Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Учреждение опричнины и ее этапы.

  • Причины опричнины.

  • Этапы опричнины.

  • Условия царя.

  • Особенности и предпосылки объединения


    Скачать 149.75 Kb.
    НазваниеОсобенности и предпосылки объединения
    Дата18.01.2020
    Размер149.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii_14-16_vv.docx
    ТипДокументы
    #104723
    страница10 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    Ливонская война 1558 - 1583 годов


    После покорения Казани Россия обратила свои взоры к Балтике и выдвинула планы взятия Ливонии. Сложились две главные причины Ливонской войны: право свободно торговать на Балтике, а для противников решался вопрос о недопущении России в число европейских государств. Орден и немецкое купечество препятствовали росту русской торговли. Поэтому для России главной целью Ливонской войны стало завоевание выхода к Балтийскому морю. Борьба за господство на море шла между Литвой и Польшей, Швецией, Данией и Россией.

    Поводом для начала войны послужила неуплата Ливонским орденом дани, которую Юрьевское (или Дерптское) епископство обязалось платить по мирному договору 1554 года.

    На первом этапе войны (1558-1561) В 1558 году русские войска вторглись в Ливонию. Были взяты несколько городов и замков, в том числе такие значимые, как Нарва, Дерпт, Юрьев. Вместо того чтобы продолжать успешно начатое наступление, Московское правительство предоставило Ордену перемирие и одновременно снарядило экспедицию против Крыма. Воспользовавшись передышкой, ливонские рыцари собрали военные силы и за месяц до окончания срока перемирия нанесли поражение русским войскам.

    Россия не добилась результатов в войне против Крымского ханства и упустила благоприятные возможности для победы в Ливонии. В 1561 году магистр Кетлер подписал договор, по которому Орден перешел под протекторат Литвы и Польши. Москва заключила мир с Крымом и сосредоточила все силы в Ливонию. Но теперь вместо одного слабого ордена приходилось иметь дело с несколькими сильными претендентами на его наследство. Если на первых порах удалось отклонить войну со Швецией и Данией, то борьба с главным наследником Ливонского ордена, т.е. с Польско-литовским королем, оказалась неизбежной.

    Второй этап войны (1562-1578) для России прошел с переменным успехом.

    Высшим достижением России в Ливонской войне было овладение Полоцком в феврале 1563 года, после чего последовали военные неудачи и бесплодные переговоры. Крымский хан отказался от союза с Москвой.

    В 1566 году в Москву приехали литовские послы с предложением перемирия и с тем, чтобы за Москвой оставались Полоцк и часть Ливонии. Иван Грозный требовал всей Ливонии. Такие требования были отклонены, и литовский король Сигизмунд Август возобновил войну с Россией.

    В 1568 году Швеция расторгла заключенный ранее союз с Россией. Англия отказалась подписывать разработанный русскими дипломатами союзный договор. В 1569 году Люблинская уния в результате которой Польша и Литва объединились в единое государство – Речь Посполитую. России пришлось продолжать Ливонскую войну без союзников в самых неблагоприятных условиях.

    Однако и Речь Посполитая, и Россия одинаково нуждались в мире, поэтому обе страны заключили в 1570 году трехлетнее перемирие.

    В это время Россия вела военные действия со шведами, прибегнув к помощи Дании. Иван Грозный решил из завоеванных земель создать вассальное Ливонское королевство, на трон которого было обещано посадить датского принца Магнуса, женатого на царской племяннице. Он пробовал изгнать шведов из Ревеля (Эстония) в начале 1577 года, но осада была неудачной. Затем Швеция заключила мир с Данией. После смерти Сигизмунда Августа в 1572 году в Речи Посполитой начался период бескоролевья. В борьбе претендентов на престол победу одержал трансильванский князь Стефан Баторий в 1576 году. Он создал антирусский союз и собрал значительную армию.

    Третий этап Ливонской войны (1679-1583) начался с вторжения польского короля Стефана Батория в Россию. Одновременно России пришлось вести борьбу и со Швецией. Впервые за все время Ливонской войны противники России фактически объединили свои военные усилия.

    В августе 1579 года армия Батория завоевала Полоцк, а через год Великие Луки и другие города. В попытке взять Псков Баторий потерпел самую крупную неудачу в войне с Россией. Тем временем военные действия продолжались в Ливонии и Эстонии, где шведы отняли у русских города Падис, Везенберг, а также Кексгольм в Карелии, а 9 сентября 1581 года Швеция овладела Нарвой, затем пали Ивангород, Ям, Копорье.

    С утратой Нарвы продолжение борьбы за Ливонию утратило смысл для Грозного. Сознавая невозможность ведения войны сразу с двумя противниками, царь начал переговоры с Баторием о перемирии, чтобы сосредоточить все силы на отвоевание Нарвы. Но планы наступления на Нарву так и остались неосуществленными. Итогом Ливонской войны стало заключение двух договоров, невыгодных для России.

    15 января 1582 года был подписан Ям Запольский договор о 10-летнем перемирии с Польшей. Россия уступила Польше все свои владения в Ливонии, а Баторий возвратил России завоеванные им крепости и города, но удержал за собой Полоцк.

    В августе 1583 года Россия и Швеция подписали Плюсский договор о перемирии на три года со Швецией. Шведы удержали за собой все захваченные русские города. Россия сохранила участок побережья Финского залива с устьем Невы.

    Окончание Ливонской войны не дало России выхода к Балтийскому морю. Это было очень важно для России, но все же главная стратегическая задача Ливонской войны для Ивана IV состояла в другом. Присоединение Ливонии было необходимо, чтобы остановить многовековой «натиск на восток» со стороны Ватикана для порабощения Руси. Причинами поражения в тяжелой 25-летней Ливонской войне были экономическая слабость России, ее внутренние трудности, отсталость русских в военном искусстве сравнительно с западными европейцами. Политическая недальновидность, невежество Ивана Грозного относительно своих соперников, его стремление к быстрым результатам любой ценой не могли не привести к крупному международному конфликту. Последствием Ливонской войны стало исключительно трудное положение России, страна была разорена.

    30. Учреждение опричнины и ее этапы.

    В начале 60-х в личности царя произошли серьезные изменения. Иван Грозный не забыл унижений своего детства, не забыл боярского своеволия. Он по-прежнему считал крупных бояр своими врагами. Особенно это проявилось во время тяжелой болезни в 1553 г. Думая, что умирает, царь написал завещание, в котором поручал царство только что родившемуся сыну — первенцу Дмитрию. Он потребовал от Боярской думы, от своих помощников по Избранной раде, от удельного князя Владимира Старицкого и его семьи, чтобы они присягнули на верность Дмитрию. Но многие бояре уклонились от этой процедуры, отказались присягать «пеленочнику». Им милее был взрослый Владимир Старицкий.Только под большим нажимом Ивана бояре присягнули маленькому наследнику. Кое-кто из них, а также часть дворянства заявила, что присягают они Дмитрию, но не хотят служить боярам Захарьиным, т. е. родственникам царицы и Дмитрия. Потом царь выздоровел, а маленький наследник неожиданно умер во время поездки на богомолье в Кириллов монастырь, который находился на Белом озере. Именно в это время Иван IV окончательно пришёл к мысли о божественном происхождении своей власти, к идее неограниченного самодержавия.

    Но сама русская жизнь не была готова к этим идеям Ивана Грозного. В ней сохранялось ещё многое из времен удельной Руси. Существовали и удельные князья. Крупные князья и бояре, хотя и стали государевыми слугами, имели свои военные отряды и шли на войну отдельно от остального войска. Остатки прежних вольностей сохранялись в Новгороде и Пскове. Существовала и Боярская дума как высший совещательный орган при царе, а потом появился даже Земский собор. Все это противоречило идее Ивана Грозного о том, что он один является носителем неограниченной самодержавной власти в стране.

    Причины опричнины. -Разрыв Ивана IV с политикой реформ и его стремление к неограниченному самовластию, на пути к которому стояли традиционные нормы и органы управления, остатки удельной системы, моральный авторитет церкви, слабость центрального аппарата власти и пр.

    - В дополнение к этому с 1564 г. русские войска стали вновь терпеть в Ливонии одно поражение за другим.Ухудшение обстановки в стране в связи с Ливонской войной, требовавшей мобилизации ресурсов тыла, увеличение налоговых поступлений. Царь и его новые приближенные во всем обвиняли старое боярство. -Вновь ожили ереси. В то время как церковь твердила о богоизбранности православных русских, один из них Феодосии Косой, проповедовал равенство всех людей, народов, вер, общность имущества, неповиновение властям. Еретиков осуждали на церковных соборах, ссылали в дальние монастыри, казнили «лютой смертью». Многие из них, в том числе Косой, бежали за границу, где было свободнее и безопаснее. Религиозные представления царя и народа, психологическая атмосфера, сложившаяся в обществе. Иван IV все более верил в свое богоподобие и богоизбранность, а к населению относился как к холопам, которых он "волен жаловать или казнить". Эти взгляды усиливались настроениями народа, ожидавшего от царя воплощения в жизнь идеала "Святой Руси". Царь сомневался в возможности воплотить этот идеал по всей стране, разочаровавшись в значительной части населения и, в том числе, в боярстве, недостойном жить в "царстве справедливости".

    -Личные качества царя: его крайняя мнительность, жестокость, трусость и слабоволие, сочетающиеся с умом, начитанностью, самомнением и верой в божественную природу своей власти. Смерть первой жены, а затем митрополита Макария, устранение деятелей "Избранной рады", т. е. людей, в определенной степени сдерживающих проявление его необузданного характера, усилило влияние этих черт на сферу политики.

    Повод: военные неудачи и летом 1564 г. в Литву бежал князь Курбский. Позднее историки обнаружили, что князь, имея сношения с польско-литовским королем, давно уже замышлял побег. Из Литвы Курбский прислал царю письмо с обвинениями в кровопийстве, насилии, гордыне. Он осуждал его самодержавные замашки, нежелание советоваться с боярами, с «всенародными человеки». По существу, Курбский выступал за те порядки, которые утвердились во времена Избранной рады. В своем ответном письме царь отмел все обвинения князя и в свою очередь говорил о злодеяниях бояр и защищал принципы самодержавной власти. Кроме того, страну поразил неурожай, а Москва испытала 4 пожара.

    Этапы опричнины.

    1 этап (1564-1566 до Земского собора)

    3 декабря 1564 г. Из ворот Кремля выехала длинная процессия; царь со своей семьей, свитой, охраной. К тому же царь увозил с собой драгоценности, царскую казну, старинные иконы. После месяца путешествия по Московскому уезду царь прибыл в Александрову слободу.

    В январе 1565 он направил письмо митрополиту, в котором сообщал, что оставил Москву из-за изменников. Он перечислял все прегрешения бояр в период его малолетства и упрекал отцов церкви в заступничестве за этих злодеев. Особая грамота была направлена посадскому населению Москвы, всем простым, людям, в которой царь сообщал, что он ополчился на изменников — бояр, приказных людей, дворян, а на них, простых людей, зла не держит.

    Через несколько дней в Москве на городском собрании горожане просили царя возвратиться в столицу и покарать изменников, выражали готовность сами покарать злодеев.

    Условия царя. Бояре, оказавшись один на один с разгневанным народом, вынуждены были послать к царю делегацию и принять все его требования. Главными условиями стали: - разделение страны на земщину с прежней Боярской думой и приказами и – опричнину со своей Думой (Двор), приказами-избами (на монастырский лад – "кельями"), войском; - право царя полностью и бесконтрольно распоряжаться жизнью и имуществом людей, которых он "волен казнить и миловать" без суда и следствия. Самодержавная власть царя простиралась на всю Россию и в земщине Иван IV так же карал "изменников" без санкции Боярской думы, как и в опричнине, - предоставление 300 тыс. руб. на "обустройство" опричнины. Посольский приказ был общим. Деление страны было формальным, царь сохранял рычаги власти везде.

    Опричники. Опричник, приносивший царю клятву на верность (символами их преданности были метла и собачья голова, прикрепляемые к седлу и означавшие борьбу с изменой), обязывался не общаться с земскими, которые воспринимались, как принадлежавшие к иному, как бы несуществующему миру. О религиозном характере опричнины свидетельствуют и такие факты, как организация опричников, созданная по типу монашеского братства во главе с игуменом.

    Начались расправы с неугодными лицами. Одним из первых был казнен герой взятия Казани князь Александр Горбатый. С опричной территории выселялись многие бояре и дворяне и отправлялись под Казань. Представители старинных русских родов двинулись на поселения в неведомые им места. У Владимира Андреевича Старицкого поначалу отняли его удел и дали взамен другой, где у него не было опоры в людях. Все его сторонники были либо казнены, либо выселены.

    В разгар опричнины царь собрал Земский собор, чтобы обсудить вопрос об отношениях с Ливонией. Большинство его участников высказалось за войну, особенно за это ратовали помещики, стремящиеся получить земли на западе, а также купечество, мечтавшее использовать в своих торговых интересах порты на Балтике. На этом Соборе группа дворян обратилась к царю с просьбой о ликвидации опричнины.

    2 этап (1566-1572).

    Против опричнины выступил митрополит Филипп. Не боясь царя, он в своих проповедях в Успенском соборе обличал его насилие. Однажды царь вместе со своими верными помощниками-опричниками во главе с Малютой Скуратовым-Бельским, который стал главным опричным палачом, ворвался в собор с саблей наголо и припугнул митрополита. В другой раз опричник Алексей Басманов сорвал с Филиппа церковное облачение и выгнал из собора. Это было святотатство. Но оно не смутило царя. Вскоре митрополит был смещен с престола и отправлен в заточение в один из тверских монастырей. Многие его сторонники из числа церковных деятелей также пострадали. В дальнейшем Малюта Скуратов задушил бывшего митрополита в своей келье. Позднее церковь объявила митрополита Филиппа святым.

    За гибелью митрополита последовали новые казни. Царь заставил Владимира Старицкого принять яд, погибла и вся его семья.

    Особое место в истории опричнины занял поход опричного войска во главе с царем на Новгород в 1570 г.

    В январе 1570 г. царь вступил в Новгород. К этому времени передовые отряды опричников уже ограбили здешние монастыри. Затем опричники начали хватать бояр, тех, кто был под подозрением, а потом уже всех без разбора. Людей топили в Волхове по нескольку сот в день. Новгородская округа была опустошена, зерно сожжено, скот уничтожен. Погибло много крестьян, ремесленников, купцов. Теперь обескровленный город навеки потерял свое значение в качестве соперника Москвы. Тысячи возов с награбленным имуществом сопровождали Ивана IV в обратный путь. Это была победа над своим народом. Такого Новгород не знал и при татарах. Карательные экспедиции потрясли также недавно захваченные Нарву, Иван-город, Псков.

    Возвратясь в Москву, Иван Грозный предпринял ещё более устрашающие казни. На этот раз он решил расправиться с московскими приказными людьми, а также с пригнанными в Москву новгородцами. На одной из площадей Москвы было собрано 300 человек. Среди них находился видный дипломат, глава Посольского приказа, один из оставшихся в живых деятелей Избранной рады дьяк Иван Михайлович Висковатый. Часть из них Иван IV великодушно простил, а остальных, в том числе Висковатого, ожидала лютая казнь. Царь и его свита сами кололи их пиками и секли саблями головы беззащитных людей.

    Опричнина свирепствовала все более люто. Погибли уже многие тысячи людей, а конца казням не было видно. Опричники, которых насчитывались тысячи, вошли во вкус насилий, грабежей и убийств, выискивали врагов, доносили на безвинных, чтобы завладеть их имуществом. В этом позорном деле, развязанном Грозным, участвовало не только опричное войско, но и рядовые горожане и даже холопы — те, кто хотел свести счеты со своими недругами. Грозный царь лишь дал сигнал к опричной политике, а дальше во многом уже действовали сами люди. По существу, одна часть населения при поддержке царя ополчилась против другой. Вскоре опричники стали доносить друг на друга, обвинять друг друга в измене государю, бороться за почетное место около царя, за земли, доходы, привилегии. Снова полетели головы, на сей раз уже самих опричников. По приказу царя был зарезан своим сыном и Алексей Басманов.

    Печальная участь не миновала и военных. На плаху взошли прославленные русские военачальники, среди них — знаменитый воевода М. И. Воротынский. За время опричнины погибли от казней или бежали за рубеж все известные русские полководцы.

    В 1571 г. царь не сумел организовать оборону Москвы от набега крымского хана Девлет-Гирея. Опричное войско, выродившееся в банду грабителей и убийц, оказалось неспособным противостоять внешнему врагу. Страшный разгром города, сгоревшего от пожаров, напугал царя, который даже готовился бежать из страны. В 1572 г. перед угрозой нового нашествия татар Иван IV вынужден был отказаться от раздела страны и войска, что дало возможность земскому воеводе князю М. Воротынскому разбить татар в битве у с. Молоди. Запрещено было произносить даже слово "опричнина" - нарушителю грозило наказание кнутом.
    “Скрытый" период опричной политики.

    Формально опричнина отменена,но продолжалась фактически до самой смерти царя.

    1575 г. Иван IV "возвёл" на царский престол своего ставленника татарского служилого хана Симеона Бекбулатовича, а сам стал удельным князем "Иванцом Московским", сохраняя при этом власть над всей страной в своих руках. Это мнимое отречение ему понадобилось для того, чтобы, не возрождая опричнины,расправиться со своими бывшими соратниками, входящими в состав опричной думы. Кроме того, возможно,суеверный Иван Грозный поверил предсказаниям, согласно которым царь, якобы, должен был умереть в наступившем году. В 1576 г. он вернул себе царский трон, но его бывший удел стали называть двором, а вся территория страны и люди вновь, правда, не так жестко, оказались разделенными на земских и дворовых.

    Последствия опричнины.

    1. Объективно, опричнина не только не привела к усилению центральной власти, к чему стремился Иван IV, а скорее ослабила ее. Попытка форсированными темпами и насильственными методами изменить структуру власти, централизовать ее в условиях незрелости социально-экономических и духовных факторов вызвала острый общественно-политический кризис, поставивший страну на грань национальной катастрофы в годы Смуты – гражданской войны начала ХVII в. Страна не была готова к централизованному объединению.

    2. Опричный террор не привёл и к уничтожению боярства и боярского землевладения, произошли только персональные изменения в составе этого правящего слоя, поднявшие на самый верх людей беспринципных, готовых ради личных интересов пойти на любое преступление. Люди же с чувством собственного достоинства, заботящиеся о судьбах России и готовые ради нее отстаивать свою точку зрения в спорах с царем, были устранены или уничтожены.

    3. Опричная политика не столько помогла России в Ливонской войне, сколько стала одной из причин ее поражения. Ослабляя ресурсы страны, парализуя страхом командный состав, она привела к тому, что Россия не сумела развить первоначальный успех и воспользоваться смутой, наступившей в Речи Посполитой после смерти в 1572 г. короля Сигизмунда II Августа.

    4. Внутренняя политика и затяжная война привели к тяжелому экономическому кризису, разорению населения, его бегству из центра на окраины. Государство теряло налогоплательщиков, служилые люди – крестьян, а это подрывало боеспособность армии.

    5. Привела к крепостничеству. Для преодоления кризисного положения власть пошла на запрет крестьянского "выхода". Отмена Юрьева дня в 1581 г. из временной и ограниченной меры переросла в постоянную, что привело к закрепощению крестьян. А это, в свою очередь, предопределило утверждение наиболее консервативного типа феодальных отношений, что затормозило развитие страны. Заповедные лета.

    6. Опричнина породила и глубокий духовный кризис русского общества. Пошатнулась вера в царя как "земного бога", что подрывало основы православия. Отречение от христианской морали и вседозволенность опричников, порождали страх и апатию в низах общества, дискредитировали церковь, неспособную заступиться за свою паству. В итоге, складывались духовные предпосылки для Смуты.

    7. Выросли налоги. Крестьяне бежали в леса и присоединились в казакам. Во многих уездах страны некому было работать в помещичьих хозяйствах, кормить дворян, содержать войско.

    В этих условиях правительство Ивана Грозного ввело в 1581 заповедные годы. Переход крестьян в Юрьев день был запрещен впредь до особого указа. Эта мера вводилась как временная. Потом она стала постоянной. Все крестьяне,которые были по писцовым книгам на 1581 записаны за тем или иным владельцем, должны были оставаться прикрепленными к своим землям. Так они оказывались в полной зависимости от владельцев земли. Их теперь можно было купить, продать вместе с землями. Это было началом крепостного права в России.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта