Главная страница
Навигация по странице:

  • 32. Этнонациональные особенности менталитета средневековых русских (“московитов”)

  • Особенности и предпосылки объединения


    Скачать 149.75 Kb.
    НазваниеОсобенности и предпосылки объединения
    Дата18.01.2020
    Размер149.75 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIstoria_Rossii_14-16_vv.docx
    ТипДокументы
    #104723
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

    31. Историография опричнины.

    Одни историки видят в опричнине проявление психической ненормальности царя, другие считают ее закономерной и прогрессивной по своему характеру. Широкое распространение получила концепция Сергея Федоровича Платонова, определявшего опричнину как аграрный переворот, вызванный борьбой "прогрессивного поместного землевладения" с "реакционным боярским". Cлом княжеского и боярского землевладения и замена его дворянским. Боялся княжеской оппозиции.

    Марксистская историография развила эту точку зрения, придав ей классовую направленность. В 30–40-е гг. личность и деятельность Ивана IV всячески идеализировалась, т. к. служила историческим и моральным обоснованием сталинских репрессий. С середины 50-х гг. началось критическое переосмысление роли личности Ивана IV и политики опричнины.

    Владимир Борисович Кобрин, развеяв миф о борьбе прогрессивного дворянства с реакционным боярством, увидел в опричнине стремление царя к укреплению единоличной власти, альтернативу мирным реформам. При отсутствии достаточных предпосылок для немедленного установления самодержавной формы правления и незавершенности формирования аппарата власти, эти стремления вылились в террор.

    Карамзин Николай Михайлович считал Ивана Грозного бездумным тираном, мучителем своего народа. Видел везде предательство.

    Бахрушин Сергей Владимирович считал, что появление опричнины было вызвано возникновение конфликта между царем и его ближайшим окружением.

    Зимин Александр Александрович. “Реформы Ивана Грозного” и “Опричнина”. Опричнина важна и нужна. Она борется с пережитками феодальной раздробленности. В опричнину вошли самые доходные земли, т.е черные земли (Новгородские, предуралье). Считает, что опричнина длилась до смерти Ивана Грозного до марта 1584.

    Скрынников Руслан Григорьевич. Критиковал Зимина. Полагал, что образование опричнины представляло собой верхушечный переворот, имевший целью утвердить принципы неограниченного правления. Он выдвинул гипотезу о том, что опричнина пережила два этапа: на первом (в 1565–1566 гг.) ее основной удар был направлен против княжеско-боярской оппозиции (его результатом были начавшиеся казни и ссылка в Казанский край множества феодалов) - этап положительный, а на втором, во время массового террора (1567–1572 гг.) пострадали в первую очередь представители старомосковского боярства - опричнина вышла из под контроля.

    Территориальное разделение земщины и опричнины по-разному истолковывалось в исторической литературе. С. Ф. Платонов считал, что опричнина включила основные центры княжеского землевладения.

    С. Б. Веселовский полагал, будто в число опричных вошли лишь земли с развитым поместным землевладением. Если первый видел в ней государственную реформу, то второй лишал ее политического смысла, видя в опричнине лишь борьбу с отдельными лицами. С.М.Соловьев, осуждая террор царя,видел в опричнине столкновение государственного начала со старым родовым, проявляющимся в претензиях бояр-княжат на соправительство.

    В.О.Ключевский, для него опричнина средство утверждения самодержавия в борьбе с политическими притязаниями аристократиии. Однако, не сумев “сокрушить неудобный для него порядок”, царь принялся сокрушать “ненавистные ему лица”.

    Советская историография 40-50-х бояр-княжат, мешавших “прогрессивным процессам централизации”, представляла реакционной силой. В последующем антибоярская направленность опричнины была поставлена под сомнение.

    Кобрин. Шла борьба за установление формы власти.Укрепление вертикали власти. Дворяне мечтали стать боярами. Сословность не уничтожалась. Опричнина сама себя изжила.

    32. Этнонациональные особенности менталитета средневековых русских (“московитов”)

    Ментальные характеристики русской культуры характеризуются целым рядом специфических особенностей.

    Это была (со времен Золотой Орды) страна пограничной цивилизации. Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру.

    Абсолютная монархия. Русскому менталитету присущ абсолютизм - что находит отражение даже в русском языке: частотность таких слов, как «абсолютно», «совершенно» - так же, как синонимичных им «ужасно», «страшно» - более чем в десять раз выше в русском языке, чем, скажем, в английском. И сама синонимичность тех и других понятий рисует образ глобальных, потрясающих и экстремальных перемен. Порой они выходят за рамки рационального и разумного, поскольку коллективный разум, как и идеология, есть сохранение существующего - и ради радикального изменения требуется опрокинуть и его тоже.

    Христианство от Византии. Постоянная потребность в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь же быстро предавая забвению свое: пренебрегая им как отжившим). Русской мысли нередко ставили в вину обращение к иностранному наследию, за отсутствием своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность взращивать их на своей почве.

    Так же в формировании ментальных особенностей русской культуры огромную роль сыграло русское православие. Оно придало внутреннюю определенность менталитету русского народа и в течение последнего тысячелетия определяет духовный потенциал нации. Православная вера выполняет для русского национального менталитета роль духовного стержня или духовной субстанции. Православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо. Православие в этом контексте тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета: оно отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям, максимализм, образно-символическое построение отечественной национальной культуры.

    Ментальной характеристикой русской культуры, которая была обусловлена православием являются особенности отношения к частной собственности, богатству и справедливости в российском менталитете. В экономическом опыте русских доминировал не экономический интерес, а сложившаяся моральная экономика, которая главной целью имеет выживание. Поэтому люди отказывались от экономических успехов и связанного с ним риска, от тех ценностей, которые кажутся естественными в современной либеральной цивилизации. Имущественные отношения для основной массы населения носили трудовой характер, а достижения материального благополучия не являлись самоцелью. Отсюда в характере русских относительное безразличие к материальному богатству, индивидуальной собственности. Отсутствие традиций частной собственности в России есть православный взгляд на богатство, которое не есть результат труда, оно посылается Богом и дается не для скопления и хранения, но для благоугодного к ближним полезного употребления. Внимание сосредоточено на праведном употреблении богатства, а не стяжании его. Богатство должно служить человеку, а не наоборот. Доход не был самоцелью.

    В России была создана православная этика предпринимательства и товарно-денежных отношений, тогда как западное христианство культивировало в человеке прагматизм, накопительство, страсть к деньгам и богатству. В русском менталитете наибольшую ценность приобретает категория достатка, как мера духовности в приобщении к богатству. Предприниматели смотрели на свою деятельность иначе, чем на Западе, не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, возложенное на него Богом или судьбой. Предпринимательство рассматривалось как определенный вид творчества, самоутверждения.

    1. Усиление патерналистского отношения к природе. Ушли на Северо-восток. Возрастает роль присваивающего хозяйства. Климат резко-континентальный.

    2. Русский труд. коллективность, сезонность, помощи, семейный, детский труд, артельный труд не сх. Снизилась производительность труда из-за климата. Зона рискованного земледелия. Сохраняется неполная земледельческая оседлость.

    3. Бедность-норма. Рациональность. Рожать 16-24 раз. Укрепилось осуждение богатых.Если отец был деспотом, община могла его осадить.

    4. Идеализация власти.

    5. Терпимость к иноземцам снизилась.






















    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта