Особенности и предпосылки объединения
Скачать 149.75 Kb.
|
18. Общественно-политические конфликты в русском обществе во второй половине XV в. Государство и церковь. Русская православная церковь всеми силами защищала и поддерживала объединение русских земель вокруг Москвы. Благодарные великие князья всячески поддерживали церковь, предоставляли ей новые земельные владения, делали в монастыри и церкви богатые вклады деньгами, дорогими вещами, предоставляли церковным земельным собственникам налоговые льготы, позволяли им самим судить и рядить живущих на их землях людей. Такой порядок на Западе назывался иммунитетом, утвердился он и в России. Особенно авторитет Русской православной церкви вырос после падения Константинополя и превращения русской церкви с середины XV в.1448 в автокефальную, т. е. самостоятельную, организацию, независимую от константинопольского патриарха. Теперь это была самая крупная, богатая, хорошо организованная православная церковь в Евразии. Большую помощь церковь оказала великокняжескому престолу в борьбе с католической агрессией Запада и освобождении Руси от власти Орды. Митрополит Геронтий активно побуждал заколебавшегося в 1480 г. Ивана III к решительной борьбе с нашествием Ахмата. Однако по мере укрепления центральной власти позиция церкви становилась слабее. Великие князья Иван III и Василий III не могли согласиться с существованием государства в государстве. А церковь с ее огромным религиозным влиянием, земельными богатствами, многочисленными льготами стала порой соперничать с великокняжеской властью. Началось сокращение налоговых и судебных льгот церкви. Великие князья стали ограничивать церковь в дальнейшем расширении земельных владений. Наконец, церковь обрушилась на возникшие в XV — начале XVI в. ереси, которые подрывали не только существовавшие церковные порядки, но и устои самого государства. Ереси выступали против церкви, а поскольку она поддерживала государство, то борьба против церковных устоев равнялась борьбе против государственных интересов. На Русь волна еретичества докатилась во второй половине XIV — начале XV в., и не случайно первые ее ростки проклюнулись в Новгороде и Пскове — крупных торговых городах, тесно связанных с западными странами. Еретики (их называли стригольниками из-за того, что в их числе были расстриженные духовные лица, т. е. лишенные духовного сана) обличали церковников, в том числе монастырскую братию, за жадность, мздоимство, погоню за «имением». Они отрицали такие религиозные догмы, как вечное существование души, вера в загробную жизнь и одновременно выступали против церковного землевладения, угнетения одних людей другими. Церковные власти, опираясь на поддержку великих князей, сурово покарали еретиков, «показнили» их. Еретики отрицали божественное происхождение Иисуса Христа и говорили о его человеческой сущности, отвергали почитание икон, монашество, поклонение святым. Их взгляды нашли поддержку не только среди простого народа, но и некоторой части духовенства, бояр, дьяков и даже людей, близких к Ивану III. Поначалу Иван III не вмешивался в религиозные споры и даже сочувственно относился к еретикам, поскольку те, обличая церковь, поддерживали великокняжескую власть и наносили удар по особому положению церкви в государстве. Также лояльно поначалу Иван III воспринял и рассуждения так называемых нестяжателей — заволжских старцев, т. е. монахов, живших в скитах, в отдельных лесных избушках. Нестяжатели проповедовали уход от мира, отказ от приобретения церковниками богатств, земельных владений. А жить нужно, считали они, на подаяния прихожан и заработанное личным трудом. В борьбе с церковным землевладением, всевластием усиливавшейся церкви Иван III использовал эту критику со стороны нестяжателей. Их яростным противником выступал игумен подмосковного Волоколамского монастыря Иосиф, поэтому его сторонников стали называть иосифлянами. Они доказывали, что монастыри нуждаются в землях, в крепком хозяйстве. Только опираясь на хозяйственную мощь, они могут в религиозном отношении влиять на общество. На первых порах казалось, что при сочувствии великого князя еретики и нестяжатели возьмут верх над официальной церковью. Но Ивана III мало заботили религиозные и нравственные вопросы. Главным для него было усиление центральной власти, собственного единодержавия. Используя ситуацию, великий князь предпринял, как уже говорилось, ограничение церковного землевладения, различных льгот церкви. После этого он как и прежде был намерен использовать церковь, ее религиозную проповедь в интересах развивающегося государства. Ведь еретики могли полностью подорвать его идеологические устои. Началось преследование еретиков в Новгороде и Москве, сторонники нестяжателей пошли в ссылку и на плаху. А скоро деревянные клетки с еретиками запылали на льду Москвы-реки и Волхова. Церковь, несмотря на некоторые противоречия с великокняжеской властью, продолжала всячески возвышать Русское централизованное государство. Именно в церковной среде в начале XVI в. сложилась теория «Москва — Третий Рим». 2)Вхождение Ярославля в состав Русского государства (1463-1471 гг.) явилось результатом длительного постепенного процесса объединения земель. Ярославские владетельные князья издавна тяготели к Москве, являлись союзниками великих князей московских как во внутриполитической борьбе, так и при свержении ордынского ига. Ярославская рать во главе с князьями Прозоровскими и Курбскими сражалась на Куликовом поле. Это тяготение определило мирный (хотя и небесконфликтный) характер процесса поглощения Ярославля Москвой. Первые попытки ограничения политической самостоятельности Ярославля происходят уже в середине XV века. Великий князь московский Василий II, а затем его сын, Иван III, при проведении политики централизации стремились ликвидировать права и привилегии ярославских князей и использовать в своих целях авторитет и экономические возможности влиятельных монастырей. Наиболее известными обителями Ярославля были Спасский и Толгский монастыри. Чтобы привлечь Спасского архимандрита и монашескую братию на свою сторону, московские власти были вынуждены предоставлять монастырю новые земельные пожалования, расширять его судебные и податные льготы. Заметной вехой в истории края стали 60-е годы XV века. Именно в это время, по единодушному мнению исследователей, происходит формальное присоединение Ярославля к Москве. Споры вызывает лишь точная дата события. Время утраты политической самостоятельности Ярославля было отмечено резким обострением борьбы между местными светскими и духовными вотчинниками и наступавшей на их права московской великокняжеской властью. Несколько летописных сводов сохранили рассказ об обретении в Спасском монастыре в 1463 году мощей князей Федора Ростиславича Черного и его сыновей, Давида и Константина, правивших в Ярославском княжестве в XIII-XIV веках. Останки князей были торжественно перенесены в Спасо-Преображенский собор монастыря. Масштабность действа свидетельствует, вероятно, о том, что речь шла об одной из последних попыток феодалов края поднять политический престиж Ярославского княжества. Но если эта попытка и имела место, она окончилась политической неудачей. Москва постаралась решительно пресечь намерение ярославцев сохранить независимость. В Ярославль был послан из Москвы наместник, который предпринял соответствующие меры. Нелегко пришлось и архимандриту Христофору: в Спасский монастырь прибыла из Ростова комиссия, посланная ростовским архиепископом Трифоном, находившимся всецело под влиянием Москвы. Формально комиссия должна была произвести экспертизу чудотворных мощей, однако нет сомнения, что полномочия ее были гораздо шире; комиссия пыталась помешать наметившемуся союзу представителей ярославской княжеской династии и влиятельного местного духовенства. Москве удалось отделить проблему канонизации ярославских чудотворцев от попыток сохранить независимость княжества. Но даже после разгрома слабой политической оппозиции в Ярославле там долго еще были заметны следы былой самостоятельности. Многие ярославские князья (Пенковы, Алабышевы, Аленкины, Сисеевы, Юхоцкие, Шехонские и др.) сохраняли на территории бывших своих уделов остатки вотчинных прав вплоть до второй половины XVI века. В 1479 году Иван III, узнав о готовящейся измене новгородских бояр,быстро в четвертый раз подступил к Новгороду. В село Бронницу к Ивану III стали прибывать многие жители Новгорода, и заговорщики вынуждены были открыть ворота в город. Все участники заговора были подвергнуты пыткам, многие казнены,а другие высланы в поволжские города и селения. Летописец сообщал,что в 1479 году из Новгорода было вывезено 250 семей бояр и купцов, в 1480 году—50 семей, а в 1488 году — 7 тысяч человек. Земли и усадьбы опальных бояр раздавались сторонникам московского князя, переселенным из подмосковных городов. Купцы и бояре-переселенцы из-под Москвы стали главенствовать в Новгородском крае и скоро полностьюподчинили себе город. Они получали огромные доходы от торговли и эксплуатации крепостных крестьян. Особо выделялись своим богатством несколько купеческих семей — Саларевы, Корюковы, Боровитиновы, Сырковы и Таракановы. Для своих дворов они заняли большие площади на Торговой стороне. Купцы Сырковы завладели бывшим княжеским двором на Ярославовом дворище. После присоединения Новгорода к Москве и перераспределения земельных владений была проведена полная перепись крестьянского населения, поместий дворян и бояр. Перепись производилась по пятинам, на которые была разделена новгородская земля. 19.Завершение политического объединения русских земель в первой трети XVI в. Василий III (1505-1533). 26-летний сын Ивана III и Софьи Палеолог. Василий III продолжил дело отца. Он начал борьбу за отмену системы уделов и вел себя как самодержец. 1) Ограничивал права своих братьев, которым достались уделы. Мешал им жениться, а значит, создать семью, иметь детей, чтобы не продолжать на Руси удельные порядки. Большинство братьев остались холостыми, а после смерти их уделы перешли к великому князю. Лишь Андрей Старицкий сумел создать семью. 2)Усилил свою личную власть. Не терпел, когда ему противоречили, все дела решал только с близкими советниками. В условиях усиления личной власти все подданные рассматривались как холопы. Именно в это период в русском обществе складывается мнение о том, что воля государя-это воля божья. Большое влияние оказали порядки, существовавшие в орде. 3) Существовала Боярская Дума, значительной была власть кормленщиков-наместниках на местах. Сложилась система местничества. Это право крупного феодала занимать место в системе управления, которое ему принадлежало по знатности рода. Развивается система приказов. Зародилась бюрократия, т.е круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов т.д. 4) В составе армии появилось постоянное подразделение - наряд. Сформированы отряды пищальников. 5) Продолжалась внешняя политика Ивана 3. Василий 3 ведет наступление на Литву, стремясь вернуть русские земли. В ходе войны 1512-1513 гг. удалось вернуть Смоленск 15В честь этого события в Москве был сооружен Новодевичий монастырь, в котором была помещена икона Смоленской богоматери — защитницы западных рубежей Руси. 6) Возобновил наступление на Казань, но сил было мало. 7)Воспользовавшись нападением крымских татар на Литву, Василий III в 1510 г. присоединил Псков. 300 семей наиболее богатых псковичей было выселено из города и заменено таким же числом из московских городов. Вечевой строй был упразднен. Псковом стали управлять московские наместники. Наконец, в 1521 г. в состав России вошла Рязанская земля, уже находившаяся в зависимости от Москвы. Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточной и северо-западной Руси в одном государстве. Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией. Итог правления Василий III- окончание процесса объединения русских земель и создание единого многонационального государства. Значение образования единого русского государства: создание условий для дальнейшего экономического, политического и культурного развития страны; расширение международных связей; помощь в защите от внешних врагов. 20. Экономическое развитие России в XVI в. Историография. Характер сельского хозяйства. Россия этого времени представляла собой аграрную страну со значительным преобладанием сельского населения. (Из примерно 6 млн. жителей в городах к середине века обитало не более 5%). Главным занятием оставалось земледелие. Все более распространялась трехпольная система, постепенно вытеснявшая подсеку на север. Главным орудием труда крестьян как и раньше была соха, которая несколько усовершенствовалась (соха-косуля) и по своим пахотным возможностям приближалась к плугу. Выращивали рожь, ячмень, овес, пшеницу, огородные культуры. В силу низкого плодородия почв и сурового климата (короткое лето не позволяло тщательно обрабатывать землю) урожайность была крайне низкой. В результате земледелие сохраняло экстенсивный характер, что порождало колонизацию как новых территорий (на Севере, в Приуралье, за Окой), так и освоение леса под пашню во внутренних районах. Сложным природным условиям крестьяне противопоставляли вековой опыт и объединение своих усилий в рамках больших патриархальных семей, которые, в свою очередь, сплачивались в общины. Анализ социально-экономического развития России в XVI в. показывает, что в стране в это время происходил процесс укрепления традиционной феодальной экономики. Рост мелкотоварного производства в городах и торговли не привели к созданию очагов буржуазного развития. В середине XVI в. были установлены морские связи с Англией. С англичанами заключали льготные соглашения, была основана Английская торговая компания. В 1584 г. возник город Архангельск. Однако климатические условия этого района ограничивали судоходство по Белому морю и Северной Двине тремя- четырьмя месяцами в году. Великий Волжский торговый путь после присоединения поволжских ханств (остатков Золотой Орды) связал Россию со странами Востока, откуда везли шелк, ткани, фарфор, краски, пряности и т.д. Из Западной Европы через Архангельск, Новгород, Смоленск Россия ввозила оружие, сукно, драгоценности, вина в обмен на меха, лен, пеньку, мед, воск. Россия не имела разведанных месторождений цветных и благородных металлов, серы, железо добывали только из бедных болотистых руд. Все это делало необходимым как развитие собственного производства, так и расширение экономических связей со странами Западной Европы. Объемы же внешней торговли той эпохи находилось в прямой зависимости от успехов морской торговли. Таким образом, русская деревня 1-ой пол. ХVI в. переживает период подъема, достигаемого за счет “больших расчисток” земель под пашню, роста численности населения, занятия домашними ремеслами, относительной внутриполитической стабильности и обеспечения внешней безопасности. При этом государство и феодалы еще не настолько окрепли, чтобы своими чрезмерными налогами и податями лишить крестьянина заинтересованности в результатах труда. Получает дальнейшее развитие феодальное землевладение, различия между вотчинами и поместьями начинают стираться. 21. Русский город и горожане в XVI в. !город-часть феодальной системы. Общая характеристика. В начале ХVI в. на огромной территории российского государства насчитывалось около 130 поселений городского типа. Из них только Москву (130 тыс.) и Новгород (32 тыс.) можно отнести к достаточно крупным городам, значительными городскими центрами являлись Тверь, Ярославль, Вологда, Кострома, Нижний Новгород и ряд других, тогда как большинство сохраняло свой сельский облик. Общая численность городского населения не превышала 300 тыс. человек. Хозяйственное развитие. Города становились центрами ремесла и торговли. На рынок производили свою продукцию гончары и кожевники, сапожники и ювелиры и т. д. Число и специализация городских ремесел в целом обеспечивали потребности сельских жителей. Вокруг городов складываются местные рынки, но т.к. основной массе крестьян добираться до них было слишком далеко и неудобно, то значительную часть ремесленной продукции они производили сами. Таким образом, натуральный характер крестьянского хозяйства, общая экономическая отсталость страны стояли на пути формирования рыночных отношений. В конце ХV в. в Москве возникла государственная мануфактура по изготовлению пушек и другого огнестрельного оружия. Но полностью покрыть потребности армии в современном вооружении она не могла. Россия не имела разведанных месторождений цветных и благородных металлов, серы, железо добывали только из бедных болотистых руд. Все это делало необходимым как развитие собственного производства, так и расширение экономических связей со странами Западной Европы. Объемы же внешней торговли той эпохи находилось в прямой зависимости от успехов морской торговли. Городское население. Городское население в XVI в. получает устойчивое наименование "посадские люди". Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей. Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая, из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных "белолистцами" городских имуществ.Судебник впервые обратил внимание и на посадских людей. В их интересах он постановил «торговым людям городцким в манастырех в городских дворах не жити». Этим ограничивались возможности заклада посадских людей и затруднялось существование городских монастырских дворов. Новые законы должны были приниматься «с государева докладу и со всех бояр приговору» (статья 98).6 Дела должны были докладываться государю, а потом при участии Боярской думы принимался окончательный приговор. Население городов ("посадский люд") было достаточно пестрым по своему составу и дифференцировалось по роду занятий. |