярную в российской прессе начала 90-х годов XX века, ввел в моду еженедельник «Коммерсантъ».
    Пример: «Как последние шлюпки: корабли НАТО вели себя в Ла-Манше безответственно» («РИА новости»)
    Резюме – парадокс:
    Среди всех возможных заголовков-резюме, «парадокс» звучит особенно сильно, сенсационно.
    Пример: «Правнучка Чехова не говорит по-русски»
    3) Заголовок-цитата
    Заголовки, называющие имена или главных действующих лиц, помогают удвоить интерес.
    Поэтому широко распространены заголовки-цитаты (прямые и косвенные), которые иногда выглядят вполне законченным разоблачительным материалом.
    Пример: «Юлия Топольницкая: «Клип «Ленинграда» перевернул мою жизнь» («Тайны звезд»)
    4) Заголовок-интрига
    Многозначительность и недосказанность заголовка привлекает читателя, как и всякая интрига.
    Такой заголовок чуть приоткрывает завесу над фактом, заинтересовывая и побуждая читать дальше
    Пример: «Долг платежом страшен»: о деньгах, потраченных на лечение Жанны Фриске («Жизнь»)
    Подчас в заголовках используют намек на сенсацию.
    Пример: «Ученые: Религия может быть инфекцией, разносимой бактериями» («Российская газета»)
    В данном случае читателю предлагается самому придумать «сценарий» разворачивающейся интриги; предполагается, что начнут читать, не отрываясь, чтобы проверить, насколько фантазия на заданную тему оказалась близка к реальному событию, к тексту.
    5) Заголовки – «ужастики»
    В желтой прессе заголовки часто «кричат» о насилиях, о разрубленных, обезглавленных трупах, людоедстве и т.п. По мнению некоторых психологов, шокирующие заглавия, как и «театр ужасов» документальной телехроники, являются, отчасти, и своеобразным способом снятия напряжения,
    «забалтыванием» опасности (в том же ряду – названия газет: «Страшная газета» и «Очень страшная газета»). Когда реальное слишком зловеще в своей наготе, и разум отказывается верить
    в такую реальность, эмоции спасительно переносят человека в мир иллюзий, или «журналистских выдумок».
    6) «Вирши» (рифмованный заголовок).
    Самый игровой из игровых заголовков, это, конечно, рифмованный. Вкрапления в общую массу заголовков ритмически организованных заглавий встречаются в изданиях всего мира. 7)
    Аллитерация
    Уловив звукоподражание в заметной, выделенной шрифтом фразе заголовка, читатель тоже получает, помимо информации, эстетическое удовольствие.
    8) «Цветной заголовок»
    Например, широко распространены вариации названия популярного фильма «Белое солнце пустыни»: «Черное солнце Чечни», «Яркое солнце Домбая...»
    9) «Лозунги» и «призывы»
    Поскольку лозунги и призывы в сознании современных россиян накрепко связаны с недавним советским прошлым, эта форма чаще используется как пародийная:
    Пример: «По экологии – газом!»
    10) Восклицание, вопрос, многоточие
    Игровой эффект иногда достигается благодаря прямому обращению к читателю, к его фантазии, способности «доиграть» за автора... Задача – задеть за живое, превратить информацию для всех в личностную информацию, создать психологический контакт.
    Для заголовков современной журналистики характерно увлечение разговорностью интонаций, как будто автор уверен в понимании, обращаясь поверх текста к читателю как к единомышленнику.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта