Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
Скачать 0.54 Mb.
|
50. Источники и историография древней Индии. Источники: 1. Письменные. Особенность: очень много всего сохранилось, передаваясь в устной форме с древнейших времён. Устная передача вед во избежание их осквернения (вдруг шудры прочтут!). Однако недостатки: нельзя точно датировать произведения, создававшиеся столетиями + они тенденциозны + мало фактов. В основном – литература и трактаты: 1) Литература: - Религиозные гимны: «Ригведа» и пр. веды - Ритуальные комментарии: «Упанишады» - Поэмы: «Махабхаратха», «Рамаяна» - Сборники назиданий и притч 2) Трактаты: - Законы Ману – религиозно-философский - Артхашастра – политическое искусство (см. воп. 54) - Сутры (Кама – о любви, Ньяя – философская и пр.) 3) Хроники – на Цейлоне в начале н. э. Тематика узкая. 4) Эпиграфика: - Надписи на хараппских печатях - Надписи Ашоки (см. воп 53) 2. Археология. Скромна, т. к. юзают в основном дерево => недолговечность. Что дошло: 1) Нумизматика – информативная только по периоду с рубежа эр начиная, хотя появились ещё с VI-V вв. 2) Города. Каменные изделия и строения – поздно. Мало чего вообще ещё копалось. Какие-то данные даёт только по хараппе. Историография: 1. Наука возникает с превращением Индии в колонию. Гуру-основатель – Уильям Джонс (конец XVIII). Закладывает основы периодизации. Фактически сразу начинается перевод и издание литпамятников. Первым делом (кон. XVIII) – законы Ману. 2. Вместе с XIX в. приходит мода на Индию. Из серьёзного: доказано родство санскрита с множеством языков и выделение в связи с этим индоевропейской семьи (спасибо Боппу). Середина века – перевод и издание ведийской литературы (50-томная серия «Священные книги востока»). Однако пока господствует представление об Индии, сформировавшееся в связи с недостаточно критическим отношением к источникам и их недостаточным количеством (не всё издано и переведено). В частности, о гос и соцстрое древнеиндийских государств (идея, что там деспотия и чуть ли не теократия, индийская цивилизация застойная и нечего не может). 3. Кон. XIX- 1/3 XX – обращаются к буддийской литературе (Рис Дэвидс), «Артхашастре». На их основании опровергают основные положения индологии XIX в. Важную роль сыграли индологи-индусы. С этого же периода – становление индологии в России. Интересуются, в основном, буддологией (Щербатский). Тогда же начинаются раскопки (к 20-30 гг. дали результаты - хараппа). 4. С 30-х годов обращаются в основном к соц-эконом отношениям (наши, индусы). На западе после войны – ряд исследований по культуре. Продолжаются раскопки 51. Индская цивилизация. 1. Хронология. XXIII-XVIII вв., или на век раньше. 2. Территория. Долина Инда (СЗ Индии). 3. Этнос и язык. Европеоиды (к югу были и австралоиды). По языку, вероятно, протодравидийцы. 4. Устройство. Очень туманно. Земледелие возникает ещё с VI тыс. (поселенцы с севера). Во 2 пол. III тыс. – первые города. Не замкнутая культура – связи с Эламом и Аккадом. Важнейшие города – Мохенджо-Даро и Хараппа. Кроме того: Чанху-Даро, Калибанган, Лотхал (порт на юге). 5. Особенности планировки городов: - две части: цитадель с основными постройками (дворец, храм, зернохранилище) и собственно поселение. - правильная планировка с широкими улицами, делящими город на большие кварталы, сочетается с разбродом и нагромождением домов в этих кварталах (возм., одна из причин упадка). - лучшая в древнем мире канализация. Бассейны и комнаты для омовений не только во дворцах. 6. Экономика. Металл – бронза. Мало что можно сказать о с/х. Выращивали пшеницу, ячмень и просо. Первыми освоили хлопок. Развито строительство (из обожённого кирпича), керамика лепная с растительным орнаментом, развито ткачество (понятно, раз хлопок). Есть торговля как внутренняя (находки каменных гирь), так и внешняя (в Мес. Находят инд. печати). 7. Социум. Только догадки. Они такие: было государство, было храмовое хозяйство, было соцнеравенство. 8. Культура. Письменность ещё не дешифрована, но она даст немного, т. к. надписи в основном на печатях (6-7 знаков). Письмо, очевидно словесно-слоговое. Распространена мелкая пластика (камень, бронза) – как люди (танцовщица), так и боги (мать). Также множество печатей. Религия: земледельцы => культ деревьев, богини-матери. Мужское божество занималось тем, что сидело в йогической позе в окружении 4 зверей – владыка 4 стран света. По всей видимости важно ритуальное омовение. 9. Исчезновение в XVIII в. по неизвестным обстоятельствам, но, судя по археологии, хирели долго. Возможно, из-за нерационального ведения хозяйства. Но точно не из-за племён, которые начинают в это время вторгаться с севера. 52. Ведийский период в истории Индии. 1. Хронология: XIII-VII. РВ: XIII-IX. ПВ (эпический): IX-VII. 2. Гео: Расселение начинается с Пенджаба – самого севера ИнГан долины там, где куча притоков Инда (ранневедийский период). Затем – по всему центру ИнГан. Этн.: племена индоариев. Индоевропейцы. Подпадает в общий контекст их расселения (см. воп. 42). + большое влияние местных племён. 3. В общем, прелюдия. Никакой политической истории, примитивная культура. Период интересен только тем, что такой хороший источник. Древнейшая – Ригведа – ранневедийский период. Поздневедийский – по комментариям к ней + эпосы (Махабхарата). Всё – устная традиция. Отождествляются с археол. Культурой серой расписной керамики. Но археологам копать нечего – одни деревни. РВ: никакого государства – дикие племена скотоводов. Основа экономики – корова. Медь и бронза. Уже здесь происходит синтез индоиранской и «аборигенной» культур, но породить всё равно ничего стоящего не могут. Постоянные распри с целью пограбить. Во главе племени: раджа (военный вождь). Он избирается общим собранием. Есть рабство, но берут в основном женщин (военнопленные). Воюют на колесницах и пешком. ПВ: в экономике начинает бóльшую роль играть земледелие, т. к. улучшается плуг. Появляется железо, но плохое и мало. Развивается ремесло. Появляются протоденьги. Появляются местные царьки и знать (военная аристократия), живущие в деревне (внимание!) с забором по периметру. Меньшую роль играет народное собрание. Рядовой общинник не может лезть в дела вне его общины – это прерогатива царьков. Увеличивается роль старост. Возникает система податей (как добровольных взносов на обряды, так и дани и рекета). Войско пока общенародное. Начинает формироваться система варн (каст). Т. е. к концу вплотную подходят к государству. 53. Объединение Индии при династии Маурьев. Правление Ашоки. Распространение буддизма. 1. Хронология: VI-нач. II 2. Политистория. Заканчивается ведийская прелюдия, начинается резкий рост (эконом, культ и пр. см. ниже). На первый план выходит СВ Индии, СЗ под Персами. Наиболее мощные государства того периода – Магадха, Кошала, Ватса и Аванти (все на СВ по Гангу и Ямуне). Между ними борьба за гегемонию и к IV в. главной становится Магадха (дин. Нандов). Македонцы до неё не доходят и поворачивают, но на уже завоёванных областях оставляют гарнизоны. Нанды прославились в преданиях жестокостью и жадностью, достоверной информации о них нет. В борьбе с ними выдвигается Чандрагупта, выгнавший македонцев и низвергнувший Нандов. Основывает династию Маурьев (317-180 до). Расцвет её при Ашоке (внук Ч, сер III). Государство охватывает всю Индию, кроме самого юга. Столица – Паталипутра. Разделено на несколько больших провинций, но единства нет: при завоевании не сменяется административный аппарат, никакого контроля за местной властью. Всё очень рыхло. Главные памятники от Ашоки – «эдикты» по всей стране: этические заповеди с сильным буддийским душком. Основная идея: царь – хороший («знаете что, скрипка…») и то, что он говорит тоже хорошо и этому надо следовать, если ты его любишь. Веротерпимость, однако не без попыток вмешаться. Ашока всячески поощряет буддизм, стремится к его распространению за пределами Индии (самая большая удача – на Шри-Ланке, где на тот момент было в основном североиндийское население). Держава шаткая и не единая => может быть очень сильной при первых правителях, но долго не продержится. Так и случилось. К 180 г. распадается, но: роль Индии очень возросла, появилась традиция единства, некая культурная общность и меньший экономический разрыв между областями. Управление: складывается серьёзный административный аппарат (в малых областях, в рамках больших гос-в видели, что происходит). При царе действует царский совет: родственники + важнейшие чиновники. Опора также на армию (в основе – профессиональная. Большая роль у тяжёлых колесниц, конницы, слонницы). 3. Эк.: После ведийского периода – резкий взлёт, т. к. железо (археологич. не доказано, но иначе быть не может). Осваиваются новые земли (восток, Цейлон). Интенсификация с/х (новые методы рисоводства). «Прогресс в разделении труда» => Демографический рост => множество новых городов (наиболее крупные – Уджаин, Каушамби, сравнимы с крупнейшими греч. городами) и торговля. 4. Соц.: Верхушка – местная аристократия. В городах: цехи и купечгильдии (главы их участвуют в самоуправлении), объединённые отдалённым родством (браки только внутри одной соцгруппы). В сёлах: общины, большая значимость рода (родство + общий культ предка). Община постепенно разлагается, появляется кабальное рабство (патриархальное). Касты. 5. Культура: Резкий взлёт. Создаётся общеиндийский контекст. Буддизм (про него). Львы с капители Ашоки - нацсимвол 54. Держава Гуптов. Социальные отношения ½ I тыс. н. э. 1. Хронология: держава Гуптов – сер. IV- кон. V. Всех снова объединяет Магадха 2. Политистория: Древняя Индия как страна стремится к раздробленности. Крупные державы не держатся долго. Ещё одни пример. Между Маурьями и Гуптами – период зависимости СЗ Индии (греко-бактры, саки, кушаны) и раздробленности. Собственно основатель магадхской династии Гуптов – Самудрагупта (сер. IV). После ряда военных походов он объединил основные территории С Индии. Дошёл до Декана, повоевал там, но, видимо, не присоединил. Расцвет – Чандрагупта II (380-415) [ЧI – основатель Маурьев]. Однако после его смерти всё начало гнить и вонять. Общий упадок довершило нашествие гуптов-эфталитов. Если спросит: главная держава Ю Индии – Калинга (I в. до); Центра (Декан) – династия Сатаваханов (расцвет – II в. н. э.). 3. Экономика: расцвет. Хорошее железо. Оживлённая торговля (т. к. найдено много монет) => Специализация областей. Более тесные связи с остальным миром (активная торговля с римом). НО: сильно развита внешняя торговля и торговля между областями. Торговля внутренняя слаба. Ремесло не работает на рынок. 4. Соц.: По трактату о политике «Артхашастра». Сильна территориальная община, однако никакого единства в ней нет: землевладельцы, безземельные, обслуга (всякие прачки и пр.). Та же ситуация в городе. На этой основе формируются локальные «касты», каждая из которых отождествляет себя с одной из 4 больших старых. Землевладельцы – брахманы или кшатрии. Купечество – вайшьи. Большинство – шудры. Дальше – неприкасаемые. Касты эндогамны. Внутри них тоже иерархия. Верхушка – госэлита, крупные землевладельцы (местная аристократия), жречество. Основа: мелкие земледельцы и ремесленники. Земледельцы платят налог –1/6 урожая. Похоже, есть откупная система. Ремесленники в городах в корпорациях. Среди них серьёзная иерархия. Низшие слои – наёмники и рабы. Рабов много, на них чёрная работа. Основной источник – естественный прирост + войны. 55. Культура древней Индии. Ведийский период. Литература. Религиозная. Священные тексты передаются устно, причем разговорный язык меняется, а они – нет => постепенно заучивание без понимания смысла. Отсюда – этимология, фонетика и лингвистика. Тема вед в осн. – жертвоприношения, различные заговоры, в комментариях – попытка рационально объяснить приносимые жертвы. Отсюда – философия. Эпос. Махабхарата и Рамаяна. Последние редакции поэм – при Гуптах. Добавляется всякая мудрость, абсолютно не имеющая отношения к сюжету (назидания, легенды и др.). Науки. Сложные алтари и жертвоприношения => геометрия и астрономия. Буддийский период. Литература. Религиозная. Школа малой колесницы. Формирование канона в 5-1 вв. д.н.э. В 1 в. на Ланке записан полный канон тхеравады на языке пали – Типитака. Первая корзина – правила поведения монахов и монахинь. Вторая корзина – наиболее интересна: изречения Будды, притчи о его жизни и предыдущих его жизнях. Третья корзина – тексты по буддийской философии и психологии. Школа великой колесницы. Лит-ра сохранилась не полностью, частью на санскрите, частью – в тибетском, китайском и др. переводах. Наука. В 5-4 вв. – гарматика санскрита Панини. Настолько совершенна, что ясно, что санскрит гораздо древнее, чем мы знаем по памятникам. Конец древности – Арьябхатта предположил, что земля вокруг своей оси и Солнца. Из Индии же – арабские цифры, ноль и позиционная система записи чисел. Философия. Несколько школ. Направлена не на поиск обобщений естесств. наук, а на интерпритацию Св. Текстов. Психология. На границе религии и медицины. Прочее. Придворный театр. Калидаса лабал при дворе Чандрагупты II драмы на темы из Махабхараты («Шакунтала»). Басни. «Панчатантра» - сборник их. Композиция – в основу Декамерона, Тысячи и одной ночи и др. Очень попсово в Средние века. Поэзия, панегирики, сборники афоризмов. «Артхашастру» - древнеиндийский макиавеллизм. Трактат по политике в стихах. Архитектура и искусство. Наиболее х-терный памятник – ступа. Самые большие (на Ланке) могут сравниться по размерам с пирамидами. Пещерные монастыри в Зап. Индии. Связь с буддизмом. Внутренняя отделка – под деревянное здание. Огромный буддийский монастырь и ступа (2-1 вв. д.н.э.) в г. Санчи. Колонны с надписями Ашоки. Заимствования у греков и персов. В послемаурийскую эпоху – самостоятельные школы скульптуры: Гандхара (СЗ Индии) – первые века новой эры => сильное римского и эллинистического иск-ва; Матхура (центр С. Индии) – большая связь с индийской культурой, завязка на школу великой колесницы => пантеоны Бодхисаттв. Живопись. Росписи пещерных храмов и монастырей в Аджанте (Зап. Индия) – сцены из преданий. Подобное есть и на Шри-Ланке. 56. Религии древней Индии. 1. Общие слова. Помнить, что общие индоевропейские корни => параллели и в славянской языческой религии (Параджанья-Перун). Связь с социальными измемнениями (буддизм – с соц. переломом сер. 1 тыс.). 2. Ведийская. a. Концепция. Это религиозные верования ариев. Природные мотивы. Нет иерархии богов, но есть «любимчики»: Индра (бог бури). Живут на небесах (отсюда название – дэвы). Облик антропоморфен, но неясен. Боги в основном мужики. Жертвоприношения: бога приглашают сесть у костра на подстилкуц из священной травы, в огонь – масло, зерна и др., которые с дымом – на небеса, боги наелись => спускают еду людям в виде урожая. Круговорот материи, ты мне - я тебя. Есть жрецы – замкнутая группа, присоединение к ней – только по рождению. Позднее составили варну брахманов, превосходившую варны кшатриев, вайшьей и шудр. Жрецам платили за отправление культа, тем и жили, но могли зарабатывать и по другому. Центров культа нет, но бля особо важных церемоний сооружается специальные алтарь очень сложной конструкции. Церемонии долгие – от неск. дней до года. Жертвоприношения дороги => позволить их себе может только знать, а знать здесь – это власть, т.к. спекулянтов нет. Первоначально такой правитель действовал от имени всей общины. Постепенно складывается представление о стадиях жизни, которые рекомендовалось проходить всем «дваждырожденным», особенно брахманам: а. ученичество в юности б. мирская жизнь домохозяина в зрелом возрасте в. аскетизм и самоистязание с наступлением старости Поведение согласно этим канонам способствовало накоплению кармы. В зависимости от ее количества человек в следующей жизни рождался либо на варну выше, либо ниже. Причем родиться можно было как божеством, так и сявкой. Т.о., это религиозное отражение земного строя. Религия эта ориентирована на общину. b. Священная литература. Ригведы (1000 гимнов). c. Язык. Санскрит – священный язык. 3. Буддизм. Появляется в сер. 1 тыс. Первая мировая религия. Связь с социальным переворотом сер. 1 тыс. (частная собственность, города, индивидуализация). Три драгоценности буддизма: Будда, его учение (дхарма) и община его последователей (сангха). Будда. Основатель – царевич Сиддхартха. Мысль о страдании живых существ заставила его скитаться по Магадхе, а однажды под деревом смоковницы на него снизошло просветление и он стал просветленным, т.е. Буддой. Первая проповедь – в Оленьем парке близ г. Варанаси. Дхарма: жизнь – страдание, постоянная цепь перерождений. Страдания – из-за постоянных страстей и желаний (пить, есть, писать, спать, переродиться в высшей варне и т.д.). Конечная цель буддиста – возыметь полный контроль над своими духом и поведением и впасть в нирвану (угасание). Нирвана позволяет человеку разорвать цепь перерождений. Идея непричинения вреда ничему живому. Нет и не может быть ни единого бога-творца (зачем, если любой может переродиться в виде любого божества, если накопит достаточно кармы?), ни жрецов-посредников (внешняя обрядность бесполезна, а жертвоприношения – даже греховны). Не имеет значения социальное положение буддиста – шансы есть у любого, причем у нищих даже больше, т.к. им легче отказаться от всего мирского, чем богачам. Буддизм ориентирован прежде всего неа личность. Сначала поклонение не изображению Будды, а его символам, которые восходят к земледельческому культу первых поселенцев (колесо, смоковница, ступа (холм с зонтом и реликвией)). Затем при популяризации – и изображение Будды. Язык проповедей – не санскрит, а обычный, разговорный. Все это – причина популярности буддизма (в отличие от ведийского культа, который только для «дваждырожденных») Связь с возникновением городов (частная собств., обособление личности, конец замкнутости сословий). Чем дальше, тем большая популяризация и приближение к мировой религии. Например: представление о Бодхисаттве (жертвует своей нирваной и помогает спасаться всем), обвинение монахов в эгоизме, нарастающие эсхатологические мотивы. В результате – две школы: а. малой колесницы (узкого пути, тхеравады) – оригинальный буддизм, только для монахов, распр на юге и на Ланке. б. великой колесницы (широкого пути) – попсовый буддизм для всех, кто может отвалить $, распр. на севере Индии; поглощен индуизмом. |