Главная страница
Навигация по странице:

  • 23. Система журналистских жанров и жанрообразующие факторы Жанр

  • 1. Предмет отображения

  • 2. Целевая установка

  • 3. Методы работы с информацией

  • 24. Информационные жанры

  • 25. Художественно-публицистические жанры

  • Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
    АнкорОсновы творческой деятельности журналиста
    Дата16.01.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOsnovy_tvorcheskoy_deyatelnosti_zhurnalista.pdf
    ТипЛитература
    #332154
    страница5 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    22. Вспомогательные элементы заголовочного комплекса
    Заголовочный комплекс – это элементы все рамочного текста, сгруппированные вокруг заглавия произведения. Объединяет шапки, анонсы, рубрики, названия тематических полос, заголовки, подзаголовки, лиды.
    Заголовок – главный тезис любого материала.
    Подзаголовок – это необходимое уточнение смысла, а потому он должен взаимодействовать с заголовком. Он может и не быть неким перефразированием основной мысли заголовка, но должен «подхватывать» и развивать её, обеспечивая читателей дополнительной важной информацией.
    Важно: в подзаголовке и заголовке не следует прибегать к одинаковым словам.

    Лид – первый абзац. Выделяется из основного текста. Выполняет три задачи: отвечает на 6 вопросов: кто, что, когда, как, почему и где; максимально привлекает внимание читателя к теме материала; содержит в себе даты, фамилии и названия населённых пунктов, которые помогают читателю войти в тему.
    Шапка – заголовок нескольких публикаций в одном блоке, но при этом каждая из публикаций имеет свой заголовок.
    Рубрика – слово или словосочетание, располагающееся под заголовком. Рубрика служит ориентиром, указывает на жанр публикации, тематику. Рубрика может быть авторской и общередакционной.
    Создание заголовка
    Самый простой путь — начать с определения для себя сути явления, о котором пойдет речь в тексте.
    Окончательную оценку заголовку, без сомнения, выносит читатель. Поэтому очень важно ориентироваться на уровень, особенности его восприятия вещей, о которых вы ему рассказываете в своих текстах.
    Журналист считает, что при составлении заголовка главное — отразить в нем смысл статьи, причем сделать это красиво и с юмором. Заголовок должен быть таким, чтобы читатель захотел прочитать текст. Например, новость о том, что Владимир Путин сделал чиновников академиками, в «Коммерсанте»: «Акомедия наук».
    Сложные и составные заголовочные комплексы, их структура и композиция
    Вспомогательные элементы заголовочного комплекса носят дополнительный характер, увеличивают информативность, выразительность, указывают на жанр.
    Заголовочный комплекс демонстрирует профессионализм того или иного издания. Сегодня тенденция к максимальному использованию заголовочного комплекса, который стал важным элементом концепции.
    Функции заголовочного комплекса:
    • Рейтинговая ориентация читателя в потоке публикаций
    • Рекламная активизация читательского внимания к тексту
    • Выразительная презентация текста и авторской позиции
    В деловой прессе главная задача заголовка — точно передать проблемы, идеи, о которых идет речь в тексте. Рекламная роль – вторична.
    В общественно-политической прессе заголовок должен выполнять две главные задачи — показывать суть, содержания текста и привлекать внимание аудитории. То есть номинативная и рекламная функции заголовка являются одинаково приоритетными. Аудитория общественно- политического издания, как правило, не так однородна, как аудитория делового СМИ, поэтому для привлечения внимания разных групп читателей заголовок должен быть не только точным, но и ярким.

    В «желтой прессе» на первое место выходит рекламная функция заголовка: привлечь внимание максимально большого количества самых разных людей — это главное для него. Именно эту сторону ценят в заголовке в первую очередь создатели и потребители бульварной прессы. Ради этого журналисты нередко выхватывают из контекста интригующие фразы, некорректно используют понятия, интригуя аудиторию, даже «на пустом месте». И лишь прочитав следующие за заголовком кулинарные рецепты, он оценит интригу, заложенную лукавым автором в названии публикации.
    Конечно, заголовки подобного рода до поры до времени привлекают внимание публики и повышают рейтинг конкретных материалов. Но если рекламное начало не будет продолжением содержательного, смыслового содержания заголовков (а то и будет противоречить им), то читатель может понять, что его дурачат, обманывают, дезориентируют. А значит, и журналист, и издание могут потерять авторитет у читателя, доверие к себе.
    Заголовок нельзя путать с тем, что называется хедлайном и выглядит внешне как заголовок.
    Хедлайн — это один из элементов особой организации новостного текста, выработанной в западной журналистике. Он существует в органичной взаимосвязи с такими элементами данного рода текстов, как лид и корпус: в хедлайне излагается суть новости, в лиде она углубляется, а в корпусе дополняется второстепенными деталями. Понятие хедлайн в западной журналистике существует параллельно с понятием заголовка, под которым, как правило, подразумевается то, что в нашей прессе называется рубрика.
    23. Система журналистских жанров и жанрообразующие факторы
    Жанр –устойчивая форма произведения. Выбор жанра диктуется темой, задачами, которые ставятся журналистом, редакционной политикой, возможностями.
    Строгое разделение по жанрам существует лишь в теории. Вообще жанрам свойственно взаимопроникновение, и на практике границы между ними часто размыты.
    Жанры отличаются друг от друга методом литературной подачи, стилем изложения, композицией и даже просто объёмом. Условно их можно разделить на три большие группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические.
    В основе журналистского произведения лежат факты. Различные способы освещения фактов и приводят к созданию разных жанров.
    В современной теории журналистики выделяются, как правило, в качестве основных, следующие жанрообразующие факторы: предмет отображения, целевая установка
    (функция) отображения и метод отображения.
    1. Предмет отображения
    В статье – это проблемы, заметка – факт, интервью – мнения, рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в искусстве: в фильме, книге, спектакле.
    2. Целевая установка
    "Сильным" жанрообразующим свойством обладает целевая установка журналистского
    отображения действительности. Так, рассказывая о каком-то событии, журналист может поставить своей целью - в нескольких словах познакомить читателя с этим событием, коротко обозначить его причину, выразить свою оценку. В результате будет написана информационная заметка. Если же автор поставит своей целью детальное, подробное описание события, его причин, прогноза его развития и пр., то у него уже получится текст, который может быть назван аналитическим, или художественно-публицистическим выступлением.
    Иначе говоря, в первом случае (в простой информационной заметке) автор ориентирует целевую установку на показ определенных характеристик предмета отображения в их "свернутом" виде, а во втором случае он "развертывает" такие характеристики и создает произведение другого жанрового измерения.
    3. Методы работы с информацией
    Метод – творческие принципы, на основе которых осваивается содержание реальной действительности и созидается содержательная целостность журналистского произведения.
    В информационных жанрах используются следующие методы сбора информации: наблюдение, интервью, работа с документальными источниками.
    В аналитических – методы, основанные на логических операциях: анализ и синтез, дедукция и индукция, сравнение и сопоставление, метод журналистского расследования, методы подачи интерпретирующей информации.
    В художественно-публицистических жанрах используются не только методы науки, но и искусства: метод типизации, образная трактовка фактов, поэтическая стилистика.
    24. Информационные жанры
    Краткая характеристика информационных жанров журналистики:
    Группу информационных жанров журналистики характеризует оперативность в обработке информации, а также точность, краткость, ясность при ее подаче. Заметка, репортаж и отчет призваны быстро сообщить о событии, дать его в некоторых подробностях, назвать детали и основных действующих лиц. Интервью передает точку зрения компетентных и авторитетных людей по поводу события или проблемы, мнения очевидцев или участников события. 1) Заметка
    Простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Является основным жанром в информационных агентствах и лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации.
    Заметка имеет следующую структуру: заголовок, подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании), лид (первый абзац журналистского текста, который несет в себе мощный информационный заряд) и основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты).

    Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов («формула пяти w» в английской журналистике): «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «почему?». Ответ на эти вопросы дает краткое представление о событии.
    Примечания:
    1. Заметка никогда не начинается с цифры, это стилистическая ошибка. Допустимо лишь в случае, если на этой цифре делается акцент.
    2. Имя человека (героя публикации, участника события, эксперта и т.п.) пишется всегда перед фамилией.
    3. Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить, запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся за гранью усвояемости.
    Виды заметок:
    Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок.
    Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями.
    Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода.
    2) Репортаж
    Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников события.
    Основные признаки репортажа (по Кройчику):
    • Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов)
    • Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки)
    • Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку)
    • Эмоционально окрашенный стиль повествования (придает рассказу дополнительную убедительность)
    • Образная аналитичность (журналист – исследователь)
    Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается
    эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах.
    Виды репортажа:
    Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид.
    Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д.
    Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства.
    Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат.
    Известные репортеры: Гиляровский (19 век), Парфенов (наше время)
    3) Отчет
    Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), на котором совершается большой обмен информацией.
    В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст.
    Виды отчета:
    Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы.
    Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков.

    Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему. 4) Интервью
    Представляет собой разговор журналиста с одним человеком или несколькими людьми по какому-либо общественно значимому поводу. Публикуется обычно в форме вопросов и ответов, но возможны монологическая форма (вопрос задан в лиде, весь остальной текст – сплошной ответ интервьюируемого) или специфическая форма подачи, например, в интервью журнала «Эсквайр» специально опущены заданные вопросы, в тексте приводятся только ответы.
    В задачи журналиста, берущего интервью, входит:
    • выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу
    • рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет
    Технология создания интервью предполагает стадию подготовки (создание вопросника, проработку хода будущей беседы), собственно разговора (следует учитывать психологический, этический и социальный факторы) и написание текста (обязательна вычитка окончательного варианта текста интервьюируемым).
    Виды интервью по Грабельникову:
    Интервью-диалог – беседа в форме вопросов и ответов. Самый распространенный вид.
    Журналист, наряду с основными вопросами, задает собеседнику уточняющие, получает информацию о значительном факте.
    Интервью-монолог – выглядит в форме ответа интервьюируемого на вопрос корреспондента, поставленный в начале текста.
    Интервью-портрет – на первый план выходит создание портрета интервьюируемого. В тексте появляются элементы биографии, присутствуют мнения героя по различным темам. Автор, посредством разнообразных вопросов, раскрывает личность человека.
    Интервью-беседа – журналист ведет беседу с человеком на равных. Предмет разговора – проблемная актуальная ситуация, выход из которой следует найти в процессе разговора.
    Журналист не только получает от собеседника информацию, но и сам высказывает свое мнение.
    Возможен спор и обратные вопросы.
    Коллективное интервью – представление о мнении нескольких людей по тем или иным вопросам.
    Анкета – массовый вид интервью, заочная беседа. Вопросы задаются на газетном листе, автор изучает поступившие в редакцию ответы и пишет текст. Иногда в издании существует рубрика
    «Анкета», в которой герой отвечает на стандартный набор вопросов.
    Блиц-опрос – целью является получение мнений людей различного социального статуса по одному актуальному вопросу.
    Пример: Познер
    25. Художественно-публицистические жанры

    Особенность художественно-публицистических жанров заключается в образном отображении действительности, моделировании ситуации или действительно происшедших или придуманных событий. Важно эстетическое удовольствие. Публицистичность выражается, прежде всего, в присутствии документальности, пафоса.
    Как правило, жанр выбирается самим авторов. Это может быть:
    Зарисовка – небольшой по объему жанр – в нем отсутствует сюжет.
    - отсутствует проблема
    - зарисовка показывает цепь картин, ассоциаций
    - образность преобладает над информативностью
    - не обязательна композиционная завершенность
    - виды зарисовки: пейзажная, ассоциативная, портретная
    Очерк – пограничный жанр между исследованием и рассказом.
    - основа – жизненный факт
    От рассказа очерк отличается тем, что в нем отражаются события и факты, действительно происходившие в жизни обычно с точным обозначением места и времени действия, реальных имен реальных людей
    Документальная основа очерка:
    - конкретность фактов
    - действительные герои
    - невыдуманные обстоятельства их отношений
    Из всех жанров публицистики очерк выделяется особым композиционным построением, близким к композиции драматических произведений. Предмет очерка не столько результат человеческой деятельности, сколько сам процесс деятельности и человек как субъект действия.
    Эссе – жанр философско-эстетической, литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто-индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь.
    - нет строго заданных жанровых канонов
    - это продукт двух очевидно противоположных авторских намерений – описать действительность такой, какая она есть, и навязать свой взгляд
    - структура эссе: прерывистость, изменчивость, наложение, отступление

    Фельетон – сатирический жанр художественной публицистики, в котором сущность отрицательных явлений и ситуаций раскрывается путем инверсии, ассоциативной разработки текста
    - фельетон: документальный (написан по реальным материалам и чаще всего имеет конкретный адрес критики) и проблемный (нет подлинных действующих лиц, герои вымышлены, но в центре – общественно-значимая проблема, бытующая в нашей жизни)
    - виды фельетонов: фельетон-статья, фельетон-корреспонденция, ф.-очерк, ф.-зарисовка, ф.- жалоба, ф.-заявление, ф.-пьеса и т.д.
    - важным элементом фельетона является ирония.
    Памфлет – произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика, гневная экспрессивность, а публицистическое – злободневность, оперативность, документальность и крупномасштабный объект разоблачения (крупное социальное явление, государственные или общественные деятели)
    - памфлет привязан ко времени (через сто лет читать его не интересно).
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта