Педагогика как наука
Скачать 304 Kb.
|
Глоссарий по теме «Педагогика как наука»
Теоретическая часть Педагогические идеи Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта и К.Д. Ушинского «Великая дидактика» Я.А. Коменского 1) Полное название труда Я. А. Коменского. «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или другого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни». Для книг того времени было характерно длинное название. Оно знакомило читателя с данным трудом, способствовало появлению у них заинтересованности, говорило об основном содержании книги. В полном названии труда Я.А. Каменского можно выделить подход к определению дидактики как “универсальному искусству учить всех всему”. Название отражает и цель образования – “обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия”. Данное название содержит точку зрения автора на то, что обучаться наукам может “юношество того или другого пола без всякого… исключения”. Основное содержание книги. «Великая дидактика» начинается введением, которое состоит из нескольких частей. Первая из них говорит о пользе дидактического искусства, вторая является посвящением всем читателям, а третья обращается ко всем, «стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». В данном вступлении автор определяет дидактику как «универсальное искусство всех учить всему». Начиная с утверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит к выводу о том, что «...жизнь является только приготовлением к вечной жизни». Повторяя вслед за ведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены в человека от природы, Коменский, убежден, что данные чувства необходимо развивать (главы 4-6). 7-10 главы посвящены общим принципам обучения - обучение должно быть коллективным, обоеполым и, по возможности, универсальным. Затем несколько глав (12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Он считал, что до появления "Великой дидактики" не было "нормальных" школ. Для реальной реформы схоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16), основы обучения (гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24). Оставшиеся главы в основном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию (материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку). В заключительной главе Ян Амос Коменский говорит об условиях, необходимых для претворения своей идеи в жизнь. А заканчивается « Великая дидактика» проникновенной молитвой, обращенной к Господу: "Господи, Боже наш! Все, что мы совершаем в честь святого имени твоего, все это от твоих рук…" 2) Цель образования человека. Человек должен быть “одаренным разумом среди всех”, быть “разумным созданием”. С точки зрения Коменского, “быть разумным созданием – это значит всё исследовать и давать всему имена и всё исчислять, т.е знать и иметь возможность назвать и понять всё что находиться в мире…” По мнению Коменского, одно из истинных требований, предъявляемых к человеку, заключается в том, чтобы он был знающим все вещи. Это требование, как считает Я.А. Коменский, можно выразить одним словом: образование. Под образованием, с точки зрения педагога, “нужно понимать познание всех вещей, искусств и языков”. 3) Характеристика образования. Чтобы человек стал человеком, он должен получить образование. Оно необходимо всем. Школам нужно вверять всё молодёжь обоего пола. В школы следует отдавать не только детей богатых или знатных, но и всех вообще. Образование должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности. Дети вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьёзностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями, школьными учителями, профессорами, а самые места, которые предназначены для общих совместных занятий, называют школами, учебными заведениями, аудиториями, коллегиями, гимназиями, академиями. Школа должна сделать людей мудрыми по уму, благородными в своих действиях и благочестивыми сердцем. Эти качества недолжны быть разрываемы. Основанием этому является связь самих вещей, строение нашей души и цель нашего ниспослания в мир. 4) Основоположения Я.А. Коменского
5) Сущность принципов. -Принцип природосообразности Я.А.Коменский был первым педагогом, обосновавшим принцип природосообразности в воспитании. Педагог был убежден в том, что в области обучения и воспитания в целом действуют законы, общие для природы, а методы школьной работы должны на эти законы опираться, т.е. быть природосообразными. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей. На принципе природосообразности, считал Коменский, основывается «обучение всех всему». В этом принципе содержится два основных положения: необходимо соблюдать в обучении строгий порядок во всём и следует заимствовать этот порядок из природы. - Принцип наглядности. Я.А.Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа. Этот принцип предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Коменский рекомендовал использовать в процессе обучения различные вспомогательные средства- картины, макеты, модели и т.п. Он развил наглядность до привлечения всех органов чувств к познавательной деятельности во все, воспринимаемом слухом, вкусом, осязанием. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. - Принцип последовательности обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться активно действовать с помощью речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п. Первое требование Я.А. Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку “порядок - душа всего”. Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы “вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы”. Третье требование, состоит в том, чтобы “все изучалось последовательно с начала и до завершения”. Четвертое требование - “подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи”. Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактичеких правил для реализации этих требований. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися. “Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим”. Обучение “должно идти от более общего к более частному”, “от более легкого - к более трудному”, “от известного - к неизвестному”, “от более близкого к более отдаленному”. - Принцип доступности. Я.А. Коменский предполагал систематический учебный труд школьников в классе, выполнение ими домашних зданий, но при учете уровня их развития и имеющихся знаний, их интересов, направленных на познание окружающего мира. Содержание и методы обучения должны отвечать возможностям детей, т.е. быть им доступны. Тогда и весь учебный труд будет восприниматься детьми радостно, с искренним удовольствием. -Принцип сознательности обучения. Принцип сознательности предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. Коменский считал главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: “Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)”. С точки зрения Коменского, основным свойством сознательного знания является не только понимание, но и использование знаний на практике: “Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии”. Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: “При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает”. Сознательность в обучении, по мнению Я.А. Коменского, неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. 6) Характеристика классно-урочной системы обучения Я. А. Коменского. Одна из выдающихся заслуг Я. А. Коменского - создание и обоснование классно-урочной системы обучения. Классно-урочная система обучения – это организация учебного процесса, при которой учащиеся группируются для проведения занятий в коллективы, сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно учебного года), – классы, а ведущей формой обучения является урок. Именно Я. А. Коменский представил урок как форму организации процесса обучения и раскрыл основные положения классно-урочной системы обучения: - постоянный состав учащихся, примерно одного возраста и уровня подготовленности; - проведение занятий в конкретное время по стабильному расписанию, предусматривающему чередование учебных предметов; - одновременная работа учителя со всем классом по одному предмету; - руководящая роль учителя в течение всего периода обучения. К структурным признакам классно-урочной системы относятся: 1) учебный день 2) учебная четверть 3) учебный год 4) учебные каникулы 5) расписание уроков В организации классно-урочной системы выделяются вертикальное и горизонтальное соединения классов. Вертикально они надстраиваются один над другим. Это отражает содержательно-временные (часть учебного курса – один год) ступени в обучении, на которых находятся учащиеся, и обозначаются порядковыми числительными. Горизонтально – один возле другого – располагаются классы, работающие по тем же учебным планам и программам. Такие классы называют «параллельными», они обозначаются буквами при числительных, отражающими их место по вертикали. Я. А. Коменский сформировал основные пункты, характеризующие классно-урочную систему: - учащиеся должны приниматься в среднее учебное заведение в одно и то же время для получения поэтапного образования, при этом никто не может быть принят уже после начала занятий, как и никто не будет выпущен из школы до конца занятий; - все учащиеся должны быть разделены на классы; по количеству классов должно быть открыто количество кабинетов; классным занятиям учащиеся день за днем обязаны уделять 4 часа; - каждый час должен иметь собственную четкую задачу, которая непременно должна быть решена; - в конкретное время каждый учащийся по сигналу обязан тотчас же отправиться в учебную комнату и занять свое место; - когда учитель что-нибудь излагает и поясняет, все учащиеся обязаны внимательно слушать его; - после каждого часа должен быть перерыв, отдых. С точки зрения Я. А. Коменского, каждый хороший урок обязан содержать изложение нового материала и упражнения, которым он отводил 75% времени. Сегодня по своему дидактическому назначению это ориентировочно соответствует такому типу урока, который называют комбинированным. Структуру урока педагог делит на 3 части начало (повторение пройденного и актуализация внимания), продолжение (показ, восприятие, разъяснение) и окончание (упражнения, овладение знаниями, их использование). Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским классно-урочной системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего педагог предложил использовать регулярные домашние задания и экзамены. Вопрос о трудоемких домашних заданиях Коменский рассматривал негативно, так как центр тяжести в усвоении учащимися учебного материала переносится на самостоятельную работу, вследствие чего ребенку приходится испытывать огромные затруднения, заучивая непонятный для него материал. Коменский настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он дал указания, как планировать и вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. Коменский указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему исвою главную задачу. Учитель должен внимательно следить, чтобы все учащиеся принимали активное участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе. Классно-урочная форма отличается более строгой организационной структурой, является экономной, так как один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Вместе с тем данная форма организации обучения имеет недостатки, снижающие ее эффективность; прежде всего - это ориентация на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися. Итак, Я. А. Коменский обосновал целую дидактическую систему классно-урочного обучения. Это составило богатое педагогическое наследие современной теории и практики. До сегодняшнего дня классно-урочная система остается основой школьного обучения. 7) Характеристика основных ступеней образования по Я.А.Коменскому
Определенные И.Ф. Гербартом основания для выделения теории воспитания как отрасли педагогического знания. 1) Нравственные идеи, составляющие основу воспитания. И.Ф. Гербарт считал, что обучение без нравственного воспитания есть средство без цели. Нравственно развивать характер - значит, предоставлять право самому питомцу принимать доброе и отвергать злое, таким образом, через деятельность возвышаться до самосознающей личности. Гербарт разработал такую систему нравственного воспитания, которая отличается крайним интеллектуализмом. Главное место в его системе занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения в сознание ученика моральных понятий. В основе своей системы И.Ф. Гербарт видел решение этических проблем, основываясь на следующих нравственных идеях, составляющих основу воспитания:
Нравственное воспитание, по мнению Гербарта, заключается в том, что наставник должен считаться с индивидуальностью личности, находить в детской душе доброе и опираться на него, формировать волю и характер будущего члена общества. В отличие от обучения нравственное воспитание непосредственно воздействует на душу ребенка, направляя его чувства, желания, поступки. Нравственное воспитание, по убеждению Гербарта, должно стремиться «поднять в глазах воспитанника его собственное «я» посредством глубоко проникающего одобрения», должно вести к свободе, к свободному движению воспитанника по направлению к добродетели. Воспитатель обязан найти у воспитанника, даже испорченного, хорошие черты и не впадать в уныние, если это сразу не удается. В нравственном развитии ребенка И.Ф. Гербарт выделял четыре ступени: - первая ступень - «память воли» - связывалась им с необходимостью выработки твердого характера по отношению к внещним условиям; - вторая ступень - « выбор» - предполагала осмысление субъектом положительных и отрицательных сторон всего того, к чему он стремится, учет условий, необходимых для достижений желаемого; - третья ступень - «принцип»- связана с деятельностью интеллекта, приводящей к выработке самосознания, здесь происходит выработка принципов, лежащих в основе мотивов поведения, всех поступков и действий; - четвертая ступень - « борьба» - складывается нравственное сознание, проявляющееся в осмысленном принятии тех или иных решений, самопринуждении и самообладании. Нравственное воспитание, по убеждению И.Ф. Гербарта, должно вести к свободе, к свободному движению воспитанника по направлению к добродетели. 2) Цели и средства процессов управления и воспитанияПроцесс воспитания И.Ф. Гербарт делит на три раздела: управление, обучение и нравственное воспитание. Он отделял управление от нравственного воспитания. Приучение детей к порядку, их дисциплинирование как первоначально необходимую ступень, предваряющую собственно воспитание, Гербарт обозначил термином «управление». Управление имеет своей задачей не будущее ребенка, а только поддержание порядка в настоящее время, т. е. в процессе самого воспитания. Первое средство управления — это угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который, по мнению Гербарта, весьма действен в ранние годы. Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. Большое место среди средств управления детьми Гербарт отводит наказаниям, в том числе и телесным. Авторитет и любовь он считает вспомогательными средствами управления. Вся система управления детьми, имеющая своей задачей отвлекать их от беспорядка и нарушений дисциплины, построена у Гербарта на насилии, на дрессировке. Он полагал, что ребенок не обладает сознанием до тех пор, пока не приобретет путем систематического обучения определенного круга представлений. И.Ф. Гербарт придавал большое значение установлению цели воспитания, в зависимости от которой должны определяться воспитательные средства. Он считал, что цель воспитания заключается в формировании добродетельного человека. Рассматривая эту цель как вечную и неизменную, Гербарт имел в виду воспитывать людей, умеющих приспособиться к существующим отношениям, уважающих установленный правопорядок, подчиняющихся ему. Педагог должен ставить перед воспитанником те же цели, которые тот поставит перед собой сам, когда сделается взрослым. Эти будущие цели могут быть подразделены на: а) цели возможные; б) цели необходимые. Возможные цели - это те, которые воспитанник может поставить себе, уже будучи взрослым, при выборе какого-либо рода занятий, профессиональной деятельности. Необходимые цели - это те, которые нужны ему в любой области его деятельности. Обеспечивая возможные цели, воспитание должно развивать в человеке многообразную, многостороннюю восприимчивость, сделать круг его интересов шире и полнее, что и будет соответствовать идее внутренней свободы и идее совершенства. Необходимые цели осуществляются, по Гербарту, через развитие твердой воли, нравственного характера. К средствам воспитания относятся:
Гербарт усматривает сущность воспитания в том, чтобы обогатить душу ребенка представлениями, хочет вселить в нее идеи и мотивы добродетельного поведения и выработать у воспитанника нравственный характер. Основные вопросы педагогической теории К.Д. Ушинского 1) Идея народности в воспитании. К.А.Ушинский по праву считается создателем народной школы в России. По мнению его, «воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Идея народности в воспитании - основа педагогического учения К.Д. Ушинского. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа сохранить свое национальное «Я» и способствовать его поступательному развитию во всех областях общественно - экономической жизни. Ушинский считал, что идеал человека должен быть развит на основе развития всей жизни народа. Ведь именно он является связующим звеном человека-гражданина со своей Родиной, и со всем миром. К.Д.Ушинский критиковал всех, кто недооценивал богатый многовековый опыт великого русского народа в области воспитания и, не учитывая интересов народа, механически насаждал европейскую, больше всего немецкую педагогическую теорию и практику. Истинное воспитание, по словам педагога, сохранилось в простом народе, народе-труженике и патриоте, которому дорого все родное - язык, свое устное творчество, песня, природа, героическое прошлое, стремление к свободе. «Удивительно ли... что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа»,- подчеркивал К.Д.Ушинский. По его мнению, говорить о народном воспитании можно лишь тогда, когда процессом обучения и воспитания будет руководить сам народ. Идеальный человек по народному воспитанию ―это человек-патриот, который гордится своими корнями, своей Родиной. Он должен обладать такими качествами, как смелость, отзывчивость, совесть, чувство гражданского долга, уважение к согражданам, признательность себя, как часть своего народа, часть страны, часть мира. Воспитание ― это то, посредством чего можно сформировать настоящих граждан своей Родины, защитников своей земли. К.Д. Ушинский был сторонником гуманного воспитания, а значит, воспитание должно быть построено во благо ребенка, то есть с учетом его физиологических, психических и индивидуальных особенностей. Для того чтобы воспитательный процесс носил действительно народный характер, К.Д. Ушинский советовал при воспитательной работе с детьми дошкольного возраста применять народные игры; он был убежденным сторонником такого метода и воспитания и призывал педагогов к собиранию народных игр. «Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики»,— писал он. Это наставление К.Д. Ушинского старались выполнить русские педагоги дошкольного образования, а сейчас стараются претворить их в жизнь педагоги нашего времени. Народность должна быть положена у любого народа в основу воспитания как общая его закономерность, как исходное начало любой педагогической идеи и цели воспитания. Для осуществления принципа народности в деле воспитания К.Д. Ушинский считал необходимым, чтобы: а) воспитание давало детям реальное образование и вместе с тем развивало их умственные способности с тем, чтобы эти знания были связаны с жизнью и направлены на общенародное благо, отсюда важнейшее значение имеет труд как один из основных принципов воспитания; б) воспитание и обучение проводились на родном языке; в) школа представляла центр воспитания и обучения детей в системе других факторов воспитания; г) система образования обеспечивала женщине получение образования наравне с мужчиной; д) всякое заимствование и внедрение в практику воспитания чуждых для народа иноземных систем и опыта без критической переработки в соответствии с духом идеи народности - недопустимо. Эти требования К.Д. Ушинского, пронизывающие всё его педагогическое учение, являются прогрессивными не только для того времени, когда жил педагог, но они во многом сохраняют свою жизненность и актуальность и для наших дней. Таким образом, К.Д. Ушинский обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. |