Ответы на вопросы по Древнему Востоку Понятие Древний Восток
Скачать 0.54 Mb.
|
61. Китайская империя в III в. до н.э. – I в н.э. Империя Хань. Основатель Гао-цзу. Внутренняя политика. 1) Экономика: - уменьшение налогов – поземельный налог = 1/15 урожая, в случае стихийных бедствий налоги не взимались - земельные и налоговые льготы на 12 лет воинам и семьям с новорожденными - возвращение полей и жилищ их хозяевам - освобождение вынужденных рабов 2) Государственное управление: - семь крупных военачальников получили титулы ванов + привилегию назначать своих чиновников и устанавливать повинности самостоятельно - 130 соратников Гао-цзу получили владения и титул хоу - восстановлен циньский центральный административный аппарат, но наравне с ним существовали и органы местной власти в каждом владении. 3) Сепаратизм: - 195 - смерть Гао-цзу - правитель царства У Лю Би организовал «мятеж семи ванов» (200-тысячная армия восставших ванов) - провал «мятежа», лишение ванов права назначать чиновников и иметь свое войско 4) «Золотой век У-ди» - ваны обязывались не передавать свое владение старшему сыну, а делить его между всеми сыновьями, что привело к уменьшению их реальной власти - восстановление ведомства инспекции - назначение наиболее способных и грамотных на должности чиновников, создание академии - ограничение прав первого советника - попытка унификации идеологии на основе конфуцианства с примесью легизма Внешняя политика. 1) Сюнны – кочевые скотоводы. К III веку складывается структура сюннского примитивного государственного образования. Его глава – шаньюй, власть наследственная. Каждый мужчина-сюнну обязан служить. Армия состояла почти исключительно из конных отрядов. - 200 – Гао-цзу потерпел от них поражение. Заключен «союз мира и родства». - 127-119 – первые победы У-ди над сюнну. Постепенно Хань переходит к экспансии. 2) 139 – У-ди отправил посла Чжан Цяня на поиски массагетов. Через 13 лет тот принес многочисленные сведения о Бактрии, Парфии, Фергане и др. Во время второго посольства, были установлены дипломатические отношения со многими этими странами. Начался обмен культурными и материальными ценностями 3) 111 – тяжелая победа над наньюэ и присоединение их территории. 4) Предпринимаются попытки выйти к Индии. Завоеваны большие территории «юго-западных варваров» и объединения Дянь. 5) 109 – захват на Корейском п-ове государства Чосон и создание округов. Вторая половина II в. до н.э. стала временем могущественного подъема Хань, которое могло сравниться даже с Римом и Парфией. Кризис империи. Опустение госказны и истощение ресурсов страны пришлось компенсировать введением а) государственных монополий - 120 - на добычу соли - 120 - изготовление железных изделий - 98 - на изготовление продажу вина (отменена в 81 году) б) системы военных поселений на завоеванных территориях «Золотой век У-ди» закончился. Социально-экономические отношения. 1) ранговая система: - 1-8 – простолюдины, земледельцы, ремесленники, торговцы - 9-18 – лица, получающие ряд привилегий, нет повинностей - 19-20 – лица, получавшие «кормление» на несколько дворов и право собирать с них налог в свою пользу - В 18 году была установлена фиксированная цена за один ранг – 1000 монет 2) рабы в ханьском обществе - частные – разорившиеся простоюдины - государственные – родственники преступников - ребенок раба – раб - широко распространена работорговля, сделка оформлялась купчей - цены: старики и молодые – 15 тыс. монет, женщины – 20 тыс., мужчины – 40 тыс. 3) налоги: - поземельный – уменьшение было выгодно крупным землевладельцам - подушный – постоянное увеличение душило рядового земледельца 4) повинности – от 20 до 56 лет нести воинскую и трудовую повинность, можно откупиться 5) купля-продажа земли была возможна с разрешения общины («угощения» свидетелей) 6) расслоение мелких земельных собственников привело к обезземеливанию значительной части крестьянства и работе на арендованной земле при арендной плате в половину урожая, распространяется наемный труд, многие попадают в рабство 7) в 6 году до н.э. провалилась попытка ограничения частного владения землей и рабами 62. Китайская империя I – III вв. н.э. Обострение социальных противоречий и народные восстания I в. н.э. 1) в конце I в. до н.э. проходит волна выступлений крестьян против господствующего класса. 2) 9 г.н.э. – родственник императора по женской линии Ван Ман захватил власть и объявил о начале новой династии. Проведен ряд реформ: - запрет купли-продажи земли и объявление ее госсобственностью - система «колодезных полей» (каждой семье - надел) - запрет работорговли (раб => частнозависимый) 3) Через 3 года после начала реформ Ван Ман уступил богачам и разрешил куплю-продажу земли и рабов 4) 14 год – страна пострадала от засухи нашествия саранчи. Вспыхивают голодные бунты 5) 18 год – начало восстания «краснобровых». Предводитель – Фан Чун – ввел строгую дисциплину 6) 22 год – правительственные войска потерпели поражение в решающей битве с «краснобровыми». Те несколько округов и среднее течение Хуанхэ. 7) 22 год – на юге развернула борьбу «армия Люйлинь» 8) 23 год – восставшие одержали победу над Ван Маном и захватили столицу. 9) 24 год – Лю Сюань, лидер «армии» провозгласил себя императором 10) 25 год – «краснобровые» захватили Чанъань, и Лю Сюань покончил с собой. На столицу двинулся Лю Сю – командир «армии зеленого леса», захватил ее. Фань Чун оправился в Шандун, по дороге окружен и убит. Лю Сю объявил себя императором, принял имя Гуан У-ди и перенес столицу в Лоян. Восточная Хань в I – II вв. Основатель – Гуан У-ди (25 – 57) Внутренняя политика. 1) Экономика: - восстановление и сооружение новых оросительных каналов - применение на юге тягловых пахотных орудий с жел. наконечником - интенсивное освоение бассейна реки Янцзы 2) Социальная политика: - 31 – рескрипт о добровольном освобождении обращенных в рабство в период, непосредственно предшествовавший реставрации Хань - 37 – объявлено об освобождении всех проданных в рабство за 32-37 годы - 35 – отмена закона о смертной казни раба, ранившего свободного Внешняя политика. 1) взаимоотношения с сюнну: - воспользовавшись ослаблением Хань, сюнну подчинили многие государства «Западного края» - в середине I века сюнну раскололись на две части. Южная признала власть Хань, северная продолжала бороться - 73 – нанесено поражение северным сюнну, ослабело их влияние на западе. 2) В «Западном крае» начинает свою военную и дипломатическую деятельность Бань Чао. Он, будучи наместником в зависимых от Хань областях, установил связи со многими крупными государствами Центральной Азии. 3) 98 г. – неудачное посольство Бань Чао в Рим 4) I – II вв. Хань имеет постоянные дипломатические и торговые отношения с Парфией 5) конец I века - земли сюнну захватили племена сяньби, к середине II века – вторгаются в ряд северных округов, атакуют западные границы Хань 6) II век – появление на северо-западных границах племени цян. Они нападают на ряд ханьских округов и в 140 году сжигают пригороды Чанъани. Лишь в 60-е годы большие контингенты подчинившихся цянов переселены во внутренние районы империи. Демографические и этнические процессы в I – II вв. 1) 2 г.н.э. – перепись населения – 60 миллионов человек - густо заселена китайцами – Среднекитайская равнина - мало заселены китайцами – провинции Фуцзянь и Гуйчжоу, здесь проживают местные племена - пограничные округа имеют группы китайского населения только вокруг административных центров - начало I века – резкое сокращение численности населения, восстановленное лишь во II веке 2) 140 г.н.э. – перепись населения - северо-запад «–» 6.5 млн. чел. - северо-восток «–« 11 млн. чел. - бассейн Янцзы «+» 9 млн. чел. - Сычуань и Юньань «+» 2 млн. чел. - Увеличение плотности населения вдоль трактов Хунань – Гуандун - Фуцзянь – белое пятно на карте Китая 3) С увеличением числа китайцев на юге растет их культурное влияние в регионе 4) Север – политика переселения групп кочевников в пограничные районы (южные сюнны во II веке). Увеличение числа сюнну и цянов в регионе – «варваризация» населения. Конец III века – в столичной области близ Чанъани из 1 млн. чел. 50% цянов и сюнну. Социальные отношения в I – II веке. - Большие масштабы концентрации земельной собственности и разорения мелких землевладельцев, утрата контроля над крестьянином - Гуан У-ди (25 - 57) проводит ревизию подворных списков налогоплательщиков (мера против «сильных домов») - закрепощение арендатора - 280 г.н.э. – государство признало право землевладельца на зависимого крестьянина - появление поместий – самодостаточных хозяйственных и социальных единиц (описаны в сочинении Цуй Ши II века) Восстание «желтых повязок» и падение империи Хань. - Острая политическая борьба: «ученые»-конфуцианцы против евнухов императора - 169 г.н.э – император Лин-ди начал репрессии против «ученых» - 184 г.н.э. – амнистия «ученым» после восстания «желтых повязок» - весна 184 г.н.э. - выступление даоских сект во главе с Чжан Цзяо - осень 184 г.н.э. – смерть Чжан Цзяо - октябрь 184 г.н.э. – поражение восставших в Гуанцзуне, гибель не менее 80 тыс. чел. - 185 г.н.э. – новая вспышка восстания, армия «черной горы» создает базу на северном берегу Хуанхэ близ столицы, но несогласованность действий повстанцев позволяет правительственным войскам разбить их по частям - 188-207 гг. – разрозненные выступления жестоко подавляются - 189 г.н.э. – смерть Лин-ди, заговор против евнухов. Против руководителя заговора Юань Шао выступает Дун Чжо и возводит на престол малолетнего сына Лин-ди, переносит столицу в Чанъань - 192 г.н.э. – убийство Дун Чжо, междоусобицы приводят к распаду империи. - Период Троецарствия: Вэй, Шу и У - Феодализм знаменует начало средневековья. 63. Культура древнего Китая. Общие черты. Культ образованности и грамотности. Человек – венец природы. Философия и мифология долгое время неотделимы. Сильные пережитки ПО. Неравномерность общественного развития. Земледельческий народ, а значит, как и другие подобные, созерцательный. Наблюдение за светилами, очень точные расчеты. В 7 в. – первая комета, в 5 в. – созвездия. Великая китайская стена III в. д.н.э. Потребности ирригации и фортификации => развитие механики. Сначала писали царапающим инструментом на бамбуковых планках, затем перешли к письму тушью на шелке => развитие лит-ры. Космогония: инь и ян – из первобытного хаоса, ян – на небо, инь – на землю, вместе – человека и все остальное. Также миф о Паньгу. Философия. Основное учение – Дао, т.е. путь, которым следуют все вещи. Связан с астрономией, т.к. упорядоченность движения светил. Сначала – идея ци. Ци – это первоматерия, легкая часть которой воспаряет к небу, а тяжелая и мутная – к земле. То, что наверху – ян-ци, то, что снизу – инь-ци. Они взаимодействуют и получается 5 первоначал, а из них – все сущее. «Хунфань» («Великий план») – 5 элементов. «Ицзин» («Книга перемен») – в основе 8 триграмм. Тайцзи («великий передел») в дальнейшем трактуется как основа для появления инь и ян. Взаимодействие инь и ян – и есть Дао. Эпоха Чжаньго. Сер. 1 тыс. Обострились социальные отношения между сословиями, а также – их с государством. Отсюда – выделение четырех основных школ: Конфуцианство. 6-5 вв. Конфуций – странствующий проповедник (Учитель Кун). Любил диалоги, типа Платон. Диалоги это записаны в трактате («Луньюй» - «Беседы и суждения») его учениками. Главная цель его учения «усовершенствование благородного мужа». Открыл первую школу, где учил грамоту любить и др. Постепенно конфуцианство развивалось от одного из учений до догматического, а в конце древности даже претендовало на роль мировой религии, но не судьба. Триада «Небо-Человек-Земля». Пережитки тотемизма и связь с природой. Мир неизменен, занятия людей предопределены раз и навсегда. Т.е. если ты сявка, то это надолго. Независимость знания от практики. В период империи Хань конфуцианство – практически гос-доктрина. После смерти Конфуция в конфуцианстве – 8 школ, 2 основные Мэнцзы и Сюнцзы. Мэнцзы. Гуманное правление – почитание традиций. Культ предков. Четыре добродетели присущи всем, т.е человек изначально добр. Следование конфуцианству позволяет занять подобающее место на том свете. Сюньцзы. Тоже предопределенность социального статуса. Учение о ритуале (ли). Закон - для народа, ритуал – для аристократии. Человек изначально зол. Жесткая иерархия и единая власть. Даосизм. Лаоцзы. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Экологическая мудрость. Нет насилию, войнам, жесткой централизованной власти!!! Никакого социального предопределения. Небо не обожествляется, оно – часть природы. Природа не обожествляется. Боги – тоже материя. Никакого культа предков. Мир состоит из мельчайших неделимых частичек. Все перетекает. Основные философы – Лецзы и Чжуанцзы. Лецзы: вещи сами рождаются из семян и в них же возвращаются. Потустороннего мира нет. Чжуанцзы: у каждого м.б. своя мораль. Со смертью тела исчезает душа чела. Моизм. Мо Ди. 5-4 вв. Оппозиция конфуцианству. Вера в духов, в Волю Неба, НО: эта воля познаваема, а социального предопределения нет. Большое внимание – подтверждению знаний опытом. Культ предков – и простым людям тоже. Богатство – добродетель, к нему надо стремиться. В общем, против традциционной аристократии в поддержку новой, выделившейся из простых людей. Равенство государств как основа мирной внешней политики. Осуждение захватнических войн и поддержка оборонительных (искусство фортификации). Легисты. В отличие от моистов – во власти, но тоже в оппозиции конфуцианству. Шан Ян (тот самый), Хань Фэйцзы. Против старой аристократии, за единые гласные законы, их строгое исполнение. Особая связь с политикой. История – поступательный замкнутый процесс. Венец ее – бюрократическая монархия о всей Поднебесной. Нет традициям. Нет вере в духов. Официальное признание в империи Цинь. Империя Хань. Астрономия. Уточнение календарей. Солнечные пятна. Физика. Система мер и весов. Компас. Резонанс. Число пи. Солнечные часы. Глобус. Водоподъемный насос. Усовершенствование плуга. Почвоведение. … Медицина. Эпидемология. Архитектура. Маткультура. Изобрели лак. Краски. Шелк – по ВШП во всем мире. Бумага. История. Сыма Цянь и др. 64. Древняя Япония. 1) Экономическое развитие: - Островное положение – барьер в развитии взаимоотношений с соседними странами, однако, расовый состав первых жителей указывает на связи с Юго-восточной Азией. - Древнейшая неолитическая культура – дзёмон c VIII тыс. («шнуровый узор»). Реального культураного единства не существовало. - Во второй половине I тыс. через Корейский п-ов мигрируют племена, оставившие на севере о-ва Кюсю и на западе о-ва Хонсю многочисленные погребения с первыми в Японии бронзовыми орудиями и оружием. - Главное нововведение переселенцев – возделывание поливного риса. Также возделывались по традиции просо, гречиха и суходольный рис + прибрежное рыболовство, охота и собирательство. - Для изготовления оружия в последние века до новой эры используется бронза. Орудия для с/х изготовляются из дерева и камня (каменные мотыги, жатвенные ножи) - Китайское сочинение «Вэй чжи» подчеркивает неоднородность уровня развития регионов Японии, прослеживаются черты южного происхождения. - Китайцы называли протояпонцев «людьми ва» 2) Социальное развитие: - сильное социальное расслоение - рабство (один из источников – родственники преступников) 3) Политическое развитие: - бронзовый век – время складывания многочисленных протогосударственных образований от нескольки тысяч «дворов» - взаимопоглощение и объединение государств: I в. до н.э. – не менее 100, III в.н.э. – упоминаются лишь 30 - эти государства устанавливают связи с империей Хань - наиболее сильные государства – Ематай (север Кюсю) и Ямато (центр Хонсю) - 238 год – правительница Ематай установила дипломатические отношения с Вэй, страна делилась на провинции и имела систему налогообложения - Ямато основанно якобы Дзимму в VII веке, реально это могло произойти не ранее I века до н.э. Дзимму считался потомком Аматерасу – Богини Солнца. Священные символы власти – меч, яшмовое украшение и бронзовое зеркало. С IV века используется китайская письменность (иерогл. табличка 503 г.) 4) «Эпоха курганов» IV – VII вв. - появление курганов - появление железа в погребениях - появление обычаев верховой езды - контакты с сяньбийцами и Когуре, Пэкче и Силле (Корейский п-ов) 5) Правитель Ямато Сётоку-тайси в начале VII века развернул бурную деятельность: - 603 – издание структуры рангов знатности - 604 – идеология государства – конфуцианство - распространяется буддизм, строятся храмы, основываются монастыри (Хорюдзи близ Нара) - 607 – посольство в Китай, фамильярности :) - конец VII в. – название Ямато заменили на Ниппон |