Артхашастра Каутильи (ред.). Артхашастра Каутильи (ред. Отделение литературы и языка ленинградское отделение института востоковедения литературные памятники
Скачать 4.7 Mb.
|
Глава 4 Человек, сведущий в светских делах, может найти службу у царя, отличающегося личными качествами и богатством, при содействии лиц, любимых этим государем или полезных ему. Он также может служить у такого (правителя), о котором он думает следующим образом: «Подобно тому как я хочу найти службу, он (т. е. государь) нуждается в руководстве и вместе с тем обладает качествами, Раздел 92 (Глава 4) 275 привлекающими людей». (Он) может поступить на службу к такому государю, хотя бы тот и был лишен богатств и особых качеств, но ни в коем случае он не должен служить у такого, который не имеет никаких личных качеств. Ибо такой, враждебно относясь к политическим наукам и имея общение с негодяями, погибает, хотя бы он и достиг большой власти. Служа у государя, обладающего личными качествами, (такой приближенный), выбрав благоприятный для этого случай, должен наставлять (его) в политической науке. Тем, что он будет действовать в согласии (с наукой), он приобретает прочное положение (при государе). Если к нему обратятся с вопросом на совещаниях, то он должен, не боясь окружающих, искусным образом изложить то, что является целесообразным в настоящем и будущем и что связано с законом и пользой (для государства). Если (такой приближенный) пользуется расположением государя, то он должен стараться давать ему советы, наставляя его в праведном и полезном, например: «Следует наказывать (опасных государству лиц), пока они сами не стали сильными и не соединились с другими сильными, и не думай, что достаточно применить наказание, когда союз (таких лиц) с имеющими силу уже существует.2 Не вреди моей партии, моим действиям и моим тайнам. Знаками я буду удерживать тебя в твоих желаниях, гневе и применении тобою наказаний». С разрешения государя он должен занимать место, указанное ему. Он должен садиться сбоку от государя не слишком близко и не слишком далеко.3 Он не должен садиться на особое высокое сиденье и должен избегать споров и речей невежливых, не соответствующих действительности, а также возгласов радости и смеха, где это не подобает, равно как и громкого испускания ветров и плевания. Он также должен избегать совместных разговоров с кем-нибудь одним во время собраний, одежд, таких, какие носит государь или особенно чопорные и легкомысленные личности, желания показывать свое богатство драгоценных камней,4 скривления одного глаза и губ, хмурения бровей, перебивания другого, когда он говорит. Также Должен он избегать раздора с могущественным союзником и связей, сообщничества и действий для достижения совместной цели с жен- 276 Пятый отдел. О применении утонченных средств щинами, охотниками до женщин, посланниками соседних государей, а также с лицами, принадлежащими к партии, враждебной царю, впавшими в немилость, и лицами легкого поведения. Без промедления вместе с теми, кто близок и полезен государю, он должен говорить так, как это полезно для государя, для него самого и для других, в подобающее время и в надлежащем месте, в соответствии с законом и пользой для государства. Если его спросят, он должен говорить приятное, если оно является полезным, но не говорить неполезное, хотя бы оно было и приятно. Неприятное же, если оно является полезным, он должен говорить, если государь слушает его и соглашается с ним, но наедине. Если же государь возражает ему, то он должен молчать и не восхвалять людей (ненавистных государю). Ибо и способные люди бывают нежелательными, если они держатся иной точки зрения, чем государь. Негодяи же бывают любезными, когда они, зная мысли (человека), потворствуют ему. Достойное смеха приближенный может осмеивать, но должен избегать грубого смеха. Он должен отвращать страшное от других и не говорить сам страшного. Но если страшное коснется его самого, то он должен сносить это, будучи (терпеливым), как земля. Разумный должен прежде всего всегда заботиться о своей безопасности, ибо говорится, что жизнь приближенных государя подобна существованию в огне. (Действительный) огонь может сжечь часть тела или даже вообще все тело. Царь же может человека погубить или возвысить вместе с женою и детьми. Так в Артхашастре Каутилъи гласит четвертая глава «О поведении прислужников царя» в пятом отделе «О применении утонченных средств (государственной политики)». От начала девяносто четвертая глава. Раздел УЗ (Глава 5) 277 РАЗДЕЛ 93. О ПОВЕДЕНИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ * Глава 5 Получивший поручение должен указывать выгоды данного дела за вычетом всех расходов. Такое лицо должно охарактеризовать данное дело, является ли оно внутренним, внешним, тайным, открытым, срочным или несрочным, говоря: «оно является таким-то и таким-то». Если (государь) имеет пристрастие к охоте, игре, вину или женщинам, (приближенный) должен сообразоваться (с его желаниями) и хвалить. Находясь вблизи него (т. е. государя), он должен стараться препятствовать его порока!М. Также должен он его хранить от козней, проделок и обманов со стороны других. Приближенный должен следить за движениями и выражением лица его (т. е. государя). Ибо мудрые люди при помощи движений и выражения лица (распознают) противоречащие друг другу (душевные явления), как любовь, ненависть, радость, печаль, решимость и страх, и действуют при помощи их, для того чтобы оберегать совет (даваемый ими от сердца). При виде (приближенного) государь показывает себя расположенным. Он слушает его речь, он предлагает ему сесть, он допускает его до себя, когда он один. Он не очень подозревает там, где можно было бы подозревать. Он выражает удовольствие при беседе с ним. Он сам обращает внимание на то, что должно быть доложено другими. Он терпеливо сносит сказанное, если оно полезно. Он дает свои поручения с улыбкой. Он касается приближенного рукой. Он хвалит его там, где следует хвалить. Он говорит ему об .его (приближенного) скрытых достоинствах. Если есть какая пища, он думает о нем (чтобы дать ему). Он отправляется вместе с ним на увеселения. Он приходит к нему на помощь в несчастье. Он чествует лиц, преданных ему. Он открывает ему тайны, он увеличивает ему почести. Он способствует его делам и отвращает от него вредное. Вот (признаки, по которым можно) узнать, что владыка доволен. 278 Пятый отдел. О применении утонченных средств Обратное тому имеет место у государя недовольного. Мы укажем подробно. При виде (приближенного) он гневается. Он не слушает его или запрещает ему говорить. Он не предлагает ему садиться и не смотрит на него. У него меняется краска и ломается голос. У него стягивается один глаз, хмурятся брови и кривятся губы. Он потеет, пыхтит или беспричинно улыбается. Он советуется с другими. Он уходит без причины. Он оказывает содействие другим. Он царапает ногтями свое тело или землю. Он возбуждает против приближенного других. Он поносит его знания, касту и родину. Он порицает те недостатки, которые являются общими (для всех), и особые недостатки приближенного. Он хвалит тех, кто настроен враждебно к нему. Он не обращает внимания на то, что (приближенный) сделал хорошо. Он разглашает то, что (приближенный) сделал неправильно. Он поворачивается к нему спиной. Он постоянно оставляет его одного. Он не говорит с ним должным образом. И те, кто имеет доступ к государю, изменяют свое отношение к нему (т. е. к этому приближенному). (Приближенный) должен замечать перемену настроения даже у животных. Катьяяна2 покинул (своего государя), говоря: «этот слишком высоко льет». Канинка Бхарадваджа (ушел), заметив, что птица краунча3 (принадлежавшая государю) полетела влево (знак несчастья и царской немилости). Диргха Чараяна fпокинул государя), говоря, что тот (колеблется), как трава. Гхотамукха ушел, говоря, что данные ему платья холодные. Кинджалка ушел, говоря: «(царский) слон обрызгал меня водой». Пишуна ушел, говоря, что (государь) расхваливал лошадь и колесницу (которые он дал ему, как бы сожалея, что отдал их недостойному) . По лаю собаки (я знаю, как обстоят дела). Так решил сын Пишуны. Если (у приближенного) отняты почести и выгоды, то он должен оставить государя. Или же, после того как он отдал себе отчет в ха- Разделы 94 и 95 (Глава 6) 279 рактере своего владыки и собственных прегрешений, он может исправить дело. Возможно также, чтобы он обратился к близкому другу его (т. е. государя). Находясь там (т. е. у друга государя), он может вместе с друзьями действовать, для того чтобы устранить недостатки своего господина. Затем еще при жизни последнего или после его смерти он должен вернуться на прежнее место. Так в Артхашастре Каутилъи гласит пятая глава «О поведении в соответствии с обстоятельствами» в пятом отделе «О применении утонченных средств (государственной политики)». От начала девяносто пятая глава. РАЗДЕЛЫ 94 и 95. ОБ УКРЕПЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ1 И ЕДИНОВЛАСТИИ2 Глава 6 Если случается несчастье с государем, то министр должен принимать меры для предотвращения (смут) следующим образом. Црежде всего из боязни перед бедствием, которое может возникнуть вследствие смерти государя, (министр) при содействии лиц, близких и полезных государю, может постановить, что царя можно видеть только через промежутки в 1 или 2 месяца. Под предлогом того, что государь совершает волшебные действия в целях отвращения бедствий от страны, устранения врагов, продления жизни и получения потомства, он должен показывать подданным в надлежащее время (подставное) лицо, носящее знаки царского достоинства. Его же он должен показывать посланникам дружественных и враждебных государей. Все надлежащие переговоры с такими лицами должны идти через посредство министра. Через посредство же (дворцовых) привратников и надсмотрщиков гаремов (министр) должен проводить распоряжения царя как подобает. В отношении тех, кто оказывает противодействие, он должен проявлять гнев или милость в соответствии с тем, как это полезно для основ государства, а также милость в отношении тех, кто приносит пользу. 280 Пятый отдел. О применении утонченных средств Казну и войско он должен поставить под начало верных людей и поместить их в укрепленных городах и на границах, стягивая их в одно место. Также (он должен собирать в одно место) под иным предлогом выдающихся людей из благородных семейств и царевичей. Того же из начальствующих лиц, который, имея своих приверженцев и находясь в укреплении или среди лесных племен, показывает дурные намерения, он должен привлечь к себе или же отправить в поход, грозящий большими опасностями, или же к семье своего союзника. Если он видит опасность от какого-либо вассала, то он должен ааставить удалить такого (из данного места) под предлогом празд нества, свадьбы, охоты на слонов или же даяния в виде коней, товаров или земли. Также он (т. е. министр) может заставить удалить его при посредстве его друга. После этого он должен заставить его заключить с собою нерушимый союз. Иным способом он может вовлечь его в ссору с лесными племенами или врагами или же в ссору с членом его же собственной семьи, обещая ему часть земли. Далее, он может заручиться поддержкой главенствующих лиц в семействе государя и царевичей и показать наследника, как уже помазанного на царство. Или же он должен установить его на престоле, устранив предварительно всех вредных лиц в государстве, как это указано в главе о наказаниях. Если же какое-нибудь начальствующее лицо, являющееся одним из вассалов, создает смуту, то он должен его привлечь, говоря: «Приди, я сделаю тебя царем» — и затем велеть его умертвить. Иначе он может принять меры к предотвращению несчастья. Или же, передав постепенно государственную власть наследнику, он должен дать знать о смерти государя. Если смерть государя призошла в чужой стране (во время похода), то (министр) через посредство союзника, который представляется врагом, должен заключить мир и удалиться из вражеской страны. Или же он может поместить одного из вассалов в укреплении врага и затем удалиться. Еще он может направить войско против врага, после того как наследник помазан на царство.3 Или же Разделы 94 и 95 (Глава 6) 281 если он подвергся нападению со стороны врага, то он должен принять меры для предотвращения несчастья, как было указано. Таким образом министр должен достигнуть единовластия. Вот точка зрения Каутильи. Бхарадваджа утверждает, что это неправильно. При приближении смерти государя министр должен натравить друг на друга главных лиц царской семьи или царевичей или же (натравить их) на иных начальствующих лиц. Того, кто в этой борьбе победит, он должен заставить умертвить, вызвав возмущение подданных. Иначе, применив тайные меры наказания, он должен справиться с главенствующими лицами царской семьи и царевичами и захватить власть сам. Ибо если ради власти отец враждует с сыновьями и сыновья с отцом, то что говорить о министре,4 который ведь единственно держит в своих руках власть. Тем, что предоставляется ему само собой, он не должен пренебрегать. Ведь говорится же, что женщина, которая отдалась по своей воле, проклинает того, кто ею пренебрегает. Только раз представляется удобный случай человеку, который ожидает его. И трудно ему, желающему совершать действие, вновь получить этот удобный случай. Каутилья считает, что все это приводит к возмущению подданных, является беззаконным и неверным средством. Следует установить на царство царевича, обладающего личными качествами. Если такого нет, то (министр) должен выдвинуть хотя бы негодного царевича, царевну или же беременную царицу и, созвав высших должностных лиц, должен говорить им: «Вот залог, вверенный вам. Помните отца его и свое высокое происхождение. Это (т. е. негодный царевич, царевна и т. д.) только знак, вы же являетесь господами. Или как следует нам поступить иначе?». Когда он скажет таким образом, то его агенты должны говорить: «Кто сможет огранять четыре касты, как не этот государь, руководимый тобою (т. е. министром)?». Тогда министр, сказав: «это действительно так!» — должен помазать на царство царевича, царевну или беременную царицу и показать их родственникам и близким, а также послам дружественных и враждебных держав. 282 Пятый отдел. О применении утонченных средств Далее, он должен произвести распределение обильного продовольствия и повышенной платы между чиновниками и воинами. При этом он должен говорить: «Еще большее сделает для вас этот (т. е. царевич), когда он подрастет». Таким же образом он должен обращаться к начальствующим лицам укреплений и местностей, а также к дружественным и враждебным партиям, как этого они заслуживают. Если на престол возведен царевич, то он (министр) должен заботиться о его воспитании. Если царевна, то он должен способствовать тому, чтобы она получила потомство от человека, равного ей по происхождению, и дать этому потомству должное посвящение. Из боязни душевных страданий царицы-матери он должен назначить лицо 5 (для молодого государя), принадлежащее к царскому роду, но являющееся незначительным придворным человеком. Он (министр) должен защищать их подобающим образом. Для своей собственной выгоды он не должен приобретать каких-либо вычурных предметов наслаждения. Но для царя он должен приобретать колесницы, верховых животных, украшения, одежды, женщин, дома и прочие принадлежности обихода. Если царь находится в состоянии юношеского задора, то он (министр) должен просить о покое, для того чтобы предаться делам мысли. Он должен покидать государя недовольного и охранять такого, который им доволен. Указав, для того чтобы охранять царевича, тайных агентов,6 он (министр) должен посвятить себя жизни лесного отшельника или длительным жертвоприношениям, если он попадет в немилость. Если же царь подпадет под власть (иных) главенствующих лиц, то (министр), знаток светской науки,7 прибегая к помощи преданий и пуран и опираясь на лиц, близких к (государю), должен мыслить (о средствах к возврату власти). Иначе же (министр), представившись волшебником, должен овладевать государем, прибегнув к колдовским мерам, и, когда он получит его под свою власть, он дол- Разделы 94 а 95 (Глава 6) 283 жен применять карательные меры против лиц, подлежащих устранению. Так в Артхашастре Каутилъи гласит шестая глава «Об укреплении государственной власти и единовластии» в пятом отделе «О применении утонченных средств (государственной политики)». От начала девяносто шестая глава. Этим окончен в Артхашастре Каутилъи пятый отдел «О применении утонченных средств (государственной политики)». ШЕСТОЙ ОТДЕЛ ОБ ОСНОВАХ ГОСУДАРСТВА РАЗДЕЛ 96. О СОВЕРШЕНСТВЕ ОСНОВ ГОСУДАРСТВА1 Глава 1 Основными элементами государства2 являются: государь, министр, сельская местность, укрепленные щрода, казна, войско и союзники.3 При этом идеал государя является следующим: он должен быть высокого рода, со счастливой судьбой,4 обладающим умом и положительными качествами, обращающим внимание на (совет) старых и опытных людей, справедливым, правдивым, не изменяющим своему слову, благодарным, щедрым, в высшей степени энергичным, не имеющим обыкновения медлить, господином своих вассалов, с сильной волей, не имеющим в своем окружении лиц негодных и охотно принимающим наставления. Вот качества, которыми он привлекает к себе людей. (Он должен обладать) любознательностью, способностью учиться, воспринимать, удерживать в памяти, познавать, размышлять по поводу познанного, отвергать негодное и проникать в истину. Вот качества ума (которые должны быть свойственны ему). (Он должен обладать) храбростью, настойчивостью, быстротой и ловкостью. Это суть качества, характеризующие его деятельность. Он должен быть красноречивым, находчивым, обладающим памятью, сметливостью и физической силой, быть высокого образа Раздел 96 (Глава 1) 285 мыслей, легко обуздываемым,3 искусным, действующим военной силой в случае притеснения (со стороны врагов),6 видимым образом воздающим за добро и зло, стыдливым, принимающим меры против •бедствий или для охраны подданных, дальновидным, обращающим главное внимание на правильное применение людей в надлежащее время и в подобающем месте, искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер, верности договорам или использовании слабых мест врагов, сдерживающимся, веселым, смеющимся, имеющим прямой и не хмурый взгляд, свободным от страстей, гнева, жадности, надменности, рассеянности, вспыльчивости и наклонности к клевете. Он должен говорить приятное, в разговоре улыбаться и вместе с тем держать себя достойно и поступать согласно наставлениям опытных людей. Вот положительные качества государя как личности. Идеал министра указан ранее. Идеалом сельской местности 7 является следующее. Она должна быть расположенной на границе или в середине страны, обладать укрепленными пунктами и быть способной содержать себя, а также и другие местности в случае бедствий. Она должна быть легко защищаема, давать легко средства к существованию, обладать населением, преисполненным ненависти к врагу, господствовать над «оседями, быть свободной от болот, каменистых мест, солончаков и мест неровных и поросших колючими растениями, а также свободной от хищников и лесных племен. Она должна быть красивой, обладать пастбищами, рудниками и лесами с ценными деревьями и такими, в которых содержатся слоны, удобной для скотоводства, пригодной для жизни людей, с хорошо охраняемыми пастбищами, богатой скотом, не зависящей исключительно от дождя (т. е. с хорошим искусственным орошением) ,8 обладающей хорошими дорогами и водными путями, обладающей ценными, разнообразными и многочисленными товарами, способной содержать войско и платить налоги, такой, жители которой по большей части состоят из трудолюбивых земледельцев, разумных господ, и вообще населенной лицами низших каст, обладающей населением, преданным (государю) и ■честным. 286 Шестой отдел. Об основах государства Идеал укрепленных городов был указан выше. Идеал казны 9 является следующим. Она должна быть приобретена законным образом или предками (государя), или им самим, должна состоять главным образом из золота и серебра, иметь разнообразные и крупные драгоценные камни и монеты и способной (быть поддержкой) в течение долгих периодов бедствий, когда нового притока ценностей не бывает. Идеал войска.10 Оно должно быть таким, которое досталось госу дарю от отца и деда, постоянным, послушным, таким, в котором воины, равно как их жены и дети, довольны, оно должно быть выносливым в походах,11 неотразимым, переносящим страдания, испытанным в боях, опытным и сведущим во всех видах оружия, верным (государю), ибо в благополучии и несчастии он связан с ним, и состоящим главным образом из кшатриев. Идеал союзников.12 Они должны достаться государю от отца и деда, быть постоянными, быть во власти государя, верными, сильными и быстро приходящими на помощь. Наиболее желательный вид врагов следующий. Они должны быть нецарского рода, корыстными, окруженными ничтожными советниками, управлять подданными, которые их ненавидят, поступающими неправильно, беспутными, лишенными энергии, предающимися судьбе, непоследовательными во всех своих действиях, лишенными приверженцев, слабыми и постоянно причиняющими обиды другим. Такого врага можно легко сокрушить. Вот, за исключением врагов, 7 основ государства со своими качествами, как они указаны. Они являются как бы составными членами, от которых зависит благополучие государства.13 Если основы являются несовершенными, то государь, обладающий личными качествами, должен их усовершенствовать. Тот же, который лишен положительных качеств, губит основы государства, хотя бы они были в состоянии роста и благополучия. Поэтому царь, не имеющий положительных качеств и у которого непрочные основы,14 погибает от своих поддан- Раздел 97 (Глава 2) 287 ных или подпадает под власть врагов, хотя бы он и владел землей в четырех ее пределах. Но тот, кто обладает личными качествами, хотя бы он владел и незначительной землей, обладая совершенными основами государства и зная методы правления, получит власть над всей землей и не потерпит ущерба. Так в Артхашастре Каутилъи гласит первая глава «О совершенстве основ государства» в шестом отделе «Об основах государства». От начала девяносто седьмая глава. РАЗДЕЛ 97. О МИРЕ И ТРУДЕ * |