Главная страница
Навигация по странице:

  • 19. Мифология и религия Древнего Египта. Самобытна

  • Влияние природных условий

  • Религиозная реформа Эхнатона

  • 20. Источники по истории древней Месопотамии.

  • 21. История изучения древней Месопотамии. Дешифровка клинописи.

  • Археологическое изучение.

  • Направления работы зарубежных исследователей.

  • Изучение истории Месопотамии в отечественной науке.

  • Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеОтветы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
    Дата29.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_Drevnemu_Vostoku (2).doc
    ТипДокументы
    #51940
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    18. Культура и менталитет древних египтян.

    Традиционализм. Отсюда представление – всё новое, лишь совершенствование старого. Очень много богов (в договоре Рамсеса с Хеттусили упомянута 1000). Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис), Амон (Фивы). Очень синкретична, часто включает в себя иноземных божеств: Астарта, Анат. Много внимания фетишизму и тотемизму. Со временем – трансформация в более абстрактных (Нун – хаос) – отсюда попытка реформы Эхнатона. Культ фараона – близок к Осирису (смерть и возрождение). Очень важно - заупокойный культ. Из него видны основные ментальные установки. В человеке 3 части: физическое тело, «ка» – духовный двойник, «ба» – душа. Только когда все три в порядке тебе обеспенчено посмертное житьё. Отсюда – мумификация, причём по обязательному обряду и обязательно на Родине (Рассказ Синухета). Своеобразное представление о «предназначении». Ремесленник после смерти будет ремесленником, вельможа вельможей etc. Письменность. Различается по периодам, есть Древняя, наиболее крутая – Среднего царства. Остальное – новоегипетская, демотическая, коптская лишь подражают ей. Уже к III веку после (при коптском) египетский язык стал мёртвым. Вид – иероглифика пиктограмм, дальше большая абстракция и частичная замена символов на звуковые. Писали на гробницах, деревянных саркофагах и папирусе. В литературе – Синухет, очень много «поучений» и гимнов. Основные идеи: величие богов и фараона. Заупокойные храмы (Рамсеса II в Абу-Симбеле). Календарь похож на наш. 3 сезона по 4 месяца. В месяце обычно 30 дней. Основные математические действия (умножение, деление, дроби). Очень известны врачи (узко специализированные, лечили около 100 болезней). 

     

    19. Мифология и религия Древнего Египта.

    Самобытна, так как цивилизация изолирована. Зато потом – обширные заимствования греками и многими другими (период эллинизма). Впрочем, Ладынин полагает, что не так уж эта цивилизация была и изолирована – просто, по его мнению, не было надобности в таких заимствованиях.

    Влияние природных условий на формирование религии и мифологии: плодородная река, сезонные разливы, аграрные циклы, вокруг – недружелюбная пустыня и т.д. Столкновение человека и подавляющей его среды => ощущение ничтожности человека перед окружающей средой (ср. с политической системой).

    Концепция культа. Боги создали людей, чтобы те им служили. Вообще-то боги не самые приятные существа. Если люди не служат им ревностно, боги начинают наказывать людей. У богов есть штат жрецов, жертвы, храмы, гимны.

    Культ фараона как организатора системы ирригации, без которой всем не жить. Фараон – земное воплощение божества (от брака бога и земной женщины). При жизни отождествлялся с Хором, после смерти – с Осирисом. У фараона, как и у любого бога, был свой культ, храмы, жрецы, жертвоприношения. Сфинкс – фараоново скульптурное воплощение.

    Боги бывают разные: как местные, так и общеегипетские. Токарев и Кузищин полагают, что местные боги – продукт эволюции тотемизма (отсюда - зооантропоморфизм). Им возражают (Ланге Г.О.), что культы эти были местные, а не родовые, поэтому о тотемизме и речи нет. У богов – свои культовые центры => как только правитель такого центра становится фараоном, так сразу соотв. бог становится особо почитаемым (ср. Фивы и Амон). Боги могут олицетворять как конкретные понятия (напр. Хапи – Нил), так и абстрактные (напр. Маат – справедливость). Хоть и конервативность, заимствования от ближайших соседей все ж были (в эпоху Среднего царства): Астарта - семитская богиня.

    Организация пантеона. Огромное многообразие богов => потребность их как-то систематизировать. Лучше всего это удалось гелиопольским жрецам. Они выделили большую девятку, а остальных богов по мере возможности раскидали на триады богов: мать, отец и сын. Так: Осирис, Исида, Хор – абидосская триада, Амон Мут и Хонсу – фиванская триада. Но до конца упорядочить не удалось.

    Космогония. По гелиопольской системе: сначала был бог Нун (первобытный водный хаос). Из него – бог Атум (позднее – Ра; первая твердь). Атум создает из себя Шу и Тефнут. У них  - Геб и Нут, которые, в свою очередь, - Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Все они вместе – божественная девятка или Эннеада. А ваще-то всех создал Птах.

    Главные боги: Ра (Гелиополь), Птах (Мемфис; бог-творец), Амон (Фивы; сперва – малозначительный региональный божок, потом – даже круче, чем Ра), Осирис (аграрный цикл, отец загробного мира), Исида (евонная телка и мама, покровительница любви и материнства), Хор (их сын, сивмол неба и света, покровитель фараона, в образе человекосокола, ока Хора, солнечного диска с соколиными крыльями), Тот (бог счета, в образе павиана), Сохмет (могущественная сила, богиня войны, чумы и др., в образе львицы), Хапи (Нил).

    Религиозная реформа Эхнатона. Вместе с централизацией власти - и слияние функций разных богов в одном. Вот при Эхнатоне культ Атона стал преобладающим. Изображался в виде солнечного диска, от которого – дарующие руки-лучи. Важно, что Атон не имел родственников и никакого конкретного воплощения (претензия на монотеизм). Этот культ продержался только до смерти Эхнатона, после чего его имя начали стирать со всех заборов.

    Загробный мир. После смерти – продолжение обычной земной жизни. Отсюда – спокойное отношение к смерти, мумификация (чтобы сохранить триаду «физическое тело – ка – ба»), росписи стен гробниц и очень репрезентативный инвентарь гробниц (туда клали все, что могло пригодиться для загробной, а значит – и для мирской жизни; то, что нельзя положить, рисовали на стенах). Этика проникает в религию лишь чуть-чуть (в одной из глав «Книги мертвых» описана процедура взвешивания сердца покойного => некая зависимость между тем, что чел. творит при жизни и тем, куда он попадает после ее конца), в основном же блаженство на том свете зависит не от земной жизни, а от качества погребального обряда.

     

    20. Источники по истории древней Месопотамии.

    1) Памятники материальной культуры:

    -    III – I тыс. – Эреду, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Ларса, Эшнуна, Мари, Ашшур, Ниневия, Вавилон и др.

    -    орудия труда, остатки жилищ, погребения, зерна, кости животных

    -    зиккураты, дворцы, храмы, жил.хоз. постройки, крепости ирригацион.сооружения, некрополи, произведения искусства, предметы быта

    -    цилиндрические печати (внешние связи, мифология)

    2) Письменные источники (с рубежа IV – III тыс.):

    а) хозяйственные документы:

    -    нач. III тыс.

    1000 глин. табличек из Урука и Джемдет-Насра, пиктография – протоклинопись, хоз. отчетность (не расшифрована).

    -    храмовые хоз. архивы из Ура и Лагаша

    -    нач. II тыс. - >10000 табличек из Кюльтепе («Холм пепла»), Малая Азия, г.Каниш, архив аморейских и ассирийских купцов – сделки, счета, расписки, судебные протоколы и др.

    -    вт.пол. II тыс. – 4000 табличек из Аррапхи – соц.эк. структура хурритов

    -    XII – XI вв. до н.э. – царские архивы ассирийских городов (Ашшур)

    -    I тыс. – 10000 документов из Ниппура, Вавилона, Борсиппы, Сиппара, Ура, Урука, в Сирии, Финикии, Иране

    -    V в. – 700 документов «дома Мурашу»

    б) юридические документы:

    -    конец III тыс. –  законы Шульги (III династия Ура), введение и часть статей

    -    XX в. до н.э. – введение и 59 статей законов из Эшнунны

    -    нач. II тыс. – фрагменты законов из Ларсы и Иссины, введение, заключение и 40 статей законов Липит-Иштара

    -    XVIII в. до н.э. – законы Хаммурапи, 282 статьи введение и заключение (в 1901 г. найден базальтовый столб в Сузах  - военный трофей эламитов)

    -    cер. II тыс. – судебник из Ашшура – среднеассирийские законы, 20 статей законов Навуходоносора II (605-562)

    в) дипломатические документы:

    -    XXIV в. – описание пограничных кофликтов Лагаша и Уммы

    -    XXIII в. – мирный договор между Нарам-Суэном (Аккад) и царем Элама

    -    нач. II тыс. – дипломатический архив царя Мари Зимрилима, переписка между Вавилоном, Мари, сирийскими, финикийскими княжествами, разведдонесения, секретная информация о войсках противника

    -    XIV в. – Тэлль-Амарнский архив: письма митаннийских, ассирийских и вавилонских царей Аменхотепу III и Эхнатону

    -    сер. и вт.пол. II тыс. – архив хеттских царей в Хаттусе (Богазкёй)

    -    VII в. – договор между Асархаддоном (Ассирия) и мидийскими князьями

    3) эпиграфические источники:

    -    надписи правителей шумерских городов, Аккада, Вавилона, Ассирии и др.

    -    «Стела коршунов» Эанатума (Лагаш против Уммы – XXV век), надписи о реформах правителя Лагаша Уруинимгины (XXIV в.), строительные и посвятительные надписи лагашского правителя Гудеа (XXII в.)

    -    XXIII в. – надписи Римуша о подавлении восстаний в Аккаде и походе на Элам, «Обелиск Маништушу»

    -    ассирийские надписи династии Саргонидов (VIII – VII вв.), «Письмо Саргона II богу Ашшуру» - поход 714 г. в Урарту, летописи Ашшурбанипала. Одностороння оценка событий

    -    140 надписей нововавилонских царей, большинство принадлежит Навуходоносору II и Набониду (VI в.), о строительстве и жертвоприношениях, восстановление хронологии и родословных царей

    -    надписи на храмах, предметах культа, гимны в честь богов и царей

    -    ассирийская царская переписка – 1500 писем VIII – VII вв. в Ниневии, Кальху и др.

    -    запросы к оракулам, политический климат времени

    -    XXI в. – «Шумерский царский список»

    -    911-648 – ассирийские списки верховных чиновников «лимму»

    -    нач. II тыс. – VII в. – царские списки в Ассирии

    -    списки вавилонских царей в хронологической последовательности

    -    «Синхронистическая история» взаимоотношений Ассирии и Вавилона с XVI по IX вв.

    -    «Хроника о падении Ниневии» - распад Ассирийской державы в VII в.

    -    «Вавилонская хроника» о покорении Нововавилонского царства персидским царем Киром в VI в.

    -    «Вавилонская и халдейская история» жреца бога Мардука в Вавилоне Бэроса IV – III вв., отрывки у античных авторов

    4) памятники шумеро-аккадской словесности:

    -    поэма об Энмеркаре правителе Урука и верховном жреце Аратты (взаимоотношения Шумера в раннединастический период нач. III тыс. с Араттой – территория Ирана)

    -    шумерская поэма «Гильгамеш и Ага» (борьба Урука за освобождение о гегемонии Киша)

    -    легенды о Саргоне Древнем, основателе Аккадского царства

    -    пословицы и поговорки

    -    «Эпос о Гильгамеше» из царской библиотеки в Ниневии

    5) Источники из других стран Древнего Востока:

    -    печати, бронзовые и железные изделия найдены в Египте

    -    печати – в центах Индской цивилизации

    -    Свод законов Хаммурапи и обелиск Маништушу – в Сузах, столице Элама

    -    литературные и дипломатические и деловые документы обнаружены в Малой Азии, Египте, Палестине, Сирии, Иране

    -    тысячи глиняных табличек в Алеппо (древняя Халпа) на шумерском и одном из семитских языков: литературные тексты, учебная литература, деловые и торговые документы, государственная документация

    -    Библия

    -    «Цилиндр Кира», покорителя Вавилонии, Бехистунская надпись Дария I

    6) Произведения античных авторов:

    -    описание природы, климата, обычаев населения, религий, достижений культуры и преданий Месопотамии

    -    Геродот V в.

    -    «Персидская история» Ктесия Книдского в 23 книгах

    -    «Киропедия» и «Анабасис» Ксенофонта

    -    «География» Страбона I в. до н.э. – I в. н.э., особенно XVI книга

    -    «Иудейские древности» Иосифа Флавия I в.н.э.

    -    исторические произведения Помпея Трога I в.н.э.

     

    21. История изучения древней Месопотамии.

    Дешифровка клинописи.

    1) XVIII в. – первое научное путешествие в Месопотамию и Персию датчанина Нибура, копии клинообразных надписей из дворца в Персеполе

    2) 1802 – Гротефенд прочел имена Дария, Ксеркса и Гистаспа, дешифровал 10 из 39 знаков, 3 надписи определены как древнеперсидская, вавилонская и, впоследствии, как эламская. Эта трилингва – первый источник.

    3) 30-40-е гг. XIX в. – англичанин Раулинсон обнаружил Бехистунскую скалу, к 1847 определил 250 из 600 знаков вавилонской части

    4) Опперт и Хинкс вносят вклад в дешифровку глин. табличек на аккадском

    5) 1855 – дешифрована третья часть Бехистунской скалы

    6) 90-е XIX в. – Делич создал грамматику и словарь аккадского языка

    7) пер. пол. XX в. – дешифровка шумерской письменности Тюро-Данженом, Пебелем, Даймелем, Фалькенштейном и др.

    8) пиктография до сих пор в стадии дешифровки

     

    Археологическое изучение.

    1) сер.XIX в.– археологические раскопки начались

    2) 1842 – Ботта начал раскопки холма Куюнджик, 1843 – раскопки у деревни Хорсабад, обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II – города Дур-Шаррукина

    3) 1845-1847 – Лэйард начал раскопки холма Нимруд и обнаружил Кальху, 1847 – он открыл на раскопках Ботта холма Куюнджик руины Ниневии, дворец Синаххериба (VII), библиотеки Ашшурбанапала

    4) вт.пол. XIX – нач. XX в. – Рассам обнаружил дворец Ашшурбанапала, Балаватские ворота, развалины Сиппара с храмом Шамаша, «Цилиндр Рассама» – летопись Ашшурбанапала

    5) вт.пол. XIX в. – англичане открыли Урук, Ур, Ларсу и Эреду

    6) конец XIX в. – французы раскопали Ларсу: статуи Гудеа, сереб. и алебастр. вазы, «Стелу коршунов», надписи Уруинимгины

    7) конец XIX в. – американцы разрыли Ниппур: храм Энлиля, библиотека на 60000 табличек, прочая дребедень

    8) 1899 – 1917 – Кольдевей обнаружил Вавилон: дворец Навуходоносора II, улица религиозных процессий, храм Мардука, гигантский зиккурат…

    9) 1903 – 1914 – Андре раскопал Ашшур: храм Ашшура, склепы царей… Ведутся раскопки Шуруппака близ деревни Фара – древнейшие хозяйственные тексты, Борсиппы – 49 м зиккурат, обнаружен Умма

    10)   1933 – 1939 – Парро раскопал Мари, дворец Зимлрилима, 20000 глиняных табличек, в 70-х обнаружено еще три дворца, храм Иштар, погребения…

    11)   1922 – 1934 – Вулли вел раскопки Ура: храм Наннара и Нингаль, зиккурат Ур-Намму

    12)   1925 – 1930 – американцы раскопали Аррапху

    13)   1930 – 1936 – американцы отрыли Эшнуну – бассейн Диялы

    14)   характерные черты археологического изучения Месопотамии после ВМВ:

    а) включение в работу иракских ученых:

    -    Фуад Сафар и Таха Бакир нашли судебник из Эшнуны при раскопках Шадуппума

    -    50-60-е – раскопан дворец Асархаддона в Ниневии (холм Неби-Юнус)

    -    исследования археологов поставлены под государственный контроль

    б) 50-80-е – повторное обращение к раскопанным памятникам:

    -    раскопки археологов из ФРГ в Уруке: храм Инанны, «стена Гильгамеша»

    -    Мэллоун раскопал Нимруд и обнаружил «форт Салманасара»

    -    американцы продолжили раскопки Ниппура

    в) обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии

    -    палеолитические стоянки Шанидара

    -    неолитические стоянки Джармо, Хассуна

     

    Направления работы зарубежных исследователей.

    1) XIX – ассириология как часть библейской критики

    2) Конец XIX – нач. XX в. – теория «панвавилонизма»

    3) Издание трудов по дешифровке клинописи Г.Раулинсона

    4) Дж.Смит собрал «Эпос о Гильгамеше»

    5) Конец XIX – издание многотомных сборников

    6) Вт.пол. XX в. – американцы присоединились к работам, публикация Крамера материалов из музеев разных стран

    7) Исследования Бецольда, Майснера, Олмстеда, Оппенхейма

    8) 40-50-е – работы американского шумеролога Якобсена. Этапы становления государственности. Идеализация восточной деспотии

    9) анализ законов Хаммурапи

    10)   «панвавилонизм» в трудах Делича и Винклера

    11)   значительное внимание проблемам этногенеза

    12)   рубеж веков – Майснер и Кошакер основывают свои работы на теории циклизма Мейера (феодальное общество)

    13)   фактографическое направление

    14)   издание и комментарии деловых документов – Фалькенштейн, Оппенхейм, Гельб, Леманс

    15)   ведущие ассириологические школы: США, Франция, Италия, Голландия, Турция, Ирак

     

    Изучение истории Месопотамии в отечественной науке.

    1) основатель русской «школы» – М.В. Никольский, 2-томник «Документы хозяйственной отчетности древнейшей Халдеи» (1908, 1915) – 500 хоздоков III тыс.

    2) Тураев «История Древнего Востока» - культура и история Месопотамии

    3) Шилейко – переводы мифологических и исторических произведений

    4) Тюменев «Государственное хозяйство древнего Шумера» (1956)

    5) Струве «История Древнего Востока» (1941), вывод о рабовладельческом характере древневосточного общества

    6) Дьяконов И.М. – проблемы соотношения государственного и общинно-частного секторов экономики, роль общины, характер рабства, роль городов и торговли, переход от родовых форм управления к монархизму, проблемы письменности и языков

    7) Дандамаев – рабство и др. формы зависимости в поздней Вавилонии

    8) Массон – переход от первобытнообщинного к раннеклассовому обществу

    9) Археологические раскопки с 1969 г. в Ираке

    10)   академический многотомник «История Древнего Востока»

     

    Вопрос 21. Историография Месопотамии.

    1. Накопление материала: в основном - XIX-1/2 XX.

    a. Письменность: Расшифровка клинописи. Первый источник – трилингва персепольского дворца (персидский, аккадский, эламский; найдена в XVIII Нибуром). Затем Бехистунская надпись, глиняные таблички. Персидская, как самая простая, (всего 39 знаков) расшифрована первой (флагман - Гротенфенд). Расшифровка аккадской затянулась до конца века (флагман – Раулисон. Итог: грамматика и словарь аккадского языка Делича, 90-е гг.). На этой базе создаётся ассирология, которая, по мере накопления материала активно членится. Шумерская клинопись расшифрована в первой половине XX (спасибо Тюро-Данжену, Пебелю и пр.)

    b. Маткультура (история архизучения): Первые раскопки – с середины XIX: Ботт находит резинцию Саргона II. Лэйярд – Ниневию. Эта находка открывает период раскопок крупнейших городов по Месопотамии (до нач. XX вв.). Помимо: дворец Ашшурбанапала, обшивка Балаватских ворот – нашёл Рассам. Найдено большинство архивов (см. воп. 20). Во второй половине – Шумер. В начале XX – Вавилон. Все раскопки этого периода – дилетанство по большей части. В межвоенный период найден архив Мари, проводятся раскопки Ура. Новый период – после войны: профессионально, обращение к уже копавшимся памятникам на новом уровне, интерес к древнейшей истории.

    2. Обработка материала и создание научных трудов:

    a. Первое время ассирология – комментарии к Библии. Ничего серьёзного

    b. С конца XIX начинается масштабное издание дешифрованных документов, работа усиливается во 2/2 XX (флагман - Крамер). Одновременно – первые общие труды по истории Месопотамии (Бецольд и Майнснер, Оппенхейм). Положен первый камень.

    c. Сад камней. На западе ассирология изначально гнездилась в Англии и Франции. Затем центром стала Германия. После Гитлера 2 центра: Америка и З и Ю Европа. Основные проблемы, изучаемые западными: политика и государство («идеализация восточной деспотии», главный мотор – не классовая борьбя, отсюда, как кажется авторам учебника, недостаточная обобщённость. Флагман – Якобсен (американец)), право, культура и религия (главная проблема. Весомы идеи «панвавилонизма» (месопотамия – основа мировой культура), одна из задач – критика Библии. Работы Делича (см. выше) и Винклера), этногенез. До последнего мало внимания соц-экономике (освещались через теорию циклизма Мейера (каждая цивилизация начинается с феодализма и через капитализм идёт к гибели) или теорию о непознаваемости истпроцессов). В России: основатель – Никольский. До рев: Тураев (см. историография Египта), Шилейко (переводчик). Основатели марксистской школы: Струве и Тюменев («Государственное хозяйство древнего Шумера»). Разумеется, Дьяконов. Дандамаев (формы зависимости позднего Вавилона), Массон (формирование государства).   

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта