Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1. Практическое исследование творческого мышления младших школьников (констатирующий эксперимент)

  • База исследования

  • 2.2. Внедрение программы, направленной на развитие творческого мышления младших школьников (формирующий эксперимент)

  • 2.3. Результаты развития творческого мышления младших школьников после внедрения программы (контрольный эксперимент)

  • Таблица 2. Результаты диагностики творческого мышления учащихся 3 «Б» класс после внедрения развивающей программы

  • ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1. Инструкция к тестированию по методике Торренса

  • Интерпретация результатов Беглость, или продуктивность

  • ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС. Особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста


    Скачать 134.55 Kb.
    НазваниеОсобенности творческого мышления детей младшего школьного возраста
    АнкорОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
    Дата16.01.2023
    Размер134.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАС.docx
    ТипРеферат
    #889162
    страница2 из 2
    1   2
    Глава 2. Практическое исследование действенности предлагаемой программы, направленной на развитие творческого мышления младших школьников

    2.1. Практическое исследование творческого мышления младших школьников (констатирующий эксперимент)
    С целью изучения особенностей творческого мышления младших школьников, мы проанализировали уже имеющиеся исследования по творческому мышлению, изучили методики, направленные на изучение творческого мышления и выбрали следующие методики: тест «Составь рисунки» (задание из теста Р. Мейли), тест Е.П. Торренса «Дорисуй контур», тест образной креативности.

    База исследования – СОШ №231 г. Москвы.

    Объект исследования – учащиеся 3 «Б» класса» в количестве 6 человек.

    Предмет исследования – особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста.

    Гипотеза – если проводить комплексные занятия по предлагаемой программе, направленные на развитие творческого мышления, то результаты развития всех компонентов творческого мышления заметно повысятся.

    Тест «Составь рисунки» (задание из теста Р. Мейли) направлен на выявление уровня зрительного воображения в деятельности наглядно-конструктивного мышления.

    Ребёнку предлагается серия карточек с набором фигурных элементов.

    Необходимо составить из этих элементов как можно больше фигур-изображений в течение 5 мин. Число использованных в рисунках элементов не ограничивается, т.к. дети, увлекаясь идеями, часто забывают их считать.

    По результатам психодиагностического обследования, можно сделать вывод, что у 20 % младших школьников, средний уровень развития зрительного воображения в деятельности наглядно-конструктивного мышления. У 80 % младших школьников был выявлен низкий уровень развития зрительного воображения в деятельности наглядно-конструктивного мышления.

    Тест Е.П. Торренса «Дорисуй контур» направлен на оценку способностей творческого зрительного воображения. (Приложение №1)

    Оценка уровня развития творческого мышления детей проводилась нами совместно с педагогом-психологом мы использовали тест Торренса, в котором оценку творческого мышления проводили по следующим параметрам:

    1. Беглость (лёгкость, продуктивность) отражает способность к порождению большого числа идей и определяется общим числом ответов.

    2. Гибкость – способность к быстрому переключению, и определяется числом классов (групп) данных ответов.

    3. Оригинальность – это своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме, определяется числом редко приводимых ответов.

    4. Точность – стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

    На практике часто используются различные модификации этого теста, которые состоят в том, чтобы создать целостное изображение, используя в качестве его первоначальной основы какой-либо фигуры неправильной формы, кругов, незаконченного контура или двух параллельных линий и т.д.

    По результатам психодиагностического обследования, можно констатировать, что у большинства младших школьников, мышление не ригинально.

    Представим полученные результаты до внедрения коррекционной развивающей программы в виде таблицы 1.

    Таблица 1. Результаты диагностики творческого мышления учащихся 3 «Б» класс до внедрения развивающей программы


    № п.п.

    Сумма




    беглость

    оригинальность

    гибкость

    Точность

    (разработанность)



    40

    145

    21

    35



    18

    41

    10

    19



    14

    27

    6

    17



    19

    41

    9

    14



    27

    69

    17

    24



    31

    106

    19

    29



    В ходе испытания дети забывали о том, что нужно дорисовать каждый кружок так, чтобы получилась логическая последовательность изображений, по которым можно было бы составить законченный рассказ, никто из испытуемых не соединил картинки между собой, что обусловило бы высокий уровень креативности.

    Они видели своей целью дорисовать каждый кружок так, чтобы получился предмет. Также анализ изображений, позволяет говорить о низком уровне творческого мышления школьников, так как рисунки детей неоригинальны, часто встречаемы в подобных исследованиях (например, мяч, шар, яблоко, апельсин, кокос и т.д.).

    Можно отметить, что большинство детей с затруднением отвечают на вопросы связанные с моделированием ситуации. То же самое можно сказать о заданиях на усовершенствование. С этими заданиями хорошо справились дети с высоким уровнем креативности. Анализируя структуру факторов креативности можно отметить (см. таблицу 1, рис.1), что среди факторов креативности, исследуемых по методике Торренса преобладает фактор гибкости (51%). Следующим идет фактор беглости (24%), точности (15%) и оригинальности (10%).



    Рисунок 1. Распределение факторов креативности по методике Торренса среди учащихся 3-х классов

    Таким образом, у младших школьников, наблюдается низкий уровень развития творческого мышления, неоригинальность, ригидность мышления, неспособность удерживать инструкцию до конца задания. Кроме того, младшие школьники показали низкую продуктивность в деятельности, неумение по-разному смотреть на одни и те же вещи, неспособность к завершенности и точности результата.


    2.2. Внедрение программы, направленной на развитие творческого мышления младших школьников (формирующий эксперимент)
    В качестве развивающей программы на этапе формирующего эксперимента мы внедрили Программу «Я – Исследователь!» автора Стародубцевой, которая состояла из трёх разделов [18,с.221]:

    – «Азбука исследователя» включает специальные занятия по приобретению учащимися знаний, а также по развитию умений и навыков исследовательского поиска. Сюда относятся умения, знания и навыки видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать умозаключения и выводы, структурировать материал, готовить тексты собственных докладов, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

    – «Исследовательская практика» - проведение с учащимися исследовательской работы по конкретной теме. Этот раздел выступает в качестве центрального. В его основе индивидуальная работа педагога с ребенком либо работа малыми группами (2-3 человека).

    – «Мониторинг» включает деятельность по отслеживанию результатов обучения по программе: итоговое тестирование, выступления на мини-конференциях, конкурсах по защите исследовательских работ и проектов. Для обучающихся это – презентации результатов собственной работы, умение аргументировать собственные суждения, умозаключения и выводы, принимать критику.

    Программа построена по принципу «логарифмической спирали» из 3-х основных витков (уровней) + подготовительный + высший уровень, когда на каждом из витков осуществляется освоение 3-х разделов, но каждый раз на более высоком уровне сложности. Содержание «витков» ориентировано на возрастные особенности учащихся, например:

    • 1-й уровень, тема 3 – «Наблюдение и наблюдательность». Знакомство

    с наблюдением как с методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения.

    • 2-й уровень, тема 3 – «Наблюдение в научных исследованиях». Применение наблюдения в научных исследованиях, открытия, сделанные на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдений.

    • 3-й уровень, тема 3 – «Техника наблюдений и экспериментирования». Планирование наблюдений и экспериментов. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов? Главным результатом становится констатация динамики в развитии творческого мышления.

    Механизм реализации эксперимента заключался в том, что один раз в неделю в течение учебного года педагоги дополнительного образования проводили двухчасовые индивидуальные практические и групповые теоретические занятия в экспериментальной группе. Ребята получали задания по проведению индивидуальных учебных исследований, наблюдений в домашних условиях, после чего результаты обрабатывались и оформлялись в виде автореферата; педагоги готовили ребят к выступлению с докладом по результатам исследования на городской конкурс исследовательских и проектных работ младших школьников «Умное поколение». В ходе собеседования, а также на основе выполнения тестовых заданий и анализа предложенных ситуаций была проведена оценка исследовательских умений по диагностическим критериям до и после внедрения предлагаемой программы. Также не мало важное значение играет форма подачи учебного материала – она должна быть на протяжении всего формирующего эксперимента - наглядной (образной, визуальной) или словесной (вербальной, знаковой) - тоже рассматривается как один из факторов, влияющих н а эффективность учебно-познавательной деятельности.

    При этом, как показал наш теоретический анализ, в психолого-педагогических исследованиях специально не ставился вопрос о видах и приемах использования учебной наглядности с целью развития творческого мышления учащихся.

    2.3. Результаты развития творческого мышления младших школьников после внедрения программы (контрольный эксперимент)
    Представим полученные результаты после внедрения коррекционной развивающей программы в виде таблицы 2.

    Таблица 2. Результаты диагностики творческого мышления учащихся 3 «Б» класс после внедрения развивающей программы


    № п.п.

    Сумма




    беглость

    оригинальность

    гибкость

    Точность

    (разработанность)



    42

    147

    29

    37



    20

    44

    14

    24



    16

    32

    12

    21



    21

    44

    14

    18



    29

    72

    21

    32



    34

    118

    26

    34


    Гипотеза – если проводить комплексные занятия по предлагаемой программе, направленные на развитие творческого мышления, то результаты развития всех компонентов творческого мышления заметно повысятся, подтвердилась.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Исследование творческого мышления - достаточно сложная проблема, предполагающая решение важнейших методологических вопросов природы творчества, источников развития творческого мышления, соотношения в этом процессе биологического и социального, объективного и субъективного, индивидуального и общественного и т.п. Сложность проблемы заключается в том, что внутренняя сущность явления недоступна непосредственному исследованию, поэтому, несмотря на многовековую историю изучения творческого мышления, оно продолжает оставаться недостаточно исследованным.

    Таким образом, творческое мышление в своем развитии прямо связано с формированием личностной целостности, с актуализирующейся тенденцией самосовершенствования. Кроме того, оно развивается в соответствии с общими законами педагогического процесса и возрастного развития, оно дополняет, усложняет, интегрирует уже существующие психические связи, формирует устойчивое сочленение психических процессов и личности ребёнка, выступает как своеобразная движущая сила развития и может служить его индикатором.

    С целью изучения особенностей творческого мышления младших школьников, мы проанализировали уже имеющиеся исследования по творческому мышлению, изучили методики, направленные на изучение творческого мышления и выбрали следующие методики: тест «Составь рисунки» (задание из теста Р. Мейли), тест Е.П. Торренса «Дорисуй контур», тест образной креативности.

    База исследования – СОШ №231 г. Москвы.

    Объект исследования – учащиеся 3 «Б» класса» в количестве 6 человек.

    Предмет исследования – особенности творческого мышления детей младшего школьного возраста.

    Гипотеза – если проводить комплексные занятия по предлагаемой программе, направленные на развитие творческого мышления, то результаты развития всех компонентов творческого мышления заметно повысятся – подтвердилась.

    Таким образом, предлагаемая нами программа может быть успешно применена в будущем с целью развития творческих способностей учащихся младших классов.


    Список литературы:


    1. Абибукова, Н. И. Что такое «гендер»? / Н. И. Абибукова // Общественные науки и современность. – 1996. – № 6.

    2. Агеев, В. С. Психологические и социальные функции поло-ролевых стереотипов / В. С. Агеев // Вопросы психологии. – 1987. – № 2.

    3. Бахтин В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в условиях взаимодействия различных видов искусства// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2010. № 2. С. 67-71

    4. Бреслав, Г. М. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б. И. Хасан // Вопросы психологии. – 1990. – № 3.

    5. Гариен, М. Мальчики и девочки учатся по-разному! Руководство для педагогов и родителей / М. Гариен: [пер. с англ.]. – М.: АСТ, 2004.

    6. Гагай В.В. Формирование творческого мышления младшего школьника с позиций системно –структурного подхода// Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2007. № 1. С. 65-72.

    7. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж. Гилфорд; Под ред. А.М. Матюшкина // Психология мышления. – М.: Прогресс, 1965. – С. 433-456.

    8. Ефимова Н.Н. Особенности творческого мышления младших школьников в условиях использования конкретно –образной учебной наглядности// Сибирский педагогический журнал. 2008. № 15. С. 308-316.

    9. Еремеева, В. Д. Девочки и мальчики – два разных мира / В. Д. Еремеева, Т. П. Хризман. – СПб.: Тускарора, 2009. – 329 с.

    10. Мукина А.Н. Возможности развития творческого мышления младших школьников во внеклассной работе// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 10. № 31. С. 213-218.

    11. Рачева В.С. Развитие творческого мышления младших школьников// Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2013. Т. 2. С. 98-101

    12. Резапкина, Т. В. Творческое мышление в условиях образовательного процесса / Т. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2006. – № 4.

    13. Сайфутдинова И.Ф. Роль правового полушария в организации творческого мышления школьников младшего возраста// Фундаментальные исследования. 2007. № 3. С. 38.

    14. Стародубцева Ж.А. Программа «Я - Исследователь» /Ж.А. Стародубцева - Зеленогорск, ЦЭКиТ, 2008.- 240 с.

    15. Чернецкая Н.И. Гендерные особенности творческого мышления младших школьников и подростков// Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3-1. С. 159-164.

    16. Чернецкая Н.И. Компоненты творческого мышления// Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. № 2. С. 5-17.

    17. Чернецкая Н.И. Психологические факторы и особенности развития творческого мышления младших школьников и подростков// Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. Т. 6. № 3. С. 96-103.

    18. Шубина Л.В. Психологические особенности проявления любознательности младших школьников с высоким уровнем развития творческого мышления// Вестник Иркутского государственного технического университета. 2007. № 1-3 (29). С. 108-112.


    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение №1. Инструкция к тестированию по методике Торренса

    Подготовка к тестированию

    Перед предъявлением теста экспериментатор должен полностью прочитать инструкцию и тщательно продумать все аспекты работы. Тесты не допускают никаких изменений и дополнений, так как это меняет надежность и валидность тестовых показателей.

    Необходимо избегать употребления слов «тест», «экзамен», «проверка» во всех объяснениях и инструкциях. Если возникает необходимость, то рекомендуется употреблять слова: упражнения, рисунки, картинки и т.д . Во время тестирования недопустимо создание тревожной и напряженной обстановки экзамена, проверки, соперничества. Напротив, следует стремиться к созданию дружелюбной и спокойной атмосферы теплоты, уюта, доверия, поощрения воображения и любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов. Тестирование должно проходить в виде увлекательной игры. Это очень важно для достижения надежных и объективных результатов.

    Необходимо обеспечить всех учащихся тестовыми заданиями, карандашами или ручками. Все лишнее должно быть убрано. Экспериментатору необходимо иметь инструкцию, образец теста, а также часы или секундомер. Не следует проводить одновременное тестирование в больших группах учащихся. Оптимальный размер группы - это 15 - 35 человек, т.е. не более одного класса.

    Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5 - 10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребёнок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

    Время выполнения теста - 10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15 -20 минут.

    При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

    Прежде чем раздавать листы с заданиями, экспериментатор должен объяснить детям, что они будут делать, вызвать у них интерес к заданиям и создать мотивацию к их выполнению. Для этого можно использовать следующий текст, допускающий различные модификации в зависимости от конкретных условий:

    «Ребята! Мне кажется, что вы получите большое удовольствие от предстоящей вам работы. Эта работа поможет нам узнать, насколько хорошо вы умеете выдумывать новое и решать разные проблемы. Вам потребуется все ваше воображение и умение думать. Я надеюсь, что вы дадите простор своему воображению и вам это понравится».

    Если фигурный тест требуется провести повторно, то объяснить это учащимся можно следующим образом: «Мы хотим узнать, как изменились ваши способности придумывать новое, ваше воображение и умение решать проблемы. Вы знаете, что мы измеряем свой рост и вес через определенные промежутки времени, чтобы узнать, насколько мы выросли и поправились. То же самое мы делаем, чтобы узнать, как изменились ваши способности. Очень важно, чтобы это было точное измерение, поэтому постарайтесь показать все, на что вы способны».

    Инструкции к тестовым заданиям

    После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

    После этих приготовлений можно приступить к чтению следующей инструкции:

    «Вам предстоит выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше из вашей группы (класса) не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить и достроить вашу идею так, чтобы получился интереснейший рассказ-картинка.

    Время выполнения задания ограничено, поэтому старайтесь его хорошо использовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку - и я подойду к вам идам необходимые разъяснения».

    Задание теста формулируется следующим образом:

    «На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой».

    Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее: «Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

    Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизациитеста.

    Если дети не зададут после инструкции вопросы, можно приступать к выполнению задания. Если инструкция вызовет вопросы, постарайтесь ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами. Избегайте давать примеры или иллюстрации возможных ответов-образцов! Это приводит к уменьшению оригинальности и, в некоторых случаях, общего количества ответов. Стремитесь поддерживать доброжелательные, теплые и непринужденные отношения с детьми.

    Хотя в инструкциях указано, что задания включают две страницы, некоторые дети упускают этот факт из виду и не обнаруживают вторую страницу. Поэтому следует специально напомнить детям о второй странице с заданиями. Необходимо очень внимательно следить за временем, используя секундомер.

    По истечении 10 минут выполнение заданий прекращается, илисты быстро собираются. Если дети не смогли написать названия к своим рисункам, выясните у них эти названия сразу же после тестирования. Иначе вы не сможете их надежно оценить.

    Для этого удобно иметь несколько ассистентов, что особенно важно при тестировании младших школьников и дошкольников.

    Обработка результатов

    Важным условием высокой надежности теста является внимательное изучение указателя оценки тестовых показателей и использование приведенных стандартов как основы для суждений.

    Процедуры измерения

    Прочитать руководство. Вы должны четко осознавать концепцию творческого мышления П. Торренса: содержание показателей беглости, гибкости, оригинальности и тщательности разработки идей как характеристик этого процесса.

    Сначала следует определить, стоит ли ответ засчитывать, т.е. релевантен ли он заданию. Те ответы, которые не соответствуют заданиям, не учитываются. Нерелевантными считаются ответы, в которых не выполнено основное условие задания - использовать исходный элемент. Это те ответы, в которых рисунок испытуемого никак не связан с незавершёнными фигурами.

    Обработка ответов. Каждую релевантную идею (т. е. рисунок, включающий в себя исходный элемент) следует отнести к одной из 83 категорий ответов. Используя эти списки, определите номера категорий ответов и баллы за их оригинальность. Запишите их в соответствующих графах.

    Если оригинальность ответов оценивается 0 или 1 баллом, категория ответов может быть определена по списку 1.

    В этот список вошли наименее оригинальные ответы для каждой из фигур теста. Для более оригинальных ответов (с оригинальностью 2 балла) составлен список № 2. В этом списке собраны категории, общие для всех фигур теста.

    Затем определяются баллы за разработанность каждого ответа, которые заносятся в графу, отведенную для этих показателей выполнения задания. Показатели категорий оригинальности и разработанности ответов записываются на бланке, в строке, соответствующей номеру рисунка. Там же записываются пропуски (отсутствие) ответов.

    Показатель беглости для теста может быть получен прямо из номера последнего ответа, если не было пропусков или нерелевантных ответов. В противном случае следует сосчитать общее количество учтенных ответов и записать это число в соответствующей графе. Чтобы определить показатель гибкости, зачеркните повторяющиеся номера категорий ответов и сосчитайте оставшиеся. Суммарный балл за оригинальность определяется сложением всех без исключения баллов в этой колонке. Аналогичным образом определяется суммарный показатель разработанности ответов.

    Проверка надежности измерений

    Проверка надежности измерений. Время от времени рекомендуется сопоставлять данные собственной обработки тестов с данными обработки тех же тестов более опытным экспериментатором. Все несоответствия должны быть выявлены и обсуждены. Рекомендуется рассчитать коэффициенты корреляции между показателями, полученными двумя исследователями при обработке 20 - 40 протоколов. Другим способом проверки надежности может служить повторная обработка экспериментальных материалов одним и тем же исследователем через одну или несколько недель. При использовании бланков для обработки эти виды контроля займут не многовремени.

    Указатель оценки теста. В указатель включены данные, полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых - от 6 до 17 лет.

    Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10.

    Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для определения категории могут использоваться как сами рисунки, так и их названия (что иногда не совпадает). Далее приведен список № 2, включающий 99 % ответов. Для тех ответов, которые не могут быть включены ни в одну из категорий этого списка, следует применять новые категории с обозначением их «XI», «Х2» и т. д. Однако это требуется очень редко.

    Категории ответов, оцениваемых 0 или 1 баллом за оригинальность, значительно удобнее определять по списку № 1 отдельно для каждой стимульной фигуры.

    Оригинальность. Максимальная оценка равна 2 баллам для неочевидных ответов с частотой менее 2%, минимальная — 0 баллов для ответов с частотой 5 % и более, а 1 балл засчитывается за ответы, встречающиеся в 2 — 4,9 % случаев. Данные об оценке категории и оригинальности ответа приведены в списке № 1 для каждой фигуры в отдельности. Поэтому интерпретацию результатов целесообразно начинать, используя этот список. Премиальные баллы за оригинальность ответов, в которых испытуемый объединяет несколько исходных фигур в единый рисунок. Торренс считает это проявлением высокого уровня творческих способностей, поскольку такие ответы довольно редки. Торренс считает необходимым присуждать дополнительные баллы за оригинальность за объединение в блоки исходных фигур: объединение двух рисунков - 2 балла; объединение 3-5 рисунков - 5 баллов; объединение 6 - 10 рисунков - 10 баллов. Эти премиальные баллы добавляются к общей сумме баллов за оригинальность по всему заданию.

    Разработанность. При оценке тщательности разработки ответов баллы даются за каждую значимую деталь (идею), дополняющую исходную стимульную фигуру, как в границах ее контура, так и за ее пределами. При этом, однако, основной, простейший ответ должен быть значимым, иначе его разработанность не оценивается. Один балл даётся за: каждую существенную деталь общего ответа. При этом каждый класс деталей оценивается один раз и при повторении не учитывается. Каждая дополнительная деталь отмечается точкой или крестиком один раз; цвет, если он дополняет основную идею ответа; специальную штриховку (но не за каждую линию, а за общую идею); тени, объем, цвет; украшение, если оно имеет смысл само по себе; каждую вариацию оформления (кроме чисто количественных повторений), значимую по отношению к основному ответу. Например, одинаковые предметы разного размера могут передавать идею пространства; поворот рисунка на 90° и более, необычность ракурса (вид изнутри, например), выход за рамки задания большей части рисунка; каждую подробность в названии сверх необходимого минимума. Если линия разделяет рисунок на две значимые части, подсчитывают баллы в обеих частях рисунка и суммируют их. Если линия обозначает определенный предмет - шов, пояс, шарф и т. д., то она оценивается 1 баллом.

    Интерпретация результатов

    Беглость, или продуктивность

    Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают (см. табл. 1), что большинство детей 1–8 классов выполняют от 7 до 10 заданий, а старшеклассники – от восьми до десяти заданий. Минимальное количество выполненных заданий (менее пяти) встречается чаще всего у подростков (5–8 классы).

    Гибкость

    Этот показатель оценивает разнообразие идей и стратегий, способность переходить от одного аспекта к другому. Иногда этот показатель полезно соотнести с показателем беглости или даже вычислить индекс путем деления показателя гибкости на показатель беглости и умножения на 100%. Напомним, что если испытуемый имеет низкий показатель гибкости, то это свидетельствует о ригидности его мышления, низком уровне информированности, ограниченности интеллектуального потенциала и (или) низкой мотивации.

    Оригинальность

    Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и неконформностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

    Разработанность

    Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

    Приложение №2.

    Стимульный материал к методике Торренса «Закончи рисунок»



    Фамилия ____________ Имя___________ Дата _____________

    На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигурки. Если ты добавишь к ним дополнительные линии, у тебя получатся интересные предметы или сюжетные картинки.

    На выполнение этого задания отводится 10 минут. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделай её полной и интересной, добавляй к ней новые идеи.


    Придумай интересное название для каждой картинки и напиши его внизу под картинкой.

     

     

     

     

     


    1   2


    написать администратору сайта