Главная страница
Навигация по странице:

  • "Опыт о человеческом разуме"

  • "Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем., что они есть

  • Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизни

  • Главным принципом нравственности является добродетель.

  • «вести свои дела толково и предусмотрительно»

  • «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».

  • «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния»

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница8 из 27
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   27

    Анатолий Васильевич Луначарский – общественный деятель, нарком народного просвещения (с 1917 по 1929 год). Статья «О социальном воспитании».

    Излагая взгляды большевиков на социальное воспитание, Луначарский задавался вопросами: кто должен воспитывать детей - семья или государство; и для кого их нужно воспитывать для семьи или для государства? В обоих случаях предпочтение отдавалось общественному над личным. Пытаясь ответить на эти вопросы, Луначарский делал экскурс в историю, причем приводил некоторые совершенно фантастические сведения из области античной педагогики. Гораздо увереннее он чувствовал себя, когда обращался к характеристике классового подхода, к проблемам социального воспитания, сравнивая буржуазное и социалистическое общества.

    С точки зрения Луначарского, в раннебуржуазных государствах, в условиях жесткой конкуренции, в деле воспитания, особенно для средних классов, господствовал индивидуализм; интересы будущего собственника средств производства или вообще зажиточного человека явно превалировали над интересами не только народа, но и самого государства. Однако с конца ХХ века, когда буржуазное общество вступило в империалистическую стадию развития, и обострилась межгосударственная борьба за рынки сбыта, вопросы социализации, подготовки человека к жизни не только внутри общества, но и в интересах общества, вышли на первый план. Это и послужило причиной возникновения «новой буржуазной педагогики», идей «гражданского воспитания», доминирования единообразного общественного воспитания над семейным воспитанием.

    Вторым фактором, повлиявшим на возрастание роли общественного воспитания в буржуазном обществе, стало разрушение патриархальной семьи, появление женщин – работниц, вынужденных устраиваться на работу, чтобы дети не умерли с голоду. Матерям уже некогда заниматься воспитанием, и государство вынуждено брать заботу о воспитании детей на себя. При организации социального воспитания буржуазная власть, естественно, исходит из собственных интересов и готовит конформистов, неспособных активно участвовать в классовой борьбе.

    Совсем по – иному, с точки зрения А.В.Луначарского, будет организовано дело социального воспитания при социалистическом строе. Здесь нет классовых противоречий между людьми, а есть «объединение сил для общей цели» - построения коммунистического общества. «Социализм есть нормальное человеческое общество, его основной и главный принцип заключается в простом понятии содружества всех людей для блага всех». Отсюда следовал вывод, что при социализме будет снято противоречие между индивидуальным и общественным воспитанием. Луначарский полагал, что общая цель социального воспитания всех граждан в духе коммунизма в качестве составляющей включает в себя гармоническое развитие каждой отдельной личности.

    Что же касается возможностей семейного воспитания и его соотношения с социальным, то Луначарский разрешал эту проблему следующим образом. В классической буржуазной семье женщина, по большей части, существо «порабощенное» и воспитание детей является ее обязанностью; она становится «наседкой», а «материнская любовь … превращается в заскорузлое мещанство». Однако на империалистической стадии уже «загнивающего» капитализма женщина вынуждена идти работать. Эта тенденция, уже на новом качественном уровне, продолжится и при социализме и «раскрепостит» женщину – мать от тяжких семейных обязанностей.

    «Трудовая пчела», так называла в те годы женщину социалистического общества А.М.Коллонтай, найдет «ключи от счастья женского» (выражение Н.К.Крупской) в свободном труде на общественном производстве и в любви, не связанной буржуазными условностями, а не в мещанской семейной атмосфере. А в такой ситуации социалистическому правительству придется думать, как устроить тех детей, которые оказались за бортом семьи.

    «Чтобы устроить их, мы пригласим женщину, которая умеет быть матерью в полном смысле слова, которой не надо стирать белье, не надо ходить на фабрику и т. д., которая будет получать свой кусок хлеба именно за педагогическую работу. Она будет все время около детей, она будет давать им нужную ласку, питать их телесно и духовно. Она будет подготовлена для этого».

    Таких детей Луначарский предполагал собрать в «общий резервуар для молодого поколения», т.е. в специальные учебно-воспитательные учреждения, где заботиться о детях, воспитывать и обучать их будут специально подготовленные педагоги. Имея подобную «путеводную звезду», социалисты смогут создать в «неожиданно короткий срок» систему «нормального воспитания», подготавливающую гармонически развитых и коллективистки мыслящих людей. «Надо развить в человеке гражданина, надо развить такую личность, которая умеет жить в гармонии с другими, личность, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально».

    Величайшая индивидуализация входит в настоящую, социалистическую школу, но чем больше развивается ребенок (это мы видим в любом детском саду, в любой детской школе), тем важнее с самого раннего возраста научить его уважать социальный характер другого, создавать в играх совместное времяпрепровождение, заставлять детой сотрудничать.

    Следовательно, по мнению А.В.Луначарского нужно создать такую систему воспитания, которая будет воспитывать гармонично развитых коллективистов.

    Таким образом, в данный период был уточнен предмет социальной педагогики – изучение всех воздействий на личность; обоснованы понятия «среда», «социальное воспитание». Признавалась необходимость учета влияния среды и работы в ней, использования положительных и снижения негативных воздействий; изучалась специфика сельской и городской среды, микросредовых условий. Предложена комплексная система учреждений социального воспитания, при этом приоритет отдавался общественному воспитанию над семейным воспитанием.

    В конце 30-х гг. ХХ века социальная педагогика была объявлена буржуазной наукой, все исследования были свернуты, и в последующие годы она стала не востребованной. Термин «социальное воспитание» был заменен термином «коммунистическое воспитание».

    В своем выступлении на указанном съезде замнаркома НКП М. Н. Покровский дошел до того, что стал отрицать значение математики как науки. Он, в частности, утверждал следующее: «Что касается математики, то мнение наиболее свежих математиков из университетских профессоров таково, что это не наука с определенным конкретным содержанием, а что это определенный язык, на котором говорят». Изучение этого языка, то есть языка математики, по мнению М. Н. Покровского, должно происходить попутно, в процессе изучения физики, химии, механики, астрономии. Русский язык также должен изучаться в связи с другими дисциплинами. Отсутствие в программе словесности Покровский считал огромным плюсом, так как он, по его признанию, «давно вынес впечатление, что нельзя отбить вкус к литературе лучше, чем введением ее в форме преподавания». И далее он утверждал, что «подростки, организовав клубы, изучат сами и Тургенева, и Толстого, и Гоголя, и Пушкина».

    Таким образом, в своей борьбе против систематической науки создатели комплексных программ, руководители НКП и официальной отечественной науки были готовы ликвидировать, объявить несуществующими не только учебные предметы, но даже тысячелетиями существующие науки. Составители комплексных программ, по-видимому, вполне искренне стремились к решению следующих важнейших задач: 1) осуществить связь школы с жизнью, радикально перестроить школьное обучение, уничтожив отрыв обучения от практики, от трудовой деятельности людей; 2) привить учащимся диалектико-материалистическое мировоззрение и обеспечить материалистическое содержание школьного обучения; 3) сделать школьное обучение близким интересам ребенка и соответствующим уровню и характеру развития возрастных групп; 4) установить связь обучения с жизнью данного района (краеведческий принцип) и с сезонными явлениями природы.

    Указанные задачи были действительно актуальными. Однако введение комплексных программ не способствовало их решению. Авторы комплексных программ полагали, что внедрение их программ позволяет осуществлять на практике диалектический принцип связи явлений жизни; однако диалектический материализм имеет в виду естественные связи, а в комплексных программах устанавливались противоестественные, искусственные, надуманные связи.

    Новаторы из НКП считали, что они проводят идею связи жизненных явлений, принцип связи обучения с жизнью; они «любовались» «цельностью» программ. В действительности же комплексные программы представляли собой смесь бессистемных, клочкообразных сведений, набранных из различных областей знания и искусственно приуроченных к той или иной теме. Комплексные программы нарушали систематичность знаний, логику учебных предметов, развивали поверхность и всезнайство. На уроках говорилось о многом, но ничего не закреплялось основательно. Наука и жизнь механистически противопоставлялись друг другу, нарушалась последовательность знаний.


    1. Философские и социально-политические основы педагогической концепции Д.Локка. Идеал личности. Критика учения о врожденных идеалах. Содержание образования и его направленность. Методы воспитания и их характер.


    Джон Локк (1632—1704) — известный английский философ и педагог, оказавший серьезное влияние на последующее развитие философии и педагогики.Джон Локк родился в семье провинциального адвоката, участника революции. В школе получил схоластическое образование, потом в Оксфордском университете увлекся естественными науками, медициной, философией. По окончании университета стал домашним врачом ивоспитателем внука А. Шефтсбери — известного либерального политического деятеля.

    Основные работы:

    1690 — "Опыт о человеческом разуме".

    1693 — "Мысли о воспитании".

    Локк развил новые педагогические идеи, которые можно представить следующим образом:

    — ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

    — все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

    — воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

    — основная цель воспитания — счастье человека, опирающееся. на добродетель;

    — здоровье ребенка — первая задача воспитания;

    — пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

    — следует отказаться от принуждения в воспитании;

    — польза — вот принцип, которым следует руководствоваться в воспитании и обучении.

    Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк первым из мыслителей раскрыл личность через непрерывность сознания. Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, вопреки декартовской философии, Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

    . В эпоху становления новых общественных отношений и формирования новой философии учение средневековых неоплатоников о врожденных идеях, которым обосновывалась правомерность сословных привилегий, стало предметом острейшей полемики. Это учение поддерживалось влиятельной и весьма активной группой философов и богословов университетов Оксфорда и Кембриджа. В связи с этим нелишне напомнить, что даже такие крупные философы, современники Д. Локка, как Р. Декарт и Г. В. Лейбниц, признавали наличие врожденных идей. Однако уже предшественник Д. Локка - Ф. Бэкон и его последователь Т. Гоббс развивали сенсуалистический подход к познанию реальных явлений мира природы, хотя сам механизм приобретения, усвоения знаний индивидуумом оставался неосмысленным. Необходимость теоретического обоснования возникновения знаний, идей из мира чувств была поставлена всем ходом развития науки и общественной мысли. Пути решения этой актуальной задачи рассматривались в фундаментальном труде Д. Локка «Опыт о человеческом разумении» (1689).

    Критика Д. Локком учения о врожденных идеях и разработанная в связи с этим концепция опытного происхождения человеческого знания стали краеугольным камнем, как его теории познания, так и системы педагогических идей. История педагогики и образования.

    Локковская концепция нравственного воспитания была обусловлена отрицанием им врожденных идей и норм морали. «Естественный моральный закон», выдвинутый Д. Локком, был подчинен идее правового государства, которое должно обеспечивать реализацию стремления людей к личной безопасности и свободному пользованию своей собственностью.

    Локк внес в педагогику новые принципы: опыт как основа воспитания, практицизм- и рационализм.

    В своем труде "Опыт о человеческом разуме" Локк, утверждая, что в душе человека нет врожденных идей, доказывает, что знания, идеи, принципы он приобретает благодаря взаимодействию с предметами и людьми — средой. Источниками познания являются ощущения, т.е. впечатления, получаемые благодаря органам чувств; это самая объективная ступень знания, исключающая сомнение. Знания, полученные человеком, не являются простым отражением окружающего мира. Знания вырастают из осмысления опыта, опыт является источником познания.

    Отрицая врожденность идей (у новорожденных, например, пишет Локк, нет ни малейших признаков каких-либо идей), он отводит в развитии человека решающую роль воспитанию. Душа ребенка есть чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно, воск, из чего можно вылепить все. "Девять десятых тех людей, с которыми мы встречаемся, являются тем., что они есть, — добрыми или злыми, полезными или бесполезными — благодаря своему воспитанию. Именно оно и создает большие различия-между людьми",— пишет Локк.

    Локк выступает с отрицанием врожденных нравственных принципов. Нормы морали приобретаются человеком в процессе жизнитаким образом, не существует и врожденной порочности человека. Нравственные принципы возникают в результате опыта и воспитания и основным их критерием является полезность. Главным принципом нравственности является добродетель.Поэтому нравственный человек добродетелен, а добродетельный человек счастлив.

    Свои педагогические взгляды Локк изложил в книге «Мысли о воспитании».

    Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», а не просто человека.

    Основная цель воспитания – счастье человека, основывающееся на добродетели «добродетель в прямом смысле является высокий и трудно достижимый целью воспитания».

    Джентльмен -это дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении»,и должен обладать качествами дельца, предприимчивого человека. Он должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, т.к. школа- это учреждение, где собрана «пестрая толпа дурно воспитанных порочных мальчиков всякого состояния».

    Настоящий джентльмен воспитывается дома, ибо «даже недостатки домашнего воспитания несравненно полезнее приобретаемых в школе знаний и умений». Локк рекомендовал поручить воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

    Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные качества ребенка, «ибо сообразно различиям этих качеств должны различаться и ваши методы...».

    Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания ребенка проявить беспрекословное послушание вполне допускал телесные наказания.

    Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное - не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к богу как высшему существу.

    Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это было принято в то время. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

    Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также парфюмерным делом, лакированием и гравированием. Необходимость трудового воспитания он мотивировал тем, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку как предпринимателю. Труд предотвращает возможность вредной праздности.

    Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское любопытство, ибо из него вырастает стремление к знаниям. К детским вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей понимание и способность к самостоятельным суждениям.



    1. Отделение школы от церкви и огосударствление образовательной системы, содержание и направленность реформы школы 1918 года. Концепция единой трудовой государственной школы. Борьба за ликвидацию неграмотности.


    Первые мероприятия советской власти по изменению системы образования вызвали сопротивление многих учителей. Так, с 13 декабря 1917 г. по 11 марта 1918 г. проходила забастовка учителей.

    Забастовка учителей была объявлена Совнаркомом неза­конной, деятельность ВУСа запрещена. Одновременно советским государством были из­даны документы, в которых законодательно утверждались новые цели, задачи и программа школьного образования.

    Гуманное отношение к ребенку, необходимость создания условий для его всестороннего развития формально провозглашались важнейшими задачами новой правительственной политики в области просвещения. Воспитательные идеалы и ценности утвер­ждались во всех документах Народного Комиссариата про­свещения (Наркомпроса), созданного в 1918 г.(«Обращение народного комиссара по просвещению» (1917 г.), «Основные принципы Единой трудовой школы», «Декларация о Единой трудовой школе» (1918 г.), «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.)).

    Совместное обучение детей обоего пола должно было быть реализовано в практике советской школы. Авторы первых доку­ментов о школе полагали, что совместное обучение позво­лит лучше учитывать специфику умственных и физических способностей детей, индивидуализировать подход к ним.

    В документах Наркомпроса говорилось, что воспитать че­ловека-гуманиста сможет только учитель, принявший социалистическую идею. Поэтому большое внимание начали уделять подготовке новых учителей.

    Руководители Наркомпроса – A.В. Луначарский, Н.К. Крупс­кая, М.Н. Покровский – говорили о том, что воспитание человека в духе гуманизма связано с фор­мированием именно коммунистической убежденности.

    На сме­ну народным школам, гимназиям, реальным училищам, лицеям должна была прийти Единая трудовая школа, кото­рая, по замыслам советской власти, призвана была стать мощным фактором формирования свободной, демократичес­ки ориентированной личности нового человека.

    В документах о школе того времени много внимания уде­лялось развитию в ней самоуправления как средства демократизации всего учебно-воспитательного процесса.

    Главным направлением Единой трудовой шко­лы было развитие здорового ребенка, для чего в школы вводили спортивные занятия.

    На основе идей и документов Наркомпроса осенью 1918 г.. была предпринята попытка реализа­ции концепции Единой трудовой школы, делившейся на две ступени: I ступень для детей от 8 до 13 лет (пятилетний срок обучения) и II ступень для подростков и юношей 14-17 лет (четырехлетний курс обучения). Школьному обучению дол­жен был предшествовать детский сад для детей от 6 до 8 лет.

    Идеи гуманизации и демократизации образования требовали новых форм и ме­тодов учебно-воспитательной деятельности. Единая трудовая школа должна была стать центром организации детской жиз­ни, процесс обучения и воспитания планировался как круг­логодичный. Зимой дети должны были учиться в школах, посещать заводы и фабрики, а летом участвовать в произво­дительном труде в городе и деревне, применяя на практике полученные в школе знания, умения и навыки. В школах поощрялись самостоятельные занятия и выполнение творчес­ких заданий: сочинения, рефераты, конкурсы на лучшую работу, самостоятельные опыты в лабораториях, работа в читальнях, подготовка вечеров, утренников и т.д.

    26 декабря 1919 года был принят декрет "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР", который обязывал все население от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном или русском языке. По всей стране появились десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных. Учителя, грамотные комсомольцы, коммунисты и др. посланные партией грамотные люди занимались с тремя, четырьмя и даже с одиночками, обучали их грамоте и письму. Это был всенародный поход против безграмотности.

    1. 1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   27


    написать администратору сайта