Главная страница
Навигация по странице:

  • 29. Нововавилонская держава. Рабство в поздней Вавилонии.

  • 30. Культура и менталитет народов древней Месопотамии. Шумер-Вавилония-Ассирия. После распада – обширное наследие грекам, персам, арамеям и др. Письменность

  • Значение

  • 31. Мифология и религия Месопотамии. Общие слова.

  • Вавилония

  • 33. Троя, Фиргия и Лидия. Культура и религия западно-малоазийского региона.

  • 34. История Сирии и Финикии III-I тыс. до н.э.

  • Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеОтветы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
    Дата29.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_Drevnemu_Vostoku (2).doc
    ТипДокументы
    #51940
    страница7 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    Ассирия на закате своей истории. Ашшурбанапал (669-ок.635/27) – мудрый, образованный, великолепный дипломат, клевый библиотекарь.

    Внутренняя политика.

    -    библиотека в Ниневии (30 000 табл.)

    -    Северный дворец в Ниневии

    -    Храмы в Вавилоне, Борсиппе, Уруке, Харане, Кальху

    Внешняя политика

    Первый этап (669-654). Прочное господство на Ближнем Востоке

    -    непрерывные походы в мятежный Египет

    -    подавление выступлений ВостСред-морских городов, Кипра, царств Иудеи, Моава, Эдома, Аммона

    -    664-660 – отражение походов Урарту и Манны

    -    665-655 – борьба с Эламом и халдейскими и арамейскими княжествами

    -    ок.655 – окончательно отпал Египет

    Второй этап (сер.VII в.)

    -    652-648 – восстание покоренных народов, мятеж царя Вавилона Шамаш-шум-укина, Элама, халдейско-арамейских княжеств Приморья, арабских племен и княжеств, некоторых сирийских и финикийских провинций, Лидии, Египта, Мидии

    -    жестокое подавление

    -    642-640 – усмирены араб.княжества Сирийско-Мес. степи и С-З Аравийского п-ова

    -    к 639 – 3 войны и Элам разгромлен

     

    Социально-экономический строй.

    1) Экономика

    -    с/х: больше земли и пастбищ, усоверш.плуг, система ирригации, садоводство, виноградарство, технические культуры, мелкий и крупный рог.скот, кони, верблюды

    -    ремесло: металлургия (железо), производство вооружения, строительство

    -    лучшая сырьевая база, пленники, дань

    -    ослабление войнами: подати и повинности простого народа, развитие паразитизма в экономической модели

    2) Социальная структура

    -    военная, служилая, торговая, жреческая знать

    -    мелкие производители: земледельцы-общинники, ремесленники (налоги, повинности, круговая порука)

    -    низшая ступень – переселенцы, пленные и рабы

    -    преселенцы и пленные сажались н царские, храмовые и частные земли, права – среднее между свободным и рабом (имущество + продажа)

    -    рабы-слуги – полностью бесправное положение

    -    I тыс. – резкое расслоение, разложение общины, разорение крестьянства

    -    развитие частной      собственности, ростовщичество, займы под залог земли и личности

    -    сближение разор.свободных и подневольных

    -    острые противоречия между «низами» и «верхами»

    -    бегство крестьян в Шуприю, Урарту, разбои

    3) Государственное управление

    -    древневосточная деспотия (неограниченная власть царя во всех сферах)

    -    опора – армия и бюрократия: военное и финансовое ведомства

    -    налоги: подоходно-поземельный, храмовые подати, строит., ирриг., воин. повинности, защита – иммунитетная грамота (Вавилон, Борсиппа, Сиппар, Ниппур, Харран, Ашшур)

    -    организованы провинции(Сирия, халдейские и арамейские княжества) и зависимые царства (города Финикии, Иудея, Моав, Эдом, Табал, Манна)

    -    ряд государств сохраняли независимость, признав приоритет Ассирии (Лидия, Урарту, Мидия, Элам, княж.Сев.Аравии)

    -    Египет разделен на 20 княжеств со своими номархами

    Падение Ассирии и распад государства.

    1) причины: однобокое развитие экономики, социальные конфликты, политическая разобщенность, просчеты в организации управления, ослабление армии в кон.VII в. до н.э.

    2) процесс распада

    -    626 – отпала Вавилония

    -    625 – независимость Мидии

    -    614 – Вавилон и Мидия взяли Ашшур

    -    612 – взята Ниневия

    -    609 – последняя битва при Харране

    Ассирия скопытилась.

     

    29. Нововавилонская держава. Рабство в поздней Вавилонии.

    С XII по VII века вавилоняне боролись за независимость. Сначала были касситы (это ещё средневавилонское), потом Элам в союзе с Ассирией и, главным образом, именно с Ассирией[S2] . Победа восставших и очень краткий период взлёта (626-539 гг.). До завоевания Киром (затем – лишь одна из сатрапий). Вождь восстания халдей Набопаласар. В союзе с Эламом победил. Это и есть «халдейский период». Помогли потом и мидийцы, взявшие Ниппур и Ашшур, заключившие потом союз с Вавилоном. После окончательной победы, стали поглядывать на остальные бывшие Ассирийские владения. Навуходоносор (605-562). В 597ом взял Иерусалим, потому что Иудея отпала от Вавилона при поддержке Египта. Воевал с финикийскими городами, но действовали скорее против Египта (те взяли Тир и Сидон). Вновь восстал Иерусалим. 587 год ликвидация Иудеи как царства. Увёл тысячи в плен. «Вавилонский плен» (Библия). Расцвет. 200.000 в Вавилоне, «Новый город» на другом берегу Евфрата, зиккураты и ворота Иштар. Но после его смерти кризис. Брожения в знати. У власти сын арамейского вождя Набонид (556-539). Он ввёл лунный культ бога Сина, сделав его главным. Бог арамейский. Взял мидийский Харран и восстановил там храм Сина. Но – уже шли персы. Набонидом недовольны все (жречество – из-за бога, купцы – из-за потери торговли). Кир пришёл как избавитель. В последствии его называли «спасителем», а Набонида в Библии сделали сумасшедшим. Рабство. Естественно, СХ. Рабство уже сильно развилось, имеет богатую историю. Часто рабов отдают учиться ремеслу, у них самих есть рабы. Был движимый и недвижимый пекулий (условное владение). Полные права в суде, вплоть до суда со свободными. Но есть и другое – развилось долговое рабство (теперь правда должник сидит в тюрьме, а не сразу идёт в рабы), но срок отработки долга теперь исчез. Трёх видов – царские, храмовые и частные. Неочевидная система, так как даже марксисты признают большую роль наёмников в СХ.

     

    30. Культура и менталитет народов древней Месопотамии.

    Шумер-Вавилония-Ассирия. После распада – обширное наследие грекам, персам, арамеям и др.

    Письменность. Возникновение. Рубеж 4-3 тыс. в Шумере. Нету камня и папируса, зато глины – как грязи. Ей не страшен серый волк, а также красный петух. Она долговечна. Сначала – счетные фишки (Шмандт-Бессер в Месопотамии). Фишек вскоре стало не хватать – пользовались их оттисками на глине. Это и есть рисуночное письмо. По существу – еще не письменность, так как нельзя фиксировать абстрактные понятия. Далее – словесно-слоговое письмо в результате ассоциации пиктограммы и слова; идеограмма. Полифоничность идеограммы. От реалистичных изображений к абстрактным (вместо птицы – ее крыло, и то – схематично). Постепенно – вплоть до черточек на глине. Зависимость от материала. Комбинация чёрточек разного наклона и толщины – клинопись (слоговое письмо, 600 знаков, у каждого – 5 значений и 10 произносений, словоразделов нет, детерминативы; именно поэтому в клинописи нет алфавита, т.е. она – не звуковое письмо). Клинопись – стержень культуры. Из-за своей сложности и плифоничности доступна лишь немногим, а именно – писцам. 24 в. – первые тексты на шумерском. Примерно тогда же Аккадцы заимствовали от Шумера клинопись и так возник аккадский язык. Взаимопроникновения языков при доминировании шумерского. Шумерская клинопись также заимствована эламитами, Эблой, урартами, хеттами, хурритами и ваще всей Передней Азией. Клинопись – язык дипломатии. Библиотека Ашшурбанапала (669-635). Первая систематизация. Архивы – с 3 тыс. д.н.э

    Значение: впервые – возможность накопления эмпирического знания.

    Сакрализация письменности («божественное слово» по-египетски).

    Школа. Совершенно светская. Граммтаика, математика, астрономия, язык.

    Литература. Эпос о Гильгамеше. Очевидные коннотации с индийским эпосом, библейской историей о потопе, подвигами Геракла. Плач о гибели жителей Ура (21 в.). Да прославлю я владыку мудрости – конец 2 тыс.; философское произв.; сюжет: балгочестивого мужа все время настигают несчастья; вопрос: за что?; ответ: воля богов непостижима и нечего задавать такие вопросы (ср. с билейской книгой Иова!). Поэма Вавилонская теодицея. Раб, повинуйся мне. Ассирийские анналы. Повесть об Ахикаре.

    Наука. В связи с ирригацией и равнинностью междуречья – необходимость обмеров и расчетов на больших площадях => развитие математики и геометрии. С вершины зиккуратов наблюдали за звездным небом. Накопление эмпирического знания по астрономии. Вавилонская астрономия 5 в. ни фига не уступает европейской эпохи раннего Возрождения. При этом – связь с астрологией и мифологией. Медицина. Хорошо развито траволечение и заговоры, однако с анатомией были знакомы плохо и внутренние болезни лечить не умели. Хорошо лечили вывихи и переломы. География. Неплохо, уже в 3 тыс. знали путь в Индию. Но иногда встречаются вавилоноцентрические представления (круглая земля, омываемая Персидским заливом, а в центре Вавилон). Карты – в библиотеке Ашшурбанапала.

    Искусство. Расписная керамика с геометрическим орнаментом (4 тыс.). Резьба по камню (нач. 3 тыс.), развитие глиптики (мифологические, бытовые, охотничьи сцены). Появление в 24-22 вв. идеализированных скульптурных портретов Саргона говорит о персонификации власти в лице единого правителя (централизация власти). Та же тенденция при 3 династии Ура (22-21 вв.). Единообразные цари в позе величавого спокойствия. Расцвет искусства – при Ассирийской державе (8-7 вв.). Динамичные жанровые сцены на рельефах дворца Ашшурбанапала в Ниневии. Впервые – стекло (18 в.). Железный век – 11 в. (поздно).

    Архитектура. Семиэтажные зиккураты – обсерватории. Все постройки из сырца, но храмовые и дворцовые – на специальной платформе (дворец царей Мари – нач. 2 тыс.). Особенный расцвет – после перелома 1 тыс. При Синаххерибе – отстройка Ниневии, столицы Ассирии. Также велик Вавилон (при Навуходоносоре II). Комнаты дома обычно располагаются вокруг центрального дворика (ср. римский атриум), неск. этажей (обычно – 2), полы вымощены обожженным кирпичом, сверху – природный асфальт (он же – «раданака» по Геродоту). Внутри – побелка.

     

    31. Мифология и религия Месопотамии.

    Общие слова. У каждого города свой бог-покровитель. Кроме того – несколько общих богов с центрами культа. Большая часть богов отождествляется с некими абстрактными понятиями и с небесными телами. Зависимость между политической значимостью города и религиозной значимостью его бога-покровителя. Кроме богов – множество демонов и духов. С богами и духами отношения на уровне «ты мне – я тебе», никакого абсолютного поклонения. Боги вообще-то существа довольно неприятные, а потому этика никак не связана с религией (это будет при переходе к монотеизму). Основное внимание – религии Шумера, так как из нее с незначительными изменениями все вытекает. Связь религии и мифологии.

    Шумер. Очень популярны: Уту (солнце), Наннар (луна), Инанна (любовь и плодородие; она же - Иштар), Думузи (олицетворение аграрного цикла), Нергал (бог болезней, войны и смерти).   Есть и общешумерские боги со своими ценрами культа: Ану (небо), Энлиль (культ. центр - Ниппур; бог земли, судьбы, создатель городов, изобретатель мотыги и плуга), Энки (культ. центр – Эреду; бог воды, мудрости и заклинаний, создатель людей и культуры).

    Миф о сотворении мира, снезначительными изменениями заимствованный вавилонянами: сначала был хаос в образе Тиамту. Она родила всех богов, те начали бузить и мамаша решила их уничтожить. Но тут Энлиль (Мардук) вызвался убить Тиамту с тем условием, что в случает его победы все боги ему подчинятся. Убил, а из тела – землю, небо, животных, рыб и растения (ср. китайский Паньгу). Из смеси глины с кровью неверного бога – человек.

    Есть представление о загробном мире. Крайне неприятное место, никакого царства небесного – темное место, где все жрут глину и песок.

    Вавилония. Вариации из шумерского пантеона + Мардук во главе его. Мардук – покровитель Вавилона.

    Ассирия. Вариации из шумерского пантеона + верховный племенной бог Ашшур.

     

    32. Хеттское царство.

    1. Хронология и периодизация: древнехеттское царство (18-16 вв.), смута (15 в.), новохеттское царство (14-13 вв.)

    2. Европеоиды. Индоевропейцы, хетто-лувийская ветвь. На месте – с начала 2 тыс.

    3. Источники – Амарнский архив (см. воп. 11), архив Богазкёя, Хамматский камень (от него хеттология и плясала).

    4. Политика. ДХ. Первые гособразования – начало 2 тыс. Этатизация подстёгнута ассирийскими колониями в этом регионе (центр востока Малой Азии). В 18 в. правители города Куссара создают первое территориальное царство. Столица переносится в Несу, затем в Хаттусу (ок. 150 км от нынешней Анкары, Турция). Управление: власть царя ограничена народным собранием (панкус), нет очевидного порядка наследия. ДХ достигает апогея в нач. 16 века, когда захватывает Вавилон. Однако сама государственная система не устойчива (путаница с наследниками, постоянные перевороты). К 15 века усиливаются Митани, ряд малоазиатских государств + нашествие касков. Отсюда – кризис. НХ. Государство-временщик (см. ниже). Возрождение хеттов связано с царём Суппилулиумом. Он реформирует армию (вводит колесницы, там 3 человека: возничий, стрелок и щитоносец), укрепляет города. Затем объединяет весь восток Малой Азии и вторгается в Сирию (там захвачен Каркемиш, который будет главным оплотом хеттов в СевСирии). Подчиняет Митани. Таким образом – уже великая держава. При Мурсили II продолжается усиление, но к концу его правления активизируется Египет. Обстановка накаляется и 1296 – битва при Кадеше (по сути, за Переднюю Азию). Египет проиграл, но в НХ внутренние проблемы и 1280 – договор (см. воп. 11). Затем постепенный упадок (хотя есть и определённые внешнеполит. удачи) и к 1190 – развал на ряд маленьких государств (НХ разгромлено «народами моря»), которые впоследствии поглощены Ассирией. Управление: у царя власти больше (он даже обожествляется), однако же ограничен тем же собранием и (!) его верхушкой тулией. Само государство не едино – множество зависимых областей, на завоёванных территориях остаётся старая администрация.

    5. Экономика. Про ДХ ничего не знаем. НХ. Основа – сельское хозяйство (ячмень, пшеница), но без ирригации (см. воп. 5). Садоводство, виноградарство. Силён частный сектор. Развитое ремесло. Главное – (!) железо. Его хорошо обрабатывают, главный товар, но ещё не основа.

    6. Социум. Верхушка – царь, знать, жрецы и крупные землевладельцы – не платят податей. Ниже – общинники (несут повинности саххан и луцци (пахота + своеобразный оброк), не считаются в полном смысле свободными). Самый низ – рабы. Это сословие не едино. Отдельно государственные рабы, отдельно частные. Судя по законам, есть пекулий, но может принадлежать просто владельцу. Возможно, рабы – клиенты владельцев. В целом – ничего не ясно, споры до сих пор, слишком мало материала. 

     

    33. Троя, Фиргия и Лидия. Культура и религия западно-малоазийского региона.

    Троя.

    1. Запад Малой Азии, ближе к Босфору. С ранней бронзы и до

    8 в. Основные источники по ней – археология и Гомер. Немаленькое, мощное государство. Торговля в первую очередь. Есть царь, но его власть ограничена «старцами». Видимо, раз не вполне территориальное царство, определённую роль играют простые граждане. Из Гомера больше не вытяну, не помну его. В 2/2 13 в. подверглось нападению коалиции греческих городов (видимо, из-за торговли – блокирует Чёрное море) и была разрушена. В дележе приняли участие все, кому не лень (в первую очередь, Фригия, НХ). Развитое ремесло.

    Фригия.

    1. На северо-западе МА с 2/2 2 тыс. Индоевропейцы, переселились из Европы (язык близок фракийскому). Ядро по реке Сангарии. Столица Гордион. Поддерживали троянцев в борьбе с греками, но после крушения приняли участие в дележе. Видимо, как-то участвовали в крушении Хеттии. После этого на востоке новый соперник – Ассирия. Расцвет – 10-8 вв. Известный царь того периода – Гордий (узел его): бывший крестьянин по воле оракула избранный на царство. Конец 8 – царь Мидас. Его громят ассирийцы, но самое главное – киммерицы. Покончил с жизнью (гробница в скале в виде фасада жилого дома - его), а государство распалось и по частям перешло под Лидию

    2. Культура: алфавитное письмо, напоминающее греческое (непонятно кто у кого позаимствовал). Культ богини-Матери. Музыка – их флейта.

    Лидия.

    1. Центр запада МА. Язык изучен мало, возможно, в родстве с хеттами. Реки: Герм, Меандр. Столица Сарды. До их ослабления были под фригийцами. С 7 в. – самостоятельная история. Расцвет связан с династией Мермнадов. Основоположник – Гигес (692-654). Лидия выходит к морям (торговля). Пытаются драться с Ассирией в коалиции с Египтом, Вавилоном и пр., но ассирийцы насылают киммерийцев (излюбленный приём, см. воп. 49), которые разоряют страну. Избавились от них уже признав власть Ассирии. Параллельно воюют с Милетом (не сильно успешно). После гибели Ассирии – война с Мидией (тоже неуспешно).

    Пик – Крез (562-547). Пытается сколотить коалицию и перейти Галис.

    Управление: деспотизм. Армия: лидийская конница и колесницы – одни из самых клёвых + наёмники.

    2. Экономика. Изначально – земледелие и скотоводство (главное, коневодство). Развито ремесло, связанное с металлом, и ткачество. Потом – торговля. Первые монеты. Дошли от Гигеса (электрум). Крез – золотые.

    3. Культура: алфавит от греков, развита медицина, инженерное дело. Богиня-Матерь.

     

    34. История Сирии и Финикии III-I тыс. до н.э.

    1. Гео: Территории разрозненые. Не удобное земледелие. Этн.: Пёстро. В основном, семиты (ханаанеи, угариты, амореи). На севере – хурриты и хетты. Две реки – Оронт и Иордан.

    2. Древнейшие образования: Иерихон (8-7 тыс) – неолитическая культура.

    В конце IV- нач. III образуются города-государства (вернее, ещё пгт): Библ, Угарит, Сидон, Тир (все – на побережье), Алалах, Эбла (материковые). Государство только складывается. Хотя дифференциация уже сильная. Города укрупняются. Живут за счёт торговли. Всё определяет влияние Египта и Шумера.

    Первое крупное государство – Ямхад (XVIII-XVII вв.). Очень рыхлое, начинается как союз племён. Довольно большое: северная половина Сирии. Живут на торговле с Мари.

    На юге в это время – гиксосское объединение. Центр – Кадеш. Мощная армия. Громят Египет (см. Среднее царство, воп. 14). Однако выгнаны в XVI в. оттуда (Яхмос, XVII дин.) и в XV окончательно разгромлены (Тутмос III, XVIII).

    Затем  - период раздробленности. Угарит – типичный город. Живёт на торговле и скромном с/х. Цари полновластны.  Соц: три категории: царские приближённые, общинники, сервы («рабы рабов царя», см. воп. о рабстве). Кроме того, собственно рабы (рабство классическое). Расцвет Угарита кон. XV – нач. XII. Кончается с нашествием «народов моря». Две их ветви – филистимляне и чакара оседают на побережье.

    После этого резко поднимаются финикийские города. Тир, Сидон. Монополизируют торговлю. Колонизация. Тенденция к объединению  - XI – возникает Тиро-Сидонское царство. Восточная Финикия, часть Палестины, Кипр. Нет торговой конкуренции, развитое ремесло, флот, классическое рабство (источник – пиратство). Олигархия, несмотря на стремление царей к деспотизму. Расцвет при Ахираме (969-936). Строится островная крепость Тира (та, которую не возьмут до Македонского). Существуют до середины VIII, когда приходят ассирийцы (в два похода: 725-720, 701). После падения Ассирии восстанавливается и временно вновь объединяет всю Финикию. Потом под Египтом (см. Иудея, воп. 37) и Вавилонией. После того, как города заключают добровольный союз с Персией, создаётся федерация важнейших финикийских городов. Центр – в Триполи.

    В континентальной части одновременно (начиная сер. X в.) – возвышение Дамасского царства. Его образование связано с переселением арамеев из Аравии. (Арамееи – семитоязычные племена из Аравии, появившиеся на арене в нач. I тыс. Амореи – семитоязычные племена кочевников, жившие ещё задолго до этого в Сирии.) Они подчиняют себе местные племена. В сер. IX Дамаск возглавляет коалицию 17 восточно-средиземноморских правителей против Хаматского царства на Оронте. Хамат выдержал, коалиция распалась. Дамаск догнивал, пока не был разграблен ассирийцами в конце IX в.

    Помимо: государства Палестины (см. воп. 37), Каркемиш после распада Хеттов и пр.

    Кончается всё ассирийцами в сер. VIII в.

     
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта