Курсовая работа Менеджмент в образовании. Курсовая работа. Пасынкова Елизавета Игоревна Telegramканал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе выпускная квалификационная работа
Скачать 5.08 Mb.
|
Департамент образования и науки города Москвы Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Дирекция образовательных программ Пасынкова Елизавета Игоревна Telegram-канал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Направление подготовки/специальность: 44.04.01 «Педагогическое образование» Направленность (профиль) образовательной программы: «Медиаобразование» (очная форма обучения)
Директор дирекции образовательных программ: Никитина Евгения Сергеевна ______________________ (подпись) Москва, 2022 г.
ВВЕДЕНИЕ В современном мире медиапродукты уже плотно вошли в нашу повседневную жизнь. По результатам исследования онлайн-издания «Мел», подростки используют гаджеты для поиска информации в интернете (93%), при подготовке презентаций, докладов и рефератов (77%), а также для обмена информации с одноклассниками (70%). Также по результатам того же исследования, 29,3% родителей считают, что цифровизация развивает у ребенка цифровые навыки, необходимые ему в будущем, 23,6% — что она делает систему образования более современной, 20,5% — что она обучает ребенка самостоятельности и принятию решений.1 Медиапродукты как результат детского и подросткового самовыражения, опубликованные в соцсетях, видеоблогах и интернет-изданиях, к сожалению, в педагогической деятельности используются не так часто. Литература – тот предмет, который изучается на протяжении всего школьного пути. Многие дети не любят читать книги (особенно те, которые задают учителя в качестве домашнего задания), предпочитая большую часть времени проводить в сети Интернет. Так почему бы не совместить школьные предметы, например, литературу, и то, что так любят подростки? Социальные сети для мотивации детей к изучаемым предметам используют на своих уроках уже многие известные молодые учителя-блогеры: Александр Оджо2, учитель истории школы № 854 города Зеленограда, Алия Исалимова3, учитель русского языка и литературы тюменской области МАОУ Исетская СОШ №2, Александра Воробьева, учитель истории и обществознания СОШ №2 города Кировска, Кирилл Арефьев, учитель начальных классов московской школы №18114, Лариса Арачашвили, учитель русского языка и литературы школы №55 города Волгограда, победитель конкурса «Учитель года-2019»5, Александра Бабкина, учитель русского языка и литературы школы №100 города Ижевска6, Анастасия Шрамко, учитель русского языка и литературы лицея №14 города Ставрополя, призер конкурса «Учитель года-2021», советник министра просвещения РФ7, Михаил Солонников, учитель русского языка и литературы Елизаветинской средней общеобразовательной школы Гатчинского района8 и многие другие. Проблема: Низкая мотивация детей к изучению литературы в школе как следствие применения устаревших способов преподавания предмета. Решение: Создание аккаунта в социальной сети, в котором будут публиковаться медиапродукты, созданные по темам уроков литературы с последующей рефлексией. Актуальность: У подростка природная способность к самовыражению (именно поэтому современные дети ведут соцсети), которую нужно использовать и включить в школьные уроки литературы. Цель: Привить интерес и воспитать уважение к литературе, а также развить эстетические и творческие способности учащихся и читательский интерес. Задачи: 1. Разнообразить классические уроки по литературе в старших классах, создавая медиапродукты и вовлекая подростков в медиадеятельность; 2. Использовать медиатехнологии при изучении классической литературы; 3. Заинтересовать немотивированных, ранее не любивших литературу в школе учеников. Целевая аудитория: школьники и учителя литературы. Этапы работы над проектом: Определить круг интересов учеников 10-го класса и узнать об уровне их навыков в сфере медиаобразования; Провести анкетирование по проблемам преподавания литературы в школе; Создать медиазадания, которые помогут понимать литературу путем поиска параллелей в художественном, публицистическом, музыкальном и киномире XXI века; Удовлетворять творческую инициативу создавать самостоятельно придуманные медиапродукты и выкладывать все работы в телеграм-канал; Посвятить время на уроке на разбор опубликованного в социальной сети контента; Получить обратную связь по проекту посредством опроса, отзывов, личных рефлексий или медиапродуктов (интервью, статьи). Ожидаемые результаты: 1. Повышение мотивации школьников к чтению программной литературы; 2. Проявление заинтересованности детей к классической литературе и обсуждению ее во внеурочное время. 3. Постижение более углубленного, нетривиального смысла произведений классической литературы. Методы сбора данных: эксперимент, анкетирование, опрос, изучение литературы. Средство: Аккаунт в социальной сети, связанный с проблематикой той или иной темы, возникающей в рамках программы предмета «Литература», который позволяет использовать медиапродукты своего рода как дополненную реальность для уроков. Практическая значимость проекта: Для современных учеников важно уметь работать в социальных сетях и создавать медиапродукты различной направленности. С помощью группы в телеграм-канале ученики и преподаватели смогут перенимать опыт и учиться друг у друга создавать подобные продукты, обсуждать их на уроках и вдохновляться на создание собственных, интегрируя в учебную деятельность. Перспективы проекта: Развитие группы в социальной сети во «Вконтакте», а также создание дополнительных аккаунтов в ТikTok и Telegram. Интеграция проекта в другие школьные предметы и создание медиапродуктов по истории, обществознанию, математике, химии и др. с целью повышения мотивации к изучению предмета. Создание разновозрастных медиапродуктов. Создание метапредметных медиапродуктов (например, литература + история + биология). ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ И МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ 1.1 Анализ литературы и источников по проблематике проекта Понятие мотивации Учебная мотивация школьников занимает существенное место в развитии личности, потому что без нее невозможна эффективная учебная деятельность и развитие способностей и удовлетворение потребности человека к самовыражению. В отечественной науке встречаются разные, но похожие по смыслу определения понятия «мотивация». Например, психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал, что мотивация – «это опосредованная процессом субъективная детерминация поведения человека миром»9. Психолог В.Г. Асеев связывает мотивацию с понятием значимости, делая вывод, что «в основе побуждения лежит диалектическое противоречие между объективно значимым для человека и в то же время имеющим субъективную значимость и наличной действительностью»10. Стоит отметить, что понятие «мотивация» и «мотив» имеют отличия. Психолог И.А. Джидарьян утверждает, что мотивация – сложный механизм соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, она определяет возникновение, направление и способы осуществления конкретной деятельности, приводит в действие цель и средства её достижения. А мотив же – «это психологический фон, на котором разворачивается процесс мотивации поведения в целом»11. В учебной деятельности одной из важных и сложных проблем является формирование учебной мотивации, так как она рассредоточивается и вступает в конфликт с другими потребностями ребенка, эмоциями, интересами, которые выходят для него на первый план. Мотив интереса играет одну из ключевых ролей. Различают несколько групп учебных мотивов: Познавательные и социальные мотивы. Обе группы мотивов могут иметь разные уровни. Познавательные мотивы в свою очередь делятся на: «широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями - фактами, явлениями, закономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация па усвоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний и за тем на построение специальной программы самосовершенствования). Социальные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные мотивы (долг и ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людьми)»12. Внутренние и внешние мотивы. Внешние мотивы – те, которые не связаны напрямую с учебной деятельностью, например, оценки, подарки. Их можно заметить, когда учеба основывается на долге, давлении со стороны, желании занимать определенное социальное положение в коллективе. Внутренние мотивы – те, «которые идут от получения знаний, например, интерес в процессе деятельности, к результату, способность признавать ошибки и улучшать свои результаты, качества»13. Мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудач. Учащиеся, которые хотят достичь успеха, ставят перед собой позитивную цель. Процесс учебы вызывает у них интерес, заставляя сосредоточить внимание и силы на осуществлении образовательной деятельности. Школьники, мотивом для которых является избегание неудач, будут сразу настроены отрицательно и подвержены негативным эмоциям. Они не ставят цель – добиться успеха, они хотят лишь быть не самыми плохими в классе, не потерпеть неудачу. «Такие школьники обычно не воспринимают критику как способ совершенствования, они часто не уверены в себе, не испытывают удовольствия в процессе деятельности. Неуспех такие ребята объясняют отсутствием способностей»14. Данный мотив указывает на необходимость «развития у ребенка стремления к успеху, которое должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи»15. Таким образом, под учебной мотивацией нами будет пониматься совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность школьников. Различают познавательные и социальные, внешние и внутренние мотивы обучения, мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудач. Деятельность и самодеятельность учащихся как средство самореализации Человек сам создает себя через деятельность. Сторонник этого подхода – философ и психолог С.Л. Рубинштейн, принцип которого – не заставить ребенка получать готовое знание, а приобретать его через проявление любопытства и личную деятельность. Когда педагог пассивно дает знания своим ученикам, например, читает традиционную лекцию, то знания не закрепляются. А при естественном разворачивании деятельности происходят долгосрочные перемены, которые могут вызвать изменения вокруг. В работах С.Л. Рубинштейна выделяется весомая сторона процесса творческой самореализации: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проверяется, но в них созидается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определять то, что он есть»16. Рубинштейн пишет о том, что «самореализация представляет собой важнейший мотив человеческой деятельности и стремление испытывать и выявлять собственные способности и силы»17. Психолог А.В. Запорожец – последователь теории Л.С. Выготского, его ученик, объяснял, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия: таким образом мышление возникает первоначально как практическое («действенное»). Культурные каноны, которые осваивает ребенок, по мнению А.В. Запорожца, оказываются не источником, а результатом развития. «Начало психического развития ученика лежит в овладении смыслом собственных действий. Осмысленное действие невозможно в абстрактном пространстве, оно возникает только в процессе живого сопереживания другому человеку»18. В своем проекте я основываюсь на проявлении самовыражения путем деятельности через искусство. Л.С. Выготский в книге «Психология искусства» утверждал: «Искусство есть необходимый разряд нервной энергии и сложный прием уравновешивания организма и среды в критические минуты нашего поведения. Только в критических точках нашего пути мы обращаемся к искусству»19. Так и появление медиапродуктов – всегда продуманная и углубленная работа, которая связана с созданием чего-то нового, неотъемлемо касающаяся и литературы, и погружения в себя в поисках смыслов. Л.С. Выготский также говорит и о важности переживаний в процессе творческой деятельности. «Восприятие искусства требует творчества, потому что и для восприятия искусства недостаточно просто искренне пережить то чувство, которое владело автором, недостаточно разобраться и в структуре самого произведения — необходимо еще творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, и только тогда действие искусства скажется сполна»20. Анализ методической литературы по теме проекта Для рассмотрения вопроса о преподавании литературы стоит обратиться к советским методистам. Журналист, издатель, писатель и общественный деятель Н.И. Новиков считал, что главной формой обучения должна быть самостоятельная деятельность учащихся, в основе которой наблюдения, сопоставления, анализ доступных явлений и фактов. В процессе обучения необходимо связывать теоретические знания с практическими потребностями, учитывать творческий подход при разработке заданий. Для российского лингвиста, фольклориста, историка литературы и искусства Ф.И. Буслаева главным принципом в методике преподавания литературы было сопоставление, вопросно-ответная форма, которая приведет к получению знаний. Педагог В.И. Водовозов объединял методы предыдущих методистов, основываясь на творчестве и науке. Публицист и педагог В.Я. Стоюнин поддерживает вопросно-ответную форму получения знаний Буслаева. По его мнению, обучение должно строиться на основе идейно-эстетического анализа текстов с помощью аналитической беседы и системы письменных работ. Ученый-педагог, филолог-методист В.В. Голубков анализирует все предыдущие учения и создает свой учебник по методике преподавании литературы, где описывает методы: «лекционный метод, метод литературной беседы, самостоятельная работа и комментированное чтение»21. Профессор, ученый-методист Н.И. Курдяшев считает, что нужно основываться на методе самостоятельной познавательной деятельности через «предложенную учителем схему, это им поможет сделать метод творческого чтения, эвристический, исследовательский и репродуктивный методы»22. Писатель, педагог В.А. Никольский определяет методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений и методы и приемы истолкования этих произведений. В методических разработках ученый-литературовед Г.Н. Ионин назвал три метода: «метод художественной интерпретации, метод критико-публицистический, метод литературного поиска»23. В своем проекте я основываюсь на вопросно-ответной форме, на принципе самостоятельной и творческой деятельности. 1.2. Анализ действующей нормативно-правовой базы, актуальной для разработки и реализации проекта Для реализации проекта в первую очередь нужно ориентироваться на Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования». Реализация преподавания предмета «литература» в школе должна обеспечить сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним. Предметные результаты на базовом уровне изучения должны отражать: знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации. К тому же, в углубленном курсе литературы отдельно прописано дополнительное требование к предметным результатам освоения предмета: умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка). Также стоит опираться на Европейскую декларацию о свободе обмена информацией в Интернете 2003 года, на Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (статьи 1, 3, 41), где предусмотрен свободный поиск, получение, производство и распространение массовой информации, который не противоречит закону. Локальные акты школы о медиаобразовании также способствуют реализации проекта: ГБОУ Школа «Интеграл» является участником проекта «Медиакласс в московской школе», где медиадеятельность официально регламентирована и обязательна в 10-м профильном классе. Это подтверждается Приказом Департамента образования и науки города Москвы от 31.08.2021 № 443 «Об утверждении стандартов городских проектов предпрофессионального образования и проекта "Школа старшеклассников" в образовательных организациях, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы». Таким образом, опираясь на вышеизложенные документы, можно утверждать, что проект реализован в рамках нормативно-правовой базы и не противоречит ей. 1.3 Практико-ориентированное обоснование проекта на основе анализа существующей проблемной ситуации в образовательной организации С помощью анонимного анкетирования были выявлены следующие проблемы в школе: – изучение литературы в 5–9-х классах ограничивается некоторыми классическими приемами: чтение вслух по ролям, заучивание наизусть стихотворений, конспект по статье из учебника, анализ по вопросам из учебника или пособия, написание сочинений на заданную тему (нечастый случай); – неиспользование в преподавании литературы новых технологий; – навязывание ученикам точки зрения учителя или мнения литературоведов в определенную историческую эпоху, вследствие чего зачастую происходит снижение учебной оценки, если мнение ученика не соответствует единственному правильному; – нежелание учителей преподавать литературу в соответствии с новым ФГОС вследствие их выгорания и низкая заинтересованность в освоении ИКТ. Проработав два года в двух разных школах Москвы, я диагностировала вышеизложенные проблемы путем анкетирования и личного опроса учащихся. Беседа проходила в дружественной обстановке, что позволило проявить наиболее острые проблемы преподавания литературы в школе и услышать предложения учеников, чтобы решить данные проблемы. В качестве предложений наиболее популярные ответы оказались следующими: – изучение на уроках литературы современных произведений и произведений зарубежной литературы; – объективное оценивание за размышления учащихся, даже если они не соответствуют точке зрения учителя и общепринятому мнению; – увеличение числа творческих работ, уменьшение тестов; – привлечение в уроки литературы медиаинструментов с возможностью получения отметки за проделанную работу; – уменьшение формализации уроков литературы, заинтересованность учителей в ответах учащихся и их последующая рефлексия. Таким образом, мною были выявлены очевидные проблемы в школах на уроках литературы и способы их решения. Ученикам с самого раннего возраста не хватает внимания и обратной связи от взрослого, в данном случае педагога, который не просто ведет урок, воспроизводя информацию из учебников и методических пособий, а понимает, чем живет нынешнее поколение, перестраивает уроки, понимает реалии нового времени, опирается на потребности детей и воплощает их творческие задумки на уроках. В XXI веке медиаобразование проникает в основное образование, поэтому не использовать его возможности на уроках было бы шагом назад: школа не должна быть пережитком прошлого, ей важно идти в ногу со временем. В своем проекте я предлагаю один из способов усовершенствовать уроки литературы в старших классах, включив в них медиадеятельность. Также проект может быть направлен и на среднюю школу, чтобы увлечь ребят литературой, не упустив их интерес к чтению. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ Рассмотрены основные виды учебной мотивации, а также виды детской деятельности и способы самовыражения, проанализированы принципы преподавания литературы в школе с опорой на отечественных и современных методистов, а также проанализирована действующая нормативно-правовая база, актуальная для разработки и реализации проекта. Проведено исследование существующей проблемной ситуации в московской образовательной организации ГБОУ Школа «Интеграл», которое выявило неудовлетворенность многих школьников качеством уроков литературы и стремление дополнить формат проведения уроков, используя возможности и позыв учащихся к творческому самовыражению и медиатехнологии. |