Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение

  • Законы

  • Территория

  • 11. Источники по истории древнего Египта.

  • 12. История изучения древнего Египта.

  • 13. Египет в периоды Раннего и Древнего царств. Распад государства в Первый Переходный период.

  • Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеОтветы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
    Дата29.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_Drevnemu_Vostoku (2).doc
    ТипДокументы
    #51940
    страница2 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    8. Возникновение и основные этапы развития письменности.

    Развитие.

    1. Пиктограмма  (счетные фишки – их оттиски на глине). Шумер. Невозможность фиксировать абстрактные понятия. Неоднозначность фразы. 

    2. Слоговое (абстрактизация оттисков на глине). Клинопись. Шумер, нач. 3 тыс. в. Сложна, отсюда – престижность и хтоничность сословяи писцов. Детерминативы. Иероглифика (один знак – одно слово). Особый случай. Отсутствие флексии.

    3. Алфавит (окончательная победа фонетического письма). Финикия, 7 в. Сначала – консонантный (важна краткость письма для экономии материалов) => необходими детерминативы. Однозначность фразы. Основа многих алфавитов.

    Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия + многозначность. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись (слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и полифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э

    Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

    Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски).

     

    9. Право на древнем Востоке.

    Право – характерная черта поздней древности. Связь с индивидуализацией человека на фоне обесценивания общины, возникновнием мировых религий спасения, где все тоже индивидуально, прежде всего – ответственность за содеянное на земле. Свобода – не главная ценность. Главное – справедливость. Право на ДВ связано прежде всего с выдающимися памятниками права (Ур-Наму, Иссина, Ларсы, Хаммурапи, Хеттские, Моисея, Ману, Цинь-Шинь-Хуанди).  По ним и пойдем. В таких памятниках обычная структура – «введение-законы-заключение».

    Источники права.

    Община. Локальное, бытовое, традиционное право.

    Государство. Прецедентальное, коньюнктурное право.  Нет стремления описать все правовое поле.

    Законы Ур-Намму. 22 в. Шумер, III династия Ура. Дошли две таблички, но обе разбиты => сохранились плохо (всего 29 статей). Семейное право, судопроизводство (суд Реки), членовредительство (нет талиона, компенсация), о рабстве, об аренде земли, о ее затоплении и невозделывании.

    Законы Хаммурапи. 18 в., Вавилон. Найдены в начале 20 века в Сузах, сейчас в Лувре. Черный базальтовый столб в свое время был захвачен в качестве трофея эламитами. На одной из сторон столба – сам царь в молитвенной позе перед богом Шамашем, дающим ему законы. 35 из 282 статей были, очевидно, выскоблены эламским царем-победителем, видимо, для реляции о собств. победе. Первый хорошо сохранившийся случай кодификации прежде существовавшего, но не записанного права. Введение, заключение, 282 статьи (нумерация и структура – исследователи). Введение и заключение – ритмически. Выделяются три группы людей: полноправные, мушкенумы, рабы. Статьи по собственности и по семейному праву занимают наибольшую часть (залог, аренда, наемный труд, собственность за службу, кредиты, ростовщичество). Постатейное содержание законов:

    1-5        О судопроизводстве

    6-13      О краже движимой собственности

    14         О краже человека

    15-20    О краже раба

    21-25    О краже с разбоем и мародерстве

    26-39,41      О редум и баирум, а также об их собственности

    40         О собственности надитум и тамкаров

    42-52    О пашне и ее аренде для обработки

    53-56    Об ирригации

    57-58    О пастушестве

    59-66    О садах и их аренде для обработки

    71         О покупке недвижимости

    73         Об арнеде недвижимости

    88         О процентном максимуме для ростовщиков

    94         О ростовщичестве

    96         О ростовщичестве

    99         О паях

    100-107  Об отношения тамкаров и шамаллумов

    108-111  О шинкарках

    112         О доставке ценных грузов

    113-119  О долгах и долговом рабстве

    120-125  Об аренде склада

    126-127  О ложном обвинении

    128-195  О семье, наследстве, приданом

    196-214  О членовредительстве и убийстве (талион)

    215-225  О лекарях и ветеринарах

    226-227  О цирюльниках

    228-233  О строителях и строительстве

    234-240  О лодочниках и судах

    241-272  Об аренде скота и с/х техники

    273-274  О найме мастерового

    275-277  О найме судна

    278-282  О рабстве

    Хеттские законы. В нескольких копиях, самая древнияя – 16 в. Найдены в Хаттусасе, столице Хеттского царства. Божественное происхождение зкаонов. Две основные таблицы по 200 статей. Защита собственности. В особенности  - свободного человека. Твердые цены (признак развития товарно-денежной системы, наличия общего эквивалента). Семейное право. Патриархальная семья. Браки между различными категориями свободных и несвободных. Брак выкупом (причем в обе стороны). Брак похищением. Ощущается сильная власть царя и бюрократии – №173. Военнопленных зажают на землю.

    Законы [S1] Ману. См. сами.

     

    10. Древнейшие археологические культуры Ближнего Востока (VII-IV тыс. до н.э.). Предпосылки возникновения цивилизации.

    1. Территория. Ближний восток – это: Египет, Сиро-палестинский регион, М. Азия.

    2. Египет: люди здесь давно, ещё с палеолита. Культуры каменного века достигают наибольшего развития в верхнем палеолите. Производящее хозяйство (в благоприятных условиях) возникает здесь довольно рано – в VI-V тыс.

    a. Типичные северные поселения V тыс.– вокруг Фаюмского озера (здесь позже известный оазис). Земледелие, скотоводство (МРС и КРС), рыбалка. Лепная керамика примтивна. Найдены кремниевые ножи для уборки урожая, кладовые ямы.

    b. На юге в V тыс. – тасийская культура. В основном, по могильникам. Земледелие (пшеница и ячмень), скотоводство (МРС). Керамика чернёная или серая, иногда – с орнаментом. Примитивное орошение. Зерно хранится в грубых горшках.

    c. В конце V на смену тасийской приходит культура Бадари (до начала IV тыс.). Появляется КРС. Запасы хранятся в закромах, одомашнивается кошка. Земледелие на каменных орудиях. Развивается технология орошения. Однако большое значение имеет охота и рыболовство. Появляются бронзовые орудия (украшения, проколки. Cu с Синая.). Развивается речной транспорт. Улучшается технология гончарства.

    d. Следующий этап – амратская культура (1/2 IV). Появляются укреплённые крупные посёлки. Серьёзней ирригация. Увеличивается роль металла, появляются золотые украшения. Но, судя по могильникам, серьёзного расслоения ещё нет.

    e. Дифференциация начинается во 2/2 IV – герзейская культура. Земледелие всё важней. Почти на нет охота. Резкий рывок делает ремесло. Появляются вещи из серебра и метеоритного железа. Развивается торговля. По погребениям: выделяются вожди (гробница в Иеракополе). Неравенство основывается в основном на скотоводстве. Возникает рабство. Формируются основные слои населения.

    3. Сиро-Палестина: VIII-VII – культура Иерихона. Одни из первых оседлых земледельцев. Земледелие (ячмень и пшеница), скотоводство (козы). Домашняя кошка. В основном, небольшие поселения. Исключение – сам Иерихон, обнесённый мощной стеной. VI-IV – ряд земледельческих поселений, в т. ч. в ранних слоях Библа и Угарита. Земледелие (+ чечевица), скотоводство (М и КРС + свинья). Примитивная керамика. Затем – влияние месопотамских халафской и убедийской культуры.

    4. М. Азия: Древнейшие земледельцы в Анатолии – культура Чатал Хююка (VII-VI). Экстенсивное земледелие (пшеница, ячмень, горох) и скотоводство (овцы, КРС). Важная роль (возможно, решающая) у охоты. Примитивная ирригация. Неплохое ремесло (уже какая-то специализация), особенно обработка дерева. Поселения укреплены. Дифференциация слаба. Росписи на стенах. Культ быка и богини плодородия (матери).

     

    11. Источники по истории древнего Египта.

    Категории: письменные, маткультура, фольклор, лингвистика, этнологические данные, антропология (изуч. мумий, скелетов, изображений людей), географические (остатки каналов, дамб и пр.).

    1. Письменные. Главный отец – Ж. Ф. Шампольон (см. воп. 12).

    1) Исторические сочинения:

    -    Палермский камень (древнейшее) – летопись. Список фараонов до V династии. Основные походы, катастрофические разливы Нила.

    -    Анналы Тутмоса III (XVIII дин.) – На стенах карнакского храма. Важнейшие события его царствования. Есть определённая историческая концепция.

    -    «История» жреца Манефона (эллинизм, 4-3 в.). Греческая традиция, греческий язык. Сохранился в отрывках. Важно: впервые объединил фараонов в 30 династий (3 периода по 10).

    2) Архивы и юрдоки:

    -    Архив храма царя Нефериркара (V дин., 25-24 в.). Опись храмового хозяйства.

    -    Архив жреца Хеканахта (21 в.). Частное хозяйство средних размеров.

    -    Амарнский архив. Международные отношения середины II тыс. Аккадский язык. Организация древневосточной дипломатии

    -    Договор с хеттами 1280 г. (самый справедливый). Текст на стенах карнакского храма.

    -    Папирус «Большой Харрис». Рамзес III (XX дин, 12 в.). Дары и привилегии жрецам некоторых храмов.

    -    Стелла Пианхи в Напате. Стройный рассказ о завоевании Египта кушитами

    -    Переписи, надписи на печатях и пр.

    3) «Поучения» и «пророчества»: одни из  самых распространённых жанров. Дидактика. Сохранились имена авторов.

    -    Поучения фараонов (Ахтоя (Гераклеополь), Аменемхета I (XII дин))

    -    Поучения частных лиц (Ахтоя (писец – лучше всех), Аменемопе (отец сыну о жизни))

    -    Пророчества – «речения» (Ипусера, Неферти). Очень яркие картины. Возможно, основывались на реальных восстаниях, а затем литобрабатывались.

    4) Сказки и подобное: «Повесть о красноречивом крестьянине», «Рассказ Синухета», «О правде и кривде». Общий любимец – «Сказка о потерпевшем кораблекрушение» (основана, вероятно, на рассказах о реальных экспедициях). Реальные отчёты от экспедиций: об экспедиции в Пунт (на стенах храма Хатшепсут (см. «Древний Египет» по искусству)), «Путешествие Уну-Амона в Библ».

    5) Религиозная литература:

    -    «Тексты пирамид». Надписи на стенах пирамид V-VIII дин (24-22 вв.)

    -    «Книга Мёртвых» - впервые о загробной жизни, взвешивание сердца покойника и так далее.

    -    «Мемфисский богословский трактат». III тыс., дошёл в позднем списке

    6) Научные трактаты

    2. Археология:

    1) Погребения:

    -    Древнейшее – в Эхнабе (Нехене). Возможно, правитель ВЕ

    -    «склад мумий» в Дейр-эль-Бахри (перезахоронение времён XXI дин. От воров)

    -    погребения номовой знати Среднего и Нового царства (вырубленые в скалах погребения Антилопьего нома. Там – фрески (?))

    -    некрополи Мемфиса и Абидоса

    2) Города:

    -    Эхнаб (см. выше). Самый древний. Предполагаема столица ВЕ

    -    Иллахун

    -    Ахетатон (Эль-Амарна)

    -    Порт Гасуу на Красном море

    3) Храмы

    -    Заупокойный храм в пирамиде Джосера

    -    Храмы Ра в Абусире и Бубастисе (V дин)

    -    храм в Карнаке

    -    храм в Луксоре

    -    храмовый комплекс Абу-Симбела

    -    храм Рамсеса II в Фивах

    3. Письменные источники из других стран (Нубия, Хетты). Библия. Антики: Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон, Плутарх.

     

    12. История изучения древнего Египта.

    1. До 19 в. – по нулям. Всё, что знали – из Геродота и Библии

    2. Начинается всё с похода Наполеона 1798 года. Взял с собой группу учёных (породили «Описание Египта» в 48 томах). Главное – привезли Розетский камень (2 тыс.)

    3. В 1822 года – мессия Жак Франсуа Шампольон. Первая грамматика и словарь египетского.

    4. 20-80-е Сбор источников, дешифровка языка. Первые хронологии (немцы Бругш и Лепсиус)

    5. 80-20-е Больший интерес к египтологии вызван переделом мира (колонии). Больше финансирование. Создаётся методика раскопок и хранения материалов, издаются письменные источники с комментариями, ведётся разработка отдельных проблем египетской истории.

    Археологи: Мариетт (откопал Серапиум – комплекс храмов в честь Сераписа – бога Солнца и аллея сфинксов там же, кладбище аписов), Флиндерс Питри (пирамиды, Иллахуан).

    В это время в основном собран и издан весь материал. Сборники Брестеда и Зете.

    После издания сборников появляются первые обобщающие работы (начало века). «История Египта с древнейших времён» Питри, «ИЕ» Брестеда, монографии Море, работы по истории ДВ Масперо, Мейера и Тураева (отличается большим упором на духовную историю. Она - главный фактор развития общеисторического). Тенденция к преувеличению роли и значения египетской цивилизации. Апогей – Мейер: Египет – основа для всей античной и мировой культуры.

    6. С 20-х годов – идея равноправия цивилизаций, в т. ч. египетской. Прежде всего, Брестед. Продолжаются раскопки. Основное внимание – на древнейшую историю. Лингвистика: издаётся словарь 5-томник -  немцы Эрман и Грапов. Англичанин Гардинер – ряд сборников. Чех Черных – публикация остраконов (черепков с надписями). Плеяда египетских египтологов (с Ахмеда Камаля начиная).

    7. Дореволюционная и советская школа: Голенищев (перевод, археология), Тураев (перевод, систематизация, серьёзные монографии по истории в общем («ИДВ») и по культу, открыл египетское отделение ГМИИ). Ученик Тураева – Струве. Основатель советского востоковедения. От него – все. Авдиев, Коростовцев, Перепёлкин, Матье (мифология), Петроковский (лингвистика).

     

    13. Египет в периоды Раннего и Древнего царств. Распад государства в Первый Переходный период.

    1. Хронология: РЦ I-II дин (31-29 в), ДЦ III-VI (28-23 в), IП VII-XI (23-21 в)

    2. Европеоиды. Семито-хамитская семья, египетская ветвь. На месте – после превращения Сахары из райского уголка в пустыню в рез. засухи.

    3. Государства возникают в форме номов (см. воп. 5). ВЕ – 22 нома. НЕ – 20.

    4. РЦ. Номы расположены близко друг другу на узкой полосе плодородных земель. Очень явственно ощущается потребность в общей ирригации => рано возникают территориальные цартства. В конце – только 2. ВЕ – ст. Эхнаб (см. воп. 11), название царя – несут, корона белая. НЕ – ст. Буто, царь – Гити, красная корона. Объединитель и основатель I династии – Мина. Новая столица – Мемфис. «Фараон» - от одного из титулов царя («Великий дом»). Уже в раннем царстве первые походы.

    5. Верхушка общества – царь, жречество, вельможи – хоронятся с человеческими жертвоприношениями. Для каждого царя строятся 2 могилы: в ВЕ и НЕ

    6. Экономика РЦ: бассейная система орошения (каналы и валы: зерновые и технические культуры (ячмень, лен). Садоводство, огородничество. Выращивается МРС и птицы. В Нубии, Аравийской пустыне и на Синае – металлы (золото, медь). Камень (известняк, базальт, малахит, гранит) в основном из оазисов. В самом Египте только известняк. Начинается торговля с Сирией, Нубией, Закавказьем. Налажена техника литья.

    На случай, если спросят: мотыги с каменными насадками. Деревянные серпы. Обмолачивают, пустив по зерну стадо ослов. Хранится зерно в крупных зернохранилищах (от мышей спасает кошка).

    7. ДЦ. Общая хар-ка, хронология. Родоначальник III династии – Джосер (28 в). IV дин: кон. 28 – сер. 26. V дин: сер. 26 – кон. 25. VI дин: кон. 25 – сер. 23. ДЦ отделяется от РЦ по первой пирамиде. Развивается письменность, первые литпамятники (биографии вельмож).

    8. Политика. Очень жёсткая деспотия. Фараон – сын бога Гора (см. изменение идеологии в СЦ). Визирь – чати. У вельмож реальная сила. В одних руках может сосредотачиваться ряд должностей. Очень большую роль играют писцы. Главное ведомство – налоговое. Социализм – это учёт: множество кадастров и прочей хоздокументации. (Та же ситуация – III дин Ура.). Вся структура управления – отдельно для каждого Египта. Общины пока относительно самостоятельны.

    Военными делами занимает отдельное ведомство – дом оружия. Армия – это египетские, ливийские и нубийские ополченцы. Военные походы в трёх направлениях: СВ (Палестина, Сирия), Ю (Нубия), З (Ливия). Пока не завоевательные, грабёж. Уводят ресурсы, людей, скот (см. «территориальные царства» воп. 5).

    Закат связан с VI дин. Прежде всего, это возрождение номового сепаратизма. Причины для него: закрепление за каждым номом своей династии управителей; привилегии, которые раздавала VI дин.; великие стройки, требовавшие огромного напряжения.

    9. Экономика: в общем, РЦ, но на более высоком уровне. Новшества: КРС,  более высокая специализация ремесла (множество отраслей: ковка,  литьё, резьба по камню, строительство, кожевенники и пр.). Внутренняя торговля – меновая. Основа – золото, которое ценится намного дешевле серебра.

    10.   Социальный состав: сильная дифференциация. Верхушка не изменилась. Общинники. Зависимое население: хентиуше (царские арендаторы), мерет (не имеют ничего, работают на хозяйском питании, но не рабы). Рабы: бак, сехену (различаются, в основном, по пути получения).

    11.   Великие стройки. Джосер (архитектор - Имхотеп).  IV дин: Хуфу (146,5 м, строил Хесира), Хафра и Менкаура (66 м). С V дин. пирамиды заканчиваются (пошли восстания против них), но строятся огромные храмы Ра с монументальным обелиском по центру (т. к. потомки жрецов Ра). VI дин – уже закат.

    12.   I П. Возникновение и суть – см. п. 7. 200 лет – 70 фараонов. Но Египет должен быть единым, это его естественное состояние. Разрушение ирригации, усобицы, прекращение торговли и грабежа подстёгивают процесс объединения. С самого начала выдвигаются два центра объединения: Гераклеополь и Фивы (всё ВЕ). Лидирует поначалу Гераклеополь (торговля, зерно). Там выделяются VII и VIII дин, но они местные. IX и X дин, хоть и называют себя общеегипетскими, но на деле таковыми не являются (этого времени «Поучение Ахтоя» - см. воп. 11). Но: XI династия из Фив (очень много зерна) предлагает более выгодные условия для присоединившихся номархов. Все кидают Гераклеополь, присоединяются к Фивам, которые и объединяют весь Египет. XI дин – первая дин СЦ

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта