Главная страница
Навигация по странице:

  • 7. Качественная пресса

  • 8. СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации

  • 9. Журналист в информационной среде

  • 10. Рождение журналистской темы

  • Основы творческой деятельности журналиста. Основы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература


    Скачать 0.52 Mb.
    НазваниеОсновы творческой деятельности журналиста Журналистика и литература
    АнкорОсновы творческой деятельности журналиста
    Дата16.01.2022
    Размер0.52 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаOsnovy_tvorcheskoy_deyatelnosti_zhurnalista.pdf
    ТипЛитература
    #332154
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8
    6. Массовая пресса
    Массовая пресса «всеядна» прежде всего потому, что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и т.д.) характеристиками.
    Качественная пресса позиционирует себя по отношению к своему читателю как издание, побуждающее к размышлению и осмыслению сущностных процессов, протекающих в современной действительности.
    Массовая пресса:
    • Ориентируется на описание максимально актуальных социально-бытовых проблем, доступных для понимания массовой аудиторией.
    • «Желтая» пресса ориентируется прежде всего на читателя, которому нужно дать развлекательную информацию, не приглашая к размышлению.
    • Уровень авторского представления об аудитории невысок. Опора здесь не на интеллектуальное доверие к аудитории, а на ее готовность усвоить любой предложенный материал.
    Подраздел массовой прессы – «желтая пресса», характеризующаяся недостоверными фактами, скандальными темами и «громкими» заголовками.

    Термин «желтая пресса» появился в США, когда за рынок боролись крупнейшие монополисты газетного бизнеса Пулитцер и Херст. Жизнь данному выражению дал комикс о «Желтом малыше», судебное разбирательство вокруг которого возникло между пулитцеровской «New York World» и херстовской «New York Journal». В 1896 году Уордмэн, редактор «New York Press», назвал конкурирующие издания «желтыми». Таким образом, термин «желтая пресса» первоначально обозначал периодику, печатающую комикс с конкретным героем. Позднее он приобрел иной смысл, сохранившейся по сей день.
    Наиболее характерные типологические черты «желтой» прессы:
    1) Отказ от неприкосновенности тем, любых, даже самых скрытых от публичного обсуждения сфер человеческого бытия. Особенно большой интерес «желтая» пресса проявляет к трем видам табуированной информации.
    2) Интерес к интимным отношениям. Изучаемый тип изданий эксплуатирует данную тему особым образом, абсолютизируя ее сенсационную и биологонатуралистическую составляющую, порой обращаясь к освещению данного тематического пласта только с одной стороны – порнографической.
    3) Интерес к личной жизни людей, оказавшихся в центре общественного внимания. В таком случае часто возникает конфликт между правом публики на информацию и правом человека на личную жизнь и безопасность. Два уровня вмешательства «желтой» прессы в частную жизнь:
    «Мягкое» – это сообщения о различных официальных и полуофициальных событиях из жизни знаменитостей (свадьбы, разводы, рождения и т.п.). Эту практику мы называем «мягкой», поскольку сведения о таких событиях не являются закрытыми или интимными, хотя часто о них знает только ограниченный круг участников. «Жесткое» - глубокое проникновение в сферу неофициальных, интимных отношений, в сферу здоровья.
    4) Интерес к теме смерти, в особенности, когда она сопряжена с аномальными или чрезвычайными обстоятельствами.
    5) Сенсационность является не менее важной чертой «желтой» прессы. Она проявляется в предварительной установке на существование из ряда вон выходящего события, нарушающего эмоциональное равновесие читателя в сторону как положительных, так и отрицательных эмоций.
    Поиск настоящих сенсаций и скандалов является неотъемлемой задачей любого вида прессы, в том числе и элитарной. Освещение реальных сенсаций в «желтой» прессе практически не отличается от практики их освещения в качественной прессе. Различие заключается только в целях: массовые издания используют сенсации чаще и, как правило, только для привлечения внимания.
    6) Специфика «желтой» прессы проявляется в акценте на эмоциональное, а не иное воздействие.
    7) «Желтые» издания почти никогда не призывают читателя к размышлению, но часто – к сопереживанию.
    8) Максимальное привлечение внимания. В «желтой» же прессе темы распределяются в зависимости от возможности привлечения читательского внимания.
    9) Превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично
    дополняет текстовые материалы. В «желтой» прессе наблюдается экспансия «ярких» оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков.
    Именно «желтая» пресса сделала заголовочные комплексы еще в конце XIX века особым оформительским элементом. Также она первой обратилась к эксплуатации такой особенности заголовочных комплексов, как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в «желтой», и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия.
    Самое заметное – оформительское. В «желтой» прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки «желтой» прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей.
    В зависимости от наличия типоформирующих признаков и черт, обуславливающих структуру издания, среди массовой прессы можно выделить определенные разновидности изданий по мере убывания качества анализа действительности.
    Это:
    1. «Промежуточные» издания, которые тяготеют к качественным газетам, но имеют в наличии некоторые основные черты «массовых».
    2. Бульварные издания, которые содержат в основном все черты «желтых» изданий. Они более банальны по содержанию, если сравнивать их с качественными, и более «меркантильны», чем
    «промежуточные».
    3. Собственно «желтые». Газеты, которые имеют в наличии все основные типоформирующие особенности, отмеченные выше. Отличаются ярко выраженным пафосом гедонизма, сенсационности и откровенной вульгарности.
    4. Полупорнографические и порнографические издания (для них характерно сохранение всех наличествующих черт предыдущих модификаций, но с уклоном в сторону освещения девиантных половых отношений).
    Массовая пресса: «Комсомольская правда». «Желтая» пресса: газета «Жизнь».
    7. Качественная пресса
    Качественная пресса — это издания, рассчитанные на высокообразованного читателя со средним и высоким доходами.
    На сегодняшний день проблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба» между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессой для всех.
    Именно поэтому популярность желтой прессы растет с каждым днем.
    Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния.
    Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах.

    Для качественной прессы характерны такие отличительные признаки, как:
    • Преобладание аналитических жанров (статьи, корреспонденции, рецензии, комментарии, обозрения)
    • Взвешенность оценок
    • Контроль за достоверностью информации
    • Спокойный тон публикаций
    Читателей качественной прессы интересуют не столько публицистические рассуждения журналистов, сколько мнения компетентных экспертов.
    Главное условие для качественной прессы — это надежность фактов и мнений, их достоверность.
    Кроме того, качественные издания отличаются высоким полиграфическим уровнем, респектабельностью внешнего вида.
    Отличающим качественную прессу от массовой и бульварной является, в первую очередь, аудиторный признак. Качественная пресса востребована интеллектуалами, политиками, людьми деловых кругов, менеджерами и т.д.
    Качественность прессы также во многом обеспечивается соблюдением журналистами этических принципов.
    Примеры: газета «Коммерсантъ», журнал «Эксперт».
    8. СМИ как комплекс продуцирования и распространения информации
    СМИ можно рассматривать с двух сторон:
    • Как инструмент, с помощью которого информация доносится до людей
    • Как продукт журналистской деятельности
    Средства массовой информации – организационно-технические комплексы, обеспечивающие передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации.
    Ведущая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании общественного мнения отражается в их определении как «четвертой власти». Примерно четвертую часть времени бодрствования человек испытывает воздействие СМИ.
    Исходя из технических способов распространения информации и налагаемых этими способами ограничений, СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:
    • Пресса (печать) - средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения.
    • Радио - передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн.
    • Телевидение - передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн.
    Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему. Печать, или пресса – письменное слово и визуальный образ. Радио использует устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное
    слово, движущееся изображение и музыку. То есть, СМИ – это способы донесения информации до аудитории. Разные каналы СМИ не вытесняют друг друга, потому что используют разную технику подачи информации.
    Интернет — относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ.
    Число пользователей международной сети растет в геометрической прогрессии. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (поиск связанных текстов по словам исходного текста), звук речи и музыки, а также анимацию — движущиеся цветные образы.
    Преимущества Интернет-СМИ:
    • Круглосуточный доступ к информации
    • Максимально широкий охват аудитории
    • Обновляемость
    • Скрытое наблюдение и анализ аудитории при помощи специальных программ
    Неограниченное количество информации
    • Простой доступ, простой поиск информации
    • Мультимедийность
    • Экономичность
    • Возможность обратной связи
    Функционирование СМИ во многом определяется технологическим прогрессом в информационно-коммуникационной сфере. В создании и распространении сообщений обязательно принимают участие новейшие технические средства и устройства, поэтому динамичное развитие технологий не может не оказывать влияние на всю цепочку производства, распространения информации и конструирования текста.
    Особенности «нового журнализма» информационной эры:
    • Он становится глобальным
    • Он затрагивает все сферы: научную, экономическую, политическую и т.д.
    • Он становится супероперативным (сообщение и восприятие могут совпадать во времени)
    • Он становится массовой культурой
    • Он стандартизируется, шаблонизируется
    • Он объединяет в себе разные виды информации (текст, графика, звук)
    • Он интерактивен (общение с аудиторией в режиме непосредственного диалога)
    • Информация становится товаром
    • Журналист становится вторичным посредником, т.к. расширяются интерактивные возможности получения информации без знакомства с объектом
    • Он требует знания компьютера
    • Журнализм все больше влияет на аудиторию
    9. Журналист в информационной среде
    Чтобы познавательный процесс шел успешно, у журналиста должна быть сформирована твердая установка на восприятие действительности как совокупности источников информации, каждый из
    которых может подарить ему «эксклюзив» – то, что другим пока неизвестно. Умение добыть первичные, «живые» сведения служит одним из основных показателей высокого профессионализма журналиста. Условием, при котором такое умение появляется, выступает свободная ориентация в существующей информационной среде.
    В поиске информации журналисты обращаются к нормам, содержащимся в законе «О средствах массовой информации», которые не только более подробно описывают порядок получения журналистом информации, но и прямо предоставляют им ряд прав, облегчающих доступ к информации, в том числе и в чрезвычайных обстоятельствах (аварии, катастрофы, чрезвычайное положение).
    В обществе утвердилось понимание необходимости оказывать прессе информационную поддержку и сложилась довольно широко развернутая сеть информирования журналистов о происходящих событиях. К основным элементам сети относятся:
    • Брифинги – короткие совещания, на которых происходит ознакомление работников средств массовой информации с позицией устроителей встречи по тому или иному вопросу.
    • Презентации – торжественные встречи представителей каких-либо государственных, общественных или частных структур с общественностью, в том числе с представителями прессы, для ознакомления с новым предприятием, новой продукцией, новыми результатами деятельности.
    • Пресс-конференции – встречи государственных и общественных деятелей, представителей науки, культуры с журналистами для информирования их в связи с актуальными событиями или для ответов на их вопросы.
    • Пресс-релизы – специальные сводки сообщений для прессы о существенных фактах, подготовленные соответствующими пресс-службами.
    • Специализированные информационные бюллетени о текущих событиях той или иной сферы действительности, издаваемые корпоративными информационными агентствами.
    • Экстренные сообщения по факсу или электронной почте, поступающие в редакции от пресс-секретарей, пресс-служб, пресс-центров различных ведомств и общественных объединений, иногда – непосредственно от участников событий.
    Как правило, по этим каналам распространяются анонсы (сообщения о предстоящих событиях) или информационные продукты «общего предназначения», созданные централизованно, без учета специфики определенного средства массовой информации. Теми же особенностями отличаются сообщения информационных агентств.
    Информационное агентство — специализированное информационное предприятие (организация, служба, центр), обслуживающее СМИ. Его основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц, являющихся подписчиками на его продукцию. Функционирование агентства ориентировано на сбор новостей.
    Россия: ИТАР-ТАСС, РИА Новости, Регнум, Интерфакс
    СПб: БалтИнфо, Итар-Тасс в СПБ, Регнум, РосБалт, Интерпресс, Северо-Запад
    Мир: Agence France-Presse, Al-Jazeera, Associated Press, BBC News.

    В сущности, есть только три типа источников информации: документ, человек и предметно- вещественная среда. Что представляет собой каждый из них в общем плане?
    Понятие «документ» употребляется в нескольких значениях. Согласно наиболее широкому из них, документ – это материальный носитель записи (бумага, кино- и фотопленка, перфокарта, магнитная запись и т.п.) с зафиксированной на нем информацией для передачи ее во времени и пространстве. Это хранилище информационных продуктов, благодаря которому они включаются в коммуникативный процесс. Документ в узком смысле – информационный продукт особого рода, а именно: официальная бумага, созданная для подтверждения какого-либо факта или права на что- то. Для журналистики актуальны оба значения этого слова.
    Другой тип источников информации – человек. В американской научной традиции он обозначается как «живой источник». Во-первых, человек – это нередко свидетель или участник происходящих событий и потому выступает как держатель информации о них. Во-вторых, он – носитель информации о себе, о своем субъективном мире и облике. В-третьих, он – транслятор информации, полученной от других. Человек сам программирует свое информационное поведение, и это нужно учитывать.
    Наконец, еще один тип источников информации – предметно-вещественная среда, иначе говоря – обстановка, которая окружает человека. Иной раз предметы и вещи могут рассказать о нем не меньше, чем он сам.
    Другие источники информации:
    • Редакция
    • Коллеги из других изданий
    • Суды, свидетели в суде
    • Интернет
    • Представители органов власти
    • Неформальное общение с людьми (жертвы, свидетели, участники и т.д.)
    • Документы (различного порядка)
    • Университеты и исследовательские институты
    • Научные академические журналы и жёлтая пресса (при собственном расследовании – доказывать или опровергать)
    • Специализированные издания
    • Справочники
    На государственные органы и организации, общественные объединения и их должностных лиц возлагается обязанность предоставлять сведения о своей деятельности. Закон перечисляет некоторые способы, которыми данные сведения могут предоставляться, - это:
    • Ответы на запросы информации
    • Создание доступных для каждого информационных ресурсов (документов и их массивов) по вопросам деятельности данного органа
    • Проведение пресс-конференций;
    • Рассылка справочных и статистических материалов.
    Возможно использование и иных способов.

    В отличие от государственных информационных ресурсов, которые в силу закона являются открытыми и общедоступными (за исключением сведений, составляющих государственную охраняемую тайну), информация, которой располагают частные лица и организации, как правило, предоставляется лишь с их разрешения.
    Нередко случается, что журналиста обязывают обосновывать необходимость запрашиваемой информации. Должен ли журналист предоставлять какие-либо обоснования? Оказывается, не должен только если речь идет о государственных информационных ресурсах, не составляющих охраняемой законом тайны, и о случаях, когда негосударственная организация или частный предприниматель обязаны предоставить информацию по требованию гражданина, в остальных случаях - должен.
    Отдельный вопрос – плата за предоставление информации. В принципе законодательство допускает возможность предоставления информации за плату.
    10. Рождение журналистской темы
    Тема – это то, что положено в основу текста, его стержень; круг проблем, относящихся к определённой сфере бытия (отвечает на вопрос «о чём?»).
    Тема должна быть:
    • Интересна читателям
    • Соответствовать концепции издания
    • Актуальна
    • Конкретна
    • Социально значима
    • Она должна быть новой или обыгранной с новой стороны
    На выбор темы влияют:
    • Любопытство журналиста
    • Персональные наблюдения журналиста
    • Потребность аудитории
    • События, требующие обнародования
    • Ориентация на типичного читателя
    • Задание редакции
    • Концепция издания
    Создание журналистского произведения всегда обусловлено рядом взаимозависимых процессов, к которым можно отнести поиск (рождение) темы будущей публикации.
    Задумывая некую публикацию, журналист прежде всего должен определить тему.
    Журналистская тема всегда имеет ярко выраженную функциональную заданность. Тема публицистического произведения в газете по сравнению с художественной темой нормативно, прямо отвечает на социальный заказ. Тема выступления публициста в прессе рождается как непосредственный отклик на актуальные общественные потребности.

    Социальный заказ может быть обусловлен и редакционным заданием, и потребностями массовой аудитории, и интересами тех или иных социальных групп.
    Темой может стать:
    • Событие или человек, о котором еще никто не писал
    • Непознанная проблема
    • Интересный жизненный случай или ситуация
    Поиск интересных тем – извечная проблема журналистов, потому что найти в обыденной жизни нечто примечательное и любопытное, в примелькавшемся явлении или предмете какие-то новые, доселе неизвестные грани можно только при определенной зоркости в поиске проблем.
    У каждого автора своё определение данного этапа журналистского творчества. Но журналист всегда обязан видеть больше своей темы. При исключительной нацеленности на тему, когда запрещаешь себе видеть что-либо другое, материал иногда получается намного скучнее.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта