Главная страница

Основные принципы воспитательной деятельности руководителя творческого коллектива


Скачать 102.63 Kb.
НазваниеОсновные принципы воспитательной деятельности руководителя творческого коллектива
Дата05.05.2022
Размер102.63 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаKursovaya_Dudareva_L_06207o.docx
ТипКурсовая
#513768
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6

Глава 1. Теоретические аспекты воспитательной деятельности руководителя творческого коллектива.

1.1. Сущность понятий «творческий коллектив» и «руководитель».


Творческая деятельность1профессиональное творчество людей в области хореографического, музыкального, театрального, изобразительного, кино- или фотоискусства и др. В системе воспитания всесторонне развитой личности творческая деятельность играет большую роль и выступает как общественное, художественное, так и педагогическое явление.

Творческая деятельность выступает не только школой творческого мастерства, но и самое важное – школой жизни. Другими словами, когда личность вовлекается в активную творческую жизнь, начинает развивать свои способности в той или иной сфере, то она не просто утверждает себя в творчестве, она утверждает себя как член коллектива, чей талант и чья деятельность общественно необходимы и несут пользу.

Специфическим признаком творческой деятельности является специальная подготовка в творческой деятельности, организованность и профессиональный уровень деятельности. Членов творческих коллективов привлекает возможность участвовать в процессе творчества и получать от этого удовольствие.

Одним из самых распространённых жанров творческой деятельности является хореография. Ведь танец как вид искусства отличается от других видов творчества прежде всего тем, что в нем происходит создание художественных образов при помощи таких средств, как пластические движения, выразительные и ритмические положения человеческого тела. Танец неразрывно связан с музыкой, и ее эмоционально - образное содержание находит свое отражение в хореографической композиции.

Рассматривая роль руководителя - хореографа в развитии личности, мы может говорить о возможностях танца как основного и богатейшего источника эстетических и эмоциональных переживаний, посредством которых происходит формирование «я».

В творческом процессе все участники коллектива получают возможность овладеть средствами художественно - эстетического воплощения образов произведения. Человек, приобщаясь к искусству, непрерывно развивает способность видеть и ценить прекрасное, повышает свой культурный уровень и тем самым становится духовно богаче.

Участники творческого коллектива имеют целью сделать свою деятельность постоянной профессией. Творчество ненавязчиво и мудро воспитывает в человеке личность. Оно укрепляет силу воли, помогает становиться организованным, целеустремленным человеком с сильным характером и чувством ответственности.

Основой любого коллектива, в том числе и творческого, является коллективная деятельность. Само по себе слово «коллектив» происходит от латинского «collectives», которое возникло от слова «college» - собирать воедино. Но сами по себе совместные действия не говорят о том, что это деятельность. Деятельностью они могут стать только при наличии определённых условий2:

  1. Осознание мотива и целей.

  2. Подобраны средства и способы.

  3. Произведено действие.

  4. Оценен результат.

Таким образом, коллективная деятельность представляет собой деятельность, в которой коллектив выступает в роли совокупного субъекта, когда все члены имеют единую цель, осознанный мотив и осмысленно определяют способы и средства действия, а по завершении процесса оценивают результат.

А.С. Макаренко считал, что для повышения уровня эффективности деятельности коллектива необходимо хорошее настроение или психологический климат. Микроклимат развивающегося творческого коллектива он называл одним словом - «мажор». Это понятие включает в себя радость совместного труда, оптимизм, чувство защищённости, уверенности и бодрости. Неудачи, застой творческой деятельности и другие отрицательные моменты порождают скуку, пессимизм, раздражительность и нежелание что-либо делать. Именно поэтому важно, чтобы в коллективе царил хороший психологический настрой.

Но и тут возникает интересный момент. Процесс формирования настроя зависит от сплоченности коллектива. Единство цели деятельности, понимание необходимости совместных усилий для достижения поставленной цели тесно связаны с направленностью коллектива. А сплоченность, в свою очередь, зависит от профессионального уровня коллектива и продолжительности его существования.

Направленность и сплоченность являются основополагающими и важнейшими качествами коллектива, дающими представление о развитии коллектива и его специфике. В процессе ежедневной совместной деятельности и общения участники коллектива приобретают опыт нравственного поведения и активно реализуют в поступках свои моральные убеждения. Кроме этого, коллектив выступает средством воспитания таких чувств, как товарищество, уважение, гуманность, взаимопомощь и терпимость к людям.

В процессе совместного творчества формируется атмосфера, преобразующая межличностное общение и переводящая его на более высокий уровень. Чем больше люди общаются и находят общие моменты, тем более вероятно, что они смогут составить сплоченный коллектив.

Творческий коллектив можно охарактеризовать следующим образом3:

  • общие воспитательные цели деятельности, которые ставит руководитель участникам коллектива;

  • общая для всех участников деятельность по изучению программы, в ходе которой решаются намеченные руководителем задачи;

  • установление и поддержание прямых контактов участников коллектива между собой и с руководителем;

  • общий характер направленности участников, основанной на единых переживаниях и представлениях;

  • общие коллективные ценности участников.

Работа в любом коллективе, в том числе и творческом, всегда ведется по трем направлениям:

  1. Учебная – приобретение исполнительских навыков.

  2. Воспитательная – формирование эстетической ориентации, расширение кругозора и формирование условий для развития творческой личности.

  3. Творческая – концертная деятельность.

Одна из обязательных целей руководителя в работе с участниками коллектива – выявление задатков каждого участника и превращение их в способности. Задача руководителя – помочь участнику ощутить свободу и раскованность в движениях, дать ему проявить свою индивидуальность, показать и развить свое «я».

Полноценная творческая деятельность творческого коллектива требует различных форм воспитательной работы. Они могут быть разнообразными, от привлечения участников к решению организационных, творческих задач до формирования традиций. Данная работа направлена на воспитание социальной и творческой активности участников творческого коллектива, а активность самих участников напрямую зависит от творческой инициативы руководителя и его умения увлечь и повести за собой.

Таким образом, творческий коллектив представляет собой своеобразную воспитательную модель творческого развития личности при условии создания в нем определённых воспитательных условий (профессиональный рост участников коллектива, осведомленность руководителя о традиционных и инновационных теориях творческого развития, формирование общей позитивной творческой атмосферы).

Рассуждая о творческом коллективе, необходимо не забывать о человеке, благодаря которому происходит его формирование и развитие – руководителе. Именно руководитель в процессе всей практической деятельности коллектива учит его участников не бояться решать проблемы, с которыми они могут столкнуться на своем пути.

Руководитель выступает в роли официального лица, на которого возложены задачи, направленные на управление коллективом и организацию его деятельности. Руководитель может проявлять свою активную функциональность только в том случае, когда он обладает многогранным комплексом профессиональных, творческих, интеллектуальных и человеческих качеств.

В формировании творческой культуры участников творческого коллектива каждый руководитель опирается на субъективные критерии, определяемыми его собственной культурой и профессиональным уровнем знаний. Для успешного решения возложенных на коллектив задач руководитель должен:

  • быть образцом исполнения тех или иных действий. А для этого ему необходимо обладать исполнительскими умениями и навыками на профессиональном уровне;

  • уметь привлечь внимание участников и «заразить» их своим замыслом, что чрезвычайно важно в процессе воспитания;

  • быть всецело осведомленным историей и теорией того вида искусства, которое он преподносит участникам коллектива, и уметь четко передавать свои знания и умения.

Для того чтобы осуществлять процесс творческой деятельности в творческом коллективе, руководитель должен обладать следующими способностями4:

1. Коммуникативные – способности педагогического общения. Педагогическое общение в творческом коллективе включает в себя непосредственные отношения руководителя с участниками, и участников между собой – их взаимопонимание, обмен информацией, поддержка и взаимодействие друг с другом. Здесь руководитель должен выступать в роли наставника и мудрого советника. Опытный руководитель, обладающий развитыми коммуникативными навыками, при возникновении спорной ситуации может сразу оценить сложившуюся ситуацию и предложить эффективное решение. В случае, когда руководитель не совсем опытен, то участники коллектива для него мало чем отличаются друг от друга, он прежде всего выделяет способных и ярких участников.

2. Организаторские способности заключаются в умении руководить. Любой руководитель должен уметь планировать свою деятельность. Хорошо организованная деятельность руководителя всегда несет в себе положительные эмоции и чувство удовлетворенности.

3. Педагогический такт означает уважение к личности и индивидуальности каждого участника, проявление внимания к их психологическому состоянию, вера в их возможности и умение поддерживать ровные отношения с участниками.

4. Личностные качества включают в себя доброту, терпеливость, порядочность, человечность, честность, уважение к людям, уравновешенность и высокую нравственность.

5. Волевые качества руководителя проявляются в его целеустремлённости и упорстве, которые он проявляет в работе по совершенствованию своего профессионального мастерства. В случае, когда возникает сложная и спорная ситуация, руководитель держит себя в руках, ведет себя терпеливо и выдержанно.

6. Воспитанность. Руководитель в процессе взаимодействия с коллективом выступает в роли воспитателя, и тем самым он сам должен быть воспитанным человеком, уметь ладить с людьми и дипломатично выстраивать отношения.

7. Культура поведения. Личный пример руководителя может быть как положительным, так и отрицательным, так как руководитель всегда на виду и скрыть свои неудачи ему будет не так просто, а точнее, невозможно. Поэтому руководитель всегда должен помнить об этом и воспитывать в себе только положительные качества, чтобы стать примером для участников коллектива.

8. Способность к самообразованию и самосовершенствованию. Руководитель должен всегда повышать уровень своего профессионализма, быть в курсе новых явлений в той или иной области.

Только когда руководитель будет обладать вышеперечисленными качествами, он сможет создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Изучением возникновения стиля руководства занимался известный германо-американский психолог Курт Левин. В 30-е годы прошлого века он совместно со своими сотрудниками проводил эксперименты, в процессе которых вывел три стиля руководства, ставшие классическими: демократический, авторитарный и либеральный. Предлагаю рассмотреть их и определить особенности стиля, который должен быть присущ руководителю творческого коллектива.

1. Демократический стиль руководства. В коллективах, где преобладает данный стиль руководства, прослеживается высокая степень децентрализации полномочий, активное участие членов коллектива в принятии решений. Общение и решение задач становится делом привлекательным, а достижение успехов при выполнении поставленных целей - вознаграждением. Здесь руководитель полностью доверяет участникам коллектива, советуется с ними и стремится воспользоваться лучшими советами, которые предлагают участники. Руководитель старается использовать только меры поощрения, но в отдельных случаях может применить и меры наказания. Участников коллектива такой стиль руководства устраивает полностью, и они пытаются всячески оказывать поддержку руководителю.

2. Авторитарный стиль руководства характеризуется чрезмерной централизацией власти. Лидер, осуществляющий руководство коллективом, единолично определяет его направления и сразу же пресекает всякую инициативу со стороны участников коллектива, рассматривая это как самоволие. Такой руководитель оценивает успехи коллектива субъективно, адресуя упреки или похвалу исполнителю как личности.

В свою очередь, авторитарный стиль руководства подразделяется на эксплуататорский и благожелательный.

Эксплуататорский стиль сводится к тому, что руководитель никогда не спрашивает мнения или советов участников коллектива, у него нет доверия к ним, он решает все вопросы единолично и тем самым несет персональную ответственность за принятое решение и его итог. Участникам он дает только указания, что и когда делать и как. В качестве методов стимулирования в данном стиле руководства используется наказание.

Благожелательный стиль руководства немного отличается от эксплуататорского тем, что руководитель относится к участникам коллектива более снисходительно, интересуется их мнением, принимает во внимание советы, но, несмотря на все это, зачастую делает все по-своему. Такой стиль руководства как бы развязывает руки участникам, они самостоятельны в решении определенных задач, пусть даже и в ограниченных пределах.

3. Либеральный стиль руководства считается самым худшим стилем, так как именно здесь руководитель ставит перед участниками не задачу, а проблему, специально создает для этого необходимые условия и задает границы, в пределах которых она должна быть решена, а сам отходит на задний план. При этом участники ожидают от руководителя помощи и совета, а руководитель, в свою очередь, уходит в «тень», снимая с себя всю ответственность за происходящее. Но при этом за собой он сохраняет функции арбитра и консультанта, оценивающего полученные результаты.

В каждом конкретном случае между этими тремя стиля руководства существует определенный баланс и увеличение доли элементов одного из них будет приводит к уменьшению других. Демократический стиль руководства является наиболее эффективным, хотя с точки зрения качества результаты деятельности коллектива здесь будут ниже, чем при авторитарном стиле.

При демократическом стиле можно наблюдать значительное повышение качества и оригинальности исполнения задач, развитие творческого подхода к делу. Коллектив при таком стиле руководства сплоченнее, в общении реже слышится местоимение «я», чаще всего употребляется дружеское обращение. При достижении поставленных целей коллектив испытывает чувство гордости, а случае неудачи готов разделить переживания и поддержать друг друга.

Если рассматривать авторитарный стиль руководства, то с точки зрения влияния на психологический климат данный стиль руководства не является наилучшим, однако в некоторых случаях только он может обеспечить наивысшую эффективность коллективной работы. Если это приводит к достижению целей и заканчивается успехом, то это окрыляет участников коллектива и тем самым оправдывает данный стиль в глазах участников.

Как показывает практика, если в период тренировочной или учебной работы допустим некоторый «демократизм», то в период реализации творческой деятельности (например, концерт или др. публичное мероприятие) такой стиль совершенно недопустим. Здесь целиком и полностью должен преобладать авторитарный стиль руководства. В этот период именно руководитель берет на себя ответственность за эффективность выполнения коллективом тех или иных действий, и поэтому все его указания и распоряжения подразумевают точное и неукоснительное исполнение.

Рассмотренные выше ситуационные модели руководства позволяют сделать вывод о необходимости гибкого похода к выбору стиля руководства.

Правильность выбора стиля можно определить по тому, как руководитель принимает во внимание способность и готовность участников коллектива к выполнению поставленных им задач, традиций коллектива, а также как руководитель оценивает свои возможности (уровень образования, стаж работы и психологические качества). Руководитель, который хочет работать как можно эффективнее, должен научиться совмещать все стили, методы и типы влияния на коллектив и выстраивать работу так, чтобы у него не возникало сложностей с решением задач различного рода. Поэтому эффективные руководители – те, кто могут спокойно подстраиваться под ситуации и делать это искусно.

На сегодняшний день деятельность руководителя творчества коллектива характеризуется многоаспектностью и определяет ряд следующих функций5:

  • организационно - управленческая (руководитель выступает в роли организатора и управляет его функционированием);

  • репетиторская (руководитель осуществляет репетиционный процесс, выполняя функцию главного репетитора);

  • воспитательно - обучающая (обучение исполнительному мастерству и духовно-эстетическому воспитанию участников коллектива);

  • развивающая (формирование всесторонне развитых личностей путем равноценного физического, эмоционального, эстетического, интеллектуального и креативного развития участников).

В процессе управления коллективом руководитель осуществляет:

  1. Социальный контроль за участниками путем формирования и укрепления норм правильного и неприемлемого поведения. Тех, кто нарушает нормы, ждет отчуждение. Руководителю в этой связи следует знать, что социальный контроль может оказать положительное влияние на достижение поставленных целей.

  2. Контроль за формированием и развитием коллектива. Здесь необходимо четко понимать, какие линии развития возможны в перспективе, при этом у руководителя должен быть четкий план, в соответствии с которым будет выстроена воспитательная и творческая работа.

  3. Психологический контроль. Руководитель, являясь лидером, должен находить подход к каждому участнику коллектива. Его действия должны сводить к минимуму конфликтные ситуации.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта