Курсовая работа Менеджмент в образовании. Курсовая работа. Пасынкова Елизавета Игоревна Telegramканал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе выпускная квалификационная работа
Скачать 5.08 Mb.
|
Кейс 8. В обязательную программу профильного 10-го класса входит предмет под названием «Журналистика», поэтому на этих уроках я предложила ребятам попробовать создать интервью с героями изучаемых романов. Для примера мы взяли роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Домашним заданием было – перечитать произведение, в особенности последнее письмо Онегина Татьяне, который признается героине в том, что в нем вспыхнули к ней чувства. На уроке я попросила учеников придумать вопросы героям. Получив несколько интересных вопросов, не связанных с невнимательным прочтением романа и его пересказом, я решила усложнить задачу: придумать вопросы Евгению Онегину по конкретному письму Татьяне, о котором говорилось выше. Прежде чем давать это задание, нужно обязательно заранее проговорить, что такое интервью. При создании вопросов у учеников были две самые распространенные ошибки, они использовали: 1) вопросы, ответ на которые и так есть в письме; 2) закрытые вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Самые креативные вопросы Евгению Онегину к его второму письму Татьяне: «Почему Вы побоялись лично сказать все Татьяне вместо письма, когда увидели ее на балу?», «Как Вы думаете, кто из окружения мог догадаться о вашей любви?», «Как Вы думаете, как бы муж Татьяны отнёсся к этому письму, если бы узнал о нём?», «Почему Вы, зная, о том, что у Татьяны есть муж, все равно отважились написать ей письмо с признанием в любви?», «Хотели бы Вы встретиться с мужем Татьяны и поговорить лично?», «Почему Вы решили посетить бал?», «Что Вы вообще делали все это время, после того, как уехали из деревни?», «Что вы будете делать, если Татьяна вам откажет? А если ответит взаимностью?» Усложнение задачи продолжалось – нужно было придумать ответ героя, обязательно сохранив его стилистику, используя цитаты из романа, ремарки. Итогом такой работы стали два интервью, которые я привожу в пример ниже. Первое интервью с героем романа И. А. Гончарова «Обломов» Ильей Обломовым, второе – с Андреем Штольцем, персонажем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Стоит отметить понимание особенности речи героя и его характера в обоих интервью. Интервью с Евгением Базаровым56 и Ильей Обломовым57 можно почитать в телеграм-канале класса. Расшифровка в приложении №7 Обе ученицы написали статью, опубликованную в электронной газете «Вести образования». Маша Ф. о лайфхаках при написании интервью с героем, а Аксинья Г. создала инструкцию58. Текст статьи опубликован в приложении №8. Кейс 9. Артём Григорян, учитель словесности и руководитель лаборатории словесности в Школе Жизни, в своем блоге в интернет-издании «Мел» заявляет о том, что современным детям сложно понять классическую литературу в силу того, что всё происходящее было слишком давно. Поэтому учитель приводит примеры персонажей из школьной программы и описывает их с точки зрения современности. Он считает, что главное – не просто употреблять модный сленг, а объяснять причину поведения героев, обратиться к психологии, зарубежной и современной литературе, сериалам и фильмам. Почему дети чаще смотрят фильмы про супергероев, чем экранизации по книгам? Артём Григорян отвечает: «Ответ очевиден: супергерои — они здесь, в современности, среди небоскребов и пробок, а персонажи классических произведений кажутся далекими и чужими. Но ключевое слово – кажутся. Так сделаем их ближе – и, может, меньше детей будет спрашивать: «Зачем мне это читать?»59 Например, Василиса М. любит рисовать, она решила подумать, как могли бы выглядеть герои романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»: Родион Раскольников и Соня Мармеладова. Для того, чтобы создать иллюстрацию, она обратилась к книге и к образам одежды, в которой появляются герои на страницах романа, и сопоставила их с современной модой. Вот что пишет сама ученица о своей работе (орфография, пунктуация и стиль автора сохранены). Иллюстрация №6. Рисунок Василисы М., ученицы 10-го класса школы «Интеграл» «Раскольников. Именно пальто, по моему мнению, стало бы отличительной чертой Раскольникова в современном мире: "Снял с себя свою широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто". Пальто – бесформенная, футлярная одежда, которая говорит об отрешенности героя, он сливается с толпой людей низкого класса. Его одежда "настоящий мешок", как пишет сам Достоевский. А шляпу, которую он носил в современном мире превратилась бы в кепку: " Шляпа эта была высокая, круглая [... ] уже изношенная, совсем рыжая... " Соня Мармеладова. Я подумала, что у неë должно быть два образа: "рабочий" и повседневный. Иллюстрация №7. Рисунок Василисы М., ученицы 10-го класса школы «Интеграл» Повседневный образ: "... наряд еë был грошовый, но разукрашенный по-уличному... ", "...о смешной соломенной шляпке". В повседневном образе она бы носила длинную, ярко-оранжевого цвета юбку, и сверху бы надевала тот самый "зелёный драдедамовый платок", который является символом воскрешения, надежды на дальнейшую жизнь после грехопадения. Конечно, она носила бы еще соломенную шляпку, как это и было описано в романе. Хоть образ получился не совсем современным, но я думаю, что, попав в наш мир, Соня бы именно так и одевалась. Иллюстрация №8. Рисунок Василисы М., ученицы 10-го класса школы «Интеграл». "Рабочий" образ. В моей версии одежды Сони я выбрала вариацию маленького черного платья. Оно довольно короткое само по себе, но так как она бы сохраняла "чистоту в душе" поверх надела бы прозрачную юбку, усыпанную жемчужинами, скорее всего искусственными. Во всех образ Соня у меня именно в юбке и платьях, а не брюках или джинсах, так как она романтичной натуры девушка, идеалистка, глубоко верующая в Бога. Учитывая все эти черты характера, я думаю, что для неë джинсы были слишком простым, неочевидным выбором». ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Данный проект позволяет изменить формат проведения уроков литературы в 10-м классе в соответствии с пожеланиями и интересами детей. Ведение Telegram-канала, где старшеклассники публикуют свои медиапродукты, создает дополнительную мотивацию к прочтению произведений школьной программы по литературе, а также к глубокому осмыслению и нестандартному способу самовыражения учащихся. Ведение социальных сетей в рамках предмета стало поводом к возникновению кейсов, в которых четко прослеживается творческая способность учащихся к осмысленному чтению и пониманию произведений через создание собственных медиапродуктов. Получены положительные отзывы от детей и их родителей, отмечена повышенная мотивация к изучению литературы у учеников, которые и до этого увлекались предметом, но и проявление неравнодушия у тех, кто не воспринимал для себя данную область школьных знаний как представляющую интерес. В результате проекта созданы медиапродукты: эдиты, интервью с героями, гороскопы персонажей, тесты на определение кто ты, из книги, мемы, подкаст, инстаграм героя, статьи, рисунки персонажей, переложенные на XXI век. Все работы являются самоценностью и уникальным воплощением детской инициативы, креативности и способности к рефлексии. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Основываясь на учении Л.Н. Рубинштейна о творческой самодеятельности ребенка, в результате которого появляются долгосрочные результаты осмысления знаний, и его последователя А.В. Запорожца, утверждавшего, что в истоках любого познавательного процесса ребенка лежат практические действия, мною была организована деятельность на уроке литературы, в которую было включено самостоятельное создание медиапродуктов учениками, связанное с изучаемым произведением и основанное на интересе и любопытстве школьника. Древняя китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, — я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Она также подтверждает вышесказанные слова относительно самодеятельности ученика. Учитывая мнение Л.С. Выготского о том, что самовыражение через искусство даёт свои результаты, когда человек может творчески преодолеть свое собственное чувство, найти его катарсис, а также мнения отечественных и современных ученых, методистов и педагогов о том, что любая деятельность должна исходить от интереса ребенка, я посчитала правомерным использование социальных сетей на уроках литературы, где ученики публикуют свои медиапродукты и обосновывают их появление в последующей рефлексии. Мессенджером для создания публичного канала по результатам опроса и официальной статистики и личным рекомендациям подростков стал Telegram. Данный проект подтвердил, что ведение Telegram-канала на литературную тематику имеет массу возможностей для раскрытия творческого потенциала детей и развития их компетенций, а также мотивирует детей к осознанному чтению. Была обозначена цель проекта – привить интерес и воспитать уважение к литературе, развить эстетические и творческие способности учащихся, читательский интерес. Данная цель слишком объемна, поэтому судить о её достижении можно по количеству детей, которые готовы делиться своими медиапродуктами и рефлексировать полученные результаты в процессе деятельности и после нее. Поэтому, в частности, достижением цели проекта считаю проявление интереса к урокам учеников, ранее не любивших данный предмет. Мною были выполнены следующие задачи: разнообразить классические уроки по литературе в старших классах, создавая медиапродукты и вовлекая подростков в медиадеятельность; использовать медиатехнологии при изучении классической литературы; заинтересовать немотивированных, ранее не любивших литературу в школе учеников. Перспективами проекта могут стать: интеграция проекта в другие школьные предметы и создание медиапродуктов по истории, обществознанию, математике, химии и др. с целью повышения мотивации к изучению предмета; развитие группы в социальной сети во «Вконтакте», а также создание дополнительных аккаунтов в ТikTok и Telegram; создание разновозрастных медиапродуктов; создание метапредметных медиапродуктов (например, литература + история + биология); СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аванесян Н.Л. Telegram как пример мессенджера: возможности и перспективы развития // Научный потенциал XXI века: Сборник материалов Международной научно-практической конференции.: Академия, 2017. – С. 61-65 Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев. Москва: Мысль. 1976. 158 с. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1975. 504 с. Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия. 2008. 397 с. Божович Л.И. Проблемы формирования личности, М.: Форум, 2012. – 278 с. Бондаренко Е.А. Формирование медиакультуры подростков / Е.А. Бондаренко // Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент: мат-лы междунар. научно-практ. конф. / Отв. ред. А.В. Федоров. М.: Изд-во Гос. ун-та управления. 2002. С. 11–14 Бондаренко О.В. Telegram-каналы как новый вид коммуникации с общественностью // Век информации. СПб. 2018. С. 170-172. Боросгоева Л. «Если не произойдет официального засчитывания результатов медиадеятельности, то у детей энтузиазм создавать творческий продукт очень скоро пропадет». Электронная газета «Вести образования». 2021. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/9/16/city_education/18027-esli_ne_proizoydet_ofitsialnogo_zaschityvaniya_rezultatov_mediadeyatelnosti_to_u_detey_entuziazm_sozdavat_tvorcheskiy_produkt_ochen_skoro_propadet (Дата обращения: 03.04.2022) Вилюс В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Проспект, 2013. 170 с. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. Москва: Педагогика, 1987. 344 с. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 2014. №2. С.3448. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИПП, 2011. 214 с. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М. 1962. Григорян А. Учёный Базаров и краш Печорин: как сделать школьную литературу интересной. Интернет-издание «Мел». 2022. URL: https://mel.fm/blog/artem-grigoryan/83609-ucheny-bazarov-i-krash-pechorin-kak-sdelat-shkolnuyu-literaturu-interesnoy (Дата обращения: 17.05.2022) Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240 с. Дашковская О. Комиксы и спектакли вместо скучного пересказа и комментарии вместо отметок. Как сделать уроки литературы увлекательными и оценить творческую деятельность учеников. Электронная газета «Вести образования». 2021. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/2/9/quality_of_education/16410-komiksy_i_spektakli_vmesto_skuchnogo_pereskaza_i_kommentarii_vmesto_otmetok (Дата обращения: 03.04.2022) Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И. А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. 1974. С. 145-169. Добросклонская Т.Г. Медиатекст: теория и методы изучения // Вестн. Моск. ун та. Сер. 10. Журналистика, 2005.С. 28. Жаворонкова, Ю.М. Мотивация учебной деятельности у детей школьного возраста / Ю.М. Жаворонкова, И.А. Кильмасова // Санкт- Петербургский образовательный вестник. 2017. № 3 (7). С.18–23. Запорожец А.В. Психология действия. Издательство: М.: Московский психолого-социальный институт. 2000 г. 736 с. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2010, 512 с. Ионии Г.Н. Школьное литературоведение: Учебное пособие к спецкурсу. – Л., 1986. Косенчук А. Сергей Есенин, умерший почти сто лет назад, завёл личный аккаунт в Instagram. Электронная газета «Вести образования». 2020. URL: https://vogazeta.ru/articles/2020/2/13/teacher/11588-sergey_esenin_umershiy_pochti_sto_let_nazad_zavyol_lichnyy_akkaunt_v_instagram (Дата обращения: 10.04.2022) Кочева А.С. Использование и типология видеоконтента при обучении школьников // Использование медиаресурсов в практике работы современного педагога: Межрегиональный научно-практический семинар. Сборник материалов / Авт.-сост. Г.Ф. Полушкина, Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. С.104–106 Красных В.В. Виртуальная реальность или реальная виртуальность? Человек. Сознание. Коммуникация. М., 1998. Крылов Ю.В., Стексова Т.И. Новые жанры интернет-коммуникации (на примере демотиватора и мема). // Журнал «Жанры речи». 2020. №1(25). С. 53–61. Ксенофонтова И.В. Специфика коммуникации в условиях анонимности: меметика, имиджборды, троллинг // Интернет и фольклор: сб. ст. М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 2009. С. 285-294. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ. 2011. 340 с. Макеев С.Н. Особенности коммуникативного взаимодействия социума в пространстве расширенной объективно-виртуальной реальности // Вестн. Моск. гор. пед. ун-та. Сер.: Философские науки. 2016. № 3(19). С. 87–93. Маркова, А. К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Москва: Просвещение. 2003. 192 с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. 158 с. Мешков, Н.И. Мотивация личности как ключевая проблема психологии / Н. И. Мешков, Д. Н. Мешков // Интеграция образования. 2015. Т. 19. № 1. С. 37–43. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии. М., 1987 №5. Сентябрь-октябрь, 2011. Моисеева, Я. П. Формирование мотивации учебной деятельности как основное условие успешного обучения школьников / Я.П. Моисеева [сайт] URL: https://solncesvet.ru/формирование-мотивации-учебной-деят/ (дата обращения: 10.03.2022). Нармания Д. Учитель-неформал: чем молодые педагоги удивляют учеников. МИА «Россия сегодня». 2020. URL: https://ria.ru/20171005/1506203357.html (Дата обращения: 10.05.2022) Нордвик В. "Учитель года" Лариса Арачашвили: Мне трудно что-то сделать с "Войной и миром". Родина №9(920). Российская газета №196 (8250). 2020. URL: https://rg.ru/2020/09/01/uchitel-goda-larisa-arachashvili-mne-trudno-chto-to-sdelat-s-vojnoj-i-mirom.html (Дата обращения: 10.04.2022) Оджо А. Instastories на уроке истории. Электронная газета «Вести образования». 2021. URL: https://vogazeta.ru/articles/2021/4/28/experience/17097-instastories_na_uroke_istorii (Дата обращения: 03.04.2022) Панаева В.О. Telegram-каналы как новые медиа России // Современные проблемы литературоведения, лингвистики и коммуникативистики глазами молодых ученых: сб. ст. Уфа, 2018. С. 183–186. Пишкова Елена Юрьевна, Смирнова Мария Интернет-мемы: коммуникативный и транслатологический аспекты // Известия ВГПУ. 2019. №3 (136). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/internet-memy-kommunikativnyy-i-translatologicheskiy-aspekty (дата обращения: 24.05.2022). Полушкина Г.Ф. Применение медиаресурсов в образовательной деятельности // Использование медиаресурсов в практике работы современного педагога: Межрегиональный научно-практический семинар. Сборник материалов / Авт.-сост. Г.Ф. Полушкина, Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. С.6–9 Рожков, Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых / Е.М. Рожков // Современная наука. 2014. № 3. С. 31–34. Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности / Ученые записки Высшей школы г. Одессы. 1922. Т. 11. С. 148–154. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн // Методические и теоретические проблемы психологии. 1969. С. 348–374. Рубинштейн С.Л. «Проблемы общей психологии» / С.Л. Рубинштейн. М.: Фн СССР, 1976. – 416 с. Седлак А. «Особый вид людей» Призер конкурса «Учитель года России — 2021» из Ставрополя Анастасия Шрамко — о духе соперничества, сложностях профессии и школьниках-блогерах. Информационное агентство ТАСС. 2020. URL: https://etokavkaz.ru/obshchestvo/osobyi-vid-lyudei?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com (Дата обращения: 03.04.2022) Тоффлер Э. Шок будущего: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО “Издательство ACT”. 2002. 557 с. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика: монография / А.В. Федоров. Москва: Директ-Медиа. 2013. 708 c. Шишкина Л.В. Медиаобразование на уроках литературы // Использование медиаресурсов в практике работы современного педагога: Межрегиональный научно-практический семинар. Сборник материалов / Авт.-сост. Г.Ф. Полушкина, Авторский коллектив; КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». Киров: ООО «Полиграфовна», 2020. С.71–73 Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 6(81). С. 34-38. 12 идей, как сделать уроки нескучными — от призера конкурса «Учитель года 2020». Интернет-издание «Мел». 2021. URL: https://mel.fm/blog/natsionalnyye-proyekty/39051-12-idey-kak-sdelat-uroki-neskuchnymi--ot-prizera-konkursa-uchitel-goda-2020 (Дата обращения: 01.05.2022) Математика через шутки: как мемы помогают образованию. Электронная газета «Вести образования». 2019. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/3/26/vo_school_yandex/6790-matematika_cherez_shutki_kak_memy_pomogayut_obrazovaniyu (Дата обращения: 12.03.2022) Электронный ресурс. Павел Дуров: аудитория Telegram превысила полмиллиарда пользователей. Сетевое издание "Вести.Ру". 2021. URL: https://www.vesti.ru/hitech/article/2509188 (Дата обращения 24.04.2022) Исследование аудитории Telegram 2021 / TGStat. URL: https://tgstat.ru/research-2021 (Дата обращения: 12.04.2022) Электронный ресурс. URL: https://m-solonnikov.wixsite.com/m-solonnikov (Дата обращения: 10.05.2022) Электронный ресурс. URL: https://uchtochka.ru/about (Дата обращения: 10.05.2022) |