Главная страница
Навигация по странице:

  • I. Какую цель воспитания ставит современная общеобразовательная школа

  • II. Какие из перечисленных задач не относятся к нравственному воспитанию

  • III. Каковы задачи экологического воспитания

  • IV. Какой ответ среди задач гражданского воспитания неправильный

  • V. Традиционными составными частями воспитания не являются

  • VI. Найдите номера ответов, подтверждающих роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание.

  • Подласый И.П. Педагогика. Педагогика и воспитание и. П. Подласый педагогика е издание, исправленное и дополненное в трех книгах


    Скачать 4.76 Mb.
    НазваниеПедагогика и воспитание и. П. Подласый педагогика е издание, исправленное и дополненное в трех книгах
    Дата27.04.2022
    Размер4.76 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаПодласый И.П. Педагогика.pdf
    ТипКнига
    #501291
    страница4 из 34
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34
    6. Экологическое воспитание
    — формирование представлений о вечной гармонии человека с природой
    — приобретение необходимых знаний об окружающей среде
    — воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе
    — привитие навыков жить в согласии с природой
    — формирование готовности прийти на помощь природе.
    7. Правовое воспитание
    — развитие представлений о духовных началах власти, законов
    — усвоение необходимого объема правовых знаний формирование ответственного отношения к своим обязанностям
    — развитие навыков уважения прав и свобод других людей.
    8. Половое воспитание
    — понимание духовного смысла продолжения жизни воспитание ответственности за свой выбор и свои поступки воспитание ответственности за свою семью и будущих детей.
    9. Экономическое воспитание {
    — развитие представлений о духовном смысле жизни, ее материальной стороне, о превалировании духовного над материальным усвоение знаний о действии экономических законов
    — формирование правильных оценок себя, своих возможностей, своего места в жизни привитие навыков планирования карьеры, профессионального роста.
    10. Политическое воспитание
    — овладение знаниями о политической системе государства
    40

    I. Какую цель воспитания ставит современная общеобразовательная школа
    1) Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному, трудовому и физическому развитию школьника
    2) создавать предпосылки для приобщения к общечеловеческим ценностям
    3) обеспечивать возможности для самореализации, раскрытия потенциальных возможностей
    4) обеспечивать условия для развития творческих способностей, достижения успеха
    5) все ответы правильные.
    II. Какие из перечисленных задач не относятся к нравственному воспитанию
    1) Формирование нравственных понятий
    2) формирование нравственных суждений
    3) формирование нравственных чувств
    4) формирование нравственных убеждений
    5) воспитание привычек поведения
    6) физическое воспитание
    7) формирование общечеловеческих ценностей воспитание честности, справедливости
    9) воспитание долга, порядочности, ответственности
    10) воспитание чести, совести, достоинства, гуманизма
    11) воспитание бескорыстия, трудолюбия, уважения к старшим
    12) воспитание в духе интернационализма
    13) воспитание уважения к государству, органам власти, государственной символике, законам, Конституции
    14) воспитание честного и добросовестного отношения к труду
    15) воспитание патриотизма, дисциплинированности, гражданского долга, требовательности к себе.
    III. Каковы задачи экологического воспитания
    1) Формирование представлений о вечной гармонии человека с природой
    2) приобретение необходимых знаний об окружающей среде
    3) воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе
    4) привитие навыков жить в согласии с природой
    5) формирование готовности прийти на помощь природе
    6) все ответы правильные.
    42 В русской дореволюционной педагогике цель воспитания выводилась из трех начал — православия, самодержавия, народности. Автор дореволюционного Курса педагогики, дидактики и методики А. Тихомиров следующим образом определяет цель воспитания Разумный и добрый человек вот незыблемая и бесспорная цель воспитания, как понимает ее и слово Божие, и здравый смысл народа. Таких же взглядов придерживался и другой известный русский педагог М. Демков. Громадную роль в жизни людей, — писал он, — играют религия и нравственность. Нравственное поведение человека во многом зависит от влияния этих культурных факторов. Укрепление их влияния составляет задачу нравственно-религиозного воспитания. Народность — важное требование русской дореволюционной системы воспитания. В учебной книге по педагогике, вышедшей в 1913 г, ясно сказано, что молодое поколение надо воспитывать для общества. Создать свободных и полезных членов общества, делающих ему честь своими делами, повышающих его силу, улучшающих его качество, — в этом существенная цель всякого воспитания, начиная
    . с примитивнейшего военного и кончая сложным культурным. Применимы ли высказанные идеи в современном обществе Содержание процесса воспитания Связь целей, задачи содержания очевидна. Из целей выводится содержание воспитания. Чего не было в задачах, того не будет ив содержании. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, дают возможность достичь главного — формирования всесторонне и гармонически развитой личности. В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса радикально менялись. Нет единства и сегодня наше общество, а вместе сними школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания, в основе которого следующие идеи
    1. Реализм целей воспитания — разностороннее развитие человека, опирающееся на его способности и дарования. Средство
    43
    Устремленность школы в жизнь — залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь от
    • нивелирования личности к ее разностороннему развитию
    • заучивания догм к познанию и преобразованию мира
    • авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству. Как организовать содержание воспитания для осуществления этих идей Сегодня мало сообщить воспитаннику, что он должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы — для чего это нужно, что это дает В зарубежных воспитательных системах именно практическая сторона выходит на первый план и служит мощным стимулом выработки положительного отношения к содержанию воспитания. Теоретический анализ подтверждает, что современный выпускник средней общеобразовательной и высшей школы должен быть инициативным, самостоятельным, мобильным, готовым правильно отреагировать на любой вызов жизни. Практически его следует готовить к выполнению трех главных ролей в жизни — гражданина, работника, семьянина Попытаемся определить конкретные качества личности и обязательства человека по выделенным направлениям. Гражданин Выполнение гражданских обязанностей — чувство долга перед страной, обществом, родителями. Чувство национальной гордости и патриотизма. Уважение к Конституции государства, органам государственной власти, Президенту страны, символам государственности гербу, флагу, гимну. Ответственность за судьбу страны. Общественная дисциплина и культура общежития. Бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям. Общественная активность. Соблюдение демократических принципов. Бережное отношение к природе. Уважение прав и свобод других людей. Активная жизненная позиция. Правосознание и гражданская ответственность. Честность, правдивость, чуткость, милосердие. Ответственность за свои дела и поступки. Интернационализм, уважение к народам других стран и т. д.
    45 достижения их — освоение человеком базисных основ культуры. Отсюда центральное понятие содержания воспитания — базисная культура личности, культура жизненного самоопределения экономическая культура и культура труда политическая, демократическая, правовая, нравственная, экологическая, художественная, физическая культура семейных отношений.
    2. Совместная деятельность детей и взрослых Поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры выработка на ее основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивают активную личную позицию школьника в воспитательном процессе.
    3. Самоопределение Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности —- человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Жизненное самоопределение — понятие более широкое, чем только профессиональное или только гражданское оно характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение.
    4. Личностная направленность воспитания В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а ребенок, подросток, юноша — высшая цель, смысл педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания.
    5. Добровольность Без доброй воли воспитанников не могут быть воплощены сущностные идеи воспитания ни идея развития (преодоления, возвышения себя, ни идея сотрудничества. Воспитательный процесс, если он принудительный, ведет к деградации нравственности как ребенка, таки учителя. Свободная воля воспитанника проявляется, если воспитатели опираются на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, стремление к самодеятельности и творчеству.
    6. Коллективистская направленность В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лить подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
    44

    IV. Какой ответ среди задач гражданского воспитания неправильный
    1) Понимание ведущей идеи, объединяющей людей в многонациональном и поликультурном обществе
    2) принятие гражданственности как общего для всех закона жизни
    3) формирование знаний о культуре поведения в обществе
    4) овладение знаниями о гражданском обществе
    5) подготовка к жизни в гражданском обществе.
    V. Традиционными составными частями воспитания не являются
    1) умственное воспитание
    2) духовная зрелость
    3) общая эрудиция
    4) нравственное воспитание
    5) духовное совершенствование энциклопедичность знаний
    7) физическое воспитание
    8) эстетическое воспитание
    9) трудовое и политехническое воспитание
    10) интеллектуальное богатство.
    VI. Найдите номера ответов, подтверждающих роли человека, к выполнению которых его должно готовить воспитание.
    1) Воспитанный человек
    2) знаток этикета
    3) гуманист
    4) эколог
    5) природолюб;
    6) семьянин
    7) гражданин
    8) патриот интернационалист
    10) работник. Содержание или программы Попробуем представить себе заказчика воспитательных услуг на рынке. Чего он потребует Скорее всего, он не станет вникать нив цели воспитания, нив его содержание. Он скажет просто Покажите мне программу, согласно которой выбудете осуществлять воспитательный процесс, скажите, какими будут конечные результаты и сколько все это будет стоить. Это
    47 Работник Дисциплинированность и ответственность. Работоспособность и организованность. Общие, специальные и экономические знания. Политические знания. Творческое отношение к труду. Настойчивость, стремление быстро и качественно выполнить порученное дело. Профессиональная гордость, уважение к мастерству. Сознательность, вежливость, аккуратность. Эмоциональная производственная культура. Эстетическое отношение к труду, жизни, деятельности. Коллективизм, умение трудиться сообща. Инициативность, самостоятельность. Готовность много и плодотворно трудиться на благо страны, общества. Деловитость и предприимчивость. Ответственность за результаты труда. Уважение к людям труда, мастерам производства и др. Семьянин Трудолюбие, ответственность. Тактичность, вежливость, культура общения. Умение держать себя в обществе. Опрятность, чистоплотность, гигиенические навыки. Здоровье, привычка к активному образу жизни. Умение организовывать и проводить досуг. Разносторонняя образованность. Знание правовых норм, законов. Знание практической психологии, этики. Умение воспитывать детей. Психосексуальная подготовленность. Готовность вступить в браки выполнять семейные обязанности. Уважение к своим родителям, престарелым людям. Нетрудно заметить, что в выделенных сферах многие качества повторяются. Это свидетельствует об органичной целостности воспитания всех качеств и сторон личности и указывает единственно верный путь достижения этой целостности — комплексный подход к воспитанию.
    46
    г представлены полный перечень и характеристики всех качеств, которые в принципе могут быть сформированы воспитанием. Разумеется, общая программа не может регламентировать содержания воспитания даже в параллельных классах, не говоря уже о корпоративных и индивидуальных заказчиках воспитательных услуг. Вот почему, опираясь на ориентировочную тематику, каждый воспитатель обязан творчески подходить к определению конкретных элементов воспитанности, учитывая цели, конкретные условия, уже достигнутый уровень воспитанности. Но зададимся вопросом — для кого предназначена такая программа, ведь общество уже расслоилось что подходит для одного слоя, не подходит другому. Не будем брать верхний слой, сливки общества, для которых общая программа ник чему. Небу дем брать и нижний слой, павших духом маргиналов, — им она тоже ник чему. Средний слой нашего общества — здоровый, сильный, жизнеспособный, имеющий относительный достаток и уверенно смотрящий в завтрашний день, вот кто станет потребителем нашей программы. Он со своим здоровым прагматизмом и трезвыми оценками реалий выбросит из нее все, что не требуется для жизни, добавит все что надо. Примерная программа воспитания 49 базисных качеств в средней общеобразовательной народной школе с наращиванием уровня сформированное от начального до высокого Начало программы первый день ребенка в школе. Конец программы последний день выпускника в школе. Ожидаемый результат практическое поведение на основе полного освоения базисных качеств. Гарантии школа гарантирует надлежащий уровень воспитанности и принимает претензии в течении 10 лет. Стоимость программы. Поддержка программы Правительство РФ, региональные органы власти, социальные институты, фонды, семья. Базисные качества человека, которые, вместе с семьей и всеми другими социальными институтами, будет формировать школа Доброжелательность Приветливость Умеренность Дисциплинированность Активность Работоспособность Аккуратность Чувство долга Вежливость Чувство национальной гордости
    49 профессионалам следует вникать в теорию и прочие тонкости. А потребитель требует качественной услуги. Получается, что цели, задачи, содержание воспитания должны быть переплавлены в программу воспитания — документ, в котором перечислены совершенно конкретные качества, которые будут сформированы в воспитательном процессе, гарантированный уровень их сформированное. Выражаясь современным языком, это будет бизнес-план, в который будут вложены деньги, чтобы получить прибыль. Прибыль от воспитания. А что думаете вы по поводу рыночной стоимости воспитания Приоритеты и программа воспитания Задач так много, что даже упомнить все невозможно. Волей-не­
    волей приходится выделять приоритетные. По какому критерию Естественно, по важности. Но кто докажет, что воспитание ответственности за свои поступки по отношению к природе — задача менее важная, чем подготовка к жизни в гражданском обществе Попытки делить задачи на главные и второстепенные, основные и сопутствующие не увенчались успехом. Но выход есть считать приоритетными задачи воспитания, отражающие вечные ценности жизни, с учетом нынешних реалий и будущих изменений определить на их основе базисные качества, сделать их перечень обозримым. Так появилась идея формирования 49 главных качеств (7 вечных добродетелей, умноженные на 7 витков прогресса, изменившего жизнь современного человека, формированием которых следует заниматься в семье ив школе. Формирование базисных качеств составляет программу воспитания — документ, в котором содержатся
    • полная характеристика конкретных качеств, которые будут сформированы в воспитательном процессе
    • гарантированный уровень их сформированности;
    • сроки формирования каждого отдельного качества и выполнения всей программы в целом
    • стоимость формирования каждого качества и выполнения всей программы в целом. Программы воспитания составляются классными руководителями, специалистами воспитательных учреждений или другими людьми, подписавшими обязательства по воспитанию на основании общей ориентировочной программы, в которой
    48
    Патриотизм _ Умение держать себя в обществе Ответственность Опрятность (чистоплотность) Культура общения Усердие Бережное отношение к природе Ответственность за свое здоровье Уважение прав и свобод других Активный образ жизни людей Умение проводить досуг Честность (правдивость) Разносторонняя образованность Чуткость (милосердие) Знание правовых норм Ответственность за свои поступки Знание религии, этики Организованность Знание духовных основ жизни Трудолюбие Умение наладить отношения Настойчивость (целеустремлен- в семье ность) Психосексуальная подготовлен-
    Скромность ность Коллективизм (умение трудиться Уважение к противоположному сообща) полу Инициативность (самостоятель- Готовность вступить в брак ность) Уважение к своим родителям Готовность трудиться Уважение к пожилым людям Деловитость (предприимчивость) Умение наладить общение Уважение к людям труда Прилежание Ответственность Умение доводить дело до конца Тактичность ' Толерантность Можно, разумеется, спорить о количестве и содержании выделенных качеств. Только спорить особенно не о чем Во-первых, основные качества вошли в перечень Во-вторых,
    их количество вполне обозримо, а не безразмерно, что позволяет конструировать весьма простую и эффективную систему наращивания качеств В-третьих,
    качества заданы диагностично, их сфор- мированность можно проверить. Наконец, чисто арифметический подсчет сосредоточивать усилия в каждом новом году придется всего лишь на пяти новых качествах, параллельно упражняя и укрепляя те, которые начали формировать. Гарантия полная залету нормального ребенка можно сформировать все выделенные качества на достаточном уровне. Нужно разработать систему и неуклонно ее придерживаться. Такую систему мы спроектируем, когда будем рассматривать работу классного руководителя. Найдите качества, которые, на ваш взгляд, не требуются современному человеку и на воспитание которых не следует тратить времени и средств. Попытайтесь также в предложенном перечне из 49 качеств выделить наиболее для вас важные.
    50 Нравственное воспитание Наша тревога — воспитание нравственности, духовности. Если бы это было во власти вашего профессора, то все воспитание он сосредоточил бы вокруг простых и понятных каждому истин, прежде всего — выполнения библейских заповедей, которые примерно одинаково повторяются во всех религиях. В Библии воспитатель найдет заповеди Божьи, добродетели, к которым следует стремиться, и грехи, которых надо избегать. Будем прививать школьникам нравственность не декларированием моральных заповедей в сочетании с угрозами наказания, а прежде всего личным примером. Не призываем вводить в школы изучение Закона Божьего, хотя этого требуют многие родители. Простои буднично, но постоянно будем напоминать детям заповеди, известные уже не одно столетие Почитай отца своего и мать. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства. Не пожелай жены ближнего. Не пожелай имущества ближнего своего. Возлюби ближнего твоего как самого себя. Ничего почти не знают наши школьники о смертных грехах, которых человек должен избегать в жизни гордыни, жадности, блуда, зависти, чревоугодия, гнева, лени. Можете назвать их пороками, недостатками, если не приемлете религиозной терминологии. Рассказывайте о добродетелях, противоположных грехам смирении, щедрости, целомудрии, доброжелательности, умеренности, кротости, усердии в добрых делах. Принципы морали и нравственности должны помочь детям избежать неприятностей в жизни и вырасти ответственными за свои поступки. Но моральные принципы нужно не только знать, но и следовать им. Накормить голодного. Напоить жаждущего. Одеть нагого. Принять странника в дом свой. Навестить больного. Посетить заключенного. Похоронить умершего. Какой бы веры ни придерживались семья и школьник, везде предписывается человеку творить добро и избегать зла.
    51
    Чего хотят и требуют люди
    Л.Н. Толстой постоянно призывал спрашивать мнение народа о том, чего он хочет от школы, от учения. Но нив дореволюционной России, нив советские времена его, народ, об этом никто не спрашивал. Сегодня специальные институты изучают общественное мнение. и мы можем узнать, чего же хотят люди от школы, какое воспитание необходимо давать детям. Какими хотят видеть россияне своих повзрослевших детей Что они считают главным, а что лишним в их воспитании На эти вопросы отвечают исследования социологов. Вот как выглядят результаты мониторинговых исследований ИКСИ РАН, проводимые в последние годы по общероссийской репрезентативной выборке. Что считают главным в воспитании детей родители Ответы даны в порядке убывания значимости (в процентах
    — Дать хорошее образование — 71,7
    — Воспитать детей честными и добрыми — 36,9
    — Привить самодисциплину, трудолюбие, организованность — 29,2
    — Воспитать мужество, стойкость, умение постоять за себя — 28,3
    — Обучить профессии, которая всегда дает кусок хлеба, —22,1
    — Воспитать независимость и самостоятельность — 18,4
    — Развить умственные способности — 13,5
    — Сформировать деловые способности, деловую хватку — 13,1
    — Научить приспосабливаться к обстоятельствам — 8,9
    — Воспитать искреннюю веру в Бога — 7,2
    — Воспитать терпимость — 6,1
    — Сформировать гражданскую позицию, убеждения — 3,9
    — Приобщить к национальной культуре — 3,7
    — Приобщить к демократическим ценностям — 0,7 Видно, что родители стремятся подготовить детей к сложностям современного мира и одновременно воспитать хорошего человека — образованного, честного и доброго, трудолюбивого к организованного, умеющего постоять за себя и независимого. Однако родители нередко считают ненужными в дальнейшей жизни детей такие качества, как терпимость, гражданственность, убеждения, приобщенность к культурным ценностями ценностям демократии. Поскольку на вопросы анкеты отвечали не дети, а родители, основываясь на собственном социальном опыте, естественно предположить, что эти качества не востребованы прежде всего ими самими (Народное образование. 2003. № 7).
    52 Воспитание духовности Задачи воспитания множатся, и не будет этому конца, потому что усложняется человеческая жизнь. На ее вызовы необходимо искать адекватные решения. Но если мы будем только наращивать ответы, не устраняя причин возникновения новых проблем, мы ничего не сможем сделать. Вечная мудрость подсказывает один-единственный правильный выход чтобы не натыкаться всякий раз на очередной нерешенный вопрос, нужно решить одну коренную проблему, а именно — воспитания духовности. Тогда сами собой отпадут недостатки нравственного, сексуального, экономического, трудового воспитания и держать человека в узде как несмышленого ребенка не будет никакой необходимости. Повышение духовности устраняет общую причину невоспитанности. Не сразу мы осознаем этот путь и сделаем по нему первые практические шаги. Будут противоположные мнения люди очень нелегко отказываются оттого, что однажды приняли. Но каких доказательств низкой эффективности воспитания нам еще нужно Они видны на каждом шагу. Сверкающий великолепием воспитательный механизм имеет лишь один недостаток — он не работает. Как удавалось российской школе стоять на прочных основах духовности в прежние времена Покопавшись в истории, обнаружим ценный опыт и надежные способы решения воспитательных задач. Нет необходимости изобретать велосипед, уходить оттого, что давало надежные результаты в прошлом. Российская педагогика духовности и нравственности всегда стояла на крепких основаниях мудрости, традиций, православия. И всегда шла в русле мирового духовного процесса. В историческом плане первые систематизированные попытки формирования духовного мира подрастающих поколений можно обнаружить еще в древнеиндийских философских источниках, датированных приблизительно пятым тысячелетием до новой эры. Они свидетельствуют о существовании традиции обучения, когда учитель знакомил учеников 1) с мировоззренческой теорией определенного учения и 2) с практическими методами самосовершенствования. Все шло от духовного учителя. Путь был найден безошибочный — теория должна сочетаться с практикой Поняли теорию, приняли, применяем на практике. Учитель самостоятельно отбирал учеников, учитывая их готовность к восприятию учения. Возрастные особенности не имели при этом значения. Среди практических
    53
    методов, которые использовались вовремя духовной практики, были разные виды медитаций, молитвы, созерцания, сосредоточения и проч. Много внимания формированию духовных ценностей уделялось в Египте. В литературных свидетельствах, датированных третьим столетием до новой эры, подтверждается, что центрами духовности были величественные храмы Фив и Мемфиса. Кандидаты туда проходили испытания на терпение и трудолюбие. Победителей знакомили с многомерными значениями отдельных символов настенной живописи, однако на протяжении длительного времени ученикам не давалось никакой информации. Им лишь разрешалось гулять, изучать и самостоятельно расшифровывать символическую живопись подземных храмов. Молодым людям хотелось как можно быстрее понять все увиденное, но учитель повторял, что только самостоятельным трудом можно овладеть знанием. Постепенно в сознаний ученика возникали определенные связи между графическими изображениями и опытом собственной жизни, активизировались программы интеллектуальной деятельности, запускался механизм извлечения знаний из глубин подсознания в точном соответствии с рассмотренными выше схемами рекапитуляции врожденных идей. Проходило время, и взаимосвязь Вселенной, человечества и смысла собственной жизни все большее осознавался учеником. Приоритетными для него становились ценности духовные. После этого его знакомили со священными науками, не боясь, что переданные знания принесут вред. Те же самые схемы формирования духовности мы встречаем в Древнем Шумере, странах Востока, Японии, Китае. В формировании моральных качеств и духовных ценностей молодежи приоритет принадлежит религиям. В христианской религии содержание духовности составили истины и моральные нормы Нового Завета, принятые за основу во многих философских, политических и педагогических системах. Среди основных методов самосовершенствования мы снова встречаем молитву, пост, участие в службах, в добрых делах. Мало чем отличаются формы и методы формирования духовного человека ив наше время. Например, в современной буддийской школе действуют простые, понятные всем принципы и правила духовного воспитания
    1. Старшие ученики должны всячески помогать в развитии младших.
    2. Любовь и сочувствие ко всем живым существам.
    54 Основной принцип формирования духовности — воспитание личным примером Думай, делай, поступай, как я, постоянно напоминает учитель. Если он видит какое-то отклонение, тотчас устраняет помеху, чтобы свободно двигаться дальше. Если ученик испугался от неожиданности его вопроса и ждет порицания, учитель советует ему повернуться лицом к своему страху итак поступать всегда и везде. Формирование духовного сознания идет через утверждение прекрасного во внешнем и внутреннем мире. Основная цель буддийской школы состоит в пробуждении сознания ученика. Но знания не сделают человека свободным от проблем и конфликтов. Они необходимы, чтобы вызволить его из тюрьмы страданий. Буддийская медитация, как метод самосовершенствования, имеет большую силу. Сегодня элементы медитации проникли во многие религиозные системы и школы, ими направляемые. В некоторых западных учебных заведениях официально вводятся уроки погружения, самоанализа, чтения, чтобы дети посидели и подумали. Странное впечатление производят такие занятия на них ничего не делают. Единственное требование — сидеть тихо и спокойно, не мешать другим. Заниматься можно чем угодно. Никакого регламента нет. Желающим раздают четки. Экспериментаторы утверждают, что уже через год-два ученики не могут обходиться без таких занятий, становятся спокойнее, добрее, отзывчивее. Продолжая исторический обзор подходов к формированию духовных ценностей молодежи, скажем несколько слово знаменитейшей школе Пифагора. Духовности требуется прочный научный фундамент — провозгласил мудрец. Как и его предшественники, он считал недопустимым учить человека фундаментальным наукам прежде, чем он научится руководить своими инстинктами, эмоциями. Зачем знания несовершенному человеку — спрашивал он. Прежде развейся в человека, стань им, а потом уже добивайся знаний. Пифагор запретил в своей школе борьбу, поединки, объясняя, что это вводит в гимнастические упражнения элементы гордыни и озлобления. Особое значение он придавал смеху и походке молодых людей. Смех есть бесспорное указание на характер человека. Развитие эмоций, способности к самоконтролю он считал необходимой предпосылкой начала обучения. В древней русской философии вопросами духовности много занимался ГС. Сковорода. Задача воспитания, считал он, — сохранить здоровье ребенка, научить его признательности,
    55

    2. Нежизнеспособные схемы воспитательной работы следует заменить пронизывающим учебный процесс от начала и до конца духовным воспитанием.
    3. Школьную систему воспитания должен цементировать специальный предмет, примерно такой, каким был когда-то Закон Божий он будет изучаться со второго до выпускного класса.
    4. Воспитание должно иметь практическое применение на каждом шагу изученных в классе основ духовного предмета, теория немедленно проверяться практикой. Следует изучать духовные книги, применять специальные методы.
    6.. Поддерживать систему и направлять процесс должен авторитетный духовный наставник.
    •J Во многих учебно-воспитательных заведениях уже накоплен ценный опыт возрождения духовного воспитания. В этом плане учащимся предлагаются для изучения различные мировоззренческие, философские, этические и даже религиозные курсы — психологии самопознания, духовного совершенствования, мировых религий, самоанализа, самовоспитания, самореализации, выбора жизненного пути и карьеры и т. п. Весьма близок к решению проблемы духовного развития школьников B.C. Библер с сотрудниками. Сущность их Школы диалога культур состоит в изменении содержания стержневой идеи образования. Ее основные принципы 1) равноправие участников учебного диалога в процессе образования 2) культи развитие культуры деятельности 3) диалогизм культур имеет проекцию на траекторию духовного становления учеников. В Школе диалога культур осуществляется формирование духовного пространства учеников. Эксперимент дал хорошие результаты в образовательной сфере, полученный опыт можно было бы распространять и на воспитательную область. Некоторые технологические решения можно позаимствовать из проекта Образование для жизни (авторы В.Я. Звиняцковский,
    Э.О. Помыткин, С П . Соболева). Диагностическая работа строится по методике комплексной оценки гармонического развития школьников. Духовный мир школьника укрепляется благодаря целенаправленным педагогическим влияниям авторитетных для школьников воспитателей. Важным условием является отсутствие атмосферы соревновательности . Сверхзадача состоит в том, чтобы превратить массовую общеобразовательную школу из научно-образовательной в духовное социаль­
    но-культурное учреждение, которое готовило бы не только грамотную, но и духовно развитую личность.
    58 Предложено множество авторских программ для реализации отдельных направлений духовного воспитания в школе. Некоторые из них прошли серьезную экспериментальную проверку и дали неплохие результаты. Задача в том, чтобы согласовать позиции, взять лучшее из представленных материалов, получить поддержку администрации и родителей и начинать практическое внедрение целостного курса. Для иллюстрации приводятся некоторые материалы будущего курса Человек, его жизнь и счастье. В начальной и основной школе рассматриваются простые идеи, для учащихся 10—11 классов идеи усложняются. Путь к сердцу ученика прокладывается черев примеры духовной жизни выдающихся людей Земли. Рассматриваемая часть программы экспериментально проверялась С.А. Мукомел в 10—11 классах гимназии. Цель теоретической подготовки — познание путей духовного развития, стремление следовать идеалам гуманистическим, эстетичным, экологическим, ценностям познания и самосовершенствования. Цель практической подготовки — укрепление навыков духовного поведения. Вовремя проведения занятий предполагается развитие и укрепление у школьников простых форм нравственности, формирование элементов таких духовных качеств, как совесть, долг, ответственность за собственную жизнь. Актуальность курса обусловлена необходимостью утверждения духовных начал в жизни человека. Из-за отсутствия духовных ценностей и ориентиров их место заполняется отрицательными образцами мышления и поведения. Значительное распространение эта тенденция получила в подростковой среде, следствием чего стала потеря смысла жизни, нарастание отклоняющего, деструктивного поведения. Жизнь детей и подростков должна наполняться духовным смыслом. Встречи с духовным наставником, предусмотренные программой курса, соответствующие упражнения, овладение навыками морального поведения помогают школьникам лучше понять свое назначение и место в жизни, дают основу для размышлений о собственной судьбе и счастье. Реализация программы сводится к организации теоретических и практических действий, оказывающих содействие духовному развитию воспитанников. Для формирования у школьников духовных идеалов и ценностей используется механизм интереса к выдающимся людям в истории человечества, достигшим высокого уровня духовного развития. Знакомство с жизнью Христа, Пифагора, Платона, С. Радонежского, Г. Сковороды, других выдающихся людей помогает школьникам в собственном самоопределении. Теоретические занятия строятся по принципу погружения в идею, коллективного обсуждения, медитации и отдыха. Занятия сопровождаются специальными упражнениями, помогающими воспитанникам
    59
    чувствовать, понимать, а затем и контролировать свой организм (дыхание, поза, напряжение, расслабление. Значительное внимание уделяется умению концентрации внимания и дальнейшей релаксации. Концентрируя внимание на конкретных явлениях и предметах, воспитанники учатся одолевать влияние факторов, которые мешают сосредоточению, а когда концентрация внимания на конкретном станет для них естественной, переходят к абстрактным понятиям. Практика духовного совершенствования осуществляется постоянно. Таким образом достигается главная цель человек учится управлять собой, никому его не придется сдерживать и контролировать. Упражнения начинаются тотчас с реализации простейших обыденных отношений — стоять, сидеть, смотреть, дышать. Требования к преподавателю здесь одно он обязан быть высоко­
    духовным человеком, к тому же обладать профессиональной компетентностью, способностью понимать учеников, умением их заинтересовать. Примерная тематика теоретических занятий Часть 1. Путь человека i

    1. Вступительное занятие Беседа с воспитанниками, цель которой выяснить, как они понимают человека и его назначение. Место и роль человека во Вселенной. Единство макро- и микрокосма. Зависимость человека от природы и наоборот. Уникальность каждого и необходимость познания каждым собственной сущности для реализации себя в окружающем мире. Вывод — понимание, зачем человек приходит в этот мир, смысла его жизни.
    2. Возможности человека Что может и чего не может человек. Что значит — прожить жизнь долгую и счастливую Возможные сценарии жизни. Примеры того, как можно прожить жизнь, на что. потратить ее. Диоген, киники, стоики, эпикурейцы, отшельники. Другие доступные возрасту примеры. Вывод — жизнь у человека будет такой, какой он ее выстроит.
    3. Космические законы Вечное течение жизни. Путь человека. Что подвластно воле человека Что он должен делать и чего не должен Ограничения и запреты. Возмездие за грехи. Мудрость человека — ничего не нарушать в храме природы. Взаимодействие между людьми. Подавление страстей. Вывод — вступающие в жизнь должны учиться утех, кто ее прожил. Никчемная жизнь недостойна подражания. Выстраивать свой сценарий нужно на лучших образцах.
    4. Слово в жизни людей Сначала было слово. Энергетика слова. Пустые слова — энергетическая потеря. Влияние слова на сознание и подсознание. Неправда искаженное отражение действительности. Значение голоса,
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   34


    написать администратору сайта