Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
Скачать 0.54 Mb.
|
35. Финикийские колонии. Карфагенская держава. 1. Финикийские колонии начинают появляться на рубеже II-I т. Среди них – Утика, Галес. Карфаген основан в конце IX в (из Тира). Перекрёсток торговых путей, нет земледелия. С VII превращается в центр западных финикийских колоний (необходимо объединение, т. к. конкуренция с греками, отдалились от метрополий). В Карфагене наращивается военная мощь (искусственная гавань для ВМС), развиваются ремёсла. Начинает собственную колонизацию, устанавливает протекторат над другими колониями. Держава постепенно расширяется. Союз с Персией (нач VI) и этрусками (сер. VI) позволил закрепится на западе Сицилии, юге Сардинии, увеличить своё влияние в Пиренеях (везде теснят греков). Но на Сицилии, в конце концов, провал – битвы при Гимере (480) и Кумах (474). Оттеснены на крайний запад. Расцвет: сер. V – сер. III. Начинают активное освоение Северной Африки (в т. ч. и атлантическое побережье). Экспедиция Ганнона (60 кораблей, 30000 чел(?)) – новые колонии. 60-е III- сер. II – Пунические войны. Конец (но не только из-за Рима. Ряд мощнейших восстаний зависимого населения и наёмников). Армия: наёмники, несколько сотен мощных кораблей. Управление: олигархическая республика. Во главе – 2 суфета (изб. на год). Совет 30, совет старейшин (300 чел), совет 104 (контрольный орган). Было народное собрание, но решало мало. Несколько попыток установить диктатуру (полководцами) проваливались. 2. Экономика: сначала – только торговля и ремесло. Торгуют в основном пр. ремесла, рабами и металлом. Но при расширении территорий включается и с/х. Собственно карфагенское – виллы с интенсивным производством. Подвластные племена платят десятину от урожая. 3. Соц.: Верхушка – торговая, в основном. В Карфагене – свободные мелкие производители и плебс, на них работающий. Общинники вне Карфагена – зависимое население (бывают восстания, причём очень крупные). 4. Культура: неотёсанные вояги и торгаши. Серьёзное развитие получили только прикладные науки. География, трактат Магона по агрономии, инженерное дело и пр. Религия финикийская. 36. Культура и религия народов Сирии и Финикии. Главное культурное достижение - финикийское письмо. Первое письмо – протобиблское (слоговое линейное). Там около 100 знаков. Чуть усложнили – и вот уже слогове письмо в 30 знаков (Угарит, XIV век). Именно финикийское (хотя долго считалось семитским). Для умников: по сути квазиалфавитное (потому что многие звуки и фонемы просто отсутствуют). В целом культура сильно опирается на Месопотамскую. Очень большие дворцы, украшены в шумерском духе. В Финикии особое внимание – фортификации. Крепости. Финикийцы хороши в резке по кости, очень хорошие портреты и графика. «Золота чаша с охотничьей сценой» из Угарита (очень круто передано движение). Хорошие географы и математики. Так популярны, что даже Фалеса считают выходцем из Финикии. Их пантеон со временем развился. У каждого города – покровитель. Адонис («сады Адониса»), Баал, Мелек (Молох), Мелькарт и Астарта. «Библейское время». Большинство ветхозаветных книг – тогда. Исайия, Иезекииль, Иеремия. Неясно, что за «культура Сирии» (в городах Алалахе, Эбе). 37. Израильско-Иудейское царство и его распад. «Вавилонское пленение». 1. Семиты, семитская ветвь. На месте – XIII в. (до этого – мытарства в пустыне и Египет). 2. Союз 12 племён. Придя в Палестину, потеснили ханаанеев. Там оседают, но государство только с XI в. (основной стимул – войны с филистимнянами – см. воп. 34). Первый царь – Саул. Терпит сокрушительное поражение от филистимнян и кончает с собой. На его месте – Давид (1000-965). Присоединяет Иерусалим, заключает мир с филистимнянами. Укрепляет государство: новый аппарат управления, перепись населения, общая централизация. Младшего сына зовут Соломон (965-935). Строит Храм, отстраивает города и ставит новые. Для этого увеличиваются налоги, вводится тродовая повинность для всего населения, что ведёт к росту недовольства. Усложняется обстановка вовне – возникает Дамаск. Происходит раскол: Иудея и Израиль. В 930 по ним проходится египетское войско (фараон Шешонк). Затем медленно гниёт и попадает под Ассирию. После разгрома Ассирии Иудея восстанавливает на короткий период независимость. Царь Иосия (640-609) – последняя попытка возродить величие: расширение владений, ряд реформ 622 года, чтобы снять соцнапряжённость. Реформы: общ: централизация культа + соц: кабальные отпускаются через 6 лет (подтвреждение Библейских правил) и им даётся некоторый капитал в дорогу. Но к концу правления Иосии – Египет усиливается настолько, чтобы заняться ПА (см. Саисское возрождение). После битвы при Мегиддо 609 года (Битвы при Мегиддо было 2: одна – Тутмос III в 1503/4 громит антиегипетскую коалицию. Другая – эта) Иудея подчиняется Египту. В 587 переходит к Вавилонии. Там – депортация иудеев в Вавилон (политика переселений – «насаху»: враждебное окружение – восстание исключено), продолжающаяся до прихода персов. Персы отпускают и восстанавливают Иерусалим как привилегированный город (см. раздел Империя воп. 5). 3. Экономика: Торговля. В основном, ремесло, но большое значение имеет с/х. Очень силён частный сектор. Царская земля – для раздач чиновникам. 4. Соц.: Основные группы: светская аристократия, духовная, «дети земли» (общинники – ополчение, налоги, трудовая повинность), чужеземцы (ограничены в правах). Рабы (число незначительно). Пророческое движение VIII-VI вв.: пророки ужасаются современной картиной жизни и надежды свои возлагают на Спасителя. Ссылаясь на их идеи, проводят реформы (см. выше). 5. Источники: пророк Иеремия. 38. Ветхий Завет. Его формирование, состав, структура. Христианская Библия состоит из Нового завета и Ветхого завета. Ветхий завет писался на протяжении 2-1 тыс. до н.э. на еврейском языке. В нем есть книги канонические, и не канонические. Канонические – более древние (к 5 в. д.н.э. канон был по большей части сформирован Ездрой). К 1 в. н.э. Библия приобрела вид современной еврейской (масоретской) Библии (вкл. только Ветхий завет). Но после вавилонского пленения к Библии было добавлено еще кое-что, что не вошло в еврейскую Библию, но вместе с остальным Ветхим заветом вошло Септуагинту (греческий перевод для евреев-эллинистов; название от 72-х толковников). Здесь – нек. изменения. Затем была Вульгата Блаж. Иеронима (4-5 вв. н.э.) на латыни. Затем в 9 в. Кирилл и Мефодий перевели Библию на славянский. В сер. 19 века – перевод Библии на русский (выверена по Септуагинте и масоретской, а 3 кн. Ездры – ваще из Вульгаты, т.к. нигде больше не сохранилась). Современная русская православная Библия содержит 39 канонических и 11 неканонических книг Ветхого Завета. 39 книг канонических книг по 3-м отделам. 1. Закон (еврейская тора): Пятикнижие Моисея (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) 2. Пророки: 1) Старшие: Иисус Навин, Книга Судей израилевых, Книга Самуила (правосл. трад.: 1 и 2 книга царств), Книга царей (правосл. трад.: 3 и 4 книга царств) 2) Младшие: Великие: Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил Малые: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. 3. Писание: Псалтирь, Притчи, Иов, Песнь Песней, Руфь, Плач Иеремии, Екклезиаст, Есфирь, Ездра, Неемия, Летопись (правосл. трад.: книги 1 и 2 кн. Паралипоменона) Плюс 11 неканонических. 39. История и культура древней Аравии. 1. Гео: пустыни и полупустыни и т. д. Ресурсы (металлы, экзотика) => Торговые пути («путь благовоний»). Этн.: различные племена семитов 2. Источники: эпиграфии, маткультура + иностранные. Ок. 5000 надписей на камне, керамике, бронзе: государственные (указы, летописи и пр.) и частноправовые. 3. Север А.: в основном, разрозненные племена скотоводов, не имеющие надобности в государственном аппарате. Иногда, можно говорить о вероятном государстве – Набатея (некое объединение, глава которого в ассирийских документах именовался царём). Реально – небольшие княжества/объединения племён с центрами в оазисах. Ассирийцы воюют с ними на протяжении всей истории, но вполне лояльными их сделать так и не сумели (кочевники – чего с них взять). Та же история с новым вавилоном, но те уже захватывают ряд оазисов и сосредотачивают в своих руках торговые пути довольно прочно. Персы заключают с ними договор (525, Камбиз с набатеями), арабы платят дань. Юг: В районе совр. йеменских государств – ряд уже серьёзных гособразований. Возникают – IX-VIII вв. Основные: Маин, Саба, Катабан, Аусан, Хадрамаут. VI-V вв. – войны за гегемонию. Тогда и на несколько веков вперёд это место закрепляется за Катабаном (до +1 в., когда разгромлен Сабой и Хадрамаутом) и Сабой (самое могущественное до + IV). В конце II до выдвигается и начинает наращивать мощь Химьяритское государство. К +IV начинает доминировать. Хотя общий фон неприятный: в конце I тыс до арабы упускают торговые пути, усиливается засушливость, начинают нападать бедуины, разрушается ирсистема. Упадок. Во главе государства наследственный мукарриб (должность изначально не царская, но фактически ей ставшая в конце -1 тыс.). Государство – союз нескольких «племён» (есть пл. привилегированные и обычные), знать которых состояла в совете старейшин. Жрецы выборные – эпонимы (по ним летоисчисление). 4. Экономика Юга. Ирригационное земледелие и скотоводство (КРС, овцы, верблюды). В горах – террасное. В оазисах благовония, финики. Для орошения – наиболее масштабный памятник – Марибская плотина (600 м длина, 15-высота, -VII в.). Развитое ремесло. Главное – торговля. Гегемон тот, кто держит лучшие пути (сначала сухопутные, потом морские). 5. Культура: алфавит (происходит либо от финикии, либо от протосинайского) из 29 знаков. Справа налево или чередуя. Монументальная архитектура, города чётко спланированы. Скульптура, роспись. Религия – политеизм. 40. Источники и историография Ирана и Средней Азии. Источники по И: 1. Письменные. По истории Элама: царские надписи, частноправовая документация, посвящения, межгос. договоры на разных языках (см. воп. 41). 2. История Персии: 1) Царские надписи: - Бехистунская надпись (см. воп. 43) – о победах Дария над мятежниками - Надпись Дария в Сузах – о сооружении Дарием дворца - Антидэвовская надпись – о борьбе Ксеркса с запрещёнными культами - Стелы Дария в Египте о строительстве каналов 2) Царские указы. Найдены по всей империи (например, декрет Дария о кодификации законов в Египте). 3) Иностранные, местные: - Ассирийские таблички IX-VII - Хроника Набонида - Кира – о захвате Вавилонии персами - Вавилонские частноправовые документы персидского времени - Надпись Уджагорресента (египетский сановник времён Камбиза и Дария) 4) Антики: Геродот (очень много об истории Персии, т. к. одна из сторон центрального события «Истории» - Г-П войнами), Фукидид (в его «Истории» - роль Персии в Пелопонесской войне), Ксенофонт («Анабасис» - описание мятежа Кира Младшего и возвращения наёмных спартанцев домой – быт и пр.), Диодор Сицилийский («Историческая библиотека»). 3. Маткультура. Мезолитические стоянки, остатки монументальной архитектуры (столицы + зиккурат в Дур-Унташ (воп. 41)), скульптура (царские статуи), металлические изделия и керамика. Историография по И: 1. Накопление материала – с первых европейских путешественников: Марко Поло (XIII в.), Пьетро делла Валле (XVI в.). Главная фигура этого периода – К. Нибура (XVIII): копирует ряд надписей. Дешифровка персидской и эламской клинописи – ½-сер. XIX в. 2. Собственно Ираном занимаются с XVIII в., когда была найдена и опубликована «Авеста» (зороастризм). Итогом переработки материала, содержащегося в ней, стали «Основы иранской филологии», опубликованные на рубеже XIX-XX вв. 3. На рубеже веков от иранистики отделяется эламитология. Источники: археология + потихоньку расшифровывают письменность (подр. см. воп. 41). 4. В XX в. основной проблемой является этногенез. Гуру СССР: Дьяконов и Бартольд. Источники и историография СА: 1. Письменные источники: 1) «Авеста» - главный источник. Состав: Гаты (проповеди Заратуштры, VII в.), Яшты (гимны богам, приблизительно тогда же), мифы и предания. 2) Архив Нисы – Парфия 3) Кушанские надписи 2. Археология: 1) Нумизматика 2) Города, предметы ремесла и пр. 3. Антики: Ктесий «Персидская история» (древние предания), Геродот (очень кратко, зато надёжней), Аполлодор Артемитский (про Парфию). 41. История и культура Элама. 1. Гео: к ЮВ от Месопотамии. Реки – Каруна и Керха (их долины – экономический центр (область Сузиана – от Суз)). Этн.: неизвестно, язык близок к дравидийским, но тоже никуда не отнесёшь. 2. Политистория: Вся в белых пятнах. Первые государства возникают в нач. III тыс. Главные номы: Сузы, Аншан, Симаш. Потихоньку объединяются, но в XXIV в. подпадают под Аккад. Однако в начале XXII, пользуясь тем, что Аккад занят борьбой с кутиями, отлагаются. Независимость ненадолго: скоро кутии дошли и до них. Век под кутиями, затем пришла III династия Ура и ещё век под ней. К концу XXI освобождаются и фактически уничтожают урское государство, ослабленное битвами с амореями. Что происходит с XX по XVIII в. неясно, но в 18 снова появляются в Месопотамии и делят её с Вавилоном Затем снова тёмный период. В XIV в. их захватывают Вавилоняне (касситская династия) и держат до XII. В XII – противоборство с Вавилоном, причём в основном выигрывают эламиты (так, в 1180 захватывают Вавилон и увозят законы Хаммураппи; а в 1155 полностью подчиняют Вавилонию). Но к концу века вавилоняне громят так сильно, что эламиты больше не оправились. До VIII в. о них ничего не известно. Затем – поддерживают все антиправительственные восстания в Ассирии, за что неоднократно поплатились (Ассаргадон, Ашшурбанапал громят). После ассирийцев над ними новые вавилоняне, потом персы. Управление: главные особенности – власть в руках трёх лиц (которые друг друга заменяют в случае смерти кого-либо) + левират (правление легитимно только в том случае, если преемник (чаще – брат. С XIII в. - сын) женится на вдове умершего царя) + браки с сёстрами. Главные лица: сукаллмах (верховный правитель в Сузах), суккал (правитель рангом ниже, в Симаше) и наместник города Сузы. Власть наследственная, однако (если кто-то умирает и нет преемников?) можно прыгнуть на ступень выше. Суды вроде месопотамских. Законы – оттуда же + обычное право. 3. Экономика: в основном, с/х. Торговля в меньшей степени, хотя важна. Большую роль играет частный и общинный сектор земли. Община постепенно разлагается. Но, в основном, храмы. На храмовых землях трудятся местные рабочие + они сдаются в аренду. 4. Соц.: наверху – чиновничество, общинная знать (часто – наместники на территории общины) и жрецы. Большая роль у общины (т. к. гидравлическая цивилизация). Общинники несут повинности храмам. Важную роль, по всей видимости играло рабство. 5. Культ.: письменность немного младше шумерской (различные). Пиктографическая. Не расшифрована. Этапы становления: 3000 – появление протоэламской, 2/2 III тыс – эламское линейное письмо (словесно-слоговая система, расшифрована). С XXII – аккадская клинопись, со 2/2 II тыс. пользуют клинопись для записей на эламском (расшифровано). С V – арамейский язык. Религ.: куча богов, главный центр – Сузы. Иск.: в общем, под влиянием Месопотамии. Своё только совсем рано – IV –1/2 III тыс.: клёвые изображения животных, бытовые сцены. Расцвет – XIII-XII в., когда самое масштабное сооружение – зиккурат в Дур-Унташе. 42. История Мидии. 1. Гео: СЗ Ирана. ЭтнЛин: с XII – индоевропейцы (иранская ветвь, скотоводы прародина – вероятно, северное Причерноморье). До этого – куча неиндоевропейских языков 2. После проникновения индоевропейцев XII-XI вв. что-то, по всей видимости, складывается, о чём свидетельствуют богатые могильники. К IX в. здесь – куча мелких княжеств. Начинаются набеги ассирийцев, которые с тех пор и держат эту территорию до конца VIII. К концу VIII впервые образуется что-то крупное и независимое: ряд крупных политических объединений, в т. ч. Манна. Тогда же вторгаются киммерийцы и саки, начинается их противоборство с уже сложившимися гос-вами (см. Фригия, Урарту), в т. ч. Ассирией. Воспользовавшись временной слабостью последней, мидийцы во главе с Каштарити поднимают восстание в –672. Успешно. Вся история – 3 царя. Резко усиливаются (создаётся собственно Мидия) и через 20 лет пытаются напасть на ассирийцев, однако те натравливают против Мидии саков, которые захватили всю страну и держали её 30 лет. Новое возрождение связано с именем сына Каштарити, Киаксара. Вступив в 625 г. на престол, он разгромил саков, окончательно объединил мидийские племена и провёл военную реформу (отряды не на племенном принципе, а по вооружению). Это позволило вновь напасть на Ассирию и в 610-х годах фактически её уничтожить (в коалиции с новым вавилоном). При дележе территорий досталась сев. Месопотамия и Харран. С этих пор – великая держава. В нач. VI в. подбирает тех, кто раньше был под ассирийцами (Персия, Парфия, Урарту и пр.). Пытались воевать с Лидией, но… (см. воп. 33). Сын Киаксара – Астиаг. Уже в начале правления резко ухудшаются отношения с Вавилонией (за Элам, захваченный мидийцами). Однако же подраться не успели – персы (550). Управление: ничего не ясно. 3. Эк.: жили, очевидно, торговлей и войной. Известно очень мало чего. 4. Соц.: До разгрома Ассирии дифференциация не сильна. Большая роль у общинников. Рабство патриархальное. После разгрома и захвата её казны – темпы увеличиваются, но серьёзно сказаться не успевает, т. к. 550 г. 5. Культ.: известно также мало. В общем, потом переймётся персами. Монументальная архитектура: храм огня в Экбатанах (зороастризм) + описание дворца у Геродота. |