Главная страница

Курсовая работа Менеджмент в образовании. Курсовая работа. Пасынкова Елизавета Игоревна Telegramканал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе выпускная квалификационная работа


Скачать 5.08 Mb.
НазваниеПасынкова Елизавета Игоревна Telegramканал как способ повышения мотивации учащихся к изучению литературы в школе выпускная квалификационная работа
АнкорКурсовая работа Менеджмент в образовании
Дата21.06.2022
Размер5.08 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая работа.docx
ТипДокументы
#607733
страница3 из 7
1   2   3   4   5   6   7

Кейс 4.

Ученица Аня, как и Даша (кейс 1), интересуется астрологией. Ей очень понравился гороскоп по пьесе А. Н. Островского «Гроза», что она решила создать свой по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». По примеру поста Даши Аня определила характер персонажей, соотнесла его со знаками зодиака, подобрала соответствующие иллюстрации, цитаты. Её работа отличается от Дашиной тем, что она не просто написала текст, а смонтировала видео.

При просмотре данного ролика в классе (ссылка на ролик: https://drive.google.com/file/d/1BcTKkc25i-dkgTxO8eraepUBTrf6pzC1/view?usp=sharing)41 многие согласились с выбором знака зодиака для героев романа Достоевского. Но не обошлось без дискуссий о том, все ли девы самоуверенные, а скорпионы двойственные, можно ли назвать Авдотью Романовну самоуверенной, а Свидригайлова двойственным? Главная цель была выполнена – многие дети включились в дискуссию и рассуждали о характере персонажей романа, анализируя их слова и поступки. Это еще раз доказывает необходимость рефлексии, потому что она тоже является способом самовыражения и приобретения новых знаний в медиадеятельности.

Кейс 5.

В социальных сетях набирают популярность небольшие нарезки из фильмов, сериалов или мультфильмов под музыку. Такие видео называют «эдитами», от английского слова «edit» – редактировать, менять. Подобные видеоролики отличаются от обыкновенных нарезок тем, что в них присутствует много различных спецэффектов, которые пользователи создают в основном при помощи сторонних программ. Иногда текст появляется и в визуальном видеоряде (при этом обычно текст соответствует словам поставленной песни).

Когда я посоветовала ребятам посмотреть экранизацию произведений и обсудить сходства и различия книги и фильма, режиссерские ходы, то они проявили инициативу и по собственному желанию сделали эдиты. Ученики сделали медиапродукты по следующим романам: И. С. Тургенев «Отцы и дети», И. А. Гончаров «Обломов», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

Важно отметить, что на всех этапах работы проводилась обязательная рефлексия, так как без этого невозможно достигнуть главной цели проекта – привить интерес и воспитать уважение к литературе, а также развить эстетические и творческие способности учащихся и читательский интерес, Ученик обязательно должен проанализировать свою деятельность, чтобы в первую очередь оценить свой медиапродукт, оценить, что получилось, а что нет, и в том числе с помощью учителя прийти к новым открытиям и выводам.

На мой вопрос о том, чего конкретно учащиеся хотели с помощью эдитов показать, они говорили о мотивации к чтению, что их ролик заинтересуют даже тех, кто не любит читать классику. Также говорили о привлечении внимания к герою художественного произведения и что эдиты помогают раскрыть характер персонажа. К тому же, со стороны учеников было отмечено, что сделать такое видео не так просто. Для его создания нужно выбрать из сюжета наиболее значимые фрагменты, которые раскрывают ту или иную черту характера героя, подобрать соответствующую музыку, которая также будет помогать понять героя, а не просто дополнять видеоряд, обратить внимание на слова песни (если песня на иностранном языке, то обязательно перевести и соотнести с целью эдита). К тому же, школьники уверяли, что в некоторых видео наиболее значимые слова песни выведены на экран, что дополнительно усиливает эффект от просмотра:

1) Ссылка на видео (ссылка на все эдиты учеников в приложении №4): https://drive.google.com/file/d/1GPxbMcwzYH-yTmnwrppqZhvil-JvoHud/view?usp=sharing

Эдит про Соню Мармеладова и Родиона Раскольникова, где в сцене в убийстве подчеркнуто слово из песни «sick» (в переводе с английского «болезнь»), по мнению автора эдита, именно оно говорит о понимании причины преступления главного героя, помешательства на своей теории о «тварях дрожащих и право имеющих»;

2) Ссылка на видео: https://drive.google.com/file/d/1GPxbMcwzYH-yTmnwrppqZhvil-JvoHud/view?usp=sharing

Эдит про Раскольникова, который в эпизоде с Разумихиным говорит: «Про убийство это старухи, отыскался убийца», на экран выведены слова из песни: «He knows, he knows» (в переводе с английского «Он знает, он знает»). Это показывает нам, что ребенок понимает, что убийство Раскольникова связано с его болезненным следованием своей теории, при каждом упоминании про старуху Алену Ивановну главный герой подозревает, что все знают о том, что он её убил, он одержим. В доказательство того, что ученик осознанно подбирал музыку, привожу слова рефлексии автора работы Маши Ф. (орфография, пунктуация и стиль автора сохранены): «В процессе работы над эдитом, у меня уже заранее в голове возникают различные идеи по каким особенным моментам из произведения его можно сделать, так, чтобы это было интересно. На самом деле, эту песню, которую я взяла, я давно уже знаю, и она сама собой пришла в голову, ведь именно такие мысли и приходят Раскольникову – «он знает». Так что конкретно с этим эдитом, я заранее знала, какая песня будет для какого момента».

3) Эдит, посвященный образу Раскольникова: https://drive.google.com/file/d/1mk1CifyqJiwydwVJj_S0lgNOEeIxSSCM/view?usp=sharing

Комментарии старшеклассницы Маши Ф. подтверждают все вышесказанное о взаимосвязи видео, музыки и смыслов романа Достоевского. Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены. «Песня, которую я выбрала, полностью описывает внутреннее состояние Раскольникова словами «I always feel that somebody’s watching me» («Я всегда чувствую, что кто-то наблюдает за мной»). В романе Достоевского герой нередко упоминает свою теорию, собственно, благодаря которой Раскольников и решается на совершение преступления, так как им управляла идея. Но после того, как убийство пошло не по плану, герой начинает осознавать, что он относится не к типу людей, которые "право имеют", к другому типу, он – та самая "вошь", "тварь дрожащая". Родин Романович понимает, что его преступление могут раскрыть, он начинает остро реагировать на каждое упоминание о старухе, бредит, чувствует, что все всё знают. После визита Зосимова, когда Раскольников находился в бреду, он узнаёт, что говорил во сне и мог сказать много лишнего. После этого ситуация усугубляется, и главного героя ещё больше начинают преследовать мысли о том, что за ним кто-то наблюдает и каждый прохожий знает о содеянном. Так что данный эдит – доказательство того, что это не просто отдельная музыка, а отсылка к самому тексту и его смыслу».

4) В подтверждение обоснования выбора музыки к видео приведу в пример рефлексию от Маши Б. по поводу своего эдита про Соню Мармеладову. Данный отзыв также переносит нас к тесту «Кто ты из героев романа «Преступление и наказание?» Ани Э. (кейс 2). Именно он послужил мотивацией к созданию видео по героине романа Достоевского.

https://drive.google.com/file/d/16Q3C-t5UJPt_eqmA6O45AInjFMMm8nBB/view?usp=sharing

Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены. «Делая эдит Соне Мармеладовой, я долго думала над тем, какую музыку выбрать. И мой выбор пал на песню Жени Любич "Russian girl". Мне показалось, что припев песни подходит героине «Преступления и Наказания». Соня – та самая русская девушка, сильная духом и готовая на все ради близких и любимых. Изначально я выбрала делать эдит именно ей совершенно случайно, но потом, пройдя тест от моей одноклассницы "Кто ты из преступления и наказания" и получив в ответе Сонечку, я убедилась в том, что мне хочется сделать видео, посвященное ей, так как она близка мне по духу».

Также на видео мы слышим фразы героев, которые будут встроены в идейный смысл раскрытия персонажа:

1) Эдит про Штольца по роману И. А. Гончарова «Обломов» и по фильму «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», снятый режиссёром Никитой Михалковым в 1979 году, который сделала ученица 10-го класса Мария Н., показывает детство героя, двойственность натуры Андрея Ивановича, так как мать воспитывала мальчика в ласке и нежности, проявляя в нем чувственные качества, а отец-немец считал, что воспитывать ребенка нужно в строгости. В эдите мы слышим крик матери в слезах: «Андрюша!», а далее в видеоряде идет сцена холодного прощания отца и сына. Таким образом, данный ролик показывает понимание учеником причины становления характера Андрея Штольца. Ссылка на эдит про Штольца: https://drive.google.com/file/d/1BVsY7K1sapLA-rLHaaY00vzkGxdCeKUj/view?usp=sharing

2) В эдите, который посвящен сцене признания Раскольникова Соне (ссылка на видео: https://drive.google.com/file/d/19h6Vo7xekp8OCJxpPXrYV-HU4hUlarZX/view?usp=sharing) , мы слышим фразу главного героя, которая будет идейной составляющей образа Раскольникова: «Нет, не для того я убил, Соня, чтобы матери помочь. Вздор! Не для того я убил, чтобы взять власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил». Ученица смогла из всего романа и фильма вычленить именно её. Песня и слова о болезни героя являются значимыми, без них понимания причинно-следственных связей касательно постижения авторского замыла произведения не было бы. Именно болезнь, помешательство теорией, которую Раскольников хочет проверить, – одна из главных причин убийства. Таким образом, данное видео несет в себе смысл к пониманию романа учащимися, о чем они сами рассказывают: «Здесь с музыкой было потруднее. Но меня спасло то, что я обычно сохраняю к себе в «избранные» какие-то интересные аудио, и, когда я их просматривала, мне попался звук со словами «sick» (с английского «больной»), я подумала, что же может быть идеальнее к данному фрагменту и всему пониманию романа». (Маша Ф.)

В процессе обсуждения детских работ я сделала провокационное заявление, что эдиты упрощают понимание романа, их может сделать любой, даже тот, кто не читал произведение соответственно и не понял его. В ответ на это утверждение ученица Милла Н. (автор эдита про Разумихина, ссылка на видео: https://drive.google.com/file/d/1Ib4g-rdxJpsbv2qTi1WAGcn8q7L8yQcn/view?usp=sharing ) написала комментарий о том, что такое эдиты и зачем они нужны. Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.

«В современном информационном пространстве активную популярность, ещё начиная с 2015 года, стали приобретать «Эдиты». Это небольшие видео, как правило, сфокусированные на одном или двух персонажах. Для создания одно такого произведения на 30 или более секунд проделывается немало работы.

В моей работе центральный персонаж – Дмитрий Разумихин из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание». При просмотре одноименного сериала мне очень откликнулась харизма и непосредственность актера, и то, как показано отношение Дмитрия к Раскольникову. Я выбирала сцены так, чтобы они показывали как задорность, жизнерадостность, некую неловкость самого героя, так и его трепетное отношение к другу.

Как только я вырезала необходимые фрагменты, перед мной встал вопрос подбора музыки. Песня «Белая ночь» по неведомым причинам пришла на ум сразу. Белая ночь – как отсылка к месту знакомства Разумихина и Раскольникова и месту действия романа (Санкт-Петербург часта ассоциируют с нередким для города явлением - летними белыми ночами), «слышу знакомую речь, вижу облик твой, но почему это только во сне» – эта строчка напомнила о заботе Разумихина за Родионом во время его болезни и бреда, когда Раскольников ничего не понимая, слышал голос друга сквозь сон, говорил с ним в ознобе.

Также при чтении романа у меня возникла мысль о том, что Раскольников не понимает и не верит в существование таких добрых, отзывчивых и честных людей, как Разумихин. От чего часто сомневается в искренности его намерений, дружбы. От этого и видит его как бы «во сне», как что-то невозможное, неземное».

Впоследствии, этот и другие комментарии учеников стали основой для статьи Марии Н. «Что такое эдиты и как их можно использовать на уроках литературы​»42, которая была опубликована в электронной газете «Вести образования» (текст статьи в приложении №5).

Кейс 6.

Все знают, что Петербург Достоевского – это город, где преобладает желтый цвет. Так и ученики не без моей помощи увидели в романе «Преступление и наказание», что это действительно так. Мы нашли более 10 цитат о желтом цвете, старшеклассница Альбина М. под впечатлением создала мем, в котором привела в пример те самые предметы желтого цвета из книги, чтобы доказать правоту своих слов.

Иллюстрация №4

Другая ученица Маша Ф. после изучения романа поехала отдыхать с мамой в Санкт-Петербург. В своем личном телеграм-канале она поделилась наблюдением, что этот город действительно желтого цвета, и в подтверждении своих слов она сделала коллаж из фотографий, где представлена цветовая палитра города: дома, улицы, театры – везде преобладал желтый цвет. На уроке мы обсудили, что значит этот цвет и почему Достоевский уделяет ему столько внимания? Мнения учеников разделились: кто-то говорил, что желтый цвет ассоциируется у него с солнцем, летом, радостью, другие сказали, что желтый цвет – цвет болезни, сумасшествия (в аргумент ученики привели тот факт, что стены домов для душевнобольных окрашены в этот цвет), пыли, пота. Для того, чтобы понять, что же для Достоевского значит этот цвет, мы вновь обратились к роману и нашли в нем отрицательные коннотации слова «желтый»: желтое лицо, желтый билет, пот и пыль – тоже желтого цвета.

Когда Маша в очередной раз побывала в городе на Неве, она написала статью-размышление об этом городе, о цветописи и её значении в романе Ф.М. Достоевского, которая была опубликована в Интернет-газете «Вести образования». Старшеклассница попросила учитывать, что Петербург Достоевского и Петербург нашего времени – это два разных города, о чем неоднократно мы с ребятами говорили на уроке, погружаясь в эпоху, описанную на страницах романа. Рефлексию Маши мы с учениками обсудили на уроке, некоторые были удивлены ее выводами, и у них тоже появилось желание поехать в Петербург и своими глазами увидеть улицы, которые автор описывает в своем романе, а потом искать в других произведениях детали и цвета, трактуя их смысл. Путешествие Маши и анализ романа «Преступление и наказание» стали поводом для написания целой статьи в электронной газете «Вести образования» под названием «Желтый цвет Достоевского – болезнь и уныние или радость и тепло?»43 (текст статьи в приложении №6)

Кейс 7.

С развитием и популяризацией Интернета многие процессы социальных коммуникаций переместились туда, «понадобилось использование специальных инструментов для более подробного отражения вербальной и эмоциональной составляющих данного процесса коммуникации, которые свойственны устной форме коммуникативного общения и на которые мы привыкли не обращать внимания»44. Такими вспомогательными средствами стали различные печатные символы, картинки, «смайлы», демотиваторы и мемы.

«Под интернет-мемом понимается информация в той или иной форме (медиаобъект, то есть объект, создаваемый электронными средствами коммуникации, фраза, изображение, концепция или занятие), как правило, остроумная и ироническая, спонтанно приобретающая популярность, распространяясь в Интернете разнообразными способами (посредством социальных сетей, форумов, блогов, мессенджеров и прочего), обозначает также явление спонтанного распространения такой информации или фразы»45.

Термин интернет-мем появился в начале XXI века и обозначает «явление спонтанного лавинообразного распространения в интернет-среде какой-либо информации посредством разнообразных способов»46. Мемом также можно назвать саму эту информацию. Ричард Докинз, оксфордский профессор-этнолог, биолог-эволюционист, первый запечатлевший в 1976 году термин mеmе (по-английски читается «мим», и в русский язык термин вошел как мем), определил его как «единицу «культурной информации», которая сходна по структуре с геном и способна размножаться и хранить информацию»47. Другой американский философ и ученый-когнитивист Дэн Деннет тоже обращается в своей работе «Сознание объясненное» (1991) к термину мем. Деннет взял за основу «социо-биологическую идею о том, что совместно с возникновением человека, возник особенный тип культурной единицы, который именуется меме, что представляет собой заметную, но биологически активную, передающуюся из поколения в поколение единицу, исполняющую роль хранилища культурной информации»48.

Таким образом, интернет-мемы можно отнести к прецедентным феноменам, так как прецедентными являются «воспроизводимые в актах коммуникации феномены, хорошо известные всем представителям культурно-языкового коллектива»49. Всякий прецедентный элемент (имя, текст, обстановка) в сжатом виде может передавать информацию о первоисточнике, даже о целом культурном либо историческом событии. Такой элемент владеет специальным типом коннотации – культурным. Соответственно, М.М. Бахтин пишет о том, что текст (в нашем случае – мем) «представляет собой диалог автора не только с читателем, но и со всей современной, предшествующей и последующей культурой»50.

При создании мема необходимо «восстанавливать культурные коннотации и определенные ассоциативные связи, чтобы добиться нужного коммуникативного эффекта»51. Заведующая кафедрой русского языка и методики его преподавания ЗабГУ, доцент, кандидат филологических наук Ю.В. Щурина определяет несколько целей введения коннотаций в состав интернет-мемов: «актуализация фоновых знаний, создание подтекста, усиление оценочности, включение элементов игры, повышение экспрессивности»52.

Ученые из Туринского университета провели эксперимент о влиянии мемов на образование и пришли к выводу, что смешные картинки не только вызывают мотивацию к изучению, например, математики, но и помогают лучше усваивать материал, соотносить его с решением даже неизвестных задач. Кроме того, ученые отметили «преимущество мемов в математическом образовании в том, что они связывают сухое абстрактное математическое знание с эмоциями»53. «Таким образом, математика лучше увязывается с творческим процессом и помогает школьникам социализироваться. Ведь самостоятельно придуманная шутка, выложенная в интернете, – это один из способов, которым современные подростки общаются друг с другом»54.

Учитель года 2020 года Диана Минец активно использует на своих уроках мемы и считает, «чтобы его [мем] понять, нужно подумать, уловить юмор, языковую игру. Не выйдет просто посмеяться, детям приходится вникать, запоминать — и только потом смеяться»55.

Некоторые презентации к моим урокам сопровождаются мемами. В своей педагогической деятельности я использую их для того, чтобы дополнительно подогреть интерес к чтению и анализу произведений. К тому же у детей в XXI веке преобладает визуальный способ восприятия информации, поэтому им важно не только слушать, но и видеть. С помощью юмора можно добиться больше, чем без него, так как концентрация и активность учеников на уроке повышается.

Например, однажды старшеклассники предложили сделать собственные мемы по изучаемым произведениям. Я не смогла отказать им, но, как педагог, вынуждена была поставить ряд условий:

1) Мемы не должны быть поверхностными, отражая одну из составляющих анализа эпического и прозаического текста (идея, образ героев, средства речевой выразительности и др.);

2) Ученик должен уметь объяснить смысл созданного им мема, приводя примеры из текста для анализа, а не пересказа.

По каждому произведению школьной программы 10-го класса я получила от 5 до 15 мемов, каждый из которых мы разбирали на уроках.

Стоит отметить, что данный вид работы не принес 100% положительного результата и выполнения ребятами поставленных условий задачи: некоторые работы были основаны только на сюжете, на этом мы подробно остановились и разобрали на последующих уроках. Безусловно, были медиапродукты, которые достойны внимания, один из них – работа Кати О., которая сделала мем по образам семьи Мармеладовых и объяснила его значение. Орфография, пунктуация и стиль автора сохранены.



Иллюстрация №5. Мем, созданный ученицей 10-го класса ГБОУ Школы «Интеграл» Екатериной Ониной

«На данном меме фотография двух птиц: орла, символизирующего силу, надёжность и выносливость; и ворона, который считается наглым, даже символом хаоса и запустения. Сравнивая этих двух птичек с семьёй Мармеладовых, становится понятно, что Соню символизирует орел – она сильная девушка, которая многое терпит и переживает, но она считает своим долгом обеспечивать свою семью и всегда помогает. В то время как, например, её отец «садится ей на шею», как ворон на орла, тратит деньги впустую, ничего не отдавая дочери взамен».

Также ученица объяснила, почему ей нравится создавать смешные картинки и зачем, по ее мнению, они нужны на уроках литературы (орфография, пунктуация и стиль автора сохранены):

«Мем – один из способов самовыражения в современном мире. С помощью мемов можно не только поднимать настроение людям, но и доносить свои мысли о какой-то проблеме. Когда из негативной ситуации делают мем или шутку, человеку становится гораздо проще понимать происходящее и рассуждать над этим. Литературные мемы высмеивают поведение персонажей и проблемы, поставленные автором произведения, а также привлекают к ним внимание, заставляют задуматься. Но чтобы создать мем, который раскроет мысли писателя и «попадет в самую точку», необходимо проанализировать роман».
1   2   3   4   5   6   7


написать администратору сайта