Главная страница
Навигация по странице:

  • Система воспитания в Спарте: характер, сущность, принципы своеобразия.

  • Афинская образовательная система в «классический период», ее ценностные ориентации и роль демократических институтов в их становлении и развитии личности.

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница3 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Образование в Древней Греции. Вопросы воспитания и образования в трудах Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. Вклад древнегреческих философов в развитии теории и практике образования.


    В Древней Греции педагогика развивалась как часть единой тогда науки – философии. Древнегреческая цивилизация дала миру немало превосходных философов, в концепции которых вплетены бесценные мысли о воспитании.

    К первым философам Древней Греции, занимавшимся проблемами воспитания, относится Демокрит (460-370 гг.до н.э.). Демокрит придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать».

    Он считал, что воспитание можно получать везде и всегда: «…ночью и днем, на родине и на чужбине». Процесс воспитания и обучения, по мнению Демокрита, тяжкий, но благодатный труд, преобразующий природу человека. «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы…., воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу».

    Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта. «Многие всезнайки не имеют ума…, прекрасна надлежащая мера во всем…, должно помышлять не столько о многознании, сколько о всестороннем образовании ума».

    Демокрит советовал добиваться педагогических результатов не только лишь принуждением, но и предлагал формировать стремление постигать неизвестное, воспитывать чувство долга и ответственности.

    Одной из вершин педагогической мысли Древней Греции считается Сократ (ок. 470-399 до н.э.). Об учении Сократа, который ничего не писал, можно судить на основании свидетельств Платона и Ксенофонта. «Знаю, что ничего не знаю», - одно из известнейших изречений Сократа. Его главным дидактическим достижением можно считать майэвтику («повивальное искусство») – диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов.

    Сократ считал, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По его мнению, человек является обладателем разумного сознания, направленного на добро и истину.

    Природные способности человека Сократ связывал с правом на образование. «Могучие духом…, если получат образование…, становятся отличными…, полезными деятелями. Оставшись без образования…, они бывают очень дурными, вредными людьми».

    Сократ один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов – так называемого сократического метода. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Его беседы были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика.

    Важную роль в развитии педагогической мысли Античности сыграл самый известный ученик Сократа – Платон (427-347 гг.до н.э.).

    Платон предложил программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи между воспитанием и общественным устройством.

    Педагогическая проблематика присутствует в «Диалогах» Платона, его трактатах «Государство» и «Законы». Основанное Платоном в Афинах учебное заведение – Академия – просуществовало более тысячи лет.

    Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь».

    Воспитание, по мнению Платона, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное - это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». Осуществлять воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет. При этом необходима тесная духовная связь между наставником и учеником (что впоследствии стали именовать «платонической любовью»).

    Философ требовал разностороннего воспитания для всех, кто его мог получить. В трактате «Государство» он полагал, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку».

    В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, выделив особенно социальные функции воспитания – «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

    В идеальном государстве, представленном в «Законах», руководитель дела образования является первым лицом государства. Платон провозглашает принцип всеобщего обязательного (минимум трехлетнего) обучения: «Стар и млад должны по мере сил получить образование». В программе он соединял достоинства спартанской и афинской систем образования, соблюдая при этом «золотую середину».

    Платон полагал, что при обучении следует обеспечить «свободу призвания», т.е. учитывать личные склонности.

    В программу всеобщего образования входило обучение грамоте, началам математики, трудовой подготовки.

    Привлекательным выглядят у Платона идеи игрового обучения (все науки надо преподавать «играючи»), а также принцип воспитывающего обучения («самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание»).

    Ближайший ученик Платона Аристотель (384-322 гг.до н.э.). Наиболее системно взгляды Аристотеля на воспитание и образование изложены в трактате «Политика».

    Аристотель создал в Афинах учебное заведение Ликей, которым руководил в течение двенадцати лет.

    Он придавал первостепенное значение государственному воспитанию. При этом утверждалась целесообразность равного («однородного», «тождественного») воспитания для свободного населения.

    Он допускал домашнее воспитание до 7-летнего возраста под началом отца.

    Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья.

    Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении. Женское образование в Афинах ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома - гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

    Образованность считалась необходимым и неотъемлемым свойством достойного гражданина полиса. Если хотели сказать дурное о человеке, говорили, например: "Он не умеет ни читать, ни плавать". Софисты, т. е. мудрецы, предлагая свои знания за определенное вознаграждение, оказались едва ли не первыми профессиональными учителями. Они помышляли о воспитании активных граждан полиса. Софисты расширили программу образования за счет изучения грамматики, диалектики, обучения искусству спора. К трем этим предметам с течением времени были добавлены еще четыре: арифметика, геометрия, астрономия и музыка, что в совокупности составило семичастную "эн - киклос - пайдейу" (энциклопедию), которая оказалась предтечей программы "семи свободных искусств", являвшейся символом образованности вплоть до Нового времени. Отсутствие возможности получить образование рассматривалось как одно из наихудших зол.


    1. Система воспитания в Спарте: характер, сущность, принципы своеобразия.


    Основу спартанского воспитания составляло физическое развитие тела, в связи с чем обучению грамоте отводилось несколько меньшее внимание. Достаточным было сформировать у детей первичные элементарные навыки чтения и письма. Основным же было воспитание выносливости, терпимости, стойко переносить различные лишения, боль и холод. Именно закаленное тело спартанского воина являлось конечной целью всей системы воспитания. Воспитание ребенка начиналось с того момента, когда отец приносил своего новорожденного сына на обозрение старейшин. В процессе осмотра ребенка старейшины решали, кем он будет, если ребенок был крепок физически, то ему позволяли стать полноправным гражданином Спарты, если же ребенок был хил, то его причисляли в ряды рабов. Вне зависимости от того, куда было принято решение отдать ребенка, до 7-ми лет он воспитывался в семье.
    Данный обычай в настоящее время кажется диким, но в то время, когда каждый воин был опорой для сохранения свободы народа и суверенитета государства, именно он гарантировал формирование дееспособной армии. С 7-ми лет мальчиков селили в казарму, где они воспитывались по особой спартанской системе физического и духовного воспитания. Здоровье укреплялось холодом, дети спали на соломенных тюфяках и не носили теплой одежды вовсе. Смирение формировалось лишениями и голодом, а терпение посредством превозмогания боли. Не всем детям было суждено пройти такие испытания. Каждый этап воспитания был сопряжен с этапами взросления детей, и соответственно, возрастала физическая нагрузка, а испытания ужесточались. Для того, чтобы стимулировать молодых людей на тренировки и прохождение испытаний, проводили специальные турниры между воспитанниками. Победителей таких турниров и состязаний громко чествовали и прославляли. Во время соревнований перед воспитанниками ставилась задача – победить любой ценой. Не запрещалось, а напротив, поощрялось нанесений увечий во время борьбы.
    В возрасте 15-16 лет, воспитанники получали звание криптиян. Такое звание позволяло юношам принимать участие в военных действиях. Этот период был наиболее ответственным в жизни каждого юноши, так как они все проходили своеобразное посвящение в воины, посредством тяжелых испытаний и участия в военных действий. Воспитанники не просто учились выживать в любых условиях, но и учились самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя необходимым пропитанием и одеждой. Те воспитанники, которые успешно прошли весь процесс воспитания, имели право приступать к глубокому освоению военного искусства, которое преподавалось на дальнейших этапах воспитания. На последующих этапах воспитания, физические нагрузки являлись неотъемлемой частью жизни воспитанников. Спартанская система воспитания была предусмотрена не только для мальчиков, но и для девочек. Согласное мнению старейшин, только лишь физически крепкие девочки могли вырасти в физически крепких женщин и родить здоровое и полноценное потомство.
    Особенности системы воспитания в Спарте обусловлены спецификой античного времени. В настоящее время спартанская система воспитания также используется, но она значительно адаптирована под современные требования. Многие родители до сих пор считают, что только воспитание, основанное на принципах Спарты, способно взрастить настоящего мужчину. Основные принципы спартанской системы воспитания: воспитание в коллективе; строгая дисциплина; значительные физические нагрузки; телесные наказания; закаливание; беспрекословное подчинение старшим и уважительное отношение к ним; обучение действительно необходимым и востребованным практическим навыкам жизни; наставничество. Одной из самых интересных и удивительных особенностей спартанского воспитания, является то, что воспитанию девушек уделялось значительное внимание. Все женщины Спарты отличались своим патриотизмом и отвагой, их воспитывали, так же, как и юношей, в военном духе. Каждая девушка и женщина прекрасно владели разными видами оружия, имели крепкое здоровье и физически развитое, натренированное тело. Несмотря на все равенство, спартанская женщина, не должна была быть подобной мужчине. Ее основное предназначение заключалось в том, чтобы рожать физически здоровых детей и вдохновлять их на подвиги. Основные качества, которые ценились в спартанской женщине: умение грамотно вести домашнее хозяйство; нравственность; верность супругу. Благодаря такому воспитанию спартанские женщины были более свободными, нежели в соседних государствах. Женщины Спарты принимали активное участие в общественной жизни. Несмотря на всю свободу, они не были распущенными.

    Еще одной отличительной особенностью спартанского воспитания является преемственность поколений, выражающаяся в наставничестве. Каждый зрелый воин должен был иметь несколько учеников, которых он обучал индивидуально. Каждому ученику воин передавал свои знания и опыт, накопленные годами.
    Наставничество было полезно не только потому, что оно способствовало воспитанию настоящего воина, обладающего навыками ведения бои, но и потому, что оно способствовало формированию у подрастающего поколения уважительного и смиренного отношения к старшим.
    Положительные стороны спартанской системы воспитания: Способствует воспитания выносливого и закаленного ребенка, способного с достоинство терпеть боль и сдерживать слезы. Формирование самостоятельности, которую воспитанники способны применять во всех сферах своей жизнедеятельности. Дисциплинированность, выработанная постоянными тренировками. Физически развитое и тренированное тело, крепкое здоровье, выработанные, на основании совершения ежедневных физических упражнений. Ответственность, сформированная посредством постоянных испытаний, лишений и ограничений. Несмотря на то, что спартанская система воспитания имеет ряд преимуществ, она также имеет и некоторые недостатки, которые необходимо учитывать, так как они могут привести к негативным последствиям. Недостатки спартанской системы воспитания: Чрезмерная и излишняя агрессивность. Возможная потеря взаимопонимания между поколения (особенно если воспитание было неоправданно суровым). Проявление асоциального поведения. Замкнутость и проблемы в общении со сверстниками и окружающими взрослыми людьми. Неумение самостоятельно принимать решения. Возникновение неосознанных рефлексов в виде энуреза или заикания.


    1. Афинская образовательная система в «классический период», ее ценностные ориентации и роль демократических институтов в их становлении и развитии личности.


    Эпоха Античности (VIII в. до н. э. —V в. н. э.), охватывающая историю Древней Греции и Древнего Рима, явилась неисчерпаемым культурным источником для последующих цивилизаций и внесла весомый вклад в развитие философско-педагогической мысли и практики образования.

    В Древней Греции система воспитательных институтов достигла зрелых форм к IV веку до н. э. после длительной эволюции полисов. Наиболее яркими и во многом полярными образцами древнегреческого воспитания по праву считаются афинское, сложившееся в экономически и культурно развитом демократическом государстве, игравшем ведущую роль в Аттике, и спартанское, рожденное в стороне от торговых морских путей в аграрной и военизированной Лаконии, где традиционно правили цари и Совет старейшин.

    В Афинах государство законодательно не обязывало граждан получать образование. Однако, несмотря на это, среди свободнорождённых жителей полиса не было неграмотных людей. Высокий общий уровень образованности косвенно подтверждается и тем фактом, что в период расцвета афинской демократии при правителе Перикле представителей в народное собрание, имевших полномочия принимать решения затрагивающие интересы всех горожан, избирали по жребию.

    Стремление к знаниям было обусловлено сложившимися в веках традициями, которые древними греками порою воспринимались выше законов. Суть общественного мнения по поводу данных традиций хорошо выразил Платон, который считал, что долг родителей дать детям хорошее образование. Если же родители не выполняют эту свою миссию, то они, тем самым, дают детям право в будущем не исполнять сыновний долг и не заботиться о них в старости.

    Образовательная программа в афинской системе охватывала и приравнивала друг к другу воспитание интеллектуальное, музыкальное и физическое. Это было связано с особенностями самой древнегреческой культуры, в которой воспитание понималось как неразрывное единство «гимнастического» и «мусического». Синтезом этих двух элементов должно было стать классическое равновесие тела и духа, прославленный идеал «калокагатии» — красоты и добра, слитых в человеке воедино. Именно из него вытекает идея гармонического развития личности, которая в течение долгих веков служила и продолжает служить целевым ориентиром для многих педагогов.

    В Афинах существовало два типа школ: мусические и палестры. Они были частными и платными, но плата была по карману даже самым бедным, так как учителя за свой труд получали очень мало.

    Демократия - это власть демоса, т.е. народа, но под народом понималось отнюдь не все население Афин, а только взрослые мужчины-граждане (потомки исконных обитателей Аттики). Метеки (иностранцы) и рабы были лишены доступа к политической жизни, как и женщины. Из примерно 300-тысячного населения Аттики в V в. до н.э. граждане составляли около 30 тысяч, т.е. 10%. Такая пропорция кажется нам несправедливой, но следует помнить, что в XIX веке даже в самых демократических странах - Англии, Франции, США - далеко не все жители-мужчины имели права гражданства, а женщин наделили гражданскими правами только в XX веке.

    Граждане делились на 10 фил (которые можно рассматривать как избирательные округа) и более 170 демов (мелких территориальных единиц: квартал в городе, поселение в сельской местности). В деме велись списки граждан, и граждане каждого дема обычно хорошо знали друг друга. Принадлежность к тому или иному дему была зафиксирована на момент реформ Клисфена в конце VI в. до н.э., и если даже в более поздний период потомки переезжали в другой район Аттики, принадлежность к дему, в котором принадлежал их предок, сохранялась. Интересно, что подобный избирательный принцип сохранился и в современной Греции.

    Высшим органом государства считалось народное собрание (экклесия) - собрание всех граждан полиса. Оно созывалось в Афинах, сначала на агоре (рыночной площади), а с V в. - на холме Пникс. Все граждане могли в нем участвовать, но реально приходила лишь небольшая часть. Кворум в 20-25% граждан для принятия важнейших решений считался совершенно нормальным. Народное собрание собиралось 4 раза в месяц (в Афинах было 10 гражданских месяцев), т.е. 40 раз в году. Все вопросы могли быть рассмотрены на народном собрании, но естественно, что необходим был орган, который бы производил отбор наиболее важных вопросов, которые необходимо было включить в повестку дня народного собрания.

    Таким органом после реформ Клисфена стал Совет пятисот (булэ). В Совет пятисот избиралось по 50 представителей от каждой филы, и этот орган имел право пробулевсиса - предварительного рассмотрения решений, поступающих на рассмотрение народного собрания. Окончательное решение в любом случае оставалось за народным собранием. Совет пятисот собирался чаще, чем народное собрание, и мог осуществлять более оперативное управление государственными делами. Члены Совета пятисот приносили клятву, в которой обязывались защищать установления афинской демократии.

    Однако управление повседневными делами осуществляли пританы - 50 представителей от каждой филы в Совете пятисот. Месяц в году (а потом передавали полномочия пританам - представителям другой филы) они постоянно заседали в пританее - специальном здании, построенным для них.

    Исполнительную власть в Афинах осуществляли выборные должностные лица (обычно для их обозначения используют латинское название - магистраты). Они избирались на год либо голосованием в народном собрании, либо посредством жеребьевки. Жеребьевка получила распространение на более поздних этапах развития демократии, поскольку отвечала представлению о том, что все граждане должны принимать участие в управлении государством. Жеребьевка, впрочем, не распространялась на самые ответственные должности, связанные с военным командованием или с контролем за государственными финансами. Исполнение высших государственных должностей было почетной обязанностью: к этому стремились, невзирая на издержки, в том числе и финансовые, потому что это было весьма престижно.

    С другой стороны, исполнение государственных должностей было и небезопасным занятием. После окончания срока полномочий магистрат должен был отчитаться, и если его отчет народное собрание не принимало, он мог быть присужден к уплате крупного денежного штрафа (Мильтиад, победитель персов при Марафоне, умер в тюрьме, дожидаясь уплаты штрафа).

    Высшими магистратами в Афинах были стратеги (военачальники, генералы). Каждый год избиралась коллегия из десяти стратегов. Они возглавляли вооруженные силы Афин и имели наибольшее политическое влияние. Архонты, которые были высшими должностными лицами ранее, в архаический период, сохранились как магистратура, но политическое значение утратили. Уже с начала V в. до н.э. их стали выбирать по жребию. Поэтому постепенно утратил свое значение (несмотря на временное усиление в эпоху греко-персидских войн) Совет Ареопага, состоявший из бывших архонтов. Совет Ареопага (или просто Ареопаг) рассматривал только религиозные преступления.

    Расцвет афинской демократии приходится на V-IV вв. до н.э., когда Афины были одним из сильнейших государств Греции и когда демократический режим был стабилен. Немногочисленные и недолговечные попытки низвержения демократии (в 411 г. в разгар Пелопоннесской войны со Спартой, после поражения Афин в войне в 404 г., и, наконец, после смерти Александра Македонского, когда Афины оказались бессильны противостоять Македонии) скорее подчеркивают стабильность этого типа государственного устройства, естественность его в глазах рядовых афинян и укорененность его в афинском обществе.

    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта