Главная страница
Навигация по странице:

  • Священные тексты

  • 57. Источники и историография Китая.

  • 58. Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь и Чжоу.

  • Социальная структура

  • 59. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э. Реформы Шан Яна.

  • 60. Империя Цинь

  • Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток


    Скачать 0.54 Mb.
    НазваниеОтветы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
    Дата29.09.2018
    Размер0.54 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаOtvety_na_voprosy_po_Drevnemu_Vostoku (2).doc
    ТипДокументы
    #51940
    страница11 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Сангха состоит из бхикшу – скинхедов в оранжевых сари и с горшком для милостыни в руках. Структурирована по принципу общины – тоже совет и общее голосование. С восьми лет – послушник, с двадцати – монах. Учили заповедия, периодически – публично каялись и принимали наказания. Постоянные тренировки психики и медитация для достижения нирваны (сперва считалось, что ее могут достигнуть лишь монахи, затем – любой мирянин, отваливший достаточно $ и исполняющий заповеди). Монахи могли также врачевать, учить и ваще быть настоящими мужиками. Запрет личной собственности, но нет запрета на общинную (ср. ордена средневековья). Материальные вливания в монастырь – душеспасительное занятие (полная аналогия с Европой!). Монастыри иногда имели в подчинении деревню, на подати с которой жили. Иногда активно участвовали в политике. 

    4. Индуизм. Опять корни – в древнем культе богини-матери, земледельческих культах солнца, дерева, обезьяны, слона. В то же время – идея единого бога-творца. Не взаимовыгодное существование (ты мне – я тебя), а безусловное подчинение и поклонение. Кому – неясно, но при этом – никаких антагонизмов (!):

    a. Вишну может являться в образе животного (хряка, рыбы, черепахи), темнокожего царя и пастуха и Кришны, Будды, героя попсового сериала для пенсионеров «Рамаяна» Рамы. Как видно, в индуизме ассимилированы многие религии и культы – уникальный случай. 

    b. Шива изображается в виде аскета с черепами или танцора, часто с ритуальным быком.

    Священные тексты – веды и пураны (эпические поэмы о древности) – доступны для всех. Храмовое богослужение. Сначала кровавые жертвоприношения, затем – ритуалы почитания (танцы до упаду, музон, дурь, возлияния, красивые одежды). Изображения божеств есть. Программное произведение – «Бхагавад-гите» (песнь господа) – часть Махабхараты. В ней – положения, очень напоминающие софистику (у каждой семьи, общины, местности – своя истина), а потому – произвол и терпимость вовне, но строжайшая дисциплина внутри той общности, которая исповедует данную истину. В отличие от раннего буддизма – большое значение соблюдения обрядовых правил. Строгая изоляция каст, самое страшное наказание – изгнание. Убийство животных, особенно буренок, - западло. Детские браки. Для вдовы нефигово сжечь себя на погребальном костре мужа.

     

    57. Источники и историография Китая.

    Источники.

    1) Письменные

    -    летописи («Чуньцу» Конфуция)

    -    комментарии к летописям («Цзочжуань»)

    -    речи правителей и приближенных («Шаншу», или «Шуцзин»)

    -    свод песен «Шицзин» (фольклор)

    -    труды философов V – III веков

    -    «Исторические записки» Сыма Цяня (145 – 90). Жизнеописания. 5 разделов: «Основные записи», «Истории наследственных домов», «Жизнеописания», «Трактаты», «Таблицы».

    -    «Ханьская история» Баня Гу (32 – 92). История Западной Хань – династийная история.

    2) Археологические

    -    1921 – швед И.Г. Андерсон обнаружил неолитическую культуру Яншао (среднее течение Хуанхе) 

    -    1928 – раскопки столицы Шан-Инь близ Аньяна (XIV – XI вв.)

    -    раскопки раннешанского города Эрлитоу

    -    находки бронзовых чжоунских сосудов с надписями

    -    богатые погребения III века до н.э. близ Чанша с идеальной сохранностью предметов.

    3) Эпиграфические

    -    гадательные надписи XIV – XI вв. до н.э. Открыты в 1899 году, в ходе раскопок шан-иньской столицы близ Аньяна найдено большое количество новых образцов.

    -    Чжоуские надписи на ритуальных бронзовых сосудах X – VII веков до н.э.

    -    Надписи на деревянных планках (официальные документы) III века до н.э. – III век н.э.

     

    Историография.

    Китай

    -    Особенности китайской исторической науки: идея о превосходстве китайской культуры над соседними и отождествление мифа с историческим фактом.

    -    Как реакционное выступило гиперкритическое направление историографии. Однако ему были свойственны противоположная крайность суждений.

    -    Конец 20-х гг. XX века – начало научного исследования, основывавшегося на марксистских идеях.

    -    Работы Го Мо-жо, отрицание специфики древневосточных обществ.

    -    40 – 50-ее – активная разработка проблем социально-экономических проблем Древнего Китая.

    -    Конец 70-х – дискуссии о характере китайского общества, публикация источников, создание университетских курсов по истории Древнего Китая.

    Япония

    -    Начало изучения историографии Китая относится еще к средневековью.

    -    В равной степени изучаются все периоды истории Китая.

    -    Ведущий специалист – Кайдзука Сигеки.

    -    Большая группа ученых работает над исследованием социально-экономических отношений в эпоху Хань.

    Европа

    -    Французская синологическая школа внесла большой вклад  изучение истории Древнего Китая. Попытка перевода «Исторических записок» Э. Шаванном. Опубликован корпус каменных барельефов ханьского времени.

    -    А. Масперо «Древний Китай».

    -    Г. Билленстейн в 50-х обратил внимание на проблемы демографии Китая.

    США

    -    Изучение Древнего Китая получило развитие лишь в последние десятилетия. Ведущая роль – ученые китайского происхождения.

    -    Создано «Общество по изучению Древнего Китая», свой журнал издается с 1975 года.

    Россия

    -    XIX век – Н.Я. Бичурин. Характерен интерес к культуре и идеологии.

    -    Советская историография:

    а) первый период (конец 20-х – начало 30-х) – дискуссии о проблемах общественного строя Китая, недостаточное понимание источников.

    б) второй «очерковый» период (40-50-е гг.) – сводные работы и университетские курсы, периодизация по Л.В. Симоновской.

    в) третий «монографический» период (с 60-х) – появление ряда исследований отдельных периодов истории Древнего Китая, углубленный анализ аспектов экономики, социального строя и идеологии. Перевод на русский язык источников – «Исторические записки» Сыма Цяня.

     

    58. Древнейшие государства Китая II – начала I тыс. до н.э. Шан-Инь и Чжоу.

    Судить о политической истории Китая II тыс. до н.э. можно по легендам – преданиям о «совершенных правителях древности».

    -    Поднебесной правил мудрый Яо.

    -    Его преемник – способный и энергичный Шунь. При нем в Поднебесной был потоп.

    -    Страну спас великий Юй (углубил русла рек). За это он стал правителем.

    -    Место Юя занял его сын Ци. Начало династического престолонаследия. Ци основал династию Ся.

    -    Последний правитель династии отличался жестокостью. Против него восстали подчиненные племена.

    -    Власть взял один из вождей (шан) Тан. Его стали называть Чен-Тан (Тан-Созидатель). Он основал новую династию Шан, впоследствии получившей название Инь в XVII в.

    Шан-Инь.

    1-й период (XVII – XIV века)

    Племя шан неоднократно перемещалось по Среднекитайской равнине.

    2-й период (XIV – XI века)

    Последнее переселение было при Пань Гэне в XIV веке. Центр шанов – район Аньяна. Столица – Великий Город Шан. Археолгические памятники и эпиграфические источники.

    Экономика.

    1) сельское хозяйство: деревянный заступ

    2) ремесла: + бронза (Эрлитоу пер. пол. II тыс. до н.э.) для оружия и ритуальных сосудов, + глинобитные стены в иньское время (до 6 метров толщиной), + специализация производств

    3) возникновение городов

    Появляется древнейшая в Восточной Азии письменность!

    Социальная структура

    1) иньские правители и ближайшие родственники – могилы 400-500 кв. м, глубина от 10 м, богатый инвентарь, сопогребения

    2) господствующий слой – 20-25 кв. м, глубина 5-7 м, богатый инвентарь, нет сопогребений

    3) свободные общинники – грунтовые ямы, тело едва помещается

    4) слуги, рабы – погребения под фундаментами зданий и вокруг больших захоронений, насильственная смерть

    Каждый поход – куча пленных – массовые жертвоприношения.

    Государственное устройство.

    1) представления о мире –  этноцентрические

    2) территориальное деление – родоплеменное

    3) правитель – ван

    4) ван осуществляет единоличное управление страной, возглавляет армию

    5) ван является одновременно верховным жрецом

    6) дружественные племена получали от вана санкцию на вход в коалицию

    Наибольшего расцвета Инь достигло при У Дине во второй половине XIII века. При нем построены в столице новые дворцы и храмы, осуществлены значительные территориальные завоевания. После него дом Инь пришел в упадок. Последний ван, чье правление пришлось на «чжоуское завоевание», был безнравственным и распутным тираном.

    Чжоу. X – VIII века.

    -    Первые упоминания об этом племени, как о подчиненной территории Инь, встречаются в период правления У Дина. Титул правителя чжоу – «чжоуский хоу», т.е. зависимый правитель.

    -    1027 – У-ван («воинственный правитель») во главе чжоусцев и коалиции западных племен нанес решающее положение Инь.

    -    Чжоу переняла достижения Инь, в том числе бронзолитейное производство, боевые колесницы и главное – письменность!

    -    «Наследственные пожалования» чжоусцев. Родственники У-вана, часть знати, некоторые предводители племен получили участки земли с населением и соответствующие титулы (чжухоу). В XI веке существовало 200-300 таких владений.

    -    В системе управления коренных преобразований не произошло.

    Социально-экономическое развитие.

    Строжайшая социальная регламентация во всех аспектах жизни.

    Социальные группы:

    1) свободное население

    -    чжоуский ван (деспотический правитель)

    -    чжухоу (обладатель наследственного владения, высший аристократ)

    -    дафу (глав всех цзу одного владения)

    -    ши (глава большого семейства, входящего в цзу)

    -    простолюдины

    2) рабы (пленники XI – X вв.)

    Принадлежность к социальной группе определялась по родству. Старший сын наследовал титул, остальные опускались на ступень ниже. Частной собственности в современном смысле слова не существовало.

     

    59. Социальное и политическое развитие Китая в VIII – IV вв. до н.э. Реформы Шан Яна.

    Восточный Чжоу VIII – III века.

    1) Взаимоотношения с соседними племенами

    -     VIII – VII века - начинается противопоставление себя, т.е. хуася, или чжуся, «варварам»

    -    начало VIII века – столкновения с жунами-полукочевниками (верхнее течение Хуанхе)

    -    решающие столкновения происходят в правление Ю-вана (781 - 771)

    -    770 – перенос столицы на восток, к современному Лояну. Власть вана ослабевает

    -    VIII век – консолидация кочевых племен ди, их набеги на владения чжухоу к северу от Хуанхэ

    -    VII век – ди опустошают левый берег среднего течения Хуанхэ. Форсируют реку и нападают на чжухоу неподалеку от столицы

    -    636 – чжоуский Сян-ван пытался спровоцировать нападение ди на Чжэн, но ди заняли сторону Чжэн и нанесли Сян-вану поражение

    -    часть территорий захвачена царством Чу

    2) Внутренние противоречия и распри в правящем доме в VII – VI вв. Начинается борьба за гегемонию среди чжухоу.

    а) 650 - правитель царства Ци провозглашен гегемоном на съезде чжухоу

    б) следующее царство-гегемон – Цзинь. Правитель – Вэнь-гун (636 -628)

    -    весной 594 г. разгромлены основные силы ди

    -    VII – VI вв. – соперничество с Чу. Чу не признает Чжоу. Правитель Чу принимает титул вана. Разбиты войска Цзинь

    -    575 – Цзинь добивается реванша у Чу.

    в) начало V века – обострение отношений между царствами У и Юэ.

    -    Цзинь заключает союз с У и направляет к ним военных советников

    -    493 – У наносит поражение Юэ и предпринимает ряд походов на север. Одерживает победу над Ци, Лу и Сун

    -    482 – гегемония У

    г) 472 – гегемония Юэ. Завершение периода Чуньцу.

    д) 403 – разделение Цзинь на Чжао, Вэй и Хань. Начало периода Чжаньго («Воюющих царств»)

    Чжаньго.

    Это эпоха бурных социальных потрясений и коренных изменений во многих областях жизни Древнего Китая.

    1) Экономика

    -    513 - первые упоминания о железе (летопись «Цзочжуань»), V век – первые археологические находки железных изделий

    -    Применение тягловых пахотных орудий типа рало с железным наконечником произвело в с/х революцию: расширение площади пахотных земель и повышение урожайности

    -    Применение ирригационных сооружений для искусственного орошения

    -    Формы землевладения, основанные на иерархии социальных рангов, постепенно изжили себя. Появляется частная собственность, появление купли-продажи земли.

    -    Назначается поземельный налог. Царство Лу – 594 г., затем Чу и Чжэн.

    -    Ремесленное производство и торговля индивидуализируются

    2) Идеологическая борьба VI – III вв. Социально-политические и этические вопросы.

    -    Конфуцианты.

    Основатель – Конфуций, или Кун Цю (551 - 479). Учение о «благородном человеке» (цзюнь цзы), обращение к идеализированным порядкам прошлого, утверждает понятия гуманности «жень», верности «чжун», уважения к старшим «сяо», соблюдение норм взаимоотношения между людьми «ли», призывает к сохранению патриархальных порядков как в государстве, так и в семье.

    -    Моисты.

    Основатель Мо-цзы (Мо Ди рубеж V – IV вв.). Тезис о необходимости «всеобщей любви», выступает против семейно-родственной обособленности членов общества.

    -    «легисты»

    Главное средство умиротворения Поднебесной – закон.

    -    Даосисты

    Основатель – Лао-цзы. Все в мире определяется существованием некого пути «дао», лучший способ не совершать ошибки – «недеяние»

    Реформа Шан Яна в царстве Цинь IV века.

    Источники сведений – «Исторические записки» и трактат «Книга правителя Шан», принадлежащая якобы самому Шан Яну.

    359 – первые упоминания о реформах:

    -    введение территориального деления населения на «пятки» и «десятки» семей, связанных круговой порукой

    -    наказание тех, кто имел более двух взрослых сыновей, продолжавших жить под одной крышей с родителями

    -    поощрение военных заслуг и запрет кровной мести

    -    поощрение занятий земледелием и ткачеством

    -    ликвидация привилегий представителей наследственной знати, не имевших военных заслуг

    350 – вторая серия реформ

    -    административное деление на уезды

    -    разрешение свободной продажи и покупки земли жителям Цинь

    -    унификация системы мер и весов

    -    введение рангов, разрешение их покупки

    Реформы дали мощный толчок в развитии частной собственности и товарно-денежных отношений. В то же время реформы послужили и стимулом ук развитию рабовладения.

     

    60. Империя Цинь

    (221 - 207).

    Предпосылки объединения.

    -    развитие товарно-денежных отношений

    -    налаживание постоянных хозяйственных связей между царствами

    -    появление в IV – III вв. металлической монеты, стихийная унификация

    -    консолидация этнической общности китайце: «Срединные царства», общелитературный древнекитайский язык

    -    выгодность союза, для дальнейшего покорения соседей: «вертикальный союз» Чжао Чу и «горизонтальный союз» Цинь и Ци

    Процесс объединения.

    -    288 – договор о разделе сфер влияния между Цинь и Ци: после победы циньский правитель становится «Западным императором», а циский – «Восточным»

    -    первое врямя успех сопутствует Чу – разгром Юэ, Лу и др.

    -    246 – на престол в Цинь взошел тринадцатилетний Ин Чжэн

    -    238 – он подавил заговор против своей власти, укрепил свое положение

    -    230 – Цинь наносит решительное поражение Хань

    -    228-221 – разгромлены Чжао, Вэй, Чу, Ци, Янь

    -    221 – процесс объединения страны завершился, Ин Чжэн принимает титул Цинь Шихуана («первый император династии Цинь»)

    Построение централизованного деспотического государства.

    1) Реформа государственного аппарата

    а) Административное деление

    -    36 крупных административных округов – во главе их начальники и окружные управления, командующие войсками

    -    уезды - начальники

    -    волости

    -    общины – выборные старейшины

    б) Полновластный наследный правитель страны – император.

    в) У императора есть два советника, которым подчиняются центральные ведомства

    г) Ведомства:

    -    военное ведомство – командующий всеми армиями империи

    -    судебные ведомства

    -    финансовые ведомства

    -    личное специальное ведомство императора (Государственный архив, инспектирование округов)

    2) Введение единого законодательства (система поручительства для простолюдинов). Наказания отличались особой жестокостью.

    3) Унификация монеты, мер и весов для нужд налогообложения.

    Внешняя политика Цинь Шихуана.

    -    конец V – начало IV в. до н.э. – консолидация племен сюнну на территории Внутренней Монголии.

    -    215 – 300-тысяч китайцев одерживают победу над сюнну

    -    214 – циньская армия закрепляется на северном берегу Хуанхэ. Восстановлена граница вдоль старой стены царства Чжао. Начало строительства Великой Стены. Создано 44 уезда вдоль стройки.

    -    214 – начало войны с племенем юэ (юго-восток, приморье). Поражение в начале кампании. Номинальное присоединение Наньюэ (Намвьет) и Аулак, создание новых округов. Колоссальное напряжение сил и ресурсов империи, истощение страны.

    Народная война в конце III в. до н.э.

    -    Покушения на Цинь Шихуана: 227, 218, 216 гг. Как следствие подозрительность и жестокость (400 конфуцианцев закопано живьем).

    -    Увеличение налога на крестьян: поземельный налог = 2/3 урожая!

    -    Смерть Цинь Шихуана в 210 году ускорила назревающий кризис империи.

    -    1-й этап (209-208) - восстание бедноты. Уроженцы Чу захватили ряд городов и избрали царя.

    -    2-й этап (207) – во главе повстанцев встают представители старой знати, один из отрядов возглавил чиновник Лю Бан. Его отряд захватил ключевой пункт – Саньяну, затем разгромил остатки правительственных войск и овладел столицей.

    -    Территория поделена. Два вана: «ван Хань» Лю Бан и «ван Чу» Сян Юй.

    Противостояние Чу и Хань.

    Вспыхивает ожесточенная борьба за власть. Несмотря на преимущество в средствах Сян Юя, Лю Бан, получив поддержку у местной общинной администрации, введя в армии строжайшую дисциплину в 202 году до н.э. одерживает решающую победу. Лю Бан стал основателем новой династии Хань, принял титул императора Гао-цзу. Возникла империя Хань.

     
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта