Главная страница
Навигация по странице:

  • Реплика - газетный жанр, работая в котором, журналист пишет краткую статью, как возражение кому-либо или выражение несогласия с чем-либо. Рецензия

  • 31. Статья, обозрение, комментарий – основные признаки, разновидности, стилистические особенности Статья

  • , правильно выбранный тон

  • 33. Очерк как жанр: особенности, разновидности Очерк

  • Пример

  • Структура (особенности композиции)

  • Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
    АнкорОсновы творческой деятельности журналиста
    Дата16.01.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOsnovy_tvorcheskoy_deyatelnosti_zhurnalista.pdf
    ТипЛитература
    #332154
    страница7 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    30. Корреспонденция, рецензия, реплика – основные признаки, стилистические
    особенности
    Корреспонденция
    – это наиболее распространенный аналитический газетный жанр, который основывается на конкретном анализе фактов, изучении какой-либо локальной ситуации. Назначение корреспонденции — пропагандировать новые явления общественной жизни, вскрывать имеющиеся недостатки.
    Корреспонденция строится на ряде фактов, объединенных одной общей темой. В ней выдвигаются злободневные вопросы, требующие незамедлительного решения. Она сообщает существо и характер происходящего события, которое носит, как правило, конфликтный характер, анализирует факты, обобщает их.
    Основные черты корреспонденции — это оперативность, актуальность, конкретность темы, точный адрес освещаемых явлений, четкие временные границы происходящего, убедительность, аргументированность изложения проблемы, обобщение, конкретные рекомендации улучшения дела.

    Структура корреспонденции обычно жесткая – постановка проблемы – система доказательств – вывод.
    Для описания конфликта необходимо знать:
    - характеристики конфликтующих сторон (их ценности и мотивации, устремления и цели, их интеллектуальные психологические и социальные ресурсы для ведения или разрешения конфликта; их представление о конфликте).
    - предысторию конфликтующих сторон (отношение друг к другу, взаимные стереотипы)
    Описание конфликта:
    - природу того, что привело к конфликту (его границы, жесткость, мотивационную ценность, определение, периодичность и т.п.)
    С помощью этого жанра журналист осмысливает и оценивает научные, общественно- политические, художественные произведения. Главное отличие рецензии от других жанров состоит в том, что ее объектом являются не непосредственные факты действительности, а факты и явления, уже изученные, осмысленные и отраженные в книгах, спектаклях, кинофильмах и т. д. Рецензия оценивает достоинства и недостатки работы учёного или художника, сопоставляя результаты исследования с жизнью, делая соответствующие выводы. Рецензия, как правило, рассматривает одно-два произведения, даёт им оценку, не ставя перед собой других, более сложных задач.
    Периодические издания откликаются на те работы, которые представляют наибольший интерес для аудитории. Задача газеты — заметить лучшее, популяризировать его, а также указать на ошибочные или слабые работы.
    Главное назначение рецензии — помочь читателю или зрителю глубже разобраться в вопросах политики, экономики, науки, техники, искусства. Рецензия всегда целенаправленна, рассчитана на определенную аудиторию, читательскую группу. Она содержит данные о рассматриваемом произведении, о замысле его автора, дает анализ и указывает на общественную значимость работы.
    Реплика
    - газетный жанр, работая в котором, журналист пишет краткую статью, как возражение кому-либо или выражение несогласия с чем-либо.
    Рецензия
    Цель рецензии – помощь: как создателю произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения.
    В зависимости от аудитории, рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая лексика.
    Рецензия не является серьезным, детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению, рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются друг с другом.

    На практике в средствах массовой информации присутствуют рецензии как большие (гранд- рецензии), так и маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ.
    Рецензия – это не пересказ произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д.
    Для рецензии выбирается общественно значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не интересной передачи также будет никому не интересной.
    Важнейшая задача автора – обнаружить в рецензируемомпроизведении то, что может не заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале.
    Рецензия может быть как положительной или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения.
    31. Статья, обозрение, комментарий – основные признаки, разновидности,
    стилистические особенности
    Статья
    Статья - аналитический жанр, отражающий действительность в ее сущностных проявлениях.
    В качестве «новости» предлагается авторская концепция того, как увидел и оценил состояние проблемы. Факты становятся поводом для постановки важной и актуальной общественной проблемы и анализа тенденции общественного развития.
    Статья требует широты охвата действительности, анализа множественности систематизируемых факторов, масштабности обобщений и выводов.
    - Статья рассматривает ситуацию, ограниченную местом и временем, в статье отдельные ситуации рассматриваются как часть более широкого явления.
    - Четкость позиции автора и четкость его концепции.
    - Ее задача – проследить связь ситуации с социальными проблемами.
    В статье используется вся совокупность фактов.
    Признаки статьи:
    1. Выявление взаимосвязи различных явлений и, как следствие, содействие аудитории в постижении этих взаимосвязей.
    2. Использование аналитико-синтетических операций: сравнения, оценки, детализации, разъяснения, предсказания, обобщения.
    3. Использование коммуникативных операций: диалогичность, ситуативность.
    4. Выявление и изложение связей, направленных в прошлое и будущее явления.

    5. Построение от простого к сложному, от видимого к невидимому, от известного к неизвестному, от бесспорного к спорному.
    Классификация статей:
    Статьи классифицируют по тематическому признаку: об экономике, политике, этике, международных событиях, искусстве.
    - Фоновая статья предполагает искренний, доверительный тон. Внутри - монолог. Требуется четкость формулировок. Обязательное условие – живость языка.
    - Редакционная статья – ее задача заключается в том, чтобы не только подчеркнуть насущное, злободневное, но и дать ориентиры в оценке.
    - Проблемно-постановочный вид статьи требует особой системы авторской аргументации, применение логических доказательств.
    - Теоретическая статья раскрывает связь теоретических явлений и социальной практики, выдвигает и доказывает их правильность. Здесь важно соотношение логических и эмоциональных приемов убеждения, правильно выбранный тон,продуманное использование полемических приемов.
    Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.
    Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:
    · обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более или менее широкой совокупностью фактов, событий, ситуаций, явлений, процессов, сторон общественной жизни. Это набор не случайных, а тщательно отобранных фактов, из которых складывается правдивая картина действительности в ее определенном аспекте (политика, промышленность, сельское хозяйство, культура и т. д.);
    · каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно, а как элемент целого.
    Комментарий
    Этот жанр используется для оперативного разъяснения важных событий общественной жизни.
    Комментарий требует минимального размера и выстраивается, как правило, вокруг одного факта (или цепи однозначных фактов).
    Как показывает практика, комментарий сегодня уже уверенно занял собственные позиции как самостоятельный жанр в ряду других аналитических жанров. Особенно это заметно в публикациях на международные темы. Комментарий представляет собой актуальное
    публицистическое выступление, которое объясняет факты и явления с политических позиций, на которых стоит автор. Основные требования к этому жанру — лаконичность и точность оценки автором происходящих событий.
    Публикации этого жанра довольно разнообразны по применяемым в них литературно- публицистическим средствам, которые определяются творческой и политической задачей, поставленной журналистом. Комментарий может иметь пропагандистскую, критическую, сатирическую, полемическую окраску в зависимости от конкретного повода.
    32. Очерк, фельетон, памфлет - основные признаки, разновидности, стилистические
    особенности
    Очерк
    - Это главный художественно-публицистический газетный жанр, включающий в себя все функции СМК (средств массовой коммуникации) с преобладающей функцией воспитания. -
    Этот жанр занимает как бы промежуточное место между журналистикой и литературой. Его с успехом используют и газетчики, и писатели.
    - Это пограничный жанр, находящийся между исследованием и рассказом.
    - Основан на жизненном факте.
    - От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходивших в жизни с реальным местом, временем и человеком.
    Документальная основа
    · Конкретность фактов;
    · Все действительные герои;
    · Невыдуманные обстоятельства их отношений, т.е. героев.
    Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением.
    Предметом очерка является не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек, как субъект действия.
    Виды очерка: а) путевые б) событийные в) портретные г) проблемные
    Между героем очерка и аудиторией устанавливается прямая связь, которая может продолжаться многие годы.

    Это один из сатирических жанров, задача которого — обличение общественных пороков, недостатков, содействие их искоренению. Как и другие художественно-публицистические жанры, фельетон сочетает в себе понятийные и образно-выразительные средства.
    Фельетон, как один из распространённых газетных жанров сатиры, использовался журналистами для борьбы с пережитками, которые мешали общественной жизни.
    Документальный фельетон написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики. В таком случае, он называется адресным.
    Проблемным фельетоном называется тот, где нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в его центре – общественно значимая проблема, то есть явления или типы бытуют в нашей жизни. Он – безадресный фельетон.
    Виды фельетонов:
    - фельетон-статья
    - фельетон-корреспонденция
    - фельетон-очерк
    - фельетон-зарисовка
    - фельетон-жалоба
    - фельетон-заявление
    - фельетон-пьеса
    - фельетон-скетч
    Памфлет
    Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения.
    Его назначение — вести огонь по системе взглядов, вскрыть существенное в политике врага, в его идеологической концепции, в его методах действия. Этот жанр отличается
    «убийственной» иронией, едким сарказмом, разящим идейных противников.
    В какой-то мере памфлет напоминает фельетон. Но между ними есть существенное различие.
    Качества, позволяющие памфлету быть острым сатирическим оружием в руках журналиста, выковываются им с помощью разных методов художественно-публицистического осмысления тех фактов, которые становятся его достоянием. К таким методам исследователи данного жанра относят прежде всего гротеск, гиперболу, иронию, сарказм.
    Владение этими методами на уровне, достаточном для написания хорошего памфлета,
    требует не только довольно основательной практической работы в журналистике, но и литературного таланта, а также хорошего знания той сферы деятельности, которая отображается в памфлете.
    33. Очерк как жанр: особенности, разновидности
    Очерк – пограничный жанр между исследованием и рассказом.
    - основа – жизненный факт
    От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей
    Документальная основа очерка:
    - конкретность фактов
    - действительные герои
    - невыдуманные обстоятельства их отношений
    Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как
    субъект действия.
    Современному очерку чаще всего свойственна документальная насыщенность, часто в ущерб художественности.
    Типичные черты современного очерка:
    1. Журналист избирает в качестве предмета отображения типичный для сегодняшней действительности случай.
    2. Повествование ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего.
    3. Драматургия произведения строится на классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости, закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другой стороны).
    4. Характеры в очерке «рисуются» путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенных эпизодов, подробного описания фактов.
    Виды очерка:
    · Описательные – путевые, событийные
    · Сюжетные – портретные, проблемные

    Родоначальники отечественного очерка: В.Г. Короленко («В голодный год»), А.П. Чехов
    («Остров Сахалин»), Г.И. Успенский («Разорение»), М.Горький, М.Кольцов, Б.Полевой,
    К.Симонов, А. Аграновский.
    Специфика очерка:
    · Отражение более или менее длительного временного процесса
    · Соединяются репортажное и исследовательское начало
    · Интенсивность применения художественного метода в создании публикации очеркового плана в каждом конкретном случае может быть очень разной
    · Один полюс очеркового спектра может быть представлен тестами сугубо документальными, основанными на конкретных фактах, противоположный же – текстами, которые примыкают к художественному творчеству
    · Предмет – личность
    · Задача – показать, каким ценностям служит этот герой, в чем видит смысл своего существования; раскрыть характер героя, художественный анализ личности героя, опирающийся на исследование разных её сторон: нравственной, интеллектуальной, творческой
    · Нужно произвести отбор личностных характеристик, которые важны для вас как для автора и для данного человека как для героя
    Пример: Максим Горький «Лев Толстой»
    Проблемный очерк.
    · Предмет изображения – проблемная ситуация
    · Сходен с аналитической статьей – доминирует исследовательское начало. Это осмысление реальной проблемы образными категориями
    · Автор выясняет причины возникновения проблемы и пытается определить её дальнейшее развитие, выявить пути
    · Не всякая проблема тянет на проблемный очерк. Если это старая проблема, то лучше действительно писать проблемный очерк, найти новое в старом
    · Очерк легко отличить от статьи. В проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда не представляется в «голом виде», т.е. в статистических закономерностях, обобщенных суждениях, выводах, что свойственно статье как жанру. Мы берем не 300 человек, а одного, и говорим о нем, о его жизни.
    Путевой очерк.
    · Авантюрность сюжета

    · Описание неких событий, происшествий, встреч с разными людьми, с которыми автор сталкивается в ходе своего творческого путешествия
    · Сюжет отражает последовательность событий
    Пример:Пушкин «Путешествие в Арзрум», Гончаров «Фрегат Паллада».
    34. Эссе в журналистике
    Эссе (фр. Essai – опыт) – жанр философско-эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора с непринужденным подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
    Истоки:
    · Основатель жанра – французский философ-гуманист Мишель Монтень, написавший в 16 веке свою книгу «Опыты»
    · В отечественной журналистике пионером жанра эссе становится журнал «Зритель», в 18 веке приступивший к публикации сообщений личного, даже интимного характера о событиях, пережитых автором.
    · Эссеисты: А.Жид, П.Валери, А.Камю, Ж.-П.Сартр, Л.Толстой («Исповедь»)
    На страницах эссе, по мнению одного из исследователей, «герой-автор и читатель
    «пожимают друг другу руку», встречаются лицом к лицу. Это попытка сразу, с первых же строк найти новую форму разговора с читателем»
    Особенности эссе:
    · Персонификация (авторское «Я»), субъективность
    · Затемнение смысла, смысловые ловушки для читателя
    · Монологи драматического персонажа
    · Эссе – продукт двух очевидно противоположных авторских намерений – описать реальность такой, какая она есть, и навязать свой взгляд
    · Риторика эссе заставляет читателя участвовать в глобальном опыте, где сама реальность воспринимается как литературная, она включает его в контекст, по поводу которого автор намерен что-то сказать, при этом в контекст вовлечен и сам автор
    Структура (особенности композиции):
    · Прерывистость
    · Отступление
    · Изменчивость

    · Наложение
    Выделяются различные виды эссе. Например, художественно-критическое или
    литературно-критическое. В таком эссе автор имеет дело не c жизнью, а c ее отображением в произведениях музыки, живопиcи, литературы. Форма эccе задаетcя cамими произведениями иcкуccтва. Через анализ произведения автор предлагает cвой взгляд на мир, и вcе cредcтва выразительноcти жанра направлены на то, чтобы донеcти этот взгляд до читателя.
    Другой вид эссе – философское. Объектом осмысления в нем являются философские категории и теории, общие размышления о мире и о человеке. Яркие примеры философских эссе – тексты Жан–Поль Сартра («Что такое литература?»), Альбера Камю
    («Миф о Сизифе»), Габриеля Марселя («Эссе по конкретной философии») и др.
    Автобиографическое, личностное эссе. В таком эссе автобиография автора становится сюжетной основой текста. Взгляд на различные явления, свою ценностную позицию автор показывает через воспоминания, дневники, впечатления.
    Эссе обладает собственным стилем. Ему характерны образность и афористичность. В эссе используется разнообразная лексика – от высокой до разговорной. Многообразны средства художественной выразительности: метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.
    Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе подбирает аналогии, привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, использует всевозможные ассоциации. В эссе могут чередоваться полемичные высказывания, вопросы, рассуждения, зарисовки, воспоминания.
    Эссе преследует художественно-эстетические и познавательно-практические задачи.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта