Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
Скачать 0.52 Mb.
|
11. Замысел журналистского произведения и накопление информации Определившись с темой будущего произведения, журналист приступает к формированию его замысла. Замысел – это задуманный план действий или деятельности, намерение. Замысел – первая ступень творческого процесса, первоначальный набросок будущего произведения. У замысла существует две стороны: • сюжетная (автор заранее намечает ход событий); • идейная (предполагаемое разрешение взволновавших автора проблем и конфликтов). Одни замыслы, например, отклик на конкретное событие, требуют оперативной реализации. Журналист, определив актуальность события, тут же собирает соответствующие факты, а если они уже имеются, уточнив некоторые детали, садится писать заметку. Другие замыслы требуют накопления определенного жизненного материала, его предварительного осмысления, отбора наиболее примечательных ситуаций для раскрытия проблемы, систематизации имеющихся фактов с целью формирования окончательной темы, всестороннего изучения вопроса и т.п. В данном случае замысел может быть скорректирован, уточнен и в итоге приобрести ясные очертания. Как правило, результатом такого замысла становится более крупное произведение, чем заметка. То есть, замысел, предваряя всю последующую работу журналиста над будущим произведением, уже на начальных этапах творчества представляет микромодель этого произведения. Замысел насыщается жизненным материалом, чтобы из него могло вырасти конкретное произведение. Поэтому и писатели, и журналисты серьезное внимание уделяют накоплению такого материала. Для журналистов важно строгое следование фактам и адекватное отображение действительности. Накопление материала. Наблюдая за работой журналистов, можно отметить следующее: многие замыслы будущих публикаций накапливаются годами. Порой из жизненных наблюдений может родиться не только материал в СМИ, но и книга, если вести сбор сведений по определенной теме. Таким образом, жизненные наблюдения, встречи с интересными людьми, чтение литературы, общение со своими читателями, внезапно возникшая мысль, случайно услышанная фраза и многое другое – все это исходный материал, на основе которого может родиться замысел конкретного произведения. Поэтому не случайно многие профессионалы ведут записные книжки, в которые заносят все, что может, по их мнению, пригодиться им в дальнейшей работе. Техника ведения записей бывает самой разнообразной: это и систематизированные по определенным тематическим разделам выписки из печатных или иных источников, и размышления на ту или иную тему, и заметки на полях, и зарисовки ситуации, и штрихи к портрету человека, и запись диалога, адреса, перечень проблем и вопросов, требующих отдельного рассмотрения, и гипотезы по поводу развития той или иной ситуации и т.п. Факты, почерпнутые из жизни, могут подтолкнуть журналиста к определенным размышлениям, возбудить интерес к той или иной теме или проблеме. 12. Планирование познавательного процесса (авторская позиция, авторская версия, авторская концепция) В практике прессы журналистское произведение, как нам известно, существует в нескольких разновидностях, обозначаемых понятием «жанры». Выполняя общее назначение журналистского текста, его жанровые варианты тем не менее ориентированы на разные целевые установки и потому нуждаются в разной мере постижения действительности. Формы познавательной деятельности корреспондента: 1. Новостные жанры Наиболее простой вариант познавательного процесса демонстрирует нам новостная журналистика – этим понятием обозначается вся совокупность жанров, ориентированных на сообщение оперативной событийной информации. Предмет познания: новость, свершившийся в действительности факт. Целевая познавательная задача: установить этот факт в определяющих его границах (вопросы «кто?» «что?» «где?» «когда?») и определить, насколько существенные изменения в положении дел он вызывает (вопросы «почему?» «зачем?» «что из этого следует?»). Познавательный процесс: протекает как ознакомление с ситуацией, занимает сравнительно немного времени и опирается на здравый смысл – присущую человеку способность к размышлению. 2. Аналитические жанры Куда более сложные задачи встают перед журналистом, если его творческий акт ориентирован на подготовку проблемно-аналитического материала, призванного проявить существо происходящих событий, определить тенденции их развития, обнаружить корни возникающих трудностей и возможные пути их устранения. Предмет познания: ситуация в целом, взятая под углом зрения более широкой проблемы, касающейся многих людей. Освоение такого предмета невозможно без выявления неочевидных связей фактов, составляющих ситуацию, прежде всего – связей причинно-следственных. Поэтому здравого смысла тут недостаточно, нужна работа мысли иного характера, иной степени напряжения. Познавательный процесс: журналистское исследование ситуации, поэтапная познавательная деятельность, предполагающая большее, чем просто установление фактов. 3. Журналистское расследование Третий вариант познавательного процесса в журналистике обусловлен особыми обстоятельствами действительности, а именно – наличием в ней негативных моментов, наносящих обществу вред, однако не только не очевидных, но скрываемых, маскируемых под благополучные. Если у журналиста возникает необходимость разобраться в происходящем и разоблачить его участников, обычного исследования уже недостаточно. Предмет познания: ситуация, состоящая из фактов, значительная часть которых намеренно скрывается, а связи между ними, если они обнаруживаются, подаются далеко не в истинном свете. Целевая познавательная задача: добыть скрываемые данные и понять их суть, их значение. Познавательный процесс: журналистское расследование, в ходе которого автору будущего материала не раз приходится сталкиваться с нестандартными («нештатными») условиями и принимать нестандартные решения, ответственность за которые он должен брать на себя. Но как бы ни значительны были отличия этих трех вариантов познавательного процесса, механизмы психики, посредством которых они осуществляются, едины: в переработке информационных сигналов действительности участвуют восприятие, память, мышление интуитивное, мышление наглядно-образное, мышление словесно-логическое, воображение. Принципиально един и состав технологических операций, образующих акт познания: 1) Первая «ступенька» – выработка заявки на тему, когда выявляется адрес искомой реальной ситуации (конкретный объект действительности, заслуживающий внимания прессы) и предположительно определяются масштабы проблемы, в контексте которых искомая ситуация может быть значима; на этом этапе планируется ход работы. 2) Вторая «ступенька» – сбор предварительных данных. Смысл этой операции в том, чтобы повысить уровень компетентности журналиста, обогатив его знание об объекте, на котором предстоит работать, и о соответствующей проблеме за счет сведений, уже зафиксированных в документальных источниках, а также уточнить план деятельности и конкретные практические действия. 3) Еще одна «ступенька» – определение конкретного предмета изучения, осуществляемое в ходе первичного непосредственного знакомства с объектом. На этой стадии проверяется правильность «домашних заготовок» – предварительно выработанных предположений о состоянии объекта, о характере связи сложившейся на нем ситуации с проблемой, через которую журналист намерен ее рассматривать. 4) Завершается познавательный процесс направленным изучением предмета – операцией самой сложной и самой развернутой: она предусматривает решение основных задач журналистского познания в конкретном творческом акте. Здесь устанавливаются все факты, характеризующие ситуацию; работой мысли вскрываются все их существенные связи и отношение к проблеме; делаются заключения о сущности происходящего; осознаются – и обсуждаются с компетентными лицами – варианты решения проблемы. Результатом познавательной стадии творческого акта оказывается журналистская концепция изученной ситуации – представление о происходящем, интерпретированное журналистом в соответствии со своим мировоззрением, со своей системой ценностей. На основе этой концепции и формируется далее конкретный замысел будущего произведения. Чтобы произведение получило идейное звучание, журналисту необходимо определиться в своей нравственной или идеологической позиции, в своих взглядах на ту или иную проблему, в своем видении жизненной ситуации, с которой он столкнулся, наконец, в выражении собственного отношения к описываемым фактам. Журналист должен сформулировать свою авторскую позицию. В этом случае читателю становится понятно, ради какой цели писалось произведение, какие идеи автор пытался донести до общественности, какими мыслями хотел поделиться, в чем пытался убедить аудиторию и т.п. 13. Природа и назначение факта в журналистском произведении Основа журналистского произведения – факт. Это понятие используется в двух значениях: • Фактом называют любое реально произошедшее событие (непосредственно фрагмент объективной реальности) • Под фактом подразумевают достоверное знание (отражение этого фрагмента) Факт (от лат. factum – сделанное, свершившееся) – действительно существующее, невымышленное событие; то, что произошло на самом деле. Факт в журналистике – достоверное отражение фрагмента действительности. Журналистский текст состоит из высказываний, констатирующих какие-либо факты, которые можно проверить и доказать. Большое значение в тексте также имеют мнения и гипотезы, но их нужно отличать от факта. Работая над текстом, журналист систематизирует, группирует факты по отражаемым явлениям, способам фиксирования, типам описания. В аналитическом тексте он дает собственную оценку событиям и интерпретирует факты. Для журналистов важно: • Источники, из которых поступила информация о факте. • Какие цели преследовал источник, сообщив о нем. • Четко различать факты науки (всегда основаны на многочисленных эмпирических наблюдениях, экспериментах, опытах, они представляют собой итог обобщенных знаний) и обыденные факты (в их основе лежат реальные поступки людей, которые могут стать предметом журналистского отображения). Виды фактов: • Событие – факт, характеризующийся местом и временем. Имеет начало и конец действия. • Сведение – событие, обобщенное описаниями людей. • Явление – сумма событий и сведений. Например, «в армии России падает дисциплина» – это явление, так как оно происходит из факта и подкреплено сведениями. Главная заповедь журналиста: с фактом необходимо обращаться внимательно, уважительно и честно. Факт может быть достоверным (суждение о событии, которое оказалось истинным в результате его верификации) и недостоверным (это суждение о событии, верифицировать которое оказалось невозможным). Установить факт, то есть сделать его достоверным, значит осуществить его верификацию. На журналистском тексте в наше время отрицательно сказывается ряд факторов: давление на СМИ частных групп и лиц, подчинение государственному аппарату, включенность в обслуживание политических элит, появление «журналистского эгоизма» – стремления сотрудников печати, радио и телевидения отражать в своих материалах не окружающую реальность, а самих себя. Из текста вытесняется повседневная обыденность, он превращается в «заказной», написанный по чьему-то заданию и соответственно оплаченный, в нем приобретает весьма зыбкие очертания водораздел между фактом и мнением, в него начинает вторгаться реклама. (По Виноградовой) 14. Факт в информационных жанрах Тексты, относящиеся к информационным жанрам, в количественном отношении составляют основную часть массовых информационных потоков. К информационным жанрам относятся: заметка, отчет, репортаж и интервью. Их основное назначение – сообщение новых и социально значимых фактов из всех сфер общественной жизни людей. Заметка Новость отражается в каком-либо факте. Информационный повод – любые общественно значимые события. Должна чётко отвечать на вопросы: «кто», «что», «где», «когда», «как», «почему». Об актуальном факте журналист может сообщить как до начала события («завтра, в 15.00 намечается очередной запуск космического корабля…»), так и после его завершения («вчера состоялось торжественное вручение правительственных наград группе театральных деятелей…»). В заметке используются самые разнообразные способы подачи фактов. Например, Марина Шостак выделяет два варианта информирования: • «Жёсткое»: Журналист оперативно информирует читателя о состоявшемся событии. Используя один-два опорных факта, журналист даёт их без комментария или какой-либо подробности. Новость в данном случае представляет краткий, сжатый вариант, в котором излагается только суть события. • «Мягкое»: Журналист может прокомментировать то, что кроется за фактами, тем самым выявив суть описываемого явления. Итак, в основе заметки лежат один или два опорных факта. В зависимости от степени их аутентичности выбирается «жёсткое» или «мягкое» информирование. В заметках используются, как правило, общественно значимые факты. При подготовке материала важно сделать их правильный выбор. Информационный отчет Причина отнесения типа публикаций, обозначенных как «информационный отчет», к самостоятельному жанру заключается в особом характере предмета отображения. В качестве такового в отчетах выступают события, совершающиеся в форме обмена информацией. Это – всевозможные конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и прочее. Автор любого отчета, упоминающий людей, принимающих участие в описываемых в текстах мероприятиях, обязательно должен проверить и точно назвать их имена, фамилии, должности. Если в публикации излагаются формулировки принятых решений или задач, то они должны быть точными и, по возможности, данными не в пересказе автора публикации, а в дословном изложении. Такая точность страхует автора отчета от возможных неприятностей, связанных с искажением информации. Репортаж Предметом репортажного отображения является не какое-то законченное событие, а некий процесс или действие. Журналисту важно не просто описать те или иные факты, а показать динамику развития события, выразив к нему своё отношение. «Наглядность» достигается благодаря использованию различных деталей, штрихов и подробностей, а также через авторское сопереживание разворачивающимся на его глазах действиям. «Эффект присутствия» создаётся при помощи следующих средств: внутренние монологи, размышления, ремарки, отступления, реплики, характеристики и т.п. В репортажное описание могут быть включены факты, зафиксированные журналистом ранее. Большая роль отводится автору. Он – главный распорядитель всего действия. Именно от автора зависит, в какой очередности будут преподнесены факты, какая картина будет «высвечена» наиболее зримо, как будет выстроена сюжетнокомпозиционная структура репортажа. Итак, в репортаже не просто констатирует факты, а, оттолкнувшись от них, показывает динамику развития события, выражая авторское отношение ко всему, что происходит на его глазах. Интервью Журналисты обращаются к данному жанру тогда, когда им нужно со ссылкой авторитетного лица осветить те или иные события, когда требуются экспертные оценки по поводу определённых фактов, когда нужно узнать от самого человека подробности из его личной или общественной жизни и т.д. Факты всегда подчинены общему замыслу и теме разговора. Поэтому стремясь воссоздать логику беседы, журналисты используют в публикации только наиболее значимые высказывания собеседника. Журналист комбинирует различные куски беседы, исходя из основного замысла. По форме изложения факты подразделяются на: • Повествование – изложение хода событий во времени, или последовательности отображения частей сложного события. Разновидностями этой последовательности являются: прямая и обратная хронология, прямая хронология с отступлениями. Иногда интервью концентрируется вокруг какого-то центрального события. • Описание – это последовательное отображение составных частей сложного объекта или явления. Связь между компонентами описания может осуществляться на основе пространственных, функциональных или иных отношений. • Рассуждение – это тип смысловой связи, основанный на причинно-следственных отношениях: оно может разворачиваться от посылок к выводу; от тезиса к аргументам и от них к выводам; от фиксирования изменения к анализу его причин; от элементов к их связям; от индукции к дедукции и т.д. Итак, в информационных жанрах факты могут быть подвергнуты определённому анализу. Правда, в интервью аналитиком выступает респондент, а не журналист. 15. Факт в аналитических жанрах Совсем иные принципы обработки и подачи фактических материалов, чем в информационных жанрах, мы наблюдаем у профессионалов, работающих в аналитических жанрах журналистики, к которым относят корреспонденцию, статью, обзор, комментарий, отчет, рецензию и др. АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ - это широкое полотно фактов, которые трактуются, обобщаются, служат материалом для постановки определенной проблемы и ее всестороннего рассмотрения и истолкования. К аналитическим жанрам относятся: корреспонденция, статья, обзор, рецензия. Корреспонденция анализирует группу фактов. Это делается с помощью описания фактов, их анализа и соответствующих выводов. Здесь очень важны примеры, оперативность, конкретность темы, четкий адрес. Статья – это обобщение и анализ фактов и явлений. Если в корреспонденции события рассматриваются от частного к общему, то в статье все происходит наоборот – от общего к частному. Статья берет факты в глобальных масштабах, анализирует их, поднимая до научно обоснованных выводов. Можно выделить следующие способы объяснения фактов: 1) выяснение частей факта и связей между ними; 2) выяснение необходимых условий и обстоятельств существования фактов; 3) установление причины факта; 4) обнаружение действий, которые данный факт производит на окружающее. Позиционное расположение фактов внутри материала можно различить: - по временному принципу, когда факт демонстрирует развитие события за большой промежуток времени; - по принципу противоположения; - по проблемной группировке фактов. По временному принципу чаще всего выстраиваются произведения, где автору необходимо преподнести факты в хронологическом порядке: в обратном или прямом. По принципу противоположения пишутся многие критические статьи.Посредством сопоставления фактов выявляется суть изучаемой проблемы. Автор выбирает из всего массива наиболее противоречивые факты. К проблемной группировке фактов прибегают в случаях, когда требуется определить различные элементы изучаемого явления, их взаимосвязи и отношения, когда нужно объяснить с различных точек зрения суть противоречивой ситуации, когда предстоит выделить движущие силы развития проблемы, когда необходимо выдвинуть определенные прогнозы по поводу состояния дел в той или иной сфере ит.д. |