Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
Скачать 0.52 Mb.
|
26. Аналитические жанры К аналитическим жанрам относят корреспонденцию, комментарий, статью, рецензию, обзор печати, письмо, обозрение. Они имеют более широкие временные границы, в них содержится изучение и анализ системы фактов, ситуаций, обобщения и выводы. В сфере аналитических жанров эффективность обеспечивается масштабностью взгляда на сущность жизненных явлений, комплексным подходом к анализу проблем действительности, расширением тематики за счет обозрений по широкому кругу вопросов, интересующих аудиторию. При работе с материалами аналитических жанров используются анализ и синтез, методы дедукции и индукции. Статья как жанр Часто вообще любой материал в газете называют статьей. Однако это отдельный жанр, имеющий определенные характеристики. Так, статья, как правило, посвящена анализу какого-либо явления, конфликта, процесса или события. В таком материале выявляются скрытые факты, обнаруживаются первопричины, оценивается значимость происходящего, привлекается внимание аудитории к определенным темам или персонам. Статьи могут быть различных типов: – обзорная статья, – проблемная статья, – полемическая статья, – занимательная статья, – статья-мнение, – авторская статья. Обзорная статья как жанр Обзорная статья обычно посвящается рассмотрению новинок на общем или каком- либо отдельном рынке. Речь может идти и о новых политических партиях, и о новых товарах, и о новых видах товаров, и т.д. Авторская статья как жанр Авторская статья – это материал, подготавливаемый PR-копирайтером и представляемый в СМИ за подписью руководителя организации. Таким образом, авторская статья выражает позицию компании или авторитетной персоны по какой- либо важной общественной проблеме. Один из используемых в среде профессионалов терминов – байлайнер (с английского "под чертой"). Авторская статья может быть написана и самой авторитетной персоной. Но, как правило, у людей высшего эшелона экономики (политики, культуры и т.д.) не хватает ни времени, ни профессиональных журналистских навыков. Существенно повлиять на успешность статьи любого типа может то, каким образом выстраивалась статья, какие аргументы использовались. В статье всегда стоит посмотреть на проблему с нескольких различных точек зрения. Не следует забывать про данные статистики. Статья – это тот жанр, где цифры более чем уместны. Усилит впечатление от чтения статьи цитирование конкретных документов и мнений авторитетных персон (пусть даже и спорных). Все факты в статье должны быть точны, понятны, однозначны, проверены. Все типы статей требуют соблюдения строгой логики. Факты, мнения, размышления должны следовать одной главной мысли и дополнять, подкреплять друг друга. Как и большинство письменных текстов, крепкая статья имеет жесткую структуру: введение (обосновывается интерес к конкретной теме), основная часть (анализ ситуации), заключение (выводы, варианты развития ситуации, предложения по выходу из затруднительного положения). Журналистское расследование как жанр Журналистское расследование – синтетический жанр, включающий в себя элементы и корреспонденции, и репортажа, и статьи. Объектом журналистского расследования всегда становится общественно значимая тема. Целью – определение причин и виновников сложившейся ситуации, нахождение решения, которое позволило бы впредь избегать подобных событий. Благодаря четкой позиции автора, его непосредственному участию в деле аудитория втягивается в расследование, сопереживает, становится как бы со- расследователем загадочной или «темной» истории. Читатель или зритель «вместе» с журналистом опрашивает свидетелей, изучает документы, собирает улики, сопоставляет факты, уличает «плохих» героев, противостоит тем, кто хотел бы «замять» дело и т.д. Обозрение как жанр Обозрение – это, во-первых, наблюдение за событиями, происходящими в общественной жизни, и, во-вторых, обдумывание, анализ сути этих событий с последующим подытоживанием полученных результатов. Обычно обозреваются вопросы политики, экономики, социальной жизни и т.д. В материалах данного жанра ярко проявляется позиция журналиста. Важной приметой обозрения является его периодичность. Обозревается что-либо имевшее место быть в течение какого-либо времени. Соответственно, и обозрения будут ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежегодными. Конечно, чем больше временной охват, тем более серьезны, глобальны обозреваемые события или процессы. Обозрению свойственно использование выразительных деталей. В этом жанре не так часто, как в статье, используются логические доводы. Журналист в данном случае больше наблюдатель, чем аналитик. «Младшим братом» обозрения является обзор СМИ – наблюдение, анализ и комментарий событий, описываемых наиболее популярными или авторитетными газетами или журналами. Обзоры могут быть новостными (рассказывать о событиях, которым уделило внимание то или иное СМИ), тематическими (посвященными одной теме, например, политике, автомобилям и т.д.), анонсирующими (раскрывающими темы будущих номеров). Первоначально обзоры СМИ составлялись учеными, исследующими влияние прессы на жизнь общества. Но оказалось, что такие обзоры весьма востребованы и рядовой аудиторией, которой необходим квалифицированный лоцман в огромном море информации. Обозреватель может вынести суровый вердикт той или иной публикации (или даже отдельному СМИ), не советуя аудитории материал для чтения, и наоборот: всячески рекомендуя ознакомиться с той или иной информацией. Также людям хочется знать, что пишется или рассказывается в тех СМИ, которые они не используют обычно или в какой-то момент. Обзор может представлять аудитории и новые, только появившиеся на рынке СМИ. Рекомендация как жанр Рекомендация (совет) – это материал, в котором рассказывается, каким образом можно решить те или иные проблемы, задачи. В таких текстах могут быть представлены развернутые инструкции, предписания. Они обосновываются автором. Журналист объясняет, что, как и почему действует или используется. В таком материале могут быть представлены варианты по достижению каких-либо целей. Рекомендация может выступать в форме консультации. Нередко сотрудники компании по договоренности с редакций ведут в изданиях рекомендательные или консультационные колонки, посвященные определенным вопросам (правовым, экономическим, медицинским и т.д.). Комментарий как жанр Комментарий может быть как составной частью других развернутых материалов (репортажа, статьи, интервью), так и самостоятельным текстом. Комментарий – это текст, в котором автор выражает свое отношение к происходящим событиям путем их оценки и анализа. Также в таком материале может иметь место прогнозирование дальнейшего развития ситуации. События для комментария должны быть актуальны и общественно значимы. Комментироваться могут не только прошедшие или происходящие события, но и будущие. Начинается комментарий с изложения предмета обсуждения, т.к. не все читатели (зрители, слушатели) могут быть в курсе даже самых громких событий. Далее автор, как правило, излагает свой взгляд и аргументы в его поддержку. В конце подводится итог сказанному, делается логичный вывод. Рецензия как жанр Слово «рецензия» происходит от латинского «recensio», что означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чем-либо». Сегодня под рецензией понимают, прежде всего, оценку научных и художественных произведений. Таким образом, предметом такого материала будут не непосредственные события, факты, как это бывает в заметках или комментариях, а вторичные источники информации (публикации, передачи, книги, спектакли и т.д.) Цель рецензии – помощь: как создателю произведения, нуждающемуся в сторонней оценке своего творчества, так и аудитории, желающей иметь представление о ценности произведения. В зависимости от аудитории, рецензентом используется профессиональная или общеупотребимая лексика. Рецензия не является серьезным, детальным исследованием. В таком материале дается оценка, без глубокого анализа. Монорецензии посвящены одному произведению, рассматриваемому в сравнении с уже известными произведениями. В полирецензиях разбираются несколько (еще неизвестных или малоизвестных аудитории) произведений, которые часто сравниваются друг с другом. На практике в средствах массовой информации присутствуют рецензии как большие (гранд-рецензии), так и маленькие (мини-рецензии). Публикация больших, развернутых рецензий более свойственна специализированным СМИ. Рецензия – это не пересказ произведения, а совокупность авторских мыслей по поводу его содержания, сюжета, драматургии, лексики и т.д. Для рецензии выбирается общественно значимый источник информации. Ведь, например, оценка никому не интересной передачи также будет никому не интересной. Важнейшая задача автора – обнаружить в рецензируемомпроизведении то, что может не заметить непосвященная аудитория. Соответственно, рецензент должен разбираться в вопросах, затрагиваемых в материале. Рецензия может быть как положительной или отрицательной, так и нейтральной. Она может носить субъективный характер, предопределенный конкретным авторством. Также рецензия может претендовать и на достаточно высокий уровень объективности, если она подготавливалась коллективом авторитетных специалистов в соответствующей области. Главное, чтобы рецензия обслуживала интересы аудитории, а не автора, прибегающего к «метанию критических стрел» ради самовыражения. 27. Новость в СМИ: параметры и структура Новость — оперативное информационное сообщение, которое представляет политический, социальный или экономический интерес для аудитории в своей свежести, то есть сообщение о событиях, произошедших недавно или происходящих в данный момент. Новость – это нечто свежее, о чём люди прежде не слышали, либо новая информация, приносящая новый смысл в предмет. Иными словами, новость – это информация, не известная целевой аудитории. Новость должна представлять общественный интерес. Роль газеты – находить свежую информацию на темы, представляющие интерес для общества, и по возможности быстро и точно передавать её читателям взвешенно и правдиво. При характеристике новостей важно учитывать контекст. Контекст – это обстановка в определённом ареале распространения газеты, связанная с темой и событием, помогающая оценить его необычность. Сообщение в выпуске новостей обязано исключать побочную информацию, способную вызвать негативные общественные последствия. (например, уведомление о готовящихся беспорядках с указанием места и времени) Разновидностью новости является сенсация. Сенсация – это волнующее всех событие, производящее сильное впечатление. Новости являются неким стержнем всех СМИ. Именно по новостям определяется качество СМИ. Новости, как и другие программы, измеряются рейтингами. Максимальное удачно оформить свои новости стараются все. Новости зависят: • От интересов аудитории • От интересов рекламодателей Интересная и хорошая новость должна: • Иметь своего главного героя (не только сухие цифры, факты) • Быть наполнена драматизмом, борьбой интересов (в основе – конфликт) • Должна содержать какое-нибудь активное действие, приковывающее внимание зрителя • Обладать новизной или отклоняться от общепринятых норм • Иметь возможность привязать ее к другим событиям • Быть не оскорбительной и не ранить чужие чувства 23. Информация (заметка) - основные признаки, разновидности, стилистические особенности Заметка – простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит общественно значимый факт. Является основным жанром в информационных агентствах и на лентах новостей Интернет СМИ. В печатной периодике заметка – главный носитель новостной информации. Ядро заметки – новость. Заметка имеет следующую структуру: • Заголовок • Подзаголовок (наличие подзаголовка зависит от манеры подачи информации в издании) • Лид (первый абзац журналистского текста) • Основная часть (в которой сообщаются подробности и уточняются названные в лиде факты) «Принцип перевернутой пирамиды» Для написания заметки следует ответить на 5 основных вопросов («формула пяти w» в английской журналистике): «кто?», «что?», «где?», «когда?» и «почему?». Ответ на эти вопросы дает краткое представление о событии. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначено место действия. Автор заметки ограничен в выявлении собственного «я», на первом плане находится факт. (По Кройчику) Примечания: 1. Заметка никогда не начинается с цифры, это стилистическая ошибка. Допустимо лишь в случае, если на этой цифре делается акцент. 2. Имя человека (героя публикации, участника события, эксперта и т.п.) пишется всегда перед фамилией. 3. Заметка не должна содержать более шести цифр, так как человеческий мозг может усвоить, запомнить только это небольшое число цифр, остальные останутся за гранью усвояемости. Виды заметок: Хроника – информационное сообщение, объем которого одна-две фразы. Не имеет самостоятельного заголовка, публикуется в подборках, которые уже имеют заголовок. Заметка – информационное сообщение, имеющее заголовок и дающее факт с некоторыми подробностями. Расширенная заметка – информационное сообщение, которое содержит достаточно большое количество деталей события, дает факт с подробностями, мнениями компетентных лиц; возможно наличие мини-вывода. 29. Отчет, репортаж - основные признаки, стилистические особенности И отчет, и репортаж относятся к информационным жанрам. Их основное назначение – сообщение новых и социально значимых фактов из всех сфер общественной жизни людей. Репортаж Один из самых эффективных жанров публицистики, отражает события в том виде, в котором они происходили на самом деле. Жанр журналистики, дающий оперативное наглядное представление о событии через призму мировоззрения автора, его участника или очевидца. В основе репортажа лежит использование метода наблюдения, и, следовательно, присутствие журналиста на месте действия является обязательным. По сути дела, репортаж – это поэтапное фиксирование автором результатов своего наблюдения. «Эффект присутствия». Журналист, чтобы написать репортаж, должен следить за тем, как развивалось событие, определять ключевые моменты, фиксировать поведение людей, участников события. Основные признаки репортажа (по Кройчику): • Наглядность (складывается из использования «сенсорных деталей»: звуков, красок, запахов) • Динамичность (поэтапное развитие действия, наличие фабулы, завязки, основного действия, кульминации и развязки) • Информативность (максимальная насыщенность деталями: выражения лиц, мимика, одежда участников, а также их речь и поведение; кроме того, журналист должен описать окружающую обстановку) • Эмоционально окрашенный стиль повествования (придает рассказу дополнительную убедительность) • Образная аналитичность (журналист – исследователь) Грамотно написанный репортаж должен вызывать у читателя «эффект присутствия» (словно он находится в том месте, которое описывает автор) и «эффект соучастия» (читатель проникается эмоциями автора или героев репортажа). Репортаж – жанр фабульный, текст пишется обязательно от начала события к его завершению, время в репортаже дискретно, прерывистый его характер объясняется тем, что журналист останавливается на самых ключевых, знаменательных моментах. Виды репортажа: Событийный – оперативно отражает общественно-значимое событие в хронологической последовательности. Самый распространенный вид. Познавательный – в основе тема, которую освещает репортер. Оперативность подобных материалов бывает снижена. Появление этого вида репортажа связано с определенными событиями в обществе – памятными датами и т.д. Проблемный – несет в себе элементы анализа события, авторские обобщения и выводы. Автор привлекает дополнительные сведения, цифры, документы, свидетельства. Репортаж с экспериментом – несет в себе интригу, так как журналист моделирует ситуацию, которая позволит ему узнать что-либо, проверить реакцию людей в неожиданном положении и т.д. При этом участники эксперимента не знают, что стали объектом изучения. Как правило, в эксперименте журналист «меняет профессию», становится на время охранником, дворником и т.д. Задача автора – наглядно зафиксировать ход эксперимента и его результат. Известные репортеры: Гиляровский (19 век), Парфенов (наше время) Отчет Отчет выделяется как отдельный жанр на основании предмета отображения. Он представляет собой развернутое информационное сообщение о событии (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.), на котором совершается большой обмен информацией. В отчете должны быть изложены основные темы, положения и идеи докладов, речей, выступлений лиц, принимающих участие в обсуждении. В качестве деталей выступают отдельные реплики, реакции слушателей на выступление (аплодисменты, дискуссия и т.д.). Отчету свойственна предельная документальность и близость к словам говорящих, а также определенная сухость слога. Одно из главных требований к автору отчета – точность передачи сути высказываний говорящих. Журналист может использовать как прямую речь, цитаты, косвенную речь, так и на основе полученных из доклада сведений написать текст. Отчет – более строгий жанр по сравнению с репортажем и интервью. Виды отчета: Прямой информационный отчет – воспроизводит событие в хронологическом порядке. Журналист подробно отражает происходящее, ничего не комментируя. Однако его позиция может выражаться в акцентировании внимания на определенных деталях, например, доклады некоторых лиц могут быть более детализированы. Аналитический отчет – рассказывая о событии, журналист сообщает подробности с некоторыми комментариями. Для этого он имеет право привлекать дополнительные сведения, факты, цифры, мнения, вычленяя наиболее актуальные проблемы, затронутые в выступлениях рассказчиков. Тематический отчет – нарушает хронологический порядок события, автор выбирает доклады, связанные одной-двумя темами, проблемами, отказывается от побочных деталей и уделяет внимание выступлениям людей, затронувших выбранную им тему. |