Главная страница
Навигация по странице:

  • 44. Основные этапы исторического и культурного развития Средней Азии до середины I тыс. до н. э.

  • 45. Экономико-социальная структура и политическая история государства Ахеменидов в V-IV вв. до н.э.

  • 46. Парфия. Общество, государство и культура.

  • 47. Кушанская держава.

  • 48. Культура и религия Ирана. Зороастризм.

  • 49. История и культура Урарту. Государства и общества древнего Закавказья.

  • Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеОтветы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
    Дата29.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_Drevnemu_Vostoku (2).doc
    ТипДокументы
    #51940
    страница9 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    43. Образование Персидской державы Ахеменидов. Её организация при Дарии I.

    Возникновение Персидской державы:

    1. Персы фигурируют в источниках с IX в. Всё время под кем-то. Сначала ассирийцы, потом мидийцы. Ахемениды – несменяемые правители с древнейших времён. Кир II Великий. Самое важное: 553 – восстание против Мидии (царь - Астиаг). 550 – её разгром и захват столицы  (Экбатаны). Потом: соседний Элам, Лидия. После этого в МА остаются греческие города – берёт силой всех, кроме Милета, который решил расслабится и получить удовольствие. Потом Средняя Азия. Следующая очевидная мишень – Вавилон (взят в 539). Кир погибает в битве с массагетами (см.  «раннее железо», археология) в 530 г. Наследник – сын Камбиз. Фактически без боёв берёт Египет (525)(см. Саисское возрождение, Египет позднего царства). Пытался пройти дальше, но не случилось. Вся значимая Азия покорена.

    2. Деталь: персы принимают форму ёмкости, которую заполняют. В Египте они фараоны и сыновья Ра. В Вавилоне находятся в родственной связи с Мардуком. Т. е. подстраиваются под традицию. Это первые зачатки имперской политики, которая вполне оформится при Дарии. Всё делается для того, что народы чувствовали себя включёнными, а не завоёванными и угнетёнными (учтён урок Ассирии).

    3. Однако за завоеваниями первые цари не столь внимательно обращались к внутренним проблемам, как этого требовало моментально возникшее государство. Отсюда – восстание Гауматы (правление магов) 522 года. Характерно стремление Гауматы оттолкнутся от архаичного устройства Персидской державы, провести централизацию всей державы. Однако методы – убийства, разрушения храмов и пр. Убит после 7 месяцев правления. В стране нет правителя (Камбиз умер при возвращении в Персию из Египта). Выбирают Дария. Но тут – угроза распада: ряд очень мощных восстаний по всей стране (в т. ч. Вавилоне, Армении, Парфии, Персии). Видим, что целостной империи нет. Дарий по сути создаёт державу по новой сначала военным путём (подавив восстания), затем административным. В память о восстаниях – Бехистунский рельеф.

    4. Реформы Дария:

    1) Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами,  судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществляло специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д.

    2) Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

    3) Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

    4) Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

    5) Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

    6) Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.

     

    44. Основные этапы исторического и культурного развития Средней Азии до середины I тыс. до н. э.

    По этапам:

    1. VI тыс. Джейтун. Зарождение производящего хозяйства (см. «неолитические культуры Средней Азии», археология). Посёлки на 50-300 жителей с центром в святилище.

    2. V-IV тыс. Освоение меди. Начинают разводить КРС и верблюдов. Начало ирригационного земледелия. Появляются сравнительно крупные оазисы – 1000-2000 чел. Клёвая керамика и с двухцветной росписью Статуэтки богини-Матери. Устанавливаются связи с Эламом и Шумером

    3. III тыс. – бронза. Возникают первые крупные города: Алтын-депе и Намазга-депе (5000-10000). Развитие ремесла: гончарный круг и двуярусные горны для глины. Ремесло отделяется от земледлия (по Э. – второе крупное разделение труда).

    Культура Алтын-депе: что-то вроде пиктографической письменности, напоминающей протоэламскую, протошумерскую. Связи с Хараппой. Есть 4-ступенчатый зиккурат. Развито ремесло. Три чётко разграниченных группы населения: рядовые общинники (живут в плохеньких домах-полуобщагах, скромный инвентарь в погребениях), общинная знать (отдельные дома, побогаче всё в целом) и городская элита – вожди и жрецы (большие виллы, очень богатые погребения. Почему-то выше остальных ростом).

    4. С середины II тыс. упадок Алтын-депе. Основные очаги с юга переносятся на восток. Усиливаются связи с Месопотамией. Ремесло такое же. Осваивается среднее течение Амударьи, а также бассейн Мургаба. Возникают центры цивилизации в областях Маргиана (мургаб) и Бактрия (амуд.).

    5. На рубеже тысячелетий: на западе по побережью каспия распространяются скотоводческие племена с севера. Вероятно, проикают индоиранцы с юга. Взаимодействие трёх культур. Земледельцы начинают использовать лошадь. Появляется сложная ирригационная система. Распространяется железо (X-VII в. – юг, VI-IV – вся территория). Основные соцгруппы по «Авесте»: жрецы,  воины (колесницы), крестьяне-скотоводы, ремесленники, рабы (рабство сугубо патриархальное). Земледельцы объединяются вокруг оазисов. Во главе оазисов правитель-жрец. Оазисы могли объединяться в более крупные образования. Там – глава, совет старейшин, верховный жрец. Такое, вероятно, было в VII-1/2 VI в Бактрии (туда ходили ассирийцы).

    Одновременно складываются крупные общности номадов. Сакские культуры (см. «ранний железный век», археология).

    VII в. – формирование зороастризма (см. воп. 48). Вероятнее всего, жил и творил в Бактрии. Хотя есть вариант, что Мидия.

    6. 545 – захват этих территорий Персией. В рамках её – доведение общества до ума.

     

    45. Экономико-социальная структура и политическая история государства Ахеменидов в V-IV вв. до н.э.

    1. Возникновение и история до реформ Дария (см. воп. 44).

    2. Конец VI: реформы Дария, хотя и несли в себе зачатки причин будущего упадка Ахеменидов, на тот момент блестяще организовали огромный имперский механизм и позволили направить его силы на решение насущных проблем. Дарий захватывает СЗ Индии, эгейские города, колонии на чёрном море. Единственный провал – скифы (т. к. кочевники). Под занавес века (500 г) -  восстание в Милете под рук. Аристагора.

    V: в 493 восстание подавили (милетцы обращались к Афинам и Спарте за поддержкой. Поддержали А., но не серьёзно). Первый опыт г-п войн – Марафон в 490. Персидское войско не может эффективно противостоять фаланге – оно создано для азиатских войн, но выводов не сделали. После такого поражения – ряд восстаний, начинающийся с египетского в 486 (т. к. огромные налоги и нет традиции единства). В 486 умирает Дарий. Ксеркс справляется с восстаниями (Египет, Вавилон) и в 480 идёт на Грецию. Армия в 100000. Сперва – успехи до Саламина. Там сокрушительное поражение (сентябрь 480). Ксеркс бежит, но остаётся военачальник Мардоний. Его громят в битве при Платеях в 479. Греки развивают успех, выгоняют персов с Балкан и громят их в МА (битва у Микале, 479).

    В результате поражение – недовольство в Персии. В 465 убит Ксеркс, на его месте Артаксеркс I (465-424). В его царствование происходит неудачное восстание в Египте, поддержанное афинянами (460-454). Воспользовавшись слабостью Персии, афиняне захватывают Кипр, нанеся персам 2 тяжёлых поражения (у берегов Кипра и на Кипре в 449 – конец г-п войн). Следствие – Каллиев мир 449 г.: города МА под персами только формально, фактическая граница проходит по Галису; Кипр – афинянам; греки не поддерживают восстаний в Персии.

    Во время Пелопонесской войны персы поддерживают то одну, то другую сторону. В конце концов склоняются к Спарте (дело рук Тиссаферна), с их помощью она и побеждает (Греция под Спартой должна быть слабее Греции под Афинами, т. к. Спарта начала гнить ещё в ходе Пелопонесской войны).

    Афинской опасности больше нет, но шатается и сама Персия: ряд восстаний 411-408, восстание в Египте (405-342), восстание Кира Младшего (см. «Анабасис», воп. 40; разгромлено в 401). К тому же что-то против Персии пытаются делать спартанцы (они в МА при Сардах наносят крупное поражение персидским войскам). Персы справляются с внутренними неурядицами (кроме Египта), а против Спарты возрождают Афины. Спарта разгромлена, Греция в руинах => Анталкидов мир 386: возвращаются к границам до г-п войн.

    Однако в самой Персии стабильности не прибавилось. Множество восстаний. Фактически, разваливается. Последний взлёт – Артаксеркс III (359-336). Объединяет Персию в старых границах, но попал на заговор. Вместо него – Дарий III – последний царь. С 334 начинается поход Александра. Его войско – по модели полисного, но в разы сильней. Три битвы: при Гранике (334, вход в Персию), при Иссе (333, за западные провинции: Сирию => Египет) и при Гавгамелах (331, за то, что осталось). Все проиграны. Конец – 330 год.

    3. Экономика: при таких размерах основой может быть только с/х, т. к. городов ещё мало. В основном – земледелие, где-то скотоводство. Держат две главных житницы: Вавилонию и Египет. Земли в основном царские (хозяйство царя – самое крупное) и частные (т. к. раздачи огромных имений чиновникам, членам царской семьи, частным лицам, воинам по границам и за службу). Развитое ремесло. Мощная торговля (постепенно затухала (см. воп. 44) хотя делали всё для неё – 2-ой Суэцкий канал (первый сделан в Саисе), охраняемые хорошие дороги).

    4. Соц.: главная роль – у чиновников. Они же – главные держатели земли. Общинники, горожане средней руки - дойные коровы. Платят серебром (постепенно разоряясь) и трудовой повинностью. Особая группа – ветераны и воины на службе. Им выдавалась земля, на которой они или их родственники работали. За неё служили. Когда служба не нужна – переводят на подать. Постепенно эта группа разорялась и теряла значимость, хотя при первых царях – костяк армии (вместо них греческие наёмники). Рабство везде по разному. В общей экономике не играли значительной роли. В основном, строят (тогда - курташ), работают на виллах знати.

     

    46. Парфия. Общество, государство и культура.

    1. Изначально – территория к ЮВ от Каспия, к нему примыкающая

    2. Своё, отдельное от Селевкидов, гос-во к –250 г. Почти сразу захвачено кочевниками, которые поставили свою династию. Основатель – Аршак. Уже он начинает завоевательную политику, хотя и приходится отбиваться от обиженных Селевкидов (важно: у Парфии – очень сильная армия. Гвоздь сезона – катафрактарии – кавалерия с огромными пиками в супертяжёлой броне). Династия утверждается, но к 209 вынуждены признать верховодство Селевкидов. Однако при Митридате I (сер. –II в.) снова скидывают и начинают завоевания: Мидия и Месопотамия.

    Те же кочевники, что разрушили Греко-Бактрию (см. воп. 47) обрушиваются на Парфию, но она держится, хотя с огромными потерями. Митридат II (123-87) предоставляет им область для расселения (Сакастан, совр. сеистан). Он же, очень сильно расширившись на запад, выходит к границам Рима.

    После него Парфия становится вечным соперником Рима на востоке. Несколько удачных оборон от римлян (самое известное – разгромили Красса при Каррах, -53 г.), но долговременных удач в наступлении не было (брали Сирию и МА, но ненадолго).

    С рубежа эр начиная – гниёт. Попытки реформ проваливаются (Артабан III). С конца I в. н.э. растёт сепаратизм, некоторые территории отлагаются. Антонины (Траян и Адриан) громят, захватывают Месопотамию (два раза, оба ненадолго). III в. – решительный кризис. К 20-м годам захватывается Сасанидами (Новоперсидская держава)

    Всё это можно очень подробно не учить – сослаться на формулировку вопроса. Римско-парфянские отношения – это уже история античности.

    3. Полустройство: очень зыбко и аморфно. Власть принадлежит не одной династии, но всему роду. Царь избирается советом племенной (?, наверно имеется в виду верхушка, образованная племенем кочевников из которого был Аршак) знати и жречества.  Ими же может сниматься. Внутри самого государства нет никакого единства: множество полузависимых областей и автономий, нет централизации.

    4. Экономика: очень большая роль у городов, которые всячески поддерживаются. Понятно, торговля и ремесло. Играют на том, что держат трансконтинентальную торговлю (геоположение) и препятствуют попыткам её демонополизации. Однако же среди территорий – Месопотамия и пр. (с/х).

    5. Соц: всё как обычно, но: много рабов. Рабство классическое.

    6. Культура. Типичный эллинизм с периодически изменявшейся значимостью греческой составляющей. Таки не возникло собственно парфянской традиции (хотя пытались). На раннем этапе (до –I в.) влияние греческой культуры очень велико (царская резиденция в Нисе). В поздний период больше внимания к восточной традиции, в т. ч. парфянской. Монументальность, тяжеловесность во всём (стремление создать имперский стиль). 

     

    47. Кушанская держава.

    1. Гео: ядром Кушанской державы изначально была Бактрия (см. воп. 44).

    2. Этн.: правящая верхушка – непонятные кочевники, пришедшие с севера и разгромившие Греко-Бактрийское царство (саки?). Остальное – пёстро: греки, индийцы, «среднеазийцы» и пр.

    3. По самой державе фактически ничего не знаем. Главный источник – археология, в т. ч. монеты (по языку надписей можно судить о народах, входящих) и устные предания. Кроме того, импортные письмена о войнах с ней (Китай времён Хань). Ни одной точной даты; в основном, предположения. Куча белых пятен (тётя Ася приехала).

    4. Вся история – смещение из Бактрии на юг как в полит, так и в культ плане. Ок. –130 г. крупное Греко-Бактрийское царство уничтожается в результате переселения кочевников с севера. На его территории – множество новых мелких гос-в, полный хаос. Что-то начинает устраиваться в I в. н.э., когда вся Бактрия объединяется под властью Кадфиза I (изначально правителя небольшой территории, происходящего из династии, основанной кочевниками). После объединения идут с походами на юг, захватывают часть Индии + то, что по дороге. Кадфиз II берёт всю СЗ Индию. Таким образом, одна из крупнейших держав древности. II в. – правление Канишки. Покровитель буддизма, центр державы смещается на юг в сторону Индии. Монеты с изображениями Будды, Гефеста и Митры. Буддизм, становясь массовой религией профанируется (махаяна, если не ошибаюсь). В III в. терпит крупное поражение от Сасанидов. В IV возрождается, но уже скромная.

    5. Эк. Держава с очень большим по тем временам процентом городского населения. Продуманная градостроительная политика унаследована от Греко-Бактрии. Нет большого разрыва между городом и деревней в плане экономическом и культурном. Живёт на торговле прежде всего: римляне (предметы роскоши), китай. Очень сильная внутренняя торговля.

    6. Соц: ничего не ясно. Очевидно, земля в основном общинная, но есть крупные виллы.

    7. Культ: смешение всего. Типичный эллинизм + индийские традиции. Всё очень развито (особенно: монументальная архитектура и скульптура). Распространён профанированный буддизм. Помимо – греч. религия, зороастризм. Всё – очень клёво. 

     

    48. Культура и религия Ирана. Зороастризм.

    1. Зороастризм. Главная книга – «Авеста». Пророк – Заратуштра («верблюжий погонщик»). Но не ясно, существовал ли он вообще. Время жизни колеблется от – XIII до VI в. Возможно, лишь реформатор более раннего маздеизма. Легенда о происхождении и имена родителей подчёркивают демократичность учения. Первый покровитель – князь Виштаспа. Главная идея – мир двуедин. Антагонистическое противостояние добра и зла. Добро и зло – «близнецы». Добро олицетворяет Ахура-Мазда, зло – Анхра-Манью. Человек – активное звено в борьбе между ними. Идея воздаяния в загробном мире. Идея бессмертия души. Добро человеческого бытия состоит из 3 компонент: доброе слово, добрые помыслы, добрые деяния. Из этого следует, что надо прилежно заниматься сельским хозяйством и бережно относится к скоту (т. е. 3 добродетели должны быть прежде всего направлены на зерно и животных, клёво. На самом деле, идея происходит из занятий первочеловека в раю). Мифология говорит о первом человеке, который жил в раю и был из него изгнан (из-за того, что начал есть мясо священных быков. возможно, предтеча библейской легенды). Разработана эсхатология, в т. ч. «страшный суд». Впоследствии в зороастризм проникают и  восточноиранские культы Митры (бог Солнца, от него – почитание огня. Огонь – символ очищения) и Анахиты.

    «Авеста» не лишена конкретно-исторического звучания. Так, нападки на кочевников и неприсоединившихся к Виштаспе князьков.

    2. дальше не делаю

     

    49. История и культура Урарту. Государства и общества древнего Закавказья.

    Урарту

    1. Гео: Вокруг озера Ван. Долина плодородная, очень удобное земледелие. К тому же, металл в т. ч. железо. Этн.: как вся Азия до Индии – европеоиды. По языку близки к хурритам.

    2. Вся история по сути завязана на Ассирию. Первые государства – 11-10 вв. Объединились для отражения нападок Ассирии в 9 в. (см. территориальные царства и ф-ции государства воп. 5) и уже первый царь должен отбиваться от ассирийцев (Арам I). Столица – Тушпа. Затем постепенно усиливается, начинается масштабное строительство по всей стране и грабительские и завоевательные походы (если территория готова подчинится, её не грабят).

    Расцвет – при двух царях: Менуа (810-786) и Агришти (786-764). Менуа: военная реформа (на воинов – ассирийское вооружение), административная реформа (создание областей по территориальному принципу), отстройка района Тушпы, успешные войны. Агришти: главные (и, по сути, единственные) успехи в борьбе с Ассирией – ряд походов в саму, охват её территорий с трёх сторон и перерезка торговых путей. Помимо: создаёт дополнительную эк. базу вдалеке от военных действий (в Закавказье).

    Конец идилии – 743 – битва при Арпаде. Ассирийцы победили. Почти сразу – крупный поход в Урарту, разорены окрестности Тушпы, но это ещё не окончательное поражение. Благодаря Русе I (735-714) кризис преодолевается. Административная реформа (уменьшены области). Удачная политика на севере (новые завоевания, строительство), поражения от киммерийцев на юге. Полный разгром – 714 – поход Саргона II в Урарту (прошёлся по тылам и храмам. Руса покончил с жизнью).

    В ассирийский период (зависимое государство) подвергается постоянным нападкам скифов. Потом подпадает под Мидию. 590 – исчезает как самостоятельное государство.

    Армия: профессиональная, основа – конница. Управление: военная деспотия, гос-во так и не стало вполне единым.

    3. Экономика. Главные отрасли – поливное земледелие и ремесло. Государство активно вмешивается в экономику (строительство целых экономических баз, провод ). Пожалуй, госхозяйства – основа экономики. Меньшая роль у храмовых хозяйств.

    4. Соц. Верхушка – царь, военная и служилая знать, жрецы. Ниже – общинники. Ниже – пленники и рабы.

    Закавказье

    1. Конец 7 в. – образование древнеармянского царства а Арме-Шуприи. Завоёвано Персией. Под ней окультуривается. С IV – самостоятельное государство (царь Ерванд III).

    2. Запад Закавказья. Под влиянием Греции в 6-4 вв. появляется образование Колхида. Городская цивилизация, живёт на ремёслах и торговле. Чеканятся свои монеты. Есть разделение на области во главе со «скипитроносцами»

    3. Восточная Грузия. В 6-4 вв. появляются первые города, а в конце 4 – нач. 3 формируется восточногрузинское королевство.

    4. На территории современного Азербайджана складывается в 4-3 вв. объединение албанских племён.

     
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта