Главная страница
Навигация по странице:

  • Влияние общественно-политического подъема начала XX

  • ответы на вопросы. Перечень вопросов для итогового контроля


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеПеречень вопросов для итогового контроля
    Анкорответы на вопросы
    Дата06.07.2021
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла1Voprosy_k_ekzamenu_po_Fil_i_ist_obr_7199927_2_7230817.doc
    ТипДокументы
    #223531
    страница15 из 27
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27

    Проблема возникновения славянской письменности, складывание Древнерусского государства и потребность в распространении грамотности.


    Роль великих просветителей Кирилла и Мефодия в развитии культуры древних славян огромна. Они создали славянскую письменность на основе собственного алфавита, благодаря им появилось письмо, что позволило верно излагать исторические события, составлять документы. Братья перевели на славянский язык всю необходимую церковную каноническую и литургическую литературу. Рубеж К—К веков - начало триумфального шествия созданной Кириллом и Мефодием письменности по всем славянским странам. Изучением возникновения и распространения славянской письменности на протяжении долгого времени занимались и занимаются различные исследователи: В.А. Истрин, Г.А. Хабургаев, Т.И. Бе-лозерова, Е.М. Стригин, П.М. Кралюк, А.И. Смирнов, Т.В. Рождественская. По многим вопросам существуют общепринятые в лингвистике позиции, но некоторые до сих пор остаются спорными.

    Наиболее обсуждаемым является вопрос о происхождении азбуки. Существуют различные точки зрения относительно истории создания и времени возникновения разных систем письма.

    Традиционно принято считать, что до IX века славяне не имели письменности. Однако существует «альтернативное» мнение о том, что славянская азбука возникла очень давно и является прототипом других систем письменности систем. Некоторые факты свидетельствуют о существовании в дохристианскую эпоху славянского письма.

    В IX веке почти в одно и то же время у славян возникли две азбуки: глаголица и кириллица. Первоначально они были очень похожи между собой. На протяжении веков азбуки претерпели значительные изменения: стал другим их буквенный состав, появилось иное написание и звуковое значение некоторых букв, изменились названия букв.

    На раннем этапе развития славянской письменности глаголица и кириллица использовались параллельно. Глаголица как книжное письмо просуществовала вплоть до XII века. На ней написаны «Зографское Евангелие», «Ассемантиево Евангелие», «Мариинское Евангелие», а также «Синайская Псалтырь». На утверждение кириллицы и прекращение активного применения глаголического письма в создании книг указывает часть Синайского сборника.

    М.А. Селищев, П.И. Шафарик, К.М. Щепкин, П.И. Ягич и другие исследователи полагали, что более древним письмом являлась глаголица, созданная Кириллом. Но она оказалась не очень удобной для славян. Кириллическое же письмо появилось в Болгарии как результат ассимиляции уже существовавшего на этой территории греческого письма - византийского торжественного письма (унциала) и некоторых элементов глаголической азбуки, передававших отдельные особенности языка славян. Примечательно, что названия букв в азбуке славян (кроме «кси», «пси» и «фиты») отличаются от греческих.

    Существую исследователи, полагающие, что кириллицу создал один из учеников Кирилла - Климент Охридский, назвав её в честь великого просветителя Кирилла; по другой версии, кириллица появилась благодаря Константину Болгарскому. Весьма интересна позиция, согласно которой автором кириллицы является Кирилл, который создал это письмо подобно греческому мистическому, сакральному алфавиту, тогда как в основе глаголицы лежит латинская несакральность.

    Однако при всём многообразии взглядов, учёные едины во мнении, что создателями славянской письменности являются Кирилл и Мефодий. Славянское письмо было создано специально для записи основ христианского вероучения. Великие просветители заложили основы течения в христианстве, которое принято называть «Кирилло-Мефодиевская традиция». Их учение основывалось признании христианства идеальной формой единой веры. Кирилл и Мефодий пытались примирить между собой различные христианские общности, прежде всего на уровне богослужения.

    Дело солунских братьев продолжили их последователи и ученики, которые сыграли неоценимую роль в распространении письменности в других странах. В X веке славянская письменность появляется в Чехии, Болгарии, Сербии, Древней Руси.

    Великая Моравия стала первой страной, в которой в IX веке были заложены основы славянской письменной традиции. После смерти Мефодия всех сторонников великих просветителей изгнали из Моравии, а работы Кирилла и Мефодия уничтожили. Ученики Мефодия вынуждены были отправиться в Хорватию, в Болгарию и Македонию, чтобы продолжить дело солун-ских братьев.

    Кирилло-Мефодиевская традиция была очень популярна среди славянских народов. В Македонии были созданы рукописи, ее отражающие. Охридская книжная школа была основана учеником Кирилла и Мефодия Климентом Охридским. Этот последователь

    великих просветителей проповедовал христианские заповеди. Его работы имели поучительный и похвальный характер. Поучительные «слова» Климента представляют собой небольшие произведения, написанные доступным языком. В них нет сюжетов, связанных с толкованием тайного смысла библейских текстов или догматов христианства. Многие из них можно считать идеальными проповедями, приуроченными к определённым церковным праздникам. Чтобы данные тексты были ясными и доступными пастве, Климент при их создании несколько ограничивал свои творческие способности. Создавая гимнографические тексты, он руководствовался одним правилом -«стремился облегчить простым священникам исполнение их обязанностей». Климент Охридский и Константин Преслав-ский положили основы славянской гимно-графии. На рубеже IX-X веков Климент «пополнил азбуку своего учителя несколькими недостающими буквами».

    Из последователей Кирилла и Мефо-дия особую роль в распространении славянской письменности сыграл Феофилакт. Он преподавал в патриаршей школе, первым получил статус магистра риторов. Феофи-лакт написал объяснение к Новому Завету и к части книг Ветхого Завета. Среди его работ следует выделить полемический трактат «В чём обвиняются латиняне?». В работах Феофилакта Кирилл и Мефодий показаны как представители культурной сферы Византии, которые действовали в среде варваров. Они прекрасно владели греческим языком, Кирилл хорошо знал и языческую, и христианскую литературу. Следовательно, и «сама славянская письменность оказывалась даром византийского мира болгарскому народу». Перу Феофилакта принадлежат стихотворения, речи, письма и агиографическое сочинение «Пространное Житие Климента Охридского». В нем Климент предстает человеком, выполняющим важную миссию, болгарским епископом, занимавшимся просветительской деятельностью в окрестностях Охридского озера. Фе-офилакт замечал, что праздничные «слова» Климента необычайно просты, ясны и доступны. Традиция развития славянской

    письменности, заложенная в деятельности Климента Охридского, сохранилась в среде греческого духовенства, имеющего отношение к Охридской кафедре.

    Важную роль в распространении славянской письменности и древнеславянской литературы сыграла Болгария. Здесь появляется Преславская книжная школа, переписываются богослужебные книги Кирилла и Мефодия, переводятся книги с греческого языка на славянский. При царе Симеоне, который ввел в церкви богослужение на славянском языке, отстранил греческих священников, то есть способствовал развитию книжности славян, Болгария достигла наибольшего политического могущества и культурного расцвета. Ученики, последователи и преемники Кирилла и Мефодия -Климент Охридский, Наум Охридский, Константин Преславский, Григорий Мних и другие - продолжали дело выдающихся деятелей христианского просвещения: переводили произведения и создавали оригинальные, составляли сборники, занимались обучением. В Болгарии жил и черноризец Храбр, который создал произведение «О письменах», повествующее о начале славянской письменности, в котором обозначаются основные этапы развития письма.

    Болгария стала центром распространения славянской письменности. Значение этого периода огромно, поскольку это время зарождения древнеболгарской литературы. При преемнике Симеона Петре просветительская деятельность ослабевает. В то же время угасает процесс формирования славянской литературы как славяноязычного подобия византийской церковной литературы.

    Великая деятельность учеников Кирилла и Мефодия и их последователей охватила все виды богослужебных книг (Триоди, Требник, Октих), что находит подтверждение в памятниках древнейшей славянской гимно-графии. С точки зрения распространения славянской письменности несомненную ценность представляют созданные в Болгарии тексты историко-эсхатологической направленности. Важным произведением становится «Болгарская апокрифическая летопись», которая была написана в XI веке. Эсхатоло-

    гические настроения появились в произведениях болгарских книжников в связи с участившимися набегами кочевников из-за Дуная, что способствовало распространению среди образованных славян элементов богомильского учения. На рубеже ХП-ХШ веков как определённая реакция на обострение военно-политических настроений появляются эсхатологические сочинения и новые переводы апокрифов с греческого.

    В Х-ХШ веках распространение славянской письменности происходило достаточно сложно. С течением времени менялись и условия развития книжности славян. Известно, что от эпохи Кирилла и Мефодия до нашего времени не дошло ни одной рукописи. Произведения, созданные учениками великих просветителей и сохранившиеся в списках, связанных с Охридской и Пре-славской книжными традициями, представляют собой литургические книги, богослужебные тексты, памятники агиографии. Постепенное перемещение славянского языка из области богослужения в сферу культуры активизировало деятельность славянских книжников в плане создания и редактирования памятников, которые подчёркивают святость и богоизбранность болгарского языка и славянской письменности.

    Следует отметить, что Климент Охридский и Наум Охридский вели активную деятельность по распространению письменности, однако различные источники Х1-ХШ веков сохранили мало указаний на нее. Имя Климента упоминается в месяцесловах, создаётся «Краткое житие Климента». В XIII веке среди южных славян благодаря русскому монашеству был весьма известен «Пролог» Константина Моки-сийского, но жития Климента и Наума не были включены в этот сборник. Изменений не произошло и в XIV веке, когда «Пролог» Константина Мокисийского был заменён метрическим. Бесспорно, значение Климента и Наума в распространении славянской письменности трудно переоценить. В результате плодотворной деятельности просветительских школ, созданных под их руководством в Охриде и Преславле, существенно расширился круг образованных людей.

    Высокая духовная культура проникала также и в соседние славянские страны. Помимо болгарской особое внимание следует уделить сербской письменности. Своё начало обе они берут в Охридской школе Х-ХТ веков, но по сути своей очень разнятся. Сербская книжная традиция была нацелена на сохранение и воспроизведение древнейших книг, а болгарские тексты не указывают на время, место и обстоятельства создания оригиналов. Более бережное, чем в Болгарии, отношение к памятникам древнейшей славянской письменности в Сербии объясняется многими причинами. Прежде всего этому поспособствовала сравнительно благоприятная политическая обстановка Сербии. Иерусалимский богослужебный устав начал вводится в сербской церковной практике в начале ХП века, что сказалось на сборниках уставных чтений. Постепенно сербская церковь стала играть важную роль в распространении славянской письменной традиции практически на всей территории Охридской архиепископии. В конце ХГУ века в Сербии формируется летописный жанр. Увеличение территории Сербии оказало значительное влияние на возрождение славянской культуры в Македонии.

    С принятием христианства в Киевской Руси постепенно туда переместился центр славянской письменности и культуры. Кириллица была принята на Руси с конца Х века. Появилась единая система письменности, что способствовало значительному развитию славянской культуры. Благодаря деятельности великих просветителей и их последователей появились славянские тексты, знакомившие население с азами христианства, нормами христианского мира, способствующие его просвещению. На старославянский язык была переведена необходимая духовная литература. Это явилось непосредственным импульсом для дальнейшего распространения христианства на Руси. Уже в ХТ веке появляются летописи, которые представляют собой историческое повествование, а также оригинальные произведения. Берестяные грамоты свидетельствует о широком распространении грамотности. В развитии просвещения на Руси, создании древнейших литературных ценностей роль христианства несомненна.

    Таким образом, в возникновении и распространении славянской письменности огромно значение деятельности великих просветителей Кирилла и Мефодия и не менее важна роль их учеников и последователей.

    Относительно двух славянских азбук до сих пор ведутся споры. При всем многообразии мнений исследователей, мы придерживаемся традиционной точки зрения: более древняя азбука - глаголица, созданная Кириллом, тогда как кириллическая азбука появилась на основе глаголицы и греческого уставного письма. Создателем кириллицы

    является Климент Охридский. Поскольку кириллица стала удобной формой письма, она постепенно вытеснила глаголицу. После официального принятия славянскими странами христианства упорядоченная, графически простая кириллица стала орудием государственного религиозного культа. Она получает широкое распространение и становится основой современной графики.

    Распространение славянской письменности - процесс сложный и длительный, который смело можно считать «становлением и образованием славянского языка ... преображением самой стихии славянской мысли и самой души народа» 


    1. Влияние общественно-политического подъема начала XX века на образование и политику правительства в области народного просвещения. Введение всеобщего начального бесплатного образования как одна из важнейших задач власти и общества.


    Самодержавие, церковь, официальная печать и различные реакционные политические организации прилагали все усилия к удержанию народа в повиновении. В деле народного образования по-прежнему главную ставку правительство делало на церковно-приходские школы и классические гимназии, но эта ставка в новых условиях оказалась битой. До середины 90-х годов рост церковно-приходских школ опережал земские и городские начальные школы. В годы первой русской революции, а также в десятилетие 1907—1917 гг. наблюдался повсеместный упадок церковно-приходского образования. Многие родители, особенно в городах, забирали своих детей из церковно-приходских школ.

    Классические гимназии оказывались все более чуждыми жизненным потребностям. В 1905 — 1906 гг. забастовки стали повседневным явлением в жизни гимназий, реальных и коммерческих училищ, учительских институтов и других учебных заведений. Учащиеся требовали перемен в школьном режиме, коренной реформы школ.

    Сложнее приходилось правительству с высшей школой. Масса студентов была преимущественно демократической и настроена революционно. Студенты выступали нередко вместе с рабочими в демонстрациях, принимали участие в забастовках. Дворянская и буржуазная верхушка обеспеченного студенчества была немногочисленной и неавторитетной в студенческой среде. Эта верхушка, чуждая революционности, сплотившаяся в начале века в группу «академистов», протестовала против участия студентов в политической жизни. Но даже «академисты» объявили реакционный университетский устав 1884 г. «ненормальным явлением» и призывали вести «борьбу за академическую свободу, на академической почве, академическими средствами».

    Правительство вело настоящую войну со студентами. Студентов сдавали в солдаты. Демократические студенческие организации — землячества, артели, союзы, кружки — запрещались и разгонялись. Царские министры народного просвещения Н. П. Боголепов, Л. А. Кассо, А. Н. Шварц предпринимали «опустошительные набеги» на университеты (да и не только на университеты!). Усилиями реакции был почти совершенно обескровлен старейший университет России — Московский; в 1911 г. из него вынуждено было уйти около 130 профессоров и преподавателей, не угодных правительству. Новороссийский университет в Одессе был доведен до полного упадка; оттуда выжили всех прогрессивно настроенных профессоров, провели в проректоры заведомого черносотенца. В университетских помещениях были размещены городовые. Все это было особенно характерным для 1907—1917 гг. Многие кафедры пустовали. Только в университетах в 1909 г. ИЗ кафедр оставались незамещенными. Число университетов в России в 1917 г. оставалось почти на том уровне, которого оно достигло к 80-м годам прошлого века. Был открыт только один новый университет в Саратове в 1909 г. Но все усилия правительства не смогли помешать известному росту высшего образования. Число учащихся высших технических, сельскохозяйственных, медицинских учебных заведений значительно возросло в годы революции 1905 — 1907 гг. Открылись Высшие женские курсы в Казанщ Киеве, Одессе, Тифлисе. В 1906 г. был открыт Психоневрологический институт в Петербурге, а в 1910 г.— Высшие курсы при биологической лаборатории профессора П. Ф. Лесгафта. В университетах в 1895 г. насчитывалось 14 тыс. студентов, в 1905 г. — 24,5 тыс., в 1907 г. — 35,3 тыс., в 1913 г. — 35,7 тыс. студентов. За три года революционных потрясений (1905—1907) число студентов увеличилось на 10 тыс.

    Россия продолжала остро нуждаться в образованных кадрах, просто в грамотных людях. По уровню образования она стояла далеко от первых мест среди буржуазных стран той эпохи. Один учащийся средней школы в России приходился на 564 человека населения страны, тогда как во Франции — примерно на 300 жителей, в Англии — на 202, в Пруссии — на 122, а в США — на 83 человека. Из-за нехватки школ и учителей очень много детей школьного возраста оставались за порогом школы. В 1910 г. отказано было в приеме в начальную школу почти миллиону детей. В проекте речи, написанной для выступления большевистского депутата в IV Государственной думе, Ленин заметил: «Итак, детей в школьном возрасте 22%, а учащихся 4,7%, то есть почти впятеро меньше!! Это значит, что около четырех пятых детей и подростков в России лишено народного образования!!

    Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания,— такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России» '. Ленин ссылался на официальные данные, согласно которым в России грамотные составляли всего 21% населения, а за вычетом детей дошкольного возраста, т. е. детей до 9 лет,—27%. Гневное обвинение царскому самодержавию прозвучало на всю Россию в речи, произнесенной 4 нюня 1913 г. А. Е. Бадаевым на заседании Государственной думы. Оратору не дали закончить речь. Его лишили слова за выражение: «Не заслуживает ли это правительство, чтобы народ его выгнал?..»

    Против правительства и сил реакции выступали в деле просвещения две силы, два направления — пролетарская демократия, представленная прежде всего рабочей марксистской революционной партией, поддерживаемая радикально настроенными мелкобуржуазными слоями, и либеральная буржуазия. При вполне понятной классово различной направленности рабочей и буржуазной демократий конкретные представители их нередко выступали вместе в тех или иных просветительных начинаниях.

    Пролетарская партия отчетливо выразила стремления народов России к просвещению и образованию в программных документах РСДРП (б), в статьях Ленина, в ряде выступлений партийной я рабочей печати, с трибуны Таврического дворца. В программе, принятой на II съезде партии в 1903 г., выдвинуты требования о праве населения получать образование на родном языке, праве, обеспечиваемом созданием за счет государства и органов самоуправления необходимых для того школ, об отделении церкви от государства и школы от церкви1 2. Создать школы, свободные от поповщины, бесплатные, связанные с жизнью и производством, дающие массам начала демократического научно обоснованного мировоззрения, с преподаванием на родном языке,— вот чего добивалась пролетарская демократия. За широкую демократизацию образования выступали также радикально настроенные слои мелкой буржуазии: крестьянские и «крестьянствующие» демократы. Многие из них справедливо видели в просветительно-образовательной программе рабочей демократии и свою программу.

    Буржуазные либералы стремились взять руководство всем просвещением и народным образованием в свои руки. Еще с 90-х годов в либеральных кругах выдвигалась идея всеобщего обучения, вносились предложения о разработке новых школьных программ, но все это мыслилось при сохранении самодержавного строя.

    Под влиянием революционного подъема в начале XX в. их оппозиционность усилилась. Даже в таком относительно консервативном слое буржуазной интеллигенции, каким была профессура высших учебных заведений, зрело понимание органической враждебности самодержавия духу науки и просвещения. В «Записке о нуждах просвещения» 342 ученых, которую предполагалось огласить 12 января 1905 г. на праздновании 150-летнего юбилея Московского университета, говорилось: «Угрожающее состояние отечественного просвещения не дозволяет нам оставаться безучастными и вынуждает нас заявить наше глубокое убеждение, что академическая свобода несовместима с современным государственным строем России. Для достижения ее недостаточны частичные поправки существующего порядка, а необходимо полное и коренное его преобразование».

    Чаяния буржуазной демократии в России отразились в решениях нелегальных учительских съездов периода русской революции (три таких съезда в 1905—1906 гг. состоялись в Финляндии), в постановлениях и деятельности тогда же возникшего Всероссийского союза учителей и деятелей но народному образованию. Демократический характер носили и национальные учительские союзы (украинский, литовский, латышский и ДР-). Буржуазно-демократические устремления то более, то менее отчетливо, но постоянно проявлялись на многочисленных и бурных съездах и совещаниях по вопросам образования в годы между первой и второй буржуазно-демократическими революциями в России, а также при Временном правительстве.

    1. 1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   27


    написать администратору сайта