Главная страница
Навигация по странице:

  • Этапы подготовки интервью

  • Требования к интервьюеру

  • Информационное интервью

  • 37. Обзор и обозрение Обзор

  • 38.Построение вопросов в газетном интервью

  • 39. Авторская позиция и этика в газетном интервью 40. Тематический очерк и комментарий: межднародные стандарты

  • Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
    АнкорОсновы творческой деятельности журналиста
    Дата16.01.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOsnovy_tvorcheskoy_deyatelnosti_zhurnalista.pdf
    ТипЛитература
    #332154
    страница8 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    35. Интервью в печатном издании. Технология и поведение интервьюера
    Интервью – буквально «взгляд между» - обмен взглядами между людьми, обсуждающими тему, которая интересует обоих. Беседа, которая имеет структуру и цель.
    Любое интервью имеет два уровня: уровень фактов и уровень смысла. Если нет фактов, то это не журналистский текст. Всегда существует несколько вариантов интерпретации фактов.
    Респондент в ходе интервью может сам себе противоречить. Текст интервью не является заранее заданным текстом, он рождается одновременно с его интерпретацией.
    Этапы подготовки интервью:
    · Определение темы с обоснованием предмета беседы и формулированием задач
    · Планирование интервью таким образом, чтобы оно отвечало вашим задачам
    (спланировать ход беседы)
    · Проведение самого интервью

    · Расшифровка – перевод устного текста в письменный, транскрибирование. При расшифровке часть смыслов теряется.
    · Анализ и проверка фактов
    · Написание текста интервью
    · ВИЗИРОВАНИЕ!
    · Вводные вопросы (установление контакта)
    · Проясняющие вопросы
    · Конкретизирующие вопросы (уход от абстрактных рассуждений)
    · Прямые вопросы «в лоб»
    · Структурирующие вопросы
    · Молчание, паузы
    · Вопросы интерпретации
    Журналист должен добиваться недвусмысленности высказываний. Задача интервьюера состоит в том, чтобы удерживать проблему в фокусе интервью, но при этом рассматривать её с разных точек зрения и в контексте.
    Требования к интервьюеру:
    · знания по теме интервью
    · структурирование (вводит цель интервью, определяет рамки беседы, заканчивает интервью)
    · ясность (задает ясные, простые, короткие и понятные вопросы, говорит отчетливо)
    · мягкость (позволяет собеседнику закончить мысль, дает возможность говорить в своем собственном ритме, ЖУРНАЛИСТ ДОБРОДУШЕН)
    · чуткость (способность к эмпатии)
    · открытость (слушает собеседника с неослабевающим вниманием, открыт новым аспектам темы, которые может ввести собеседник)
    · критичность (не нужно принимать на веру все то, что говорит собеседник)
    · хорошая память
    · способность к интерпретации смыслов
    Информационное интервью

    Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что в ряде публикаций, в ходе создания которых был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме, то есть в форме интервью. В том случае, когда автор ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал.
    Информационное интервью является самым динамичным среди видов интервью.
    Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их вполне достаточно для сбора фактических сведений. Однако журналисты прибегают и к другим, для более тонкой проработки сюжета, вопросам, уточняющим или фильтрующим сведения.
    Информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но не проанализировать этот предмет.
    Жанр интервью является результатом «закрепленности» в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с помощью метода интервью. Как известно, сам по себе этот метод не относится к теоретическим методам. Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.
    При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но ианалитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использованиеданного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.
    Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет сам интервьюируемый. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации,исследования.
    При этом как бы остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но ианалитических. Информация, полученная методом интервью, может быть трансформирована и представлена, например, на газетной полосе в виде корреспонденции, отчета, реплики, статьи. Это значит, что использование данного метода при сборе информации еще не порождает автоматически жанр интервью. Лишь в
    случае яркой проявленности в тексте «хода» применения этого метода он может определять форму такой публикации как диалогическую, вопросно-ответную.
    Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда?, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т. д. Роль автора аналитического интервью заключается, прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет сам интервьюируемый. С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.
    37. Обзор и обозрение
    Обзор СМИ как жанр публицистики имеет много общего срецензией. В нем также проводится анализ и дается оценка произведениям, где уже отображена реальная жизнь. Но это уже не отдельное литературное или кинопроизведение, а деятельность целого средства массовой информации – газеты, журнала или телерадиокомпании. Обзор печати, который в советские годы использовался как форма партийного контроля и руководства газетными и журнальными редакциями, потерял свое значение.
    Теперь к нему обращаются как средству полемики с другими СМИ, стоящими на иных позициях.
    Иногда поводом для появления в газете такого обзора является появление в каком-либо печатном органе или на телеэкране неудачного, ошибочного произведения. Несравненно чаще газеты публикуют телевизионные обозрения, посвященные различным телепрограммам или деятельности целых телекомпаний и телеканалов. Подобные обозренияобращены как к телезрителям, так и к тележурналистам. Некоторые из них, как, например, еженедельные острокритические телеобозрения И. Петровской в газете «Известия», оказывали заметное влияние на формирование ряда телепрограмм и на журналистов, занятых их подготовкой. Для подготовки обзора СМИ необходимо постоянное и достаточно длительное наблюдение за его объектом – газетой, журналом или телепрограммой, определение сферы их интересов, особенностей содержания, оформления и редакционной политики. Без этого трудно подготовить даже оперативный полемический обзор-отклик на выступление обозреваемого издания.
    Обзор СМИ – форма перехода к жанру обозрения. У него есть специфические особенности – назначения текста, методов отображения действительности и получения информации. Цель обозревателя, обращающегося к этому жанру публицистики, – дать читателю представление о целом комплексе фактов, событий и ситуаций, происходящих и возникающих в определенном регионе и в определенный временной период. В зависимости от назначения текста избирают различные его формы – информационное или аналитическое обозрение. Первое лишь сообщает о фактах и событиях, произошедших в границах обозреваемого региона. Автор аналитического обозрения не ограничивается сообщением информации, но анализирует ее и делает определенные выводы. Он пользуется специфическим методом отображения жизни – ее панорамированием, как бы обозревая с высоты открывающуюся ему панораму событий.
    Сообразуясь со своей задачей, он обращается к различным видам жанра, создавая общее обозрение или выделяя из панорамы отдельные ее стороны. Тогда в газете появляется политическое или международное обозрение, экономическое, коммерческое, спортивное или военное. В зависимости от временного периода, к которому относится собранная информация, обозрение может быть недельным, месячным, квартальным и т.д. Для подготовки обозрения его автору – штатному или нештатному обозревателю – приходится пользоваться различными методами сбора информации. Менее всего – наблюдением, постоянно – изучением документов,
    официальных материалов, статистических данных. Автор встречается с политиками, экономистами, специалистами, руководителями администрации и другими чиновниками, стремится получить у них нужную ему информацию, интересуется их мнением. Обычно это весьма объемная информация, самые разные по своему типу и назначению материалы – отчеты, доклады, публикации в прессе, тексты выступлений руководителей различных ведомств, результаты деятельности компаний, фирм, предприятий, организаций и т.п. Все это требуется прочитать, сопоставить, сравнить, подвергнуть всестороннему анализу и главное – сделать в итоге выводы. Обозреватель прежде всего – аналитик и затем – прогнозист. Он должен выявить и представить в своем тексте тенденции развития ситуаций в тех областях жизни общества и деятельности государства, которые становятся объектами его наблюдения, показать результаты этого развития и попытаться предсказать пути и методы решения проблем, встающих перед участниками этого процесса.
    Для подготовки публикаций в этом жанре требуется время, иногда значительное. Но оно не бесконечно, обозреватель, как и любой журналист газеты, обязан представить свой текст к определенному сроку, в определенный номер. Не случайно обозрение считается одним из самых трудоемких жанров публицистики. И не случайно обозревателями становятся самые опытные и многознающие работники газеты. Выполнять свои обязанности им помогает специализация в определенной области жизни. Но если в редакции нет должности обозревателя, выполнять его обязанности должны быть готовы корреспонденты отраслевых или проблемных отделов – в соответствии с их тематической специализацией. А собственный корреспондент будет писать экономические или спортивные обозрения о своем регионе.
    В зависимости от вида обозрения определяются особенности его формы и стиля.
    Информационное обозрение иногда сходно с крупной информационной корреспонденцией: в нем объединены факты, образующие панораму событий, происходивших в течение определенного периода в разных частях обозреваемого региона. Аналитическое обозрение более сходно с аналитической корреспонденцией или даже со статьей: автор не ограничивается сообщением информации о том, что произошло в обозреваемый период в границах определенного региона, а создает панораму возникшей ситуации и сосредоточивается на их анализе.
    ОБОЗРЕНИЕ, обзор — жанр журнальной или газетной литературной критики. В обозрении обычно рассматриваются произведения текущей литературы в их определенной совокупности, изучаются особенности литературного развития обозреваемого периода (часто в сопоставлении с литературой предшествующей эпохи).
    В России расцвет обозрения приходится на первую половину XIX века. В жанре обозрения писали
    В.К. Кюхельбекер («Обозрение русской литературы», «Взгляд на текущую словесность»), А.А.
    Бестужев-Марлинский («Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года» и др.),
    Н.В. Гоголь («О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»), И.В. Киреевский
    («Обозрение русской словесности 1829 года», «Обозрение русской литературы за 1831 год»), В.Н.
    Майков («Нечто о русской литературе в 1846 году»). Классической признана серия обозрений В.Г.
    Белинского, открывающаяся «Литературными мечтаниями» и заканчивающаяся статьей «Взгляд на русскую литературу 1846 года». В традициях жанра созданы многие выдающиеся литературно- критические произведения второй половины XIX-XX столетий. Среди них - «Критика гоголевского периода русской литературы и наши к ней отношения» А.В. Дружинина, «Обозрение современной литературы» К.С. Аксакова, «Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» А.А. Григорьева,
    «Внутреннее обозрение» Н.А. Добролюбова, «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» Д.С. Мережковского, «Некоторые течения в современной русской поэзии» ОМ. Городецкого, «Литература в изгнании» В.Ф. Ходасевича, «О нынешнем состоянии русской литературы» и «О современном состоянии русской поэзии» Д.П. Святополка-
    Мирского. Обозрение продолжает существовать и в современной литературной критике.

    Обозрением называют также периодическое издание, рассматривающее текущую литературу и литературную жизнь и печатающее на своих страницах литературно-критические работы различных жанров - от статей и эссе до рецензий и аннотаций. Среди наиболее заметных изданий такого рода следует назвать «Литературное обозрение» (1895-1917; 1936-1941; с 1973), «Книжное обозрение», «В мире книг», «Новое литературное обозрение», «Ex libris» - приложение к
    «Независимой газете». Кроме того, обозрение является типичным для русских «толстых» литературно-художественных журналов рецензионно-библиографическим отделом.
    Обозрения публикуются во многих газетах и журналах. Основные программы радио и телевидения России имеют соответствующие рубрики: "Медицинское обозрением (МТК),
    "Международное обозрение"(Спб), "Итоги", "Панорама" (НТВ), "Обозреватель" (ТВ-6),
    "Футбольное обозрение" (ОРТ), "Экономическое обозрение" (РР), "Зеркало", "Парламентская неделя" (РТР) и т. д.
    Определяющий признак жанра обозрения -- единство наглядного освещения общественных событий и глубоко проникающей в суть процесса, ситуации мысли обозревателя. В чем отличие этого жанра от других жанров журналистики, в чем его своеобразие? Это становится ясным в ходе определения функции и предмета обозрения. Обозревать - значит наблюдать и обдумывать замеченное (но отнюдь не любоваться им). В обозрении ярко проявляется позиция журналиста.
    Обозреватель должен:
    - возбуждать интерес аудитории, рассказывать ей о событиях, процессах происходящих в общественной жизни;
    - отстаивать передовые точки зрения и способствовать совершенствованию "личной стратегии" граждан;
    - обнаруживать в явлениях их сущность, показывать противоречия действительности;
    - через выяснение сущностных связей, определение линии развития явлений, прогноз осмысливать ход общественного развития;
    - способствовать практическому решению проблем общества.
    Определение этих функций жанра помогает обрисовать в общих чертах предмет обозрения - это общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия. Именно указанная особенность связей предмета обозрения позволяет главным образом отличить обозрение от статьи (для предмета последней характерной является причинно-следственная связь отображаемых феноменов). В отличие от комментария, предметом которого выступают прежде всего разнообразные новые события и явления, для обозрения важны те процессы, события, которые симптоматичны для современных социальных отношений, взаимозависимостей, независимо от того, насколько они важны (события, процессы) сами по себе они служат примерами, демонстрирующими, иллюстрирующими определенные авторские идеи, значимые для общества.
    Основной метод обозрения заключается в том, чтобы с помощью глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством, познакомить аудиторию с происходящими в обществе процессами, сложившимися ситуациями, возникшими проблемами. Идя от явления к сущности, автор приводит аудиторию к определенной идее.
    Выразительные детали служат опорными точками аргументации или самими аргументами, предвосхищают саму идею (тезис, умозаключение). В отличие от статьи, где активно используются именно логические доводы, в обозрении применяются прежде всего выразительные примеры, детали, которые придают тексту наглядно-конкретный характер. Это происходит прежде всего
    потому, что обозреватель хочет остановить свое внимание на общезначимых проблемах. Для привлечения внимания аудитории он оперирует вполне конкретными фактами. использует воздействие наглядности, останавливается на подробностях, чтобы затем быстро отойти от них, устремившись к обобщению. Поэтому обозреватель должен обладать как талантом микро- скопирования жизни, так и талантом широкого ее видения, как бы разглядывая мир через бинокль, поднося его к глазам то увеличивающими, то уменьшающими линзами.
    Поскольку обозрения публикуются с определенной периодичностью, то это сказывается и на выборе тем, характере, глубине анализа. Чем реже публикуются обозрения, тем больше у автора возможностей найти в потоке событий факты, наиболее интересные для аудитории, проанализировать их, обобщить. Вместе с тем длительные промежутки времени между выходами обозрений приводят к тому, что аудитория уже много знает о тех событиях, которые становятся предметом обозрения, из оперативных публикаций (репортажей, отчетов, корреспонденции и пр.). Это предполагает, что обозреватель, имеющий достаточно времени для размышления, анализа, может обнаружить в этих событиях взаимосвязи, еще неизвестные аудитории, что привлечет ее внимание к опубликованному обозрению.
    Обозрение
    Это один из распространенных аналитических жанров, в основе которого лежит осмысление системы событий и фактов, ограниченных определёнными временными и географическими рамками. Обозрение дает читателю богатую, разностороннюю картину окружающей действительности, раскрывает связи между явлениями общественной жизни, указывает на тенденцию их развития.
    Исследователи жанров журналистики отмечают следующие особенности обозрения:
    • обозреватель оперирует не отдельным фактом, не отдельным событием, а более или менее широкой совокупностью фактов, событий, ситуаций, явлений, процессов, сторон общественной жизни. Это набор не случайных, а тщательно отобранных фактов, из которых складывается правдивая картина действительности в ее определенном аспекте
    (политика, промышленность, сельское хозяйство, культура и т. д.);
    • каждый отдельный факт, событие, явление рассматривается автором не самостоятельно, а как элемент целого.
    38.Построение вопросов в газетном интервью
    Рассмотрим типы вопросов журналиста, встречающиеся в интервью. Это могут быть:
    1) закрытые (формирующие структуру ответа) и открытые (менее структурированные) вопросы;
    2) вопросы о фактах (информационные) и о мнениях, желаниях и так далее;
    3) по функциям вопросы делятся на контрольные (несколько формулировок одного вопроса), уточняющие (вопросы "в досыл"), зондирующие (выявляют эмоциональное состояние собеседника);
    4) функционально-психологически вопросы могут быть; зеркальные (в них повторяется ответ или ключевое слово ответа собеседника), косвенные (через выяснение мнения коллег
    выясняется личное мнение интервьюируемого), эстафетные (для перехода от темы к теме, поддержания разговора), вопросы-мосты (типа "А сейчас поговорим о...").
    Отметим, что вопрос, предлагаемый журналистом интервьюируемому, "порой не является таковым ни по сути, ни по форме". В речи интервьюера встречаются вопросы-утверждения, информацию которых герой знает. Реальным адресатом этих сообщений является читатель, которому "таким образом сообщается некая дополнительная информация, которая по разным причинам не может быть включена в речь интервьюируемого".
    Далеко не всегда в ходе интервью журналист пользуется только вопросами. Часто это реплики, поддерживающие контакт, либо, наоборот, перебивающие монолог собеседника для уточнения фактов, возвращения к теме и так далее. Существует несколько способов связи реплик, используемых в интервью:
    1) вторжение в чужую речь (разрыв речевой ткани);
    2) использование модальных слов;
    3) разрыв речи (перебивки);
    4) повторы и вопросы-переспросы;
    5) графически отображается способ или форма произношения собеседника, его речевая манера;
    6) продолжение недосказанности (подхваты).
    Итак, композиция интервью зависит от размещения вопросов и связи между ними; существует два основных типа композиции - свободная, при которой порядок вопросов произвольный, и композиция импровизированного интервью, в котором вопросы нельзя поменять местами, поскольку они вытекают один из другого. В интервью представлен широкий спектр вопросов, реплик, различны и типы связей реплик между собой. Все это в совокупности определяет вид интервью.
    39. Авторская позиция и этика в газетном интервью
    40. Тематический очерк и комментарий: межднародные стандарты
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта