Главная страница
Навигация по странице:

  • Образовательная система России на рубеже XIX - XX

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница16 из 27
    1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   27

    Влияние христианства на развитие образования и педагогической мысли. Роль византийской культуры на формирование ценностных ориентации древнерусского образования.


    К Х в. на территории восточно-славянских земель сложилось государство – Киевская Русь. Специфика образования и воспитания в Киевской Руси главным образом определялась ее зависимостью от православной христианской традиции. Однако средневековая христианская педагогика на Руси значительно отличалась от западно-европейского воспитания и образования. Через пять столетий после распространения христианства в Западной Европе, в 988 г. Киевская Русь принимает крещение, и господствующим официальным вероисповеданием становится восточный византийский вариант христианства – православие. Вместе с культурной традицией православия Русь воспринимает от Византии и образовательные традиции, основанные на античных образцах, что благоприятно сказывается на развитии русского просвещения.

    Кроме того, на становление древнерусского воспитания и обучения заметное влияние оказала общеславянская традиция образования, особенно древнеболгарская. В 863 г. братья-монахи Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку – кириллицу, которая основывалась на традициях греческого алфавита, но учитывала фонетический строй старославянского языка. Постепенно азбука приспособилась и к специфике древнерусского языка, оформившегося к ХI–ХII вв. Старославянский, а затем древнерусский язык с понятным для русского человека правописанием и произношением стал не только языком церковных ритуалов, но и, в отличие от Западной Европы, языком просвещения. Под влиянием православия образование на родном языке стало доступным самым широким слоям населения, однако это отдаляло содержание обучения и воспитания на Руси от богатейшего наследия Античности, которое активно использовалось в европейской традиции. Содержание образования исчерпывалось изучением священных текстов без их толкования, «житийной» литературы (жития святых), некоторых фольклорных произведений. Языковой барьер затруднял доступ к произведениям, написанным на латыни, что ощутимо сужало круг научного и философского знания.

    В 1054 г. в процессе официального разделения восточной и западной ветвей христианства Русь, заняв позицию Византии, старалась придерживаться самобытной традиции образования, противопоставленной европейской, которая ассоциировалась у Русской православной церкви с католичеством. Если в Х–ХI вв. в монастырях и культурных центрах велась работа по переводу греческих и латинских книг, соответствовавших православным представлениям о мире, на древнерусский язык, то к ХII в. она практически затихла. Это предопределило дальнейшее развитие воспитания и обучения в Русском государстве вплоть до ХVIII в. Сильное влияние на идеал древнерусского образования оказали ценности православия, согласно которым каждый человек должен верить в Бога (именно поэтому русское население называлось «крестьянами», т. е. «христианами») и эта истинная вера должна стать основой воспитания и обучения. На пути приобщения к Богу русский человек ориентировался не на рациональное осмысление окружающего мира, а на внутреннее самосовершенствование, достигаемое в смиренной праведной жизни. Таким образом, педагогическое воздействие нацеливалось на «душевное строительство», определив отношение к знаниям как к нравственно-духовной ценности.

    В ХV в. Византийская империя пала под натиском турецких завоевателей, усилилось противостояние православия и католицизма, что заставило Русь отказаться от использования в обучении византийских традиций и ранее переведенных античных источников. На Руси стали почти враждебно относиться ко всему западному, в том числе и к образованию. Косвенным следствием влияния православия можно считать то, что сложившаяся система образовательных институтов просуществовала без значительных изменений до эпохи реформ Петра I. Кроме того, в России не создавались школы различного типа, развитие которых было характерным для средневековой Европы; предпосылки возрожденческих тенденций так и не осуществились в ренессансе образования; на русской почве вплоть до ХVIII в. так и не появились университетские центры науки и образования.

    Обучение грамоте и основам наук в школе было второстепенным по отношению к чтению православной литературы и осуществлялось только в этой связи. Основной формой получения образования стало семейное воспитание, которое проходило под руководством «мастера грамоты» – бродячего монаха, обучавшего детей на дому. В то время как в средневековой Европе сложилось сословие профессиональных учителей, главной фигурой древнерусского образования стал человек духовного звания – носитель ценностей православной культуры. Если в Х–ХI вв. распространение просвещения на Руси как условия расширения сферы влияния православия было заботой государства, то позднее с упрочением Русской православной церкви образование и устройство школ перешло в ведение самой церкви.


    1. Образовательная система России на рубеже XIX- XX вв.: основные типы учебных заведений, их задачи. Особенности учебно-воспитательного процесса, программно-методическое обеспечение. Роль общественной инициативы в развитии школьного дела. Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения.


    На рубеже ХIХ–ХХ вв. в России полностью сложилась национальная система образования, состоящая из учебных заведений различных уровней, имеющих разное ведомственное подчинение. На уровне начального образования школа в России к началу ХХ в. функционировала как многотипная, например, по данным исследований, в это время действовало около 60 типов начальных учебных заведений, имевших различные уставы и программы. Самыми распространенными среди них были сельские одноклассные и двухклассные народные училища (см. 9.2), в них предполагался уровень элементарного образования, содержание обучения оставалось традиционным. Осознавая необходимость модернизации начального образования, Министерство народного просвещения выдвинуло новые требования к организации педагогического процесса в народных училищах: требования сознательности, последовательности и прочности запоминания. Наряду с этим вводилась ранняя профессионализация образования, выразившаяся во введении в школьные программы курсов ремесла и различных видов труда. В 1902 г. Министерством народного просвещения была создана комиссия по пересмотру планов и программ народных училищ, однако вплоть до революции 1917 г. они так и не были изменены.

    Среди церковных школ, подчиненных Священному Синоду, наибольшее распространение в этот период получили одноклассные и двухклассные церковно-приходские училища и школы грамоты (см. 9.2). Учебные планы и программы этих школ утверждались Священным Синодом, на предметы, связанные с преподаванием религии, в них отводилась почти половина учебного времени, учителями были приходские священники.

    В городах основным типом начальной школы были городские училища, многоклассные и одноклассные, содержание и деятельность которых определялась Положением 1872 г.

    В начале ХХ в. классная система в них была заменена предметной, что не сказалось на качестве подготовки, которое продолжало оставаться низким. В результате в 1912 г. все городские училища были преобразованы в высшие начальные училища, в которых предусматривался четырехгодичный курс обучения на базе одноклассного начального училища, программа обучения в них была расширена за счет включения алгебры, геометрии и физики. В этих преобразованиях усматривалась попытка сблизить программы обучения начальной и средней школы, однако перейти из высшего начального училища в среднюю школу было возможно только в первом или втором классе.

    Среди начальных школ, находившихся в подчинении других ведомств, выделялись учебные заведения, действовавшие в казачьих войсках, и начальные училища для детей железнодорожников. Содержание обучения в них состояло из элементарных знаний и основ реальных предметов. Из-за недостатка государственных школ оставались широко востребованными частные школы, подчинявшиеся Министерству народного просвещения. Учебные планы и программы этих учебных заведений утверждались попечителями учебных округов, а выбор учебных предметов предоставлялся их учредителям. Во всех начальных школах учебный год был непродолжительным – от 90 до 180 дней в году, в некоторых сельских школах имело место второгодничество из-за коротких сроков обучения и его неэффективности.

    На ступени среднего образования в конце ХIХ – начале ХХ в. функционировали традиционные типы учебных заведений. Центральное место в системе средних школ в России занимали мужские классические гимназии (курс обучения 8 лет с дополнительным классом), выпускники которых пользовались преимущественным правом поступления в университет. Классический компонент содержания обучения претерпел некоторые изменения, уменьшилась значимость изучения древних языков, были введены естествознание, природоведение, законоведение, начала философии. Более низкий статус был у реальных училищ, основная цель деятельности которых заключалась в том, «чтобы доставлять учащемуся в них юношеству общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний». В конце ХIХ в. общеобразовательная подготовка в реальных училищах была усилена: к основным шести классам добавились подготовительные. Во многих гимназиях и училищах классы были переполнены (по 50–60 человек при норме в 40). В 1906 г. был утвержден новый учебный план реальных училищ, который предусматривал при успешной сдаче экзамена по латинскому языку возможность поступления в университет.

    В 1900-х гг. в плане организации образования в России особую актуальность приобретают вопросы создания национальных школ, расширения сферы женского образования, юридического и материального положения учителей. В 1896 г. возникает новый тип средней школы – коммерческие училища, которые учреждаются отраслевыми министерствами. В организации обучения в коммерческих училищах не было строгого регламента, поэтому здесь создавался простор для творчества учителя. Появляются новые учебные заведения, организованные по образцу реформаторских экспериментальных школ Западной Европы и США, например уже упоминавшаяся школа Е.С. Левицкой в Царском Селе (1900), гимназии Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906), О.Н. Яковлевой в Голицине (1910). Складывается система технического образования, состоящая из начальных ремесленных училищ, низших и средних технических училищ. Характерной чертой развития школы этого периода становится появление «вольных» школ с самоуправлением детей и родителей и «сельских» гимназий. К сожалению, появление новых типов образовательных учреждений, основанных на передовых педагогических идеях, находилось в сфере частной и общественной инициативы.

    На рубеже ХIХ–ХХ вв. в России создаются воспитательно-образовательные учреждения, отличающиеся от традиционной школы содержанием воспитания и обучения и его организацией: «Дом свободного ребенка» К.Н. Вентцеля, «Сетлемент» С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. Так, в «Сетлементе» («Культурном поселке») к 1906 г. была создана целая система детских учреждений – детский сад, экспериментальная начальная школа, школьный клуб, в котором проводились занятия с подростками, закончившими городские училища, ремесленные мастерские, где дети наряду с овладением слесарным, столярным, швейным, переплетным делом получали общеобразовательную подготовку. В 1908 г. «Сетлемент» был закрыт, но к 1909 г. это общество возродилось под названием «Детский труд и отдых». Важное место среди учреждений общества занимала колония С.Т. Шацкого «Бодрая жизнь», на базе деятельности которой педагог вывел своею теорию создания коллектива посредством труда. Уже в 1912 г. у педагога возник замысел создания Опытной станции по детскому воспитанию, включавшей в себя «все возрастные группы детей и главные виды работы с ними, начиная от детского сада и кончая школой второй ступени, вместе с работой клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии».


    1. Типы учебных заведений. Содержание, методы, характер обучения и воспитания. Педагогические идеи в памятниках древнерусской литературы (Поучение князя Владимира Мономаха детям, Изборник, Слово о законе и благодати и т.д.).



    В Киевской Руси пробуждается помышление о воспитании нравственной ответственности перед отечеством наравне с религиозными святынями. Воспитание на героических традициях предков, верности величию и независимости Руси рассматривается как государственная задача: "Похвалим же и мы нашего учителя и наставника Владимира, его деда Игоря и отца Святослава, которые мужеством и храбростью прослыли"; "и пока стоит мир, не передай нас в руки чужеземцев", – пишет митрополит Киева Илларион (XI в.) в "Слове о Законе и Благодати".

    Вдохновенным источником патриотического воспитания оказалась "Повесть временных лет" (XI – начало XII вв.), авторы которой призывали князей к единению. О высоких идеалах воспитания, зарождении чувства народного единства в Древней Руси свидетельствует замечательный памятник культуры – "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). "Слово" поражает не только литературными достоинствами, но и пронзительной силой любви к общему отечеству.

    Растет и укрепляется уважительное отношение к образованным людям: "Уж ты, гой еси Добрынюшка Никитич млад... У тебя рука легка и перо востро". Народная педагогика свидетельствует об идеальном образе грамотных богатырей, которые не только умели читать и писать, но и владели иностранным языком, играли в шахматы. Прославляются умудренные книжной мудростью люди. Как писал Даниил Заточник: "Очи мудрого в разуме, а безумного очи как во тьме глядят. Мудрый человекь – умный друг, а неразумный – недруг... Посылая в путь мудрого, мало его наставляй, а посылая глупого, сам не поленись пойти". Возникает и иной идеальный образ женщины – умной, образованной, привлекательной, набожной: "Вы ишшите мне невестушку хорошую, вы хорошую и пригожую, штобы лицом красна и умом сверстна, штобы умела русскую грамоту и четью-петью церковному".

    Проблемы познания, воспитания и обучения в свете православия тщательно изучались первыми русскими книжниками. Ими ставятся задачи воспитания высоких моральных качеств, идеалов служения родной земле. Так, Кирилл Туровский (ок. 1130–1182) в "Притче о человеческой душе и теле", обратившись к ветхозаветному изречению "не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из божьих уст", утверждает силу божественного знания и уверяет, что успех воспитания основан на вере в Бога. Туровский ориентируется на психологию, чувства человека, показывает разнообразие человеческого поведения. Он говорит, что знания приобретаются с помощью "человеческих уд" (чувств). Построив педагогические взгляды на борьбе в человеке двух начал – добра и зла, Туровский обличает моральные пороки одних современников и восхваляет добродетели других. Основным мерилом воспитанности он считает правдивость: "Когда начнет в правде пребывать человек, то приемлет старейшинство над ним божественная сила". Туровский был страстным поборником книжного просвещения: "Как капля камень точит, так и чтение книг с разумом избавит от греховных пут".

    Климент Смолятич (ум. после 1164), по свидетельству современников, имел дар учительства и обладал большими знаниями. Он полагал, что истоками познания должны быть одновременно Библия и природа – творение божественной мудрости. Призывая к учению, Смолятич отстаивал право на изучение античной литературы и философии, представители которой "среди греческих столпов славнейшими были". Смолятич настаивает на роли жизненного опыта и силе разума в становлении человека: "Размышляй, милый, размышлять надлежит и знать, как все существует, и управляется, и совершенствуется силой Божьей".

    Начала учительства, воспитания высокой морали пронизывают "Повесть временных лет". В летописи отношение к прошлому оказывается способом поучительных уроков для современников. Человеку предоставляется возможность выбора между добром и злом. Эти понятия вполне конкретны. Зло – все, что несет разорение родной земле, носители его – те князья, кто затевают усобицы, приводят "поганых" на Русь. Добро – то, что умножает славу и благополучие Руси, христианское просвещение. Носителями добра названы Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, первые русские князья Олег, Игорь, Святослав.

    Дидактизмом, стремлением воспитать определенные качества в человеке, избавить его от греха отличались "Слова" или "Поучения". Их авторы объясняли "новообращенным" христианам обязанности по отношению к богу, правила поведения в храме и в быту и пр. В одном из первых русских памятников учительской литературы – "Поучении Луки Жидяты" (XI в.) автор наставляет азам новой веры, говорит о необходимости доброго отношения друг к другу, милосердии: "любовь имейте ко всякому человеку", "прощайте брат брату и всякому человеку". Лука осуждает ханжество, злопамятство, заносчивость, сквернословие, грубые языческие нравы.

    Едва ли не первым педагогическим сочинением на Руси было "Слово о чтении книг", составленное в 1076 г. киевским книжником Иоанном. В "Слове" указано, что вера – не единственный критерий воспитанности человека: "вера без дела мертва есть, так же как и дело без веры". В изборнике порицаются "неиаучающиеся", считаются благочестивыми нс тс, кто непрестанно молится, соблюдает посты, посещает храм, а те, кто творит богоугодные дела. Главным средством совершенствования названа книга. Значение книг для человека сравнивается с оружием для воина, с ветрилами (парусом) для корабля.

    Важные сведения о воспитательных идеалах содержат поучения киевских князей. В качестве образцов можно указать на "Изборник Святослава" (1076) и "Поучение Владимира Мономаха детям" (1096). Один из главных пунктов "Изборника" Святослава – восхваление учения книжного. "Изборник" был первой попыткой изложить византийский курс свободных искусств: поэтики, риторики, истории, философии, естественных наук. Давались материалы для запоминания и ответы, вводившие в круг христианских идей и представлений. Курс был кратким и сравнительно легкодоступным. Владимир Мономах (1053–1125) достойными подражания считает тех, кто "владел учением книжным". Одним из главных средств воспитания названо образование. Он приводит в пример своего отца – князя Всеволода, изучившего пять языков. Сам Мономах, судя по "Поучению", был весьма начитан и образован для своего времени. Князь ввел в педагогический оборот приобретенный запас книжной мудрости. "Поучение" требует воспитания любви к Богу и страха божьего, строгого выполнения церковных обрядов. В документе подтверждается патриархально-семейная педагогическая традиция: почитание старших, отец как наивысший авторитет и главный образец для подражания. Мономах побуждает к практическому мышлению, деятельности. Многократно повторяются советы не отлынивать от работы, творить добро, вести деятельную жизнь, учиться, не преступать клятвы, не забывать убогих, не убивать ни правого, ни виноватого. Пафос моральнопедагогической проповеди Мономаха – труд и человеколюбие. Мономах далек от идеалов аскетического воспитания. Князь пишет: помните, что "не пост, не уединение, не монашество спасает вас", а лишь добрые дела.

    1. 1   ...   12   13   14   15   16   17   18   19   ...   27


    написать администратору сайта