Главная страница

ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


Скачать 1.18 Mb.
НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
Анкорответы на вопросы
Дата06.07.2021
Размер1.18 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
ТипДокументы
#223531
страница2 из 27
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Подход к школьному обучению в Китае

В период правления династии Хань (206 до н.э. - 220 н.э.), завершивший эпоху Древнего Китая, конфуцианство было объявлено официальной идеологией. В этот период образование в Китае получило достаточно широкое распространение. Престиж образованного человека заметно вырос, в результате чего сложился своеобразный культ образованности. Само школьное дело постепенно превращалось в неотъемлемую часть государственной политики. Именно в этот период возникла система государственных экзаменов на занятие чиновничьих должностей, что открывало путь к бюрократической карьере.

Уже во второй половине 1-го тысячелетия до н.э., в период недолгого правления династии Цинь (221-207 до н.э.), в Китае сложилось централизованное государство, в котором был проведен ряд реформ, в частности были осуществлены упрощение и унификация иероглифической письменности, что имело большое значение для распространения грамотности. Впервые в истории Китая была создана и централизованная система образования, которая состояла из правительственных и частных школ. С тех пор и вплоть до начала XX в. в Китае эти два типа традиционных учебных заведений продолжали сосуществовать.

Конфуцианство, ставшее официальной идеологией государства, утверждало божественность верховной власти, разделение людей на высших и низших. В основу жизни общества ставилось нравственное усовершенствование всех его членов и соблюдение всех предписанных этических норм. Эти принципиальные установки сохраняли свою силу вплоть до начала новой эры.

В дальнейшем развитие просвещения, в первую очередь его организация, характеризовалось расширением сети учебных заведений и созданием аристократических воспитательных учреждений для сынов правителей.

В середине 1-го тысячелетия произошли важные изменения в системе государственных экзаменов: к ним официально стали допускать всех, кто предварительно изучил конфуцианские классические книги, независимо от социального положения. Одновременно процедура государственных экзаменов была значительно усложнена: вместо устных экзаменов были введены экзамены в письменной форме, что требовало более тщательного изучения конфуцианских канонов. Период правления династии Сун (960-1270) был связан со становлением неоконфуцианства, которое оказывало сильное влияние на содержание воспитания и образования в Китае вплоть до начала XX в.

Неоконфуцианцы подвергли пересмотру толкование основного свода конфуцианских классических книг, акцентируя внимание на усилении принципа подчинения личной воли общественным законам и нормам морали. В отличие от раннего конфуцианства с его главным образом этико-политическими положениями в неоконфуцианстве значительное место стало отводиться вопросам натурфилософии и космогонии. При этом мир природы и мир этических отношений неоконфуцианцы рассматривают как единую систему, как две стороны единого целого. Ими была создана теория взаимосвязи двух начал: идеального - «Ли» (закон, принцип) и материального - «Ци» (вещество, материя). Идеальное начало предшествует всему, без него не может существовать материальное начало. Эти два начала сосуществуют, однако идеальное начало первично, хотя и нуждается в прикреплении к материальному, что необходимо последнему как закон его существования. Однако неоконфуцианские идеи по-прежнему исходили из признания незыблемости существовавшей государственной власти, безусловного подчинения старшим - детей родителям, подчиненных начальнику, что соответствовало традиционным целям воспитания и образования в Китае. Вместе с тем педагоги средневекового Китая ставили перед собой задачу всемерного совершенствования всех человеческих задатков (материального начала «Ци») в своих учениках через процесс обучения.

Значительно позднее, в XIV-XVII вв., при династии Мин в Китае стали постепенно возникать предпосылки для расширения начального обучения через местные общинные школы, хотя императоры по-прежнему уделяли главное внимание высшим школам: в Пекине и Нанкине было создано по одному высшему учебному заведению специально для подготовки чиновников высших государственных учреждений. Подверглась изменениям и система государственных экзаменов. При написании экзаменационных сочинений на государственных экзаменах стали требовать соблюдения шаблонного схоластического стиля, от которого ни в коем случае нельзя было отступать. Каждое сочинение должно было состоять из восьми разделов: введение, структура изложения, основные идеи сочинения, переход к изложению, начало изложения, середина изложения, конец изложения, заключение. При этом каждый из четырех последних разделов должен был состоять из двух частей - тезиса и антитезиса, что в сумме составляло восемь членов, поэтому все сочинение называлось «восьмичленным» или «восьмитезным». Написанное по такой схеме сочинение представляло собой хитросплетение иероглифов, в котором ценилась одна лишь форма. Каждый раздел сочинения должен был быть ограничен определенным количеством иероглифов: не менее 300 и не более 700. Оно писалось в духе древних конфуцианских книг с учетом неоконфуцианских комментариев к ним. При написании сочинения нельзя было освещать события и факты, имевшие место после династий Цинь и Хань, т.е. после 220 г. н.э. [1].

В общем, унаследованная от древности, сохранявшаяся в Китае вплоть до начала XX в., система школьного образования имела следующий вид: обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7-летнего возраста в казенной начальной школе за умеренную плату, что же касается девочек, то они в школах не учились и получали воспитание в семье. Богатые люди предпочитали обучать своих детей частным образом: они либо нанимали сыну учителя, либо отдавали его в частную школу. Первым текстом, который начинали учащиеся заучивать наизусть, была небольшая книга «Троесловие», составленная в XIII в. Ее текст был написан сжатым литературным слогом на классическом литературном языке в стихотворной форме. Книга состояла из 1068 иероглифов, расположенных в 356 строках по три иероглифа в каждой строке. Содержание этого учебного пособия представляло собой изложение началфилософии, китайской классической литературы и истории. Здесь давалось краткое изложение основ конфуцианской морали, прославлялись древние мудрецы, приводились примеры, достойные подражания, упоминались важнейшие события древней истории Китая. Этот учебник использовался на протяжении нескольких столетий.

Затем учащиеся переходили к изучению другого текста - «фамилии всех родов», в котором в рифмованной форме располагались наименования 408 односложных и 30 двусложных наиболее употребительных китайских фамилий по четыре иероглифа в строке. Это учебное пособие было составлено в Х в. После этого учащиеся приступали к изучению текста другого учебного пособия - «Тысячесловника», созданного в VI в. н.э., т.е. значительно раньше, чем первые два. Этот учебный текст состоял из тысячи неповторяющихся иероглифов, разбитых на 250 строк по четыре иероглифа в каждой строке. По своему содержанию «Тысячесловник» в основном сходен с первым учебником «Троесловие». Текст «Тысячесловника» заучивался наизусть.

Помимо названных трех учебных пособий ученики заучивали и некоторые другие тексты, например такие, как «Оды для детей», содержание которых носило в основном нравоучительный характер. В стихотворной форме приводились «Упражнения для детей» для тренировки письма, «Речь для детей» - для чтения и декламации. На этом заканчивалось начальное обучение, которое обычно длилось 7-8 лет. За это время учащиеся заучивали до 3 тысяч наиболее употребительных иероглифов, получали элементарные знания по арифметике и истории Китая. Большое значение в процессе элементарного обучения уделялось каллиграфии - искусству красиво писать иероглифы кистью. На этом для большинства детей образование и заканчивалось. После завершения начального обучения сдавались экзамены. Те, кто успешно их выдерживал, могли продолжать образование на второй ступени, условно говоря, в средней школе.

Обучение на второй ступени длилось 5-6 лет, в течение которых изучались классические книги, входившие в конфуцианское четверокнижие - «Сышу» и пятикнижие - «Уцзин». Четверокнижие состояло из четырех книг: «Великое учение» («Да сюэ») - о нравственности и политике; «Золотая середина» («Чжун юн») - о совершенствовании человека при помощи образования; «Мудрец Мэнь» («Мэнь цзы») - о восстановлении добра в человеке справедливой государственной властью; «Беседы и высказывания» («Лунь юй») - о жизни и деятельности Конфуция [4].

В последние годы обучения на второй ступени учащиеся обучались стилистике и умению писать стихи. Кроме того, обращалось внимание на умение толковать тексты классических книг и комментариев к ним, писать сочинения по определенной форме. В процессе обучения на второй ступени учащиеся сдавали экзамены: месячные, квартальные и годовые. Таким образом, и в средней школе содержание ограничивалось весьма узкими рамками и носило чисто гуманитарный характер.

Изучение светских наук, за исключением основ арифметики, не входило в содержание образования. Молодые люди в возрасте 18-19 лет могли готовиться к сдаче государственных экзаменов. Система государственных экзаменов была громоздкой и сложной. В основном она состояла из трех последовательных ступеней. Первая ступень - уездные экзамены, которые проводились ежегодно осенью в главном городе уезда. Претенденты, которые выдерживали эти экзамены, получали первую ученую степень «Сюцай» - «расцветающий талант». Обладатели первой степени могли рассчитывать на занятие чиновничьей должности в масштабах уезда, а также имели право сдавать экзамены на получение второй ученой степени. Те, кто не выдерживал дальнейших экзаменов и не получал никакой чиновничьей должности, обычно становились школьными учителями.

Вторая ступень - провинциальные экзамены, которые проводились весной один раз в три года в главном городе провинции, а также в Пекине и Нанкине. В большинстве случаев к ним допускались особенно отличившиеся обладатели первой ученой степени. Выдержавшие провинциальные экзамены лица получали вторую ученую степень «Цзюйжэнь» (в буквальном переводе - «представляемый

человек»). Эти экзамены отличались большей строгостью и контролировались главным экзаменатором из Пекина. Его помощники и наблюдатели назначались из числа крупных чиновников. Обладатели второй ученой степени получали чиновничьи должности в масштабах провинции, а также имели право сдавать экзамены на получение третьей ученой степени в столице.

Третья ступень - столичные экзамены, которые проводились один раз в три года в специальной экзаменационной палате. Столичными экзаменами руководил генеральный экзаменатор, назначавшийся из числа крупных придворных сановников. Ему помогало большое число инспекторов и надзирателей.

Пройдя успешно процедуру столичных экзаменов, соискатели получали третью ученую степень. Из множества лиц, которые каждые три года приезжали в Пекин сдавать эти экзамены, только не более 300 человек получали искомую третью ученую степень, которая открывала путь к бюрократической карьере.

На время экзаменов соискатели ученых степеней обычно запирались поодиночке в изолированные кельи, где они должны были написать сочинение на заданную тему в традиционном стиле, о котором уже говорилось ранее.

Традиционная система образования и практика государственных экзаменов официально просуществовали до 1905 г.

В целом можно отметить, что государства Востока накопили богатый опыт воспитания и обучения, оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики. В эпоху древних цивилизаций Востока возникли первые школы, были сделаны попытки осмыслить цель, задачи, содержание, формы и методы воспитания и обучения подрастающих поколений.


  1. Образование в древней Индии. Роль кастового деления общества. Педагогические идеи в древнеиндийских памятниках религиозно-философской литературы (Веды, Упанидшады, Бхагаватгита и др.). Воспитательная концепция буддизма.


Цивилизация дравидских племен — коренного населения Индийского полуострова до 1-й половины II тысячелетия н.э. — соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. Школьное образование в долине Инда появилось в III—II тысячелетиях до н.э. в высокоразвитых городах Хараппа и Мохенджо Даро, имевших довольно тесные связи с государствами Месопотамии, историкам еще предстоит рассказать об этой древней культуре. Вторжение с севера воинственных кочевых племен ариев в земли Индостана происходило в течение II—I тысячелетиях до н.э., захватчики установили оккупационный режим в отношении дравидов и утвердили варны (касты, большие социальные группы), что позже нашло отражение в «Законах Ману»[1]. Потомки ариев составляли три варны: брахманы — священники, учителя и проповедники, кшатрии — цари, правители, воины, вайшьи — свободные земледельцы- общинники, ремесленники, торговцы, шудры — слуги и рабочие, парии — бесправные потомки местного населения. Кастовый строй отразился на системе развития индийского воспитания и обучения.

Первоначально в Древней Индии развивалась ведическая система образования, основанная на изучении священных текстов, причем никаких изменений в цели и ценности образования не вводилось. Ведическое образование предполагало чтение Вед (сборника гимнов 1750—500 до н.э.), грамматику и композицию, стихосложение, правила жертвоприношений, понимания тайн природы, рассуждения о логике. Изучались основы медицины, в Ведах упоминается о лекарственных средствах растительного происхождения для различных недугов, включая лихорадку, кашель, облысение, укус змеи и др. Первоначально доступное образование обрело со временем черты кастовой системы, ибо брахманы (священники) обучали детей лишь высших варн. Традиционно воспитание и обучение происходило или в доме гуру (досточтимого), учителя, или в монастыре. За образование платы не брали, но после завершения обучения учащиеся из состоятельных семей платили гуру добровольные взносы. Гуру преподавали религию брахманизма, священные тексты, философию, литературу, медицину, астрологию и историю (Itihaas на санскрите — «история»). Образование осуществлялось строго по признаку варны и согласно связанным с этим общественным обязанностям, и каждый ученик был должен развивать свои моральные, интеллектуальные и телесные качества так, чтобы наилучшим образом исполнять обязанности члена определенной касты. Чтобы сформировать главное качество — мышление, брахманы изучали священные тексты, для воспитания силы и мужества кшатрии обучались различным воинским искусствам. Формируя усердие и трудолюбие, вайшья обретали навыки в ремеслах, торговле и других конкретных технических профессиях, в то время как главным качеством низшей варны шудр считалось покорность, и образование им было недоступно.

В начале I тысячелетия до н.э. в Индии началось особое явление: в поисках гуру, которые помогли бы научить, как обрести истину, сотни людей бросали свои дома и семьи и уходили в леса. Множество учеников искали учителей среди отшельников, чтобы вдали от суеты гуру смогли обучить юношей. В джунглях Индии поселились полуобнаженные аскеты, длинные волосы которых скрывали изможденные лица, их называли мупи. По традиции считалось, если человек создал семью, воспитал детей, принес пользу обществу — ему следует уйти от мирских соблазнов и предаться созерцанию и молитвам. Однако большинство муки — люди полные сил и отнюдь не старые — отказались от всех благ жизни, чтобы скрыться в чащах в поисках высшего смысла бытия.

Гуру подвергали учеников многим испытаниям, заставляли в одиночестве выполнять трудные работы, чтобы доказать свою готовность к познанию. Гуру составили эзотерическую книгу «Упанишады», название которой в переводе с санскрита буквально означает «сидеть около», именно так располагались ученики вокруг учителя. Обсуждая глубочайшие философские проблемы, гуру проводили строгий отбор, дабы обучать лишь достойных и подготовленных учеников, способных преодолеть путь к истинному знанию. В индийской системе воспитания джайнизмабуддизма и индуизма существует философское понятие мокша, что на санскрите значит освобождение от самсары — цикла смерти и перерождения. Мокша — ценностная концепция входит как один из четырех аспектов целей человека: дхарма - добродетельная, правильная, нравственная жизнь, артха — материальное преуспевание, стабильность, достаток, кама — эмоциональное удовольствие.

Одна из уникальных форм обучения — йога (санскр. «соединять») - физические, психические и духовные практики или дисциплины, направленные на преобразование тела и разума в индуизме, буддизме и джайнизме: хатха-йогамантра-йогалайя-йога — традиционные техники йоги. Основные методы сохранились в древних текстах и передаются посредством занятий в системе «учитель-ученик». Истоки йоги восходят к дове- дической индийский традиции, но, скорее всего, развиты в VI и V вв. до н.э. В тексте «Йога-сутры», составленном Патанджали, сочетаются философские аспекты и разнообразные аскетические практики II тыс. до н.э. Раджа-йога определяет цель йоги как прекращение возмущения разума, чтобы достичь неподвижного сознания путем медитации. В индуизме раджа-йога считается одной из шести школ индуизма. Хатха-йога — это вид телесной и духовной практики, особых физических упражнений и поз. Система духовной и физической практики «Йога-сутры» тысячелетиями преподается в Индии так, чтобы ученик, сделав асану (позу) в уединенном месте, мог медитировать без отвлечений и достичь слияния индивидуальной души с абсолютом.

Эпические поэмы входили составной частью в древнюю индийскую систему образования. В «Махабхарате» (древнеиндийский эпос VIII в. до н.э.) обсуждаются ценности и цели человеческого бытия, удовольствия, чувство долга и освобождения, здесь описано отношение личности к обществу и природе. Другая эпическая поэма «Рамаяна» (ок. 400 до н.э. и 200 г. н.э.) состоит из 24 тыс. стихов и исследует важнейшие вопросы существования человечества и понятие дхарма — учение. Созданная в середине 1 тысячелетия до н.э., «Бхагавад-Гита» представляет собой величественный диалог между учеником принцем Арджуной и его гуру богом Кришной.

В Древней Индии школы часто располагались вдали от мирской суеты, ученики должны были строго соблюдать руководящие принципы, предусмотренные гуру, и держаться подальше от городов. Однако по мере роста населения школы становятся все более частым явлением и в городах. К середине I тысячелетия до н.э. в общественном воспитании высших варн Индии появился ритуал посвящения в ученики — упанаяма. Одетый как аскет мальчик представал перед своим гуру и получал священную нить, которую должен был носить на протяжении всей жизни, посвящаемый получал второе рождение, осуществляемое путем вручения мантры, и это определяло его как «дважды рожденного». В ходе церемонии мальчику передавался секрет жизни, затем он получал статус ученика. Обряд считался вторым — духовным — рождением, посвящаемому давалось новое имя. Мальчик становился учеником брахмана. Лишенным упанаямы не разрешалось получать образование, брать супругу из своей касты, так формировался высокий статус ученичества. Брахманы проходили упа- наяму но достижении 8 лет, кшатрии — в 11, вайшьи — в 12. Брахманы получали самое лучшее духовное образование, изучая священные тексты и литературу, философию и астрологию, математику, в Индии впервые в систему счисления введен ноль, что позволяло производить все действия арифметики. В доме гуру ученика принимали как члена семьи, так что он не только учился, но и прислуживал учителю, что считалось платой за обучение. В таких частных школах гуру передавали знания, а ученики должны были слушать, заучивать и правильно повторять изученное. В лесах начали возникать так называемые школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики.

  1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


написать администратору сайта