Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.1 Описание практики внедрения проекта

  • Курсовая работа Менеджмент в образовании. Курсовая работа. Пасынкова Елизавета Игоревна Telegramканал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе выпускная квалификационная работа


    Скачать 5.08 Mb.
    НазваниеПасынкова Елизавета Игоревна Telegramканал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе выпускная квалификационная работа
    АнкорКурсовая работа Менеджмент в образовании
    Дата21.06.2022
    Размер5.08 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа.docx
    ТипДокументы
    #607733
    страница2 из 7
    1   2   3   4   5   6   7
    ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ВЕДЕНИЯ TELEGRAM-КАНАЛА

    2.1. Описание содержания проекта

    Медиа – это целевая среда, в которой «производятся, эстетизируются и транслируются культурные коды»24. (Американский философ и социолог Э. Тоффлер утверждает, что «мир, который возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, требует совершенно новых идей и аналогов, классификаций и понятий»25.

    Поэтому сейчас наиболее актуальными являются вопросы подготовки детей к существованию в мире медиа, «формирования у них умения работы с медиаресурсами, получения, обработки и критического осмысления информации, применения современных средств информационно-коммуникационных технологий»26. В медиасфере можно выразить себя и получить обратную связь, что необходимо ребенку, особенно подростку. К тому же медиаобразование соответствует задачам современной педагогики в развитии личности, масштабирует спектр методов и форм проведения уроков со школьниками.

    Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 города Кирова Л.В. Шишкина в своей статье «Медиаобразование на уроках литературы» заявляет, что «значительным педагогическим опытом и широкими образовательными возможностями для применения медиатекстов и медиатехнологий обладают русская литература, история России и всемирная история, искусство как учебные предметы»27.

    Всё вышеперечисленное позволяет говорить о необходимости использования на уроках литературы методов обучения, развивающих индивидуальность обучающегося, его творческий потенциал, и удовлетворяющих его потребность в самовыражении.

    Аккаунт в социальной сети, в котором будут публиковаться медиапродукты, созданные по темам уроков литературы и с последующей рефлексией, – это одно из решений глобальной проблемы, связанной с низкой мотивацией учащихся к творческой деятельности на уроках литературы и чтению. Подключив природную способность подростка к самовыражению посредством ведения Telegram-канала, удалось частично привить интерес и воспитать уважение к литературе, развить эстетические и творческие способности учащихся, читательский интерес.

    Говоря о медиапродуктах, стоит вспомнить концепцию развивающего обучения по системе В.В. Давыдова, которое противопоставлено классической школьной системе от частного к общему. Психолог рассматривает принцип от общего к частному, от абстрактного к конкретному, от системного к единичному: «Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно»28. Так и работы, которые создают дети отражают их понимание общего смысла, конкретизируют их знания в определенном творческом воплощении.

    Почему выбрал пал именно на мессенджер Telegram?

    Популярность мессенджера Telegram в России растет с каждым годом, как показывают данные сервиса аналитики Telegram Analytics29. «75% опрошенных отмечают, что Telegram для них — главный источник новостей. Почти 70% пользователей выбирают Telegram в том числе из-за того, что он, по их мнению, удобнее аналогов»30. Данный мессенджер удобен тем, что можно публиковать посты любого контента напрямую в собственном канале, также можно публиковать отложенные записи через нативный интерфейс, что позволяет продумывать контент-план на несколько дней вперед. Telegram считается одной из самых безопасных социальных сетей, к тому же, именно в нем качество изображений и видеофайлов не портится, как в других мессенджерах. «Каналы растут, на каналы подписываются... У каждого четвертого есть друг, который ведет в Telegram личный блог, — и если раньше за новостями из жизни друзей пользователи преимущественно шли в традиционные социальные сети, то сейчас для некоторых такой площадкой может выступать и Telegram»31. В сфере деятельности среди пользователей по сравнению с предыдущими годами лидируют информационные технологии, однако более 77% аудитории все же трудятся в других сферах: прежде всего, в производстве и торговле, мессенджер стал популярнее среди занятых в образовании (6%) и здравоохранении (4,1%). По статистике в среднем люди подписаны на 16-25 каналов (19,6%) и больше. Больше всего в мессенджере читают новости (82%), также больше половины пользователей подписаны на развлекательные (59%), образовательные (55%) или политические каналы (59%), новости своей индустрии читают 43% опрошенных, а у 27% пользователей есть друг, который ведет в Telegram личный блог — «это очень большая цифра. Если раньше за новостями из жизни друзей пользователи преимущественно шли в традиционные социальные сети, то сейчас такой площадкой может выступать Telegram»32.

    Вышеперечисленные статистические данные позволяют говорить о том, что для данного проекта Telegram подходит больше всего.

    Использование Telegram для чтения каналов – один из главных трендов коммуникации последних лет. «Российские и зарубежные медиа активно осваивают новую площадку для дистрибуции разнообразного контента и привлечения аудитории»33. В свою очередь разработчики добавляют новые функции, например лайки и комментарии, возможность получать отклик от подписчиков. Именно эти пользовательские интеракции нужны в образовательной медиадеятельности, так как без рефлексии и обсуждения продукта смысл деятельности уменьшается. К тому же, по опросу самих старшеклассников в творчестве им не хватает именно обратной связи от педагогов, при этом дети ощущают свою ценность и необходимость в общей интернет-картине мира.

    Стоит отметить, что в другой социальной сети, например, во «Вконтакте» есть похожий набор функций. Поэтому решено было запустить проект еще и в этом мессенджере. Но результат показал, что аккаунт во «Вконтакте» пользуется меньшей популярностью, чем в Telegram: подписчиков и комментариев значительно меньше, последние менее информативные и ограничиваются смайлами. К тому же, в группе во «Вконтакте» нельзя редактировать посты спустя время, а значит, невозможно исправить ошибки или поменять фото- и видеоконтент. К тому же, по устному опросу учеников, «Вконтакте» они используют лишь для переписки, прослушивания музыки, при этом в группы и сообщества заглядывают редко в отличие от мессенджера Telegram. Глава платформы Павел Дуров объявил, что в 2021 году ежемесячная аудитория соцсети превысила 500 миллионов активных пользователей.34 Поэтому в данном проекте считаю целесообразно говорить именно о ведении канала в Telegram.

    Канал в Telegram — публичный инструмент, в котором владелец выкладывает контент для своих подписчиков. Публичный канал виден в поиске, а частный или закрытый канал доступен только по приглашению. С развитием проекта его цель расширилась – ребята захотели, чтобы к их медиапродуктам отнеслись как можно большее количество человек, поэтому решено было сделать канал публичным и открыть комментарии к постам. Администраторами были назначены учащиеся 10-го класса, которые были ответственны за публикацию постов (6-7 человек) и я. Все орфографические и речевые ошибки проходили проверку мной, учителем русского языка и литературы. Сначала я просила присылать текстовые сообщения мне лично, а потом выкладывать. Но позже степень доверия возросла, интерес ребят к созданию медиапродуктов увеличился, и для них стало почетным выкладывать посты самостоятельно без проверки. Если возникали ошибки, я редактировала их уже после того, как пост был выложен, в этом и есть несомненное преимущество данной функции в мессенджере.

    При этом нельзя исключать, что в проекте можно столкнуться с определенными рисками.

    Технические риски​:

    1. Техническая неисправность.

    Важно напоминать учащимся об обязательном сохранении материала на жесткий диск или любую другую внешнюю или внутреннюю память. Тогда при сбоях в социальных сетях у них будет возможность поделиться своими творческими заданиями с другими.

    Экономические риски​:

    1. Отсутствие технических возможностей снять видео/фото.

    Многие дети переживают, что у них нет профессиональной техники. Этот риск можно решить двумя путями. Первый: школа готова предоставить необходимую технику. Второй: обозначить необязательное требование качества видео- и фотосъемки, чтобы обучающиеся могли создавать медиапродукты с помощью имеющихся у них гаджетов.

    Социокультурные риски:

    1. Консерватизм родителей.

    Некоторые родители видят в развитии новых технологий негативное воздействие на их детей. Уменьшить риск можно с помощью просвещения родителей посредством беседы или лекции и демонстрацией успеха ребенка после публикаций в медиапространстве. Если родители все же отказываются, чтобы у ребенка был доступ к соцсетям и мессенджерам, можно предложить обучающимся сделать выбор в пользу бумажных носителей или, в крайнем случае, отказаться от участия в проекте.

    1. Сдача ЕГЭ как самоцель в старших классах.

    Развлекательный контент, по мнению многих родителей и старшеклассников, не является таким же важным атрибутом развития, как конструктивная подготовка к экзаменам и решение типовых заданий на уроке. Для того, чтобы снизить риск, можно предложить обучающимся выполнять задания, которые будут связаны со структурой ЕГЭ: включать обязательное использование терминов по литературе и их объяснение, использовать формулировки сочинений, данные в открытом банке заданий ФИПИ, добавив в них элементы медиадеятельности.

    1. Нежелание детей оставлять информационный шлейф.

    Многие хотят сохранять анонимность во всемирной сети. Чтобы снизить такой риск, можно предложить детям не выкладывать работы в открытый доступ или не указывать автора.

    1. Сопутствующие осложнения здоровья.

    По данным Роспотребнадзора «О рекомендациях по работе с гаджетами для школьников» от 11.03.2021 г. суммарная ежедневная продолжительность использования ЭСО (электронной системы обучения) в школе и дома не должна превышать:

    – для персонального компьютера и ноутбука – для 5–9-х классов – 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10–11-х классов – 70 минут в школе и 170 минут дома;

    – для планшета – для 5–9-х классов – 60 минут в школе и 120 минут дома, а для 10–11-х классов – 80 минут в школе и 150 минут дома.

    Таким образом, подросток может проводить в социальных сетях не более трех часов в день. Чтобы снизить риск, нужно предложить ему разделить работу, связанную с созданием медиаконтента, на несколько дней, чтобы выполнять её поэтапно.

    На практике я столкнулась, в основном, с рисками экономическими, когда детям не хватало технических средств для реализации задуманного, и социокультурными, когда страх перед ЕГЭ не давал им воплощать творческие задумки, а время, которое они тратили на создание медиапродуктов, по их словам, можно было бы потратить на решение тестов. Данную проблему решить полностью не удалось, но удалось минимизировать её посредством действий, описанных выше. Разумеется, всегда находились те, кто не хотел ничего делать, но даже они при правильном подходе, который заключался в мотивации через интерес, выдавали интересные результаты, о чем речь пойдет ниже.

    2.1 Описание практики внедрения проекта

    Говоря о медиапродуктах, учитель русского языка и литературы лицея №9 «Лидер» города Красноярска Сергей Цветков считает, что «надо прежде всего исходить из того, что ребенку интересно»35, именно поэтому в их лицее уроки литературы существуют в виде творческих мастерских, где ребята могут нарисовать комикс по книге, создать мультфильм с использованием лего-персонажей или пластилина, изготовить костюм для главного героя произведения и от его лица рассказать фрагмент текста. Такая деятельность на его взгляд «помогает лучше освоить школьную программу, найти необычные форматы взаимодействия с учениками»36.

    Необходимость ориентирования на интерес школьников при создании медиапродукта отмечают и на сессии для педагогов московских школ «Образовательная медиадеятельность», которую проводил Институт проблем образовательной политики «Эврика»37. Для расшифровки результата медиадеятельности необходима рефлексия, считает тот-то и тот-то, что я и делаю со школьниками после создания медиапродуктов.

    Учитель года 2020 года Диана Минец приводит 12 идей, как сделать уроки нескучными, многие из них связаны с творческой деятельностью: создавать квизы, викторины, лонгриды, буктрейлеры, электронные проекты, мемы. Также в качестве одного из вариантов домашнего задания она приводит создание telegram-каналов литературных героев, где «нужно писать от лица Болконского, Базарова или Маргариты», уверяя, что это «хорошая идея для нестандартного домашнего задания»38.

    Основываясь на отечественных и современных методиках и понятиях, представляю вам практические кейсы, которые возникли при работе над проектом с учениками 10-го класса ГБОУ Школы «Интеграл».

    Кейс 1.

    Девочка Даша не любит читать и анализировать произведения. Изучая драму А. Н. Островского, она не принимала участие в беседе, так как не знала содержание, читать отказывалась. Во время итоговой работы над темой помимо написания сочинений ребятам было предложено сделать творческое задание в свободной форме по пьесе А.Н. Островского «Гроза». Когда мы обсуждали с ребятами варианты творческих работ, несколько человек рассказали о своем увлечении астрологией, в том числе и Даша. Тогда я посоветовала связать хобби с литературой. Даша предложила сделать гороскоп для каждого героя пьесы. Мы обсудили, что для определения принадлежности действующих лиц к какому-либо знаку зодиака, нужно прочитать пьесу и проанализировать психотипы персонажей, при этом опираясь на текст и приводя в пример цитаты. Даша заинтересовалась этой работой, так как хорошо разбиралась астрологии, и ей стало интересно, к каким знакам зодиака можно отнести того или иного героя пьесы.

    Иллюстрация №1

    Иллюстрация №2

    Иллюстрация №3

    Кейс 2.

    При анализе на уроке романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» учащиеся проявили интерес при разборе характеров образов героев. Одна из учениц увлекается психологией, знает различные типы характеров, интересуется типажом людей. Она предложила поразмышлять над тем, черты какого персонажа могли бы быть присущи нам самим. Свои выводы она обобщила с помощью теста, опираясь на образы персонажей романа, которые мы разбирали на уроках, и их связь с личностными характеристиками людей. С разработкой теста под названием «Кто ты из романа «Преступление и наказание»?» можно ознакомиться по ссылке: https://madte.st/pubiFwuN 39 (Приложение №1)

    Стоит отметить глубину понимания образов героев в нетривиальных вопросах теста. Человеку, который читал роман, придется вспомнить детали, чтобы догадаться, к какому персонажу отнесен каждый вариант ответа. Вот что говорит сама ученица Аня Э. о том, как она создавала этот тест. Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены:

    «Итак, разберем некоторые вопросы теста, чтобы узнать, как я пришла к таким результатам. Иногда я создавала вопросы, в которых каждый ответ относился к какому-то герою, а иногда брала отдельное неочевидное качество персонажа, и смотрела, находит ли проходящий его у себя. Одним из таких вопросов был: «Когда мне плохо, иногда я, не знаю почему, хочу, чтобы мне было еще хуже». Это, безусловно, относится к Мармеладову. Он полностью осознает свою ужасную, но не безысходную жизненную ситуацию, и намеренно делает выбор в пользу ее ухудшения. Так произошло, когда его наконец взяли на работу, но он не продержался там и недели – пошел выпивать, губить свою жизнь. А пьет он, потому что «сугубо страдать хочет». Он чувствует себя никчемным, и чтобы себя за это наказать – делает себе еще хуже. Разберем другой тип вопроса – общий. «Если все плохо, я…» Сонечка «будет страдать, но верить, что произойдет чудо». Цитаты Раскольникова в этом плане полностью характеризуют ее. «Она так верит, что справедливость есть» «что она, уж не чуда ли ждет?» Действительно, Соня в этом плане инфантильна. Но эта вера – единственное, что останавливает ее от самоубийства. После всего того омерзительного, что она пережила, если не надеяться на лучшее – можно сойти с ума. Злиться и кричать, обвиняя всех, кроме себя, будет Лужин. Вспомним ситуацию с Дуней и Раскольниковым. Он до последнего не мог признать, что он в чем-то виноват, и любое слово в его адрес ему казалось покушением на достоинство его личности. Естественно, он так себя вел из-за того, что на самом деле никакого достоинства он и сам в себе не находит, но показывать это он бы никогда не стал. Вот мы и разобрали несколько вопросов. Спасибо, что выслушали мои мысли по этому поводу».

    Кейс 3

    При создании медиапродуктов по литературе ребята проявляли инициативу и довольно часто связывали это со своими увлечениями. Девочка, которая любит рисовать и профессионально занимается изобразительным искусством, нашла интересные иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Эрнста Неизвестного в стиле сюрреализма.

    Эрнст Иосифович Неизвестный – советский и американский скульптор, зарубежный почётный член Российский академии художеств. К числу его работ принадлежит монумент «Дружба детей мира» (Артек), надгробный памятник Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище, скульптура «Древо жизни» (Москва), мемориал «Память шахтёрам Кузбасса» (Кемерово) и многие другие. У Эрнста Неизвестного несколько наград и званий, в числе которых орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, орден Почёта за большой вклад в развитие изобразительного искусства. Автор скульптур украсил своими творениями многие города мира, а в 1970 году вышел роман Федора Достоевского «Преступление и наказание» с иллюстрациями Эрнста Неизвестного.

    Понимание авторского замысла данных картин невозможно без постижения смысла романа Достоевского. Несколько картин мы с учениками проанализировали на уроке. Интересен тот факт, что в беседе приняли участие даже те, кто на занятиях обычно не проявляет особую активность. Детям было интересно понять, что именно нарисовано на иллюстрации и как это соотносится с замыслом романа, поставить себя на место художника.

    После урока мы решили записать подкаст, где ребята будут рассуждать о произведениях Эрнста Неизвестного, открывая слушателям новые грани в искусстве, вступая в полемику с ним и выражая свое мнение. «Подкастинг (англ. podcasting, от iPod и англ. Broadcasting – повсеместное вещание, широковещание) – процесс создания и распространения звуковых или 105 видеофайлов (подкастов) в стиле радио- и телепередач в Интернете (вещание в Интернете)»40. В нем приняли участие пять учеников с разным темпераментом и отношением к искусству.

    Первая девочка придерживалась позиции прямого прочтения текста, давая комментарии в стиле «здесь так нарисовано», «автор ничего не имел в виду, просто изобразил», «это пятно – просто клякса». При этом ученица искала подтекст и старалась применять анализ на основе филологического восприятия романа к иллюстрациям. Своими репликами она упрощала искусство для того, чтобы отразить позицию некоторых людей, которые отрицательно относятся к исследованию авторской позиции, аргументируя это тем, что люди додумывают или приписывают те смыслы, которые писатель или художник не имел в виду, создавая свою работу.

    В противовес ей вторая ученица всегда хотела дойти до самой сути, используя интертекстуальность. Она первая начинала говорить о том, что изображено на иллюстрации и находила новые интерпретации, которые всех поражали.

    Третья ученица бурно реагировала на все высказывания и пыталась сама построить предположения о том, что автор картины имел в виду, аргументируя это примерами из текста романа.

    Четвертая ученица задавала много вопросов, ей было интересно узнать, что и зачем изображено на картине, она выступала в роли интервьюера.

    Пятая ученица вела себя очень скромно, реплики произносила всего пару раз, но всегда внимательно слушала. У нее более развита письменная речь, но тем не менее, она тоже захотела записать подкаст.

    Стоит отметить следующий факт. Пока мы записывали аудио, рядом сидела подруга одной из учениц. Она не принимала участие в беседе, молчала и рисовала в блокноте, изредка лишь обращая внимание на иллюстрации, которые обсуждаются. Но, когда девушки говорили про последнюю иллюстрацию, она подошла и произнесла фразу по поводу «странного темного пятна в углу», как бы отметив сам факт его существование и побудив тем самым к размышлениям.

    Таким образом, неосознанно произошел процесс познания и желание высказаться по ранее не интересовавшему вопросу, что доказывает утверждение о том, что подростков интересует та область, где они могут высказать свое личное мнение. Особенно такое можно осуществить на уроках литературы, используя межпредметные дисциплины, такие как искусство, медиа, где нет однозначного ответа на вопрос, как именно автор интерпретирует творчество.

    Данный подкаст можно послушать по ссылке на гугл-диск: https://drive.google.com/drive/folders/13jcNAEjyoJn4mJxmMjPeYiv1OihF4pYB?usp=sharing

    Или в телегреам-канале класса: https://t.me/mediaklass_integral/304

    Расшифровка подкаста в приложении №2
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта