Ответы к экз.ВвЯ-11-12-1. Ответы к экзамену Введение в языкознание
Скачать 0.78 Mb.
|
4. Значение науки о языке.Язык – важнейшее средство человеческого общения. Язык – создание и достояние сотен поколений народа, язык – в качестве средства формирования и выражения мысли – бесценное сокровище народа. Наконец, язык – необходимое условие существования общества. Поэтому наука, для которой язык – главный и единственный объект и предмет исследования, – это одна из важнейших и интереснейших общественных наук. При строго научном анализе фактов языка лингвистика может стать и становится точной общественной наукой. Этим определяется общеобразовательное значение языкознания как теоретической науки. Поскольку законы языка во многом могут быть перенесены по аналогии на законы жизни вообще, постольку понятна агрессивность лингвистики, смело вторгающейся в смежные научные дисциплины. Но лингвистика имеет и большое практическое, прикладное значение. Хотя лингвисты, как известно, не предписывают норм, не приказывают, что следует считать правильным в литературном языке, что следует насаждать и чего надо избегать, но без языковедческого анализа вряд ли можно правильно решить вопрос о нормах литературного языка. При всех случаях, когда мы выбираем между двумя или более вариантами, каждый из которых претендует на литературность (например: лéкторы и лекторá, [c]нег и [с’]нег), следует установить, как возникли параллельные варианты, какой из них больше отвечает основным тенденциям развития литературного языка, какой из них мы должны сознательно поддерживать. <Вставка о Челябинске, хоздоговорной тематике> С развитием науки и техники язык обогащается новыми терминами и специальными выражениями. И здесь становится необходимой языковедческая консультация: какие новообразования соответствуют системе языка, какие термины вообще не требуется создавать – т.е. можно усвоить как термины, имеющие интернациональный характер. Научная постановка изучения иностранных языков, научная разработка школьной грамматики родного языка не может осуществляться без помощи языкознания. Создание письменности для бесписьменного языка немыслимо, если не установлен фонематический состав данного языка: здесь не обойтись без помощи специалиста в области фонетики и фонологии. Помощь фонетики требуется и логопедии: врач-логопед не сможет устранить дефект речи у пациента, если сам не разбирается в артикуляции звуков речи и не в состоянии ясно представить себе, в чём заключается дефект. Разработка удобной стенографической системы вряд ли возможна, если не принимаются во внимание особенности того языка, который приходится обслуживать. То же самое можно сказать о расположении букв на клавиатуре пишущей машинки и компьютера. Наука о языке и её данные существенно важны для истории культуры и народа, для психологии, логики, литературоведения, поэтому учёные историк, психолог, философ, литературовед и т.д. вряд ли могут обойтись без знания основ науки о языке. 5. Методология языкознания. Понятие об универсальной схеме |
| Всеобщее | Общее | Конкретно-абстрактное | Особенное | Единичное |
Всеобщее | 1 | 5 | 4 | 3 | 2 |
Общее | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Конкретно-абстрактное | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 |
Особенное | 19 | 16 | 17 | 18 | 20 |
Единичное | 24 | 21 | 23 | 22 | 25 |
Следует оговориться, что использованию обсуждаемой здесь универсальной схемы исследования должно предшествовать соблюдение ряда условий.
Во-первых, такое исследование возможно лишь в условиях, когда уже сформирован концептуальный аппарат науки и создан исходный каркас понятий.
Во-вторых, реальная конкретность должна «... постоянно витать в нашем представлении...» (К.Маркс 1958: 728).
Наконец, в-третьих, необходимо построение исходной «первоклеточки», в которой бы содержался некий синтез отправных абстракций (предположений).
Достоинства универсальной схемы научного исследования:
1) Этот метод даёт возможность учёному увязать в одну логическую цепь вроде бы разнородные накопленные факты, наблюдения и полученные результаты.
2) Овладев методологией, учёный приобретает способность ориентироваться в безбрежном океане фактов и мнений, получает возможность критически и, следовательно, более объективно оценивать результаты коллег, а также свои собственные.
3) Данный метод позволяет сосредотачиваться не на извечной проблеме "Кто виноват?", а на более важной – "Что делать?" Позитивный характер данного метода составляет одну из самых сильных его сторон.
4) В данной схеме исследования заключаются свойства как "мужского", так и "женского" типов мышления.
Мужской тип мышления, напомним, дедуктивен и строится как путь от общего к частному. Этот тип мышления зафиксирован в схеме движением слева направо, ср. последовательность шагов рефлексии: 1-2, 6-7-8-9-10, 16-17-18, 19-20, 21-22, 24-25.
Женский тип мышления, как правило, индуктивен и строится как путь от частного к общему. Этот тип мышления зафиксирован в схеме движением справа налево, ср. последовательность шагов: 2-3-4-5, 11-12-13-14-15, 18-19, 23-24.
5) Появляется возможность сблизить научный и художественный способы постижения истины. При использовании этого универсального метода исследование начинает саморазвиваться как нечто независимое от воли автора, начинает как бы самонадиктовываться.
6) Человек получает возможность видеть мир таким, каким он является на самом деле. Объективность мировоззрения позволяет человеку целенаправленно и осознанно улучшать своё здоровье, финансовое благополучие, творчески решать проблемы личностного саморазвития, улучшать свои межличностные взаимоотношения, повышать свой социальный статус, чувствовать себя благополучным человеком.
4) Общие выводы, вытекающие из универсальной схемы научного исследования.
Во-первых, универсальная схема делает очевидными некоторые общие места. Очевидной становится связь любого закона и его носителя (2-ая и 5-ая целевые подсистемы): никакой закон Вселенной не имеет силы, пока не находит своего носителя. В этом смысле мир начнёт улучшаться только тогда, когда улучшаться начнем мы сами. Мысль сама по себе не новая, но здесь она выступает со всей очевидностью.
Во-вторых, в мире вообще и в языке в частности следует различать действие всего лишь двух кардинальных законов развития: закон саморазвития и самоорганизации, с одной стороны, а с другой стороны – закон стагнации и саморазрушения. Закон саморазвития и самоорганизации системы проявляется в её усложнении, в усложнении её внутренних и внешних связей, в то время как при действии закона стагнации и саморазрушения связи внутри и вне системы становятся проще.
Указанным законам изменения систем (законам самоорганизации и разрушения) соответствуют, например, законы физики. В физике существует понятие энтропии. По мнению известного австрийского физика Л.Больцмана, энтропия – мера беспорядка в системе: минимум энтропии наблюдается в совершенным образом организованных системах, а максимальная энтропия соответствует полному хаосу. Всякая система, состоящая из очень большого числа частиц, будет переходить от состояний менее вероятных к состояниям более вероятным, осуществляющимся большим числом способов. Все виды энергии стремятся к превращению в тепловую, а она равномерно распределяется по пространству (состояние максимума энтропии). Согласно второму закону термодинамики, «при самопроизвольных процессах в системах, имеющих постоянную энергию, энтропия всегда возрастает» (нем.физик Р.Клаузис).
По отношению к проблемам психологии жизни, например, максимум энтропии выглядит как полное отсутствие осознавания собственной жизни и подчинение, согласно позднему Фрейду, силе Танатоса (неосознаваемому стремлению к смерти), тогда как минимум энтропии наблюдается в случаях повышенного внимания человека к психологическим законам своей жизни и в случаях повышения уровня собственной психологической организации.
По отношению к проблемам существования языка максимум энтропии выглядит как полное разрушение норм, как пренебрежение литературными нормами, тогда как понимание и знание литературных норм, осознанное к ним отношение характеризует минимум энтропии, т.е. сохранение и развитие языка.
<Вопрос о букве ё>
По отношению к языку подобное мнение высказывалось ранее ещё Е.Д.Поливановым. «Развитие литературного языка заключается отчасти в том, что он всё меньше развивается», – говорил этот замечательный учёный. Чем больше накапливается культурных ценностей, созданных на литературном языке, и чем выше культурный уровень носителей литературного языка (а он должен возрастать с ходом истории), тем больше люди дорожат языком как своим культурным достоянием, тем с большей ревностью усваивают нормы, принятые в языке, – и изменения в организацию речи будут проникать всё медленнее. Данное обстоятельство и констатирует «закон Поливанова».
В-третьих, очевидным становится вывод, согласно которому случайностей не бывает. Ведь что мы полагаем случайным? – Случайным мы чаще всего считаем какой-либо уникально-неповторимый факт (в используемой схеме случайному соответствует категория единичного). Благодаря таблице очевидно, что в любом единичном (в нашем уникально неповторимом восприятии) всегда пересекаются особенное (материальный факт), конкретно-абстрактное (необходимость появления данного факта), общее (внутренний закон становления и развития данного явления) и всеобщее (та совокупность условий и причин, которая привела к реализации данного закона в конкретном факте). Действительность предмета – это одновременное и неповторимое проявление его явления, сущности и бытия в конкретной точке времени и пространства (это уникальность нашей интерпретации, нашего восприятия реальности). Логика вынуждает нас сделать очень важный вывод: «Действительность такова, какой мы ее видим».
Один и тот же придорожный камень на уровне единичного может предстать скалой, которая вот-вот раздавит тебя (в восприятии муравья), или мелким камушком, не стоящим внимания (в восприятии человека), или даже пылью (в восприятии великана). И если отрастить себе сознание великана – это не устранит камней на дороге, это не избавит от житейских трудностей, но позволит воспринимать эти камни, эти трудности как указатели к лучшей жизни. Правда, здесь нужна смелость взглянуть на события с не совсем привычной точки зрения.
В-четвёртых, не менее очевидным становится вывод о том, что если явление (материальное тело) уничтожимо, то сущность (внутренний закон развития данного явления) неуничтожима в принципе. С одной стороны, одна и та же сущность может воплощаться в разных телах, с другой – одно и то же тело может воплощать различные (подчас противоположные) законы развития. При целенаправленных размышлениях над выводами, вытекающими из обсуждаемой универсальной схемы, вполне реальной становится возможность видеть сущность человека, происходящих с ним событий без владения какими-либо экстрасенсорными способностями.
В-пятых, ясным и понятным становится то обстоятельство, что у каждого события есть свой смысл (4-я целевая подсистема), и когда этот смысл становится понятным, неприятное событие, если оно имело место, теряет свои негативные для данного человека последствия. В этом плане, если человек понимает глубинный смысл своего, например, заболевания, данное заболевание в нём теряет свои движущие силы. Если мы поймём истинный смысл разрушения в современных СМИ литературных норм, то это разрушительное влияние нас коснуться не сможет.