Главная страница
Навигация по странице:

  • 22. Крестьяне в XVI в. Крестьянское хозяйство

  • Социальное и правовое

  • Особенности положения черносошных

  • Сельские общины

  • 23. Холопство в XVI в.

  • 24. Культура России в XVI веке. Расширение культуры, ее горизонтов и масштабов. Русская литература XVI в.

  • Грамотность и просвещение

  • Начало книгопечатания

  • Русская архитектура XVI в.

  • Московский Кремль

  • Особенности и предпосылки объединения


    Скачать 149.75 Kb.
    НазваниеОсобенности и предпосылки объединения
    Дата18.01.2020
    Размер149.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii_14-16_vv.docx
    ТипДокументы
    #104723
    страница8 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    ! Посад-часть городского населения, основные производители. – освобождены от тягла, от постоялого двора (не обязаны содержать приезжих гостей), от таможенных пошлин, не держат земли, штраф за оскорбление.

    !Население: черные (на гос. земле)-платили феод.ренту, частновладельческие (на частной земле).

    Ремесленники, мелкие торговцы, огородники объединялись по территориальному признаку в сотни и полусотни. Ремесленных цехов в чистом виде Россия не знала.

    Купцы объединялись в корпорации "гостей", "суконников" и др., которые обладали большими привилегиями, и по ряду пунктов их статус сближался с положением боярства – они не платили податей, члены некоторых таких корпораций могли владеть землями с крестьянами. Именно из них избирались руководители городского самоуправления, ведающего сбором налогов и организацией отбывания различных повинностей.

    Однако общее управление городами находилось в руках великокняжеской власти и осуществлялось через ее наместников. Городская земля считалась собственностью государства. В целом в русских городах так и не сложился "городовой строй", аналогичный западноевропейскому, городское население все более попадало в зависимость от государства.

    К концу XVI в. в России насчитывалось примерно 220 городов. Крупнейшим городом была Москва, население которой составляло около 100 тыс. человек (в Париже и Неаполе в конце XVI в. проживало 200 тыс. человек, в Лондоне, Венеции, Амстердаме, Риме – 100 тыс.). Остальные города России, как правило, имели по 3–8 тыс. человек. В Европе же средний по размеру город XVI в. насчитывал 20–30 тыс. жителей.

    В XVI в. продолжалось развитие ремесленного производства в русских городах. Специализация производства, тесно связанного с наличием местного сырья. Тульско-Серпуховской, Устюжно-Железопольский, Новгород-Тихвинский районы специализировались на производстве металла, Новгородско-Псковская земля и Смоленский край были крупнейшими центрами производства полотна и холста. Кожевенное производство получило развитие в Ярославле и Казани. Вологодский край производил огромное количество соли и т.п. По всей стране велось крупное по тем временам каменное строительство. В Москве появились первые большие казенные предприятия Оружейная палата, Пушечный двор. Суконный двор.

    Значительную часть территории городов занимали дворы, сады, огороды, луга бояр, церквей и монастырей. В их руках были сосредоточены денежные богатства, которые отдавались под проценты, шли на покупку и накопление сокровищ, а не вкладывались в производство.

    22. Крестьяне в XVI в.

    Крестьянское хозяйство. Первую половину ХVI в. можно охарактеризовать как "золотой век" русского земледельца.

    Благодаря освоению леса под пашню (т. е. "внутренней колонизации") увеличилось наделение крестьянского дворохозяйства землей (от 10 до 15 десятин земли в 3-х полях). Выросла и численность крестьянской семьи (до 10 душ обоего пола в среднем), что обеспечивало хозяйство необходимой рабочей силой. Правда, ощущалась нехватка сенокосов и относительный дефицит домашнего скота. Крестьяне продолжали заниматься различного рода промыслами, получили развитие домашние ремесла.

    В это время сохранялись еще традиционные ставки налогов и сборов, которые не были очень обременительными. В среднем крестьянское хозяйство отдавало государству и своему феодалу до 30% всего производимого продукта, что еще не могло сдерживать его хозяйственную инициативу. Таким образом, государство и служилое сословие, с одной стороны, обеспечивали внешнюю безопасность и внутреннюю политическую стабильность для экономической деятельности крестьянства, а с другой, не настолько еще окрепли, чтобы изымать значительную долю произведенного продукта и тем самым лишать производителей материальной заинтересованности в результатах труда.Все это создавало условия для роста производства и накопления ресурсов крестьянскими хозяйствами.

    Однако главной целью крестьян являлось не расширение производства и тем более не получение дохода, а удовлетворение потребностей семьи в пище, одежде, тепле и жилище, а также обеспечение условий для продолжения простого производства. Таким образом, крестьянское хозяйство по своей сути оставалось потребительским, накопление же осуждалось как общинной, так и христианской моралью, что также препятствовало расширению производства. Кроме того, на пути расширенного воспроизводства стояли и природные факторы, ограничивавшие возможности крестьянского хозяйства. В итоге все это делало его крайне уязвимыми от различного рода случайностей, "внешних факторов", и особенно - от политики государства.

    Социальное и правовое положение крестьянства. Помимо экономического в это время происходит улучшение социального и правового статусов земледельцев. Об этом свидетельствует сам факт распространения термина "крестьяне" и вытеснения сословно ущербных, отражающих неравноправное положение земледельцев понятий "смерды", "сироты". Было юридически подтверждено право крестьян на свободный "выхода" в "Юрьев день".

    Крестьянин являлся субъектом права – он мог судиться со своим феодалом, свидетельствовать против него на суде. Более того, по Судебнику 1497 г. "лучшие крестьяне" присутствовали на суде бояр-кормленщиков в качестве "судных мужей". Крестьянин еще не нес ответственности своим имуществом за несостоятельность своего феодала. С 30-х гг. ХVI в. черносошные и владельческие крестьяне принимают участие в деятельности органов местного самоуправления.

    Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня". Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50 - 90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным Основанием в процессе прикрепления крестьян с конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 - 15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

    Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В ХV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

    Особенности положения черносошных крестьян. Наряду с различными формами феодального землевладения в России сохранялись и свободные крестьянские владения на т. н. "черносошных землях" (сохой называли меру площади обрабатываемой земли, "черными", в отличие от "обеленных" - тех, кто платил налоги государству).

    !соха: крестьянская-600 четей; господская-800 четей.

    Черносошные крестьяне, в отличие от "владельческих" оставались полностью свободными и платили налоги великому князю. В начале ХVI в. они были достаточно многочисленны даже в центральных уездах. Постепенно государство стало передавать черносошные земли в поместья, что означало для крестьян изменение их статуса - превращение во "владельческих". Но так как поначалу помещик выступал только в качестве их покровителя, не отбирал в непосредственное свое распоряжение общинные земли (рост барской запашки начался позже - не ранее середины ХVI в.), и защищал крестьян от внешних посягательств, то, при сохранении общего уровня жизни, а фактически – социального и правового статуса, крестьяне смирялись с изменением своего положения.

    Сельские общины. Крестьяне объединялись в общину, чьи нормы и традиции регулировали хозяйственную и духовную жизнь. Она воздействовала на крестьянское землепользование, контролировала сенокосные угодья и промысловые территории, служила посредником в отношении крестьян со своим феодалом и государством. В целом община обеспечивала экономические, социальные, правовые и духовные условия жизнедеятельности своих членов.

    23. Холопство в XVI в.

    Московский период.

    Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских"), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон ограничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными.

    В течение московского периода институт холопства претерпел ряд существенных перемен. Затем общая масса несвободного населения разных типов сначала фактически, а потом юридически начинает сближаться с крестьянами, постепенно утрачивавшими свою гражданскую свободу, и наконец совершенно сливается с ними.

    Холопство из преступления совсем не существует по московскому праву, так как за все важные преступления вводятся уголовные наказания.

    В полной силе в течение всего периода сохранило значение источника полного холопства рождение от холопов.

    Что касается возникновения холопства по доброй воле поступающих, то: продажа самого себя и родителями детей признаётся всецело Судебником 2-м; в нём сказано, что холоп не может продавать своего свободного сына, родившегося у него до холопства, а «продастся он сам кому хочет»; подобное же правило установлено и относительно чернцов. Далее Судебник предоставляет крестьянину продаваться с пашни в полные холопы без соблюдения срока перехода и без уплаты пожилого. Но имеется уже и ограничение относительно служивших людей: как их самих, так и их не служивших ещё детей запрещено было принимать в холопы, кроме лишь отставленных от службы. После Судебника состоялись новые ограничения. Так, по указу 1560 г. несостоятельные должники не могли продаваться своим кредиторам в полные и докладные холопы, а их велено было отдавать кредиторам головою до искупа; по указу 1597 года предписано кабальных людей, которые стали бы выдавать на себя полные и докладные, отсылать к постельничим. Холопство по городскому ключу совершенно уничтожено; осталось только холопство по сельскому ключу, причём это последнее возникало по Судебнику 1- му с докладом или без доклада, а по Судебнику 2-му – непременно с докладом. Наконец, прибавлена оговорка о детях, из которых следовали в холопы за родителями только те, которые были записаны с ними в одной грамоте или породились в холопстве.

    Документальное закрепление.

    Вместе с указанными видоизменениями в источниках холопства московское право выработало и более точные формы укрепления прав на холопов. С развитием грамотности стали составлять на поступающих в холопство записи. Ещё до Судебника 1-го на продающихся в холопство писали полные грамоты (от выражения:«купил в полницу») при участии наместников и дьяков, перед которыми «ставили» продающихся. Это предъявление властям продающихся в холопство для удостоверения в правильности сделки стало называться докладом, а грамоты на холопство – докладными. По имени записей и холопов называли полными и докладными. Хотя ни по способу возникновения, ни по существу нельзя провести разницы между этими видами холопства.

    По названию сделок (рядных, духовных завещаний, купчих), которыми передавались другим лицам права над холопами, называли холопов также приданными, духовными, купленными. В Судебниках определена и компетенция областных правителей по делам о холопстве. По Судебнику 1-му только наместники с боярским судом могли выдавать правые и отпускные на холопов; но отпускная, подписанная собственноручно рабовладельцем, имела силу и без доклада наместнику. По Судебнику 2-му наместники с боярским судом имели право выдавать лишь полные и докладные, правые же и беглые выдавались ими только с доклада в Москву; отпускные же грамоты выдавались лишь в Москве, Новгороде и Пскове и без доклада, хотя бы собственноручно подписанные господами, значения не имели.

    Судебник 1550 года:

    35 ст – правая и отпускная грамота

    76 ст – источники(полная грамота, женитьба, семья, но если дети родились до холопства, то они не холопы. по городскому ключу не холлоп. по рабе холоп, по холопу раба. По духовной грамоте, по по приданной. По тиунству без полной и без докладной не холоп.

    78 – ограничение похолопления. На старинных холопов кабал не брать

    80 – свобода холопу, бежавшему из плена

    81 – ограничение похолопления потенциальных служащих военных. служилых детей боярских и их детей, которые не служили, не принимать в холопы, кроме тех которых государь отставит от службы.

    Зимин. Холопство расширялось.

    Греков. Сокращается.

    Ключевский холопство породило крепостничество.

    24. Культура России в XVI веке.

    Расширение культуры, ее горизонтов и масштабов.

    Русская литература XVI в.

    Литература того времени свидетельствует о глубоких преобразовательных процессах, охвативших все сферы русского общества.

    Митрополита Макария к 1554 г. были созданы "Великие Четьи Минеи" - 12-томное собрание всех книг. Произведения были распределены по тем дням, в которые их рекомендовалось читать.

    В 70-х годах XVI в. было закончено составление иллюстрированной всемирной истории - Лицевого летописного свода. Он представлял собой 12 фолиантов, из которых до нас дошли 10. В сохранившихся томах имеется свыше 16 тыс. миниатюр. В лицевом своде всемирная история излагается как смена великих царств - Древнееврейского, Вавилонского, Персидского, Александра Македонского, Римского, Византийского. Закономерным итогом этого процесса образования русского.

    К литературе бытового жанра относится такое оригинальное произведение, как "Домострой", автором которого, вероятно, был протопоп Сильвестр. "Домострой" означает "домоводство", поэтому в нем можно найти самые различные советы и наставления: как воспитывать детей и обращаться с женой, хранить запасы и просушивать белье, когда покупать товары на рынке и как принимать гостей.

    Идеями самодержавия были проникнуты такие произведения как Лицевой свод или Никиновская летопись, Степенная книга, где показана история династии Рюриковичей.

    Существовала публицистика. Один из них- челобитная Ивана Пересветова. где он призывал Ивана грозного укреплять власть.

    Грамотность и просвещение Уровень грамотности среди населения был различным. Элементарная грамотность была распространена у посадских людей и крестьян 15%. Более высока была грамотность в среде духовенства, купечества, знати. Обучение грамоте производилось в частных школах, которые обычно содержали люди духовного звания. В ряде школ, кроме обучения непосредственно грамоте и чтению, изучали грамматику и арифметику. В связи с этим появляются первые учебники по грамматике ("Беседа об учении грамоте") и арифметике ("Цифирная счетная мудрость"). Грамотные люди нужны были в избах и приказах. Первую русскую грамматику составил Максим Грек. При Иване Грозном некоторых способных молодых людей стали посылать в Константинополь.

    О развитии просвещения в XVI в. свидетельствует также факт создания при крупных монастырях библиотек. Иван Грозный был обладателем крупной библиотеки.

    Начало книгопечатания

    Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена первых мастеров нам неизвестны. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и на государственные средства сооружается типография. Создателями и руководителями Печатного двора (размещался невдалеке от Кремля на Никольской улице) были дьяк одной из кремлевских церквей Иван Федоров и белорусский мастер Петр Мстиславец. В марте 1564 г. вышла первая книга "Апостол", хорошо исполненная в техническом отношении. Она отличалась четким красивым шрифтом, многочисленными заставками, была также выполнена гравюра "апостол Лука" и т.д. В 1565 г. вышли два издания другой книги - "Часовник". Иван Федоров был не только мастером-типографом, но и редактором: исправлял переводы книг "Священного писания", приближал их язык к языку своего времени. Однако церковники стали обвинять его в колдовстве. Благодаря их подстрекательству толпа разгромила типографию, Иван переехал в Москву. Выпустил первую славянскую “Азбуку” .

    Возвышение Москвы положило конец феодальной раздробленности и способствовало культурному сближению княжеств.

    Русская архитектура XVI в.

    Московская архитектура заимствовала традиции владимиро-суздальской и псковско-новгородской архитектуры. Новое положение города требовало развития монументального строительства.

    Московский Кремль стал архитектурным символом государственной мощи, стены его стали возводиться заново в конце XV в. в царствование Ивана III. Для перестройки Кремля были приглашены миланские инженеры Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Антон Фрязин (настоящее имя Антонио Джиларди) и др. Под их руководством были возведены Тайницкая, Водовзводная, Спасская, Боровицкая башни. Приглашая иностранных мастеров, Иван III хотел использовать новейшие достижения европейского инженерного искусства, но не забыть при этом национальные традиции. Поэтому строители почти полностью сохранили старое расположение стен, сделав их еше более величественными и высокими. Кирпичные стены обшей протяженностью более 2 км с 18 башнями оказались не только грозной крепостью, но и замечательным архитектурным произведением. После завершения строительства стен и башен в 1515 г. Кремль стал одной из лучших крепостей Европы. Кремль почти полностью повторял план крепости Дмитрия Донского, новые соборы стали возводиться в основном на местах старых храмов, построенных при Иване Калите. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Старые церкви были ветхи и тесны и не отвечали возросшему политическому значению столицы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта