Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
Глава 2 Мир и труд являются основами благополучия. Трудом мы называем напряжение сил для доведения до конца предпринятого дела. Наслаждение благополучием, заключающимся в использовании плодов работы, мы называем миром (или мирным благосостоянием). Основами для мира и труда являются 6 методов политики.2 Результатом (применения) этих методов являются упадок, застой и развитие.3 При этом человеческими (возможностями) являются правильная или неправильная полигика. Успех же или неуспех являются посланными божеством. Ибо действия божественные и человеческие приводят в движение мир. То, что совершается невидимым образом, есть действие божества. Если же при этом действии происходит достижение желанного результата, то это будет успех. В обратном же случае — это неудача. Человеческое (действие) есть то, что совершается видимым образом. Если при этом достигается благополучие, то это правильная политика. Если же вызывается несчастно — это неправильная. Эти (человеческие действия) могут быть объектом мысли (постижимы). Действия же божественные непостижимы. Государь, обладающий личными качествами, богатством и со вершенными основами государства, является основой правильно!"! 288 Шестой отдел. Об основах государства политики и называется тем, кто имеет основание победить.4 Вокруг него, образуя окружение, непосредственно прилегающее к его земле, находится тот фактор, который представляют собой враги. Подобным же образом мы имеем фактор (или основу), которую представляют собою союзники, отделенные другой землей. Соседний государь, обладающий отличительными чертами врага, есть противник.5 Если он попадает в беду, то он является таким, против которого выгодно идти войной.6 Если он не имеет опоры или же средства защиты его слабы, то он является таким, которого можно уничтожить.7 В противном случае он является таким, которого следует теснить8 или ослабить.9 Вот различные виды противников. После них (имеющий основание победить) должен принимать в расчет в непрерывной последовательности земли собственного союзника, союзника врага, союзника собственного союзника и союзника союзника врага. За собою он имеет: (враждебного государя, который) может напасть на него сзади,10 и дружественно настроенного, который нападает на первого.11 Также имеются сообщник нападающего с тыла п и сообщник находящегося в тылу дружественного государя.13 (Государь), земля которого непосредственно граничит (с владением того, кто имеет намерение победить), есть основной враг.14 Если он принадлежит к тому же роду, то его называют природным врагом.15 Тот же, с которым возникла вражда или который предпринимает агрессивные действия, есть враг благоприобретенный.16 (Государь), земля которого отделена другой землею, есть основной союзник.17 Если он приходится родственником его с отцовской или материнской стороны, то он называется природным союзником.18 Если же он примыкает (к государю, намеревающемуся победить), так как получает от него деньги или средства к существованию (или так как он обязан ему получением денег и жизнью), то он называется благоприобретенным союзником.19 Есть, кроме того, иной государь, земля которого граничит с владениями желающего победить и его врага, который способен помочь тому и другому, находятся ли они в соприкосновении или нет, Раздел 97 (Глава 2) 289 а также способен справиться с каждым из них в отдельности. Это есть государь «срединный».20 Далее, имеется иной, «стоящий особняком»,21 в стороне от врага, желающего победить, и «срединного». Он по основам своего государства является более сильным, чем (другие трое). Он способен оказать помощь врагу, желающему победить, и «срединному» вне зависимости от того, находятся ли они в соприкосновении или нет, а также справиться с каждым из них, если они разобщены. Вот основы политики. У желающего победить 3 основных фактора: он сам, его союзник и союзник этого союзника. Каждый из этих факторов находится в овязи со своими 5 факторами, т. е. министрами, сельскими местностями, укрепленными городами, казною и войском. Таким образом, весь круг (факторов для победы) состоит из 18 таких факторов. Этим самым указывается круг факторов по отношению к врагу «срединному» и «безразличному» в отдельности. Вот вкратце 4 круга факторов. Имеются 12 факторов в виде государей и 60 вспомогательных факторов,22 а всех вместе взятых 72. Каждый из этих факторов имеет (как указано было) определенные идеальные качества (которых следует достигнуть). (Далее, принимаются во внимание) возможности23 и достижения.24 Возможности заключаются в силах, а достижение есть счастье (победы). Силы бывают 3 видов: сила звания, т. е. возможности, представляющиеся в виде совета; силы, состоящие в казне и в войске, — это возможности, которыми располагает государь; и сила героизма — возможность, заключающаяся в энергии (войска). Подобным же образом достижение бывает 3 родов: достижение благодаря возможности, заключающейся в совете, — достижение посредством совета; достижение посредством возможностей, которыми располагает государь, — достижение [шастью, и, наконец. Достижение благодаря возможности, заключающейся в энергии, — Достижение посредством энергии. 290 Шестой отдел. Об основах государства (Государь), у которого (эти возможности) имеются в превосходной степени, считается преобладающим. Тот, у которого они имеются в более слабой степени, считается малосильным, а располагающий одинаковыми силами — равным. Поэтому (государь) должен стараться, чтобы силы и достижения стали его достоянием. Или же если он равен другим, (то он должен укреплять свои силы) путем приведения в надлежащее состояние своих вспомогательных факторов в их последовательности и путем правильного, честного образа действия.25 Или же он должен стараться отнять силу у врагов и своих собственных недоброжелателей. Далее, он может заметить следующее: враг мой обладает силой, но тем не менее в будущем (по гордости своей) погубит свои же собственные государственные факторы путем оскорблений словами, действием и притеснениями. Или же, достигнув своей цели, он (враг) станет беспечным, предаваясь удовольствиям охоты, игре, вину и женщинам. Его подданные будут враждебно относиться к нему (если он притесняет), он будет ослаблен или пребывать в беспечности и таким образом я смогу справиться с ним. Или же: враг, подвергшийся нападению, должен будет находиться со всеми своими силами в одном месте или укрепленном городе. Его войско будет стеснено, и он, лишенный союзников и укреплений, легко попадет в мои руки. Или же: (вражеский) государь, обладая значительными силами,26 имеет намерение уничтожить (иного) врага в другом месте. Уничтожив этого врага, он не будет стараться сокрушить меня. Если я буду тесним сильным или если мои начинания потерпят неудачу, то он окажет мне поддержку, равно как и в случае, если на меня посягает «срединный» владетель.27 На основании таких и подобных соображений (желающий победить) будет (временно) желать усиления и успеха хотя бы врагу. Сделав государей, отделенных другой землей (т. е. союзников), как бы ободом колеса, а непосредственно граничащих (т. е. врагов) — спицами (этого колеса) и себя самого — ступицей, (желающий победить) должен располагать своим кругом факторов (для победы). Раздел 97 (Глава 2) 291 Враг, находящийся между предводительствующим (т. е. желающим победить) и его союзником, будет уничтожен или тесним, хотя бы он и обладал значительной силой. Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава. «О мире и труде» в шестом отделе «Об основах государства». От начала девяносто восьмая глава. Этим окончен в Артхашастре Каутилъи шестой отдел «Об основах государства». СЕДЬМОЙ ОТДЕЛ О ШЕСТИ МЕТОДАХ (ВНЕШНЕЙ) ПОЛИТИКИ РАЗДЕЛЫ 98 и 99. КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ШЕСТИ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УПАДКА, ЗАСТОЯ И РАЗВИТИЯ* Глава 1 Круг факторов (внешней) политики есть основание для применения ее шести методов. Учителя говорят, что эти шесть методов суть: мир, война, выжидательное положение,3 наступление, искание защиты 4 и двойственная политика.5 Ватавьядхи утверждает, что, собственно, имеются только два метода: мир и война, к которым и сводятся все шесть методов. Каутилья же считает, что все-таки имеются шесть методов в соответствии с различными положениями. Тут миром6 считается заключение договора, связывающего (обе стороны), войною7 — причинение вреда, выжидательным положением — пребывание в безразличном состоянии, наступлением 8 — принятие мер (к нападению), союзом — прибегание к помощи других и двойственной политикой — использование то войны, то мира (смотря по обстоятельствам).9 Вот шесть методов (политики). Если кто-нибудь слабее (другого), то он должен заключать с ним мир. Имеющий превосходство может идти (на другого) войной. Тот, который считает: «ни меня другой, ни я его неспособны победить» — должен держаться выжидательного положения. Имеющий Разделы 98 и 99 (Глава 1) 293 преимущество и превосходство должен наступать. Тот, у которого незначительные силы, должен искать союза (с другими). Если дело решается благодаря помощи союзника, то следует вести двойственную политику. Вот определение методов. Если (государь), стоя на точке зрения применения какого-либо метода, видит, что, придерживаясь такового, он будет в состоянии проявлять деятельность по постройке в своих владениях укреплений, оросительных сооружений, торговых путей, по заселению пустырей и разведению ценных лесов и таких, в которых содержатся слоны, вредить таким же действиям врага, — и действительно применяет этот метод, то будет успех.10 Зная, что собственное преуспеяние будет идти скорее, что оно будет больше и что имеются основания, благодаря которым (в будущем) явится преуспеяние, а также, что у врага будет как раз обратное, (государь) должен равнодушно относиться к преуспеянию врага. Если преуспеяние (у обеих сторон) совершается одновременно и имеет одинаковые результаты, то нужно пребывать в мире. Если (данный государь) видит, что, стоя на точке зрения какого-нибудь метода, он достигнет лишь (отрицательных результатов) в своих действиях и не причинит ущерба врагу, и на основании этого не прибегает к данному методу, то такой метод следует считать ведущим к упадку.11 Если владетель видит, что упадок собственный будет совершаться длительно, а упадок у врага — быстро или же что временный упадок приведет в конце концов к процветанию, в то время как у врага будет обратное, то он должен временно оставаться равнодушным к собственному упадку. Если у обеих стороен упадок происходит одновременно и приводит к одинаковым результатам, то надлежит пребывать в мире. Тот метод, с применением которого не получается ни процветания, ни упадка, ведет к состоянию застоя.12 Если государь знает, что ему придется лишь на короткое время пребывать в застойном состоянии или же что это приведет к конечному процветанию, в то время как у врага будет обратное, то ему следует отнестись безразлично к (временному) состоянию застоя. 294 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики Учителя говорят, что если у обеих сторон застой происходит одновременно и имеет одинаковые результаты, то следует пребывать в.мире. Каутилья считает, что об этом не может быть споров. Далее, (государь) может иметь в виду следующее: (1) находясь в состоянии мира, я своими действиями принесу ущерб начина ниям врага, я стану вкушать великие плоды моих начинаний и использую также начинания врага; (2) или же, прикрываясь доверием (которое оказывается мне) в силу мирного договора, я буду применять ловкие меры, действовать тайно и подсылать шпионов, этим самым я буду вредить начинаниям врага; (3) или же я привлеку для совершения моих дел людей, которые заняты в начинаниях врага, тем, что я дам им возможность получить выгоду, сделав их труд легким, оказывая им помощь и облегчая подати; 13 (4) или же враг, находясь в союзе с другим, обладающим подавляющей силой, достигнет только того, что его начинаниям будет принесен вред; (5) или же имеется владетель, который воюет с ним (врагом) и вследствие этого ищет союза со мной; я устрою так, чтобы вражда их длилась долго; (6) или же враг будет причинять вред местностям (иного), который хотя находится в мире со мною, но меня ненавидит; (7) или же, терпя ущерб от врага, народ его (т. е. другого враждебного государя) придет ко мне, и от этого будет преуспеяние в моих начинаниях; (8) или же (враг) терпит неудачу в своих начинаниях и находится в несчастье; он не будет нападать на меня, так как. он должен будет направить свою деятельность в другую сторону; пользуясь этими двумя обстоятельствами, я достигну преуспеяния в моих начинаниях, находясь в мире; (9) или же, заключив мир с одним из врагов, я разобью окружение и благодаря этому получу в свои руки изолированного врага; (10) или же, привлекая на свою сторону врага путем оказания ему военной помощи, я буду возбуждать ненависть против него, когда он будет стремиться получить под свою власть круг государей, и добьюсь, чтобы он, являясь предметом ненависти, погиб именно благодаря этому. Имея такие виды, государь может добиваться преуспеяния мирным путем.14 Иначе виды у него могут быть следующие: (1) население мое состоит главным образом из воинов и из объединений,15 я имею Разделы 98 и 99 (Глава 1) 295 8ащиту в виде гор, лесов, рек и укреплений, и в мою страну имеется лишь один свободный доступ, который должен быть охраняем; поэтому моя страна в силах отразить нападение врага; (2) опираясь на неприступные укрепления, находящиеся на границе моих владений, я в состоянии принести гибель начинаниям врага; (3) или же у врага моего ослабела энергия вследствие его пороков и бедствий (в его стране); таким образом, пришло время, что все его начинания погибнут; (4) или же так как он воюет в другом месте, то я в состоянии отвлечь от него его же народ. При таких соображениях (государь) должен добиваться преуспеяния, прибегая к войне.16 Иначе он может думать: враг не в состоянии погубить мои начинания, но и я в равной мере не могу причинить вред его начинаниям. Если я стану причинять ему вред, то может получиться то же, что при схватке собаки и кабана (где оба пострадали). Или же: я буду преуспевать уже оттого, что буду способствовать своим собственным начинаниям. На основании таких соображений (государь) будет добиваться щреуспеяния, занимая выжидательное положение.17 Далее, он может думать: гибель начинаний врага может быть достигнута наступлением на него, у меня же есть средства защитить, свои начинания. В таком случае он добивается преуспеяния путем наступления. Или же он может думать: я не в силах причинить гибель начинаниям врага, а также не могу защитить свои собственные начинания. В таком случае он прибегает к помощи более сильного и, приводя в исполнение свои начинания, стремится к переходу из состояния упадка в состояние застоя (или устойчивости) и из последнего в стадию преуспеяния. Если же (государь) думает: при помощи мира я, с одной стороны, будут двигать вперед свои дела, а при помощи войны, с другой стороны, я смогу вредить начинаниям врага, — то он будет стремиться к преуспеянию, ведя двойную политику. Таким образом, находящийся в середине круга, состоящего из факторов политики, и применяя эти шесть методов, он может стремиться в своих начинаниях к достижению перехода из состояния упадка в состояние застоя. 296 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики (или устойчивости) и из последнего в состояние преуспеяния (развития). Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «Краткое изложение шести методов политики. Определение состояния упадка, застоя и развития» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала девяносто девятая глава. РАЗДЕЛ 100. ОБ ИСКАНИИ ПОМОЩИ (У БОЛЕЕ СИЛЬНОГО)» Глава 2 Если достигается одинаковое преуспеяние при войне и мире, то надлежит пребывать в мире, ибо при войне имеются отрицательные стороны2 в виде потерь, расходов и необходимости отлучиться (из своей страны). Этим самым указывается, что из выжидательного положения и наступления следует выбирать первое. Если имеется выбор между двумя возможностями: прибегать ли к помощи более сильного или же вести двойственную политику, то следует склоняться к последней. Ибо ведущий двойственную политику имеет главною целью (успех) своих начинаний и помогает сам себе. Тот же, который прибегает к помощи более сильного, помогает другому, но не себе. Следует прибегать к помощи того, кто сильнее, чем (враждеб-вый) сосед.3 Если такого более сильного не окажется, то он (т. е. государь) должен для видимости прибегнуть к помощи своего же врага и невидимым образом стараться помочь ему казною, войском или землею. Ибо это большая ошибка (или большое несчастье) для государей заключать союз с более сильным в иных случаях, чем если они подверглись нападению врага. (Государь), не имея возможности (заключить союз), должен держать себя как такой, который уступает силе.4 Когда же он увидит, что у другого появилась неизлечимая болезнь, что внутри его государства смута, что силы его врагов растут, что друзья его терпят несчастье и что вследствие этого имеется вы- Раздел 100 (Глава 2) 297 года для него самого, тогда он может под предлогом воображаемой болезни или благочестивого действия удалиться (от того, в чьей зависимости он находится). Или же, находясь в своих собственных пределах, он может не оказывать помощи (тому, в чьей власти он находится, когда тот потребует у него помощи).5 Далее, находясь вблизи него, он может внезапно нанести ему удары в наиболее уязвимое место.6 Если (государь) находится между двумя более сильными, то он должен прибегать к помощи того, кто в состоянии его спасти, или же того, кто непосредственно граничит с ним. Возможно также, что он заключает союз с обоими, прибегая к их помощи наподобие нищего.7 Он может затем представлять одному (из этих двоих) другого как способного окончательно погубить его. Или же он может посеять вражду между ними, говоря одному про другого дурное. Когда они будут в раздоре, то он должен применять против них тайные средства устранения.8 Далее, он может находиться совсем в стороне, принимая меры против той опасности, которая ему угрожает от обоих сильных непосредственно. Он может также прибегать к двойственной политике, опираясь на укрепления. Равным образом он может действовать при помощи таких средств, которые приводят к войне или миру. Он может оказывать поддержку изменникам, врагам и лесным племенам в странах обоих. G их помощью он, отправившись к одному из них (т. е. враждебных ему государей), может наносить удары другому, когда тот попадает в беду. Или же, поддерживая связи с обоими, он может получить поддержку в их круге государств. Далее, он может заключить союз с государем «срединным»9 или «стоящим в стороне».10 Вместе с последними он может оказывать помощь одному и уничтожить другого или же сокрушить обоих вместе. Если ему грозит гибель со стороны обоих, то он должен прибегать к помощи «срединного», или «стоящего в стороне», или же тех государей, которые являются сторонниками таковых, притом того, кто ведет правильную политику. Если (такие государи) равны между собою в этом отношении, то он должен заключать союз с тем, государственные факторы которого могут принести ему 298 Седьмой отдел. О шести методах (внешней) политики пользу, или с тем, от которого он при случае может и освободиться, с тем, к которому и в прежнее время (данные владетели) имели обыкновение обращаться, с находящимся в непосредственной близости, с тем, с которым имеется связь, или же с тем, у которого многочисленные и сильные союзники. Из двух (государей), которые находятся между собой в дружественных отношениях, следует прибегать к тому, с которым (ищущий союза) дружен, и к тому, который является расположенным. Это есть правильный способ заключать союз (или прибегать к помощи). Так в Артхашастре Каутилъи гласит вторая глава «Об искании помощи (у более сильного)» в седьмом отделе «О шести методах (внешней) политики». От начала сотая глава. РАЗДЕЛЫ 101 и 102. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПОЛИТИКИ (ЦАРЕМ), РАВНЫМ (ВРАГУ), БОЛЕЕ СИЛЬНЫМ И БОЛЕЕ СЛАБЫМ.» ЗАКЛЮЧЕНИЕ МИРА БОЛЕЕ СЛАБЫМ * |