Отчёт по производственной практике пм.03 предоставление туроператорских услуг. практика2. Отчет по производственной практике по пм. 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников
Скачать 1.42 Mb.
|
13-15.06. Школьный возраст – это период чрезвычайно активного познания ребенком мира, отношений, норм и требований. Здесь важно все – слово, жест, действие, окружение. Они могут как подтолкнуть ребенка к позитивному развитию, так и спровоцировать его к асоциальному и девиантному поведению. Дошкольный возраст является важнейшим этапом художественно - эстетического развития личности ребенка. Для формирования ценностных ориентаций личности, особое значение имеет выставка – хранитель духовного опыта человечества. Выставка является начальной стадией соприкосновения с культурными ценностями человечества: общение с искусством, предметным миром, обогащения эмоционально-нравственного и эстетических начал личности в их единстве. Выставка – это итог творческой деятельности коллектива или одного участника, наглядно показывающий художественно-эстетическое развитие и творческие возможности её участников. Выставка – это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Данная форма работы показывает свою эффективность. Это прекрасная возможность даёт ребёнку дошкольнику показать свои достижения, скрытые таланты. В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Выставки призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта, ощущения радости детства. Опираясь на ФГОС дошкольная организация должна создать условия для разностороннего и гармоничного развития ребенка с вовлечением в образовательный процесс семьи. Конкурсно-выставочная деятельность позволяет реализовать основные принципы дошкольного образования, определенные во ФГОС ДО. Но для эффективной ее организации и практической реализации вышеназванных принципов необходимо решить ряд проблем. Эти проблемы и возможные пути их решения позвольте представить на опыте нашего ДОУ. Выставки семейного творчества появились в детском саду довольно давно. Их тематика была связана с сезонными изменениями – Осеннины, Новый год. Они чаще всего носили стихийный характер, отбор и требования к работам отсутствовали, оформление выставок не всегда носило эстетичный характер, количество участников в таких выставках и качество работ постепенно стало снижаться. Проанализировав создавшуюся ситуацию, было принято решение изучить возможности конкурсно-выставочной деятельности и повысить эффективность этой работы. С 2013 года выставки стали носить более системный характер. Для каждого конкурса семейного творчества разрабатывается Положение, где указывается тематика выставки, требования к работам, сроки и место проведения выставки, а также условия награждения. Тематика большинства выставок, как и раньше, связана с сезонными изменениями или календарными праздниками. - Подарок для Осени - Новогодние игрушки - Весна идет! Весне дорогу! - День Победы - Дети – цветы жизни. Такая привязанность тем к календарю позволяет творческим родителям заранее начать продумывать идею для поделки, так как они уже знают, что скоро будет конкурс. Это значительно повысило качество предлагаемых на выставки работ. Помимо данных тем можно предлагать конкурсы на основе одной техники или одного материала: - Взмывая в небеса! (конкурс 3D открыток) - Турнир изобретателей 1 этап – «Киндер-сюрприз» - изготовление игрушек и поделок из пластиковых «яиц» от киндер-сюрпризов. 2 этап – «Соты» - изготовление игрушек и поделок с использованием пластиковых пробок. 3 этап – «Коробочка» - изготовление игрушек и поделок из картонных коробок. - 23+8. Бумажные фантазии. Работы,представленные на конкурс были выполнены в техниках: оригами, модульное оригами, бумагопластика, квиллинг, смешанная техника. Основной материал для изготовления работы – бумага (белая, цветная, картон, бархатная, газеты и пр.) Данные выставки имеют определенные ограничения, поэтому создают дополнительные сложности для участников. Здесь важно правильно смотивировать и детей, и родителей. Проблемы мотивации участников существуют во всех конкурсах. Родители не всегда готовы переключиться с повседневной деятельности на что-то новое, по их мнению, не всегда жизненно важное; им бывает сложно разбудить в себе желание творить, создавать, придумывать и вовлечь в этот процесс своего ребенка. Мы нашли и хотим вам предложить 4 эффективных способа: 1. Афиша-объявление – она должна быть яркой, привлекающей внимание, с минимальным, но важным текстом, обращающимся к родительским чувствам. Например, «Внимание! Внимание! Приглашаем неравнодушных родителей и их творческих детей принять участие в конкурсе». Афиши вывешиваются недели за две до начала сбора работ (именно 2 недели нужно для того,чтобы объявление начало работать: обратило на себя внимание и заставило задуматься о необходимости участия). 2. Личное обращение педагога – практика показывает, что большинство объявлений в школе родителями не читается. Родители ссылаются на то, что если бы объявление было важным, то воспитатель обязательно обратил бы внимание родителя на него. Таким образом, личное обращение воспитателя или организатора конкурса к родителям имеет немаловажную роль. Стоит учесть и то, как воспитатель обращает внимание родителей на участие в конкурсе. Если педагог заостряет внимание на данном конкурсе, говорит о его важности и интересности, а также выделяет достоинства ребенка, который мог бы успешно представить свою семью и школа, то объявление попадает в зону заинтересованности родителя. Если же педагог как бы нехотя, вскользь,бросает фразу: «А тут вот еще какие-то очередные конкурсы, если хотите, можете поучаствовать», то объявление сразу же теряет свою привлекательность и ценность для родителя. В нашей практике воспитатели, которые активно взаимодействовали с родителями, давали практически 100% участие детей в конкурсах. 3. Выставка как путь к повышению самооценки детей и родителей. Выставка организуется так, чтобы ее могло посмотреть максимальное количество человек, посещающих школа. Здесь имеют значение такие критерии, как доступность, композиционное решение, уважение к работам участников, освещенность и безопасность. В нашем детском саду выставки располагаются в холле первого этажа и на лестничных пролетах. Все дети и родители, приходящие в школе и проходящие через данный холл, могут познакомиться с выставкой. Дети и родители из другого крыла здания тоже могут познакомиться с выставкой, но иногда требуется подсказка педагогов, которые сообщают родителям о начале работы выставки и месте ее расположения. Во время работы выставки организуются экскурсии: педагоги приводят детей, и они вместе рассматривают выставленные работы, обсуждают их. Все работы размещаются на выставочных подиумах или столах (если это объемные композиции) или на стенах (плоскостные композиции). При чем разместить их нужно так, чтобы работы не спорили между собой, не заслоняли одна другую, а также оставалось пространство для любования каждой из них. Располагать выставочные экземпляры просто на полу нельзя, это считается неуважением к работе и к автору. Все работы снабжаются этикетками, на которых достаточно крупным шрифтом должно быть указано название работы, автор, возраст (иногда еще необходима техника выполнения, материалы и руководитель). Этикетки должны быть не очень крупными, чтобы не отвлекать от самих работ. Этикетки крепятся возле работы или на паспарту (если плоскостная, но ни в коем случае не на саму работу. Это тоже считается неуважением к автору и его творчеству. Общение детей и взрослых на выставке имеет несколько положительных моментов: - для детей: они учатся видеть достоинства и недостатки своих и чужих работ; получают навыки оценивания и развивают чувство прекрасного. Те дети, чьи родители отказались от участия в выставке, позже могут спровоцировать своих родителей на участие в подобных мероприятиях («А Ваня с мамой сделали такую красивую поделку, их даже наградили. Я тоже хочу, чтобы нам приз дали») - для родителей: повышение собственной самооценки; гордость за своего ребенка; идеи для совместного творчества в семье; желание оказаться не хуже других. - для воспитателей: творческая и эстетическая среда для организации общения детей; детей и родителей; идеи для творческих поделок в группе; возможность лучше узнать контингент семей своих воспитанников. Наш опыт показал, что порой даже очень стойкие родители, которые всегда отказывались от мероприятий, предлагаемых детским садом, начинают участвовать в семейных конкурсах и занимать призовые места. 4. Награждение как мотив Получение материального вознаграждения как для детей, так и для взрослых является очень действенным мотивом, поэтому было решено ввести соревновательный момент и победителей награждать дипломами и небольшими подарками. Дипломы могут быть стандартными, которые предлагают магазины канцтоваров, но мы к каждому конкурсу создаем собственные дипломы победителей и участников. Отбор победителей проходит посредством жюри. В большинстве конкурсов работает два жюри: детское и взрослое. Взрослое жюри – это педагоги, сотрудники ДОУ и родители (7-9 чел). Им выдаются оценочные бланки, и предлагается оценить по 10-балльной системе каждую работу. Затем баллы суммируются, и работа, набравшая большинство баллов выходит в победители. Детское жюри – это воспитанники средней, старшей и подготовительной групп (по 3 чел. от группы). Им предлагается не спеша походить по выставке, рассмотреть работы и выбрать 3-4 наиболее понравившихся. Дети должны объяснить, чем им понравились работы, за что их можно наградить. Голоса детского жюри прибавляются к оценкам взрослого и называются победители. Данный момент был введен для того, чтобы снять обвинения в предвзятости выбора лучших работ, а также с целью создания условий для формирования навыков оценивания чужого творчества у детей. Вручение наград как мотив для следующего участия в конкурсах мы решили усилить, поэтому наградные материалы вручаются не в группе, а на большом празднике Победителей, куда приглашаются участники и победители различных конкурсов и соревнований. Это своего рода закрытое мероприятие для избранных, что тоже оказывает свое влияние на самооценку и детей, и родителей. Конкурсно-выставочные мероприятия в детском саду необходимы как самой организации, так и детям, и родителям. Детскому саду они нужны для того, чтобы поднять престиж детского сада, эстетически оформить ДОУ, использовать вспомогательные помещения (холл, лестничные пролеты) как дополнительную пространственно-развивающую среду; объединить детей, родителей и коллектив ДОУ одной целью; привлечь родителей к совместной образовательной деятельности. Родителям подобные мероприятия позволяют найти время для общения с ребенком; самореализоваться как творчески, так и в качестве компетентного неравнодушного родителя; обменяться опытом и познакомиться с новыми идеями; лучше понять своего ребенка и познакомиться с другими родителями; вникнуть в проблемы детского сада. Детям выставки помогают активно общаться с родителями; развивать мелкую моторику, усидчивость, внимание, эстетическое восприятие; расширять кругозор; получать новый опыт восприятия мира; навыки оценивания чужого творчества; коммуникативные навыки; повышение самооценки. Эффективность конкурсно-выставочной деятельности зависит от тех условий, в которых она реализуется. Они должны соответствовать требованиям, предъявляемым ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде. - Содержательная насыщенность Выбирая тему для выставки стоит учитывать возрастные особенности того контингента, на который она направлена. Если мы хотим вовлечь в творческий процесс все возрастные группы, то тематика выставки и требования к техникам и материалам должны учитывать возрастные особенности всех групп. Это позволит самореализоваться как малышам, так и старшим детям. Сложная тема, либо ограничения в выборе техники, может привести к тому, что малыши откажутся от участия, либо это будут работы, выполненные родителями. Наоборот, упрощение требований к участию может привести к тому, что старшие дети не реализуют свой потенциал полностью, остановившись на уровне малышей. Например, работа с раскрасками, шаблонами (Олимпиада-2014). Каждая выставка – это баланс между простым и сложным, а также четкое представление организаторов, что они хотят получить в итоге и будет ли это полезно для детей и родителей. Организуя общение детей на выставке, стоит заранее продумать, как это будет проходить, как ее содержание могут использовать педагоги – экскурсии, занятия-игры, беседы и пр. - Вариативность Разрабатывая тематику выставки, необходимо предложить участникам некоторую вариативность: несколько номинаций (Открытки, поделки; Подарки Защитникам Отечества, Букет для мамочки) либо несколько техник для исполнения (оригами, квилинг, бумагопластика; работа с природным материалом, смешанные техники) Это позволит даже при наличии определенных ограничений (например, работа только с бумагой или только 3D открытки) создать зону безопасного спокойного участия для каждого желающего, то есть у участников при наличии ограничений все равно остается выбор. Следующие условия относятся большей степенью непосредственно к выставочному оборудованию и выставочному пространству. -Трансформируемость, полифункциональность – выставочное оборудование должно иметь эстетичный вид и при этом подходить под любой конкурс или выставку. Оно должно быть легкое, достаточно мобильное в пространстве для того, чтобы была возможность для различных комбинаций его и композиционных решений в пространстве. Это позволит выставлять любые работы, легко менять выставки и организовывать на них различные формы взаимодействия детей и взрослых. Для плоскостных работ лучше всего использовать штанги, идущие под потолком, чтобы затем на них привязывать работы. Это эстетичней, чем гвозди, и безопасней, чем приклеивание к стене, так как в последнем случае работы могут упасть. Штанга позволяет реализовать любое композиционное решение на стене. Для объемных работ необходимы разноуровневые модули и закрытые витрины (для хрупких и ценных экземпляров). - Доступность и безопасность Организуя выставку и общение на ней, мы исходим из того, что зрителю должно быть комфортно – хорошо видно, достаточно пространства для любования работами, можно рассматривать как вблизи, так и издалека, можно проводить игровые моменты для более тщательного знакомства с работами. Таким образом, работы должны располагаться на уровне глаз маленьких зрителей, они должны иметь возможность подойти к работам, рассмотреть их, но при этом не прикасаясь к ним. Тактильное взаимодействие детей и творческих работ не всегда допустимо на выставке из-за хрупкости последних. Этот момент тоже стоит учитывать, чтобы обезопасить работы и не травмировать самих детей. Безопасность как требование относится и к выставочному оборудованию – оно должно быть не горючим, легко очищающимся и нетравмоопасным (острые углы, торчащие гвозди и пр.) Освещенность выставочной зоны должна быть достаточной (не менее 150 люксов, но при этом возможны световые акценты с помощью направленного света (точечное освещение лампами) Лестничные пролеты как выставочная зона – являются не очень удачным вариантом в плане безопасности – рассматривание работ на них является травмоопасным занятием, также оставляет желать лучшего и освещенность данных зон. Правда, положительным моментом является то, что работы расположенные на лестничном пролете воспринимаются и детьми, и взрослыми как на сознательном, так и на бессознательном уровне, поэтому расположение позитивно окрашенных работ может способствовать улучшению самочувствия и настроения воспитанников и взрослых. Использование предложенных способов повысило мотивацию родителей к участию в семейных конкурсах на базе школы, позволило активизировать участие детей в конкурсах более высоких уровней: городского, областного, всероссийского и международного. На слайде вы видите участие детей в конкурсных мероприятиях муниципального, областного, регионального, всероссийского и международного уровня за 2014 и 2015 года, видно, что повысилась результативность. Работы воспитанников нашей школы были представлены на различные выставки и конкурсы, где были отмечены дипломами, грамотами и сертификатами. Анализ совместных мероприятий показывает в 2020 году 35% родителей, регулярно участвуют в совместной деятельности с ребенком, в 2014 – 68%, а в 2015 году уже 85 % семей принимают активное участие в выполнении совместных работ. К качественным показателям работы учреждения относятся: • значимый уровень мотивации занятий; • повысился уровень творческих способностей воспитанников; • повысился уровень самооценки воспитанников; • результативность участия воспитанников в конкурсах, выставках, фестивалях. Эти результаты подтверждаются количеством благодарственных писем, грамот, свидетельств об участии в конкурсах. Изменения детско-родительских отношений: • Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. • Родители поняли необходимость эмоционального принятия ребенка. • Изменения стиля общения с родителями (выраженная ориентированность на личную модель взаимодействия с родителями) • Дети чувствуют защищенность и поддержку со стороны родителей • Результат совместного творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал чувство гордости за своих родителей. Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, таких как – выставочная деятельность – помогли педагогам и родителям лучше узнать друг друга, найти общие подходы к решению воспитательных задач, основанных на взаимоуважении, реализовать совместные способы поддержки и развития детской инициативы и творчества. И еще хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую – нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители «Похвала полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Мы думаем, что это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы всегда делаем это при любом удобном случае. Организация конкурсно-выставочной деятельности внутри школы при соблюдении требований ФГОС ДО становится важным элементом образовательной среды, которая способствует повышению имиджа организации, установлению более теплых взаимоотношений семьи и ДОУ, а также источником творческого развития детей, педагогов и родителей. 15-16.06 Конспект урока по окружающему миру Тема урока: «Экологическая безопасность» Цель деятельности учителя: познакомить детей с терминами «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр»; доказать детям, что Земля - наш дом: бережём дом - бережём здоровье; научить выполнять правила личной экологической безопасности. Планируемые результаты: Личностные: умеют слушать собеседника, излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения; - формируют личностное отношение к экологической проблеме. Предметные: узнают: - что экологическая безопасность является одним из видов безопасности человека; - как попадают в организм вредные вещества из окружающей среды; - некоторые способы защиты от вредных веществ; - термины «Экологическая безопасность», «Цепь загрязнения». Оборудование: учебник А.А. Плешаков, окружающий мир 3 класс 2 часть, презентация. Тип урока: открытие новых знаний
|