Главная страница
Навигация по странице:

  • Педагогические идеи П.П.Блонского. Его вклад в изучение детства, разработку теории трудовой школы и защиту гуманистических идеалов воспитания. Павел Петрович Блонский

  • "Трудовая школа"

  • Принцип природосообразности.

  • Гуманистический характер и демократизм педагогической системы Я.А.Коменского

  • Периодизация

  • Содержание и методы эстетического воспитания, его роль в становлении духовного мира человека. Личность педагога и его профессиональное мастерство в теории В.А.Сухомлинского.

  • «Великая дидактика» Я.А.Коменского. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы. Правила, методы обучения. Требования к учителю.

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница6 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    Новаторский характер педагогической деятельности С.Т.Шацкого и его концепция использования социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе.


    Один из ярких российских педагогов, С.Т. Шацкий внес много нового в создание и распространение идей социальной педагогики. 3аслуга Шацкого в том, что он одним из первых сделал предметом исследования влияние микросредовых условий на социализацию ребенка. Ему принадлежит первенство в разработке в России таких важных для педагогики проблем, как самоуправление школьников, воспитание как организация жизнедеятельности детей, лидерства в детском сообществе. В его концепции школы - центра воспитания в социальной среде - преобразовательная деятельность становится главным источником формирования когнитивной и ценностно-эмоциональной сферы ребенка. Главную задачу школы он видел в приобщении ребенка к культурным достижениям человечества. Образование, утверждал ученый, должно быть направлено на формирование человека, способного самосовершенствоваться, рационально заниматься трудовой, умственной и эстетической деятельностью, кооперировать свои усилия для достижения цели.

    ШАЦКИЙ СОЗДАЛ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВУЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ, ВЫСТУПАЮЩУЮ ЦЕНТРОМ ВОСПИТАНИЯ В МИКРОСРЕДЕ, КООРДИНАТОРОМ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.

    В ее основу была положена идея, которую ученый лаконично сформулировал в названии одной из своих статей: "Изучение жизни и участие в ней". Специально созданная группа исследователей тщательно изучала культурные особенности жизни ребенка, его социальные, экономические, хозяйственные характеристики, воспитательные средства, используемые в процессе социализации. Особое внимание уделялось изучению жизненного опыта ребенка. Полученные знания анализировались, систематизировались и служили основой для разработок стратегии и тактики образовательной работы школы. Если обнаруживалось, что в крестьянском хозяйстве использовались малоэффективные способы ведения работ, то школа организовывала детскую кооперацию и с ее помощью внедряла новые сорта картофеля, свеклы, сои и других культур. Улучшение санитарно-гигиенических условий жизни детей, эстетизация быта, обучение детей сотрудничеству в решении важных для сообщества проблем были положены в основу разработанной Шацким воспитательной системы. Созданная ученым школа принципиально отличалась от существующих за рубежом, была оригинальна по замыслу и исполнению. Это хорошо понимал сам создатель и его современники. "Идею трудовой школы мы понимаем существенно различным образом от всех идей, которые доныне распространены за границей. Мы говорим о трудовой школе не только как о школе умственного труда, не только как о школе, которая применяет физический труд как метод преподавания, которая вводит у себя мастерские разнообразного ручного труда, а как о трудовой школе, которая должна изучать трудовую деятельность людей" (Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. Т.З. С.11-12).

    ШКОЛА, ВЫСТУПАЮЩАЯ ЦЕНТРОМ ВОСПИТАНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ, ДОЛЖНА ИСПОЛЬЗОВАТЬ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В КАЧЕСТВЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО СРЕДСТВА.

    Все учителя Первой опытной станции имели в своем распоряжении и использовали в работе карту местности с нанесенными на ней селениями, школами, кооперативами, в ней содержались основные сведения справочного характера по разным сторонам жизни волости.

    Весь материал был представлен в виде таблиц, карт, диаграмм, схем, удобных для занятий с детьми. Например, из пособий, составленных на основе материалов изучения экономики, дети узнавали, что в волости 17000 кур, что каждая курица дает убыток 1-2 руб. в год и может дать такой-то доход при использовании рациональной технологии. Указывалась книжка, в которой можно было прочитать, как нужно ухаживать за курами на основе специально подготовленных материалов. Учитель составлял ряд арифметических задач, при решении которых дети лучше знакомились с экономикой ведения хозяйства деревни и города.

    Работа школы в центре города и работа школы на окраине, заявлял Шацкий, должны различаться, потому что они находятся в существенно отличающихся условиях и работают с разными социальными группами. Неудачи школы в работе с детьми во многом определяются тем, что не принимаются во внимание микросоциальные условия жизни детей и соответствующие интересы.

    Концепция Шацкого об использовании социализирующих факторов в учебно-воспитательном процессе была новой и оригинальной не только для России. Знакомившиеся с работой Шацкого иностранные педагоги отмечали инновационность, принципиальную новизну целей и задач. Новой была направленность педагогической деятельности на перестройку микросоциального окружения силами детей. Обращалось внимание на глубокое знание учителями и научными сотрудниками экономических, социальных и культурных факторов социализации, использование их в процессе обучения и воспитания школьников. Поражал масштаб работы станции. Ничего подобного на Западе в те годы не было. Высокий уровень владения коллективом педагогической технологией, проявлявшейся в тщательной отлаженности всех форм организации детской жизни, отмечали все без исключения зарубежные гости станции. В книге отзывов сохранилась запись делегации немецких учителей о работе станции, в которой говорилось, что по размаху деятельности станции, а также по особенностям метода работы она является педагогическим исследовательским институтом громадного значения; в институте работает ряд выдающихся педагогов, во главе с небезызвестным в Германии С.Т. Шацким; опытную станцию посещают начинающие и старые педагоги не только Москвы и близлежащих областей, но и самых отдаленных мест Советской России.


    1. Педагогические идеи П.П.Блонского. Его вклад в изучение детства, разработку теории трудовой школы и защиту гуманистических идеалов воспитания.


    Павел Петрович Блонский(1884-1941) оказал заметное воздействие на становление отечественной педагогической науки, особенно в первое десятилетие советской власти. Его монография "Трудовая школа" (1919) рассматривалась как важнейший теоретический ориентир при создании новой школы в 1920-х гг.

    П. П. Блонский - автор более 200 педагогических, психологических, педологических, философских работ. В предреволюционные годы были изданы его труды по дошкольному воспитанию, национальному воспитанию, истории педагогики, психологии. В 1920-х гг. ученый не ограничивался созданием теоретических работ и активно участвовал в разработке новых школьных программ. Он организовал Академию социального воспитания (высшее педагогическое учреждение), проводил опытно-экспериментальную работу в школе. С середины 1920-х гг. теоретические интересы Блонского сконцентрировались на проблемах педологии. После постановления ЦК РКП (б) "О педологических извращениях..." началась политическая травля Блонского, и его имя надолго было предано забвению.

    П. П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку, далекую от обыденных рассуждений и рецептов. Он полагал, что педагогика как наука требует философских обоснований, опоры на достижения биологии, генетики, физиологии, социологии и других наук о человеке. Она должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении (например, какие есть наказания, и почему они существуют). Важнейший инструментарий научной педагогики и гарантия достоверного педагогического знания - объективные статистические сведения о ребенке и детстве, полученные с помощью различных тестов. При этом Блонский предостерегал от недостаточной репрезентативности диагностических методов.

    Извечную гуманистическую идею превращения ребенка в центр педагогического процесса Блонский стремился облечь в строго научные формы, позволяющие перейти от прекраснодушия к истинно гуманному воспитанию. Так, рассуждая о типологии учащихся, Блонский предлагал вести педагогическую работу согласно схеме сильного и слабого типов физического и умственного развития ребенка. Например, ребенок слабого типа не должен конкурировать с ребенком сильного типа, он нуждается в дополнительных занятиях ("неуспевающих детей надо развивать").

    По убеждению Блонского, успешно воспитывать и обучать можно при условии знания норм и ценностей социального окружения, в частности, норм и ценностей школьного класса. Школьный класс - сложная система, выполняющая интегративные функции через общественное мнение, настроение, доминирующие установки вожаков и членов группы.

    Согласно концепции трудовой школыП. П. Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего природного мира. Обучение следовало строить в соответствии с различными фазами детского развития (генетический метод).

    Особое внимание Блонский уделил проблеме развития интеллекта детей в процессе образования. Он считал архаическими вопросно-ответную систему и экзамены. Блонский считал целесообразным упражнять ребенка посредством решения различных учебных и нравственных проблем (помощь товарищу, взрослому, родителю).

    Блонский очень не любил учителей, которые приходят на урок, спрашивают, ставят оценки, задают на дом и покидают класс. Он хочет дать учителю истинное, серьезное знание о ребенке. Поэтому не случайно его увлечение педалогией. Он пишет большой труд “Педология”, где пытается дать основы изучения ребенка и на этой основе методы его обучения. Когда педалогия была запрещена, нетрудно представить себе, что пережил ученый, оказавшийся не у дел, а его труды перечеркнуты.


    1. Педагогическая теория Я.А.Коменского. Принцип природосообразности воспитания, гуманистический характер и демократизм педагогической системы Я.А.Коменского. Периодизация возрастного развития ребенка и система школ.


    Коменский Я.А. уделял большое внимание среде, наследственности, и воспитанию. Бес целенаправленного воспитания ребенок полностью подпадает под влияние той среды, в которой он оказывается, так как настоящая жизнь только в преддверии будущего, и человек как человек существо разумное, должен познавать все вещи и овладевать ими и самим собой, и как образ и подобие Божие, во всем прибегать к Богу, то отсюда вытекает троякая необходимость научного образования, добродетельных нравов и истинного страха Божьего. Природа закладывала в человека семена всего этого, но для того, чтобы они взошли человека должно воспитывать и образовывать. Начинать то и другое надо возможно раньше. Привлекаться в школу должны все дети без исключения, ибо каждый рожден для одной и той же благороднейшей цели.

    Принцип природосообразности.

    Коменский считается отцом так называемой природосообразной педагогики. Человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам действующим как в мире растений и животных, так и в отношении человека. Иными словами, природа едина, в природе все происходит целесообразно, в ней царят гармония и порядок, все протекает естественным путем; отсюда воспитание ребенка как частицы природы также должно проводится естественным путем. Таково исходное положение идеи природосообразности у Коменского.

    Гуманистический характер и демократизм педагогической системы Я.А.Коменского

    Анализ педагогического учения Коменского показывает, что нравственное воспитание («воспитание человечности») включает в себя в основном четыре элемента:

    воспитание гуманизма, демократизма,

    воспитание патриотических и общечеловеческих чувств,

    воспитание трудолюбия,

    воспитание правдивости, честности и других благородных чувств.

    Требования воспитания чувства любви и уважения к человеку, благородных качеств подлинно человеческих отношений между людьми, основанных на честном труде, - это требование составляет наиболее сильную сторону гуманизма и демократизма Коменского. При этом он подчеркивал, что краеугольным камнем воспитания гуманизма является взаимная любовь и уважение в семье и школе: взаимоотношения между родителями и детьми, между родителем и учеником должны строиться не на страхе и рознях, а на взаимопонимании и любви.

    Воспитание гуманизма должно начинаться с младшего возраста и основываться на уважении к личности ребенка на внимательном отношении к нему. «Уважение к человеку начинается с уважения к ребенку» - таков девиз Коменского, ставший девизом педагогической деятельности и всей жизни Януша Корчака, Сухомлинского. Это золотое правило, выдвинутое Коменским, несколько не теряет своего значения в наши дни.

    Наилучшие условия для воспитания гуманизма и демократизма, по мнению Коменского, создает сама школа, если правильно использовать ее возможности, возможности общения детей друг с другом.

    Основным средством воспитания человечности Коменский считал спокойное, внимательное и дружеское отношение учителя к учащемуся. Гуманно и демократично его указание о том, чтобы дети делились тем, что имеют, помогали другим людям, проявляя сострадание и милосердие. При этом учитель (воспитатель) должен непременно похвалить ученика за добрый поступок.

    Учение Коменского о воспитании гуманизма и демократизма органически связано у него с воспитанием любви к родине и всему человечеству. Служение родине и человечеству он считал главным назначением человека. Формирование этих качеств, предполагает участие детей с ранних лет в трудовой жизни и общественных делах. Никому не дозволяется быть праздным или бесполезно обременять землю - писал Коменский в работе « о культуре природных дарований».

    Периодизация

    Я.А. Коменский исходит из положения что цели и задачи воспитания, его содержание и пути осуществления должны вытекать из назначения человека. Главная цель школы – стать «мастерской» для выработки из людей подлинных людей, из христиан – подлинных христиан. Это будет в том случае, если все допущенные к этому сообществу мудрости будут становиться: мудрыми умом, обладающими плавной приятной речью, способными в работе, воспитанными в нравах, благочестивыми сердцем.

    Содержание обучения.

    До 6 лет - для детства - материнская школа.

    6-12 лет - для отрочества - школа родного языка в каждой общине, селении, местечке.

    12-18 лет – для юношества - латинская школа ( гимназия).

    18-24 года – академия - для зрелости.

    Содержание каждой ступени:

    Материнская – первоначальные представления об окружающей природе и общественной жизни, приучение детей к хозяйству и труду. Воспитание умеренности, опрятности, справедливости, а главное – человеколюбия.

    Школа родного языка - начальная школа. Даются сведения по ряду предметов, много времени уделяется и религии.

    Гимназия. Вводятся новые предметы: физика, география, латинский, греческий, родной языки и один из новых языков. Существовало деление на классы: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

    Академия. Существовали богословский, юридический и медицинский факультеты.

    Формы организации обучения.

    Коменский признавал классно-урочную систему образования. Он установил понятие школьного года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня, (четыре учебных часа в школе родного языка, шесть часов в латинской школе), теоретически разработал классно – урочную систему урочных занятий и обычно применял ее. Коменский указал, что каждый урок должен иметь обязательные структурные компоненты: объяснение нового материала, опрос учащихся, упражнение. Обязательна формулировка темы и задачи урока. Должна быть активная работа всех учащихся на уроке.


    1. Содержание и методы эстетического воспитания, его роль в становлении духовного мира человека. Личность педагога и его профессиональное мастерство в теории В.А.Сухомлинского.


    Эстетические чувства людей играют огромную роль в их жизни. Умение видеть, понимать и создавать прекрасное делает духовную жизнь человека богаче, интереснее, дает ему возможность испытывать самое высокое духовное наслаждение. От того, как человек понимает, чувствует, переживает прекрасное и отвратительное, возвышенное и низкое, комическое и трагическое, во многом зависит его поведение в обществе.

    На человека воздействует не только искусство, но и эстетические стороны действительности: труд, общественные отношения, окружающая социальная среда, поведение, быт, природа. Через красоту действительности и искусства он познает и укрепляет в собственном сознании общественные идеалы, облагораживает себя, свои взаимоотношения с людьми.

    В жизни человека прекрасное всегда выступает как мощный духовный стимул. С раннего детства ребенку свойственно стремление к красоте. Школьники стремятся к общению с теми взрослыми и сверстниками, которые обладают эстетически ценными качествами.

    В. А. Сухомлинский отмечал: "Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе".

    Школа не только учит ребенка видеть прекрасное в искусстве, в поступках людей, в трудовой деятельности, в результатах труда и наслаждаться им, но и воспитывает в нем стремление и умение создавать это прекрасное в повседневной жизни.

    Задача воспитателя в том, чтобы при помощи искусства повлиять на моральные убеждения ребенка, расширить сто кругозор, научить понимать прекрасное в искусстве и жизни, научить отличать художественное от нехудожественного, идейное от безыдейного. Все это важно еще и потому, что эстетическое, как и моральное, воспитание ребенка протекает нс только под влиянием учителя. При самостоятельном чтении детьми книг и стихов, при просмотре фильмов, слушании музыки ребенку предстоит во всем разобраться самостоятельно. Систематически осуществляемое эстетическое воспитание расширяет кругозор детей, укрепляет моральные убеждения, открывает перед ними богатейший мир духовной и эмоциональной жизни.


    1. «Великая дидактика» Я.А.Коменского. Содержание воспитания и образования. Дидактические принципы. Правила, методы обучения. Требования к учителю.


    В дидактическом учении Коменского одно из важных мест занимает вопрос об общих принципах обучения, которые обычно называют дидактическими принципами. Принципы обучения подразумевает те положения общеметодического характера, на которые опирается обучение и учение вообще. В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения.

    Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

    1) принцип сознательности и активности;

    2) принцип наглядности;

    3) принцип постепенности и систематичности знаний;

    4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками.

    а) Принцип сознательности и активности

    Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отстутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм.

    Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу.

    Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: "Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)".

    Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: "Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии".

    Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: "При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает".

    Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: "Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода". Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменскийй считал бездеятельность и лень учащегося.

    Коменский считает, что "косность есть отвращение к труду в соединении с леностью. С нею связаны:

    1) беглость от работы и уклонение от задаваемых работ;

    2) вялое, холодное, поверхностное и безучастное исполнение их;

    3) медлительность и прекращение уже начатых работ".

    Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они "не думают,

    как бы приобрести самим себе свет иситинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения". Коменский считал, что изгонять лень нужно трудом.

    Воспитание активности и самостоятельности Коменский считает важнейшей задачей: "Чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и наконец, блаженства"

    б) Принцип наглядности

    Предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа.

    Для обоснования наглядности Коменский много раз приводил одну фразу: "Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении".

    Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом:

    1) "Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство".

    2) "Поэтому школы должны предоствлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций..."

    3) То, что нужно знать о вещах, должно быть "преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения".

    4) "Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами."

    То есть отсюда видно, что Коменский наглядность считал не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

    1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

    2) когда это невозможно, модели и копию предмета;

    3) картинки как изображение предмета или явления.

    Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько мы сумели внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько нам удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения.

    Для осуществления правильного наблюдения Коменский категорически требует: "Пусть будет для учащихся золотым правилом: все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязание - путем осязания. Если какие-нибудь предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами".

    в) Принцип постепенности и систематичности знаний

    Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в превую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п.

    Какое содержание вкладывает Коменский в свое основное положение -"Обучение должно вестись последовательно"

    Первое требование -должен быть установлен точный порядок обучения во времени, поскольку "порядок - душа всего".

    Второе требование - соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы "вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы".

    Третье требование касается того, чтобы "все изучалось последовательно начала и до завершения".

    Четвертое требование - "подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе.

    Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи".

    Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований.

    1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися.

    2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов.

    3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися.

    4. "Все занятия должны бать распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим".

    5. Обучение "должно идти от более общего к более частному", "от более легкого - к более трудному", "от известного - к неизвестному", "от более близкого к более отдаленному" и т.д

    "Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением".

    г) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками

    Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения.

    Принцип повторения и упражнения также стар, как и само обучение. Еще древний китайский философ Конфуций строил систему обучения на принципе повторения и упражнения. В средние века они стали универсальными методами обучения.

    Однако понимание упражнения изменялось в различные времена и эпохи в связи с изменением целей и содержания обучения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка.

    Коменский в понятия упражнения и повторения вложил новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности. Поэтому Коменский не случайно называет упражнения то практикой, то использованием, то хресисом, то автохресисом и др. "Так как только упражнение делает людей сведущими во всех вещах, искусившимися во всем и поэтому годными ко всему, мы требуем, чтобы во всех классах учащиеся упражнялись на практике: в чтении, письме, в повторении и спорах, в переводах прямых и обратных, в диспутах и декламации и т.д. Упражнения такого рода мы разделяем на упражнения: а) чувств, б) ума, в) памяти, г) упражнения в истории, д) в стиле, е) в языке, ж) в голосе, з) в правах и к) в благочестии".

    Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: "Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно". Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает:

    "Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью".

    Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся.

    Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении:

    "Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений". В одной и той же школе должен быть "один и тот же порядок и метод во всех упражнениях". "Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно".

    На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить "встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое..."

    По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо:

    "I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников"

    "II. Преподаватель убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки". "III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными".

    "IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним".

    "V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни".

    Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения:

    1. "Правила должны поддерживать и закреплять практику"

    2. "Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя".

    3. "Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу".

    "Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения". Из эти положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила не только являются крупным достижением современному Коменскому дидактики, но и поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение.

    Одновременно учитель должен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с Откровением Господним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своих учеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требование является отступлением от собственных принципов Коменского - обучение детей независимо от их вероисповедания.

    Тем не менее, слова Коменского, обращенные к учителям до сих пор звучат свежо и актуально:

    "Тщетно стремиться к улучшению методов, если не удастся изгнать из школ косность.... "

    ".... Учителя должны заботиться о том, чтобы быть для учеников в пище и одежде образцом простоты, в деятельности - примером бодрости и трудолюбия, в поведении - скромности и благонравия, в речах - искусства разговора и молчания, сбовом, быть образцом благоразумия в частной и общественной жизни".

    С точки зрения, Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием. Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образование подрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солидную теоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того, учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, оно обеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя, вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.

    Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. "Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному".

    Учитель должен быть для ученика "пампедическим наставником", то есть учить всех всему и всесторонним образом "ради доставления человеку всецелого совершенства".

    В качестве последнего наставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывали цель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно быть достигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или иным предметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного из главнейших в человеческой жизни.


    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта