Особенности и предпосылки объединения
Скачать 149.75 Kb.
|
6. Русский город в XIV-XV вв. и его роль в объединительном процессе. “Древнерусские города похожи на античные” - Фролов. Подъем сельскохозяйственного производства создал благоприятные условия для восстановления и дальнейшего развития русских городов. Разгром старых крупных городов, таких, как Владимир, Суздаль, Ростов и др., изменение характера экономических и торговых связей и путей привели к тому, что в XIII–XV вв. значительное развитие получили новые центры: Тверь, Нижний Новгород, Москва, Коломна, Кострома и др. В этих городах увеличивалось население, возрождалось каменное строительство, росло число ремесленников и купцов. Больших успехов достигли такие отрасли ремесла, как кузнечное, литейное Дело, металлообработка, монетное дело. Несмотря на то что Золотая Орда, Литва, Польша, Ганзейский союз тормозили и пытались контролировать внешнюю торговлю Руси, города становились центрами не только внутренней, во и внешней торговли, основными направлениями которой были западное (Литва, Польша) и восточное (Кавказ, Крым, Средняя Азия). В отличие от городов Западной Европы, многие из которых добились самоуправления и независимости от феодалов, русские города сохраняли зависимость от феодального государства. В городах преобладала торговля сельскохозяйственной продукцией. К XVI в. в городах практически исчезло вечевое право. Население города, имея личную свободу, делилось на "черных ремесленников", несших "тягло" комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства, и ремесленников, принадлежавших боярам, монастырям или князьям, освобожденных от несения тягла (позднее слободы, где они жили, называли "белыми"). Купечество и ремесленники для поддержки друг друга объединялись в профессиональные организации- дружины или артели, сотни, ряды. Эта поддержка заключалась в том, что они использовали общие склады, помогали в сбыте товаров, предоставляли друг другу кредиты, страховали за счет общих средств на случай стихийных бедствий и т.п. Несмотря на замедленное развитие по сравнению с западноевропейскими городами из-за монголо- татарского разорения и золотоордынского ига, русские города играли значительную роль в объединительном процессе. Они являлись теми центрами, которые поддерживали хотя еще слабые экономические связи между отдельными частями страны. Развитие торговли всегда было первым признаком возрождения любой страны.Развитие ремесла сопровождалось и оживлением торговли. Вся страна была покрыта сетью мелких местных рынков, связанных еще подчас с географическим разделением труда, а также с особенностями истории Руси периода феодальной раздробленности. Центром льноводства были новгородские и псковские земли. Пушниной славились Пермь и Печора. В Вотской и Ижорской землях добывали железо. В Калуге делали добротную деревянную посуду. Постепенно в ходе преодоления политической раздробленности и общего подъема экономики налаживались торговые связи между различными районами страны. Так, на Белоозеро ездили торговые люди из Московской, Тверской и Новгородской земель. Подъем ремесла и торговли сопровождался ростом городов. О численности населения в городах определенных сведений нет. Гораздо больше сохранилось сведений о городских пожарах. Города в Русском государстве различались и по социально-экономической сущности, и по функциям. Прежде всего они являлись административными центрами уездов и средоточием их торговой и ремесленной жизни. Население городов-крепостей преимущественно состояло из гарнизона. Город состоял из различных элементов населения. Жили в нем феодалы со своей челядью. 7. Феодалы в XIV-XV вв. Носители системы государственного феодализма. Корпоративные феодалы (государственные) по отношению к черносошным крестьянам и посадскому населению. Лично не платили налог - неподатные. Могли занимать государственные должности (дьяки, конюший, думные бояре, окольничие, стольничие. Духовенство-формально привилегированные Отличались друг от друга семейно-брачными отношениями (белые давали обет безбрачия). Белые жили за счет прихожан, были формально привилегированные. В классовом отношении близки к труженикам, но и к привилегированным. Арьер-феодалы - субфеодалы “феодалы второго сорта”. Главным в социальном развитии в XIV–XV вв. являлся интенсивный рост феодального землевладения. Основной, господствующей его формой была вотчина, т. е., как уже говорилось выше, земля, принадлежавшая феодалу по праву наследственного пользования. Эту землю можно было менять, продавать, но только родственникам и другим владельцам вотчин. Хозяином вотчины мог быть князь, боярин, монастырь. Чтобы быстрее освоить и успешнее эксплуатировать вотчину, а также иметь военную поддержку, владельцы вотчин часть земли передавали своим вассалам на определенных условиях. Такое землевладение получило название условного, служилого или поместного. Дворяне, составлявшие двор князя или боярина, владели поместьем, которое получали при условии несения службы на вотчинника. (От слова "поместье" дворян называли также помещиками.) Срок службы устанавливался договором. С середины XIV в. наблюдался значительный рост монастырского землевладения. Монголы, заинтересованные в сохранении своего господства, оставили земельные владения в руках церкви. В поддержке церкви были заинтересованы и русские князья. Если ранее налог в пользу церкви – десятина – выплачивался деньгами или натурой, то в новых условиях князья заменили десятину раздачей земель. Землевладение и богатство монастырей росли еще и потому, что в отличие от земель светских феодалов земли монастырей не делились между наследниками, как это было после смерти светского землевладельца. Самым знаменитым среди русских монастырей стал Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским (ок. 1321–1391) в 70 километрах к северу от Москвы (ныне Троице-Сергиева Лавра). Расположенный в лесной, малонаселенной, уединенной местности (пустыне), монастырь вырос в крупнейший религиозно-хозяйственный центр. Ученики и последователи великого Сергия в XIV–XV вв. построили около 100 монастырей общежетийного типа, т. е. на основе совместного владения хозяйством и коллективистской организации жизни обители. Лев Владимирович Черепнин: В условиях подъема производительных сил в сельском хозяйстве Северо-Восточной Руси XIV–XV вв. наблюдались некоторые новые явления в развитии феодальной собственности на землю. Без рассмотрения этих новых явлений нельзя раскрыть социально-экономических предпосылок образования Русского централизованного государства, ибо это государство было государством феодально-крепостническим, защищавшим интересы господствующего класса земельных собственников. Подъем производительных сил приводил к тому, что земля становилась все более желанной для феодалов(грамоты о размежевании земель). Увеличивалась роль земли как средства производства, возрастала ее ценность и усиливалась борьба за нее. В условиях раздробленности сильным землевладельцам было удобно увеличивать свои имения за счет более слабых, а тем и другим — укреплять свои экономические позиции на основе крестьянского труда и хозяйства. Но для класса феодалов в целом дальнейшее укрепление феодального базиса было возможно в рамках крепостнического феодального государства. Феодалы тратят много денег на покупку земли (купчие грамоты). Денег у феодалов в их массе явно было мало, лишь наиболее богатые из них (и прежде всего такие крупные духовные феодальные организации, как монастыри, подобные Троице-Сергиеву) могли затрачивать большие денежные суммы на земельные покупки. Часть же мелких феодалов готова была отдать свои земли за хлеб. Другое, что надо отметить, — мобилизация феодальной земельной собственности в XIV–XV вв. была ограничена и стеснена ее монопольным сословным характером. Александр Александрович Зимин: Феодальное землевладение на рубеже XV—XVI вв., представленное большим разнообразием форм. На Руси существовали тогда в основном четыре вида феодального землевладения: светское, церковно-монастырское, дворцовое (обслуживающее нужды Государева двора) и, наконец, черносошное. Землевладение светских и духовных феодалов росло прежде всего за счет земель, принадлежавших «черным» крестьянам. Захват крестьянских земель был типичным явлением того времени. Источником формирования дворцового землевладения было владение княжеских слуг («служни земли»). С. Б. Веселовский датировал выделение дворцовых земель из черносошных последней четвертью XV в. Для светского землевладения характерна была лоскутность владений, разбросанность по нескольким уездам. Рост боярских семей приводил к раздроблению вотчин. Приходилось изыскивать новые вотчины. Росла мобилизация земельной собственности, а тем временем значительно повысились цены на землю. Земель же для служилых людей не хватало. Наряду с вотчинным землевладением было распространено и землевладение подведомственных князьям всевозможных военных и административных слуг «под дворским». Оно было целиком обусловлено службой и носило условный характер. Представление о «безусловном» характере землевладения вотчинников ошибочно. Вотчинники обязаны были службой феодалу. Особой формой феодального землевладения было землевладение черносошных, или государственных, крестьян. Верховным собственником их земель был великий князь, но крестьяне обладали известными правами на распоряжение своими землями. Они могли их продавать, менять, завещать, но при условии, что эти земли не выйдут из тягла. Более полутора десятка лет шла дискуссия о природе черносошного землевладения. Начал ее И. И. Смирнов, выступив против тезиса Л. В. Черепнина о феодальном характере землевладения и отстаивая мысль о том, что землевладение государственных (черносошных) крестьян было свободным. Точку зрения А. В. Черепнина разделяли А. Д. Горский, С. М. Каштанов, Н. Н. Покровский, А. М. Сахаров. Мнение И. И. Смирнова поддержали Г. Е. Кочин, Ю. Г. Алексеев, Н. Е. Носов, А. И. Копанев. Компромиссную точку зрения высказал А. Л. Шапиро, исходивший из представления о расчлененном характере собственности на землю при феодализме. 8. Холопы в XIV-XV вв. Холопство сохраняется. Александр Александрович Зимин: составляли челядь господина, входили в число его администраторов и военных слуг; вторые обрабатывали господскую запашку и занимались ремесленной деятельностью. Основная масса холопов переходила к своим господам по наследству. Холопов покупали, брали в полон, холопами становились по полным грамотам, которые докладывались местной администрации (докладные). С конца XV в. из среды полных «людей» выделяется группа кабальных (упоминаются в 1479 г.). Их появление объяснялось усилением феодального гнета. Обнищавшие крестьяне вынуждены были поступать во временное (кабальное) холопство, составляя кабалу на взятые в долг деньги. Должник давал на себя «служилую кабалу», по которой он был обязан отрабатывать своим трудом «по вся дни» проценты долга. Освободиться кабальный холоп мог только после смерти хозяина, так как, будучи холопом, он не мог заработать денег для уплаты долга. Но и освободившийся холоп обычно снова шел в кабалу: у него не было средств к существованию. Нередко будущий кабальный холоп и не брал денег, а кабала была лишь документом, оформляющим поступление в холопство.Полные холопы в отличие от крестьян считались собственностью феодала. Роль их в социально-политической структуре общества была значительной. Холопы-послужильцы, отпущенные на свободу, входили в состав господствующего класса (значительная их часть испомещена была в Новгороде): дьяки, казначеи, посельские становились органичной частью государственного аппарата. Холопы-страдники обеспечивали феодалу обработку его пашни, а другие «деловые люди» в условиях господства натурального хозяйства доставляли необходимые для него продукты ремесленной деятельности. Если рядовой феодал имел один-два десятка холопов, то такие, как кн. И. Ю. Патрикеев, — до полутораста. В литературе существовало мнение, что с конца XV в. начинается массовый отпуск холопов на свободу, порожденный изживанием рабства. Но отпускали на свободу всех своих холопов, как правило, те феодалы, у которых не было родичей, наследников. К XVI в. численность холопов у феодалов не только не уменьшилась, но даже увеличилась. Незавершенность крестьянского закрепощения делала применение труда холопов совершенно необходимым. Их эксплуатация отличалась особой жестокостью, что вызывало учащающиеся побеги подневольных людей. Труд холопов находил все более широкое применение на растущей барской пашне. Барщина по прежнему была слабо развита, а собственную запашку феодала обрабатывали главным образом холопы. Такие пашенные холопы получали от хозяина небольшой земельный надел и назывались страдниками (от «страда» – сельскохозяйственные работы). Социальное положение страдников приближалось к положению крепостных крестьян (наличие собственного хозяйства и личная несвобода). В конце XV в. появилась новая форма холопства – кабальное. В вотчинном ремесле большую роль играли холопы. Из числа несвободных «людей» известны не только специалисты тонких профессий («серебреные мастера»), но и портные, кузнецы, сапожники, плотники, бронники и т. п. С. Герберштейн писал в начале XVI в., что в Московии «все домашние работы делаются руками рабов».[149] Некоторые феодалы давали своим «людям» особые наделы, тем самым как бы подготавливая слияние холопов с крестьянами в единую крепостную массу. Судебник 1497 года: 17, 18, 42 ст – хозяин мог отпустить холопа на волю(отпускная грамота). 20 ст – свидетельствует о бегстве холопов и праве господина их возвращать(беглая грамота) грамота о возвращении беглого его господину. 17, 23, 40, 41 ст – холопы могли участвовать в суде и могли выиграть в деле(правая грамота)правая грамота- грамота, вручаемая выигравшей дело стороне. 66 ст – полное холопство(абсолютно бесправное, были министериалами). Полная грамота- грамота о продаже в холопство. Холоп по тиунству и по сельскому ключу ( жить в ключе означало находиться на службе, работать на хозяина), с докладом и без доклада, с женою и детьми, которые у одного господина, а которые его дети ( находятся) у господина или сами по себе начнут жить, то они не холопы, а по городскому ключу не холоп , по рабе холоп, по холопе рабы, отданный в приданное холоп, по духовной грамоте холоп. 56 ст- если холопа возьмет в плен татарское войско, то он свободен. 54 ст- если наймит не дослужил своего договорного срока, то он лишается наемной платы. 9. Этапы формирования дворянства. Дворяне к середине XVI в. Термин «дворянство» впервые упоминается в летописи в 1172 году в связи с убийством великого князя Владимирского Андрея Боголюбского: с ним расправились собственные милостники. К XIII веку слово «милостник», по-видимому, заменено словом дворянин. В XII-XIII веках дворянство представляло собой низшую военно-служилую прослойку при дворе князя или боярина. Со временем дворяне как социальная категория эволюционируют - от слуг княжеского двора до членов государственного административного аппарата, владельцев земель и населявших их людей. Начиная с XIV века, в процессе формирования Московского государства служилые люди получали за службу князю землю, ставшую в дальнейшем поместьем. Они являются социальной опорой князя в проведении внутренней и внешней политики. В XIV-XV веках быстро развивается условное землевладение. Судебник 1497 года впервые упоминает «поместника, за которым земли великого князя». С тех пор окрепшее и численно выросшее дворянство при поддержке центральной власти начинает противостоять боярству. Дворян в массовом порядке великокняжеская власть «помещала» на земли, перешедшие к Москве после присоединения Новгорода, Твери и других княжеств. Идея поместной системы была известна еще в Римской империи, Византии, странах Западной Европы. На Руси поместное землевладение возникло еще в удельное время. Оно имело свой источник в поземельном хозяйстве московского князя. При дворе удельного князя было два рода слуг: 1) слуги вольные, военные, 2) слуги дворные, дворцовые, называвшиеся еще "слугами над дворским". Слуги вольные составляли боевую дружину князя и служили ему по договору. Обязательства, какие они на себя принимали, не простирались на их вотчины. Слуга вольный мог покинуть князя, которому он служил, и перейти на службу к другому князю, не теряя своих владельческих прав на вотчину, находившуюся в покинутом княжестве. Итак, вольная служба не связывалась с землевладением. Слуги под дворским, дворецким, составляли хозяйственную службу князя. Эта служба, напротив, обыкновенно обусловливалась землевладением. Слуги дворные были ключники, тиуны, разные дворцовые приказчики, псари, конюхи, садовники, бортники и другие ремесленники и рабочие люди. Они резко отличались от слуг вольных, военных, и князья в договорах обязывались не принимать их, как и черных людей, т. е. крестьян, в военную службу. Удельный князь за их службу или для обеспечения исправного ее отбывания давал участки земли в пользование. Отношение таких слуг к князю по земле изображено в духовной грамоте удельного князя серпуховского Владимира Андреевича 1410 г. Значит, эти ключники были лично свободные люди; служа князю, они покупали деревни в его княжестве, т. е. приобретали их в собственность, но эта собственность не признавалась полной: как скоро приобретатели покидали службу при князе, они, несмотря на свою личную свободу, лишались купленных ими деревень. Древнерусская юридическая норма "по ключу по сельскому холоп", не лишая их личной свободы, ограничивала их право землевладения. Таким образом, различные роды службы при дворе удельного князя вознаграждались разными способами. Это было одним из отличий службы вольной от дворной. Вольные слуги получали от князя за свою службу кормы и доводы, т. е. доходные административные и судебные должности: по договорным грамотам князей тот слуга и признавался вольным, "кто в кормленьи бывал и в доводе". С половины XV в. с московским объединением Северной Руси произошли важные перемены в строе служилого класса. Во-первых, служба слуг вольных, оставаясь военной, перестает быть вольной, становится обязательной: они лишаются права покидать службу великому князю московскому. Вместе с тем слугам военным, переставшим быть вольными, московский государь за их службу дает земли на особенном праве, отличном от вотчинного. В первое время такие земли не назывались еще поместьями, но владение ими отличалось уже условным характером. Наконец, в-третьих, дворцовая служба, в удельные века столь резко отделявшаяся от вольной, военной, с половины XV в. стала смешиваться с последней, соединяться со службой ратной. Слуги дворные, как и бывшие слуги вольные, одинаково стали зваться служилыми людьми московского государя и ходить в походы наравне с ними. Тем и другим слугам правительство раздавало казенные земли в пользование совершенно на том же праве, на каком получали их слуги дворные XIV в., только под условием ратной службы, которой прежде не несли последние. Как скоро произошли эти перемены в служебных отношениях и в служилом землевладении, это землевладение получило характер поместного. Земельные дачи, обусловленные дворцовой я ратной службой бывших вольных и дворцовых слуг, и получили в XV и XVI вв. название поместий. Таким образом, с XV века возникает юридическая идея поместья как земельного участка, обеспечивающего государственную службу служилого человека (ратную - военную или дворцовую хозяйственную). Иван III после новгородских походов переселил значительную часть тамошних землевладельцев в московские уезды, а на их место поселил около двух тысяч помещиков из своих московских владений. То же происходило в тверских, рязанских и иных владениях, перешедших к Москве. Подчинив себе князей-соперников, московские правители позаботились о том, чтобы ни бояре, ни вновь созданное дворянство не имели абсолютной власти над отдельными областями страны, которая существовала при удельном строе. Наличие у дворянства местных корней могло быть прямым вызовом единодержавию. Поэтому и проводились массовые депортации Иваном III, Василием III, Иваном IV (Грозным). Московское правительство позаботилось о том, чтобы рассредоточить земельные владения служилых людей. Рассредоточение поместий и их быстрый переход в новые руки продолжались на протяжении всего периода империи. Поместья в России редко оставались в одной семье дольше трех-четырех поколений. Крайняя разбросанность поместий и быстрая смена владельцев лишали дворянство прочной территориальной базы и резко ограничивали политическую власть. Поместное землевладение носило сугубо сословный характер. В XVI веке дворянство увеличило свой земельный фонд за счет земель бездетных князей, массовых испомещений 1550 года. Для разных служб при дворе правительство тогда набрало из разных уездов тысячу наиболее исправных служилых людей из городовых дворян и детей боярских. Служба связывала их со столицей, поэтому им нужны были для хозяйственных надобностей подмосковные вотчины или поместья. Правительство раздавало земли в соответствии с чинами помещиков. Раздавались служилым людям и конфискованные земли в период опричнины, новые земли на юге, на востоке в Поволжье и Приуралье, из фонда дворцовых, черных земель. Поземельным устройством и всеми поземельными отношениями служилых людей заведовало особое центральное учреждение Поместный приказ. Служилые люди владели землей по месту службы или, как отмечал В.О. Ключевский, служили по месту, где владели землей. Расширение Московского государства за счет новых земельных владений обусловило большие изменения в составе служилого класса. В состав московского господствующего класса влились потомки великих удельных князей из присоединенных к Москве земель. Дворянство расширялось и на многонациональной основе, за счет иноземцев-литовцев, татар, приезжавших в Россию вместе со своими господами (например, князьями Глинскими при Василии III, женатом на Елене Глинской). Условность поместного землевладения в течение XVI-XVII веков постепенно стирается. В середине XVI века на поместья распространяется иммунитет, то есть освобождение от налогов и повинностей, что было первым шагом на пути сближения вотчин и поместий. Позднее поместья нередко переходили от отца к сыновьям, внукам и так далее. Часть поместной земли за хорошую службу, другие заслуги, по торжественным случаям жаловали «в вотчину». ( не надо !! Во второй половине XVII века уже завершился давно начавшийся двусторонний процесс превращения поместий в вотчины и слияния поместий с вотчинами. Во-первых, поместное владение постепенно превращалось в вотчинное посредством выслуги. Во-вторых, помещикам разрешалось покупать у казны поместные земли в вотчину. В результате земли стали выполнять роль денег, заменяя жалованье за службу. Со временем к праву пользования поместьем постепенно присоединилось и право распоряжением им, что закрепляется юридически, законом. Одновременно усиливаются и политические позиции дворянства. В результате губной и земских реформ (30-50-е гг. XVI века) они возглавили местное самоуправление. Отмена в 1682 году местничества устранила служебные привилегии боярства. Оформление дворянского сословия сопровождалось превращением поместий в наследственную собственность и увеличением земельных владений. По переписи 1678 года им принадлежало 85% крестьянских дворов. Отмеченные тенденции свидетельствовали об усилении дворянства и ослаблении позиции боярства и способствовали ликвидации различий между ними.) Уже в XVI веке дворянство становится мощным, влиятельным сословием, составляя костяк русской армии, ее конницы. Они участвуют в походах на Смоленск и в его взятии (1514г.), против крымских татар, часто совершавших набеги на русские земли, в завоевании Казанского (1552г.) и Астраханского (1556г.) ханств, в Ливонской войне (1558-1583гг.), русско-шведской (1590-1593гг.) войнах. Обобщая сказанное, подчеркнем, что именно в XVI веке помещик становится ведущей социально-политической фигурой государства. Этот факт был, без сомнения, связан с победой поместно-крепостнических отношений. Особенности. Истоки формирования российского дворянства закладываются в глубокой древности.Старшая дружина состояла из княжих мужей, или бояр, младшая - из детских, или отроков.Древнейшее собирательное название младшей дружины гридь или гридьба (скандинавское grid - дворовая прислуга) заменилось позднее словом двор или слуги. Итак, дворянство делилось на следующие уровни: 1) высший слой, нобилитет в роли княжих мужей старших дружинников, высших должностных лиц княжеской администрации. Именно эти свободные, особо приближенные к князю-монарху, составляли его высший совет, Боярскую думу, получали от него часть дани и прочих сборов, земли и смердов, имели право отъезда от одного сюзерена к другому. 2) отроки - младшие дружинники, княжеские чиновники (как правило, судебные чиновники); слуги (тоже младшие дружинники, личные слуги князей, исполнители их хозяйственных поручений); слуги дворные, подчиняющиеся дворскому. Вся эта многочисленная и пестрая толпа обслуживала двор князя и его обширное хозяйство. 3) низший слой - собственно дворовые люди или дворяне, люди и свободные, и зависимые; среди них - и холопы (рабы), и младшие отроки. |