ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля
Скачать 1.18 Mb.
|
Развитие школы в Московской Руси. «Книжники» и их роль в распространении просвещения. Домострой как памятник религиозно-педагогической культуры. Со второй половины XIV в. активное участие в деле воспитания и образования стало играть черное (монашествующее) духовенство. В России начинают возникать монастыри, в то время, когда в Западной Европе роль монастырей в образовании стала уменьшаться. Монастыри в России основывались в местах труднодоступных для завоевателей. Они превращаются в уникальную отечественную систему воспитания. Прежде всего, она характеризуется комплексностью, поскольку в монастырях осуществлялось трудовое обучение (монахи вели собственное хозяйство), умственное и культурное воспитание (при монастырях существовали библиотеки) и, конечно же, духовно-нравственное воспитание. Основная цель воспитания - личное нравственное самосовершенствование каждого послушника. Основными методами этого являются саморазвитие, самовоспитание, самообразование. Причем в монастырях сложилась специфическая культурная среда, когда монахи жили совместно, радом с духовными отцами, что обуславливало коллективный характер воспитания. В монастырях давали первоначальное и повышенное образование, называвшееся на Руси «книжным учением». Содержание первого составляло научение воспитанников письму, чтению, счету, знанию религиозных молитв. В «книжное учение» входили предметы тривиума. Так, «Грамматика» Иоанна Дамаскина была хорошо известна Древней Руси. В преподавание грамматики входило изучение и толкование текстов Священного Писания. Ученики знакомились с текстами античных авторов — Гомера, Платона, Аристотеля. В тривиуме важное место отводилось риторике, обучению навыкам красиво говорить и писать. С окончанием ига и началом создания Московского государства связана потребность в подготовке высокообразованных работников, служащих на благо стране. Однако, попытки создания высших школ были неудачны, поскольку отсутствовала разветвленная система школ начальной ступени. Однако, используя влияние церкви и традиционное уважительное отношение простых людей к образованным людям, начинается целенаправленное воспитание и обучение детей. На рубеже XVI - XVII вв. на Украине и Белоруссии возникают «братские школы», совместившие в себе древнерусские традиции и западноевропейское образование. Эти школы отличает естественно сложившаяся классно-урочная система, высокий методический уровень учебной литературы, тесная связь обучения и воспитания, демократический характер организации обучения. Основными чертами братских школ можно назвать: - самоуправление (на общем собрании школы избирались ее ректор и учителя); - всесословность обучения, отсутствие имущественной дифференциации; - четкая организация учебного дня; - содержание образования (славянский язык, греческий и латинский языки, семь свободных искусств). На основе братских школ в 1632 г. Петром Могилой открывается в Киеве прообраз высшего учебного заведения - коллегия, переименованная в XVIII веке в Киево-Могилянскую академию. Курс обучения длился в ней 1.2 лет. В подготовительном классе изучались чтения и письмо на славянском, греческом и латинском языках. В младших классах осваивали катехизис, грамматику, арифметику, риторику, основы географии, истории и других наук. В средних классах обучали поэтике, риторике, латинской литературе, студенты практиковались в составлении проповедей. В старших классах изучали логику, физику, метафизику, философию (2 года) и богословие (4 года). Ведущим методом обучения стал диспут. Создание школ происходило и в столице Московского государства. В 60-х годах возникает школа повышенного типа «для подготовки особо доверенных чиновников личной канцелярии царя» в Спасском монастыре, во главе которой стоял Симеон Полоцкий, выпускник Киевского коллегиума. В 1681 г. открывается школа на Печатном дворе. В 1687 г. в Богоявленском монастыре профессорами Падуанского университета, монахами, братьями Ионикием и Софронием Лихудами открывается Славяно-греко-латинская Академия. Ее можно считать предвестником российской школы, учебным заведением, в котором изучались семь свободных искусств, богословие, право и элементы медико-хирургического дела. Ее выпускники (среди них -М.В. Ломоносов) стали теми людьми, которые сделали возможным осуществление будущих петровских реформ. Памятники педагогической мысли. Наряду с церковными книгами, появляются книги для чтения: «Пчела», «Золотая цепь», «Измарагды», в которых шествовали специальные разделы для родителей (например, «О любомудрии и учении детей», «О почитании родителей», «Об учении и беседе»). Их характеризовали гуманистические взгляды на воспитание детей, наличие народно-педагогических традиций и методов воспитания. Вершиной педагогической мысли русского средневековья является "Домострой», написанный попом Сильвестром. Автор дает советы супругам и как вести хозяйство, и как принимать гостей, как поступать праведно и по совести, как воспитывать детей. Воспитание он рассматривает как специфическую и важнейшую отрасль домашнего хозяйства, тесно связанную с целостным бытом. При этом семья становится своеобразным училищем, где родители являются наставниками, а дети - учениками. Обучение, воспитание и подготовка к жизни осуществляются и контролируются родителями вплоть до женитьбы детей. Причем, роли супругов в семье четко обозначены. Мать - это первая, природная воспитательница, а муж-глава семьи, отвечающий не только за семью, но и за обучение жены домашним премудростям. Воспитательными задачами автор называет: - нравственное воспитание в религиозном духе, сочетающееся с традиционными народными представлениями; - обучение детей необходимым в жизни знаниям, умениям и навыкам, привитие им почтительного отношения к старшим; - взаимодействие родителей и детей является необходимым условием успешного воспитания. XVI в. отмечен и таким выдающимся событием в области просвещения, кик появление книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров издает свою первую печатную книгу «Апостол», а ровно через 10 лет — печатный русский букварь. В последней четверти XVII в. появляется книга «Гражданство обычаев детских», написанная Епифанием Славинецким. В ней по-новому осуществлен подход к воспитанию детей. Семейное воспитание теперь является основой для будущего школьного образования, а ответственность за результаты обучения возлагается не только на семью, но и на учителей. Само произведение написано в виде вопросов и ответов об обязанностях и нормах поведения ребенка, гуманное к нему отношение, знание его особенностей. Содержанием образования являются религиозное воспитание, светское обучение, нравственное воспитание, формирование хороших манер и внутренних качеств человека. В целом данное произведение отвечает практическим запросам торгово-ремесленного населения, заинтересованного в повышенном характере обучения своих детей. Необходимость нового похода к образованию и воспитанию, потребность государства в новых, образованных, широко мыслящих людях подготовили и обусловили успешность будущих реформ Петра I не только в области образования, но и во всех сферах жизни российского общества и государства. Концепция «свободного воспитания» Л.Н.Толстого и ее гуманистический характер. Педагогические эксперименты в Яснополянской школе. Характеризуя идею свободного воспитания в интерпретации Л.Н. Толстого можно сделать вывод, что основой ее является любовь к ребенку, внимание к его интересам, потребностям, жизни. Ключевым принципом теории свободного воспитания Л.Н. Толстого выступает свобода, понимаемая мыслителем, как отсутствие насилия, всяческого принуждения, реализация естественного права ребенка в воспитательном общении. Л.Н. Толстой является крупнейшим отечественным педагогом-мыслителем и признанным новатором в своих взглядах на внутренний мир, природу, потребности ребенка, которому были свойственны непрекращающиеся педагогические искания и преданность педагогической деятельности. Следуя своей педагогической концепции, Л.Н. Толстой признавал за ребенком право на свободу выбора, что обуславливает развитие его разума и чувства и способствует созданию собственного жизненного пути, защищая ребенка от пагубного воздействия муштры, схематизма и механицизма не только учебной деятельности, а всей человеческой деятельности в целом. Грамотная и тщательная разработка Л.Н. Толстым педагогической концепции свободного воспитания включает в себя систему дидактических принципов, среди которых наиболее значимыми он признавал принцип сознательности, принцип тесной связи обучения и жизни, принцип доступности обучения, принцип прочности усвоения знаний и принцип природосообразности, которые были тесно взаимосвязаны, четко описаны и логически вытекали один из другого. Осуждая традиционные методы обучения и воспитания, Л.Н. Толстой разработал свою собственную методическую систему, которую использовал на экспериментальной базе Яснополянской школы, соразмерно организуя учебно-воспитательный процесс с возрастными и психологическими особенностями детей, а также учитывая их потребности и отвечая их интересам. Наиболее значимыми методами обучения и воспитания в рамках концепции Л.Н. Толстого признаны методы наглядности, метод рассказа, метод эмоционального воздействия, метод ситуации затруднения, метод индивидуального подхода. Вся педагогическая концепция Л.Н. Толстого пронизана идеей свободного обучения и воспитания ребенка, отказа от принуждения и защиты от подавления детского активного мышления, творчества, самопознания, самостоятельности. Содержание и развитие основных понятий (ребенок, воспитание, цель, содержание и др.) в теории Л.Н. Толстогодетерминированы философскими воззрениями авторов в решении проблем соотношения индивидуального и социального, человека и общества, личной свободы и ответственности. Их педагогическими взглядами на природу ребенка и принцип свободы; педагогической практикой Яснополянской школы и Дома свободного ребенка. Идея свободы в альтернативной педагогике рассматривалась в русле признания необходимости создания условий для саморазвития личности, подлинное бытие которой отождествлялось с экзистенциальным изменением. В качестве главного условия выступало воспитание, основанное на идеях антиавторитарности, антирепрессивности и психотерапевтической коммуникации. Л.Н. Толстой проявлял интерес к душевной жизни человека, особенно растущей, развивающейся личности ребенка. Одной из определяющих была его мысль о неограниченных возможностях нравственного совершенствования человека, который рожден для постоянного движения и духовного роста. Идея свободного воспитания была глубоко противоречивой, антинаучной. В действительности воспитание - организованный, целенаправленный процесс, имеющий определенные задачи, содержание и осуществляющийся с помощью различные средств и методов воспитательного воздействия на детей. Толстой обеднял содержание учебной программы школы для народа, оставив в ней как обязательное лишь обучение грамоте и счету. Тем самым он принижал образовательные запросы и потребности народа. Отстаивая идею свободной организации школ народом и доказывая, что народ противодействует тем усилиям, которые употребляет для его образования общество и правительство, Толстой пытался, таким образом, отстранить деятелей народного образования от строительства народной школы, полагался на стихийное ее развитие. Эту ошибочную позицию Толстого в свое время справедливо подверг убедительной критике Н. Г. Чернышевский. Яснополянская школа Л. Н. Толстого В своих первых статьях по вопросам воспитания Л. Н. Толстой резко критиковал современную ему педагогику за абстрактность, догматизм, оторванность от жизни. Он признавал школьный опыт и деятельность учителей важнейшим источником педагогики. Яснополянская школа была задумана писателем как своеобразная педагогическая лаборатория по созданию нового содержания и методов воспитания детей, отвечающих прогрессивным педагогическим принципам. Она должна была основываться на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности, всех его способностей. В этой школе занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, элементарные сведения по природоведению и географии, рисование и пение. Сведения по природоведению, географии и истории Толстой сообщал детям в форме художественных рассказов на уроках русского языка. Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они посещали ее и настолько заинтересовывались занятиями, что им приходилось напоминать о том, что пора по домам. Какие бы то ни было взыскания и наказания в Яснополянской школе отсутствовали. Учащиеся делились на три класса - младший, средний, старший; в них ежегодно учились 40-50 человек. По расписанию учебных занятий каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети не уходили домой, находясь в школе с 9 часов утра до 6-7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с учителями, с помощью более старших и знающих учеников младшим и слабым. Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали недельные планы работы, которые обсуждались совместно. В учебные планы вносились изменения в соответствии с мнениями коллег, интересами и запросами детей. Сам Л. В. Толстой преподавал в старшем классе математику, историю. Под его руководством ученики писали много сочинений. Дети особенно любили сочинения на свободную тему; тематика сочинений и лучшие тексты читались и коллективно обсуждались в классе. Толстой вел также беседы по физике, проводил физические эксперименты. Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». Они содержали подробные описания хода учебно-воспитательного процесса. Кроме того, с большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, подлинные мотивы детских реакций на те или иные методы обучения, на обращение учителей с детьми. В отчетах ярко раскрывались особенности крестьянских детей, индивидуальные качества отдельных учеников, фиксировались особые периоды их развития. Все описания школы современниками показывали, что Л.Н. Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы действительно сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в своих отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, усваивать много знаний, самостоятельно мыслить и работать. Очень высоко оценил Яснополянскую школу Л. Н. Толстого выдающийся революционный демократ Н. Г. Чернышевский за то, что в ней относились с уважением к учащимся, изучали их интересы, не применяли насилия, не наказывали учеников [9, с.39]. Яснополянская школа представляла собой, несомненно, ценный педагогический опыт. Своими достижениями она во многом обязана гениальности и педагогическому мастерству Толстого, его гуманному отношению к детям и учителям. Образование в Русском государстве. Элементарное обучение и школы повышенного типа. Появление частных учебных заведений. Роль книгопечатания в распространении грамотности. Учебная литература. Вопрос об уровне образованности среди различных групп населения в Российском государстве в XI–XVII вв. во многом связан с распространением грамотности. Интересным источником по истории образования в Древней Руси являются так называемые берестяные грамоты, включавшие в себя тексты самого разного содержания. Небольшая часть текстов представляла собой учебные пособия и учебные упражнения с азбукой, складами, духовно-нравственными наставлениями, цифрами. Начало изучения грамот было положено в 1951 г., находкой первой из них при археологических раскопках в Новгороде. Берестяные грамоты были найдены, помимо Новгорода, в Старой Руссе, Смоленске, Торжке, Пскове, Твери, Звенигороде Галицком, Витебске, Мстиславле, Москве. Авторами были представители различных возрастов, сословий и родов службы. Следует отметить, что большинство грамот (около 97%) написано и подписано людьми гражданскими, а не духовными. Подобная особенность, а также то, что подавляющее большинство грамот найдено в Новгородской земле, объясняется своей, отличной от центральной Руси культурной традицией. В Новгородских землях XIII–XV вв. под влиянием распространения целого ряда религиозных ересей, сформировалось пренебрежительное отношение населения к слову и материалу его содержащему. Поэтому тексты на бересте в Новгороде как ненужный предмет разрывали или разрезали и выбрасывали, а в Московской Руси – сжигали. Например, специфика подобного явления отражена в так называемом "Вопрошании" иеродиакона Новгородского Антониева монастыря Кирика (ок. 1110 – ок. 1158), адресованном Новгородскому епископу Нифонту: "Несть ли в том греха, аже по грамотам ходити ногами, аже кто изрезав помечет, а слова будут знати?". Упоминаемый Кирик "Новгородец" являлся автором астрономического и математического сочинения "Учение им же ведати человеку числа всех лет" (1136). Не только берестяные грамоты, но и многие найденные в различных городах предметы быта содержали различные надписи (крышки бочек, сосуды, бревна домов, веретена и пр.). Грамотный ремесленник ставил свое имя на изделии, хозяин делал буквенные обозначения цифр на бревнах для правильной сборки дома, сапожник на колодках отмечал имена заказчиков и др. Подобных примеров археологических находок, относящихся в том числе к Новгороду XI–XV вв., очень много. При широком распространении грамотности присланный из Москвы архиепископ Геннадий в своем "Послании" (ок. 1499) митрополиту Симону констатировал низкий, с его точки зрения, уровень образования в Новгороде и указал на необходимость увеличения числа училищ для детей и кандидатов в священники. В "Послании" говорится, что причиной организации подобных училищ являлась не безграмотность священников, а слабое понимание ими богослужебных книг и компонентов церковной службы. Именно на это архиепископ Геннадий и предлагал обратить особое внимание. |